teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Чем была известна ассирия. Древняя ассирийская империя

  • Где находится Ассирия

    «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» (Быт. 10:11,12)

    Ассирия – одно из величайших государств древнего мира, вошедшее в историю благодаря своим выдающимся воинским походам и завоеваниям, культурным достижениям, искусству и жестокости, знанию и силы. Как и на все великие державы древности, на Ассирию можно смотреть разными глазами. Именно Ассирия обладала первой профессиональной, дисциплинированной армией древнего мира, армией-победительницей, заставлявшей трепетать в страхе соседние народы, армией сеющей ужас и страх. Но именно в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала сохранилась необычайно большая и ценная коллекция глиняных табличек, ставшей ценнейшим источником для изучения науки, культуры, религии, искусства и быта тех далеких времен.

    Где находится Ассирия

    Ассирия в моменты своего высочайшего развития владела обширными территориями как междуречья Тигра и Евфрата, так и обширным восточным побережьем Средиземного моря. На восток владения ассирийцев простирались почти до Каспийского моря. Сегодня на территории бывшего ассирийского царства находятся такие современные страны как Ирак, Иран, часть Турции, часть Саудовской Аравии.

    История Ассирии

    Величие Ассирии, впрочем, как и всех великих держав, в истории проявилось не сразу, ему предшествовал долгий период формирования и зарождения ассирийской государственности. Сформировалась эта держава из кочевых пастухов-бедуинов, некогда обитающих в аравийской пустыни. Хотя пустыня там сейчас, а раньше там была очень даже приятная степь, но климат изменился, пришли засухи и многие пастухи-бедуины вследствие этой причины предпочли переселиться на плодородные земли в долине реки Тигр, где основали город Ашшур, он то и стал началом создания могучего Ассирийского государства. Местоположение Ашшура было выбрано очень удачно – он находился на пересечении торговых путей, по соседству располагались другие развитые государства древнего мира: Шумер, Аккад, интенсивно торговавшие (но не только, порой и воевавшие) друг с другом. Одним словом, очень скоро Ашшур превратился в развитый торговый и культурный центр, где главенствующую роль играли купцы.

    На первых порах Ашшур – сердце ассирийской державы, как и сами ассирийцы, не имел даже политической самостоятельности: сперва он находился под контролем Аккада, затем перешел во власть вавилонского царя Хаммурапи, знаменитого своим кодексом законов, затем под властью Митании. Под властью Митании Ашшур пробыл целых 100 лет, хотя, разумеется, он имел и свою автономность, во главе Ашшура стоял правитель-ном, бывший своего рода вассалом митанского царя. Но вот в XIV в. до н. э. Митания пришла в упадок и Ашшур (а вместе с ним и ассирийский народ) обрел подлинную политическую независимость. С этого момент начинается славный период истории ассирийского царства.

    При царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 год до н. е. Ашшур, или же Ассирия превращается в настоящую сверхдержаву древности, в качестве внешней политике выбрано активное воинственное расширение, ведутся постоянные победоносные войны с соседями, приносящие в страну приток золота, рабов, новых земель и связанных с ними выгод. И вот уже воины воинственного ассирийского царя маршируют по улицам древнего Вавилона: вавилонское царство, некогда само правившее ассирийцами и высокомерно считающее себя их «старшими братьями» (ничего не напоминает?) повержено своими бывшими поданными.

    Своим блистательным победам ассирийцы обязаны очень важной военной реформе, которую провел царь Тиглапаласар, — именно он создал первую в истории профессиональную армию. Ведь раньше как было, армии составлялась в основном из землепашцев, на период войны сменявших соху на меч. Теперь же она была укомплектована из профессиональных воинов, не имеющих своих земельных участков, все расходы по их содержанию оплачивало государство. И вместо того чтобы пахать землю в мирное время они все свое время совершенствовали военное мастерство. Также большую роль в победе ассирийских войск сыграло применение металлического оружия, активно вошедшего в то время в обиход.

    Ассирийский царь Саргон II правивший с 721 по 705 год до н. е. укрепил завоевания своего предшественника, окончательно покорив Урартское царство, бывшее последним сильным противником, стремительно набирающей силы Ассирии. Правда Саргону сами того не ведая помогли , напавшие на северные границы Урарту. Саргон же, будучи умным и расчетливым стратегом, просто не мог не воспользоваться такой прекрасной возможностью, чтобы окончательно добить своего уже ослабленного противника.

    Падение Ассирии

    Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.

    Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.

    Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.

    Культура Ассирии

    Несмотря на то, что ассирийское государство оставило недобрый след в древней истории, тем не менее, в период своего расцвета оно имело немало культурных достижений, о которых нельзя не упомянуть.

    В Ассирии активно развивалась и процветала письменность, создавались библиотеки, крупнейшая из них, библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала 25 тысяч глиняных табличек. По грандиозному замыслу царя, библиотека, служившая по совместительству и государственным архивом, должна была стать не много не мало, а хранилищем всех знаний, когда-либо накопленных человечеством. Чего тут только нет: и легендарный шумерский эпос и Гильгамеше, и работы древних халдейских жрецов (а по сути ученых) по астрономии и математике, и древнейшие трактаты по медицине дающие нам интереснейшие сведения об истории медицины в древности, и бесчисленные религиозные гимны, и прагматические хозяйственные записи, и скрупулезные юридические документы. При библиотеке работала целая специально обученная команда писцов, в чьи задачи входило переписывать все значительные произведения Шумера, Аккада, Вавилонии.

    Значительное развитие получила и архитектура Ассирии, ассирийские зодчие достигли немалого мастерства в постройке дворцов, храмов. Некоторые украшения ассирийских дворцов, являются великолепными примерами ассирийского искусства.

    Искусство Ассирии

    Знаменитые ассирийские барельефы, бывшие некогда внутренними украшениями дворцов ассирийских царей и дожившие до нашего времени дают нам уникальную возможность прикоснуться к ассирийскому искусству.

    В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нем прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей – высокомерных, жестоких, могущественных, грозных. Таковыми они и были в реальности.

    Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование искусства.

    Религия Ассирии

    Религия древнего ассирийского государства во многом была заимствована из Вавилона и многие ассирийцы покланялись тем же самым языческим богам, что и вавилоняне, но с одним существенным отличием — в качестве верховного бога почитался истинно ассирийский бог Ашшур, считавшийся начальником даже над богом Мардуком – верховным богом вавилонского пантеона. В целом боги Ассирии, как впрочем и Вавилона, чем то похожи на богов античной Греции, они могущественны, бессмертны, но в то же время обладают слабостями недостатками простых смертных: могут быть завистливыми или прелюбодейничать с земными красавицами (как это любил делать Зевс).

    У разных групп людей, в зависимости от рода занятий, мог быть разный бог-покровитель, которому те отдавали больше всего почестей. Была сильна вера в различные магические церемонии, равно как и магические амулеты, суеверия. Часть ассирийцев сохраняла пережитки еще более древних языческих верований тех времен, когда их предки еще были кочевыми пастухами.

    Ассирия – мастера войны, видео

    И в завершение предлагаем вам посмотреть интересный документальный фильм об Ассирии на канале Культура.


  • Ассирия была регионом на Ближнем Востоке, который под Нео-ассирийской империей достиг из Месопотамии (современный Ирак) через Малую Азию (современную Турцию) и вниз через Египет. Империя началась скромно в городе Ашур (известном как Субарту шумерам), расположенном в Месопотамии к северо-востоку от Вавилона, где торговцы, которые торговали в Анатолии, становились все более богатыми, и это богатство позволило росту и процветанию города. Согласно одной интерпретации отрывков в библейской Книге Бытия, Ашур был основан человеком по имени Ашур, сын Сима, сына Ноя, после Великого Потопа, который затем продолжил искать другие важные ассирийские города. Более вероятно, что город был назван Ашур после божества этого имени когда-то в 3-м тысячелетии до нашей эры; имя того же бога является источником для «Ассирии». Библейская версия происхождения Ашура появляется позже в историческом отчете после того, как ассирийцы приняли христианство, и поэтому считается, что это переинтерпретация их ранней истории, которая больше соответствовала их системе убеждений. Ассирийцы были семитскими людьми, которые изначально говорили и писали Аккадский, прежде чем более простой в использовании арамейский язык стал более популярным. Историки разделили подъем и падение ассирийской империи на три периода: «Старое королевство», «Средняя империя» и «Поздняя империя» (также известная как Нео-ассирийская империя), хотя следует отметить, что история ассирийцев продолжалась в прошлом и в настоящее время ассирийцы проживают в регионах Ирана и Ирака, а также в других местах. Ассирийская империя считается величайшей из империй Месопотамии из-за ее пространства и развития бюрократии и военных стратегий, которые позволили ей расти и процветать.

    СТАРЫЙ КОРОЛЕВСТВО
    Хотя город Ашур существовал с 3-го тысячелетия до нашей эры, сохранившиеся руины этого города относятся к 1900 году до нашей эры, который теперь считается датой основания города. Согласно ранним надписям, первым царем была Тудия, а те, кто следовал за ним, были известны как «короли, которые жили в палатках», предлагая пастырскую, а не городскую общину. Однако Ашур был, безусловно, важным торговым центром даже в это время, хотя его четкая форма и структура неясны. Король

    Эришум Я построил храм Ашура на сайте в. 1900/1905 г. до н.э., и это стало признанной датой основания фактического города на участке, хотя, очевидно, какая-то форма города, должно быть, существовала там до этой даты. Историк Вольфрам фон Соден пишет:

    Из-за нехватки источников очень мало известно об Ассирии в третьем тысячелетии … Ассирия иногда принадлежала Империи Аккад, а также третьей династии Ура. Нашими основными источниками этого периода являются многотысячные ассирийские письма и документы из торговых колоний в Каппадокии, главным из которых был Канеш (современный Культепе) (49-50).

    Торговая колония Карум Канеш (Порт Канеш) была одним из самых прибыльных центров торговли на древнем Ближнем Востоке и, безусловно, самым важным для города Ашур. Торговцы из Ашура поехали в Канеш, создали предприятия, а затем, после того как они положили доверенных сотрудников (как правило, членов семьи), вернулись в Ашур и контролировали их деловые отношения оттуда. Историк Павел Кривачек отмечает:

    В течение нескольких поколений процветали торговые дома Карума Канеш, а некоторые стали чрезвычайно богатыми - древние миллионеры. Однако не все дела были сохранены в семье. У Ашура была сложная банковская система, а часть капитала, финансировавшая анатолийскую торговлю, приходилась на долгосрочные инвестиции независимых спекулянтов в обмен на определенную часть прибыли. О сегодняшних товарных рынках мало что говорит о том, что старый ассирий не узнал быстро (214-215).

    Восхищение Ашура
    Богатство, полученное от торговли в Карум-Канеш, обеспечило людям Ашура стабильность и безопасность, необходимые для расширения города, и поэтому заложили основу для роста империи. Торговля с Анатолией была одинаково важна для обеспечения ассирийцев сырьем, из которого они смогли совершенствовать ремесло железной промышленности. Железное оружие ассирийских военных окажет решающее преимущество в кампаниях, которые покорят весь регион Ближнего Востока. Однако, прежде чем это могло произойти, политический ландшафт должен был измениться. Люди, известные как хурьяны и хатти, держали господство в регионе Анатолии, а Ашур, на север в Месопотамии, оставались в тени этих более могущественных цивилизаций. В дополнение к Хатти были люди, известные как аморреи, которые неуклонно поселялись в этом районе и приобретали больше земли и ресурсов. Ассирийский король Шамаши Адад I (1813-1791 гг. До н. Э.) Вывел аморрейцев и обеспечил границы Ассирии, утверждая, что Ашур является столицей его королевства. Хатти продолжал оставаться доминирующим в регионе, пока они не вторглись и не ассимилировались хеттами в c. 1700. Однако задолго до этого они перестали быть столь же серьезной проблемой, как город на юго-запад, который медленно набирал силу: Вавилон. Аморреи были растущей силой в Вавилоне в течение по крайней мере 100 лет, когда аморрейский король по имени Синь Мубаллит взял трон и, в. 1792 г. до н. Э. Его сын, царь Хаммурапи, восшел к власти и покорил земли ассирийцев. Примерно в это же время закончилась торговля между Ашуром и Карумом Канешем, так как Вавилон теперь стал известен в регионе и взял под контроль торговлю с Ассирией.

    Вскоре после смерти Хаммурапи в 1750 году до нашей эры Вавилонская империя распалась. Ассирия снова попыталась утвердить контроль над регионом, окружающим Ашур, но кажется, что короли этого периода не справились с задачей. В регионе разразилась гражданская война, и стабильность не была восстановлена ​​до царствования ассирийского царя Адаси (ок. 1726-1691 гг. До н. Э.). Адаси смог обеспечить регион, и его преемники продолжали свою политику, но не смогли или не желали участвовать в расширении королевства.

    СРЕДНЯЯ ИМПЕРИЯ
    Огромное Королевство Митанни поднялось из области восточной Анатолии и в настоящее время удерживает власть в районе Месопотамии; Ассирия попала под их контроль. Нашествия хеттов при царе Суппилулиуме Я сломал силу Митанни и заменил царей Митанни хеттскими правителями одновременно с тем, что ассирийский король Эриба Адад I смог получить влияние в суде Митанни (ныне главным образом хеттском). Ассирийцы теперь получили возможность заявить о своей автономии и начали расширять свое королевство от Ашура до районов, ранее принадлежавших Митанни. Хеттцы отступили назад и смогли удерживать ассирийцев в страхе до тех пор, пока король Ашур-Убаллит I (c.1353-1318 гг. До н. Э.) Не победил оставшиеся силы Митанни под командованием хеттов и захватил значительную часть региона. Его сменили два короля, которые поддерживали то, что было выиграно, но дальнейшее расширение не было достигнуто до прихода короля Адада Нирари I (1307-1275 гг. До н. Э.), Который расширил ассирийскую империю на севере и юге, вытеснив хеттов и завоевывая их основные опорные пункты. Адад Нирари I - первый ассирийский король, о котором все известно с уверенностью, потому что он оставил надписи о своих достижениях, которые сохранились в основном неповрежденными. Кроме того, сохранились письма между ассирийским царем и хеттскими правителями и ясно дали понять, что изначально ассирийские правители не воспринимались всерьез теми из других народов в регионе, пока они не оказались слишком могущественными, чтобы сопротивляться. Историк Уилл Дюрант комментирует рост ассирийской империи:

    Если мы должны признать имперский принцип - что хорошо, ради распространения закона, безопасности, торговли и мира, что многие государства должны быть приведены путем убеждения или силы под руководством одного правительства, тогда нам следует признает Ассирию отличием, установленным в Западной Азии, более масштабной мерой и областью порядка и процветания, чем этот регион Земли, насколько нам известно, пользовался раньше (270).

    ПОЛИТИКА АССИРИНСКОЙ ДЕФОРТЫЦИИ
    Адад Нирари Я полностью покорил Митанни и начал то, что станет стандартной политикой в ​​ассирийской империи: депортацией крупных слоев населения. С Митанни под ассирийским контролем Адад Нирари я решил, что лучший способ предотвратить будущее восстание - это удалить бывших жителей земли и заменить их ассирийцами. Однако это не следует понимать как жестокое обращение с пленниками. Говоря об этом, историк Карен Раднер утверждает,

    Депортированные, их труд и их способности были чрезвычайно ценны для ассирийского государства, и их переселение было тщательно спланировано и организовано. Мы не должны представлять себе пути безнадежных беглецов, которые были легкой добычей для голода и болезней: депортированные должны были путешествовать максимально комфортно и безопасно, чтобы добраться до места назначения в хорошей физической форме. Всякий раз, когда депортации изображаются в ассирийском имперском искусстве, мужчины, женщины и дети показывают, что они путешествуют группами, часто ездят на транспортных средствах или животных и никогда в связях. Нет никаких оснований сомневаться в этих изображениях, поскольку ассирийское повествовательное искусство не уклоняется от графического проявления экстремального насилия (1).

    Депортированные были тщательно отобраны для своих способностей и отправлены в регионы, которые могли бы максимально использовать их таланты. Не все в завоеванном населении были выбраны для депортации, и семьи никогда не были разделены. Те части населения, которые активно сопротивлялись ассирийцам, были убиты или проданы в рабство, но общее население стало поглощаться растущей империей и считалось ассирийцами. Историк Гвендолин Лейк пишет об Ададе Нирари I, что «процветание и стабильность его правления позволили ему участвовать в амбициозных строительных проектах, строить городские стены и каналы и восстанавливать храмы» (3). Он также обеспечил основу для империи, на которой его преемники будут строить.

    АССИРИЙСКИЙ ЗАВИСИМОСТЬ МИТАННИ И ХИТИТЕЛЕЙ
    Его сын и преемник Шальманер, я завершил уничтожение Митанни и поглотил их культуру. Шальманер Я продолжил политику своего отца, в том числе переселение населения, но его сын Тукульти-Нинурта I (1244-1208 гг. До н. Э.) Пошел еще дальше. По словам Лейка, Тукульти-Нинурта я «был одним из самых известных ассирийских солдатских королей, которые беспрестанно проводили кампанию за сохранение ассирийских владений и влияния. Он отреагировал с впечатляющей жестокостью на любые признаки восстания »(177). Он также очень интересовался приобретением и сохранением знаний и культур народов, которых он завоевал, и разработал более сложный метод выбора того, какого рода человек или сообщество будут перемещены и в какое конкретное место. Например, книжники и ученые были тщательно отобраны и отправлены в городские центры, где они могли бы помочь каталогизировать письменные работы и помогать бюрократии империи. Грамотный человек, он составил эпическое стихотворение, в котором рассказывал о своей победе над касситским царем Вавилона и подчинением этого города и районам, находящимся под его влиянием, и написал другую о своей победе над эламитами. Он победил хеттов в битве при Нихрии в c. 1245 г. до н.э., что фактически положило конец хеттской власти в регионе и начало упадка их цивилизации. Когда Вавилон совершил вторжения на ассирийскую территорию, Тукульти-Нинурта я жестоко наказал город, уволив его, разграбляя священные храмы и неся король и часть населения обратно в Ассур в качестве рабов. С его разграбленным богатством он отремонтировал свой величественный дворец в городе, который он построил напротив Ассура, который он назвал Кар-Тукульти-Нинуртой, которому он, похоже, отступил, когда волна популярного мнения повернулась против него. Его осквернение храмов Вавилона было расценено как преступление против богов (поскольку ассирийцы и вавилоняне разделяли многие из тех же божеств), и его сыновья и судебные чиновники восстали против него за то, что он положил руку на товар богов. Он был убит во дворце, вероятно, одним из его сыновей, Ашуром-Надин-Апли, который затем взял трон.

    TIGLATH PILESER I & REVITALIZATION
    После смерти Тукульти-Нинурты I, ассирийская империя попала в период застоя, в котором она не расширялась и не уменьшалась. В то время как весь Ближний Восток упал в «темный век» после так называемого краха эпохи бронзы c. 1200 г. до н.э., Ашшур и его империя оставались относительно нетронутыми. В отличие от других цивилизаций в регионе, которые понесли полный крах, ассирийцы, похоже, испытали что-то более близкое к простому переходу вперед. Нельзя сказать, что империя «застопорилась», потому что культура, включая акцент на военную кампанию и ценность завоевания, продолжалась; однако не было существенного расширения империи и цивилизации, как это было при Тукульти-Нинурте I.

    Все это изменилось с подъемом Тиглата Пилезера I на трон (царствовал c 1115-1076 гг. До н. Э.). По словам Лейка:

    Он был одним из самых важных ассирийских царей этого периода, в основном из-за его широкомасштабных военных кампаний, его энтузиазма в отношении проектов строительства и его интереса к коллекции клинописных планшетов. Он широко выступал в Анатолии, где он покорил многочисленные народы и отважился на Средиземное море. В столице Ассур он построил новый дворец и создал библиотеку, в которой хранились многочисленные таблички по всем видам научных предметов. Он также издал законный декрет, так называемые Средние ассирийские законы, и написал первые королевские летописи. Он также был одним из первых ассирийских царей, которые заказывали парки и сады с чужими и родными деревьями и растениями (171).

    Тиглат Пилезер I активизировал экономику и военные благодаря его кампаниям, добавляя в Ассирийскую империю больше ресурсов и квалифицированных групп населения. Грамотность и искусство процветали, а инициатива по сохранению, которую царь принял в отношении клинописных табличек, послужит образцом для более поздней правителя, знаменитой библиотеки Ашурбанипала в Ниневии. После смерти Тиглата Пилезера I его сын Ашарид-апал-экур взял трон и правил в течение двух лет, в течение которого он продолжал политику своего отца без изменений. Его сменил его брат Ашур-бель-Кала, который изначально правил успешно, пока его не оспаривает узурпатор, который бросил империю в гражданскую войну. Несмотря на то, что мятеж был подавлен, и участники были казнены, беспорядки позволили некоторым регионам, которые были крепко удержаны Ассирией, чтобы освободиться, и среди них была область, известная как Эбер Нари (современная Сирия, Ливан и Израиль), которая была особенно что важно для империи из-за устоявшихся морских портов вдоль побережья. Арамеяне теперь держали Эбер Нари и начали совершать вторжения оттуда в остальную часть империи. В это же время амориты Вавилона и город Мари утвердились и попытались разбить владение империей. Короли, которые следовали за Ашур-бель-Калой (в том числе Шалманезер II и Тиглат Пилезер II), сумели сохранить ядро ​​империи вокруг Ашшура, но не смогли повторно захватить Эбер Нари или полностью вывести арамейцев и аморрейцев из границ. Империя неуклонно сокращалась из-за неоднократных нападений извне и восстаний изнутри и, не имея достаточного для того, чтобы возродить армию, Ассирия снова вступила в период застоя, в котором они держали все, что могли, от империи, но ничего не могли сделать.

    НЕО-АССИРСКАЯ ИМПЕРИЯ
    Поздняя империя (также известная как Нео-ассирийская империя) является наиболее знакомой студентам древней истории, поскольку это период наибольшего расширения империи. Это также эпоха, которая наиболее решительно дает Ассирийской империи репутацию, которую она имеет для безжалостности и жестокости. Историк Кривачек пишет:

    Ассирия, несомненно, должна быть среди самых печальных извещений любого государства в истории. Вавилон может быть из-за коррупции, декаданса и греха, но ассирийцы и их знаменитые правители с такими ужасающими именами, как Шальманер, Тиглат-Пилесер, Сеннахирим, Эсархаддон и Ашурбанипал, оценивают в популярном воображении чуть ниже Адольфа Гитлера и Чингисхана за жестокость, насилие и явная жестокая дикость (208).

    Хотя историки склонны уклоняться от аналогии, возникает соблазн увидеть ассирийскую империю, которая доминировала на Ближнем Востоке с 900-612 до н.э., как исторический предводитель нацистской Германии: агрессивный, убийственно мстительный режим, поддерживаемый великолепной и успешной войной машина. Как и в случае с немецкой армией Второй мировой войны, ассирийская армия была наиболее технологически и доктринально продвинутой в свое время и впоследствии была образцом для других поколений. Ассирийцы первыми широко использовали железное оружие [и] не только железное оружие, превосходящее бронзу, но и массовое производство, позволяющее на самом деле оснастить очень большие армии (12).

    Хотя репутация решительной, безжалостной военной тактики понятна, сравнение с нацистским режимом в меньшей степени. В отличие от нацистов ассирийцы обращались с захваченными людьми, которых они хорошо перемещали (как уже говорилось выше), и считали их ассирийцами, как только они подчинялись центральной власти. В ассирийской политике не было понятия «мастер-гонки»; все считались активом империи, родились ли они ассирийцами или были ассимилированы в культуру. Кривачек отмечает: «По правде говоря, ассирийская война не была более жестокой, чем у других современных государств. И, действительно, не были ассирийцы, особенно жестокие, чем римляне, которые делали ставку на свои дороги, тысячи жертв распятия умирали в агонии »(209). Таким образом, единственным справедливым сравнением между Германией в годы Великой Отечественной войны и ассирийцами является эффективность военных и численность армии, и такое же сравнение может быть сделано с древним Римом.

    Эти массивные армии все еще лежали в будущем, однако, когда к власти пришел первый царь нео-ассирийской империи. Возникновение царя Адада Нирари II (примерно 912-891 гг. До н. Э.) Привело к оживлению Ассирии. Адад Нирари II вновь захватил земли, которые были потеряны, включая Эбер Нари, и обеспечил границы. Побежденные арамейцы были казнены или депортированы в районы в центре Ассирии. Он также завоевал Вавилон, но, изучая ошибки прошлого, отказался грабить город и вместо этого заключил мирное соглашение с королем, в котором они вышли замуж за дочерей друг друга и обещали взаимную лояльность. Их договор обеспечит Вавилон в качестве могущественного союзника вместо многолетней проблемы в течение следующих 80 лет.

    ВОЕННОЕ РАСШИРЕНИЕ И НОВЫЙ ВЗГЛЯД БОГА
    Короли, которые следовали за Ададом Нирари II, продолжали ту же политику и военную экспансию. Тукульти Нинурта II (891-884 г. до н. Э.) Расширил империю на север и получил дальнейшую территорию к югу в Анатолии, тогда как Ашурнасирпал II (884-859 гг. До н. Э.) Объединил правила в Леванте и распространил ассирийское господство через Ханаан. Их наиболее распространенный метод завоевания - это осадная война, которая начнется с жестокого нападения на город. Англим пишет:

    Больше всего на свете ассирийская армия преуспела в осадной войне и, вероятно, была первой силой, которая вела отдельный корпус инженеров … Нападение было их главной тактикой против сильно укрепленных городов Ближнего Востока. Они разработали множество методов для прорыва стен противника: саперов применяли для подрыва стен или зажигания под деревянными воротами, а пандусы были выброшены, чтобы позволить людям пройти через валы или попытаться пробить верхнюю часть стены где он был наименее толстым. Мобильные лестницы позволяли атакующим пересекать рвы и быстро атаковать любую точку обороны. Эти операции были охвачены массами лучников, которые были ядром пехоты. Но гордость ассирийского блока осады была их двигателями. Это были многоэтажные деревянные башни с четырьмя колесами и башня сверху и одна, или порой две, таранные бараны у основания (186).

    Продвижение военной техники не было единственным или даже основным вкладом ассирийцев, поскольку в это же время они достигли значительного прогресса в медицине, опираясь на основы шумеров и опираясь на знания и таланты тех, кто были завоеваны и ассимилированы. Ашурнасирпал II сделал первые систематические списки растений и животных в империи и привез с собой книжников в кампанию по записи новых находок. Школы были созданы во всей империи, но были только для сыновей богатых и дворян. Женщинам не разрешалось посещать школу или занимать руководящие должности, хотя ранее в Месопотамии женщины пользовались почти равными правами. Снижение прав женщин коррелирует с ростом ассирийского монотеизма. Поскольку ассирийские армии проводили кампанию по всей земле, их бог Ашур пошел с ними, но, поскольку Ашур ранее был связан с храмом этого города и там только поклонялся, новый способ воображения бога стал необходимым для продолжения этого поклонения в других местах. Кривачек пишет:

    Можно было бы молиться Ашуру не только в собственном храме в его собственном городе, но и в любом месте. Когда ассирийская империя расширила свои границы, Ашур встретился даже в самых отдаленных местах. От веры в вездесущего бога к вере в единого бога не долгий шаг. Поскольку Он был повсюду, люди пришли к пониманию того, что в каком-то смысле местные божества были просто разными проявлениями того же Ашура (231).

    Это единство видения верховного божества помогло еще больше объединить регионы империи. Различные боги покоренных народов и их различные религиозные практики погрузились в поклонение Ашуру, который был признан одним истинным богом, которого в прошлом называли разными именами разными людьми, но которые теперь были ясно известны и могли должным образом поклоняться как всеобщее божество. Относительно этого, Кривачек пишет:

    Важные последствия имели вера в трансцендентность, а не имманентность божественного. Природа стала десакрализованной, деконсервированной. Поскольку боги были вне и над природой, человечество - согласно месопотамской вере, созданной по подобию богов и служащим богам, должно быть вне и над природой тоже. Человеческая раса, вместо неотъемлемой части естественной земли, теперь была ее начальником и ее правителем. Новое положение позднее было подытожено в Бытие 1:26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию нашему, и пусть у него будет власть над рыбой моря и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всяким пресмыкающимся, пресмыкающимся на земле ». Это очень хорошо для людей, явно выделенных в этом отрывке. Но для женщин это представляет собой непреодолимую трудность. В то время как мужчины могут обманывать себя и друг друга, что они находятся снаружи, выше и превосходят природу, женщины не могут так дистанцироваться, поскольку их физиология делает их ясными и, очевидно, частью естественного мира … Не случайно даже сегодня эти религии уделять больше внимания абсолютной трансцендентности Бога и невозможности представить себе Его реальность, должны отводить женщин на более низкую ступень существования, их участие в публичном религиозном богослужении допускается только неохотно, если вообще (229-230).

    Ассирийская культура стала все более сплоченной с расширением империи, новым пониманием божества и ассимиляцией людей из завоеванных регионов. Шальманер III (859-824 гг. До н. Э.) Расширил империю через побережье Средиземного моря и получил дань уважения от богатых финикийских городов Тир и Сидон. Он также победил армянское королевство Урарту, которое долгое время оказывало значительную неприятность ассирийцам. Однако после его царствования империя разразилась в гражданской войне, так как король Шамши Адад V (824-811 гг. До н. Э.) Сражался со своим братом за контроль. Хотя восстание было подавлено, расширение империи прекратилось после Шальманера III. Регент Шаммурамат (также известный как Семирамис, ставший мифической богиней-царицей ассирийцев в более поздних традициях) провел трон для своего маленького сына Адада Нирари III с. 811-806 гг. До н. Э. И в то время обеспечил границы империи и организовал успешные кампании по подавлению мидийцев и других неприятных популяций на севере. Когда ее сын достиг совершеннолетия, она смогла передать ему стабильную и значительную империю, которую затем расширил Адад Нирари III. Однако после его правления его преемники предпочли покоиться на достижениях других, а империя вошла в другой период застоя. Это было особенно опасно для военных, которые томились под королями, такими как Ашур Дэн III и Ашур Нирари V.

    ВЕЛИКИМИ КОРОЛЯМИ НЕОССИРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
    Империю оживил Тиглат Пилешер III (745-727 гг. До н. Э.), Который реорганизовал вооруженные силы и реструктурировал бюрократию правительства. По словам англичан, Тиглат Пилесер III «провел обширные реформы армии, восстановил центральный контроль над империей, отвоевал Средиземное море и даже подчинил Вавилон. Он заменил воинскую повинность [в армии] наложенным на каждую провинцию трудовым правом, а также потребовал контингенты из вассальных государств »(14). Он победил царство Урату, которое долго беспокоило ассирийских правителей и покорило регион Сирии. Под властью Тиглат Пилесер III ассирийская армия до этого времени стала самой эффективной военной силой в истории и обеспечила бы модель для будущих армий в организации, тактике, подготовке и эффективности.

    Тиглат Пилешер III сопровождался Шалманезером V (727-722 гг. До н. Э.), Который продолжал политику короля, и его преемник, Саргон II (722-705 гг. До н. Э.), Улучшил их и расширил империю дальше. Несмотря на то, что правление Саргона II оспаривалось дворянами, которые утверждали, что он незаконно захватил трон, он поддерживал сплоченность империи. Следуя примеру Тиглата Пилезера III, Саргон II смог довести империю до самой большой высоты. За ним последовал Сеннахирим (705-681 гг. До н. Э.), Который широко и беспощадно проводил кампанию, завоевывая Израиль, Иудею и греческие провинции в Анатолии. Его мешок Иерусалима подробно описан в «Тейлорской призме», клинописном блоке, описывающем военные подвиги Сеннахириба, который был обнаружен в 1830 году британским полковником Тейлором, в котором он утверждает, что захватил 46 городов и захватил жителей Иерусалима в городе до тех пор, пока он переполнил их. Однако его рассказ оспаривается версией событий, описанных в библейской книге II Царств, главы 18-19, где утверждается, что Иерусалим был спасен божественным вмешательством, и армия Сеннахириба была изгнана с поля. Однако библейский отчет связывает ассирийское завоевание региона.

    Военные победы Сеннахириба увеличили богатство империи. Он перенес столицу в Ниневию и построил так называемый «Дворец без соперника». Он украсил и улучшил первоначальную структуру города, посадил сады и сады. Историк Кристофер Скарр пишет:

    Дворец Сеннахириба имел все обычные принадлежности крупной ассирийской резиденции: колоссальные фигуры опекунов и впечатляющие резные каменные рельефы (более 2000 скульптурных плит в 71 номере). Его сады тоже были исключительными. Недавние исследования британской ассириолога Стефани Далли предположили, что это были знаменитые Висячие сады, одно из семи чудес древнего мира. Позже писатели разместили Висячие сады в Вавилоне, но обширные исследования не нашли никакого следа. Гордый рассказ Сеннахириба о дворцовых садах, которые он создал в Ниневии, подходит к висячим садам в нескольких значительных деталях (231).

    Игнорируя уроки прошлого, однако, не довольный своим великим богатством и роскошью города, Сеннахирим выгнал свою армию против Вавилона, уволил ее и разграбил храмы. Как и ранее в истории, грабежи и разрушения храмов Вавилона рассматривались как высота святотатства жителей региона, а также сыновья Сеннахирима, которые убили его в его дворце в Ниневии, чтобы успокоить гнев богов. Хотя они, несомненно, были бы мотивированы на то, чтобы убить своего отца на престоле (после того как он выбрал своего младшего сына, Эсархаддон, как наследник в 683 году до н. Э., Обманывая их), для этого им была бы нужна законная причина; и разрушение Вавилона обеспечило их одним.

    Его сын Эсархаддон (681-669 гг. До н. Э.) Взял трон, и одним из его первых проектов было восстановление Вавилона. Он издал официальное провозглашение, в котором утверждалось, что Вавилон был уничтожен волей богов из-за нечестивости города и отсутствия уважения к божественному. Нигде в его прокламации не упоминается Сеннахириб или его роль в разрушении города, но ясно, что боги выбрали Эсархаддон как божественное средство для восстановления: «Однажды во время правления предыдущего правителя были плохие предзнаменования. Город оскорбил своих богов и был разрушен по их приказу. Они выбрали меня, Эсархаддон, чтобы восстановить все до своего законного места, успокоить свой гнев и успокоить их ярость ». Император процветал при его царствовании. Он успешно завоевал Египет (который Сеннахирих попытался и не смог сделать) и установил границы империи как далеко на север, так как горы Загрос (современный Иран) и на юг, до Нубии (современный Судан) с пролетом с запада на восток Левант (современный Ливан в Израиль) через Анатолию (Турция). Его успешные кампании и тщательное поддержание правительства обеспечили стабильность достижений в области медицины, грамотности, математики, астрономии, архитектуры и искусства. Дюрант пишет:

    В области искусства Ассирия сравнялась с ее наставником Вавилонией и в барельефе превзошла ее. Стимулированные притоком богатства в Ашур, Калах и Ниневию, художники и ремесленники начали выпускать - для дворян и их дам, для королей и дворцов, для священников и храмов - драгоценности каждого описания, литой металл, умело спроектированный и мелко-кованый как на великих воротах в Балавате, и роскошная мебель из богатых резных и дорогих лесов, укрепленных металлом и инкрустированных золотом, серебром, бронзой или драгоценными камнями (278).

    Чтобы обеспечить мир, мать Исархаддона, Закуту (также известная как Накия-Закуту), заключила вассальные договоры с персами и мидянами, требуя, чтобы они заранее подчинили его преемнику. Этот договор, известный как Договор о верности Накиа-Закуту, обеспечил легкий переход власти, когда умер Есархаддон, готовившийся к кампании против нубийцев, и правление перешло к последнему великому ассирийскому правителю Ашурбанипалу (668-627 гг. До н. Э.). Ашурбанипал был самым грамотным из ассирийских правителей и, вероятно, наиболее известен в современный день для обширной библиотеки, которую он собрал в своем дворце в Ниневии. Будучи великим покровителем искусства и культуры, Ашурбанипал мог быть столь же безжалостным, как и его предшественники в обеспечении империи и запугивании своих врагов. Кривачек пишет: «Какой другой империалист, как и Ашурбанипал, заказал скульптуру для своего дворца с украшением, показывающим ему и его женскому банкету в своем саду, с удаленной головой и отрезанную руку короля Элама, свисающего с деревьев на как ужасные рождественские блесна или странные плоды? »(208). Он решительно победил эламитов и расширил империю дальше на восток и север. Признавая важность сохранения прошлого, он затем направлял посланников в каждую точку под землей под землей и забирал или копировал книги этого города или города, возвращая все в Ниневию для королевской библиотеки.

    Ашурбанипал управлял империей в течение 42 лет и в то время успешно проводил кампанию и действовал эффективно. Однако империя стала слишком большой, и регионы были перенапряжены. Кроме того, обширность ассирийского домена затрудняла защиту границ. Столь же большое число, что и армия, не было достаточного количества людей, чтобы держать гарнизон в каждом значительном форте или форпосте. Когда Ашурбанипал умер в 627 году до н.э., империя начала разваливаться. Его преемники Ашур-этли-Илани и Син-Шар-Ишкун не смогли удержать территории вместе, и регионы начали отрываться. Правило Ассирийской империи было воспринято чрезмерно суровым подданных, несмотря на то, что любые улучшения и роскошь, которые мог быть ассирийский гражданин, возможно, и бывшие вассальные государства восстали.

    В 612 году до н.э. Ниневия была уволена и сожжена коалицией вавилонян, персов, мидийцев и скифов, среди прочих. Разрушение дворца привело огненные стены к библиотеке Ашурбанипала и, хотя это было далеко от намерения, сохранило великую библиотеку и историю ассирийцев, тщательно выпекая и закапывая глиняные тетради. Кривачек пишет: «Таким образом, враги Ассирии в конечном счете не достигли своей цели, когда они уничтожили Ашура и Ниневию в 612 году до нашей эры, всего через пятнадцать лет после смерти Ашшурбанипала: уничтожение места Ассирии в истории» (255). Тем не менее разрушение великих ассирийских городов было настолько полным, что в течение двух поколений падения империи никто не знал, где были города. Руины Ниневии были покрыты песками и похоронены в течение следующих 2000 лет.

    ЗАКОННОСТЬ АССИРИИ
    Благодаря греческому историку Геродоту, который считал всю Ассирию в Месопотамии, ученые давно знают, что существовала культура (по сравнению с шумерами, которые до 19 века не знали науки). Месопотамская стипендия традиционно известна как ассириология до относительно недавнего времени (хотя этот термин, безусловно, все еще используется), потому что ассирийцы были так хорошо известны благодаря первоисточникам греческих и римских писателей. Через пространство их империи ассирийцы распространили месопотамскую культуру на другие регионы мира, которые, в свою очередь, повлияли на культуры во всем мире до наших дней. Дюрант пишет:

    Через завоевание Ассирией Вавилона, ее присвоение культуры древнего города и распространение этой культуры на всей ее широкой империи; через долгое пленение евреев и большое влияние на них вавилонской жизни и мысли; через персидские и греческие завоевания, которые затем открывали беспрецедентную полноту и свободу на всех дорогах общения и торговли между Вавилоном и восходящими городами Ионии, Малой Азии и Греции - через эти и многие другие пути цивилизация Земли между реками переданы в культурный фонд нашей расы. В конце ничего не потеряно; за добро или зло, каждое событие имеет последствия навсегда (264).

    Тиглат Пилешер III ввел арамейский язык вместо Аккадского как лингва-франка империи, и, поскольку арамейский язык сохранился как письменный язык, это позволило более поздним ученым расшифровать аккадские писания, а затем шумерские. Ассирийское завоевание Месопотамии и расширение империи на всем Ближнем Востоке привело арамейцев к регионам как к Израилю, так и к Греции, и таким образом мысль Месопотамии стала наполнена этими культурами и частью их литературных и культурное наследие. После упадка и разрыва ассирийской империи Вавилон взял на себя господство в регионе с 605-549 гг. До н. Э. Затем Вавилон упал к персам под Киром Великим, который основал Ахеменидскую империю (549-330 гг. До н. Э.), Которая упала до Александра Великого и после его смерти была частью Империи Селевкидов.

    Регион Месопотамии, соответствующий современному Ираку, Сирии и части Турции, был областью в это время известной как Ассирия, и, когда Селевкиды были изгнаны парфянами, западная часть региона, ранее известная как Эбер Нари и затем Арамея, сохранил имя Сирия. Парфяне получили контроль над регионом и держали его до прихода Рима в 115 г. н.э., а затем империя Сасанидов держала господство в этом районе с 226 по 6550 г. н.э. до тех пор, пока не возникнут ислам и завоевания Аравии в VII веке н.э. , Ассирия перестала существовать как национальное образование. Среди величайших достижений, однако, был арамейский алфавит, импортированный в ассирийское правительство Тиглатом Пилезером III из завоеванного региона Сирии. Арамеяне было легче писать, чем Аккадский, и поэтому старые документы, собранные королями, такими как Ашурбанипал, были переведены с Аккадского на арамейский, в то время как более новые были написаны на арамейском языке и игнорировались аккадскими. В результате тысячи поколений истории и культуры сохранились для будущих поколений, и это величайшее наследие Ассирии.

    Территории современных Турции и Сирии , а также Египет (который, однако, потеряли спустя 15 лет). На покоренных землях они образовали провинции, обложив их ежегодной данью, а наиболее искусных ремесленников переселяли в ассирийские города (вероятно, поэтому в искусстве Ассирии заметно влияние культур окружающих народов). Своей империей ассирийцы управляли очень сурово, депортируя или казня всех бунтовщиков.

    Ассирия достигла вершины своего могущества в третьей четверти VIII века до н. э. во время правления Тиглатпаласара III (745-727 г. до н. э.). Его сын Саргон II разгромил Урарту , захватил Северно-Израильское царство и раздвинул границы царства до Египта. Его сын Сеннахериб после восстания в Вавилоне (689 г. до н. э.) сравнял этот город с землей. Своей столицей он избрал Ниневию, отстроив её с величайшей пышностью. Территория города была значительно увеличена и обнесена мощными укреплениями, был построен новый дворец, обновлены храмы. Для снабжения города и разбитых вокруг него садов хорошей водой соорудили акведук высотой 10 м.

    Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города Мосул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 г. до н. э., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии . Крупными городами были также Ашшур , Калах и Дур-Шаррукин («Дворец Саргона»). Цари Ассирии сосредоточили в своих руках почти всю полноту власти - они одновременно занимали должность верховного жреца и военного вождя, а некоторое время даже - казначея. Царскими советниками были привилегированные военачальники (управляющие провинциями, обязательно служившие в армии и платившие царю дань). Земледелием занимались рабы и зависимые работники.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ Ассирия и Новый Вавилон

      ✪ Времена и воины. Ассирийцы. Мастера войны.

      ✪ Ассирия (рус.) История древнего мира.

      ✪ Становление Ассирии. Староассирийский период

      ✪ Взлет и падение Ассирийской Империи

      Субтитры

    История

    Хронология

    Различают три периода в истории Ассирии:

    • староассирийский [убрать шаблон] (ок. 2600-1392 до н. э.), иногда выделяют два периода:
      • раннеассирийский (англ.) русск. (ок. 2600-2000 до н. э.) до конца господства Ура над Ашшуром;
      • староассирийский (ок. 2000-1392 до н. э.) начиная с династии Пузур-Ашшура I в качестве царства (империи), что неверно, Ашшур сохранялся как номовое государство;
    • среднеассирийский (англ.) русск. (1392-935 до н. э.);
    • новоассирийский (935-605 до н. э.).

    Староассирийский период

    ХХIV-ХХI века до н. э.

    Ашшур несомненно входил в царство Аккада (XXIV -XXII века до н. э.), правда имел весьма второстепенное значение внутри этого государства. После падения Аккада вероятно наступил короткий период независимости, ибо Ашшур оказался отрезан от завоёванных гутиями центров Месопотамии, хотя и был ими возможно разрушен. Затем, в XXI веке до н. э. входил в державу III династии Ура («Царство Шумера и Аккада»), сохранилась датированная этим веком надпись наместника Зарикума , «раба царя Ура ». Очевидно именно Ашшур упомянут как Шашрум в хрониках этой династии - «Год, когда царь Шульги уничтожил Шашрум », «Год, когда царь Амар-Суэн уничтожил Шашрум во второй раз и Шурудхум », в первый раз под 2052 до н. э. в связи с завоеванием, во второй под 2040 до н. э. из-за восстания. Около 2034 до н. э. начинается вторжение амореев через Среднее Междуречье, Шу-Суэн строит против них стену вдоль края «гипсовой» пустыни от Евфрата до Тигра, точная дата потери его контроля над Ашшуром неизвестна (один из сановников Шу-Суэна сохраняет контроль над Арбелой). Ашшур, обойдённый тогда амореями, мог освободиться уже при Ибби-Суэне . Город на некоторое время могли занять хурриты , правитель Ушпия мог относиться к этому времени (конец XXI века до н. э.) или к более раннему.

    ХХ-ХIХ века до н. э.

    Около 1970 до н. э. власть переходит к коренным ашшурцам. Именно от этого периода до нас дошла надпись ишшиаккума Илушумы , впервые дарующая привилегии аккадскому купечеству, что было немыслимо в практически «тоталитарном» Царстве Шумера и Аккада, имевшем государственную монополию на внешнюю торговлю и кредитные операции. Речь в надписи идёт и о восстановлении городской стены, что недвусмысленно подчёркивает самостоятельность Ашшура. -XIX столетия до н. э. знаменуются бурным ростом торговли и товарности производства. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, ашшурские и аккадские купцы в качестве торговых агентов устремляются в различные сопредельные страны, первоначально как торговцы ашшурскими тканями, впоследствии занимаясь спекуляцией металлами и кредитом; известий о земельных сделках нет. В Малой Азии важнейшей их торговой колонией (карум ) являлся город Каниш . Другую известную надпись оставил сын Илушумы - ишшиаккум Эришум I , в ней он также подтверждает беспошлинность торговли, однако в дополнении ко всему вводная часть повествует о городском собрании или совете, решение принимается Эришумом не единолично. Таким образом ранний Ашшур как бы возвращается в прошлое, в 3-е тысячелетие до н. э., к общинным и коллегиальным институтам власти.

    ХVIII век до н. э.

    Религия

    Религия Ассирии мало отличалась от вавилонских верований. В Вавилон перешли все ассирийские молитвы, гимны, заклинания, мифологические сказания, которые достались по наследству ассирийцам от аккадцев. Священные места ассирийцев стали священными местами вавилонян.

    Быт и нравы

    Правители Ассирии

    Правитель Ашшура носил титул ишшиаккум (аккадизация шумерского слова энси ). Его власть была практически наследственной, но не полной. Он ведал почти исключительно делами религиозного культа и связанным с ним строительством. Ишшиаккум был также верховным жрецом (шангу ) и военным вождём. Обычно он же занимал и должность укуллу , то есть, видимо, верховного землеустроителя и главы совета старейшин. Этот совет, называемый «домом города», пользовался в Ашшуре значительным влиянием, в его ведении было решение важнейших государственных дел. Члены совета именовали себя «лимму» . Каждый из них поочерёдно выполнял в течение года функции управления (под контролем всего совета) и, видимо, возглавлял казначейство. По имени очередного лимму получал своё наименование год. (Поэтому лимму обозначают часто в современной науке греческим термином эпоним). Но постепенно состав совета всё больше замещался людьми, близкими к правителю. С усилением власти правителя значение органов общинного самоуправления падало. Хотя порядок выдвижения лимму сохранился и впоследствии, когда ишшиаккум превратился в настоящего монарха.

    • Ок. 2000 г. до н. э. — Ассирия становится царством.
    • Ок. 1000-663 гг. до н. э. — ассирийцы создают мощную державу.
    • 883-859 гг. до н. э. — правление царя Ашшурнасирпала II. Построен Нимруд.
    • 704-681 гг. до н. э. — царь Синаххериб строит город Ниневию.
    • 668-627 гг. до н. э. — правление царя Ашшурбанапала.
    • 612-609 гг. до н. э. — вавилоняне и мидийцы нападают на Ассирию. Крушение Ассирийской державы.

    После успешной осады города, ассирийские воины до основания сносили городские стены, а дома и фруктовые сады в городе предавали огню. Мятежников казнили, а пленников уводили прочь.

    Наказание мятежников

    Часто захваченный город разрушали, жителей брали в плен или убивали. Многих перед смертью жестоко пытали. Ассирийцы надеялись, что это научит другие города безропотно подчиняться завоевателям. Однако эти меры лишь озлобляли против них покоренное население.

    Ассирийские цари полагали, что боги избрали их править Ассирией и завоевывать новые земли. Они присваивали себе грандиозные титулы, например Царь Вселенной. Служа богам, царь строил храмы и руководил религиозными празднествами.

    В перерывах между войнами ассирийские цари, чтобы показать свое искусство и храбрость, охотились на львов. Львов содержали в клетках особых парков лишь для того, чтобы царь, когда вздумается, мог устроить на них охоту. Во время охоты воины щитами преграждали льву дорогу к бегству.

    Ашшурбанапал

    Когда на трон взошел Ашшурбанапал, последний великий ассирийский царь, столица была уже переведена в новый город, в Ниневию.

    Большая часть населения Ассирии занималась земледелием. Ассирийцы рыли каналы, чтобы на их поля поступала вода, выращивали ячмень, кунжут, виноград и овощи. Также землепашцы разводили овец , коз, коров и быков.

    При помощи сооружения, называемого шадуфом, на поля поднимали воду. Шадуф состоял из кожаной бадьи для воды на одной стороне и камня для веса — с другой. Их соединяла деревянная жердь.

    Религия

    Ассирийцы верили, что их земли принадлежат Ашшуру, верховному богу. У ассирийцев было немало и других богов и богинь, а также, кроме того, они были убеждены в существовании злых духов. Материал с сайта

    Города

    Ассирийцы строили величественные города с прекрасными дворцами и храмами. Их первая столица — Ашшур — была названа в честь верховного бога. Позднее царь Ашшурнасирпал II основал новую столицу, в городе Нимруде.

    Дворцы

    Дворец Ашшурнасирпала

    Вход в тронный зал дворца Ашшурнасирпала в Нимруде охраняли две статуи. У них человеческие головы и туловища крылатых львов. Свет в зал поступал через отверстие в потолке.

    Вокруг дворца был огромный красивый сад и прудами. Здесь царь Ашшурнасирпал отдыхал на ложе, которое гроздья винограда защищали от солнечных лучей. Ложе было украшено золотом и слоновой костью. Царю и царице играли музыканты, а слуги опахалами создавали прохладу и отгоняли мух. Из лакомств были пирожные, сделанные из меда и фиги. Воздух в саду был напоен курящимися благовониями.

    Библиотеки

    Библиотека в Ниневии

    В Ниневии во дворце существовала библиотека, где хранились сотни глиняных табличек, которые царь Ашшурбанапал собирал по всей стране. Все таблички покрыты письменами: на них содержались сведения по истории , религии , математике и медицине.

    Картинки (фото, рисунки)

    • Карта Ассирийской империи
    • Переправа ассирийского войска через реку
    • Мужчина платит подать верблюдом. Рельеф на камне
    • Осада города ассирийцами
    • Ассирийские воины разрушают захваченный город
    • Статуя царя Ашшурнасирпала II
    • Царь Ашшурбанапал в собственном охотничьем парке
    • Ассирийский земледелец за работой
    • Тронный зал во дворце Ашшурнасирпала в Нимруде
    • Ассирия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирийская империя просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н.э. и до её уничтожения в VII веке до н.э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией.
      Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города Моссул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 г. до н.э., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии.

      Крупными городами были также Ашшур, Калах и Душ-Шаррукин («Дворец Саргона»). Цари Ассирии сосредоточили в своих руках почти всю полноту власти – они одновременно занимали должность верховного жреца, и военного вождя, а некоторое время даже – казначея. Царскими советниками были привилегированные военачальники (управляющие провинциями, обязательно служившие в армии и платившие царю дань). Земледелием занимались рабы и зависимые работники.



      Ассирия достигла вершины мог ущества во время правления династии Саргонидов (конец VII–VII века до н.э.). Саргон II, основатель новой династии, захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости и раздвинул границы царства до Египта. Его сын Синнахериб запомнился тем, что после восстания в Вавилоне (689 г. до н.э.) сравнял этот город с землей. Своей столицей он избрал Ниневию, отстроив её с величайшей пышностью. Территория города была значительно увеличена и обнесена мощными укреплениями, был построен новый дворец, обновлены храмы. Для снабжения города и разбитых вокруг него садов хорошей водой соорудили акведук высотой 10 м.


      Захватнические военные походы ассирийцы начали со второй половины VIII века до н. э., в результате чего образовалась огромная империя. Ассирийцы захватили всю Месопотамию, Палестину, и Кипр, территории современных Турции и Сирии, а также Египет (который, однако, потеряли спустя 15 лет). На покоренных землях они образовали провинции, обложив их ежегодной данью, а наиболее искусных ремесленников переселяли в ассирийские города (вероятно, поэтому в искусстве Ассирии заметно влияние культур окружающих народов). Своей империей ассирийцы управляли очень сурово, депортируя или казня всех бунтовщиков.


      Различают три периода в истории Ассирии:
      Староассирийский (XX–XVI вв. до н.э.)
      Среднеассирийский (XV–XI вв. до н.э.)
      Новоассирийский (X–VII вв. до н.э.)

      Староассирийский период

      Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры вызвало переселение оттуда семитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток. Северной группой этих семитских переселенцев были ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися на той части Месопотамии, где Евфрат приближается к Тигру и получивших название аккадцев. Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка.
      Первый город, построенный ассирийцами (вероятно, на месте субарейского поселения) – они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура.


      Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV века до н. э.. Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы. Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш.
      С III тыс. до н.э. – номовое государство Ашшур на среднем Тигре.
      В XXI в. до н.э. – входил в державу III династии Ура.
      Около 1970 г. до н.э. – власть переходит к коренным ашшурцам.
      Около 1720 г. до н.э. – правитель из рода аморейского вождя Шамши-Адада восстанавливает независимость.

      Среднеассирийский период

      В XIV–IX веках до н.э. Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы.
      Середина XV в. до н. э. – зависимость от Митанни.
      Ашшур-убаллит I (1353–1318 гг. до н.э.) – начало формирования империи.
      Адад-нирари I (1295–1264 гг. до н.э.) – закончил оформление империи.
      Вторая половина XIV–XIII вв. до н.э. – войны с хеттами и вавилонянами.
      XII в. до н. э. – полоса упадка в борьбе с балканскими племенами мушков.
      Тиглатпаласар I (1114–1076 гг. до н.э.) – новый подъём.


      Около 1000 г. до н. э. – интервенция кочевников-арамеев, очередной упадок. После смерти Тиглатпаласара I ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но и даже отстоять территории к востоку от него. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавилонии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась отброшенной на свои коренные земли, а её экономическая и политическая жизнь пришла в полный упадок. С конца XI по конец X вв. до н. э. из Ассирии до нашего времени не дошло почти никаких документов или надписей.

      Новоассирийский период

      Новоассирийское царство. Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения. Период наивысшего могущества Ассирии – VIII–VII век до н.э. Новая Ассирийская империя (750–620 г. до н.э.) считается первой империей в истории человечества.


      Адад-нирари II (911–891 гг. до н.э.) – вывел страну из кризиса, последующие правители – в основном завоеватели.
      Адад-нирари III (810–783 гг. до н.э.) – вначале правил под опекой матери Шаммурамат.
      Первая половина VIII в. до н.э. – потеря владений под ударами Урарту.
      Тиглатпаласар III (745–727 гг. до н.э.) – новое возвышение Ассирии, разгром Урарту.
      Салманасар V (ок. 727 – 722 гг. до н.э.) – завоевание Израильского царства.
      671 г. до н. э. – Ассархаддон (680–669 гг. до н.э.) – завоевание Египта.
      Ашшурбанапал (668–627 гг. до н.э.) – распространение власти Ассирии на Лидию, Фригию, Мидию, разгром Фив.
      630-е гг. до н.э. – нападение Мидийцев, до этого бывших в союзе.
      609 г. до н.э. – последняя территория – Харран на западе Верхней Месопотамии – завоёвана Вавилонией.

      Ассирийское войско

      Во время правления Тиглатпаласара III (745–727 гг. до н. э.) было реорганизовано. Ассирийское войско, ранее состоявшее из воинов, имевших земельные наделы. С этих пор основа армии состояла из обедневших земледельцев, вооружённых за счёт государства. Так возникло постоянное войско, носившее название «царский отряд», в который включались и пленные. Также имелся особый отряд воинов, охранявший царя. Численность постоянного войска так возросла, что некоторые походы Тиглат-Палассар осуществил, не прибегая к племенным ополчениям.
      В ассирийском войске было введено однообразное вооружение. Солдаты применяли луки с металлическими наконечниками на стрелах, пращи, короткое копье с бронзовым наконечником, меч, кинжал, железные палицы. Усовершенствовано было и защитное вооружение: шлем имел подвеску, прикрывавшую затылок и боковые части головы; воины, ведущие осадные работы, были одеты в сплошные длинные панцири, сделанные из волокна, обшитого продолговатыми бронзовыми пластинками; щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению – от легких круглых и четырёхугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху. Воин имел при себе бронзовую кирку на длинной деревянной рукоятке, которая применялась при прокладке дорог, устройстве оборонительных сооружений, разрушении завоеванных крепостей, обычно уничтожавшихся до основания, а также железный топор. Запасы оружия и снаряжения хранились в царских арсеналах.






      Основным войском считался кисир. Кисир делился на пятидесятки, которые подразделялись на десятки. Несколько кисир составляли эмуку (силу).
      Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение – панцири, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу обычно составляли два воина: лучник и щитоносец.
      Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжеловооружённых воинов. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, ведущих бой под прикрытием тяжелых пехотинцев со щитами. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни.
      Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы, которые начали использовать с 1100 года до н. э. В них были запряжены две-четыре лошади, а к кузову прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж её состоял из двух воинов – лучника и возницы, вооружённого копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против иррегулярных войск.
      Кроме того, в ассирийском войске появились зачатки совершенно новых родов войск – конницы и «инженерных» войск. Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IX веке до н. э. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян. Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы. Однако конница ассирийцев была ещё иррегулярной и не вытесняла боевые колесницы.
      Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск. На вооружении войска были тараны и катапульты для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства – бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты). Финикийские мастера строили для Ассирии боевые корабли типа галер с острым носом для нанесения таранного удара судам противника. Гребцы в них располагались в два яруса. Корабли строились на Тигре и Евфрате и спускались в Персидский залив.








      Алфавит Библиотека Ашшурбанипала

      Армия. Отношение к покоренным народам. Ассирийская армия делилась на конницу, которая, в свою очередь, подразделялась на колесничью и простую конницу, и на пехоту – легковооруженную и тяжеловооруженную. Ассирийцы в более поздний период своей истории, в отличие от многих государств того времени, под влиянием индоевропейских народов – например, скифов, славившихся своей конницей (известно, что скифы были на службе у ассирийцев, а их союз был закреплен браком между дочерью ассирийского царя Асархаддона и скифским царем Бартатуа), стали широко применять простую конницу, что дало возможность успешно преследовать отступающего неприятеля. Благодаря наличию металла в Ассирии, ассирийский тяжеловооруженный воин был относительно хорошо защищен и вооружен. Помимо данных родов войск, впервые в истории в ассирийской армии применялись вспомогательные инженерные войска (набираемые в основном из рабов), которые занимались прокладкой дорог, сооружением понтонных мостов и лагерей-крепостей. Ассирийская армия одна из первых (а может быть, и самая первая) стала применять различные осадные орудия, такие как таран и специальное приспособление, чем-то напоминающую баллисту из воловьих жил, стрелявшую по осажденному городу камнями весом до 10 кг на расстояние 500-600 м. Царям и полководцам Ассирии были знакомы фронтальные и фланговые атаки и сочетание этих атак. Также довольно хорошо была налажена система шпионажа и разведки в странах, где планировались военные операции или была опасность для Ассирии. Наконец, довольно широко применялась система оповещения, наподобие сигнальных маяков. Ассирийская армия старалась действовать неожиданно и быстро, не давая противнику возможности опомниться, часто совершая внезапные ночные налеты на неприятельский лагерь. Когда было необходимо, ассирийская армия прибегала к тактике «взятия измором», уничтожая колодцы, перекрывая дороги и т.д. Все это делало ассирийскую армию сильной и непобедимой. Чтобы ослабить и держать в большем подчинении покоренные народы, ассирийцы практиковали переселение покорившихся народов в другие, нехарактерные для их хозяйственной деятельности районы ассирийской империи. Например, оседлые земледельческие народы переселяли в пустыни и степи, пригодные лишь для кочевников. Так, после захвата ассирийским царем Саргоно II государства Израиль 27000 тысяч израильтян были переселены в Ассирию и Мидию, а в сам Израиль заселили вавилонян, сирийцев и арабов, которые впоследствии стали известны под названием самаритян и вошли в новозаветную притчу о «добром самаритянине». Следует также отметить, что по своей жестокости ассирийцы превзошли все другие тогдашние народы и цивилизации, тоже не отличавшиеся особой гуманностью. Самые изощренные пытки и казни над побежденным врагом считались для ассирийцев нормальным явлением. На одном из рельефов видно, как ассирийский царь пирует в саду вместе со своей супругой и наслаждается не только звуками арф и тимпанов, но и кровавым зрелищем: на дереве висит отрубленная голова одного из его врагов. Подобная жестокость служила для запугивания врагов, а также отчасти имела религиозно-ритуальные функции.

      Государственный строй. Население. Семья Первоначально город-государство Ашшур (ядро будущей Ассирийской империи) представлял из себя олигархическую рабовладельческую республику, управляемую советом старейшин, который менялся каждый год и набирался из наиболее зажиточных жителей города. Доля царя в управлении страной была невелика и сводилась к роли главнокомандующего армией. Однако постепенно царская власть усиливается. Перенос столицы из Ашшура без видимых причин на противоположенный берег Тигра ассирийским царем Тукульти-Нинуртом I (1244–1208 до н.э.) свидетельствует, по всей видимости, о желании царя порвать с ашшурским советом, который становился лишь советом города.Главной основой Ассирийского государства были сельские общины, которые являлись собственниками земельного фонда. Фонд делился на участки, принадлежавшие отдельным семьям. Постепенно, по мере успешных захватнических походов и накопления богатств, выделяются богатые общинники-рабовладельцы, а их бедные собратья по общине попадают к ним в долговое рабство. Так, например, должник обязан был к жатве предоставить богатому соседу-кредитору определенное количество жнецов взамен погашения процента на сумму займа. Также весьма распространенным способом попадания в долговое рабство была отдача должника во временное рабство кредитору в качестве залога. Знатные и зажиточные ассирийцы не выполняли никаких повинностей в пользу государства. Различия между богатыми и бедными жителями Ассирии показывала одежда, вернее, качество материала и длина «канди» – рубашки с коротким рукавом, широко распространенной на древнем Ближнем Востоке. Чем знатнее и богаче был человек, тем длиннее было его канди. Кроме того, все древние ассирийцы отращивали густые длинные бороды, считавшиеся признаком нравственности, и тщательно за ними ухаживали. Бороды не носили только евнухи. До нас дошли так называемые «среднеассирийские законы», регламентирующие различные стороны повседневной жизни древней Ассирии и являющиеся, наряду с законами Хаммурапи, древнейшими юридическими памятниками.В древней Ассирии существовала патриархальная семья. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабами. Дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Положение жены также мало отличалось от рабского, так как жена приобреталась путем купли. Муж имел юридически обоснованное право прибегать к насилию по отношению к своей жене. Жена после смерти мужа доставалась родственникам последнего.Стоит отметить также, что внешним признаком свободной женщины было ношение покрывала, закрывавшего лицо. Эту традицию впоследствии переняли мусульмане.


      Ассирийцы (арам. ܐܬܘܪ̈ܝܐ, самоназвания – атураи, сураи, встречаются также названия айсоры, суриани, халдеи, сиро-халдеи, сирийцы, арм. Ասորիներ, груз. ასურელები) – народ, происходящий от древнего населения Передней Азии. Происхождение возводится к обитателям Ассирийской империи. Непосредственными предками современных ассирийцев являются говорившие по-арамейски жители Месопотамии, принявшие в IV веке христианство.
      Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух-, трёх-, а иногда и четырёх-язычны, владея помимо своего родного языка языками окружения – арабским, персидским и/или турецким. В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.
      Ассирийцы живут в Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции. Общины ассирийцев есть также в Ливане, России, Украине, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. Надёжные данные по количеству ассирийцев отсутствуют. Общая численность, по разным источникам, составляет от 350 тысяч до 4 миллионов человек.


    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении