teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Монастырь наланда, буддийский университет древней индии. Наланда — Энциклопедия буддизма Монастырь наланда

Наланда - буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V-XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. Дословно его название означает «место, дарующее лотосы». В настоящее время руины Наланды - исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны , древней столицы Индии.

Согласно истории буддийский университет был основан в первой трети V века. Расцвет Наланды пришёлся на период правления Гуптской династии, однако сменившие Гуптов правители Пала продолжали оказывать покровительство этому заведению.

О Наланде писал известный китайский буддийский учёный и путешественник VI века Сюаньцзан . Там преподавала тысяча профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей. Библиотека Наланда, известная как Дхарма Гунж (Гора Правды) или Дхармаган-джа (Сокровищница Правды), была самым известным складом буддистского знания в мире в то время. У библиотеки существовало три высоких корпуса,- Ранасагара (Море Драгоценностей), Ратнодадхи (Океан Драгоценностей), и Ратнаран-джака (Восхищение Драгоценностями), по данным Сюаньцзана в ней было более девяти миллионов книг.

В 1193 году университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с мусульманским фанатиком Бахтияром Халджи , насаждавшим ислам силой оружия. Тысячи монахов были сожжены живьем или обезглавлены, богатейшая библиотека Наланды была сожжена (по слухам она горела несколько месяцев кряду). Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, бежали в Непал и Тибет.

В 1351 году в Тибете открылся учебный центр под тем же именем.

В IX-XII веках благодаря деятельности учителей из Наланды сформировалась тибетская буддийская традиция. Общее влияние университета на буддизм как Махаяны, так и Ваджраяны было несравнимым,- сюда приезжало множество людей и учителей, желающих "влиться" в процесс познания и обучения. Ученый Дармакирти (приблизительно 7-ое столетие), один из буддистских основателей индийской философской логики, так же как и один из основных теоретиков буддистского атомизма, преподавал в Наланде. Учёные из Наланды сформулировали основополагающие принципы махаяны, на которые в дальнейшем опиралось большинство школ дальневосточного буддизма, а также некоторые идеи, получившие развитие в тхераваде.

Император Ашока построил Вихару , император Харшвардхан приказал создать медную статую Будды в 26 м высотой.

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг, а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады. Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 кв. м, но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, обнаруженных при раскопках. Множество разрушенных зданий сохранились до наших дней. Например храм Сурья Мандир .

В 1951 году в Наланде был открыт Международный центр изучения буддизма, в 2-х км отсюда находится буддийский институт Нава Наланда Вихар . Наланда Вихар упоминается как источник традиций ныне действующих монастырей. Некоторые современные буддийские организации названы в честь Наланды, например, Монастырь Наланда во Франции.

Наланда Махавихара (Nalanda)

Нала́нда - буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V-XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. В настоящее время руины Наланды - исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.

Университет был основан в первой трети V века. Расцвет Наланды пришёлся на период правления Гуптской династии, сменившие Гуптов правители Пала продолжали оказывать покровительство этому заведению.

О Наланде писал известный китайский буддийский учёный и путешественник VI века Сюаньцзан. Там преподавала тысяча профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось 9 миллионов книг. Согласно Сюаньцзану, в университете существовало раннее подобие вступительных экзаменов: прибывшим для участия в дискуссиях привратники задавали сложные вопросы, так что не сумевшие дать ответ отказывались от идеи войти.

В 1193 году университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с мусульманским фанатиком Бахтияром Халджи, насаждавшим ислам силой оружия. Тысячи монахов были сожжены живьём или обезглавлены, богатейшая библиотека Наланды была сожжена. Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, бежали в Непал и Тибет.

В 1351 году в Тибете открылся учебный центр под тем же именем.

В IX-XII веках благодаря деятельности учителей из Наланды сформировалась тибетская буддийская традиция. Благодаря усилиям философов Наланды доктрины Мадхьямаки и Йогачары были сформулированы в той форме, в которой они были позже переданы в Тибет.

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг , а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады. Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 м², но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, обнаруженные при раскопках.

С 2006 года силами буддистов Индии и других стран было запланировано возрождение университета Наланды под именем Nalanda International University.

Школы Понятия Хронология Критика буддизма Проект | Портал

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг, а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады . Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 кв. м, но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты , обнаруженные при раскопках.

С 2006 года силами буддистов Индии и других стран было запланировано возрождение университета Наланды под именем (англ.) .

1 сентября 2014 года прошли первые занятия в современном Международном Университете Наланды в близлежащем городе Раджгир с участием 15 студентов.

Дань памяти

Монастырь упоминается как источник традиций ныне действующих монастырей.

Некоторые современные буддийские организации названы в честь Наланды, например, Монастырь Наланда во Франции .

Выдающиеся учёные Наланды

  • Бодхидхарма - основатель буддистского направления Чань (яп. Дзэн), крупнейший проповедник буддизма в Китае.
  • Васубандху - автор трактата Абхидхармакоша и основатель школы Йогачара .
  • Нагарджуна - основатель крупнейшей буддистской школы Махаяны и учения Мадхъямики .
  • Наропа - основатель тибетской буддистской традиции Кагью

См. также

Напишите отзыв о статье "Наланда"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Наланда

«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.

Х орошо известно, что расцвет буддизма в Индии обозначил начало золотого века индийской культуры и цивилизации. Влияние буддизма охватило все аспекты индийской цивилизации. Это сильно расходится с тем, что произошло с Римской Империей в Европе с возникновением христианства. С приходом могущества христианства Европа вступила в тёмные века. Во время этого периода всякое развитие, достигнутое греками и римлянами, пришло к стагнации. Были закрыты школы и философские центры. Под руководством прелата христианская толпа сожгла знаменитую александрийскую библиотеку. Учёную, философа и учителя Гипатию притащили в церковь и заживо содрали плоть с её тела. В результате этих зверств Европа погрузилась во тьму невежества и нищеты на тысячу лет. Тёмные века европейской истории на самом деле были золотым веком Христианской Церкви, поскольку именно в это время она обратила в свою веру варваров. Великие философы и учёные Европы, оставившие свой след в человеческой цивилизации, были до-христианскими язычниками, жившими до расцвета христианства: Платон, Сократ, Аристотель, Сенека, Плиний и другие. Христианская же эра характерна отсутствием таких людей. В тёмные века превалировали безграмотность и религиозная нетерпимость.

В конце этого периода мусульмане завоевали части Римской Империи и обосновались в Испании, Португалии и некоторых регионах Франции. Они ввели учения греков и римлян, и привнесли знания, которые собрали посредством связей с Индией. Это привело к реформам Мартина Лютера, который пошатнул власть Католической Церкви. Последующая либеральная политика протестантов привела к Ренессансу, после чего европейцы сломили власть Церкви, и в европейской цивилизации начался прогресс.

В противоположность всему этому восхождение буддизма в Индии привело к появлению многочисленных центров учёности, которых не было прежде. Буддийские монахи могли выбрать либо жизнь в медитации в лесу, либо жизнь, посвящённую обучению, наставлению, распространению Дхаммы, и в результате подобной монашеской деятельности появились места, где можно было получить образование. Такие центры монашеского образования (пиривены) постепенно развивались, и некоторые из них превратились в полноценные университеты. В итоге в буддийской Индии возникло шесть больших университетов, получивших огромную известность:


1. Наланда
2. Викрамасила
3. Одантапури
4. Джагаддала
5. Сомапура
6. Валлабхи


Университет Наланда


Наланда - наиболее известный из древних индийских университетов. Индийский Департамент Археологии обнаружил место и руины университета Наланды. Он находился в нынешнем штате Бихар, на земле древнего царства Магадхи. Магадха известна как колыбель буддизма. Бихар получил такое название из-за большого числа Вихар или буддийских монастырей. Наланда была процветающим городом во времена Будды. Он посещал его во время своих миссионерских странствий. В Наланде Будда останавливался вместе со своими учениками в манговой роще Амбаваны. Наланда также известна как родной город Дост. Сарипутты. Царь Ашока воздвиг ступу на месте, где тот был кремирован.

У нас есть обширные сведения об университете Наланды благодаря Сюаньцзаню - выдающемуся китайскому учёному, который прибыл сюда для обучения во времена царствования Харша-Силадитьи. Вернувшись в Китай, он написал знаменитый труд «Та-Танг-Си-Ю-Ки» о буддийских странствиях по западному миру. Эту работу перевёл на английский язык Самуил Бил, британский учёный, долгое время бывший послом в Китае.

Европейские археологи называют эту работу сокровищницей точной информации. Там они нашли бесценные сведения, которые помогли обнаружить древние святыни буддийской Индии. Индийцы и индийские учёные ничего не знали об этих местах и ни в чём не могли помочь археологам. И Цинь (675-685) был ещё одним китайским монахом, который прибыл в Индию и обучался в Наланде. Как и Цань, он оставил заметки о своих путешествиях, в том числе о Наланде и его пребывании там. Во времена визита Фа Хиона Наланда была обычным буддийским монастырём. Тибетский историк лама Тараната также упоминает о Наланде в своих работах.

Первый монастырь в Наланде построил царь Кумара Гупта (415-455 н.э.). Эта была семинария для обучения буддийских монахов. Она находилась неподалёку от города и по этой причине была выбрана монахами как идеальный центр для буддийского обучения. В результате разрастания и расширения этой семинарии возник университет Наланды. Царь Буддха Гупта (455-467 н.э.), царь Джатагатха Гупта (467-500 н.э.), царь Баладитья (500-525 н.э.) и Виджра (525) поспособствовали расширению университета в плане дополнительных сооружений. Царь Баладитья построил святилище в 300 футов высотой. Его сын Виджра построил пятый монастырь. Царь Харша Силадитья построил шестой монастырь и окружил университет девятью высокими стенами.

В десятом веке, когда сюда прибыл Сюаньцзань, здесь проживало 10.000 студентов. Все они прибыли сюда из различных частей Индии и других стран. Это был ведущий индийский университет. Его ректором считался самый выдающийся буддийский учёный в Индии и во время проживания Сюаньцзаня таковым был Силабхадра Маха Тхера. В то время здесь находилось 10.000 учеников, 1510 учителей и 1500 рабочих. Ученики прибывали из Тибета, Китая, Японии, Кореи, Суматры, Явы, Шри-Ланки.

Принятие в университет осуществлялось посредством устного экзамена. Это осуществлялось в вестибюле профессором, которого звали Двара Пандита. Необходимо было хорошо знать санскрит, поскольку обучение проводилось именно на нём. Все китайские монахи, желавшие получить высшее образование в Индии, вначале отправлялись на Яву, чтобы отточить навык во владении санскритом. Сюаньцзань писал, что только 20% иностранных студентов проходили сложные экзамены. Среди индийцев процент был повыше - 30%. Таким образом, стандартные требования были высокими. На сдачу экзаменов не влияли ни касты, ни мировоззрение, ни национальность - в полном согласии с буддийским подходом. В университете не было студентов на заочном обучении. Университет обеспечивался за счёт доходов семи деревень по указу царя. Изучение буддизма Махаяны было обязательным. Также ученик мог выбрать изучение доктрин других 18 буддийских школ Хинаяны, равно как и светские предметы: науку, медицину, астрологию, изобразительное искусство, литературу, коммерцию, управление и так далее. Также преподавались шесть систем индуистской философии. На самом высоком здании находилась обсерватория. Частью университетского курса обучения были лекции, дебаты, обсуждения. Сюаньцзань писал, что каждый день давалось 100 лекций. В Университете царила образцовая дисциплина.

Университет занимал площадь в 30 акров. Здесь было три больших библиотеки: Ратна Сагара, Ратна Ниди, Ратна Ранджана, одна из которых была девятиэтажной. Наланда известна величайшими буддийскими мыслителями, среди которых можно выделить Нагарджуну, Арьядэву, Дхармапалу, Силабхадру, Сантаракшиту, Камаласелу, Бхавивеку, Дигнагу, Дхармакирти. Их работы представлены четырнадцатью тибетскими и китайскими переводами. Оригиналы, однако, канули в лету, когда мусульманские захватчики под предводительством Бхактиара Кхилджи сожгли университет и обезглавили монахов в 1037 году. До этого момента Наланда процветала тысячу лет, была кладезем мудрости и обучения, единственным в своём роде во всём мире.

Бхактиар Кхилджи вторгся в Магадху и напал на Наланду прямо в тот момент, когда монахи собирались обедать. Это подтверждено археологическими свидетельствами, которые показали, что монахи оставляли еду в большой спешке. Этот же факт подтверждает и то, что в зернохранилищах остался обуглившийся рис. Руины и раскопки Наланды охраняются индийским правительством. В 1958 году президент Индии Раджендра Прасад торжественно открыл Нава Наланда Вихараю рядом с местом, где располагался древний университет. Мастер Трипитаки Дост. Джагадиш Кашьяп был назначен главой этого учреждения. Далай-Лама передал индийскому правительству прах известного ученика Наланды - Сюаньцзаня. Китайское правительство проспонсировало строительство мавзолея для сохранения этих реликвий. Мусульмане донесли саму идею об университете на Запад, и таким образом в западном мире появились свои университеты.


Университет Викрамасила


Считается, что Викрамасила находилась на берегах реки Ганг возле северной части Магадхи. Хотя прежде это место не могли найти, в 1980 году индийская газета "Seatchlight" сообщила об обнаружении руин Викрамасилы доктором Б.С. Вармой - главным археологом в рамках проекта по обнаружению Викрамасилы.

Согласно этим данным Викрамасила находилась на территории нынешней деревни Античак, Кахалагон, что в округе Багалпур. Викрамасила была таким же заведением, как и Наланда, и была основана монахом по имени Камапала под патронажем царя Дхармапалы (770-810 н.э.), который предоставил землю. Более поздний царь Ясапала также покровительствовал университету, делая щедрые дары в виде предоставления земель. Во время правления царей Палы университет сравнялся с Наландой и даже в чём-то превосходил его.

В центре университета находился главный лекционный зал. Он назывался Видьягриха. В это здание вело шесть входов. Каждый вход находился рядом с одним из монастырей, в котором проживали студенты и порядка 150 учителей. Как и Наланда, университет Викрамасилы был также окружён высокими стенами. Экзамены на вступление принимали шесть Двара Пандитов - профессоров. Здесь также придерживались высоких стандартов. В обучении и административных делах было задействовано 108 профессоров. Предпочтение отдавалось тантрическому буддизму.

Наиболее известным учёным Викрамасилы был Дипанкара Шри Гнана, также известный как Атиша (960-1055). Он был широко известен как буддийский проповедник в Тибете и тибетцы высоко его чтят. Когда он находился в Викрамасиле, его пригласили обучать и распространять буддизм в Тибете. Некоторое время он откладывал эту поездку, чтобы завершить работу в Викрамасиле, а затем отправился в путь в 1038 году, чтобы утвердить в стране гор буддийское обучение.

Во время жизни Шри Гнаны Викрамасила достигла высочайшей славы и величия. Управлялся университет профессорским составом, который занимался вопросами образования, администрации, дисциплины и вступительными экзаменами. Университет был открыт в 800 году и просуществовал до тех пор, пока не был разрушен мусульманскими захватчиками.


Университет Одантапури


Одантапури считался вторым старейшим буддийским университетом Индии. Он располагался в Магадхе, в шести милях от Наланды. Здесь учился Ачария Шри Ганга из Викрамасилы. Позже он перевёлся в университет Одантапури, в основании и поддержании которого помогал царь Гопала (660-705). Согласно тибетским источникам, здесь обучалось 12.000 студентов. Однако наши познания об этом университете скудны и другие подробности неизвестны. Как и остальные университеты, этот также пал от рук мусульманских захватчиков. Считается, что они ошибочно принимали высокие университетские стены за крепости, а монахов считали бритоголовыми брахманами-идолопоклонниками.


Университет Джагаддала


Есть сведения, что университет Джагаддалу основал царь Рамапала (1077-1129). Этот университет был величайшей постройкой, осуществлённой царями Пала. Здесь изучали и распространяли тантрический буддизм. Использовались методики, практики и традиции Наланды. Когда Наланда, Викрамасила и Одантапури лежали в руинах из-за нашествия мусульман, буддийский учитель Сакья Шри Бхадра вступил в университет Джагаддалы. Считается, что его ученик Данасила перевёл на тибетский язык десять книг. Сам же Сакья Шри Бхадра отвечал за распространение тантрического буддизма в Тибете. В Джагаддале он прожил семнадцать лет. В 1027 году мусульмане захватили и разрушили и этот университет.


Университет Сомапура


Университет Сомапура находился в восточном Пакистане. Царь Дэвапала (810-850) построил Дхармапала-Вихару в Сомапуре. Руины этого сооружения ныне покрывают площадь в одну квадратную милю. Здесь были большие врата и здания, окружённые высокой стеной. Насчитывалось 177 келий для монахов, помимо святилищ и храмов. Среди руин обнаружены столовая и кухня, а также остатки трёхэтажных зданий. Университет процветал в течение 750 лет и был заброшен после вторжения мусульман.


Университет Валлабхи


Этот университет достиг почти такой же известности как и Наланда. Цари Майтраки, правившие западной Индией, воздвигли в своей столице монастырь Валлабхи. Тогда как Наланда была центром буддизма Махаяны, то Валлабхи получил известность как университет буддизма Хинаяны. Цари Майтраки щедро спонсировали поддержание своего университета. Они всячески поощряли и содействовали буддийскому образованию в этом учебном заведении. В 7 веке Валлабхи стал таким же процветающим и знаменитым, как и Наланда. Сюаньцзань посещал этот университет и писал в своих заметках:


«Валлабхи густо населён. Страна богатая и процветающая. Здесь около сотни богатейших семей. В городе можно увидеть много завезённых предметов роскоши. Здесь примерно 100 монастырей и 6000 монахов. Большинство из них состоят в школе Саммитиев. Здесь также много индуистских храмов и населения, исповедующего индуизм. Во время своих странствий Будда посещал эти земли. Те места, которые он посещал, отмечены ступами, что построил царь Ашока.

Здесь примерно 100 храмов и 6000 монахов, обучающихся в университете Валлабхи. Они не верят, что Абхидхарма является учением Будды. Они придерживаются доктрины антарабхавы и являются сторонниками традиций пуггалавады, которые отрицают те учения Абхидхармы, которые не согласуются с учениями сутр».


И Цинь писал, что в Валлабхи учатся иностранные студенты. Они прибыли сюда из самых разных регионов - далёких и близких - и благодаря этим фактам мы знаем, что Наланда и Валлабхи были признанными центрами обучения в разных странах. Здесь была большая библиотека, поддерживаемая фондом, утверждённым царём, о чём есть свидетельство в виде надписи от царя Гухасены. В университете Валлабхи предпочтение отдавалось доктрине Саммитиев. В курс обучения входил сравнительный анализ религий. Вместе с этим также преподавались шесть систем индуистской философии, философии других школ буддизма, политика, юриспруденция, агрономия, экономика.

И Цинь отмечал, что выпускники университета демонстрировали свои умения в присутствии представителей царской власти, знати и других известных людей. Старцы Гунамоти и Стхираматик учились в Наланде и длительное время преподавали в университете Валлабхи. Считается, что они и были основателями этого университета. По этой причине система образования и работы была скопирована с Наланды. Университет Валлабхи процветал с 475 по 1200 год. Его постигла та же участь, что и все другие университеты - он был уничтожен мусульманами.

Наланда, подобно Риму, строилась не сразу. Понадобилось несколько столетий, чтобы она приобрела известность и распространила свое цивилизованное влияние не только на всю страну, но и на такие отдаленные земли, как Япония, Ява, Корея, Китай или Тибет.

Легенда гласит, что манговая роща Паварика в Бихаре была освящена самим Гаутамой Буддой. А позже царь Ашока построил здесь Вихару (монастырь) и тысячи ученых получили возможность заниматься наукой в бесчисленных залах и храмах.

Считается, что по названию этих монастырей вся область, а потом и индийский штат стали именоваться Бихар. Теперь же, благодаря богатому наследию, университет Наланды превратился в международный центр образования и культуры. Добуддийское наследие состояло из древних знаний Вед и Пуран, буддийское - из сводов Питаки, Дхаммапады, Абхидхаммы с комментариями таких древних мыслителей как Нагарджуна и Васибунду, которые свели воедино и придали огранку разрозненным знаниям.

Наланда всегда была университетом с общежитиями, тем, что сейчас принято называть кампусом. Сейчас, в пору вступительных экзаменов, особенно интересным воспринимается следующее. В "штате" университета Наланды издревле находились "Привратники или Хранители ворот" - ученые очень высокого ранга, хорошо знающие свой предмет и отобранные из числа лучших по стране с тем, чтобы экзаменовать абитуриентов сразу же по приезде. "Входной" экзамен был очень жестким. Лишь семь или восемь ученых из каждой десятки могли пройти его успешно. Потому недостаточно сведущие в науках приходили к воротам Наланды снова и снова - до тех пор, пока уровень их подготовки не устраивал Привратников. И только собственные заслуги, но не богатство или чины могли быть при этом критерием. Имеются записи о том, что даже ученым из семей правителей было отказано, хотя расходы Наланды покрывались именно царскими грантами (правда, обеспеченными налогами, взимаемыми с сельских жителей; имеется свидетельство, что такие сборы с нескольких деревень были пожалованы Наланде на содержание ее общежитий и управление храмами и монастырями). Многие китайские ученые прошли обучение в Наланде, оставив мемуары, по которым можно воспроизвести стиль академической жизни университета.

Например, согласно И-Сингу, минимальный возраст для абитуриента равнялся годам. А те, кто уже прошел обучение в каком-либо другом университете, принимались сюда с тем, чтобы получить еще более высокие знания. Так, китайский паломник Хиуен Тсанг, прибывший в Наланду во времена "доброго короля Харша" свидетельствует, что "ученые мужи из разных городов, стремящихся быть признанными в дискуссиях, приходили сюда во множестве, чтобы развеять свои сомнения". Привратники Наланды фактически были хранителями сокровищницы знаний Индии. При этом приветствовался любой желающий принять участие в открытой дискуссии по любому вопросу, касающемуся философии, религии, юриспруденции или просто каких-либо жизненных ситуаций.

Учиться в величайшем центре знаний было весьма престижно. К тому же людей из самых отдаленных земель привлекал сюда многопредметный подход к обучению. Правда, теология была обязательным предметом, но и другие дисциплины, включая медицину, преподавались с неменьшим усердием. Грамматика и фонетика, этимология, история и йога - все было включено в расписание. Преподавалась даже… стрельба из лука.

Вышеупомянутый Хиеун Тсанг добирался в Индию через пустыню Гоби и Гималаи. Он оставался в университете в течение 17 лет: вначале в качестве студента, затем - профессора при руководителе Шилабхадре. В Наланде он был встречен у ворот тысячью светильников, поскольку слух о его эрудиции и репутации достиг университета раньше, чем он сам. Здесь он занимался, чтобы получить степень магистра юриспруденции, а затем стал вице-директором всего огромного университета. Абитуриент очень быстро превратился в студента, которому поручались глубокие исследования, требующие длительных и опасных путешествий.

Согласно описаниям Тсанга, распорядок дня в Наланде был насыщен различными ритуалами. Утро начиналось с призыва к омовению. Кажется, принятие ванны было обязательным для каждого. Более того, утреннее омовение предписывалось совершать каждому в специально отведенный для него час. Затем следовало осыпание священного изображения Будды лепестками цветов - в сопровождении декламации и пения гимнов. После скудного завтрака все собирались в залах для дискуссий и учебных занятий. После обеда проходил другой ритуал - священники собирались в главной келье монастыря и пели молитвы во славу Будды. А на сотнях кафедр для молебствий студенты должны были ежедневно проводить хотя бы по нескольку минут. Вечерами наступало время прогулок. Ночь предназначалась для отдыха.

Знание санскрита было обязательным. Оно включало не только совершенное владение грамматикой этого праязыка, но и правильное произношение. Очень большое значение в университете придавалось дискуссиям, которые могли длиться до суток. Ученые всегда приветствовали их, поскольку были преданы любимым наукам, а в дискуссиях шло активное обогащение интеллектов и то, что в наши дни называется "брейнштормингом".

На Тсанга большое впечатление произвела дисциплина Наланды. За 700 лет существования университета (ко времени его поступления) не было зафиксировано ни одного случая забастовки или каких-либо волнений за исключением ученых споров. Правда, в тех из последних, которые касались важных принципов, сражения шли "не на жизнь, а на смерть". Обязательных письменных работ не существовало, хотя обычным было переписывание рукописных текстов. Хиуен Тсанг и И-Синг привезли с собой в Китай из Наланды огромный груз таких книг.

Плата за пищу, одежду и проживание со студентов не взималась. Не существовало никаких наказаний. Точнее. Каждый провинившийся, как правило, сразу осознавал свой проступок и наказывал себя сам. А между учителем и учеником отношения были подобными отношениям между отцом и сыном. Самой большой радостью и высшей наградой для учителя становилось, если ученик затмевал своего наставника. Студенты и профессора носили одинаковые желтые робы "закутанные вокруг талии и спины и подхваченные на поясе; исподняя одежда, обернутая вокруг поясницы, спускалась ниже колен". Пища была очень простой - из продуктов, доставляемых двумя сотнями домовладельцев из разных сел.

Но и спорту находилось место в стенах университета. Студентам разрешалась борьба, боксирование, разные игры (но не игра в кости, несмотря на то, что такое развлечение было очень популярно в индийском обществе того времени).

К несчастью, благословенная многовековая жизнь Наланды однажды была резко оборвана. Завоеватели разрушили Город Знаний за несколько часов. Легенда гласит, что несколько монахов кинулись под ноги врагам, пытаясь спасти хотя бы Ратнаводхи - всемирно известную библиотеку. Однако сами были брошены в огонь вместе с книгами. Оставшиеся в живых сбежали. Так осталась лишь память о Наланде и история ее, изложенная европецам впоследствии сначала Гамильтоном, а затем Алексанром Каннингемом.

Настал двадцатый век. В 1915 году были организованы первые раскопки в пределах древнего университета. Продолжались они около двадцати лет. И вот теперь, снова, ученые съезжаются в город Нав, расположенный неподалеку от древней Наланды - чтобы восстановить славу этого величайшего центра знаний.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении