teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Презентация по умк гармония. УМК Гармония и стандарты второго поколения. презентация на тему. Цель изучения курса

Программа «Гармония» В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.


Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник- тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта "Гармония" реализовали в системе учебных заданий: – целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение); – приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания; – активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования; – соблюдение баланса между интуицией и знанием; – разноплановое рассмотрение одного и того же объекта; – опору на опыт ребенка; – параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними; – взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений; – единство интеллектуальных и специальных умений; – создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний. Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.


2. Методические концепции и способы их реализации МАТЕМАТИКА (Н.Б. Истомина) В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.


Реализация данной концепции обеспечивается: 1. Тематическим построением курса, создающим условия для осознания школьниками связей между новыми и ранее изученными понятиями, для осуществления продуктивного повторения, для активного использования в процессе обучения приемов умственной деятельности. 2. Новым методическим подходом к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, словесными, графическими (схематическими) и символическими моделями, их выбор, преобразование и конструирование в соответствии с заданными условиями. 3. Новым методическим подходом к формированию вычислительных навыков и умений, который создает условия не только для повышения качества вычислительной деятельности младших школьников, но и для развития их мышления.


4. Новым методическим подходом к обучению младших школьников решению текстовых задач, в соответствии с которым дети знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки (навыки чтения, усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, приобретение опыта в соотнесении предметных, словесных, схематических и символических моделей, знакомство со схемой как способом моделирования), которые необходимы им для овладения умениями решать текстовые задачи. 5. Включением в учебник диалогов между двумя персонажами, Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения, комментируются способы математических действий, анализируются ошибки. Диалоги помогают учителю не только привлечь учащихся к обсуждению того или иного вопроса, но и самому включиться в эту работу, заняв тем самым позицию не контролирующего, а помогающего детям и сотрудничающего с ними.


ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Процесс обучения первоначальному чтению и письму реализуется: – на основе целенаправленного формирования фонетических умений, с опорой на слог как естественную произносительную единицу; – при раздельно-параллельном обучении чтению и письму как независимым друг от друга процессам; – путем троекратного блокового введения букв для дифференцированного обучения чтению детей с разной дошкольной подготовкой; – в единстве с обучением диалогической и монологической речи, нормам произношения, культуре речевого поведения.



РУССКИЙ ЯЗЫК (авт. М.С.Соловейчик) Концептуальными положениями курса являются: 1. Создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирование у него уважения к языку и к себе как его носителю, а потому – сознательного отношения к своей речи. 2. Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка, то есть нацеленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. 3. Направленность обучения на развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка. 4. Обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.


Указанные концептуальные положения реализуются в комплексе – за счет особого построения курса и организации обучения, нашедших отражение в содержании, структуре и характере предъявления материала в учебнике "К тайнам нашего языка". 1. Названием учебника и многих его разделов, логикой и способами подачи материала подчеркивается непрерывное движение ребенка от практического пользования языком к "открытию" его устройства и осознанному, а потому более совершенному владению им. 2. При неизменности объема традиционно изучаемых лингвистических понятий в трактовку некоторых внесены уточнения, дополнения, делающие определения более конкретными и понятными детям. Кроме того, расширен круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, чем достигается их лучшее осознание и освоение. С той же целью проведена перестановка отдельных тем курса. 3. Изучение языка органично сочетается с работой над культурой устной и письменной речи младших школьников. Вопросам речевой культуры посвящены и специальные темы. В учебник включены различные виды словарей, методически обеспечено обучение детей пользованию ими.


4. Становление грамотного письма направляется коммуникативным мотивом и осуществляется в единстве с воспитанием у школьников желания безошибочно выражать мысли на русском языке. Для формирования орфографических умений и одновременно для психологической разгрузки учащихся (снятия страха перед ошибкой) предусмотрена система обучения особому способу письма – письму "с окошками". 5. В комплексе с учебником используется тетрадь-задачник – средство обучения, позволяющее не только совершенствовать отдельные умения школьников, закладывать основы их учебной самостоятельности, но и более экономно расходовать время и силы каждого ученика. 6. Специальными средствами, обеспечивающими сочетание учебной деятельности с коммуникативной, являются: форма диалогового общения авторов учебника с ребенком; использование персонажей (дошкольника Антона и мальчика-иностранца, изучающего русский язык; применение заданий типа "Расскажи дома"; работа над сочинениями как обучение созданию текстов конкретных жанров (записок, писем, поздравлений, загадок, инструкций, дневниковых записей, рассказов о своей жизни и др.). 7. Расширен диапазон используемого дидактического материала: он включает высказывания самих детей (удачные, несовершенные и даже с ошибками), выполняющие различные функции обучающего, развивающего и воспитательного характера.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (авт. О.В.Кубасова) Концептуальными положениями курса являются: 1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов. 2. Развитие творческих способностей учащихся, чему способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).


3. Обогащение умственного потенциала детей путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское качество антиципации), творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел (смысловое ядро). 4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, которая направляется в учебниках специальными заданиями (анализ иллюстраций с точки зрения "эмоциональных знаков", постановка "живых картин", произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.).


5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у учащихся отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствуют активизация методическими средствами мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его "присутствию" в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы. 6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих ребенку способность быть читателем: становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умение работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Поглазова О.В.) Курс "Окружающий мир" является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В качестве линий интеграции содержания выступают следующие концептуальные положения: – окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был; – опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его; – природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию. Данные положения реализуются в учебниках-тетрадях, которые своим содержанием, структурой и системой развивающих заданий создают условия для ознакомления с новым учебным материалом, для его закрепления на уроке и для самостоятельной работы. Система заданий составлена с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся.


Учебники-тетради выполняют системообразующую, координирующую и собственно интегрирующую функцию, служат своеобразным "каркасом", объединяющим учебную информацию и методический аппарат (технологию усвоения), ориентированный не на передачу готовых знаний, добытых многими поколениями людей и ставших как бы статичными для усвоения учениками, а на самостоятельный процесс познания учениками окружающего мира. Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с помощью учителя) действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира и разными видами учебной деятельности.


ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (Конышева Н. М.) Особенность авторского курса состоит в том, что он впервые в практике отечественной школы выводит уроки труда из узких рамок ремесленно-технологической подготовки учащихся и приобщает их к системе общего образования. Концептуальные положения курса: 1. Особенностью курса является его общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность, которая позволяет через практическую деятельность учащихся формировать у них систему знаний и представлений об окружающей действительности, в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о социально-психологической и социально-исторической информативности мира вещей и т.д. 2. Организация деятельности учащихся в формировании духовно- нравственных установок осуществляется от общего к частному, а при формировании конкретных знаний и способов работы – от частного к общему.


3. Система учебных заданий сориентирована на активную работу ученика как целостной личности, одновременно включая в деятельность ее рационально-логическую и духовно-эмоциональную сферы. Это достигается тем, что задания, включенные в учебники, построены на основе проектной художественно-конструкторской деятельности и значительное место среди них отводится решению задач, связанных с самостоятельной разработкой конструкций предметов, с поиском и воплощением художественного образа, отвечающего поставленным условиям. Структура учебников разработана в соответствии с блочно- тематическим принципом, что облегчает учителю тематическое планирование уроков на учебный год и четверть. Материалы учебников не только включают в себя содержательную канву каждого урока, но и дают достаточно четкое представление о методике их организации.


Дошкольное образование Ступеньки детства Комплект «Ступеньки детства» направлен на всестороннее развитие дошкольников 4-6 лет с учетом реальных требований школы к их подготовке Начальная школа Комплект «Гармония» Учебно-методические комплекты по основным предметам Федеративного базисного учебного плана Обучение грамоте Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Технология Основная школа Математика Химия Информатика Природоведение Литература Технология Средняя (полная) школа Химия (базовый уровень) Информатика Педагогическое образование Учебные пособия для высшей школы и педагогических колледжей


Особенности УМК «ГАРМОНИЯ» 1. Стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органического соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. 2. В комплекте нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно- ориентированный подход к процессу обучения)


3. Обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. 4. Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта «Гармония» и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя. 5. УМК «Гармония» является «открытым». Это значит, что за учителем остается право использовать в своей работе как целостный комплекс учебно- методических комплектов «Гармония», так и выбрать любой методический комплект из данного комплекса.




Особенности УМК «К тайнам нашего языка» 1. Комплексное решение задач обучения развития воспитания Формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений Совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками) Обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи








3. Переход от изучения разрозненных орфографических правил к системному формированию комплекса орфографических умений обнаруживать орфограммы (орфографической зоркости) определять разновидности орфограмм (а значит – требуемые правила) применять различные правила осуществлять орфографический самоконтроль (проверку написанного)


4. Деятельностный подход к организации обучения опора на опыт практического владения языком, в т. ч. для мотивации последующей работы и постановки учебных задач включение в учебный процесс действий по «добыванию» учащимися новых знаний при формировании каждого из видов умений целенаправленное обучение необходимому способу действий последовательное обучение самоконтролю при выполнении всех видов учебной работы























Учителя г. Благовещенска к работе по УМК “Гармония” шли достаточно долго.

Слайд 1. Первый этап был связан с открытием экспериментальных площадок 1997 - 2001. Первая площадка работала на базе школы № 26 г.Благовещенска и осваивала методическую систему обучения математике Н.Б. Истоминой в концепции развивающего обучения, вторая площадка была организована на базе школы № 28 г.Благовещенска, которая апробировала учебник русского языка “К тайнам нашего языка” М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.

Слайд 2. Второй этап с 2001 года был обозначен переходом обучения младших школьников по учебно-методическому комплекту “Гармония”, который совпал с работой второй экспериментальной площадки.

Слайд 3. И теперь на территории Амурской области по УМК “Гармония работают 13 районов из 20. Это более 120 учителей. А по учебнику математики Н.Б. Истоминой работает, по нашим последним данным более 200 учителей области.

Для нас “Гармония” это прежде всего стабильность и устойчивость показателей качества обучения по математике, русскому языку и показателей психического развития младших школьников.

Критериями качества усвоения знаний, умений и навыков явились:

  • полнота (количество знаний о предметах, входящих в школьную программу);
  • глубина (совокупность осознанных знаний об объекте);
  • оперативность (число ситуаций или способов, в которых ученик может применять то или иное знание);
  • гибкость (быстрота нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуаций, умении выбрать нужный в данный момент способ деятельности из ряда известных).
  1. Полнота определялась по следующим показателям :
  • объективность – способность учащихся действовать адекватно задаваемым условиям;
  • абстрактность – способность учащихся описать операционный состав выполняемого действия в речевой форме, отрываясь от чувственных свойств объекта действия.
  1. Глубина определялась по следующим показателям:
  • разумность – ориентация учащихся на существенные связи и отношения, заданные в условии выполняемого действия;
  • осмысленность – выбор учащимися необходимых действий или операций в соответствии с целью и условиями задания.
  1. Оперативность определялась по следующим показателям:
  • обобщенность – возможность описания учащимися операционного состава формируемого умения или навыка в речевой форме;
  • прочность – формируемое действие у учащихся может быть выполнено им спустя некоторое время.
  1. Гибкость определялась по следующим показателям:
  • рациональность – выбор такого способа выполнения действия, которое быстрее приведет к цели;
  • автоматизм – свёрнутость выполняемого действия.

На гистограмме вы можете наблюдать, что качество знаний учащихся, обучающихся по УМК “Гармония” на несколько порядков выше, чем у школьников, обучающихся по другим учебно-методическим комплектам.

Слайд 4

Качество усвоения программного материала по математике. Гистограмма 1

УМК “Гармония” другие УМК

Слайд 5.

Качество усвоения программного материала по русскому языку. Гистограмма 2.

УМК “Гармония” другие УМК

1 – разумность, 2 – рациональность, 3 – осознанность, 4 – объективность, 5 – абстрактность, 6 – обобщенность, 7 – прочность, 8 – автоматизм.

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что по всем критериям наблюдается динамика роста качества усвоения программного материала по предметам. В среднем качество усвоения содержания в 2 раза выше у детей из экспериментальных классов.

В ходе экспериментальной работы отслеживалось также психическое развитие младших школьников по следующим показателям:

  • уровень развития словесно-логического мышления;
  • уровень развития учебной мотивации школьников;
  • уровень школьной тревожности.

Слайд 6.

Показатели психического развития младших школьников. Гистограмма 3.

УМК “Гармония” другие УМК
  1. – уровень развития словесно-логического мышления;
  2. – уровень развития учебной мотивации школьников,
  3. – уровень школьной тревожности.

Так же на несколько порядков выше показатели психического развития школьников. Особенно нас радует низкий уровень тревожности учащихся. Это говорит о том, что УМК “Гармония” реализует здоровье- сберегающие технологии обучения.

Слайд 7.

Надо отметить, что УМК “Гармония” не только способствует качественному росту учащихся, но и профессиональному росту учителя. Это учителя первой и высшей категории, которые повышают свой уровень знаний на курсах повышения квалификации учителей при ИППК, БГПУ, дистанционных курсах обучения.

В области создано творческое объединение учителей начальных классов “Гармония”, основными направлениями которого являются:

  • научно-методическая работа (консультации с авторами комплекта и научными руководителями, изучение нормативных документов);
  • учебно-методическая работа (чтение лекций на курсах повышения квалификации учителей, студентов педагогического колледжа и университета; открытые уроки, мастер-классы; участие в научно-практических конференциях и Всероссийском фестивале “Открытый урок”; публикация статей в журнале “Начальная школа”, консультации для учителей школ города и области, проведение круглых столов по проблемам преподавания в комплекте “Гармония”, методических семинаров и многое другое);
  • Диагностическая работа (это новое направление в работе, которое пока на уровне анализа проблем обучения и разработке путей их решения).

Слайды 8, 9.

“Гармония” это максимальное обеспечение участников процесса обучения учебно-методическими пособиями. Это настолько облегчает учебный процесс. Огромное спасибо авторам и издательству “Ассоциация “21 век”, которые постоянно пополняют этот комплект новыми пособиями.

Слайд 10.

“Гармония” это красота, радость открытий, тесное взаимодействие учителя, родителей и детей. На экране мы привели некоторые высказывания родителей из разных школ. Мне очень хочется их повторить.

  • “Гармония” учит думать, рассуждать”. Семья Вдовиных
  • Ребенок задумывается, самостоятельно добывает знания. Спорит, доказывая свою точку зрения”. Семья Гуровых
  • Сначала была против “Гармонии”, а теперь полностью “за”. Семья Ивановых
  • “Через год второй ребенок идет в школу и только по программе “Гармония”. Семья Великановых
  • “Катастрофически растет безграмотность населения. Пусть наши дети всех удивят”. Семья Варламиных.

Слайды 11-15.

Как и в каждой территории Дальнего Востока у нас есть проблемы:

  • Трудности в преемственности между дошкольным и начальным образованием. На сегодняшний день в дошкольных учреждениях Амурской области нет программы, соответствующей по содержанию и методике программе “Гармония”. Если в дошкольных учреждениях обучение осуществлялось по программе 2100, то они и ориентируют родителей продолжать обучение по данной программе. Учителя, работающие по программе УМК “Гармония”, постарались донести в дошкольные учреждения идею преемственности в разных звеньях образовательного процесса.
  • Трудности в преемственности начальная школа и среднее звено связаны с объективными и субъективными причинами. В школах города и области пытаются эти проблемы решить через взаимопосещения уроков учителями начального и среднего звеньев, проведений психолого-педагогических консилиумов. Однако эти мероприятия не могут в достаточной мере разрешить всех аспектов проблемы преемственности, т.к. эта проблема не является внутришкольной.
  • Стереотипность мышления некоторых родителей. Разрешение этой проблемы мы видим через проведение консультаций для родителей, дни открытых дверей.
  • Непродуманная организация закупки учебно-методических пособий УМК “Гармония” на местном уровне. Учебники закупаются без тетрадей на печатной основе, а в продаже могут быть разных годов издания, что приводит к трудности обучения.
  • Недостаточное внимание школ к федеральному заказу комплектов учебников по данной программе, т.к. желающих учителей работать по этому УМК больше, но недостаток учебников в школе не может совместить желаемое с возможностями.

Перспективы:

  1. Продолжить работу в том же направлении, т.к. работа по УМК “Гармония” дает положительные результаты в образовании младших школьников.
  2. Создать центр “теории и методики обучения и воспитания младших школьников” на базе Благовещенского государственного педагогического университета, как центр научно-методической и практической поддержки учителей начальных классов, родителей и учащихся.
  3. Надеемся, что Федеральные программы развития Дальнего Востока повлияют на реализацию идей развивающего обучения УМК “Гармония”


Цель изучения курса:

Целенаправленная и систематическая работа по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.


Концептуальные основы:

  • Логика построения содержания курса;
  • Методический подход;
  • Система учебных заданий;
  • Методика обучения решению текстовых задач;
  • Формирование представлений о геометрических фигурах;
  • Использование калькулятора;
  • Организация дифференцированного обучения;
  • Построение уроков математики.

Принципы программы:

  • Тематический
  • Построение системы счисления.

Комплексное решение задач обучения, развития и воспитания обеспечивается деятельностным подходом к организации учебной работы, при котором ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом (тем, кого учат), а субъектом учебной деятельности (тем, кто учится)


Образовательная программа «ГАРМОНИЯ»

в соответствии с

требованиями ФГОС содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися ООП на основе ФГОС

и с учетом УМК «ГАРМОНИЯ»;

  • примерный учебный план УМК «ГАРМОНИЯ»;
  • программа формирования универсальных учебных действий у

обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и

с учетом УМК «ГАРМОНИЯ»;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в

УМК «ГАРМОНИЯ»;


  • требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса
  • программа духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «ГАРМОНИЯ»;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «ГАРМОНИЯ»;
  • программа коррекционной работы на основе принципов

деятельности в УМК «ГАРМОНИЯ»;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования



1 класс

  • Признаки предметов. Сравнение и классификация по различным признакам (свойствам).
  • Счёт. Количественная характеристика групп предметов. Цифры. Взаимосвязь количественного и порядкового чисел.
  • Сравнение длин предметов (визуально и наложением).
  • Точка. Линия. Луч. Линейка как инструмент для проведения прямых линий.
  • Натуральный ряд чисел от 1 до 9.
  • Сравнение длин с помощью различных мерок. Отрезок. Числовой луч. Сравнение натуральных чисел. Неравенства.

1 класс

  • Смысл действий сложения и вычитания. Выражение. Равенство. Переместительное свойство сложения. Состав чисел от 2 до 9. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Число и цифра нуль.
  • Ломаная.
  • Двузначные числа и их разрядный состав. Единицы длины. Число 10, его состав.
  • Сложение и вычитание разрядных десятков.
  • Единицы массы. Симметричные фигуры.


2 класс

  • Дополнение двузначного числа до «круглых» десятков. Вычитание из «круглых» десятков однозначных чисел. Структура текстовой задачи.
  • Угол. Прямоугольник, квадрат. Многоугольник.
  • Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.
  • Сочетательное свойство сложения. Скобки.
  • Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Трехзначные числа и их разрядный состав.
  • Смысл умножения.

2 класс

  • Умножение на 0 и 1. Понятие «увеличить в».
  • Таблица умножения.
  • Единицы времени.
  • Окружность и круг.


3 класс

  • Площадь фигуры.
  • Таблица умножения. Умножение на 10.
  • Смысл деления.
  • Табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления.
  • Единицы площади. Палетка. Измерение площадей фигур. Площадь и периметр прямоугольника.
  • Правила выполнения действия в выражениях.
  • Распределительное свойство умножения.
  • Деление суммы на число.

3 класс

  • Четырехзначные, пятизначные, шестизначные числа.
  • Умножение и деление на 10, 100, 100.
  • Алгоритм письменного сложения и вычитания.
  • Единицы массы. Единицы длины. Единицы времени.
  • Текстовые задачи.
  • Выделение фигур на чертеже.
  • Куб. его изображение. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.


4 класс

  • Алгоритм письменного умножения.
  • Деление с остатком.
  • Действия с величинами.
  • Текстовые задачи на зависимость между величинами.
  • Уравнения.
  • Буквенные выражения.


  • Геометрическая;
  • Алгебраическая;
  • Функциональная;
  • Комбинаторная;
  • Логическая;
  • Алгоритмическая;
  • Числовая.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Н.Б. Истомина «Программы к курсу математики», «Ассоциация XXI век», 2006
  • В.П. Ручкина, Л.В. Воронина «методика математики в начальных классах» учебное пособие, Екатеринбург, 2008
  • Программно – методические материалы. Математика. Начальная школа, Москва, «Дрофа» 1998.
  • Учебно-методический комплект «Гармония».


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
УМК «Гармония»для четырехлетней начальной школы Князева Надежда Александровна,учитель начальных классов МБОУ «СШ №2 г. Грязовца» Вологодской области УМК «Гармония» Комплект создан на основе личностно-ориентированного подхода к обучению, направлен на гармоничное развитие учащихся, целенаправленно формирует учебно –познавательную деятельность младших школьников, развивает приёмы умственной деятельности, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Методологическую основу комплекта составляет принцип педагогического сотрудничества учителя и учащихся Учебно-методический комплект «Гармония»создан на кафедре мето-дики начального обучения Москов-ского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова Авторы комплекта: доктор педагогических наук, профессор Наталия Борисовна Истомина (математика); кандидат педагогических наук, профессор Марина Сергеевна Соловейчик; кандидат педагогических наук, доцент Надежда Сергеевна Кузьменко (русский язык) кандидат педагогических наук, доцент Ольга Владимировна Кубасова (литературное чтение); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Ольга Тихоновна Поглазова (окружающий мир); доктор педагогических наук Наталья Михайловна Конышева (трудовое обучение). Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта. В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. Особенности УМК «Гармония» Направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Методическое воплощение основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения). Много развивающих проблемных заданий и яркая наглядность! Создаются условия для комфортных отношений: учитель ученик ученик ученик Деятельностный подход в организации обучения: а) сначала ставится учебная задача, затем вводятся новые знания.б) информация не предоставляется в готовом виде, она «добывается» вместе с учениками. Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование, конструирование… Один и тот же объект или предмет при их изучении рассматриваются с разных сторон. Существенная опора на опыт ребёнка.Задания носят практическую направленность, т.е. приближены к жизненным ситуациям. Входящие в У.М.К. «Гармония» учебники имеют вспомогательные методики. В комплекте предлагаются задания с различным уровнем подготовленности учащихся. Формируется ситуация успеха. Обучение грамоте. Чтение БУКВАРЬ Подход в изложении материала позволяет ребёнку плавно пере-ходить от игровой к учебной дея-тельности, быстро адаптироваться к школе, способствует успешному овладению знаниями, умениями и навыками в русском языке. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ПИСЬМО Фонетические умения с опорой на слог. Раздельно-параллельное обучение грамоте и письму. Троекратное блоковое введение букв. Культура речевого поведения. Прописи формируют навыки пра-вильного каллиграфического письма и русской орфографии. Главные особенности комплекта: 1. Коммуникативная направленность обучения русскому языку. 2. Воспитание у детей интереса к родному языку. 3.Развитие лингвистического мышле-ния ребёнка. 4.Новый подход к организации орфо-графической работы. 5.Формирование у младших школьни- ков приёмов самостоятельной учебной деятельности, умений работать с учеб-ником и пользоваться различными словарями.6.Адресованность учебника непосред-ственно ученику: авторы общаются с каждым из них, что – то подсказывают, советуют, сообщают. РУССКИЙ ЯЗЫК Осознание ребенком себя как языковой личности.Коммуникативный подход к изучению языка.Развитие природного чувства слова.Создание базы для обеспече-ния грамотности. Формирование мировоззрения детей. Развитие творческих способностей. Обогащение умственного потенциала. Развитие эмоциональной сферы. Развитие речи. Способность быть читателем. Литературное чтение(Автор: О.В.Кубасова) Математика Главные особенности УМК: Формирование приёмов учебной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобще-ния в процессе усвоения математических понятий. Система заданий, помогающая организовать активную познавательную деятельность учащихся при обучении реше-нию задач и формировании вычислительных навыков и умений. Учёт психического развития ребёнка и его опыта, создание условий для осознания связей между новыми и ранее изученными понятиями и способами действий. Основное значение контрольных работ – помочь организовать дифференцированный контроль. Каждая контрольная работа представлена на трёх уровнях. Тетради «Учимся решать комбинаторные задачи» содержат дополнительный материал к учебникам Тестовые задания можно использовать как на этапе самоконтроля, так и на этапе текущей и итоговой проверки зун учащихся. Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом, объединяющим сведения о природе, человеке и обществе. Главные особенности: Цель курса - дать начальное представление о целостной научной картине мира, показать связь деятельности человека и окружающего мира, познакомить с историческими событиями своей страны Методический аппарат учебников позволяет организовать личностно – ориентированный подход, т.е. направленный на развитие личности учащихся Педагогическое сотрудничество учеников и учителя на уроке создаёт условия для движения учащихся от репродуктивного уровня к продуктивному и творческому Технология (Н.М.Конышева Главные особенности УМК: Цель курса – развитие личности школьника, его конструкторских и художественных способностей, творческого потенциала. Содержание курса позволяет формировать у школьников основы дизайнерских знаний. Задания учебника построены на основе включения младших школьников в проектную художественно–конструкторскую деятельность, связанную с самостоятельной разработкой конструкции предметов, с поиском и воплощением художественного образа, отвечающего поставленным условиям. Изобразительное искусствоКопцева Татьяна Анатольевна Главные особенности УМК: Учебник знакомит школьников с образным языком изобразительного искусства как основой эмоционально-эстетического освоения окружающего мира. Он формирует приемы познавательной деятельности и развивает интерес к области художественного освоения мира, обогащает практический и творческий опыт ребенка.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении