teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Виды ценностей. Понятие и виды человеческих ценностей. Ценность человеческой жизни Какие жизненные ценности

Сколько их вообще? Список всех жизненных ценностей огромен, но всё слишком большое можно разделить на части. В синтон-подходе основные жизненные ценности здоровой личности могут быть сгруппированы в три основных круга ценностей:

  • Личная жизнь и отношения,
  • Дело, бизнес, работа,
  • Собственное развитие

Если же и эти части разделить на более мелкие, у нас получится следующий список.

Любовь, азарт, развлечения и отдых.

Это ценности радости – отрывайся, наслаждайся, живи на всю катушку. Путешествие в далёкую тёплую страну, где лазурное море и белый песочек. Игра в казино, когда от ставок захватывает дух. Романтика встреч в кафе, где уютный полумрак и прекрасный человек напротив.

Семья, взаимопонимание, дети.

Это длительные отношения в паре, родители и дети, друзья и близкие. Это ценность отношения с другими людьми. Здесь тоже есть любовь – как радостная забота, ласковое внимание, тёплое уважение. Вот мужчина после рабочего дня радостно идёт домой – там его семья, его жена и дети. Вот молодой парень бросает всё и едет помогать родителям с огородом – потому что родителям уже тяжёло, а он их любит. Вот женщина ерошит волосы ребёнку и садится рядом, чтобы почитать сказку.

Дом, комфорт, деньги.

Это ценность упорядоченного быта. Она лежит на стыке двух сфер – ведь «дом, комфорт, деньги» очень нужны для семьи и не помешают отдыху. С другой стороны, деньги – это уже выход в сферу «Дело, работа, бизнес». Молодая пара на весь день едет в IKEA, чтобы купить мебель в свою новую квартиру. Они тщательно выбирают каждый стул и каждую полку – купить хочется много, а денег меньше, чем хочется.

Моё дело, мои проекты.

Чем вы занимаетесь по жизни? На что тратите время, когда уходите на работу? Какие планы строите, засыпая вечером? Это всё – ценность дела. Здесь собрано всё, что касается вашей работы, ваших идей и планов по созданию и развитию. Парень с подросткового возраста увлекался фотографией и видеосъёмкой. Везде старался ухватить что-то необычное. Прошло десять лет – он снимает дорогие, качественные клипы и хочет замахнуться на кино.

​​​​​​​​​​​​​​Карьера, власть, статус.

Это ценность социального развития – получения более высокого социального статуса, новых возможностей влиять и делать. Мужчина раз за разом меняет машину, покупая всё боле престижные марки. Женщина ходит только в дорогие бутики. Каждый из них показывает свой статус и каждый много работал, чтобы достичь такой высоты.

Образование, повышение профессиональной квалификации.

Сложно делать своё дело хорошо без образования и опыта. Поэтому ценность развития мастерства находится сфере «Дело, работа, бизнес». С другой стороны, любое образование и повышение профессиональной квалификации обязательно приводит к личностному развитию. Поэтому ценность развития мастерства одновременно относится к сфере «Я и собственное развитие». Вот девушка внимательно смотрит, как выглядит голливудская звезда на вручении «Оскара». Девушка – стилист, она смотрит церемонию, чтобы уловить самые модные тенденции. Девушка – на работе.

Личностный рост, социальные и психологические навыки.

Это ценность развития личности. Личностный рост можно коротко назвать словом «мудрость». Это зрелость, взвешенные выводы, внимание к другим людям. Социальные навыки – это поведение в обществе, например, умение с рабочим разговаривать на одном языке, а с интеллигентом на другом. Психологические навыки – это преодоление своих страхов, владение своими эмоциями, чистота и ясность мышления. Девушка была язвительной и вспыльчивой, рядом с ней было тяжело. Она занялась собой и стала мягче в общении, аккуратнее в выражении чувств. Рядом тут же появились люди.

Красота, здоровье, гармоничное развитие.

Внешность, стройная фигура, хорошо развитая мускулатура, умение танцевать и красиво двигаться – это всё ценность тела. Эта ценность лежит на стыке двух сфер – когда человек занимается своим здоровьем, он обязательно развивается, поэтому ценность справедливо входит в сферу «Я и собственное развитие». С другой стороны, красота и здоровье сильно влияет на отношения и поэтому относится к сфере «Личная жизнь и отношения». Спортивному, подтянутому парню легче заинтересовать девушку. Гибкой и грациозной девушке проще привлечь внимание парня.

Духовный рост, познание жизни, реализация предназначения.

Если вы живете не только для себя, если для вас важно оставить в жизни добрый след - у вас самые высокие мотивы, вас можно назвать человеком с духовными устремлениями. Если же вы любитель литературы о духовных практиках, где продается стандартный набор из астрологии, йоги, эзотерики и целительства вместе с психотерапией и восточными учениями, то вы просто покупатель литературы этого жанра.

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечать его интересам или соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включен человек.

Очевидно, что ценность находится не в самом предмете. Предметы становятся ценными только в процессе оценивания мира человеком. Например, денежная купюра по своей природе является лишь бумагой с нанесенной на нее типографской краской. Ценность ей придает соответствующее отношение человека и общества. Банкноты, вышедшие из употребления, теряют покупательную ценность, хотя физически при этом не изменяются.

Однако ценность не содержится только в сознании человека. Представления о купюре и сама купюра - не одно и то же. Деньги в уме и деньги в кармане - это разные вещи, и соответственно различна их ценность: выбирая между ними, мы выберем реальные деньги (даже если их будет намного меньше, чем «денег в уме»). В субъекте, его сознании можно обнаружить не саму ценность, а только акт оценки. Итак, ценностей нет ни в объекте, ни в субъекте. Следовательно, они существуют в сфере их взаимодействия (как электричества нет ни в положительном, ни в отрицательном полюсе батареи, оно появляется при их соединении). Ценность возникает только в месте встречи человека и мира. Человек окружен безгласными вещами. Оценить - значит выделить нечто существенное из этой массы, почувствовать способность какой-то вещи откликнуться, ответить потребностям человека.

Ценности настолько многообразны, что полное и исчерпывающее их описание невозможно. Можно выделить бесконечное множество ценностей:

о первичные - пища, вода, жилье, одежда, безопасность, защита;

о вторичные - принадлежность, уважение, любовь, признание, самовыражение;

о материальные - пища, вода, жилье, одежда, природные ресурсы, инструменты, дорогие вещи;

о духовные - истина, добро, красота, творчество, знания, справедливость, святость;

о общечеловеческие - жизнь, свобода, добро, красота; о личные - все возможные.

Ценности не изолированы и не оторваны друг от друга, а находятся в постоянном движении и тесном взаимодействии, составляя сложную систему взаимных пересечений, совпадений и влияний.

Жизнь является высшей общечеловеческой ценностью. Человек проживает жизнь сознательно, ставит перед собой определенные цели и стремится к ним. Иными словами, он приписывает жизни особый смысл. Общий для всех смысл жизни можно выводить из естественных законов самой жизни (натуралистический подход) или из абсолютных ценностей, лежащих за пределами жизни (авторитарный подход).

Согласно натуралистическому подходу, смысл жизни состоит в стремлении к наслаждению, удовольствиям, выгоде. С первого взгляда такой подход кажется правильным, но подробный анализ выявляет в нем ряд недостатков. Иногда в погоне за удовольствиями и выгодой человек становится не свободным выразителем своих желаний, а их рабом. Фиксация на удовольствиях часто ведет к разрушению психики и организма (например, в случае наркомании). Последовательное развитие всех натуралистических целей показывает, что их следствием могут стать такие негативные качества, как эгоизм, чревоугодие, скупость, а по-настоящему полезной для человека является способность ограничивать себя на пути к удовольствиям и пользе.

В авторитарном подходе смысл жизни состоит в стремлении к великой идее (например, общему благу). Однако рассмотрение человека как средства достижения высших целей обесценивает человеческую жизнь: ради абсолютных идей, которые зачастую оказываются иллюзиями, погибали и погибают люди. Как правило, логическое развитие авторитаризма приводит к слепой приверженности идее - религиозному или политическому фанатизму.

Имеется также субъективная точка зрения, согласно которой не существует общего для всех смысла жизни и каждый человек сам свободно выбирает смысл своей жизни в каждом своем поступке. Австрийский психолог Виктор Франкл (1905- 1997) указал три основных направления для поиска этого смысла. Человек должен принять ценности творчества (созидания и самореализации), переживания (способности восхищаться красотой, добром, правдой) и отношения (оптимистического восприятия мира) .

Человек свободен в выборе своего пути и не застрахован от ошибок и неудач. Наука способна показать ему лишь примерное направление поиска. Смысл жизни невозможно получить готовым - его нужно пережить и выстрадать, чтобы почувствовать себя человеком. Осмысленность жизни придает только свобода выбора.

Понятие свободы многообразно - она может быть отрицательной (свобода от чего-то) и положительной (свобода для чего-то), внутренней (свобода воли и выбора) и внешней (свобода действий). Значительно различаются и точки зрения на то, обладает ли человек свободой. Одни мыслители считают, что поступки и решения человека произвольны (такая позиция именуется волюнтаризмом), другие полагают, что все действия изначально предопределены (позиция фатализма).

В самом общем смысле свобода есть отсутствие ограничений и стеснений. Но в действительности невозможна ситуация, в которой отсутствуют все ограничения. Действия человека ограничены природой и обществом. Природные ограничения представлены физическими законами и объективными возможностями человека: нельзя вернуться назад во времени, нельзя бежать выше определенной скорости, нельзя прожить больше, чем определено биологическими особенностями организма. Социальные ограничения связаны с тем, что свобода одного человека ограничена свободой другого. Английская пословица говорит об этом так: «Свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода вашего носа».

Чтобы стать по-настоящему свободным, нужно осознать эти внешние ограничения: познать объективные законы природы и социальной жизни и понять пределы своих возможностей. Только зная характер и суть ограничений, можно преодолеть их, расширив тем самым диапазон своих действий. Чем лучше человек понимает свои возможности, тем больше у него свободы. Например, законы природы и данные науки говорят, что человек не может летать, как птица. Понимание сути объективных ограничений (законов тяготения, особенностей аэродинамики) позволило разработать такие технические средства, которые помогли человеку подняться в воздух, не нарушая природных законов. Обойти ограничения можно, только осознав их: современные летательные средства одновременно учитывают физические ограничения и расширяют возможности человека. Свобода, по словам голландского философа Бенедикта Спинозы (1632-1677), есть осознанная (познанная) необходимость. Отсюда следует философское определение свободы. Это - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Освобождает именно знание законов, невежество только ограничивает свободу.

Как осознанная необходимость, свобода тесно связана с ответственностью.

Ответственность - это осознание долга, требований, предъявляемых обществом к человеку. По сути, ответственность является оборотной стороной свободы: чем свободнее человек, тем он более ответствен. Если поведение человека было несвободно, предопределено чужой волей или объективными обстоятельствами (жизни его близких угрожали или человек психически невменяем), он, как правило, не несет уголовной или моральной ответственности. Но за все свои поступки, совершенные свободно, за каждый свой личный выбор человек обязан отвечать перед обществом и самим собой.

В этом отношении свобода имеет моральные и правовые ограничители. Внешние ограничители (со стороны общества) выражаются в нормах, традициях, обычаях, законах, религиозных заповедях и т.д. Внутренние ограничители (со стороны человека) выражены в убеждениях, личных принципах, в голосе совести. Если внутренние ограничители сформированы правильно, то во внешних уже нет необходимости. Человек становится личностью, когда он действует не на основе внешнего принуждения, не из страха наказания и не из желания быть вознагражденным. Настоящая личность поступает морально, исходя из своих внутренних убеждений, сформированных в процессе свободного самоопределения.

Свобода особым образом преломляется в разных сферах общественной жизни. Например, в экономической сфере выделяются свобода рынка, свобода торговли. В сфере взаимоотношений личности и государства выделяют свободу слова (возможность выражать свои убеждения), свободу совести (возможность по своему выбору принимать религиозные или атеистические взгляды), свободу собраний (возможность собираться для обсуждения различных вопросов), свободу ассоциаций (объединяться с другими людьми) и т.д.

Гражданские ценности личности формируются на основе политических свобод. Понятие «гражданин» указывает на то, что личность имеет устойчивую связь с конкретным государством. Эта связь выражена прежде всего в предоставлении государством гражданину определенных прав и свобод. Поскольку гражданина нет без свобод, обязанность каждого гражданина - защищать свои свободы от любых посягательств. Таким образом, активная гражданская позиция по защите своих прав и свобод, даже в том случае, если права гражданина нарушает само государство, является первостепенной ценностью личности в ее соотнесении с государством.

Для каждого гражданина продолжением свобод являются обязанности перед государством. В обмен на свои свободы гражданин обязуется соблюдать законы, защищать страну, платить налоги и т.д. Такие обязанности - справедливая плата за предоставленные личности права и свободы, поэтому ее уклонение от обязанностей считается не только незаконным, но и морально предосудительным. С этой точки зрения ценностями гражданина являются патриотизм, чувство долга, ответственность за судьбу страны и т.д.

Существует ряд гражданских качеств, которые связаны не с взаимоотношениями личность-государство, а с отношениями между самими гражданами. Поскольку свобода одного человека в государстве ограничена свободой другого, то в разряд ценностей попадают уважение интересов других и законы, обеспечивающие эти интересы. С этой точки зрения основными гражданскими ценностями признаются:

О толерантность -терпимость по отношению к убеждениям других; о гуманизм - признание внутренней ценности любого человека;

о правосознание - признание верховенства законов над частными интересами или убеждениями.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Основными духовными ценностями признаются истина, добро и красота.
  • 2. Высшей общечеловеческой ценностью считается жизнь. Смысл жизни невозможно получить готовым - его нужно пережить и выстрадать. Каждый человек сам вкладывает смысл в свою жизнь.
  • 3. Свобода есть возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Обратной стороной свободы является ответственность - осознание долга перед другими людьми и обществом в целом.
  • 4. К гражданским качествам личности относят активную гражданскую позицию, патриотизм и ответственность за судьбу страны, а также толерантность, гуманизм и развитое правосознание.

ВОПРОСЫ

  • 1. Как интересы человека влияют на его ценностные предпочтения? Имеются ли различия между ценностями в различных культурных традициях?
  • 2. Назовите основные подходы к определению смысла жизни. Как степень свободы личности влияет на решение смысложизненных вопросов?
  • 3. Как вы понимаете фразу «Свобода есть познанная необходимость»? Почему свободу называют обратной стороной ответственности?
  • 4. Что вы понимаете под гражданскими ценностями? Почему в современной жизни гражданские качества личности приобрели особую значимость?
  • См. подробнее: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

В чём смысл жизни? Как прожить полноценную и счастливую жизнь? Что по-настоящему ценно в жизни? Правильно ли я живу?

Это главные вопросы, на которые мы все пытаемся найти ответ… В этой статье я предлагаю вам новую возможность пересмотреть свои жизненные приоритеты и найти для себя ответы на эти "вечные" вопросы.

Когда я серьёзно заинтересовался этой темой и начал поиск, я обнаружил, что лучшие ответы на эти вопросы дают нам люди, которые в своей жизни столкнулись лицом к лицу со своей смертью.

Я изучил книги-бестселлеры о людях, которые узнали, что очень скоро умрут, и поменяли свои жизненные приоритеты; собрал различные исследования на тему "о чём сожалеют перед смертью"; добавил немного восточной философии, и в результате получился этот список из пяти истинных ценностей в жизни каждого человека.

"Если бы не моя болезнь, то я никогда и не задумался бы над тем, как прекрасна жизнь"

Самобытность

Всё в жизни имеет своё назначение. У каждого живого существа на планете есть своя миссия. И у каждого из нас есть своя роль. Реализуя свои уникальные таланты и способности, мы обретаем счастье и богатство. Путь к своей уникальности и миссии лежит через наши желания и мечты ещё с самого детства.

"Индивидуальность — высочайшая ценность в мире" (Ошо).

Одна женщина (Бронни Вее) много лет проработала в хосписе, где её задачей было облегчать душевное состояние умирающих пациентов. Из своих наблюдений она выявила, что наиболее частое сожаление у людей перед смертью, — это сожаление о том, что им не хватило смелости жить жизнью, правильной именно для них, а не жизнью, которую ожидали от них другие. Её пациенты сожалели о том, что они так и не воплотили в жизнь многие свои мечты. И лишь в конце пути они осознали, что это было только последствием их выбора, который они сделали.

Составьте список своих талантов и способностей, а также список любимых дел, в которых они выражаются. Так вы найдёте свои уникальные таланты. Используйте их для служения другим. Для этого спрашивайте себя как можно чаще: "Чем я могу быть полезен (миру, людям, с которыми соприкасаюсь)? Как я могу служить?"

Смело бросайте нелюбимую работу! Не бойтесь нищеты, неудач и ошибок! Доверяйте себе и не беспокойтесь о мнении окружающих. Верьте всегда, что Бог (Вселенная) позаботится о вас. Лучше один раз рискнуть, чем потом сожалеть о том, что вы прожили серую и бездарную жизнь, "убиваясь" при этом на нелюбимой работе в ущерб себе и своим близким.

Всегда помните, что вы уникальны, и ваша миссия — это дать максимум своей уникальности миру. Только тогда вы обретёте истинное счастье. Так задумал Бог (Вселенная).

"Откройте свою божественность, найдите свой уникальный талант, и вы сможете создать любое богатство, какое захотите" (Дипак Чопра).

Самораскрытие и духовный рост

Перестаньте быть животным!..

Конечно, нам необходимо удовлетворять физиологические потребности, но только лишь для того, чтобы развиваться духовно. Люди в основном гоняются за материальным благополучием и озабоченны, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда как первичный смысл и цель человеческой жизни заключается в том, чтобы осознать, что он духовное существо, и ничего материального ему, на самом деле, не нужно.

"Мы не человеческие существа, получающие время от времени духовный опыт. Мы духовные существа, получающие время от времени человеческий опыт" (Дипак Чопра).

Осознайте Бога внутри себя. Человек — это переходное существо от животного к духовному. И у каждого из нас есть ресурсы совершить этот переход. Чаще практикуйте состояние "Быть", когда у вас нет мыслей, и вам ничего не нужно, когда вы просто ощущаете жизнь и наслаждаетесь её полнотой. Состояние "здесь и сейчас" — это уже духовное переживание.

"Среди нас есть люди, — немного, но есть, — которые понимают, что начинать откладывать деньги на старость надо ещё в то время, пока она далеко, чтобы успела скопиться определённая сумма… Так почему бы заодно не позаботиться и о том, что важнее денег, — о душе?" (Юджин О"Келли, "В погоне за ускользающим светом").

И не надо самосовершенствоваться, вы уже совершенны, потому что вы духовные существа. Занимайтесь самораскрытием…

"Познать себя как можно лучше, чтобы быть как можно большим для мира — это важнейшая задача человека" (Робин Шарма).

Даже тогда, когда вы достигаете целей, истинный успех связан не с достижением, а с теми переменами в сознании, которые произошли, как неизбежное следствие вашего продвижения к этим целям. Дело не в реализации целей, а в том, что происходит с вами в процессе её достижения.

Открытость

Как часто перед лицом смерти люди сожалеют о том, что им так и не хватило смелости выразить любовь своим родным и близким! Они сожалеют о том, что часто подавляли свои эмоции и чувства, потому что боялись реакции окружающих. Они сожалеют, что не позволили себе быть более счастливыми. Лишь в конце пути они осознавали, что быть счастливым или нет — это вопрос выбора. Каждое мгновение мы выбираем реакцию на ту или иную ситуацию, и каждый раз по-своему интерпретирует события. Будьте бдительны! Следите за своим выбором каждое мгновение…

"Что посеешь, то и пожнёшь" (народная мудрость).

Что нужно сделать, чтобы стать более открытым?

  1. Дайте волю своим эмоциям и чувствам. Покатайтесь на самом крутом аттракционе и покричите в своё удовольствие; поделитесь своими чувствами с другими людьми; станьте оптимистом, — радуйтесь, смейтесь, веселитесь, несмотря ни на что.
  2. Примите себя и жизнь такой, какая она есть. Позвольте себе быть таким, какой вы есть, а события случатся самим. Ваша задача мечтать, двигаться и наблюдать, какие чудеса преподносит вам жизнь. И если что-то складывается не так, как вы хотели, значит, будет ещё лучше. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.

"Я умираю и веселюсь. И я собираюсь веселиться каждый отпущенный мне день" (Рэнди Пауш "Последняя лекция").

Любовь

Печально, но многие люди лишь перед лицом смерти осознают, как мало было в их жизни любви, как мало они радовались и наслаждались простыми радостями жизни. Мир преподнёс нам столько чудес! Но мы слишком заняты. Мы не можем оторвать взор от своих планов и насущных проблем, чтобы взглянуть на эти дары и насладиться ими.

"Любовь — это питание для души. Любовь для души — это то же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа" (Ошо).

Самый лучший способ поднять волну любви в своём теле — это благодарность. Начните благодарить Бога (Вселенную) за всё, что он преподносит вам каждое мгновение: за эту пищу и крышу над головой; за это общение; за это ясное небо; за всё, что вы видите и получаете. И когда вы поймаете себя на раздражении, сразу спрашивайте себя: "Почему я должен быть благодарен сейчас?" Ответ придёт из самого сердца, и, поверьте, он вас воодушевит.

Любовь — это энергия, из которой соткан мир. Станьте миссионером любви! Дарите людям комплименты; заряжайте любовью всё, к чему прикасаетесь; давайте больше, чем получаете… и двигайтесь по жизни от сердца, а не от головы. Именно оно подскажет вам самый верный путь.

"Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти, приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда лёгкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий" (Карлос Кастанеда).

Отношения

Когда проходит жизнь, и в повседневных заботах мы часто теряем из виду своих родных и друзей, в конце пути мы будем чувствовать опустошение, глубокую печаль и тоску…

Как можно чаще проводите время с теми, кого любите и цените. Они — это самое дорогое, что у вас есть. Всегда будьте открыты для общения и новых знакомств, это обогащает. Как можно чаще дарите людям своё внимание и восхищение ими, — всё это вернётся к вам. С радостью и бескорыстно помогайте, дарите и так же с радостью принимайте дары от других.

"Блаженство тоже заразительно, как любая болезнь. Если ты помогаешь другим быть счастливыми, по большому счёту, ты помогаешь быть счастливым самому себе" (Ошо).

P.S. Недавно в сети наткнулся на интересный опрос: "О чём вы будете сожалеть перед смертью". 70% участников ответило "Когда придёт время, тогда и узнаем"…

Так о чём Вы будете сожалеть в конце своего пути?

Вопрос о жизненных ценностях является общим для всех людей, но ответы на него у каждого будут свои. Для зрелого человека – это семья, больные видят главный смысл в здоровье, молодежь считает основными ценностями карьеру и любовь.

Что такое жизненные ценности

В психологии считается, что понятие «жизненные ценности» содержит в себе те ориентиры бытия, которые поддерживают в трудных ситуациях. В систему ценностей включаются убеждения, принципы, идеалы, качества личности, рассуждения об истине, то есть все то, чему обычно следует человек. Их потеря или вынужденная корректировка, навязанная извне, часто вызывает утрату смысла жизни, это настоящее испытание для каждого.

Роль жизненных ценностей для человека

Ценности в жизни человека психологи называют «внутренним компасом», по которому он сверяет свои повседневные действия. Когда имеются определенные внутренние установки, индивиду гораздо легче принимать верные решения, определять свою жизнь продуктивно. В свою очередь, они определенным образом влияют на формирование личности. Как это происходит, можно сделать вывод по базовым традиционным схемам:

  • Любовь к детям и семье – формируются ответственность, умение заботиться о других.
  • Стремление к успешной карьере развивает целеустремленность, дисциплинированность.
  • Потребность в духовном становлении формирует нравственность и интеллект.
  • Стремление к укреплению здоровья способствует активному образу жизни.
  • Неприятие обмана, предательства, подлости трактуется как высшие проявления порядочности и искренности.

Важно! Личность начинает формироваться в детстве, поэтому желательно знакомство с базовыми ценностями проводить как можно раньше. Не надо думать, что маленькие дети ничего не понимают, пример взрослых должен быть перед глазами, тогда он станет нормой жизни.

Как создаются жизненные ценности

Психологи утверждают, что рассуждение о базовых жизненных ценностях доступно даже маленькому ребенку, так как они похожи на правила, организующие жизнь человека. Поэтому чем раньше начнется знакомство с нормами, принятыми в обществе, тем легче ребенку усвоить и принять ценности.

Главное помнить! Изменить взгляды и убеждения в зрелом возрасте практически невозможно. К примеру, если человек прожил трудную жизнь, а в конце понял, что она сложилась неправильно, то менять что-либо будет поздно.

Выделяется несколько этапов становления системы ценностей:

  • На первом этапе для ребенка главным авторитетом являются родители. Именно под их влиянием закладываются первые значимые принципы и модель поведения. Если ребенок воспитывается правильно, то ценности упорядочены, тогда понятно, как правильно расставить приоритеты. К сожалению, ошибки в воспитании приводят к формированию ложных ценностей.
  • По мере взросления большую роль в расстановке ценностных приоритетов играют детский сад и школа. Обучение считается ключевым этапом, так как ребята начинают составлять убеждения и суждения, например, о нормах и правилах поведения в школе, делать адекватную оценку событий и поступков, способностей своих и чужих. Позицию школьника начинают определять предметы, дающие знание об основных законах жизни: литература, биология, естествознание.
  • В дальнейшем на становление жизненных приоритетов влияет социальная среда, которая не только диктует определенные правила, но и осуждает личность, проявляющую иную жизненную позицию.
  • В зрелом возрасте ценности могут пересматриваться, так как перенесенные страдания, жизненные невзгоды позволяют понять глубже взгляды и убеждения. В момент осознания, что они не совпадают с общепринятыми стереотипами, происходит их переосмысление.

Базовые ценности жизни человека

Вопрос, который волнует молодежь с небольшим жизненным опытом, заключается в том, какие ценности являются главными в жизни, а какие второстепенными. Психологи называют эти размышления проблемой в расстановке жизненных приоритетов. Они предлагают из огромного списка общечеловеческих ценностей определить своеобразные маячки на пути молодых, которые состоят из базовых ориентиров:

  • Духовное развитие;
  • Семья;
  • Здоровье;
  • Финансовое положение;
  • Карьера;
  • Отдых;
  • Саморазвитие;
  • Окружение.

Прислушаться к советам специалистов не помешает, все же следует иметь в виду, что для каждого человека жизненные ценности – это личное, индивидуальное, расстановка их может отличаться от общепринятой. Многое идет из детства, так как идеалы жизни приходят к личности через трансформацию (коррективы) родительских ценностей.

Важно! Если правильно воспитывать ребенка на примере общечеловеческих добродетелей, то нетрудно сформировать у него правильные ориентиры. Тогда он с уважением будет относиться к дружбе и любви, поддерживать духовное и физическое здоровье, научится сострадать людям и животным, ему не чужды будут альтруизм и порядочность, то есть все качества, которые наполняют жизнь смыслом.

Истинные и ложные жизненные ценности

Существуют ценности, которые большинство людей считает основными, психологи называют их истинными. В современном обществе принято, что состоявшийся человек должен построить карьеру, завести семью, обзавестись материальным достатком, чтобы обеспечить комфортное существование себе и близким. Безусловно, все это важно, но при условии, что человек приобретает все блага своим трудом, старанием, способностями. Но у каждой ценности есть некая обратная сторона. В психологии этому явлению дано определение – ложные ценности. Они возникают из-за неуемного стремления обладать тем, что человеку кажется главным.

Например, сейчас принято считать индивида состоявшимся, если он обладает дорогой машиной, айфоном последней марки, возможностью отдыхать за границей. Если не получается получить такие блага, личность с ложными ориентирами испытывает разочарование в общечеловеческих ценностях.

Факторы, влияющие на переосмысление жизненных ценностей

Как правило, в человеческой жизни возникают такие ситуации, которые влекут за собой переосмысление жизненных ценностей. Все они связаны с положительными или отрицательными эмоциональными потрясениями. Перечень их бесконечен, но психологи выделяют самые важные факторы, которые заставляют задумываться над переоценкой приоритетов:

  • Смерть близкого человека;
  • Вступление в брак и рождение ребенка;
  • Опасное заболевание;
  • Финансовые затруднения;
  • Безответная любовь;
  • Наступление старости;
  • Крах карьеры.

Ярким примером переосмысления приоритетов считается ситуация, когда у человека, привыкшего жить в одиночестве, появляется семья. У него начинается новая жизнь, главным становится не карьера, а гармоничные семейные отношения, любовь к супругу, детям.

Другой пример – финансовые трудности, которые заставляют человека посмотреть на мир другими глазами, искать варианты выхода из критической ситуации. Психологи приводят множество примеров, когда индивид полностью пересматривает свои взгляды на деньги, материальный достаток, свое окружение.

Болезнь, особенно, если она считается опасной, также заставляет пересмотреть свои взгляды на ценности жизни. Главными для больного становятся здоровье, возможность радоваться каждому прожитому дню, все остальное неважно.

Можно привести много примеров, когда на первый план выдвигаются те ценности, которые когда-то считались второстепенными, и, наоборот, основные оказываются не столь значимыми.

Важно! К некоторым событиям, даже негативным, надо отнестись очень внимательно, так как они могут дать толчок к переосмыслению жизненных идеалов. Даже возникающие ощущения от каких-либо событий могут нести за собой желание пересмотреть их и расставить новые приоритеты.

Недовольство жизнью

Бывают случаи, когда человек испытывает неудовлетворенность по поводу своей деятельности. Замечено, когда работа становится обузой, недовольство начинает распространяться на другие сферы жизни, например, семью. Вся эта неудовлетворенность порождает сомнения в правильности любых действий. Окружающие могут убеждать человека игнорировать недовольство, считать его временным. Если обратиться за психологической помощью в этот период, любой специалист скажет, что лучше всего пересмотреть убеждения и принципы.

Перебор с самокритичностью

В момент переоценки жизненных приоритетов, что случается практически с каждым в тот или иной период жизни, психологи предупреждают об излишней самокритичности. Критика в некоторых случаях даже полезна, но она не должна выходить за рамки, так как перебор может подорвать самооценку и веру в успех. Излишняя самокритичность – признак внутренних противоречий, которые следует выявлять, и бороться с ними.

Пессимистический настрой ко всему происходящему

Часто неуверенность в себе или отсутствие перспектив мешает правильно расставить приоритеты. У неуверенных в себе людей психологи выделяют главное отличие от окружающих – нерешительность. В итоге человек совершает действия, которые противоречат его внутренним убеждениям, но «так делают все». Пессимизм приводит к тому, кто в один момент человек делает вывод: приоритеты, расставленные под влиянием общества, совсем не совпадают с истинными, главными для него. Такое озарение может привести к пессимистическому настрою, а может стать толчком к изменению своих взглядов на мир.

Всеобъемлющая скука

Иногда к пересмотру жизненных ценностей приводит, как это ни странно, скучное существование. Человек не проявляет инициативу по отношению к своей жизни и начинает плыть по течению. По мнению психологов, чаще всего такое состояние появляется, когда неправильно расставляются приоритеты, и на первый план выходят ложные ценности. Например, человек всю жизнь стремился к материальному благополучию и, действительно, добился больших успехов на данном поприще: квартира, дача, машина, должность (всего добился, чего хотел). Но приходит осознание, что самое главное он пропустил. Любой специалист скажет, что необходимо осознать приоритетные ценности и определиться с целью, тогда появится интерес к жизни.

Примеры жизненных ценностей человека

Для понимания важной роли жизненных ценностей полезно чаще обращаться к ситуациям, которые не всегда люди замечают, считают их обыденными. Вот пример из жизни: волонтеры в детских домах или домах для престарелых считают, что, оказывая неоценимую помощь другим, они испытывают глубокое моральное удовлетворение. Психологи объясняют это тем, что при хороших поступках в кровь выбрасываются гормоны радости (дофамин, серотонин). Волонтерам может стать не каждый, ценности жизни должны быть настолько высоки, чтобы свою цель видеть в помощи другим и испытывать от этого удовлетворение.

Примеров расстановки жизненных приоритетов множество: для одних целью может стать желание покорять горные вершины, пересекать океаны, изобретать новые технологии, другим достаточно стремления к тихой семейной жизни, воспитанию детей, овладению любимой профессией. Третьи считают, что именно карьера, бизнес, успех – есть истинная цель жизни.

Психология дает важный, в то же время простой совет тем, кто мечется в поисках приоритетов в своей жизни. Определиться со своими ценностями не так просто, как видится на первый взгляд. Поэтому можно начать с простого составления списка ценностей, затем выбрать из него наиболее значимые для себя, к которым нужно стремиться прямо сейчас.

Видео

Жизненные ценности человека играют ключевую роль в его судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора , осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.

У каждого человека своя система жизненных ценностей, свои приоритеты. Ценности, безусловно, есть у каждого. Но, по большей части, люди не осознают свои ценности. А это стоит непременно сделать для того, чтобы, как говорится, облегчить себе жизнь. Ведь, принимая любое решение от самого незначительного до судьбоносного, следует обратиться к системе своих ценностей и тогда, вполне вероятно, можно будет избежать мучительных сомнений и переживаний.

Жизненные ценности человека – основа жизненных выборов разной степени важности.

Для кого-то важны материальные ценности: деньги, еда, одежда, жилье. Для кого-то приоритетными являются духовные ценности: духовный поиск , раскрытие и реализация своего жизненного предназначения , творческое саморазвитие , осуществление своей земной миссии. Но есть, так называемые, общечеловеческие ценности, которые важны для всех людей. Среди таких можно выделить следующие:

1. Любовь к самому себе (которая не имеет ничего общего с эгоизмом). Только любовь к себе помогает проявлять любовь по отношению к другим людям.

2. Теплые взаимоотношения с людьми, на которых строится вся наша жизнь.

3. Близкий любимый человек, вторая половинка, занимающая особое место в Вашем сердце. Ведь только пара, живущая в любви и согласии способна реализовать себя и оставить след в жизни.

4. Создание домашнего очага.

5. Любовь к детям.

6. Любовь к Родине – месту, где Вы родились и провели свое детство. Это идин из важнейших факторов формирования личности.

7. Работа или иная общественная деятельность. Безусловно, работа очень важна. Но в современном мире произошел катастрофический перекос в ее сторону. Очень многие люди гораздо больше времени уделяют зарабатыванию денег, чем собственному здоровью, спорту, воспитанию детей, созданию домашнего очага вместе взятым.

8. Друзья и единомышленники. Общение с такими людьми дает радость и уверенность в себе.

9. Отдых. Именно отдых позволяет нам обрести покой и равновесие, сконцентрироваться на самом себе.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении