teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Ревизор пятое действие краткое содержание.  Гоголь Н.В. Ревизор. Действия I-III. Сообщение о приезде проверки

В качестве эпиграфа к пьесе "Ревизор", жанр которой автор определил как комедия в 5 действиях, Гоголь использовал пословицу "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". То есть автор подчеркнул типичность изображаемых характеров, достоверность. В пьесе нет драматического конфликта как такового, писателя занимает нравоописательный жанр. "Ревизор" принято считать комедией общественно-политической.

Действующие лица комедии:

  1. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
  2. Анна Андреевна, жена его.
  3. Марья Антоновна, дочь его.
  4. Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
  5. Жена его.
  6. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
  7. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.
  8. Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.
  9. Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский, городские помещики.
  10. Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. Осип, слуга его.
  11. Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь. Федор Андреевич Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин, отставные чиновники, почетные лица в городе.
  12. Степан Ильич Уховертов, частный пристав. Свистунов, Пуговицин, Держиморда, полицейские. Абдулин, купец.
  13. Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша, жена унтер-офицера.
  14. Мишка, слуга городничего.
  15. Слуга трактирный.
  16. Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

Городничий сообщает "пренеприятнейшее известие" собравшимся в его доме чиновникам - в город приезжает инкогнито ревизор. Чиновники приходят в ужас - в городе повсюду беспорядки. Высказываются предположения, что, возможно, скоро будет война, и ревизор прислан с целью узнать, нет ли в городе измены. Городничий на это возражает: "Откуда в уездном городе измена? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Городничий настаивает на том, чтобы каждый из чиновников навел порядок на своем подведомственном участке. То есть в больнице нужно написать по-латыни болезни, выдать больным чистые колпаки, в суде - убрать гусей из приемной и т.д. Выговаривает подчиненным, что те погрязли во взяточничестве. Так, например, судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками.

Почтмейстер все-таки боится, что приезд ревизора может знаменовать скорое начало войны с турками. На это городничий просит его об услуге - распечатывать и читать каждое письмо, приходящее на почту. Почтмейстер с радостью соглашается, тем более что это занятие - распечатывать и читать чужие письма - дело давно ему знакомое и горячо любимое.

Являются Бобчинский и Добчинский, которые сообщают, что, судя по всему, ревизор поселился в гостинице. Этот человек - Хлестаков Иван Александрович - живет уже неделю в гостинице и денег за проживание не платит. Городничий решает, что ему следует наведаться к этому человеку.

Городничий велит квартальному вымести все улицы дочиста, затем отдает следующие распоряжения: расставить квартальных по городу, убрать старый забор, в случае расспросов ревизора отвечать, что строившаяся церковь сгорела (на самом деле она была растащена).

Появляются сгорающие от любопытства жена и дочь городничего. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками супруга. Она хочет самостоятельно все узнать о ревизоре.

Слуга Хлестакова Осип лежит на барской кровати голодный и рассуждает о том, как он вместе с барином ехал из Петербурга два месяца назад, как барин проиграл все деньги в карты, как он живет не по средствам, как ведет неполезную жизнь, поскольку не занимается никаким делом.

Приходит Хлестаков и посылает Осипа к хозяину гостиницы за обедом. Слуга не хочет идти, напоминает барину о том, что за проживание не плачено уже три недели и что хозяин грозил на него пожаловаться.

Хлестаков очень голоден и поручает трактирному слуге, чтобы тот попросил обед у хозяина в кредит. Хлестаков грезит о том, что он в роскошном петербургском костюме подкатывает к воротам родительского дома, что он наносит визиты соседям.

Трактирный слуга приносит весьма скромный обед, которым Хлестаков очень недоволен. Тем не менее съедает все принесенное.

Осип сообщает Хлестакову о том, что прибыл городничий, который желает видеть его. Появляются городничий и Добчинский. Бобчинский же на протяжении всего явления подслушивает под дверью. Хлестаков и городничий оправдываются друг перед другом. Первый обещает, что заплатит за постой, второй - что в городе будет наведен надлежащий порядок. Хлестаков просит взаймы денег у городничего, и тот ему их дает, при этом дает в два раза больше запрашиваемой суммы. Городничий клянется, что зашел просто проверить проезжающих, поскольку это для него обычное занятие.

Городничий советует Хлестакову отложить на неопределенное время расчеты с трактирным слугой, что тот и делает. Городничий приглашает Хлестакова осмотреть городские заведения, для того чтобы оценить порядок, поддерживаемый в них. Сам посылает жене записку с Добчинским, в которой пишет, чтобы та приготовила комнату. Посылает записку и Землянике.

В доме городничего Анна Андреевна и ее дочь Марья Антоновна сидят у окна в ожидании каких-либо новостей. Появившийся Добчинский пересказывает дамам то, что видел в гостинице, передает Анне Андреевне записку. Она отдает распоряжения слугам. Жена и дочь городничего обсуждают туалеты, которые собираются надеть к приезду важного гостя.

Осип приносит вещи Хлестакова и милостиво "соглашается" отведать простых блюд - каши, щей, пирогов.

Появляются городничий, Хлестаков и чиновники. Хлестаков завтракал в больнице, ему все очень понравилось, при том, что больные все неожиданно выздоровели, хотя обыкновенно "выздоравливают, как мухи".

Хлестакова интересуют карточные заведения. Городничий божится, что никогда в жизни не играл, в их городе нет таких заведений, что он все свое время использует на то, чтобы служить государству.

Городничий представляет Хлестакова жене и дочери. Гость рисуется перед дамами, особенно перед Анной Андреевной, уверяет ее, что терпеть не может церемоний и что он на короткой ноге со всеми петербургскими чиновниками. Запросто он общается и с Пушкиным, а однажды даже сочинил "Юрия Милославского". Хлестаков хвалится своим самым лучшим домом в Петербурге, в котором он дает обеды и балы. На обеды ему доставляют "арбуз в семьсот рублей" и суп "в кастрюльке из Парижа". Хлестаков расходится до того, что заявляет, будто к нему домой приходит сам министр и как-то раз он управлял целым департаментом по просьбе 35000 курьеров. То есть Хлестаков завирается совсем. Городничий предлагает ему отдохнуть.

Собравшиеся у городничего чиновники обсуждают Хлестакова и приходят к выводу, что если хотя бы половина из того, что тот сказал, правда, то положение их весьма плачевное.

Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают Хлестакова, причем каждая из них уверена в том, что гость обратил внимание именно на нее.

Городничий испуган не на шутку. Его жена, напротив, уверена в том, что ее неотразимость произведет на Хлестакова надлежащее воздействие.

Присутствующие расспрашивают Осипа о том, каков его барин. Городничий дает слуге Хлестакова не только "на чай", но и "на баранки". Осип говорит, что его барин любит порядок.

Городничий, чтобы к Хлестакову не прошли просители, ставит на крыльце двух квартальных - Свистунова и Держиморду.

В комнату в доме городничего на цыпочках входят Земляника, Ляпкин-ТяПкин, Лука Лукич, Бобчинский и Добчинский, почтмейстер. Ляпкин-Тяпкин по-военному строит всех, решает, что надлежит Хлестакову представляться поодиночке и давать взятки. Спорят между собой, кому идти первым.

Ляпкин-Тяпкин приходит к Хлестакову первым, в кулаке его зажаты деньги, которые он нечаянно роняет на пол. Думает, что пропал, но Хлестаков берет эти деньги "взаймы". Ляпкин-Тяпкин счастлив, уходит.

Следующим приходит представляться почтмейстер Шпекин, который только и делает, что поддакиваетрассу-ждающему о приятном городе Хлестакову. Гость также берет "взаймы" у почтмейстера, и тот уходит с чувством выполненного долга.

Пришедший представляться Лука Лукич дрожит как осиновый лист, у него заплетается язык, он очень перепуган. Все-таки умудряется вручить деньги Хлестакову, уходит.

Земляника при представлении "ревизору" напоминает о вчерашнем завтраке, за который Хлестаков его благодарит. Земляника уверен в том, что "ревизор" благоволит именно к нему, доносит на остальных чиновников, дает взятку. Хлестаков обещает, что разберется во всем.

Когда приходят представляться Бобчинский и Добчинский, Хлестаков прямо требует у них денег. Добчинский просит Хлестакова признать его сына законным, а Бобчинский просит "ревизора" при удобном случае сообщить государю, "что в таком-то городе живет, мол, Петр Иванович Бобчинский".

Хлестаков наконец понимает, что его по ошибке приняли за важного чиновника. Это кажется ему весьма забавным, о чем он и пишет в письме своему другу Тряпичкину.

Осип советует своему хозяину поскорее убираться из города. На улице слышен шум - пришли просители. Купцы жалуются на городничего, требующего на свои именины подарки два раза в год, отбирающего лучший товар. Подносят Хлестакову продукты, от которых он отказывается. Дают деньги, Хлестаков их берет.

Появляется унтерофицерская вдова, которая требует справедливости, - ее высекли без причины. Затем приходит слесарша, жалующаяся на то, что ее мужа забрали в солдаты вне всякой очереди. Хлестаков обещает разобраться.

Воспользовавшись моментом, он признается в любви Марье Антоновне. Она вначале боится, что гость насмехается над ней, провинциалкой, но Хлестаков встает на колени, целует плечо, клянется в любви.

Появляется Анна Андреевна, которая прогоняет дочь. Хлестаков встает на колени и перед ней, говорит, что на самом деле любит ее, но так как она замужем, то вынужден делать предложение ее дочери.

Входит городничий, умоляет Хлестакова не слушать то, что говорят о нем купцы, а унтер-офицерская вдова высекла себя сама. Хлестаков просит руки его дочери. Родители зовут Марью Антоновну и благословляют молодых.

Хлестаков берет еще денег у будущего тестя и уезжает из города под предлогом необходимости обсудить свадьбу с отцом. Обещает скоро вернуться.

Городничий и его жена строят планы на будущее. Они мечтают о том, как после свадьбы дочери переедут в Петербург. Городничий рассказывает купцам о предстоящей свадьбе его дочери с "ревизором" и грозит им расправой за то, что они вздумали жаловаться. Купцы просят их простить. Городничий принимает поздравления чиновников.

Званый обед в доме городничего. Он и его жена держатся высокомерно, рассказывают гостям о том, что в скором времени собираются переезжать в Петербург, где городничий непременно получит генеральский титул. Чиновники просят не забывать о них, на что городничий снисходительно соглашается.

Появляется почтмейстер со вскрытым письмом Хлестакова Тряпичкину. Выясняется, что Хлестаков вовсе не ревизор. В письме он дает едкие характеристики городским чиновникам: "Городничий - глуп, как сивый мерин... Почтмейстер... пьет горькую... Земляника - совершенная свинья в ермолке". Городничий сражен новостью. Он понимает, что вернуть Хлестакова невозможно, поскольку сам городничий распорядился дать ему тройку лучших лошадей. "Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор!" Ищут виновника, который распространил слух, что Хлестаков и есть ревизор. Решают, что это Бобчинский и Добчинский.

Появляется жандарм, объявляет о приезде настоящего ревизора. Немая сцена: все застывают в потрясении.

Н. В. Гоголь отразил практически все стороны современной ему российской действительности. Мастерски автор раскрывает на примере образа городничего противоречия между внешней важностью и внутренней ничтожностью. Основная цель писателя - изобразить несовершенства общества - злоупотребления, произвол чиновников, праздную жизнь городских помещиков, тяжелую жизнь мещан и проч. Автор не ограничивается сатирическим изображением одного уездного города, проблемы он рассматривает как общероссийские.

Название произведения: Ревизор

Жанр: комедия

Год написания: 1836

Главные герои: Хлестаков - мелкий помещик, городничий , его жена и дочь , чиновники уездного города.

Сюжет

Городничий небольшого уездного города получил известие, что из Петербурга к ним едет ревизор - инкогнито. Он сам и все чиновники сильно напуганы этим известием, поскольку каждый из них нечист на руку и нарушают законы на своей службе. Хлестаков, проигравшись в дороге, не может продолжать путь в свое имение, поэтому живет в гостинице вторую неделю и ни за что не платит. С перепугу местные чиновники принимают его за приехавшего ревизора. Они встречают его с большим почетом, угощают, дают деньги, льстят и угождают. Хлестаков, человек сам по себе ничего из себя не представляющий, «распустил перед ними хвост» и начал хвастаться и пускать пыль в глаза, чем еще больше нагнал на чиновников страху. В конце концов, он сватается к дочери городничего, получает согласие, подорожную и деньги и уезжает с шиком, якобы по делам, чтобы вскоре вернуться и сыграть свадьбу. После его отъезда почтмейстер вскрывает письмо Хлестакова, и вся правда о нем раскрывается. В этот момент и приезжает настоящий ревизор.

Вывод (мое мнение)

Такие люди как Хлестаков встречаются и в наши дни. Наверное, в каждом из нас живет частичка Хлестакова, и мы часто хотим показаться лучше и значительнее, чем есть на самом деле. Недаром, в русскую литературу плотно вошел термин «хлестаковщина», означающий бахвальство, пустословие от глупого, пустого человека.

в комнате в доме городничего Сквозник-Дмухановского собрались городские чиновники, которым хозяин читает полученное от приятеля письмо о том, что в их город послан инкогнито ревизор из Петербурга. Городничий указывает чиновникам на недостатки, имеющие место в их ведомствах, и остерегает в течение ближайшего времени брать взятки. Появляется почтмейстер. Ему рассказывают новость, а Сквозник-Дмухановский просит его просматривать письма, нет ли в них какого-нибудь донесения. Оказывается, что почтмейстер давно уже читает письма для собственного удовольствия.

Хлестакова принимают за ревизора

Входят Добчинский и Бобчинский. Они рассказывают, что в гостинице остановился некий Иван Александрович Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, якобы едущий из Петербурга в Саратовскую губернию. Он живет уже вторую неделю и не платит ни копейки. Все чиновники единогласно решают, что это и есть ревизор. Городничий велит квартальному привести в порядок улицу у трактира и собирается ехать в гостиницу.

В гостинице Осип, слуга Хлестакова, в одиночестве лежит на хозяйской постели и рассуждает сам с собой о том, что хозяин опять проигрался в карты и теперь им не на что ехать дальше. Входит Иван Александрович. Это молодой человек приятной наружности, не отличающийся большим умом. Он приказывает подать обед в долг, и после долгих препирательств ему приносят суп и курицу.

Они с Осипом мигом все съедают, и Хлестаков сетует, что ему не дали соуса и пирожных. Слуга докладывает, что приехал городничий. Хлестаков испуган, он не понимает, в чем дело. Входит Сквозник-Дмухановский и начинает очень почтительно разговаривать с постояльцем, который, думая, что его хотят выселить за неуплату, оправдывается и обещает рассчитаться за гостиницу. Городничий предлагает ему переехать на другую квартиру, но Хлестаков, полагая, что его хотят посадить в тюрьму, отказывается. Он признается, что у него нет денег, а Сквозник-Дмухановский считает, будто приезжий не хочет, чтобы раскрыли его инкогнито. Городничий приглашает Хлестакова к себе.

В доме городничего его жена Анна Андреевна и дочь Марья Антоновна стоят у окна и ждут, когда приедет чиновник из Петербурга. Вместо него появляется Добчинский, рассказывает дамам о Хлестакове и передает записку от городничего, чтобы приготовил и для приезжего комнату и самый лучший обед. Дамы идут наряжаться. Появляется Осип с хозяйским багажом.

Приезжают после осмотра города Сквозник-Дмухановский, Хлестаков и чиновники. В больнице, которую осматривали в числе прочих заведений, гостя накормили отличным завтраком, и он очень доволен. Его представляют дамам. Хлестаков начинает плести о своей роскошной жизни в Петербурге, рассказывает о волшебном супе, что доставляют ему прямо из Парижа. об арбузе за семьсот рублей и тому подобном. Договаривается до того, что он писатель, с Пушкиным на короткой ноге, запросто ездит во дворец к царю, который с ним советуется по государственным делам, и скоро его произведу в фельдмаршалы. Все поражены и напуганы. Городничий с почтением уводит гостя в другую комнату отдохнуть. Чиновники уезжают, дамы, которым Хлестаков очень понравился, делятся впечатлениями. Появляется Осип, его начинают расспрашивать о хозяине. Слуга говорит так туманно, что Сквозник-Дмухановский еще больше пугается и дает ему денег.

Хлестаков ухлестывает за женой и дочерью Городничего

Хлестаков хорошо выспался и всем доволен. К нему по очереди приходят все городские чиновники и дают взятки, Он не понимает, за что эти деньги, но с удовольствием принимает их. Потом пишет приятелю Тряпичкину письмо обо всем случившемся, велит Осипу отправить его и взять подорожную. Слуга, чуя недоброе, уговаривает хозяина уехать поскорее. Появляются купцы с прошениями, Хлестаков и у них берет деньги. Затем он начинает ухаживать за дочкой Городничего, говорит ей комплименты, наконец признается в любви и целует в плечо. Марья Антоновна в негодовании. Хлестаков падает перед ней на колени и просит прощения, в это время в комнату входит Анна Андреевна и прогоняет дочь. Молодой человек, оставаясь на коленях, клянется в любви теперь уже маменьке. Та не знает, что ответить. Тут возвращается Марья Антоновна. Хлестаков выходит из затруднительного положения, прося у Анны Андреевны руки дочери. Появляется Сквозник -Дмухановский. Иван Александрович и его молит выдать Марью Антоновну замуж, Городничий благословляет их.

Хлестаков уезжает из города

Подошедший Осип заявляет, что лошади поданы. Хлестаков прощается со всеми и, выпросив денег на дорогу, уезжает, обещая Вскорости вернуться. Оставшиеся начинают мечтать о прекрасном будущем: Сквозник — Дмухановский — о чинах и орденах, дамы о столичной жизни. Приходят чиновники и купцы с поздравлениями и Подарками. Все очень счастливы, но тут появляется Почтмейстер с распечатанным письмом в Руках.

2.7 / 5. 3

Действие 1

Явление 1

Комната в доме городничего. Городничий сообщает собравшимся чиновникам «пренеприятнейшее известие»: в город приезжает ревизор. Собравшиеся в ужасе. Чиновники предполагают, что ревизора специально присылают, чтобы узнать, нет ли в городе измены перед войной. Городничий: «Откуда в уездном городе измена? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Советует всем навести видимость порядка в подведомственных заведениях (в больнице надеть на больных чистые колпаки, написать болезни по-латыни; убрать гусей из приемной суда, спрятать охотничье снаряжение). Упрекает чиновников во взяточничестве (судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками), недостойном поведении (в гимназии учителя строят ученикам рожи).

Явление 2

Почтмейстер выражает опасение, что приезд ревизора может означать скорую войну с турками. Городничий просит его распечатывать и прочитывать каждое письмо, приходящее на почту. Почтмейстер охотно соглашается, поскольку и до просьбы городничего поступал именно так.

Явление 3

Появляются Бобчинский и Добчинский и распускают слух, что ревизор - некто Иван Александрович Хлестаков, который уже неделю живет в гостинице, не платя хозяину денег. Городничий решает наведаться к проезжающему. Чиновники расходятся по подведомственным заведениям.

Явление 4

Городничий отдает распоряжение квартальному дочиста вымести улицы.

Явление 5

Городничий распоряжается расставить квартальных по городу, снести старый забор, на возможные вопросы ревизора отвечать, что строившаяся церковь сгорела, а вовсе не была растащена по частям.

Явление 6

Вбегают жена и дочь городничего, сгорающие от любопытства. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками мужа, чтобы самостоятельно все разузнать о приехавшем ревизоре.

Действие 2

Комната в гостинице

Явление 1

Голодный Осип лежит на барской кровати и рассуждает сам с собой. (Они уехали с барином из Петербурга два месяца назад. В дороге барин растратил все деньги, живя не по средствам и проигрываясь в карты. Самому слуге нравится жизнь в Петербурге - «галантерейное обращение» на «вы». Барин ведет бестолковую жизнь, потому что «делом не занимается».)

Явление 2

Появляется Хлестаков, пытается послать Осипа к хозяину за обедом. Тот отказывается идти, напоминает Хлестакову, что они уже три недели не платят за постой и хозяин собирался на них жаловаться.

Явление 3

Хлестаков один. Очень хочет есть.

Явление 4

Хлестаков наказывает трактирному слуге потребовать у хозяина обед в кредит.

Явление 5

Хлестаков представляет, как он в шикарном петербургском костюме подкатит к воротам отцовского дома, а также будет наносить визиты соседским помещикам.

Явление 6

Трактирный слуга приносит маленький обед. Хлестаков недоволен супом и жарким, но съедает все.

Явление 7

Осип объявляет, что приехал городничий и хочет видеть Хлестакова.

Явление 8

Появляются городничий и Добчинский. Подслушивающий Бобчинский на протяжении всего явления выглядывает из-за двери. Хлестаков и городничий каждый со своей стороны начинают оправдываться друг перед другом (Хлестаков обещает, что заплатит за постой, городничий клянется, что в городе будет наведен порядок). Хлестаков просит у городничего денег взаймы, и городничий дает ему взятку, подсовывая вместо двухсот рублей четыреста, уверяя при этом, что просто зашел проведать проезжающих, и это для него занятие обычное. Не верит словам Хлестакова, что тот едет к отцу в деревню, считает, что он «пули отливает», чтобы замаскировать свои настоящие цели. Городничий приглашает Хлестакова пожить у себя в доме.

Явление 9

По совету городничего Хлестаков решает отложить на неопределенное время расчеты с трактирным слугой.

Явление 10

Городничий приглашает Хлестакова осмотреть разные заведения в городе и убедиться,- что везде поддерживается порядок. Посылает Добчинского с записками к жене (чтобы приготовила комнату) и к Землянике.

Действие 3

Комната в доме городничего

Явление 1

Анна Андреевна и Марья Антоновна сидят у окна в ожидании новостей. Замечают в конце улицы Добчинского.

Явление 2

Появляется Добчинский, пересказывает дамам сцену в гостинице, передает хозяйке записку. Анна Андреевна делает необходимые распоряжения.

Явление 3

Дамы обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя.

Явление 4

Осип приносит чемодан Хлестакова и «соглашается» поесть «простых» блюд - щей, каши, пирогов.

Явление 5

Появляются Хлестаков и городничий в окружении чиновников. Хлестаков завтракал в больнице, остался очень доволен, тем более, что все больные выздоровели - они обычно «выздоравливают, как мухи». Хлестаков интересуется карточными заведениями. Городничий отвечает, что таких в городе нет, божится, что сам сроду не знал, как играть, а все свое время употребляет «на пользу государственную».

Явление 6

Городничий представляет гостя жене и дочери. Хлестаков рисуется перед Анной Андреевной, уверяет, что не любит церемоний и со всеми важными чиновниками в Петербурге (в том числе и с Пушкиным) «на дружеской ноге», что и сам на досуге сочиняет, что написал «Юрия Милославского», что у него самый известный дом в Петербурге, что он дает балы и обеды, на которые ему доставляют «арбуз в семьсот рублей», «суп в кастрюльке из Парижа». Доходит до того, что заявляет, что на дом к нему приходит сам министр, а однажды, идя навстречу просьбам 35 000 курьеров, он даже управлял департаментом. «Я везде, везде... Во дворец всякий день езжу». Завирается окончательно. Городничий предлагает ему отдохнуть с дороги.

Явление 7

Чиновники обсуждают гостя. Понимают, что даже если половина из сказанного Хлестаковым правда, то их положение очень серьезное.

Явление 8

Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают «мужские достоинства» Хлестакова. Каждая уверена, что Хлестаков обратил внимание именно на нее.

Явление 9

Городничий перепуган. Жена, напротив, уверена в своих женских чарах.

Явление 10

Все бросаются расспрашивать Осипа о барине. Городничий дает ему щедро не только «на чай», но и «на баранки». Осип сообщает, что его барин «порядок любит».

Явление 11

Городничий ставит на крыльце двух квартальных - Свистунова и Держиморду, чтобы не пропускали к Хлестакову просителей.

Действие 4

Комната в доме городничего

Явление 1 и 2

В полном параде, на цыпочках, входят: Ляпкин-Тяпкин, Земляника, почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский. Ляпкин-Тяпкин строит всех по-военному. Решает, что следует представляться поодиночке и давать взятки. Спорят, кому идти первым.

Явление 3

Представление Ляпкина-Тяпкина Хлестакову: «А деньги в кулаке, а кулак-то весь в огне». Ляпкин-Тяпкин роняет деньги на пол и думает, что пропал. Хлестаков соглашается взять деньги «взаймы». Счастливый Ляпкин-Тяпкин уходит с чувством выполненного долга.

Явление 4

Пришедший представляться почтмейстер Шпекин только поддакивает рассуждающему о приятном городе Хлестакову. Хлестаков берет у почтмейстера «взаймы», и Шпекин уходит успокоенный: у Хлестакова нет замечаний по части почтового дела.

Явление 5

Представление Луки Лукича. Лука Лукич весь дрожит, говорит невпопад, язык у него заплетается. Насмерть перепуганный, он все-таки всучивает деньги Хлестакову и уходит.

Явление 6

Представление Земляники. Земляника напоминает «ревизору» про вчерашний завтрак. Хлестаков благодарит. Уверенный в расположении «ревизора» к себе, Земляника доносит на остальных чиновников города и дает взятку. Хлестаков берет и обещает во всем разобраться.

Явление 7

Хлестаков прямо требует денег от пришедших представляться Бобчинского и Добчинского. Добчинский просит признать его сына законным, а Бобчинский просит Хлестакова при случае сказать государю, «что в таком-то городе живет, мол, Петр Иванович Бобчинский».

Явление 8

Хлестаков понимает, что его по ошибке приняли за важного государственного чиновника. В письме своему другу Тряпичкину описывает это забавное происшествие.

Явление 9

Осип советует Хлестакову поскорее убираться из города. Слышится шум: это пришли просители.

Явление 10

Купцы жалуются Хлестакову на городничего, который требует, чтобы подарки ему дарили на именины дважды в год, отнимает лучший товар. Дают Хлестакову деньги, потому что от поднесенных продуктов тот отказывается.

Явление 11

Появляются требующие справедливости унтер-офицерская вдова, которую высекли безо всякого на то основания, и слесарша, у которой мужа забрали в солдаты не по очереди, поскольку те, которые должны были идти вместо него, вовремя сделали подношение. Унтер-офицерская вдова требует штрафа, Хлестаков обещает разобраться и помочь.

Явление 12

Хлестаков объясняется с Марьей Антоновной. Та боится, что столичный гость посмеется над ее провинциальностью. Хлестаков клянется, что любит ее, целует в плечо, встает на колени.

Явление 13-14

Входит Анна Андреевна, прогоняет дочь. Хлестаков встает на колени перед Анной Андреевной, клянется, что на самом деле любит ее, но, поскольку она замужем, он вынужден сделать предложение ее дочери.

Явление 15

Появляется городничий и умоляет Хлестакова не прислушиваться к мнению купцов и горожан о нем (унтер-офицерская вдова «сама себя высекла»). Хлестаков делает предложение. Родители зовут дочь и поспешно ее благословляют.

Явление 16

Хлестаков берет у городничего еще денег и прощается под предлогом необходимости обсудить свадьбу с отцом. Обещает вернуться завтра-послезавтра. Уезжает из города.

Действие 5

Комната в доме городничего

Явление 1

Городничий и Анна Андреевна мечтают о будущем их дочери и о том, как они с помощью Хлестакова переедут в Петербург.

Явление 2

Городничий объявляет купцам о помолвке и грозит расправой за жалобы Хлестакову. Купцы винятся.

Явление 3

Ляпкин-Тяпкин, Земляника и Растаковский поздравляют городничего.

Явление 4-6

Поздравления других чиновников.

Явление 7

Раут в доме городничего. Городничий с женой держатся очень высокомерно, делятся с гостями планами переезда в Петербург и получения городничим генеральского чина. Чиновники просят не оставлять их покровительством. Городничий снисходительно соглашается, хотя жена считает, что он не должен помогать «всякой мелюзге».

Явление 8

Появляется почтмейстер и читает вслух письмо Хлестакова Тряпичкину, из которого выясняется, что Хлестаков не ревизор: «Городничий - глуп, как сивый мерин... Почтмейстер... пьет горькую... Надзиратель за богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке». Городничий убит известием наповал. Вернуть Хлестакова невозможно, поскольку сам же городничий распорядился отдать ему лучших лошадей. Городничий: «Чему смеетесь? - над собою смеетесь!.. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!» Все ищут виновника происшедшего и решают, что во всем виноваты Бобчинский и Добчинский, распространившие слух, что Хлестаков и есть ревизор.

Явление последнее

Входит жандарм и объявляет о приезде настоящего ревизора. Немая сцена.

Меню статьи:

Гоголевский «Ревизор» не зря притягивает столько любопытствующих взглядов: эта пьеса – пример революции, которая потрясла русскую драматургию. Впрочем, это потрясение оказалось положительным, прибавив красок композиции и содержанию литературы. Анализ повествования требует обращения к обычаям и нравам эпохи, к которой отсылает читателя автор. Социальные условия, исторические особенности – все это нашло отражение в гоголевском произведении. По мнению Гоголя, существует панацея от всех общественных «болезней». Таким лекарством писатель видел искусство.

Как появилась идея «Ревизора»?

Написание и редактирование произведения заняло у Гоголя – без малого – 7 лет. Николай Васильевич начал работу над «Ревизором» в 1835 году, а окончание пьесы припало на 1842 год. Идею для создания такого текста подал писателю Пушкин. Тот, в свою очередь, недавно услышал забавную историю про некоего Свиньина (который, кстати, был издателем «Отечественных записок»). Так чем прославился наш Свиньин? Собственно, в каком-то смысле, издатель послужил прототипом для образа Хлестакова: как и героя «Ревизора», Свиньина как-то перепутали с одним высокопоставленным лицом, которое должно было прибыть в городок с ревизской проверкой. Кстати, Пушкин рассказал коллеге вышеобозначенную историю в то время, когда Гоголь работал над текстом «Мертвых душ». Работа, видимо, не двигалась, поэтому писатель решил сделать паузу. Тогда Гоголь зашел к Пушкину, чтобы посоветоваться с другом по поводу планов о написании нового текста. Задумка – сатирическая пьеса. Гоголь хотел высмеять порядки, которые были в ходу у чиновником высокого статуса. И вот тогда-то Пушкин и вспомнил слухи о Свиньине.

Ремарка о Свиньине

Оказия со Свиньиным приключилась в Бессарабии. Но этот случай – не единственный, а лишь один из ряда похожих ситуаций. Одна из таких историй случилась и с самим Пушкиным. Как-то раз Александр Сергеевич отправился в Нижний Новгород, чтобы собрать там информацию об Емельяне Пугачеве – Пушкин в то время работал над одноименным произведением. Истории, поведанные Пушкиным, очень позабавили Гоголя, и писатель так вдохновился, что в течение довольно короткого времени набросал очерк новой пьесы. Справедливости ради стоит сказать, что похожая проблематика появляется у многих писателей этого периода. Гоголь расстраивался, что пьеса не оригинальна в плане тематики. В какой-то момент автор даже собирался отказаться от работы над «Ревизором», однако Пушкин переубедил коллегу. Написанное произведение – сразу по окончании – зачитали в салоне Василия Жуковского, который собирал у себя в гостях известных деятелей литературы и искусства. Гоголевский текст вызвал огромный восторг среди присутствующей публики. Однако Гоголь усмотрел и минусы в том, как комедия воспринималась потенциальными читателями: к сожалению, слушатели не уловили истинного смысла пьесы.

Но вернемся к нашему основному рассказу. Эта история, впрочем, – только предлог, чтобы представить на читательский суд порочное общество, лишенных достоинства и чести чиновников, мир лицемерия и духовной бедности, людей, демонстрирующих вселенскую глупость. Таким образом, Гоголь создает уникальную и острую социально-сатирическую комедию. Чтобы достичь своей цели, писатель выбирает реализм в качестве литературного направления. Собственно, во времена Гоголя реализм был достаточно популярным течением. Что касается композиции, то пьеса отличается кольцевой структурой, экспозиция (как таковая) отсутствует. Специфика «Ревизора» состоит также во включении в повествование множество психологических ремарок от автора.

Характеристика действующих лиц гоголевского произведения

Гоголевская пьеса вошла в историю литературы как классическое произведение, где действуют типичные герои. Имеются в виду литературные типы – максимально абстрактные образы, которые являются, в то же время, выразителями специфических черт определенного времени. Гоголь умело оперирует юмором и вырисовывает крайне любопытных персонажей! Писатель не привел в тексте ни одного полностью положительного героя – это довольно новый и нестандартный прием для реалистического направления. Что, если не персонажи, движут повествованием «Ревизора»? Вероятно, это чувства и мораль. Главное чувство – страх, в частности же – страх за свою «шкуру» и благосостояние, страх утратить насиженное теплое место с приездом ревизора. Каков выход из этой ситуации? Задобрить проверяющего чиновника. Писатель считал, что обличение столь неприглядных сторон жизни повлечет за собой выздоровление социума. Поэтому Гоголь нажимает на самые болевые точки: на господство подлости и несправедливости, на популярность безнравственности и фальши.

Образ Хлестакова

Конечно, ключевым действующим лицом пьесы является Хлестаков. Писатель характеризует Ивана Александровича Хлестакова как чиновника, прибывшего из Петербурга. Приблизительно двадцатитрехлетний юноша не отличается глубоким умом, любит кутежи, гулянки и азартные игры. К работе молодой человек не склонен, хоть Хлестакову и приходится трудиться. Герой часто просит деньги у родителей. Однажды, на исходе последних средств, Хлестаков уезжает к отцу, остановившись, по дороге, в городишке N. Вдруг юношу принимают за чиновника, которого ожидали в городке. Псевдо-ревизор наслаждается свалившейся на голову властью, знакомиться с хорошенькими женщинами, берет взаймы средства у местных чиновников. Кульминация – сватовство к дочери городского управителя. Однако вскоре приезжает настоящий ревизор, обман Хлестакова раскрывается, и герой спешно покидает город.

Образ Осипа

Хлестакову прислуживает Осип – хитрый и умный крепостной слуга безалаберного хозяина. Старичок куда смекалистее Хлестакова, часто подсказывает барину, как следует поступить.

Образ Сквозник-Дмухановского

На примере имени этого героя читателю видно, насколько мастерски Гоголь играет с фамилиями своих персонажей. Антон Антонович служит местным городничим. Это еще не старый человек зрелых лет (согласно повествованию, Сквозник-Дмухановскому около тридцати). Городской управитель обладает хитрым характером, часто предается мошенничеству и лицемерию. Антон Антонович не гнушается заниматься коррупцией, нарушать закон, стараясь из всякого дела получить выгоду.

Образ Анны Андреевны

Городничий женат на женщине, которую зовут Анной Андреевной. Женщине около сорока лет, Анна Андреевна не отличается умом, демонстрируя свою суть – глупой, но привлекательной кокетки из провинции. Супруга городничего нетерпелива, хочет получать все и сразу.

Образ Марьи Антоновны

Восемнадцатилетняя дочь городского управителя славится красотой и нравственной неиспорченностью. Марья наивна и чиста, девушка мечтает о романтически красивой истории. Однажды героиня встречается с Хлестаковым, который сумел расположить девушку к себе. Между Марьей и Иваном, кажется, промелькнули взаимные чувства и, в результате, Хлестаков сделал девушке предложение. Но как только объявили о помолвке, обман Хлестакова раскрылся, и герой «капитулировал» из городка.

Образ Хлопова

Гоголь описывает смотрителя училищ Луку Лукича. Это чиновник, для образа которого характерны такие черты, как робость и трусливость. Хлопов должен следить за порядков в учебных заведениях, однако работу свою чиновник делает из рук вон плохо. Кроме того, Хлопов постоянно источает луковый запах. Возможно, поэтому Гоголь и награждает персонажа таким именем!

Образ Ляпкина-Тяпкина

Как и Лука Лукич, Аммос Федорович исполняет свои служебные обязанности далеко не на совесть. Фамилия персонажа будто говорит, что судья делает работу на «тяп-ляп». Судейская жизнь Аммоса Федоровича длится вот уже пятнадцать лет, при этом получая награды и медали за некачественную и безалаберную работу. Куда больше, чем служить в суде, Тяпкин-Ляпкин любит охотиться. Пристрастие к охоте обусловило и специфическую форму взяток героя: Тяпкин-Ляпкин взимал «дань» не деньгами, а собаками.

Образ Земляники

Артемий Филиппович служил попечителем «богоугодных заведений». Гоголь описывает персонажа пронырой и плутом, а кроме того – толстым и неповоротливым мужчиной. Как и Лука Лукич, Земляника особо не беспокоится о соблюдении порядка в заведениях, которыми управляет.

Образ Шпекина

Почтмейстер в пьесе, между тем, предстает персонажем, который отличается простодушием и бестактностью. Герой возглавляет почтовую службу городка. С работой Шпекина совпадает и любимое времяпрепровождение мужчины: Шпеков слаб на чтение чужой корреспонденции. Собственно, герой ничем особым не отличается от других чиновников городишка, так же плохо исполняя свои служебные обязанности.

Образы Бобчинского и Добчинского

Изображенные Гоголем помещики из города N поразительно похожи: у обоих героев одинаковое имя, то есть оба – Петры Ивановичи. Образ помещика представлен типичным: низкорослые любители поесть, посплетничать, отдохнуть и поболтать.

Образ Гибнера

Фамилия этого персонажа также «говорящая»: всем пациентам доктора Христиана Ивановича суждено погибнуть, ведь наш лекарь совершенно не умеет лечить людей. Гибнер, по всей видимости, немец, поэтому русского языка герой не знает, а потому не умеет общаться с пациентами. Здесь Гоголь высмеял известный русский обычай приглашать государственных чиновников, ученых, преподавателей и, наконец, врачей из-за границы, в частности же – из Германии.

Образ Уховертова

Степан Ильич играет во «вселенной» «Ревизора» роль городского пристава, начальника квартальных, то есть полицейских, в нашем городке. Подобно коллегам-чиновникам, Уховертов исполняет служебный долг некачественно, а местные квартальные склонны к пьянству и кутежам.

Образы квартальных

С фигурой Уховертова тесно связаны и образы полицейских, которых Гоголь тоже награждает комичными именами, вроде Держиморды, Свистунова и Пуговицына. Естественно, главная обязанность квартальных – поддержание общественного порядка. Однако блюстители закона и сами склонны этот порядок нарушать, что уж тут говорить о целом городе.

Образ вдовы Ивановой

Когда-то Иванова была замужем за унтер-офицером, но теперь овдовела. Женщина – типичная представительница среднестатистического жителя городка. Иванова как-то пожаловалась Хлестакову на действия городского управителя: квартальные якобы наказали женщину без всякой на то причины. Иванова возмущалась и просила Хлестакова выписать городничему штраф за злостное нарушение служебных обязанностей.

Образ Пошлепкиной

Еще один женский персонаж гоголевской пьесы. Пошлепкина, представленная в произведении пожилой слесаршей, также приходит к псевдо-ревизору с жалобами на городничего. Тот заставил мужа Пошлепкиной стать солдатом – на незаконной основе.

Образ Тряпичкина

У Хлестакова в Петербурге водилось множество знакомых и друзей. Один из них – Тряпичкин. Гоголь изображает этого персонажа литератором, который занимается статьями для газет. Хлестаков ведет с другом переписку, в которой рассказывает о происходящем в городке, где молодой человек вдруг оказался.

Образы отставных чиновников

Кроме действующих чиновником и помещиков городка, Гоголь представляет читателям и отставных служащих. Это, в частности, персонажи Лелюкова, Растаковского и Коробкина. Эти герои – второстепенные и появляются в произведении лишь изредка, в эпизодах.

Образ Мишки

Мишку писатель изобразил крепостным мальчиком «на побегушках», который служит у городского управителя. Мишка – юный паренек, отличающийся проворностью и сноровкой. По сути, это тоже герой второго плана.

Образ торговца

Фигура купца Абдулина занимает эпизодическую роль, однако персонаж появляется в пьесе довольно часто. Абдулин торгует винами. При этом для городничего купец поставляет вино бесплатно (то же самое городской управитель проделывает и с другими торговцами, которые без платы дают тому свои товары). Но по прибытии в городок нашего псевдо-ревизора Абдулин присоединяется к другим жителям города, жалуясь на городничего.

Сообщение о приезде проверки

Государственные органы городка погрязли во взятках и иных нарушениях закона, они привыкли к вседозволенности, однако неожиданно приходит неприятная весть. Дело в том, что в город направляется проверяющий из Петербурга, то есть ревизор. При этом чиновники узнают, что ревизор имеет тайное предписание, это известие заставляет недобросовестных служащих потерять покой. Город теряется в догадках о причинах приезда ревизора. Все предчувствует грядущие неприятности.

Городничий рекомендует попечителю государственных учреждений навести порядок в больничных палатах, переодеть больных в чистое белье. Он дает указания городскому судье, чтобы тот прекратил сушить арапник над рабочим столом. Городничий просматривает исходящую почту у почтмейстера Шпекина, чтобы избежать доноса. Шпекин, оказывается, и сам нередко читает чужие письма, поскольку это занятие веселит его.

Добчинский и Бобчинский рассказывают горожанам о подозрительном наблюдательном молодом человеке, которого они повстречали в трактире. Все по ошибке решают, что Хлестаков и есть ревизор. Городничий решает посетить приезжего проверяющего в гостинице.

В начале второго действия читатели узнают о том, что положение Хлестакова значительно ухудшилось, по дороге к отцу он проиграл все деньги и даже не имеет средств на пропитание.

Городничий приходит к Хлестакову в гостиницу. Чиновник боится, что визит городничего вызван его большими долгами. Он считает, что его хотят посадить в тюрьму.

Антон Антонович, который служит городничим, входит в комнату ревизора и почтенно здоровается с ним. Хлестаков в свою очередь сбивчиво извиняется, оправдывается по поводу долга и жалуется на плохого трактирщика. После проявленного гостем недовольства городничий предлагает ему более комфортабельную гостиницу.

При этом диалоге городничий считает, что Хлестаков обманом выпытывает у него секретные сведения. Перепугавшись, Антон Антонович признается во взятках и предлагает Хлестакову денег. Городничий обещает сохранить тайну ревизора и не выдавать его личность. Таким образом, Хлестаков получает 200 рублей.

Антон Антонович вызывается сопровождать ревизора по местам инспекции в богоугодных заведениях. Он приглашает Хлестакова к себе домой в качестве почетного гостя.

Жена городничего Анна Андреевна с нетерпением ожидает супруга. Добчинский приносит ей записку от мужа, в которой он самыми серьезными оборотами излагает информацию о грозных намерениях ревизора. Он просит жену предпринять все меры по смягчению гостя, велит приготовить для него комнату и купить лучшего вина. Анна Андреевна с дочерью спорят о том, какие платья лучше выбрать для встречи высокопочтенного ревизора.

Приехав в гости к Антону Антоновичу, Хлестаков решает рассказать дамам о своей петербургской жизни, он описывает торжественные светские мероприятия и называет себя главным чиновником министерства и другом самого Пушкина. Гость хвастается, что не раз печатал свои сочинения в известных журналах и присваивает себе чужие заслуги. После беседы Хлестаков отправляется отдыхать в приготовленную для него комнату.

Анна Андреевна расспрашивает слугу Осипа о нраве и статусе его хозяина. Осип отвечает уклончиво, что дает домовладельцам повод возомнить Хлестакова важной фигурой.

В нашей вы узнаете о нелегкой жизни петербургского чиновника Акакия Акакиевича в рассказе “Шинель”, и о том, как он вынужден был ежедневно терпеть лишения ради своей заоблачной мечты.

Городничий выставляет у своего дома полицейскую охрану, чтобы избежать встречи ревизора с жалобщиками и доносчиками. После долгих разговоров чиновники решают по очереди посетить Хлестакова и дать ему взятку, чтобы обелить свое имя.

Судья Ляпкин-Тапкин решается стать первым посетителем ревизора. Он входит в комнату к Хлестакову и от переизбытка волнения роняет принесенные деньги на пол. Хлестаков поднимает деньги и просит судью одолжить их. Затем к нему в комнату по очереди входят почтмейстер, смотритель городских училищ и другие чиновники всех званий. Все эти государственные служащие дают гостю из Петербурга деньги, объясняя это временным займом.

Разговаривая с Хлестаковым, чиновники от волнения и излишней нервозности выдают ему свои секреты. Служащий Земляника доносит на некоторых своих коллег и предлагает предоставить Хлестакову записку с подробным описанием их проступков, Добчинский признается ревизору в наличии незаконнорожденного ребенка.

После того, как прием чиновников закончен, Хлестаков пишет письмо своему давнему товарищу Тряпичкину. Он признается, что попал в выгодное положение, поскольку его по ошибке приняли за государственного проверяющего.

Легкие деньги
Теперь у ревизора есть целое состояние в 1 тысячу рублей. Осип просит барина проявить осторожность и поскорее уехать из города пока чиновники не обнаружили обмана.

Затем к Хлестакову является несколько купцов, которые жалуются на несправедливое отношение со стороны местной власти. Хлестаков обещает наказать виновного и обнадеживает их.

Хлестаков начинает заигрывать с дочерью городничего Марьей Антоновной. Он падает перед девушкой на колени и признается ей в любви. Хлестаков делает ей предложение руки и сердца. Городничий благословляет союз между своей дочерью и ревизором. Хлестаков заявляет семейству городничего, что ему срочно необходимо ехать к богатому дяде. Он просить занять ему еще денег. После этого Хлестаков уезжает.

Почетные жители города поздравляют городничего, что его дочь так успешно вышла замуж. Городничий представляет, что вскоре он с женой переедет в столицу. Неожиданно является почтмейстер, которой прочитал письмо Хлестакова к Тряпичкину. Он рассказывает городничему об обмане. Жандарм возвещает о прибытии чиновника из Петербурга, после этого наступает немая сцена.

Судьба произведения после написания

При всей популярности гоголевской пьесы, произведение нашло свое сценическое воплощение лишь в 1836-м. Первым «Ревизора» поставил Александрийский театр. Изначально император относился к постановке пьесы скептически, учитывая злободневную и острую проблематику текста. Однако Жуковскому все же удалось уговорить императора дать разрешение на постановку. «Ревизор» вызывал амбивалентные чувства у зрителей, и у императора в том числе. Хотя в целом правителю России произведение понравилось.

В вопросах сценического воплощения пьесы Гоголь предстал новатором. Например, литератор постоянно курировал процесс репетиций, снабжая актеров и режиссера своими ремарками и советами. Но также Гоголь настоял на применении приема, который называется «немая сцена». В этой сцене, как следует из названия приема, персонажи находятся на сцене, но не ничего не говорят. Кроме того, Николай Васильевич занялся выведением ключевых закономерностей комедии, которые впоследствии стали классикой. Еще одна инновация от Гоголя – гротеск в рамках комедии. Собственно, гротеск – в данном случае – помогает писателю придать произведению сатирический и язвительный оттенок, акцентировать внимание на абсурдности определенных элементов. Кое-где Гоголь использует гиперболу, выпячивающую пороки и недостатки социума. Нет, литератор не изображает чиновников глупыми. Это скорее очень ограниченные люди. «Ревизор» не знает ни полностью положительных, ни полностью отрицательных героев, здесь даже нет привычного – четкого – деления на персонажей второго и первого плана. Каждый герой – «говорящий», потому что воплощает один (самый выразительный) порок.

Несколько слов о тематике и идейной подоплеке гоголевской пьесы

За счет обращения к реализму, Гоголю удалось изобразить личность действующей в типичных обстоятельствах. Однако, по замыслу писателя, «Ревизор» – это бесконечно больше, чем простая комедия или даже грустная картина пороков современного автору социума. Чтобы до зрителя дошел исходный, настоящий смысл произведения, Николай Васильевич снабдил текст комментариями и рекомендациями. Что же все-таки хотел донести Гоголь? Абсурдный характер общественных порядков, комизм и одновременно грусть картины вырождающегося общества.

Центральная тема произведения касается общественных пороков, глупости и лицемерия чиновников, демонстрации морального упадка социума в целом и высших чинов – в частности. То, что пьеса является сатирой, обусловливает острый характер текста, использование язвительных оборотов речи. При этом Гоголь наделяет каждого персонажа своей – особенной, неповторимой – речевой манерой. Эта же манера служит и главным инструментов обличения определенного героя.

Что касается идейной подоплеки гоголевского текста, то писатель демонстрирует бездуховный характер отношений между людьми, господство пошлости, низости и цинизма, полного морального упадка жизни чиновников. На самом деле, Гоголь не прячет глубоко идеи, которые стремится передать пьесой: все мысли лежат на поверхности. Важно увидеть себя со стороны, понять собственную неправоту и ограниченность, а также попытаться исправить ситуацию. Но Гоголь испытал грусть и разочарование, потому что не достиг своей цели: это не удивительно, ведь зрители и большинство читателей произведения принадлежали к классу, который писатель и обличал.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении