teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Математический ребус деление многозначного числа на. Числовые ребусы. Примеры математических ребусов для дошкольников

Задача Эйнштейна

На одной улице стоят 5 домов. В разных домах живут люди разных национальностей. Каждый пьет свой напиток, имеет любимый вид отдыха и содержит своё домашнее животное.
Известно, что:
1. Британец живёт в красном доме.
2. У шведа есть собака.
3. Датчанин пьёт чай.
4. Зелёный дом стоит слева от белого, вплотную к нему.
5. Хозяин зелёного дома пьёт кофе.
6. У того, кто читает романы, есть птички.
7. Хозяин жёлтого дома любит гулять.
8. Хозяин среднего дома пьёт молоко.
9. Норвежец живёт в первом доме.
10. Человек, который смотрит телевизор, живёт рядом с хозяином котов.
11. Тот, кто держит лошадей, живёт рядом с тем, кто любит гулять.
12. Тот, кто слушает музыку, пьёт квас.
13. Немец решает задачи.
14. Норвежец живёт рядом с синим домом.
15. У того, кто смотрит телевизор, есть сосед, который пьёт воду.
Кто держит рыбок?


Задача 1.

На школьной викторине участникам предложили 20 вопросов. За правильный ответ ученику ставилось 12 очков, а за неправильный списывали 10 очков. Сколько правильных ответов дал один из учеников, если он ответил на все вопросы и набрал 86 очков?

Задача 2.

Разместите на трех грузовиках 7 полных бочек, 7 бочек, наполненных наполовину, и 7 пустых бочек так, чтобы на всех грузовиках был одинаковый по массе груз.

Задача 3.

На столе лежат карандаши. Двое играющих берут по очереди 1, 2 или 3 карандаша. Проигрывает тот, кто берёт последний карандаш. Как должен играть начинающий, чтобы выиграть, если на столе 8 карандашей? Сможет ли первый выиграть при правильной игре второго, если на столе 9, 10, 15 карандашей?

Задача 4.

В нашем классе 33 человека, и каждый дружит ровно с 5 одноклассниками. Может ли такое быть?

Задача 5.

8 подружек решили обменяться фотографиями так, чтобы у каждой из них оказались фотографии других подруг. Сколько фотографий для этого потребуется?

Задача 6.

Нина живёт на 4 этаже, а Таня – на 2-м. Нина поднимается на 60 ступенек. На сколько ступенек поднимается Таня?

Что такое числовые ребусы?

К числовым ребусам относят арифметические выражения, обычно записанные в виде равенства, в которых все или некоторые числа заменены символами(буквами, звездочками, геометрическими фигурами и т. д.)

Числовой ребус представляет собой логическую задачу, в которой путем логических рассуждений требуется расшифровать значение каждого символа и восстановить числовую запись выражения.

В Индии и Китае числовые ребусы появились 1000 лет назад. В Европе такие задачи начали появляться в начале XX века, и их называли крипт-арифметическими . В нашей литературе их называют числовыми ребусами или числовыми головоломками.

В настоящее время установились некоторые правила шифровки и дешифровки числовых ребусов.

Так, при шифровке числового равенства буквами разные цифры заменяются разными буквами, а одинаковые цифры заменяются одной и той же буквой. При шифровке ребуса одним символом звездочка изображает любую из десяти цифр.

Типы числовых ребусов

По видам шифровки числовые ребусы можно разбить на несколько типов:

1) Все цифры, участвующие в записи числового выражения заменяются буквами. При этом стремятся придать зашифрованной записи какой-либо житейский смысл, желательно оригинальный. Например, числовое равенство 2039x4=8516 может быть записано так: МУХА x 4 = СЛОН .

2) Для шифровки числового выражения используются буквы, но при этом часть цифр, участвующих в записи числового выражения заменяются одним символом - звездочкой. Это делается обычно в тех случаях, когда необходимо показать характер промежуточных операций.

3) Для шифровки числового выражения используется только один символ - звездочка.

Решите числовые ребусы

Расшифруйте арифметические ребусы, в которых разные буквы обозначают разные цифры, а одинаковые буквы – одинаковые цифры.

1) 2)

3) (ЕМ) Д = ДОМ

5) Сколько решений имеет ребус: МУХА * 8 = СЛОН

6) МАГНИЙ + ТАНТАЛ = МЕТАЛЛЫ
7) ПОДАЙ –ВОДЫ= ПАША
8) КОРОВА + ДОЯРКА + ТРАВА = МОЛОКО
9) А х Р = И – Ф = М: Е = Т – И = К: А
10) ДЕДКА + БАБКА + РЕПКА = СКАЗКА
11) ШЕПНУЛ х 5 = КРИКНУЛ
12) БУКВА х 6 = СЛОВО
13) КОЗА х 2 = СТАДО
14) КРОСС х 2 = СПОРТ
15) УДАР + УДАР = ДРАКА
16) ДРАМА + ДРАМА = ТЕАТР
17) СИНИЦА х 2 = ПТИЧКИ
18) ПОРТ х 3 = ТОРГ
19) КОКА + КОЛА = ВОДА
20) СИНУС х 2 + КОСИНУС = ТАНГЕНС
21) АИСТ х 4 = СТАЯ
22) ОДИН + ОДИН = МНОГО
23) БУЛОК + БЫЛО = МНОГО
24) КНИГА х 3 = НАУКА
25) ОКУНЬ х 8 = СУДАК
26) НАТАША + ТОНЯ = СЕСТРЫ
27) ДВЕСТИ + ТРИСТА = ПЯТЬСОТ
28) ЕЖ х ЕЖ = ЕРШ
29) УЖ х УЖ = УДАВ

30) КОШКА + КОШКА + КОШКА = СОБАКА

31)

32) ДОМНА + ДОМНА + ДОМНА = ЗАВОД

33) (ЕМ)Д = ДОМ

Ответы к некоторым ребусам

5) Ребус МУХА * 8 = СЛОН имеет три решения:

1092 * 8 = 8736

1074 * 8 = 8592

1094 * 8 = 8752

18) ПОРТ + ПОРТ + ПОРТ = ТОРГ

2497*3=7491

30)Ребус КОШКА + КОШКА + КОШКА = СОБАКА

имеет два решения:

56350 + 56350 + 56350 = 169050
57350 + 57350 + 57350 = 172050

32) ДОМНА + ДОМНА + ДОМНА = ЗАВОД

12607*3=37821

33) (ЕМ) Д = ДОМ 16 2 =256

Математика – одна из самых сложных наук, которая доставляет школьникам немало хлопот во время обучения. В то же время, навыки устного счета и различные математические приемы необходимо освоить каждому человеку, поскольку без этих знаний в современном мире жить просто невозможно.

Длительные и сложные уроки математики, особенно в младших классах, чрезмерно утомляют ребят и не позволяют им полноценно усваивать информацию. Чтобы такого не происходило, малышам необходимо подавать нужные сведения в форме веселой игры, например, в форме математических ребусов.

Подобные задачки могут быть разными по уровню сложности, поэтому начинать разгадывать их можно еще в детском саду. К тому же, ребусы практически всегда очень нравятся детям, и вам не придется заставлять свое чадо позаниматься. В данной статье мы расскажем вам, в чем польза математических ребусов для детей, и предложим несколько примеров для мальчиков и девочек разного возраста.

Что представляют собой математические ребусы и почему они так полезны для детей?

Математические ребусы – это разных уровней сложности, которые составлены с использованием графических элементов. Разгадывание таких загадок является чрезвычайно увлекательным занятием, за которым можно провести не один час. Кроме того, ребята постарше с удовольствием составляют математические ребусы для своих одноклассников и друзей, и это тоже позволяет им и способствует развитию логического мышления.

В тех случаях, когда ребусы представляют собой довольно сложные загадки, мальчикам и девочкам приходится серьезно «поломать» голову, чтобы найти правильный ответ. В процессе этого увлекательного занятия у детей формируется нестандартное мышление. В дальнейшем этот навык пригодится для поиска возможных выходов из разных жизненных ситуаций.

Наконец, математические ребусы дарят ребятам заряд отличного настроения, а в том случае, если ребенок разгадывает их не один, а в компании друзей или родственников, - дополнительно способствуют социализации и укреплению отношений.

Примеры математических ребусов для дошкольников

Математические загадки для дошкольников должны быть самыми простыми. Обыкновенно они включают в себя 2-3 элемента, а их ответ представляет собой несложный математический термин или название цифры. В частности, для детей старшего дошкольного возраста подойдут следующие ребусы:

Математические ребусы для 1-4 класса

Ученики начальной школы уже хорошо знакомы с цифрами и некоторыми другими математическими терминами, поэтому они могут использовать их для составления и разгадывания различных ребусов. В этом возрасте чаще всего используются загадки, в тексте которых присутствуют цифры и другие аналогичные элементы. При этом ответ на такие ребусы может быть любым, в том числе, и не связанным с математической наукой.

В то же время, математические термины также могут быть зашифрованы в подобных задачках, но в этом случае они представляют собой достаточно сложные понятия, с которыми младшим школьникам еще только предстоит познакомиться. Следующие математические ребусы с ответами подойдут для учеников 1, 2, 3 и 4 класса:

Математические ребусы для учеников 5-9 класса с ответами

Для учеников средней школы, особенно 8-9 класса, ребусы по математике уже должны быть довольно сложными – такими, чтобы ребятам пришлось серьезно потрудиться, чтобы их расшифровать. В противном случае подобные задачки не смогут заинтересовать и надолго увлечь школьников, а значит, будут абсолютно бесполезны.

Числовые ребусы

Миллионы людей во всех частях света любят разгадывать ребусы. И это не удивительно. “Гимнастика ума” полезна в любом возрасте. Ведь ребусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Вся наша жизнь – беспрерывная цепь игровых ситуаций. Они бывают, значительны, а бывают, пустячны, но и те, и другие требуют от нас принятия решений. Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. И игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они и создавали их. С древних времен известны головоломки Пифагора и Архимеда, русского флотоводца С.О. Макарова и американца С. Лойда.

Существует такая разновидность ребусов, которые называются числовыми. Они представляют из себя выражения, требующие арифметического решения, составленные в виде математических равенств, где числа заменяются другими знаками – буквами, фигурками геометрии, звездочками и т.д.

Под числовыми ребусами подразумевают те задачки, в которых необходимо использовать логические рассуждения. Именно они являются способом решения и расшифровывания каждого символа, который ведет к восстановлению числовой записи.

Числовым ребусам уже почти тысяча лет. Впервые они появились в Китае, затем в Индии. В европейских странах числовые ребусы поначалу называли крипт-арифметические задачи. Их появление в Европе впервые было отмечено только в двадцатом веке, несмотря на то, что развитие математики началось много столетий назад.

При составлении ребусов числового типа пользуются следующими правилами. Все использующиеся цифры заменяют буквами. При наличии в задаче одинаковых цифр, соответственно, используется такое же количество букв. Промежуточные стадии математических операций обозначаются звездочками. Различают на основе этих правил несколько типов ребусов. Первый – это ребусы, в которых заменены на цифры все имеющиеся буквы. При этом зашифровывается какое-либо выражение, которое обозначает житейские ситуации в оригинальном изложении.

ТРИ БУЛОК

+ ДВА + БЫЛО

ПЯТЬ МНОГО

СНЕГ МОРЕ ЛЕТО

+ СНЕГ + МОРЕ + ЛЕТО

ВЬЮГА ОКЕАН ТЕПЛО

В записи могут присутствовать не только цифры, но и звездочки, - это второй тип ребусов. Третий тип – это ребусы, в которых практически все символы заменены звездочками.

Числовые ребусы являются очень сложными, порой попадаются такие, которые требуют поэтапного длительного решения. Числовые ребусы являются увлекательными математическими задачами, которые сильно развивают логику и сообразительность.

Числовые ребусы могут быть составлены из нескольких рядов символов, а между ними ставится определенное количество математических знаков, которые являются указателями для того, какие действия необходимо произвести по вертикали, а какие по горизонтали.

1) ТА+ ИТ = ЛЕТ 2) КРА + ОЛИ = ИАЯ

ЕС х СН = ЛЛАС Л х АР= КЯИ

ЛЕАА + ЕЦ = ЛЕЕЦ ОИИ + АЛ = РКА

Числовые ребусы являются очень популярными не только в школах на обычных уроках, но и на математических олимпиадах. решить числовые ребусы можно с помощью компьютерных программ, однако ни с чем несравнимое удовольствие может получить человек, который самостоятельно ломает голову над разгадкой и в конце концов ее находит.

Задачи, представленные в занимательной форме, очень интересны. Их хочется решать, они увлекают своей необычностью, неочевидностью ответа. Появляется желание совершить пусть даже нелёгкий путь поиска решения. Занимательность и строгость вполне совместимы. Каждое самостоятельно решенное задание – это возможно, небольшая, но всё же победа.

    В буквенных ребусах каждой буквой зашифрована одна определенная цифра: одинаковые цифры шифруются одной и той же буквой, а разным цифрам соответствуют различные буквы.

    В ребусах зашифрованных, например, звездочками, каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9. Причём, некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе.

    Перед началом решения математического буквенного ребуса (например, криптарифма), убедитесь, что в нём использовано не более 10 различных букв. В противном случае, такой ребус не будет иметь решений.

    Начните решение ребуса с правила, согласно которому ноль не может быть крайней левой цифрой в числе. Таким образом, все буквы и знаки, с которых начинается число в ребусе, уже не могут обозначать ноль. Круг поиска нужных цифр сузится.

    В ходе решения отталкивайтесь от основных математических правил. Например, умножение на ноль всегда дает ноль, а при умножении любого числа на единицу, мы получим в результате исходное число.

    Очень часто математические ребусы представляют собой примеры сложения двух чисел. Если при сложении сумма имеет больше знаков нежели слагаемые, значит сумма начинается с "1"

    Обращайте внимание на последовательность арифметических действий . Если числовой ребус состоит из нескольких рядов знаков, он может решаться как по вертикали, так и по горизонтали.

    Не бойтесь совершать ошибки. Возможно, они подскажут вам верный ход решения. Не пренебрегайте методом перебора. Некоторые ребусы потребуют длительного поэтапного решения, но в итоге вы будете вознаграждены верным ответом и отличной разминкой для вашей сообразительности.

Прежде чем приступить к разгадыванию сложных задач, потренируйтесь на простом примере: ВАГОН+ВАГОН=СОСТАВ. Запишите его в столбик, так будет удобнее решать. Вы имеете два неизвестных пятизначных, сумма которых шестизначное число, значит В+В больше 10-ти и С равно 1. Замените символы С на 1.

Сумма А+А – однозначное или двухзначное число с единицей на конце, это возможно в том случае, если сумма Г+Г больше 10 и А равно либо 0, либо 5. Попробуйте предположить, что А равно 0, тогда О равно 5-ти, что не удовлетворяет условиям задачи, т.к. в этом случае В+В=2В не может равняться 15-ти. Следовательно, А=5. Замените все символы А на 5.

Сумма О+О=2О – четное число, может быть равна 5 или 15 лишь в том случае, если сумма Н+Н – двухзначное число, т.е. Н больше 6-ти. Если О+О=5, то О=2. Это решение неверно, т.к. В+В=2В+1, т.е. О должно быть число нечетное. Значит, О равно 7-ми. Замените все О на 7.

Легко заметить, что В равно 8-ми, тогда Н=9. Замените все буквы на найденные числовые значения.

Замените в примере оставшиеся буквы на числа: Г=6 и Т=3. Вы получили верное равенство: 85679+85679=171358. Ребус отгадан.

Запятая в ребусах является одним из главных символов, благодаря которому часто можно разгадать самое замысловатое слово, старательно спрятанное в картинке с буквами и различными цифрами и знаками. Обычно в ребусах зашифрованы слова, но иногда даже целые фразы, читать его надо слева направо, и при этом не забудьте положить рядом листик и ручку, возможно, вам придется делать короткие заметки, чтобы не забыть разгаданные части слова, в то время, как вы будете ломать голову над оставшейся.

Как часто вы рассматривали в журналах интересные картинки и думали, что означают запятые в ребусах , как разгадывать буквенные шарады и так далее, безусловно, у каждого из данных видов головоломок есть свои секреты, которые надо знать, чтобы добиться положительного результата. Для начала возьмите сборник самых простых ребусов , где будут скрыты элементарные слова, а решение их будет состоять из одного действия.

Если возле картинки стоит запятая - слева или справа, то это означает, что в зашифрованном слове надо удалить определенное количество букв, их количество определяется количеством запятых, и если знак стоит сначала картинки, то и буква убирается начальная, если же запятая стоит в конце, то и буквы надо убирать с конца. Как вы видите, правило очень простое и понятное, главное, понять, какое слово спрятано за картинкой, и иногда именно в этом и состоит главный подвох.

Но в примере, который мы вам приведем, чтобы вы поняли, все будет очень просто. На рисунке изображен голубь, а после картинки стоит три запятые. Значит, в слове «голубь» надо убрать с конца три буквы, и вы узнаете, что в ребусе был зашифрован «Гол». Хотя и тут можно ошибиться, ведь вы видите, что на картинке изображена птица, и не станете конкретизировать, какой именно вид этих пернатых. И если от слова «птица» вы будете отнимать три буквы с конца, то вряд ли получите ответ, который вас устроит.

Кстати, перевернутая запятая в ребусах имеет тоже значение, указывает на количество букв, которые надо убрать в начала или в конце слова. Вы же помните, которые вам могли предлагать на уроках учителя, для того, чтобы вы отвлеклись от тяжелой темы занятия. А ведь запятая - это неотъемлемая часть русского языка, знак препинания, с которым связано множество правил, вызывающих сложность у школьников.

Запятая стала не только частью синтаксиса многих языков, но и используется, как десятичный разделитель в математике, то есть с ее помощью отделяется целая часть от дробной. Конечно же, если вы интересуетесь программированием, то знаете, что запятая используется там при перечислении элементов массива или аргументов функций. уже собраны основные вопросы, которые могут быть включены в кроссворд на компьютерную тематику, и для его составления также использовалась запятая, которая указана на клавиатуре. Не многие знают, что есть несколько способов набрать на компьютерной клавиатуре знак «,».

Это традиционная форма головоломок известна с XV века. Изначально являясь французской традицией, ребус постепенно завоевал популярность во всём мире, в том числе и в нашей стране. Россия впервые увидела ребусы благодаря журналу «Иллюстрация», где в 1845 году были опубликованы загадки этого типа. Своему названию ребус обязан латинскому слову res – вещь. То есть rebus дословно означает «вещами, предметами».

Суть задачи сводится к тому, что кодовое слово или фраза зашифровывается при помощи графических изображений, букв, цифр, и других графических символов и приёмов. Каждая картинка, буквосочетание или цифра – это часть символов из искомого ответа или определённое указание к пониманию загадки. О том, как разгадывать ребусы , мы и поговорим в этой статье.

Несмотря на разнообразие форм представления ребусных головоломок, существует негласный свод правил, которые являются общепринятыми для составителей и поклонников этих графических задач. Человек, решающий ребус , поочерёдно расправляется с мелкими задачками и в итоге приходит к отгадке ключевого слова. Поиск верного ответа требует от игрока развитой логики, эрудиции, способности к вариативному мышлению. Перед тем, как начинать разгадывать ребусы, необходимо понять основные принципы кодирования и символической игры, которые используются в этих заданиях.

Графические изображения в ребусе – это способ передать определённую последовательность букв, которые войдут в ответ. Для того, чтобы её найти, нужно отгадать, что изображено на картинке. Кроме того, в виде «кодовых обозначений» могут выступать цифры, числа, ноты и другие общеизвестные символы. Иногда вариантов может быть несколько, или ответ вообще не находится. Не стоит отчаиваться – можно попробовать отгадать другие участки ребуса и вернуться к проблеме позже. Между элементами ребуса могут расставляться знаки-операторы: например «+» означает присоединение значений соседних элементов ребуса, стрелка назад – обратное прочтение слова. Как научиться разгадывать ребусы самой различной сложности? Попробуем разобраться.

Как разгадывать ребусы с запятыми и цифрами

Довольно часто, отгадав значение зашифрованного участка задачи, игрок использует в итоге только некоторые буквы из ответа. На это указывают соответствующие значки и пометки, расположенные над одним из символов ребуса. Несколько слов о том, с имеющимися на рисунке запятыми. Например, запятая, стоящая слева от пиктограммы, обозначает, что в ответ не войдёт первая буква этого «кода». Если запятых две – то необходимо отбросить две первые буквы и так далее. Запятые могут располагаться и справа: в таком случае отбрасываются буквы с конца слова. Если вы один раз поняли, как разгадывать ребусы с запятыми , то в этой технологии не оказывается ничего сложного.

Составители ребусов любят использовать в своих загадках приём замены. Например, на картинке изображён рак, а над ним пометка «3 = Б». Значит, кодовое слово – раб, то есть третью букву необходимо поменять. Часто буква меняется не по номеру, а примерно так: «К = Б», то есть всё равно из рака получается раб. Также над элементом задачи может стоять пометка с перечёркнутыми буквами – то, что необходимо «выкинуть» из кодового слова.

Как разгадывать ребусы с буквами

Хотя основная цель ребуса – именно нахождение правильной последовательности букв, часто буквы в нём могут выступать в виде непосредственного элемента шифра. Как же разгадывать ребусы с записанными буквами? Буквы в ребусах могут выступать в трёх различных «образах»:

  • как незашифрованные участки фразы-ответа, которые оставлены в виду невозможности закодировать их или специально, для облегчения поиска решения;
  • на пометках для замены одних символов другими;
  • в качестве активных элементов логической игры.

В последнем случае особую роль играет взаимное расположение букв друг относительно друга. Иногда на этом построена вся задача или её значительная часть. Вот ещё несколько слов о том, как разгадывать ребус с буквами. Например, на рисунке изображена большая буква «К», под ней – буква «А» несколько меньших размеров, внутри которой заключена буква «О». Проанализировав взаимное расположение букв, понимаем: буква «О» находится внутри буквы «А», а вся эта «ситуация» находится под буквой «К». Выбросив из фразы лишнее, в итоге получаем построение: под «К» «О» в «А». То есть ответ ребуса – подкова.

Взаимное расположение элементов ребуса и графические элементы, соединяющие их, всегда имеют значение при поиске ответа. Вариантов закодировать ответ существует великое множество. Обычно авторы задач стремятся сделать их пригодными для интуитивного понимания.

Как разгадать ребус с буквами и картинками

Искушённые любители ребусов находят особую прелесть во взаимном сочетании различных принципов кодирования информации для ответа. Вот несколько советов, о том, как разгадать ребус с буквами и картинками . Они помогут вам справиться с решением сложных, многоходовых ребусов.

  • Успешно отгадав значение картинок, выполните операции по отбрасыванию и замене букв.
  • Аккуратно проследите, что все буквы находятся на своих местах.
  • То же самое проделайте для числовых и символических элементов.
  • Определитесь с ролью, которую играют буквы в вашем ребусе. Выполните необходимые действия для их правильного приобщения к задаче.
  • Теперь определитесь с последовательностью, в которой будут «склеиваться» участки фразы-ответа». Вполне возможно, вам придётся комбинировать в поисках верного варианта. Однако если вы знаете, как разгадывать ребусы в картинках , вы наверняка сможете найти решение.
  • Запишите ответ. Возможно, вы отгадаете его даже раньше, чем ребус будет полностью разгадан.

В этом материале мы вкратце постарались рассказать о том, как правильно разгадывать ребусы . Однако чтобы по-настоящему освоить это занятие, необходима практика, к которой мы и желаем вам поскорее приступить.

Пожалуйста, подождите, скачивание файла начнется автоматически!

По названию можно подумать, что арифметические ребусы - это обычные ребусы, в которых при кодировании слова используются цифры и числа. Например, «100 Л» - это «стол», «7Я» - «семья» и т.п. Но это не так. ТО, что я привёл в примере - это обычные ребусы. А вот арифметические ребусы к обычным вообще не имеют никакого отношения, но исторически сложилось, что подобные задачки называют именно так.

Арифметическими ребусами называют обычные выражения и примеры, в которых все или большая часть цифр заменена какими-либо символами или буквами. В буквенном арифметическом ребусе каждая буква означает одну определённую цифру. В символьных ребусах со звёздочками, кружочками и точками каждый значок может обозначать любую цифру от 0 до 9. Причём цифры могут повторяться, какие-то могут вообще не использоваться. Единственное исключение - числа не начинаются на 0. Иногда вместо всего числа ставят знак «?», то есть даже сколько цифр в числе не известно. Решить такой ребус - это значит восстановить первоначальную запись примера.

При решении задач такого типа требуется внимательность к очевидным арифметическим действиям, хорошее знание арифметики и умение логически рассуждать. Арифметика - это не только 2+2=4. Это также глубокое понимание принципов порядкового исчисления, знание правил раскрытия скобок, признаков делимости, разложения на множители, правил действия с дробями и степенями, пропорциями, что такое натуральные, простые и составные числа, как найти НОК и НОД, как посчитать сумму последовательности и многое другое. При решении арифметических ребусов могут понадобиться и некоторые знания алгебры, например, решение уравнений и систем уравнений.

Некоторые математические задачи могут оказаться слишком сложными для использования в обычных (не математических) квестах, поэтому выбирать их следует внимательно.

Арифметических ребусов, как и обычных ребусов, - бесконечное множество. Но все их можно поделить на несколько видов.

Пустышки

В таких арифметических ребусах все цифры заменены на точки, звёздочки, кружочки, в общем, на одинаковые символы.

В обычных «пустышках» часто для подсказки открывают некоторые цифры, либо какую-то из цифр (какую точно, не известно) помечают специальным знаком. Получаются «пустышки с подсказками».

C картинками

Последнее время в интернете стали популярны ребусы, в которых задана система уравнений, где неизвестные заменены картинками. Например, вот такая задачка:

Она сводится к решению обычной системы из двух уравнений с двумя неизвестными.

` {(3x=2y+1),(x+2=y):} `

Перенесём все неизвестные налево, известные направо, домножим второе уравнение на 2 и из первого уравнения вычтем второе. Получим 3x-2x + 2y-2y = 1-(-4). Сокращаем и получаем x=5, а значит y=7. Простейшая задачка для ученика 4-5 класса.

Начиналось-то всё просто, но потом картинки стали с подвохом. Например, вот эта. С виду ничего необычного.

Видим авокадо (x), связку бананов (y), апельсины (z).

` {(x+x+x=30),(x+y+y=18),(y-2z=2),(z+x+y=?):} `

Из первого уравнения x=10, подставляем x во второе, получаем y=4, подставляем y в третье, получаем z=1, значит 1+10+4=15. Всё вроде бы просто. Так будут решать 95% людей. Но 5% заметят, что нижняя связка бананов поменьше, чем верхние. Верхние связки бананов = 4, потому что там по 4 банана. А вот в нижней 3 банана, значит её нужно считать как 3. А теперь внимательно смотрим на апельсины. Сколько их внизу? Один? А не половинка ли? Похоже, что в третьей строке целый апельсин разрезан пополам. И получается совсем другая система.

` {(x+x+x=30),(x+4y+4y=18),(4y-z=2),(z/2+x+3y=?):} `

И значит, что целый апельсин = 2, а пол-апельсина = 1. И значит, что правильным ответом будет 1+10+3 = 14, а не 15.

Считать апельсины целыми или половинками в общем-то не важно. Всё равно внизу будет единица. Главное, что бананов три, а не четыре. Замечу, что некоторые особо дотошные люди могут утверждать, что в третьем уравнении не две половинки, а половинка и целый, то есть полтора апельсина. Но тогда задача в целых числах не решается, а это некрасиво:) Поэтому мы так считать не будем.

Бывают и ещё более замороченные задачки с ещё более глубокими подвохами. Например, вот такая, от :

Попробуйте её решить сами без подсказок, а потом почитайте на сайте по ссылке, до чего дорешались там:)

Чёт и нечет

Чётные цифры (0,2,4,6,8) помечены буквой Ч, а нечётные (1,3,5,7,9) - буквой Н.

С буквами

Это классика математических ребусов, в них цифры заменены буквами. Чаще всего авторы подобных задач стараются так подобрать буквы, чтобы в отдельных местах читались слова. Остальные же места, где слова не получаются, остаются, как в пустышках. Иногда в некоторых местах также оставляют подсказки.

Рамки

У нас есть 10 цифр, а в русском языке довольно много слов, состоящих из 10-ти разных неповторяющихся букв. Их можно использовать как ключевые слова в головоломках, которые некоторые называют «ребусы с ключевыми словами», а я называю «Рамки».

Каждая такая задачка состоит из 6-ти уравнений, связанных между собой знаками « + », « », « × », « : », « = ». Цифры зашифрованы буквами, разным цифрам соответствуют разные буквы. Обычно используется 10 букв для 10-ти цифр, но можно составить пример и из меньшего количества цифр, тогда и букв будет меньше.

Это настоящая математическая задача, причём довольно сложная, поэтому подойдёт не для каждого квеста. Решается задача так.

Рассмотрим первый столбец ПЗ+УУ=ИГЕ. Сумма двух двузначных чисел не может быть больше 99+99=198, значит, И=1.

В равенстве ПЕП-ЗТ=ИНЗ (третий столбец) видно, что к трёхзначному числу ИНЗ, начинающемуся на 1, прибавили двузначное число ЗТ и получили снова трёхзначное ПЕП. П - не 1, так как 1 уже занято буквой И. Выходит, П=2, потому что больше оно быть не может (потому что 298 - максимально возможная сумма двухзначного и трёхзначного, начинающегося на 1).

В третьей строке ИГЕ+НО=ИНЗ при сложении Г десятков с Н десятками снова получается Н десятков. Это может быть только если Г=0 или Г=9. Но если бы Г было равно 9, то был бы перенос единицы в разряд сотен, а у нас было И и осталось И. Значит, Г=0.

Итак, Г=0, И=1, П=2. А поэтому в равенстве ПЗ+УУ=ИГЕ У может быть или 7, или 8, ведь нам надо к двум с чем-то десяткам прибавить двузначное число, и чтобы получилось больше сотни. Пусть, У=8. Тогда из УУ+У=ЗТ следует, что Т=6 и З=9. Но тогда в разности ПЕП-ЗТ=ИНЗ получаем П=5. Но ведь П=2! Значит, У≠8. Следовательно, У=7. Тогда из УУ+У=ЗТ получаем Т=4, З=9. Равенство ПЗ+УУ=ИГЕ при З=8 и У=7 даёт нам ещё одну букву: Е=5.

В сумме ИГЕ+НО=ИНЗ Е=5, З=8, а значит, О=3. В третьем столбце нам уже стали известны все буквы, кроме Н. Поэтому, значение её легко находится: Н=6. И, наконец, из равенства АxУ=НО получаем А=9.

В результате имеем: 0123456789=ГИПОТЕНУЗА. Слово разгадано, его можно как-то использовать дальше в виде ключевого слова или подсказки для решения следующих квестовых задач.

Ниже приведены примеры «математических ребусов».

Ответы: 1-гипотенуза, 2-справочник, 3-демократия, 4-крестовина, 5-струбцина, 6-хлопчатник, 7-деформация, 8-заповедник, 9-лесотундра, 10-метилоранж, 11-проявитель, 12-экспертиза, 13-вольфрамит, 14-пятидневка, 15-республика, 16-дегустация, 17-дешифровка, 18-подсвечник, 19-глубиномер, 20-трудолюбие, 21-фильмотека, 22-погремушка, 23-ускоритель, 24-демография, 25-центрифуга, 26-манускрипт, 27-эскадрилья, 28-меблировка, 29-этнография, 30-умывальник, 31-Лев Яшин, 32-сподумен.

Кирпичики

Внешний вид задачек такого рода напоминает столбики, сложенные из кирпичей, поэтому назову их «кирпичики».

Правила такие:

    каждый квадратик - это одна цифра;

    ни одно число не начинается на 0;

    сумма чисел каждого вертикального ряда равна результату соответствующей горизонтальной строки;

    действия производятся последовательно слева направо , то есть правила приоритета не работают.

Решим для примера вот такие «кирпичики»:

Для начала, используя правило , зеркально относительно диагонали отразим и дополним результаты столбцов и строк. Шестёрка из результата второго столбца скопируется во вторую строку, а тройка из результата первой строки скопируется в первый столбец.

Посмотрим на вторую строку. Первые два числа однозначные, значит их сумма не больше 18, а значит отнять можно только 16, иначе у нас получится отрицательное число. Значит, третье число во второй строке 16. Допустим, сумма двух первых чисел 17. Тогда 17-16=1. Один умножить на однозначное число и получается двузначное - так не бывает. Значит, сумма двух первых чисел строки не 17, а 18. Значит, это обе девятки, 9+9-16=2. А на какое однозначное число надо умножить двойку, чтобы получилось двузначное с шестёркой на конце? На 8! Итого, получили целиком вторую строку: 9+9-16×8=16. Не забываем, что порядок действий - слева направо, то есть как будто запись вот такая: [(9+9)-16]×8=16.

Теперь смотрим на второй столбец. 16-2-9=5. То есть третье и четвёртое числа во втором столбце дают в сумме 5. Теперь посмотрим на третью строку. Результат сложения двузначного числа, оканчивающегося семёркой и второго числа должен делиться на 5, а значит должен заканчиваться на 5 или 0. А значит, третье число во втором столбце должно быть или 3 или 8. Но оно ведь должно быть меньше пяти! Значит, это тройка. А тогда четвёртое число во втором столбце - это двойка.

Результат первой строки - это 30 или 35, так как в конце стоит умножение на 5. Значит, сумма первого столбца тоже 30 или 35.

В первом столбце третье число - это 17, или 27, или 37, или т.д. Допустим, 27. Тогда 27+9=36, а это уже больше, чем весь возможный результат столбца - 35. Значит, у нас не 27, а 17. Итого, получилась третья строка: 17+3:5×8=32.

Итак, результат первой строки 30 или 35. Пусть 35. Тогда сумма первых двух чисел равна 7, а третье число - единица. Значит, третий столбец начинается с единицы. Получается, что четвёртое число в третьем столбце должно равняться 32-1-16-5=10. Но оно однозначное! Мы допустили, что результат первой строки 35 и пришли к противоречию. Значит, не 35, а 30.

А раз 30, думаем над первой строкой. Третье число, как мы уже установили, не единица. Значит, двойка. Любого другого будет уже много. Получаем первую строку: 1+2x2x5=30. Ну и тут уже легко получается четвёртая строка: 3+2×9-12=33. И вот он результат:

Как вы заметили, самое нижнее правое число (сумма последней строки, она же сумма последнего столбца) получилось в самом конце решения головоломки. Его невозможно получить в результате промежуточных вычислений, а значит, что такие типы задач можно применять, если в квесте нужно загадать какое-то трёхзначное число. Например, шифр от сейфа. Хотя не, 1000 комбинаций и перебрать можно. Допустим, надо ввести код для отключения бомбы и ошибаться нельзя. Вот тогда три цифры - самый раз .

Ниже набор из 24 готовых «кирпичиков» с ответами:


Замочки

Этот тип задач похож на зашифрованные определённым кодом «кирпичики». Выглядит код так, как будто цифры прикрыли квадратиками, но выступающие части цифр остались видны. Символы, которыми зашифрованы цифры, похожи на амбарные замки, поэтому их так и называют, «замочки» (иногда их называют «коврики», потому что в целом задачка похожа на квадратный вышитый половичок).

Если бы у каждой цифры был свой значок, то это был бы полноценный , но здесь один символ соответствует разным цифрам. И понять, какая цифра где скрылась, помогут знания математики. Знаки показывают действия, которые производятся с числами по горизонтали и по вертикали. Последовательность действий такая же, как и в «кирпичиках» - слева-направо и сверху-вниз без учёта приоритета . И решаются «замочки», соответственно, так же, как и «кирпичики». А применять их в квестах можно, например, для открывания «цифровых замочков» на закрытых дверях. Отгадывающим надо будет либо решить такой ребус и узнать правильные 4 цифры, либо по порядку перебирать 10000 возможных вариантов комбинаций 4 цифр, пока не попадётся подходящий. Для механических замков такой метод перебора подойдёт, а вот электронные замки могут иметь защиту на количество неправильных попыток, поэтому лучше, конечно, решать, а не подбирать.

Разберём пример:

Во второй строке сумма первых двух цифр заведомо больше двух. Третья цифра - это 3, 5 или 9. Результат - однозначное число, значит третья цифра строки 3, а тогда в результате может быть только 9. И значит, первые две цифры - 1 и 2. Получили вторую строку: (1+2)x3=9.

Теперь посмотрим на первый столбец. Первая цифра не равна второй, иначе в результате получился бы ноль. Возможны варианты: 4-1 и 7-1, и оба они больше 2, а третья цифра - 3,5 или 9. Значит, первая цифра - 4, третья - 3, а в результате 9. Получаем (4-1)x3=9.

В третьей строке третья цифра не может быть равна 7, иначе в результате получилось бы двузначное число. Не может она быть и 4, так как при второй цифре 2 или 3 в результате было бы 9 или 10, а это не подходит. Значит, третья цифра третьей строки - это 1. Тогда вторая цифра - это 2, а результат - 6, т.е. 3+2+1=6.



Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении