teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Конспект занятия на тему космос. Конспект занятия в старшей группе ДОУ «Космос. Дидактическая игра «Найди тень от камня»

Конспект занятия: «Этот загадочный космос»

Цель: познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к кос­мическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Ход занятия

- Ребята, вы любите смотреть на небо ночью?

А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.)

- Сколько на небе звезд?

Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что нахо­дятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и т.д. Звезды соединяют­ся в созвездия, которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других плане­тах? Есть ли жизнь?

И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое про­странство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрел­ка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.

12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Вос­ток». Это было огромным радостным событием не только для нашей стра­ны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно привет­ствовали первого космонавта.

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А за­тем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире жен­щина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт - С. Са­вицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса, и среди них наш земляк Константин Феоктистов. Космонавты во время полета ви­дят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и со­общают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообща­ют о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедстви­ях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космичес­кую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают... но только во сне.

А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)

Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонав­ты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристеги­вают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстро­той: вверх, вниз, туда, сюда.

А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привык­нуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, силь­ные, тренированные, занимаются спортом.)

Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»

Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».

Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчи­ков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлета­ют...

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

(Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 с.-162)


Космонавты

К загадочным звездам летяг корабли.

Представим: чуть-чуть помечтали –

И все космонавтами стали!

На улицах, в парках - повсюду они

На пляже - и то космонавты одни.

Садятся в автобус - а он не идет:

Водителя нету - собрался в полет.

Спешат космонавты пешком на обед,

Но нет ни обеда, ни повара нет:

И он в космонавты собрался, ...

И он без обеда остался.

Спасибо корове - дала молока.

(Она космонавтом не стала пока).

А кто космонавту, пока он растет,

И сказку расскажет, и книжку прочтет?

А кто космонавта научит мечтать?

А кто рассчитает ракеты полет?

А кто ее сделать придет на завод?

Кто ярко напишет на ней, например,

Простое и гордое: «СССР»?

Коль все космонавтами станут у нас,

Взлетит ли ракета в положенный час?

В расчетное время, стартуя с Земли,

К загадочным звездам летят корабли,

Полетом своим подтверждая:

Почетна работа любая!

Как вы думаете, в какой фразе заключена главная мысль стихотворения? Согласны ли вы с его автором?

Последующая работа: Воспитатель предлагает ребятам выбрать предметы, которые необходимо отправить Незнайке, до­рисовать их, раскрасить. Детям необходимо завершить работу над ракетой, которая быстро домчит горе-космонавту необходимые вещи.

Также нужно разгадать шифр - подсказку, как управлять раке­той. Используя подсказку, определить, какая сегодня Луна: полная, стареющая или растущая.

(Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2006- с.80)


Физкультминутка

- Ребята, вы сказали, что солнце - это раскаленный шар. По­чему вы так решили? Чем можно это доказать? (Когда светит солнышко, на улице тепло.).

- Зимой тоже светит солнце, но тепла от него нет. Дети растеряны, не могут найти ответа.

- Подойдите к окошку и посмотрите, какое сегодня красивое, яркое солнышко.

- Вот мы и доказали. Солнце раскалено до такой степени, что смотреть на него без специальных приборов нельзя. Что нужно иметь, чтобы смотреть на солнце? (Можно надеть солнечные очки. Можно смотреть в специальный телескоп. Можно просто смотреть в цветное, темное стекло.).

- Что мы получаем от солнца? (Мы получаем от солнца свет и тепло.).

- Что было бы, если бы не было солнца? (Если бы не было солнца, то на земле всегда была бы ночь. Не росли бы деревья, потому что они не могут расти без света. Жили бы на земле только те животные, птицы и насекомые, которые живут без света. Человек бы строил закрытые города, где было бы только искусственное освещение. Без солнышка было бы всем очень плохо.)

- Отгадайте загадку и запишите отгадку в ваших карточках.

Поле не меряно (Небо.),

Овцы не считаны (Звезды.)

А пастух рогат. (Месяц.)

- Почему небо сравнивают с полем? (Потому что оно такое же большое, как поле.)

- Почему звезды сравнивают с овцами? (Потому что их так же много, как и белых овец, которые разбре­лись по всему полю.)

- А почему месяц сравнивают с пастухом да еще и рогатым? (Пастух всегда один, и месяц на небе один. Когда месяц не пол­ный, то кажется, что он с рогами.)

- Вы сегодня хорошо поработали, и солнце дарит вам малень­кие солнышки.

Раздаются желтые круги.

- Нарисуйте дома звездное небо. Спросите у родителей, чем отличаются звезды от планет.

(Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – М.: ВАКО, 2005 – с.169)


Конспект занятия: «Земля как планета»

Цель: Ознакомление с окружающим миром.

Задачи: Познакомить детей с планетой Земля. Учить проводить опытную работу. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь к планете Земля.

Материал : свеча; теннисный шарик или мяч; солнце и Земля - плоскостное изоб­ражение; рисунки, подтверждающие вращение Земли вокруг солнца.

Ход занятия

- Посмотрите, ребята, что на нашей доске вам знакомо, а что вы видите впервые. (На доске солнце. Мы его видели на прошлом занятии.)

- Что такое солнце? (Солнце - это большой раскаленный шар.)

- Какого цвета солнце? (Солнце красно-желто-оранжевого цвета.)

А что это за круг голубого цвета на доске?

Дети высказывают свое предположение. Педагог выслушивает все ответы детей. Педагог читает стихотворение:


Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут - речка, там - зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой...

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы, и моря -

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!


- Так вы поняли, что обозначает голубой круг на нашей доске. (Это наша Земля.)

- Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев чтобы объехать его вокруг.

- Подумайте и скажите, почему же Земля у нас голубого цвета? (Ответы детей.)

- Вам было трудно догадаться. Я вам подскажу. На нашей земле очень много воды. Именно она дала такой цвет нашей планете.

- Земля вращается вокруг солнца и одновременно вокруг себя. В результате этого на Земле сменяются времена года и части суток.

Рассматриваем рисунки. Делаем опыт с глобусом и свечой. Определяем, где будет день, а где -ночь.

Зажигаем настоящую свечу. Это солнце. Вокруг свечи вращаем мяч (или шарик для игры в теннис). Это макет Земли. Определяем, с какой стороны будет зима, с какой стороны будет лето, с какой стороны - осень и весна.

Обращаем внимание детей на то, что когда лучи от «солнца» падают прямо, то на земле тепло, и это - лето. Если лучи солнца падают под углом, то на Земле осень или весна. Чем дальше мы будем относить шарик от свечки, тем меньше света на него падает.

Дети проделывают опыт сами под наблюдением педагога.

Земля вращается вокруг солнца, как вы вращаетесь в вальсе вокруг новогодней елки.

Физкультминутка

Дети встают в круг. Педагог стоит в центре.

Дети изображают планету Земля. Педагог - солнце.

Дети поворачиваются вокруг себя и вращаются по кругу.

По сигналу педагога дети останавливаются.

Педагог спрашивает: «У кого сейчас лето?», «У кого сейчас день?», «У кого сейчас ночь?»

Дети определяют свое положение по отношению к педагогу и отве­чают на этот вопрос.

- На Земле достаточно света и тепла, а также достаточно воды и воздуха. Все это создает благоприятные условия для жизни на Земле.

Вопросы к детям:

1. Чего больше на нашей планете - воды или суши?

2. Что вращается - Земля вокруг солнца или солнце вокруг Земли?

3. Какого цвета наша планета, если смотреть на нее из космоса?

4. На какую геометрическую фигуру похожа наша планета?

- Дома поговорите с родителями о том, какова наша плане­та. Посмотрите на ночное небо и найдите единственный спутник Земли. Спросите у родителей, как он называется.

- Скажите, вам понравилось изображение Земли? Вам нра­вится наша планета? Если бы вам предложили сейчас улететь с планеты Земля на другую планету, то вы согласились бы? (Мы бы никуда не уехали, потому что на Земле наш родной дом. Наши родные люди на Земле, и наши друзья тоже на Земле.)

Педагог читает стихотворение Л. Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

(Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – М.: ВАКО, 2005 – с.171)


Ход занятия

Дети рассматривают иллюстрации в книгах, картинки, дет­ские рисунки на тему «Космос».

Голубая, круглая

В небе проплывает,

На ней мы все живем.

А как ее называют?

Правильно - это планета Земля. Какие еще планеты вы знаете? (Ответы детей.)

Отгадайте загадки:


Белые цветочки вечером расцветают,

А утром увядают.

(Звезды)

Среди поля голубого -

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце,

Ну, конечно, это...

(Солнце)


Солнце - это звезда или планета? (Ответы детей.)

Да, это звезда, большая и горячая. А какая звезда самая холодная и яркая? (Полярная.)

- Какие вы знаете созвездия? Кто выложит из звездочек на фланелеграфе Большую медведицу, Малую медведицу, созвездие Рака?

Дети выкладывают на фланелеграфе созвездия.

Сколько звезд в созвездиях Большая мед­ведица, Малая медведица, созвездии Рака? В каком созвез­дии находится Полярная звезда? Какая она по счету? (Седь­мая.)

- Кто первым из космонавтов совершил полет в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

- Назовите первую женщину-кос­монавта (Валентина Терешкова.)

- Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов.)

- Представьте, что вы космонавты и готовы отправиться в полет. Я буду ру­ководителем полета. С нами в полет отправятся разные жи­вотные. Помните ли вы, кто из животных первый полетел в космос? (Собачки: Лайка, затем Белка и Стрелка.)

- Интерес­но, кто же полетит с нами? Ой, посмотрите, в иллюминато­ре видны то ли лапы, то ли ноги. Как вы думаете, кто бы это мог быть: птица или животное? (Показывает ракету.)

Проводится дидактическая игра «Угадай кто».

Очень хорошо, к полету вы готовы! Про­шу занять свои места на корабле!

У каждого ребенка на столе лежит лист бумаги, два кру­жочка (зеленый и желтый), набор геометрических фигур.

Внимание! Приготовились к запуску ра­кеты. Выложите на пульте управления цифровой ряд от ну­ля до десяти. (Дети выкладывают.) Начинаем обратный от­счет. Все вместе: ноль -пуск! (Звучит музыка.)

Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объек­тами, телами: в верхнем левом углу иллюминатора мы видим Солнце. (Дети берут желтый кружочек и выполняют задание на листе.)

В правом нижнем углу появилась планета. А в се­редине какие-то непонятные фигуры. Кто бы это мог быть? Это инопланетяне! Выложите инопланетянина из геометри­ческих фигур.

Дети выкладывают из геометрических фигур инопланетян.

В моем иллюминаторе пришелец из кос­моса подает сигналы бедствия, просит помочь. Ему дано за­дание отправиться на девятую планету солнечной системы, а он умеет считать только до пяти. Сколько ему еще оста­лось миновать планет?

Кто выйдет к доске и выложит ос­тальные планеты? (Ребенок выполняет задание.)

Иноплане­тянин очень доволен и хочет вступить с нами в контакт. Давайте прочитаем ему стихи, загадаем загадки.

Дети читают стихи, танцуют. Проводится физкультминутка, затем дидактическая игра «Что может быть такой формы?».

Теперь пора возвращаться на Землю: де­сять метров, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, ноль! Мы приземлились!

(Селихова Л.Г. Интегрированные занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – с. 31)


Конспект занятия: «Космонавты»

Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гор­диться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представления детей о космических полетах.

Материал. Картинки и фотографии по теме.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям портрет Ю.А. Гагарина

Знаете ли вы, кто это? Расскажите, что вы зна­ете о Юрии Алексеевиче Гагарине.

Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, полетевшим в космос. Он поднялся высоко-высоко над Зем­лей на космическом корабле. Людей, которые летают в ко­смос, называют летчиками-космонавтами. Мы гордимся тем, что первым в космос полетел русский человек.

Педагог читает рассказ «Первый в космосе».

«Первый в космосе»

Тело вдруг стало невероятно тяжелым. Руки, ноги, каждый палец ста­ли не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего лишь минута полета, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, ды­шать стало трудно.

А с Земли по радио уже спрашивают: «Как себя чувствуешь?» Надо от­ветить, но сказать хоть одно слово тоже не просто. Трудно даже открыть рот. И все же Гагарин нашел в себе силы: ведь недаром перед полетом он столько тренировался.

У меня все в порядке, все в порядке, - передал он,- лечу нормаль­но. Чувствую себя хорошо.

Ракета дрожала. Она словно изо всех сил спешила взлететь на ту вы­соту, которую указали ей ученые.

И вдруг стало тихо - это перестал работать двигатель. Но корабль мчал­ся с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижи­мало все меньше. Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. Он поднял руку - она так и ос­талась приподнятой, поднял ногу -она не опустилась.

Захотел Гагарин записать в журнал свои наблюдения, посмотрел, а ка­рандаша на месте нет, он плывет по кабине. Подбросил журнал, и тот по­вис в воздухе.

Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо было попробовать. Ведь еда в космосе тоже ничего не весит, и, как знать, сможет ли он ее проглотить? А что если в горле застрянет? На земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. А тут?

Пища у Гагарина была специальная, «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Про­глотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом сморо­диновый сок. Все проглотил. Вот только тогда, когда он пил сок, нечаян­но пролил несколько капель, и они черными ягодками поплыли по воздуху...

В. Бороздин

Затем дети рассматривают иллюстрации с изображением космического корабля.

Быть космонавтом не только почетно, но и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчи­вым, добрым, отзывчивым. Эти качества Юрий Алексеевич воспитывал у себя с детства. Послушайте рассказ о детстве Юрия Гагарина. Он называется «Грустная история Найдены­ша», написал его старший брат Юрия, Валентин Гагарин.

«Грустная история Найденыша»

Как-то дождь прихватил нас в лесу. С корзинами, полными грибов, мы укрылись под кронами старого могучего дуба... Мы сидели, прижавшись спинам к шершавой коре ствола, жевали раскисший хлеб и с тревогой по­глядывали на небо: тучи - предвестники близкой осени - накрыли его из края в край, не оставив и крошечного оконца. И хотя до ночи было еще ой как далеко - темнело стремительно...

Вдруг Борька испуганно вскрикнул, вскочил на ноги, опрокинул кор­зину с грибами.

Ужалила?

Я чиркнул было спичкой, но спички безнадежно отсырели, не зажига­лись. Юра бесстрашно протянул руку к тому месту, где только что сидел Борис, что-то пошарил там.

Глядите-ка, заяц.

Это был не заяц, зайчонок. Должно быть, он отстал от матери или заблу­дился, а жестокий ливень загнал его под тот же самый дуб, где тщетно пы­тались укрыться и мы. Мокрый и слабый, он сжался в комок в Юриных ру­ках. Я погладил его и услышал, как резко бьется под ладонью его сердце.

Возьмем его домой, - предложил Борис...

Конечно, возьмем...

Ливень не стихал - видно, не удастся его пересидеть. А впрочем, и те­рять нам нечего, все одно насквозь мокрые. Так и пошли домой - в по­токах воды, падающей сверху, клокочущей на земле.

Зайчонка Юра нес за пазухой. Дома ребята соорудили косому клетку из старого ящика, застлали ее зеленой травой, принесли морковь, капусту; струч­ки гороха. Кошку, которая проявила к зайчонку повышенный интерес, Юра гак шуганул, что она и на следующий день не появлялась в избе.

А как мы его назовем? - поинтересовался Борис.

Юра не задумывался:

Так и назовем: Найденыш.

Он всех привел в умиление, этот крохотный длинноухий зверек. Отец об­куренным пальцем пощекотал его где-то за шеей и многозначительно изрек:

Тоже живое существо...

Мама согрела в печке молоко и налила в блюдце. Юра и Борька напе­ребой совали Найденышу былинки посочней:

Ешь, ну ешь, пожалуйста...

Шерсть на зайчонке высохла - серая, с отливом, недлинная шерстка, он согрелся и приободрился, видать, когда на него не смотрели, когда в избе было тихо, пытался грызть морковку и капусту. Стоило кому-нибудь из нас подойти к его жилищу, он тут же забивался в угол и смотрел от­туда испуганными глазами, в которых пробегали зеленые искорки.

К концу недели, однако. Найденыш совершенно перестал притраги­ваться к зелени. Шерсть на нем свалялась, и даже слабые искорки в его глазах погасли.

Тут по случайности как-то вечером заглянул к нам Павел Иванович. Юра сразу же потащил его к Найденышу: как-никак специалист, фельдшер.

Худо дело, если и выживет - только в лесу. Как говорится, тоска по дому. Такое и с людьми бывает,- заключил дядя Паша.

Юра встрепенулся.

Борис, одевайся. Сейчас мы его в лес отнесем.

Ну да, не пойду я. Поздно уже.

Тогда я один.

Сиди дома. Ишь шустрый какой на ночь глядя. Успеешь утром,- сказал отец.

Спорить с отцом бесполезно. Юра притих. Ночью как всегда улеглись. Юра, прихватив зайчонка, не одеваясь, вы­брался из дома через окно, отвязал Тобика с цепи и, сопровождаемый им, ушел в лес. Вернулся он под утро - мама как раз выгоняла корову в ста­до. Отворил я калитку -Юрка стоит: голый по пояс, босые ноги исхлес­таны мокрой травой, продрог. Зуб на зуб не попадает. Мама погрозила ему пальцем. Он потупил голову: «Я его на траву опустил...». «Не стоило в лес ходить, ночь терять». Юра упрямо качнул головой:

Нет, стоило.

В. Гагарин

Почему Юрий пошел в лес ночью? Правильно ли он поступил?

(Селихова Л.Г. Интегрированные занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – с. 34)


Дополнительный материал

«Шаги над планетой»

Многие летали в космос не один раз и работали там несколько меся­цев. Трудовые подвиги летчиков-космонавтов по достоинству оценила стра­на – они удостоены высоких наград Родины. Их полетами восхищаются не только советские люди, но и зарубежные друзья.

Вселенная – открытый океан.

Я подошла к председателю и членам Государственной комиссии:

Космонавт Терешкова к полету на корабле-спутнике «Восток-6» готова.

Пока на ракете шли последние приготовления, я уже из кабины кораб­ля вела предстартовую связь, к микрофону подходили и Главный конст­руктор, и председатель Государственной комиссии. Несколько раз вклю­чалась музыка. Я спела несколько песен. Время летело быстро. Но вот Гагарин предупредил:

Пятиминутная готовность...

Гермошлем закрыла, перчатки надела, - доложила я, принимая нуж­ное для старта положение.

Время словно остановилось. Долго-долго тянулись самые томительные, последние секунды. Внутренне вся собравшись, я следила, как секундная стрелка перепрыгивала с одной риски циферблата на другую. Вот она сде­лала один круг... Другой... Пошла на третий...

Ключ на старт! - как-то особенно громко прозвучало в шлемофоне отданная в бункере команда.

Подъем! - Часы показывали 12 ч. 30 мин.

Сколько раз и была свидетельницей того, как невозможное становилось возможным. Услышав последнюю команду, внутренне собралась, напрягла мускулы. Ракета медленно приподнялась над стартовым столом и, все ок­рест содрогая гулом мощных двигателей, неудержимо ускоряя бег, помча­лась и стала прижимать к сиденью, перегрузки все возрастали, затрудни­лось дыхание, затем стало отпускать, становилось все легче и легче.

Раздался легкий треск - отделился головной обтекатель корабля. В гла­за больно ударили яркие солнечные лучи. Я прильнула ко «Взору», дале­ко-далеко внизу увидела Землю и сразу передала:

Я «Чайка»! Настроение бодрое, самочувствие отличное! Вижу гори­зонт. Голубая, синяя полоса... Это земля! Какая она красивая! В ответ до­несся голос Гагарина.

Согласен, красивая... Машина идет отлично...

А внизу, на Земле, открывались ландшафты. Один красивее другого. Мелькнул темно-золотистый кусок пустыни, и его тотчас сменили гигант­ские четырехугольники совхозных полей, зарябили темно-зеленые пятна лесов, как рассыпанная ртуть замелькали капли озер. Взглянула в другой иллюминатор-там на черном-пречерном бархате неба лежали горсти не­мигающих созвездий.

В. Терешкова

«Человек вышел в космическое пространство»

Раздавался над планетой спокойный, пожалуй, даже очень спокойный, голос космонавта Павла Беляева, командира корабля «Восход-2». И хотя сказал он о важнейшем событии в истории космонавтики просто, по-буд­ничному деловито, в одно мгновение об этом узнал весь мир. Миллионы телезрителей на своих экранах смотрели, как бесстрашный сын Земли - Алексей Леонов - впервые парил на околоземной орбите. Парил, не бо­ясь испепеляющих лучей солнца.

Человек вышел в космическое пространство.

Алексей Леонов, человек, который первым из землян совершил про­гулку в открытом космосе, не раз рассказывал, как все это было.

Одевшись по космически, мы вошли в автобус и разместились в спе­циальных креслах. Рядом сели: Юра Гагарин, Володя Комаров и Борис Егоров. По традиции запели песню. Разве можно без нее!

Автобус остановился на стартовой площадке недалеко от ракеты. На ракете, на фермах обслуживания - шапки пушистого снега...

Первым поднялся я. Вот и входной люк. Инженер Женя, замечатель­ный специалист-ровесник, помог сесть в кресло. Руки легли на подлокот­ники, ноги на специальные упоры. Ремни прижали меня к креслу. Инже­нер пошел встречать Павла Беляева...

Вот уже входной люк корабля «Восход-2» наглухо, герметически задра­ен. Через некоторое время уйдут с площадки обслуживания люди, и мы останемся вдвоем на вершине космической ракеты.

Я «Заря», как слышите меня? - раздалось в кабине.

Я «Алмаз», - ответил Беляев, - слышу вас хорошо.

Приступайте к проверке приборов.

Вас поняли.

Как и было предусмотрено программой, перед стартом мы еще раз про­верили работу систем и доложили, что все в норме.

Слышим, как по радио объявляется пятиминутная готовность. До стар­та осталось всего 5 мин. Мне не терпится. А минуты тянутся, тянутся... Минуты кажутся верстами.

Я «Заря». У нас все хорошо,- слышится уверенный, спокойный го­лос академика Королева. Как ваше самочувствие, настроение?

Я «Алмаз»,- ответил Беляев, - настроение отличное. К старту готовы.

Спасибо, - просто ответил ученый. Доброго вам пути. До встречи на земле.

Мы поблагодарили. Не сговариваясь, посмотрели на часы. Секундная стрелка приближалась к 10 по московскому времени. Закрыли прозрач­ные забрала гермошлемов и приготовились...

Ключ на старт! - раздается команда.

Взглянули друг на друга. Глаза Павла были строгими, сосредоточенными.

Раздался глухой гул. И мы почувствовали, как корабль, подрагивая, по­шел вверх. В то же мгновение на нас стала наваливаться тяжесть. Она вдавливала в кресло плотно-плотно.

Счастливого пути, друзья! - желает нам Гагарин.

Все идет нормально,- докладывает Земле Павел Беляев. - Перегруз­ки растут. Вибрация незначительна.

Корабль поднимается все выше и выше. Вот он прошел облака. В ил­люминатор ворвались солнечные лучи.

Командир внимательно следит за приборами, изредка знаками показы­вая мне, что все идет строго по графику. Мы чувствуем, как срабатывает одна ступень ракеты-носителя за другой. Ждем самого ответственного мо­мента-включения последней ступени. Знаем, этого момента ждут и на космодроме. Не сработает последняя ступень - придется возвращаться на Землю не солоно хлебавши.

Сработала! - крикнул Беляев. - Я «Алмаз». Последняя ступень ушла. Все нормально. Мы на орбите.

Лицо Павла светилось радостью. Мы пожали друг другу руки. Полет «Восхода-2» начался. Наша самая заветная мечта сбылась. Мы в космосе.

Ну, что же, Леша, начнем?

Стали готовиться к моему выходу в космос, который предстояло про­вести на втором витке.

Отцепив ремни кресла, в котором сидел, я приподнялся. Павел Беля­ев помог мне надеть наспинный ранец с запасом кислорода и подключить его к скафандру.

Слышу, как позади меня наглухо закрылся люк кабины. Потрогал ру­ками фал, связывающий меня с кораблем. Он имел и дополнительное на значение: по нему проходили телефонные провода связи с командиром корабля и с Землей. Павел Беляев стравил давление в камере и открыл выходной люк. И в эту же секунду яркий свет солнца, похожий на элек­тросварку, ударил в камеру, в глаза. Но солнце не ослепило меня: защи­щал светофильтр на гермошлеме.

Не спеша стал выбираться из шлюза. Секунда - и я в космической без­дне. И только тонкий фал соединяет меня с «Восходом-2», маленьким зем­ным мирком, в котором трудится мой друг.

И в этот момент Беляев объявил миру: «Человек вышел в космическое пространство!»

Оглядываюсь вокруг. Прямо - черное-черное небо. Звезды яркие, но не светятся, не мерцают. И солнце не земное, без ореола.

Внизу далеко-далеко Земля. Согласен с другими космонавтами - кра­сива наша Земля, очень красива. Смотрел и любовался ею. А когда же ра­ботал? Все то, что делал,-это и есть работа. Вышел в просторы космоса и сделал вначале движение одной рукой, затем другой, подвигал ногой. Нормально! Все хорошо.

Вы бы знали, как фантастично выглядит «Восход-2» в космосе! Смот­рел я на него с расстояния 5 метров. Иллюминаторы как большущие гла­за, а антенны словно гигантские щупальца. Самочувствие у меня было от­личным, настроение бодрым, расставаться с свободным космосом мне не хотелось... Пробыл я в условиях космоса в общей сложности 24 минуты. А вот на то, чтобы записать все, что видел, какую работу выполнил, по­требовалось около полутора часов. Все занес в свой бортовой журнал.

Итак, в космосе хорошо, но в корабле все-таки лучше. Корабль - это родной дом, и в кабине мой друг Павел Беляев.

Как только я оказался «дома», прежде всего сказал:

Привет, командир!

А он в ответ:

Молодец!

А. Леонов

(Селихова Л.Г. Интегрированные занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – с. 37)


Создание «Солнцелета»

Беседуя, дети выясняют, что машина или ракета, на которой они от­правятся к солнцу, должна быть быстрой, ведь до солнца далеко; теплоус­тойчивой - чтобы солнце не сожгло ее, но также должна оставлять возможность для внешнего обзора. Детьми изобретается соответствующая машина, после чего воспитатель предлагает сделать чертеж, то есть нари­совать ее всем вместе на листе ватмана. Затем машина моделируется сами­ми детьми. Дети изображают стены, пассажиров и т. д., выбирается пилот, и «Солнцелет» отправляется к Солнцу.

Космическое путешествие

Внимание! Экипаж «Солнцелета» к космическому путешествию готов?
Пилот: Готов!

На старт!

Есть на старт!

Три, два, один, пуск!

Есть пуск! До свидания, Земля!

Счастливого полета!

Имитируя шум моторов, под соответствующую «космическую» музыку (выбирается подходящая компьютерная музыка) дети передвигаются по группе. Останавливаются в том месте, куда падают солнечные лучи. Появ­ляется Солнышко (воспитатель или родитель).

Солнышко: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?

- Мы знаем, что ты горячее, светлое, ласковое, теплое, но, может быть, есть что-то, чего мы о тебе не знаем?

Солнышко: Тогда давайте знакомиться. Меня зовут Солнце. А вас как? С кем вы живете?

- И у меня есть семья, вот ее фотография. Моя семья называ­ется солнечная система. Вот это я - Солнце. А это мои дети - планеты, они всегда вокруг меня вращаются. Вот этого зовут Меркурий - он самый горя­чий, он ближе всех ко мне. А это Венера - большая скромница, в ее атмос­фере много газов, и она дымкой, как косынкой, укутана. А вот эту дочь вы наверняка знаете. Узнали? Кто это? Да, Земля - голубая планета. А это Марс - характер у него воинственный, поэтому и красный весь. А дальше Юпитер - самая большая планета. Потом Сатурн - большой модник, кольцами опоясался. Ну, а Уран, Плутон и Нептун дальше всех от меня.

- Да, Солнышко, семья у тебя большая! И ты их всех лю­бишь одинаково?

Солнышко: Конечно, люблю! Ведь они мои дети, несмотря на то, что одни из них теплее, другие холоднее.

- Ребята, а как вы думаете, почему одни планеты холоднее, а другие - теплее? (Дети высказывают предположения.)

Солнышко: Ребята, может быть, вы еще о чем-нибудь хотите меня спро­сить? Спрашивайте!

Дети задают вопросы солнышку; если какой-то вопрос не прозвучал, его задает воспитатель.

Солнышко, а внуки у тебя есть?

Солнышко: Конечно, есть, и очень много. А вот с одной внучкой вы определенно знакомы. Кто это?

- А Луна - это планета, как вы думаете? Почему? Луна мо­жет вращаться вокруг Солнца?

Солнышко: Ине только. Луна вращается вокруг Земли, как Земля вок­руг Солнца. (Рассказ сопровождается показом действия на модели.)

Дети благодарят солнышко за рассказ и прощаются с ним.

Солнышко: Счастливого пути, ребята, а на память я подарю вам «фотогра­фию» моей семьи. (Дарит изображение солнечной системы.)

А тепло моих лучей я буду всегда дарить вам, согревая леса, цветы, птиц, вас, мои дорогие, всю замечательную пла

Цель : Расширять и углублять представления детей о космосе.

Задачи:

  • Закрепить знания о планетах солнечной системы.
  • Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы.
  • Закреплять навык составления простых и сложных предложений.
  • Закреплять умение образовывать слова-антонимы с приставкой без- .
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.

Оборудование:

  • Модели планет на плакате, аудиозаписи, портреты.
  • Глобус.
  • Мнемотаблицы.

Предварительная работа :

  • Беседы на тему «Космос»
  • Рисование на тему «Инопланетяне», «Космос»
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе
  • Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе
  • Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету»

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель:

Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму.

Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.

Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство.

Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю.А. Гагарин).

А есть ли в нашем городе памятник космонавтам? (В нашем городе есть памятник Юрию Алексеевичу Гагарину).

А где он находится? (Он находится на улице Гагарина)

Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)

Юрий Гагарин - настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина - космонавт)

А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна).

А как вы думаете, какими должны быть космонавты?

Дидактическаяигра «Каким должен быть космонавт?»

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.

Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…

Дети: Знать.

Воспитатель: Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит …

Дети: Труд.

Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на..

Дети: Планеты.

Воспитатель: Самый дружный будет наш

Наш веселый…

Дети: Экипаж.

Воспитатель: Если в космос мы хотим

Значит скоро …

Дети: Полетим.

Для полета мы построим космический корабль и назовем его «Дружба». Как называется дверь в космическом корабле? (Дверь в космическом корабле называется люк).

Через люк мы заходим на борт корабля.

Повторяем правило дружбы «Один за всех и все за одного».

Начинаем отсчет времени: «10, 9, …., пуск»

Физкультминутка (под музыку)

Невесомость . Какая наша голова? (Легкая); какие наши руки, ноги? (Легкие); какое наше тело? (Легкое). (Упражнения для рук, ног, шеи).

Ой, что-то ударилось о наш космический корабль? (Это метеорит).

Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? (Метеоритный дождь).

Как называется окно в космическом корабле? (Иллюминатор).

Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды).

А пока мы летим, я загадаю вам загадки

Загадки о космосе

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной…(Комета)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…(Метеорит)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам…(Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…(Земля)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу — серпом. (Луна)

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

Мы в космическом пространстве. Нас окружают звезды и планеты. Перечислим их!

Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»

Наш корабль прибыл на неизвестную планету (выходят через люк, встречают инопланетянина).

И: Здравствуйте. С какой планеты вы прилетели?

В: Мы с планеты Земля.

И: Значит, вы земляки?

Дети: Земляки - это люди, которые живут в одной деревне, одном городе, области.Если мы с планеты Земля, то мы - земляне.

И: Я прошу вас о помощи. В Заливе Радуги перепутались все цвета, если не построить радугу правильно, может случиться беда - моя планета сойдет с орбиты.

А пока идем в Залив Радуги, я покажу вам свою планету. (Идут по планете). Здесь много перевалов. Вы стоите на тропинке, но вы не увидите на ней ни травиночки. На моей планете много гор из камней. Есть здесь моря и океаны, только в них совсем нет воды.

А сейчас мы подошли к кратеру, который образовался от метеоритов. Посмотрите, какой он глубокий!

И: Вот мы и в Заливе Радуги. Посмотрите, что случилось.

В: А мы знаем слова, с помощь которых можно правильно построить радугу.

Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Один ребенок строит радугу, а дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

И: Спасибо вам, Земляне, за помощь.

Я уверен, что моя планета сохранится. Нравится ли вам на моей планете?

Д: Да, но на Земле лучше, потому что там все живое.

В: А на твоей планете нет воздуха - планета безвоздушная.

Нет воды - безводная.

Нет людей - безжизненная.

Нет радости - безрадостная.

И: Спасибо, Земляне, я буду часто вас вспоминать. Но мне очень грустно, потому что я никогда не увижу вашу красивую планету Земля.

В: Давайте подарим инопланетянину глобус - модель нашей Земли. А нам надо возвращаться на Землю. (Прощаются. Идут к космическому кораблю. Через люк заходят на корабль).

Начинается отсчет времени: «10,9,…, пуск»

Наш корабль летит к земле.

Давайте, пока мы летим к Земле, расскажем о Солнце. Нам помогут символы.

Рассказ о Солнце с помощью символов.

Звезда или планета?(звезда)

По размерубольшое или маленькое? (большое)

По форме круглое или квадратное? (круглое)

По освещенностияркоеили тусклое? (яркое)

По температуре горячее или холодное? (горячее)

По расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)

Ребята, Солнце очень яркая звезда. Чтобы сохранить наше зрение мы не будем долго смотреть на Солнце без темных защитных очков. Это очень вредно. Встаньте возле кресел. Сделаем теплый расслабляющий массаж для глаз.

Массаж для снятия напряжения глаз

Теперь мы смело посмотрим в круглое окно космического корабля. Как оно называется, помните? (иллюминатор)

Что мы видим? (Землю - нашу любимую планету)

Благодаря нашей дружбе мы смогли помочь инопланетянину. А давайте соединим наши ладони, и тогда дружба увеличится в несколько раз и по живой цепочке передастся от одного к другому. Вот так, взявшись за руки, люди всей нашей планеты смогут сохранить мир на Земле и природу во всей ее красоте. Вот мы и прилетели на Землю. (Дети выходят из корабля и садятся полукругом).

Планета Земля - наш общий дом.

Расскажем вам сейчас о нем!

И вновь нам пригодится

«Помощница - таблица»!

Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке»)

«Земля - планета. Она имеет форму шара. Земля - большая, но Солнце еще больше. Земля - разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая - это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая - это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет - это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!

Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные»

Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю.А. Гагарин:

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.

Земля нам подарила

Хорошего немало,

И ждет она в тревоге,

Чтоб мы ее спасли.

Она для всех на свете -

Единственная мама,

А мы родные дети

У матери Земли.

Пускай над вашим краем,

Пускай над нашим краем

Цветут, не увядая,

Весенние сады.

Обнимем нашу Землю,

Как маму обнимаем,

И защитим, как маму,

От горя и беды!

Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста.

Воспитатели

Морохина Татьяна Васильевна и Панюкова Людмила Ивановна

Выльгорт 2014 г.

НОД по теме «Космос» (итоговое занятие)

Тема: «Космос»

Цель: закрепить знания о космосе и «Дне космонавтики».

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Физическая Культура».

Образовательные задачи:

Активизировать предметный словарь по теме «Космос»

Упражнять в ориентировании на листе бумаги, в обратном счете от 10 до 1.

Упражнять в составлении слова из разных букв

Развивающие задачи:

Развивать ловкость, умение действовать по сигналу воспитателя

Способствовать расслаблению мышц, учить делать массаж

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство гордости за страну.

Материал:

Обручи, крупный конструктор, проектор, экран, буквы Р А К Е Т А

Раздаточный материал:

Листы бумаги в клетку, ручки

Предварительная работа:

Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия», «Почему днем не видно звезд». Познавательно-практическая деятельность «Перемещение тени», «Почему луна не падает на землю». Разгадывание загадок о космосе. Конструктивные игры «Космодром», «Космический корабль». Продуктивная деятельность «Я видел такую луну» - рисование. Просмотр документального фильма «Первый полет Ю.Гагарина.»

Ход НОД

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Какое важное событие произошло в этот день?

День космонавтики.

В космос поднялся первый человек Юрий Гагарин.

Основная часть.

Эстафета «Строим ракету»

Викторина

Математический Диктант

подвижная игра

С давних времен человек смотрел на небо и мечтал летать.

Сначала люди поднимались на воздушных шарах, на дирижаблях. Затем на вертолетах и самолетах. А потом стали думать о космосе.

Чтобы осуществилась мечта человека о полете в космос, необходимо было много работать, изучать разные науки, надо было изобрести летательные аппараты, которые могли бы выйти в космос.

И вот первые успехи освоения космоса. Прозвучало сообщение из Москвы о запуске первого спутника Земли.

И вот мы опять гордимся нашей Родиной. Поднялся в небо второй искусственный спутник. На нем впервые поднялась в космос собака – первое живое существо.

Как вы думаете, почему первой полетела собака, а не человек?

Ученые мечтали о полете человека в космос. В космосе побывали собаки Малышка, Альбина, Белянка, Лайка, Белка и Стрелка и другие. Их долго тренировали. Для них изготовили специальные скафандры и шлемы.

Ребята, что такое скафандр?

Космические корабли облетали вокруг земли и возвращались на землю.

Откуда берут старт космические корабли?

А что такое космос?

Это очень высоко и там нет воздуха.

Небо там совсем черное, на черном небе видны звезды, планеты, Луна и Солнце.

Сегодня мы с вами будем путешествовать. Нас ждут приключения.

А сначала мы отправимся в «Центр подготовки космонавтов»

Надо разделиться на 2 отряда

Перед каждой командой лежат обручи с «деталями» необходимыми для постройки ракеты.

Молодцы вы справились с первым заданием.

Необходимо проверить ваши знания

    Что находится в центре Солнечной системы?

    Что такое Солнце?

    Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их.

    Как называется явление, когда Луна заслоняет Солнце и днем становится темно, как ночью.

    Как называется дорожка, по которой Земля вращается вокруг Солнца?

    Как звали первого космонавта?

    Как называется специальный костюм космонавта?

    Почему мы не можем жить на луне?

    Почему планеты не падают?

Я вижу, вы хорошо подготовились.

Чтобы ракета взлетела надо нарисовать ее графический рисунок. Садитесь, берите ручки. Приступаем.

Все готово выходите, становитесь в круг, беритесь крепко за руки, начинаем взлет. Надо посчитать в обратном порядке от 10 до 1.

Вот мы и взлетели, я предлагаю посмотреть в окно?

А как правильно называется окно звездолете?

Что вы видите?

Вот и Луна. Приземляемся.

Нас встречают инопланетяне и предлагают поиграть

Наше путешествие заканчивается. Пора домой. Мы сможем быстро вернуться если составим слово из этих букв Р А К Е Т А.

С космодрома

Весь мир, который находится за пределами земли, называется КОСМОС.

в – иллюминатор

«Космос волнуется раз,…лунная фигура замри» 2-3 раза

Итог.

Вот мы и дома. Когда космонавты приземляются на Землю, они заново учатся ходить и помогают им в этом специальные упражнения и массаж.

Мы сейчас встанем в круг и будем рисовать на спине друг друга.

    Вышло солнышко (рисуем медленно круг 2-3 раза)

    От него расходятся лучики (указ.пальцами рисуем лучики)

    Вышли тучки (поглаживаем спину)

    Пошел дождик, маленькие капельки

    Пошел сильный дождик

    Вышли тучки

    Вышло солнышко

    Расходятся лучики

Вот и закончились наши приключения. Вам понравилось?

Дополнительный материал:

    • «Почему Луна не падает на Землю»

Воспитатель подбрасывает вверх мяч. Он падает на пол. Как вы думаете почему? (Земля делает тяжелым все, что на ней есть. За счет силы притяжения она все притягивает к себе. Как только предмет лишается опоры, он падает вниз). Земля притягивает к себе свой спутник. Как он называется? (Луна). Почему Луна не падает на Землю? (Ответы детей). Организуется опыт. Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка – это видимая часть силы притяжения. Я буду Землей. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? (Нет). Почему? (Ответы детей). Что будет, если перестать крутить шарик? (Он упадет). Если Луна перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет ее к себе силой притяжения, и Луна упадет.

    • Почему в дневное время на небе не видны звезды?

Днем воздух так же прозрачен, как и ночью, однако звезды не видны. Для объяснения данного явления можно предложить детям вечером из хорошо освещенной комнаты посмотреть на улицу. Сквозь оконное стекло яркие фонари, расположенные снаружи, видны хорошо, а слабо освещенные предметы разглядеть почти невозможно. Но стоит выключить свет, как стекло перестанет служить препятствием для зрения. Похожее происходит и при наблюдении неба: днем атмосфера ярко освещена и сквозь нее видно Солнце, однако не может пробиться слабый свет далеких звезд. Но после того, как Солнце погружается за горизонт, «выключается свет» и можно наблюдать звезды.

    Загадки

· Синяя шапка вся в заплатках. (Небо и звезды).
· Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
(Большая Медведица)
· Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
(Небо, звезды, месяц)
· Тринадцать раз в году рождается, днем от людских глаз скрывается.
(Месяц)
· Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
· Голубой платок, алый клубок по платку катается, всем людям улыбается.
(Небо и Солнце)
· Летит жар-птица, хвостом гордится.
(Комета)
· Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит…
(Солнце)
· Вот камень с неба к нам летит. Как звать его?
(Метеорит)
· Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены.
(Небо и звезды)
· Расстелю рогожку, насыплю горошку. Положу хлеба краюшку.
(Небо, звезды и месяц)
· По высокой дороге идет бычок круторогий.
(Небо и месяц)
· То блин, то полблина, то та, то эта сторона.
(Луна в разных фазах)
· Золотое яблочко по небу катается.
(Солнце)
· Хоть и светит ярко ночью, но холодный очень-очень. Кто он?
(Месяц)
· Коль ночь ясна – прозрачен воздух. Тогда мы небо видим …
(В звездах)
· Вот появляется звезда, и длинный хвост у ней при этом. Мы смело говорим тогда, что видим на небе …
(Комету)
· Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсин мы не ели.
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
(Луна)

· Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… (Луной)

· Чудо-птица – алый хвост –
Полетело в стаю звезд. (Ракета)

    Считалка

На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон
Кто не видит – выйди вон.

Евгения Касимова

Данное занятие я проводила с детками 2-3 лет в детском центре и посвещено оно Дню космонавтики.

Приветствие: Здравствуйте, ребята! {Звучит космическая музыка. }Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, да не в простое, а межпланетное. Но чтобы стать настоящим космонавтом, нужно обязательно делать зарядку.

Крупномоторная игра:

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

(Потянуться – руки вверх.)

А внизу леса, поля –

(Наклониться.)

Расстилается земля.

(Руки развести в стороны.)

Ну вот мы с вами размялись, можно отправляться в путешествие. Но что же нам нужно чтобы полететь в космос?

Появляется собачка.

СОБАЧКА: Я собака не простая,

В космосе уже была я.

Прежде человека

С собакой полетела ракета.

Здравствуйте ребята, в космос собираетесь и не знаете, что взять нужно? Ну а я все заню, и вам помогу. Вам обязательно нужна РАКЕТА!

Точно! Давайте,ребятки, сделаем ракету!

Творчество: Ракета. (идея поделки не моя)

1. На лист черного картона приклеиваем заготовку ракету

2. На ракету приклеиваем иллюминаторы и огонь

3. Смазываем пространство вокруг ракеты и посыпаем пшеном - звезды.

Ну вот и ракета готова, пора в путь!

Звучит космическая музыка, детки бегут по кругу. Вот и прилетели мы с вами в космос, но почему же здесь так темно, нет ни одной звездочки. Все звезды растерялись.

Собачка: Давайте мы про звездочки стихотворение расскажем и они сразу же появятся.

Крупномоторная игра Большая и маленькая медведица.

Вот Медведица Большая поднимаем ручки вверх

Кашу звёздную мешает мешаем рукой

Большим ковшом делаем ручками большой ковш

В котле большом. ручками делаем кастрюлю

А рядом тускло светится делаем ручками солнышко

Малая Медведица. ручки опускаем

Маленьким ковшичком делаем ручками маленький ковшик

Собирает крошечки. Стучим пальчиком по ладошке

Вот молодцы, все звездочки зажгли. Поелетели дальше.

Детки бегут по кругу друг за другом.

Летели мы с вами летели, но пора и отдохнуть и пальчики немножко согреть, ведь в космосе очень холодно.

Дети присаживаются на пол (на подушки).

Пальчиковые игры:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Загибаем пальчики.

Посмотрите, луноход

По Луне легко идет.

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

Шагаем всеми пальчиками по полу.

Логическая игра: Игра Никитина "Сложи узор". По готовым картинкам складываем узоры по образцу. Фоном слушаем классическое произведение - Дебюсси - Лунный свет.

Ну а теперь давайте осмотримся по сторонам, как красиво в космосе.

Мультфильм: Космос.

Замечательно попутешествовали, но пора и домой возвращаться.

Собачка: Ой, ребята, пока мы с вами отдыхали, двигатель у нашей ракеты замерз, и чтобы вернуться домой, нужно его разогреть. Я знаю замечательный космические танец, который разогреет любой двигатель

Танец: Вечный двигатель. (Ирина Богушевская - Вечный двигатель).

Собачка: Ну вот разогрелись, оправляемся в путь.

Звучит космическая мелодия, детки бегут по кругу.

Ну чтож вот и мы дома, замечательное у нас получилось путешествие.

Собачка: Ребята, а мне пора уже с вами попрощаться. До свидания!

Дети прощаются с собачкой.

Методическая разработка занятия для детей шести лет по теме "Космос"

Космос – это интересно!

Дулина Наталья Александровна, заместитель директора, методист МКУ ДО – ДДТ «Мастер», Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Краснообск.
Описание: методическая разработка занятия по теме «Космос» для детей шести лет. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений.
Занятие в игровой форме направлено на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.
Задачи:
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
- развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картинка-мозаика, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Дети садятся за столы по группам. Можно придумать названия: ракета, звезда, космонавты и т.д.
Ход занятия
На экран проецируется картинка с названием занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд№2)


Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)


Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №4)


Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.
А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №5)


Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» (Слайд №6)


Ребенок читает стихотворение
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ведущий: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Рассказ ведущего, сопровождаемый слайдами (Слайд №7 -13)
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.

Она – одна из планет Солнечной системы.


Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.


Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.


Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.


С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.


На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №14)


Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
(Ведущий надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Ведущий: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень - самая маленькая и легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли. (Слайд №15-16)

Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Ведущий: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. (Слайд №17)


Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
На слайде рассматриваем скафандр. (Слайд №17)
Ведущий: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.
(Под ритмичную музыку)
Мы в ракету сели смело,
(сели на корточки)
Шлем на голову надели.
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп.
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.
(руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(помахали руками).
Ведущий: Молодцы!
Ребенок читает стихотворение (Слайд №20)

Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Ведущий:
Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки (Слайд №21-28)
(за правильные ответы команды получают картинки с изображением предметов космоса).
Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос) »


Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)


Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием... (спутник)


С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)


Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость)


Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)


Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного... (луна)


Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... (луноход)


Ведущий: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей)
Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. (Слайд №29)


Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе.
На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!
Для чего нужен луноход? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны
Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

Задание: Сложите картинку-мозаику «Луноход» (Слайд №30)


Каждая команда складывает картинку. Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ведущий: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос?
(ответы детей).
При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей) .
Созвездия, кометы, луну, планеты. (Слайд №31)


Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №32)


Ребенок читает стихотворение
А. Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №33)


Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей) .
А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? (Ответы детей) . (Слайд №34)


Игра «Найди лишнее» (Слайд №35-36)
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
На первом слайде представлены: планета,


ракета,


скафандр,


спутник,


книга.


На втором слайде - шлем танкиста,


шлем космонавта,



луноход,
созвездие

Метеорит

На третьем слайде - космонавт,

Луна,


комета,


телефон,

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении