teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Гилфорд его работы по интеллекту. Кубическая модель интеллекта гилфорда (кубик гилфорда). Способности к продуктивному конвергентному мышлению

3.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса

Креативность - как универсальная познавательная творческая способность приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда . Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности, он выделил 16 факторов характеризующих креативность. Среди них -- беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов). В 1967 году Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности.

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.

Конвергентное мышление - это решение задачи, на основе множества условий и нахождением единственно верное решение.

Рис. 1. Схема процесса конвергентного мышления.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях».

Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Общий интеллект не включается в структуру креативности.

Рис. 2. Схема процесса дивергентного мышления

Он выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность -- способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость -- способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3) образная адаптивная гибкость -- способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость -- способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

На этой основе были разработаны тесты исследования способностей (ARP), преимущественно дивергентной продуктивности. (Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву»; Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета»; Составление изображений: «Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция…»)

Так же как и Гилфорд рассматривает креативность Тэйлор -- не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в той или иной степени.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса .

Креативность Торренс определяет как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, а творческий акт делит на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. В Модель креативности Торренс включил такие параметры как: легкость - как быстрота выполнения тестовых заданий, гибкость - как число переключений с одного класса объектов на другой, оригинальность - как минимальная частота встречаемости данного ответа и точность. Точность оценивается по аналогии с тестами интеллекта. В данном подходе критерием являются характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не качество результата. Торренсом даже была предложена теория «интеллектуального порога»: при IQ ниже 120 баллов интеллект и креативность образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

Нужно отметить, что Гилфорд впервые предложил исследовать креативность с помощью обыкновенных тестов «карандаш-и-бумага». Это сделало возможным проведение исследований на обыкновенных людях. Однако, ряд исследователей критиковали быстрые тесты как неадекватные способы измерения креативности. Были и такие кто считали, что беглость, гибкость, оригинальность не улавливают сущности креативности, а исследование творческих способностей обычных людей не может помочь понять природу исключительных примеров креативности.

Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 62.. Его программа включала в себя несколько этапов...

Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

Влияние уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации

Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлений ее изучения. Изучением креативности занимались Дж. Гилфорд, Э...

Воображение и креативная функция мышления

В данной работе, наряду с задачей изучения теоретических основ воображения и креативности на основе литературы, мы ставили перед собой цель выявить уровень креативности испытуемых. Для этого мы использовали методику Торренса...

Диагностика и развитие творческих способностей подростков

Диагностика черт личности

Вероятно, в психологическом мире Гилфорд более всего известен благодаря работам в области интеллекта и творчества, а также по трудам в области статистики и психометрических методов. Тем не менее...

Интеллектуальное развитие в детском возрасте

Джой Гилфорд более дифференцировал модель развития умственных способностей. Он обозначил умственные способности как объединение содержания, операций и продукта...

Исследование взаимосвязи между креативностью и составляющими социально-психологической адаптированности подростков

Предполагая существование творческой способности как таковой, необходимо проследить процесс ее возникновения и развития. Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей...

Креативность лиц мужского и женского пола

Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. Однако в большинстве исследований творчества фактически не учитывались индивидуальные различия в этих же творческих способностях...

Креативность – что это такое?

Целью проведения тестирования образной креативности с помощью теста Е. Торренса является выявление уровня развития креативности у детей дошкольного возраста. Задачей данного тестирования было ознакомление с тестом Е...

Основные современные концепции одаренности

«Структура интеллекта» Дж. Гилфорда легла в основу многих психолого-педагогических концепций диагностики, прогнозирования, обучения и развития одаренных детей в зарубежной педагогической теории и практике...

Понятие об интеллекте и его коэффициент по Джону Гилфорду

Подход Л. Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей был развит в работах американского психолога Дж. Гилфорда, предложившего модель для описания различных типов интеллектуальных способностей...

Сущность креативности

Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. Однако в большинстве исследований творчества фактически не учитывались индивидуальные различия в этих же творческих способностях...

Творческие способности у детей младшего школьного возраста

Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях: исследование творческих способностей учащихся; индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах:...

Джой Гилфорд решал сложнейшую (!) задачу: пытался построить многомерную модель интелекта человека. К моменту создания им своей модели уже было понятно, что простейший одно- или двух-факторые научные модели вряд ли смогут описать столь сложное явление…

Джой Гилфорд исходил из следующих допущений (которые часто забывают указывать в психологической литературе):

1) Интеллект можно представить в виде из трёх измерений:

2) Указанные три измерения независимы (ортогональны).

3) Указанные три измерения представляют шкалы наименований.

4) Каждое из указанных измерений, в свою очередь, можно разложить на переменные:

- 4 вида содержания: образное, символическое, семантическое, поведенческое;

- 5 видов операций: оценка, конвергентное мышление, дивергентное мышление , память, познание;

- 6 видов результатов: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы (в некоторых переводах - предвидение).

5) Общее количество возможных сочетаний указанных переменных: 4 х 5 х 6 =120

6) Далее, используя идеи математической статистики, Джой Гилфорд надеялся найти корреляционные связи наблюдаемых переменных в тестах творческих способностей человека и свести их к небольшому числу не наблюдаемых факторов.

Что касается меня, то я считаю наиболее значительным труд по развитию единой теории человеческого интеллекта. Эта теория объединяет известные специфические или основные интеллектуальные способности в единую систему, называемую структурой интеллекта. Это та система, которой я посвящу большую часть своей лекции с очень краткими ссылками на то, какое значение имеют положения теории для психологии мышления и проблемы решения задач - для профессиональных тестов и образования.

Открытие составляющих интеллекта было осуществлено путём применения в экспериментальных исследованиях метода факторного анализа. Вам нет необходимости что-либо знать о теории или методе факторного анализа, для того чтобы проследить за процессом рассмотрения компонентов, входящих в структуру интеллекта. Мне хотелось бы отметить, однако, что факторный анализ не имеет ни сходства, ни связи с психоанализом. Для того чтобы позитивные утверждения были более понятными, я лишь отмечу, что каждый компонент интеллекта, или фактор, является способностью, единственной в своем роде, которая необходима для выполнения теста или задачи определённого типа. Общее правило, которое мы вывели, состоит в том, что некоторые лица, хорошо выполняющие одни тесты, могут неудачно действовать при решении тестов другого типа. Мы пришли к заключению, что фактор характеризуется теми свойствами, которые в тестах того или иного типа являются общими. Я приведу примеры с тестами, которые представляют в совокупности фактор.

Хотя между факторами существует и явное различие, обнаруживаемое в факторном анализе, в самые последние годы стало ясно, что и сами факторы могут быть подвергнуты классификации, так как в некоторых отношениях они похожи один на другой. Основание классификации должно соответствовать основному виду процесса или выполняемой операции. Такой вид классификации дает пять больших групп интеллектуальных способностей: факторы познания, памяти, конвергентного и дивергентного мышления и оценки.

Познание означает открытие, повторное открытие или узнавание. Память - сохранение того, что было познано. Два вида продуктивного мышления порождают новую информацию из уже известной и сохранившейся в памяти информации. При операциях дивергентного мышления мы мыслим в различных направлениях, иногда исследуя, иногда отыскивая различие. В процессе конвергентного мышления информация приводит нас к одному правильному ответу или к узнаванию лучшего или обычного ответа. При оценке мы стремимся решить, каково качество, правильность, соответствие или адекватность того, что мы знаем, помним и создаем с помощью продуктивного мышления.

Второй способ классификации интеллектуальных факторов соответствует виду материала или включенного в него содержания. До сих пор известно три вида материала или содержания: содержание может быть представлено в виде изображений, символов или быть семантическим содержанием. Изображения являются таким конкретным материалом, который воспринимается с помощью органов чувств. В нём нет ничего, помимо него самого. Воспринимаемый материал имеет такие свойства, как величина, форма, цвет, место, плотность. То, что мы слышим или чувствуем, представляет собой примеры различных видов образного, конкретного материала. Символическое содержание состоит из букв, цифр и других условных знаков, обычно объединенных в общие системы, такие, как алфавит или числовые системы. Семантическое содержание выступает в форме значений слов или мыслей, оно не нуждается в примерах. Когда к определённому содержанию применяется та или иная операция, получается не менее шести видов конечного мыслительного продукта. Достаточно доказательно можно утверждать, что, несмотря на комбинацию операций и содержаний, обнаружена связь тех же шести видов конечного мыслительного продукта. Эти виды следующие: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, предвидения. Это лишь основные известные нам виды мыслительного продукта, выявленные факторным анализом. В качестве таковых они могут быть основными классами, которым соответствуют психологически все виды информации.

Эти три вида классификации факторов интеллекта можно представить в виде модели куба, приведенного на Рис. 1 . На этой модели, которую мы называем структурой интеллекта, каждое измерение представляет собой один из способов измерения факторов. В одном измерении расположены различные виды операций, в другом - разные виды конечного мыслительного продукта, в третьем - разные виды содержания. В измерении, относящемся к содержанию, добавлена четвёртая категория, обозначенная как поведенческая, что сделано исходя из чисто теоретических соображений - представить общую способность, иногда обозначаемую как социальный интеллект. […]

Для того чтобы обеспечить лучшее понимание модели и создать основу для её признания как картины человеческого интеллекта, я подвергну её систематическому рассмотрению, использовав несколько примеров соответствующих тестов. Каждая клетка (более точно было бы сказать - кубик - Прим. И.Л. Викентьева) этой модели обозначает вид способности, который может быть описан в терминах операции, содержания и продукта, и для каждой клетки в месте её пересечения с другими имеется единственное сочетание видов операции, содержания и продукта. Тест для определения той или иной мыслительной способности должен давать те же самые три характеристики.

Джой Гилфорд, Три стороны интеллекта задач в Сб.: Психология мышления, М., Прогресс, 1965 г., с. 434-437.

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на Практике.

В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Вот эти условия в обобщенном виде:

1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.

2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р.Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:



1. Склонность к конформизму (пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д.). Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. , выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно Вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.

6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.

7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление. Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо. Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера. С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. В первые годы жизни интеллектуальное развитие детей идет быстрее, но затем, начиная примерно с возраста 7-8 лет, постепенно замедляется.

Проблема творческого мышления в когнитивной психологии (Р.Л. Солсо, Г.Уоллес)

Солсо Р.Л. отмечает о малоизученности проблемы творческого мышления, за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования. Много лет назад в истории когнитивной психологии Г. Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

1.Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2.Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3.Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.

4.Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре, французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он "забыл" про свою математическую работу (инкубационная стадия) . Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. "Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии." Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты. Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества.

Зигмунд Фрейд

Фрейд стремился раскрыть сущность художественного, и прежде всего поэтического, творчества. Первые следы данного типа духовной деятельности человека, по мнению Фрейда, следует искать уже у детей. Как поэт, так и ребенок могут создавать свой собственный фантастический мир, который совершенно не укладывается в рамки обыденных представлений человека, лишенного поэтического воображения. Ребенок в процессе игры перестраивает существующий мир по собственному вкусу, причем относится к плоду своей фантазии вполне серьезно. Точно так же и поэт благодаря способности творческого воображения не только создает в искусстве новый прекрасный мир, но нередко верит в его существование. Фрейд подмечает этот факт. Он получает толкование, что в основе как детских игр и фантазий, так и поэтического творчества лежат скрытые бессознательные желания, преимущественно сексуального характера. Отсюда ещё один вывод, что побудительными мотивами, стимулами фантазий людей, в том числе и поэтического творчества, являются или честолюбивые желания, или эротические влечения. Эти же бессознательные влечения, по Фрейду, составляют скрытое содержание самих художественных произведений. Фрейд не рассматривает взаимоотношения между сознанием и бессознательным в процессе творческого акта. Быть может, он считает это излишним, поскольку при анализе психической структуры личности и принципов функционирования ее разноплановых пластов им уже была предпринята попытка осмысления взаимодействий между сознательным "Я" и бессознательным "Оно". Однако тогда речь шла о принципах функционирования человеческой психики в целом, безотносительно к конкретным проявлениям жизнедеятельности человека. Созданную им абстрактную схему отношений между сознанием и бессознательным Фрейд автоматически переносит на конкретные виды человеческой деятельности - на научную, художественную, сексуальную, повседневную поведенческую деятельность. При этом специфические особенности каждого из этих видов человеческой деятельности остаются не выявленными. Не удалось Фрейду определить и специфику поэтического творчества. И это далеко не случайно. Дело в том, что в рамках психоанализа с его акцентом на бессознательной мотивации человеческой деятельности данная проблема представляется принципиально неразрешимой. Впрочем, сам Фрейд вынужден признать, что психоанализ далеко не всегда может проникнуть в механизмы творческой работы личности. По его словам, способность к сублимации, лежащая в основе образования фантазий, в том числе и художественных, не поддается глубинному психоаналитическому расчленению. А это значит, что "психоанализу недоступна и сущность художественного творчества". Рассматривая мотивы поэтического творчества, Фрейд одновременно ставит вопрос о психологическом воздействии произведений искусства на человека. Он верно подмечает тот факт, что подлинное наслаждение от восприятия произведений искусства, в частности от поэзии, человек получает независимо. от того, являются ли источником этого наслаждения приятные или неприятные впечатления. Фрейд полагает, что такого результата поэт достигает посредством перевода своих бессознательных желаний в символические формы, которые уже не вызывают возмущения моральной личности, как это могло бы иметь место при открытом изображении бессознательного: поэт смягчает характер эгоистических и сексуальных влечений, затушевывает их и преподносит в форме поэтических фантазий, вызывая у людей эстетическое наслаждение. В психоаналитическом понимании, настоящее наслаждение от поэтического произведения достигается потому, что в душе каждого человека содержатся бессознательные влечения, аналогичные тем, которые свойственны поэту. Постижение скрытого смысла и содержания художественных произведений Фрейд связывает с "расшифровкой" бессознательных мотивов и инцестуозных желаний, которые предопределяют, по его мнению, замыслы художника. Психоанализ с его расчленением духовной жизни человека, выявлением внутрипсихических конфликтов личности и "расшифровкой" языка бессознательного представляется Фрейду если не единственным, то по крайней мере наиболее подходящим методом исследования художественных произведений, истинный смысл которых определяется на основе анализа психологической динамики индивидуально-личностной деятельности творцов и героев этих произведений. Если учесть, что в шедеврах мирового искусства Фрейд ищет только подтверждение допущениям и гипотезам, положенным в основу его психоаналитического учения, то нетрудно предугадать направленность его мышления при конкретном анализе художественного творчества. Наряду с широкой популярностью идей Фрейда на Западе, его психоаналитические взгляды на сущность художественного творчества вызвали внутренний протест и критические возражения у реалистически настроенной интеллигенции. Многим из них претила не только та сексуальная подоплека, которую основатель психоанализа всегда пытался отыскать в творчестве художника, но и та тенденция исследования художественного творчества, согласно которой исключительная роль в этом процессе отводится бессознательным влечениям человека, а сознательные мотивы в творчестве не учитываются. С этих позиций фрейдовские взгляды на искусство были подвергнуты справедливой критике не только в марксистской, но и в прогрессивной буржуазной эстетической и искусствоведческой мысли. Вместе с тем некоторые общетеоретические идеи Фрейда, и прежде всего те, которые касаются психологического воздействия произведений искусства на человека, индивидуально-личностной стороны художественной деятельности, психологии художника, зрителя и искусства в целом, были восприняты многими представителями художественной интеллигенции Запада. Если учесть, что основатель психоанализа в своих теоретических работах выступал в роли непримиримого критика лицемерия буржуазной морали, религиозных иллюзий, буржуазных общественных устоев и капиталистической цивилизации в целом, то становится понятным, почему некоторые его психоаналитические концепции, включая и теоретические положения о психологии искусства, оказали столь большое влияние на формирование духовной и интеллектуальной атмосферы в определенных кругах буржуазного общества.

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:

1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Данная батарея тестов была предложена Е. Туник. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.
Время проведения процедуры - около 40 минут.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация - слова - предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация - выражение - предназначена для детей 9-15 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача

Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста - 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) - суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n.

Б - беглость,
n - число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, - очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость - число классов (категорий) ответов.

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 m.

Г - показатель гибкости,
m - число использованных категорий.

3) Оригинальность - число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Один оригинальный ответ - 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

0р = 5 k.


Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

Т 1 - суммарный показатель первого субтеста,
Б 1 - беглость по 1 субтесту,
Г 1 - гибкость по 1 субтесту,
Ор 1 - оригинальность по 1 субтесту,
n - общее число уместных ответов,
m - число категорий,
k - число оригинальных ответов.

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача

Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция для испытуемого

Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.
Имеются два показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) - общее число приведенных последствий.
1 ответ (1 следствие) - 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность - число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке
30-40 человек).
1 оригинальный ответ - 5 баллов.

0р = 5 k.

0р - показатель оригинальности,
k - число оригинальных ответов.

Т 2 = n + 5 k.

Т 2 - суммарный показатель второго субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3а. Слова

Модификация для детей 5-8 лет.
Субтест проводится индивидуально.

Задача

Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция для испытуемого

1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка».
На ответ дается 2 минуты.
2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка».
На ответ дается 2 минуты.
Время выполнения всего субтеста - 4 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Имеются два показателя.

1) Беглость - общее число приведенных слов.
1 слово - 1 балл.

Б - показатель беглости,
n - общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

2) Оригинальность - число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30-40 человек.
1 оригинальное слово - 5 баллов.

0р = 5 k.


k - число оригинальных слов.

Т 3 = n + 5 k.

Т 3 - суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5-8 лет).

Субтест 3б. Выражение

Модификация для детей 9-15 лет

Задача

Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого

Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).
Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».
А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.
Время выполнения субтеста - 5 минут.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1) Беглость - число придуманных предложений (n).
1 предложение - 1 балл.

Б = n.

2) Гибкость - число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
1 слово - 0,1 балла.

Г = 0,1 m.

Г - показатель гибкости,
m - число слов, используемых один раз.

3) Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.
Одно оригинальное предложение - 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор - показатель оригинальности,
k - число оригинальных предложений.

Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

Т 3 - суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9-15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача

Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция для испытуемого

Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

1) Беглость - суммарное число приведенных определений (n).
Одно определение - 1 балл.

Б = n.

Б - показатель беглости.

2) Гибкость - число категорий ответов.

Г = 3 m.

Г - показатель гибкости,
m - число категорий ответов.

Категории ответов
1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл - 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г = 3 m.

Г - показатель гибкости,
m - число категорий.

3) Оригинальность - число оригинальных определений.

Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30-40 человек.
Одно оригинальное определение - 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор - показатель оригинальности,
k - число оригинальных определений.

Т 4 = n + 3 m + 5 k.

Т 4 - суммарный показатель четвертого субтеста.

Субтест 5. Составление изображений

Задача

Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция для испытуемого

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания - лампа.
Время выполнения всех рисунков - 8 минут.
Длина стороны квадрата - 8 см (для тестового бланка).

Оценивание

Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость - гибкость. В данном показателе учитываются:

n 1 - число изображенных элементов (деталей);
n 2 - число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь - 0,1 балла.
Один класс фигур - 1 балл.
n 3 - число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).
Одна ошибка - 0,1 балла.

Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i - 0,1 n 3i)

Б - беглость,

Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

2) Оригинальность

k 1 - число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.
Один оригинальный элемент - 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
k 2 - оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30-40 человек.
k 2 может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

0 р 4 i=1 = 5 k + k 1i .

Ор - оригинальность,
i - номер рисунка (от 1 до 4).

Т 5 = Б + 0р.

Т 5 - суммарный показатель пятого субтеста,
Б - беглость,
0р - оригинальность.

Субтест 6. Эскизы

Задача

Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Инструкция для испытуемого

Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
Время выполнения задания - 10 минут.
Тестовый бланк - это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга - 1,5 см.

Оценивание

Проводится по трем показателям:

1) Беглость - число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок - 1 балл.

n - число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал - круг.

2) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
Одна категория - 3 балла.

Г = 3m.

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые - деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении