teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Чудовищные эксперименты психологов. Жестокие эксперименты в истории психологии Чудовищный эксперимент трем приговоренным


Психология как наука приобрела популярность в начале ХХ века. Благородная цель – узнать больше о тонкостях человеческого поведения, восприятия, эмоционального состояния – не всегда достигалась столь же благородными средствами. Психологи и психиатры, стоявшие у истоков многих ответвлений науки о человеческой психике, проводили такие эксперименты на людях и животных, которые сложно назвать гуманными или этичными. Вот десяток из них:

«Чудовищный эксперимент» (1939 год)



В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Давенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят. Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками.

В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в «негативной» группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни. Эксперимент, позже названный «чудовищным», долго скрывали от общественности из страха повредить репутации Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.

Проект «Аверсия» (1970 год)



В армии ЮАР в период с 1970 по 1989 год осуществлялась секретная программа по очистке армейских рядов от военнослужащих нетрадиционной сексуальной ориентации. В ход шли все средства: от лечения электрошоком до химической кастрации.

Точное число жертв неизвестно, однако, по утверждению армейских врачей, в ходе «чисток» различным запрещенным экспериментам над человеческой природой подверглись около 1 000 военнослужащих. Армейские психиатры по поручению командования вовсю «искореняли» гомосексуалистов: тех, кто не поддавался «лечению», отправляли на шоковую терапию, заставляли принимать гормональные препараты и даже подвергали операциям по изменению пола.

В большинстве случаев «пациентами» были молодые белые мужчины в возрасте от 16 до 24 лет. Тогдашний руководитель «исследования», доктор Обри Левин, ныне является профессором психиатрии в университете Калгари (Канада). Занимается частной практикой.

Стэнфордский тюремный эксперимент (1971 год)



В 1971 году эксперимент с «искусственной тюрьмой» не задумывался его создателем как нечто неэтичное или вредное для психики его участников, однако результаты этого исследования повергли в шок общественность. Известный психолог Филипп Зимбардо решил изучить поведение и социальные нормы индивидуумов, помещенных в нетипичные для них условия тюрьмы и вынужденных играть роли заключенных или надзирателей.

Для этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев в количестве 24 человек разделили на «заключенных» и «надзирателей». Предполагалось, что «заключенные» изначально помещены в ситуацию, в ходе которой они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации.

«Надзирателям» не дали никаких специальных инструкций относительно их ролей. Вначале студенты не очень-то понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями». С этого момента поведение обеих сторон в корне изменилось.

«Надзиратели» разработали специальную систему привилегий, призванную разобщить «заключенных» и поселить в них недоверию друг к другу – поодиночке они не так сильны, как вместе, а значит, их легче «охранять». «Надзирателям» стало казаться, что «заключенные» в любой момент готовы поднять новое «восстание», и система контроля ужесточилась до крайней степени: «заключенных» не оставляли наедине с собой даже в туалете.

В результате «заключенные» стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, беспомощность. Через некоторое время навестить «заключенных» пришел «тюремный священник». На вопрос, как их зовут, «заключенные» чаще всего называли свои номера, а не имена, а вопрос, как они собираются выбираться из тюрьмы, приводил их в тупик.

К ужасу экспериментаторов оказалось, что «заключенные» абсолютно вжились в свои роли и начали ощущать себя в настоящей тюрьме, а «надзиратели» испытывали настоящие садистские эмоции и намерения по отношению к «заключенным», еще несколько дней назад бывшими их добрыми друзьями. Казалось, обе стороны абсолютно забыли, что все это – всего лишь эксперимент. Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращен досрочно, всего через шесть дней по этическим соображениям. На основе этого эксперимента Оливер Хиршбигель снял фильм «Эксперимент» (2001).

Исследования о воздействии наркотиков на организм (1969 год)



Следует признать, что некоторые эксперименты, проводимые на животных, помогают ученым изобрести лекарства, которые в дальнейшем могут спасти десятки тысяч человеческих жизней. Однако, некоторые исследования переходят все границы этики. Примером может служить эксперимент 1969 года, призванный помочь ученым понять скорость и степень привыкания человека к наркотическим веществам.

Эксперимент проводился на крысах и обезьянах, как на животных, наиболее близких к человеку по физиологии. Животных приучали самостоятельно впрыскивать себе дозу определенного наркотика: морфина, кокаина, кодеина, амфетаминов и т.д. Как только животные научились самостоятельно «колоться», экспериментаторы оставили им большое количество препаратов, предоставили животных самим себе и начали наблюдение.

Животные настолько растерялись, что некоторые их них даже пытались бежать, причем, находясь под действием наркотиков, они калечились и не чувствовали боли. Обезьяны, принимавшие кокаин, начали страдать от конвульсий и галлюцинаций: несчастные животные вырывали себе фаланги пальцев. Обезьяны, «сидевшие» на амфетаминах, выдернули у себя всю шерсть.

Животные-»наркоманы», предпочитавшие «коктейль» из кокаина и морфина, умирали в течение 2 недель после начала приема препаратов. Несмотря на то что целью эксперимента было понять и оценить степень воздействия наркотиков на организм человека с намерением дальнейшей разработки эффективного лечения наркозависимости, способы достижения результатов трудно назвать гуманными.

Эксперименты Лэндиса: спонтанные выражения лиц и подчиненность (1924 год)
В 1924 году Карини Лэндис из университета Миннесоты начал изучать человеческую мимику. Эксперимент, затеянный ученым, должен был выявить общие закономерности работы групп лицевых мышц, отвечающих за выражение отдельных эмоциональных состояний, и найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей).

Испытуемыми стали его собственные студенты. Чтобы сделать мимику более отчетливой, он нарисовал на лицах испытуемых линии жженой пробкой, после чего предъявлял им нечто, способное вызвать сильные эмоции: заставлял их нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть на порнографические картинки и засовывать руки в ведра с жабами. В момент выражения эмоций студентов фотографировали.

И все бы ничего, но последнее испытание, которым Лэндис подверг студентов, вызвало кривотолки в самых широких кругах ученых-психологов. Лэндис просил каждого испытуемого отрезать голову белой крысе. Все участники эксперимента сначала отказывались это сделать, многие плакали и кричали, но впоследствии большинство из них согласились это сделать. Хуже всего было то, что большинство участников эксперимента, что называется, в жизни и мухи не обидели и совершенно не представляли, каким образом осуществлять приказ экспериментатора.

В результате животным причинили немало мук. Последствия эксперимента оказались гораздо более важными, чем сам эксперимент. Никакой закономерности в выражении лица ученым обнаружить не удалось, однако психологи получили доказательство того, как легко люди готовы подчиниться авторитетам и сделать то, что в обычной жизненной ситуации не проделали бы.

Крошка Альберт (1920 год)



Джон Уотсон, отец бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы страхов и фобий. В 1920 году, изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть.

В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой.

Спустя неделю опыт повторили – в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Младенец плакал уже лишь при виде белой крысы. Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. К сожалению, Уотсону так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.

Приобретенная беспомощность (1966 год)



В 1966 году психологи Марк Селигман и Стив Майер провели серию экспериментов на собаках. Животных поместили в клетки, предварительно разделив на три группы. Контрольную группу через какое-то время отпустили, не причинив никакого вреда, вторую группу животных подвергали повторяющимся ударам тока, которые можно было прекратить нажатием рычага изнутри, а животных их третьей группы подвергали внезапным ударам тока, которые никак нельзя было предотвратить.

В результате у собак выработалась так называемая «приобретенная беспомощность» – реакция на неприятные раздражители, основанная на убежденности в беспомощности перед окружающим миром. Вскоре у животных начали появляться признаки клинической депрессии. Через некоторое время собак из третьей группы выпустили из клеток и посадили в открытые вольеры, из которых легко можно было убежать. Собак вновь подвергли воздействию электрического тока, однако ни одна из них даже не подумала о бегстве. Вместо этого они пассивно реагировали на боль, воспринимая ее как нечто неизбежное.

Собаки усвоили для себя из предыдущего негативного опыта, что бегство невозможно и больше не предпринимали никаких попыток выскочить из клетки. Ученые предположили, что человеческая реакция на стресс во многом напоминает собачью: люди становятся беспомощными после нескольких неудач, следующих одна за другой. Неясно только, стоил ли такой банальный вывод страданий несчастных животных.

Эксперимент Милгрэма (1974 год)



Эксперимент 1974 года Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование». В опыте участвовал экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. В начале эксперимента между испытуемым и актером «по жребию» распределялись роли «учителя» и «ученика». В действительности испытуемому всегда доставалась роль «учителя», а нанятый актер всегда был «учеником».

«Учителю» перед началом эксперимента объясняли, что цель опыта – якобы выявить новые методы запоминания информации. В реальности же экспериментатор ставил целью исследовать поведение человека, получающего указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими нормами, от авторитетного источника. «Ученика» привязывали к креслу, к которому был прикреплен электрошокер. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар током в 45 вольт.

Дальше «учитель» уходил в другую комнату и должен был по громкой связи давать «ученику» простые задачи на запоминание. При каждой ошибке ученика испытуемый должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. В действительности актер, игравший ученика, только делал вид, что получает удары током. Затем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать напряжение на 15 вольт. В какой-то момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. «Учитель» начинал сомневаться, а экспериментатор на это отвечал: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста».

По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, затем сильную боль и наконец срывался на крик. Эксперимент продолжался до напряжения в 450 вольт. Если «учитель» колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен.

Результаты оказались шокирующими: 65% «учителей» дали разряд в 450 вольт, зная, что «ученик» испытывает страшную боль. Вопреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали «ученика» электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 «учителей» из 40 дошли до конца шкалы.

Критики заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта». Результаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы. В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% «учителей», независимо от времени и места эксперимента.

Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным «приказом». Многие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над «учеником» и, нажимая на кнопку, были уверены, что «ученик», неправильно ответивший на вопрос, получает по заслугам.

В конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

«Источник отчаяния» (1960 год)



Свои жестокие эксперименты Гарри Харлоу проводил на обезьянах. В 1960 году, исследуя вопрос социальной изоляции индивидуума и методов защиты от нее, Харлоу отбирал детеныша обезьяны у его матери и помещал в клетку в полном одиночестве, причем выбирал тех детенышей, у которых связь с матерью была наиболее крепкой. Обезьяна содержалась в клетке год, после чего ее отпускали.

У большинства особей обнаруживались различные психические отклонения. Ученый сделал следующие выводы: даже счастливое детство не является защитой от депрессий. Результаты, мягко говоря, не впечатляют: подобный вывод можно было сделать и без проведения жестоких экспериментов над животными. Впрочем, движение в защиту прав животных началось именно после опубликования результатов этого эксперимента

Чудовищный эксперимент — он и по своей сути был чудовищным, а проведён он был в 1939 году психологом Уэнделлом Джонсоном и его аспиранткой Мэри Тюдор в Соединенных Штатах Америки. Целью эксперимента было выяснить, насколько дети подвержены внушению.
Сам процесс эксперимента достаточно прост — для целей эксперимента выбрали 22 ребёнка-сироты из города Дэвенпорт. Детей произвольно разделили на две группы. Первой группе (точнее, детям из этой группы) постоянно говорили, как правильно, как замечательно они говорят, и при этом всячески хвалили. Детей из второй группы настоятельно убеждали, что они говорят неправильно, в их речи полно всевозможных недостатков, и называли, ни много ни мало, этих детей жалкими заиками.
Может быть, потому что дети были сиротами, не нашлось столь заинтересованных людей, которые бы вовремя вмешались и остановили шокирующий эксперимент еще в начале его проведения.
И если ребят из первой группы ожидали только положительные эмоции, то дети, которые попали во вторую группу, испытывали постоянный дискомфорт — аспирантка Мэри Тюдор была достаточно язвительной, кощунственно высмеивая даже самые незначительные отклонения в их детской речи. При этом выполняла свои обязанности она очень добросовестно и не скупилась использовать самые сочные эпитеты в своей речи.
Неудивительно, что дети, систематически подвергаясь словесному издевательству, испытывая прилюдное унижение со стороны более взрослого и авторитетного человека, начинали вступать в контакт с окружающими проблематично. У этих детей начали проявляться в большом количестве ранее отсутствовавшие комплексы. Одним из ярких проявлений было речевое торможение, после этого аспирантка Мэри Тюдор начала называть детей из второй группы жалкими заиками.
У детей, которым не повезло оказаться в злополучной второй группе, никогда прежде не наблюдалось абсолютно никаких речевых проблем, однако в результате описываемого эксперимента не только сформировались, но и развились яркие симптомы заикания. И, к большому сожалению, эти симптомы сохранились на протяжении всей их жизни после эксперимента.
Те, кто проводил этот чудовищный эксперимент — ученый Уэнделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор — хотели подтвердить на практике теорию о том, что психологическое давление влияет на речь детей, вызывая задержку речевого развития и вызывая симптоматику заикания. Эксперимент длился довольно длительное время — шесть долгих месяцев.
По понятным причинам, описываемый эксперимент достаточно долго скрывали от общественности. Огласка об его проведении неминуемо сказалась бы на репутации Уэнделла Джонсона как ученого и как человека. Но хоть и звучит банально, все тайное становится явным, поздно или рано. Сегодня этот эксперимент известен под названием «Чудовищный эксперимент».
Прошло немало лет с момента проведения чудовищного эксперимента. И лишь в 2001 году подробности данного исследования были описаны в одной из калифорнийских газет, основываясь на воспоминания одного из участников этого чудовищного эксперимента. Университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим.
Дальше события развивались следующим образом — в 2003 году шесть человек обратились с иском, требуя материальной компенсации, поскольку в результате проведенных над ними действий их психика пострадала в значительной степени. Генеральный прокурор штата Айова вынес постановление – пяти истцам выплатить 900 тысяч долларов и еще одному – 25 тысяч долларов. Были ли получены эти деньги реально истцами, на данный момент об этом достоверной информации не имеется.
Psychology-best.ru надеется, что данная статья заставит родителей и просто взрослых людей тщательно взвешивать те слова, которые они говорят детям, помня о результатах чудовищного эксперимента.

Тема экспериментов над людьми волнует и вызывает море неоднозначных эмоций у ученых. Перед вами список из 10 чудовищных опытов, которые проводились в разных странах.

1. Стэнфордский тюремный эксперимент

Исследование реакций человека, находящегося в неволе и особенностей его поведения на властной позиции было проведено в 1971 году психологом Филиппом Зимбардо в Стэнфордском университете. Студенты-добровольцы играли роли охранников и заключенных, живя в подвале университета в условиях, имитирующих тюрьму. Новоиспеченные заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, обнаруживая реакции, не ожидавшиеся экспериментаторами. Треть «охранников» обнаружила самые настоящие садистские тенденции, в то время как многие «заключенные» были эмоционально травмированы и крайне подавлены. Зимбардо, встревоженный всплесками насилия среди «охранников» и удручающим состоянием «заключенных», был вынужден прекратить исследование досрочно.

2. Чудовищный эксперимент

Уэнделл Джонсон из Университета Айовы совместно с аспиранткой Мэри Тюдор провел в 1939 году эксперимент с участием 22 детей-сирот. Распределив детей на две группы, они принялись поощрять и хвалить беглость речи представителей одной из них, в то же время негативно отзываясь о речи детей из второй группы, подчеркивая ее несовершенство и частое заикание. Многие из нормально говорящих детей, получавших негативные комментарии в ходе эксперимента, обнаружили впоследствии психологические, а также реальные речевые проблемы, сохранив некоторые на всю жизнь. Коллеги Джонсона назвали его исследование «чудовищным», придя в ужас от решения экспериментировать над сиротами ради доказательства теории. Во имя сохранения репутации ученого эксперимент был скрыт на долгие годы, а Университет Айовы в 2001 году принес за него публичные извинения.

3. Проект 4.1

«Проект 4.1» – название медицинского исследования, проведенного в США среди жителей Маршалловых островов, подвергшихся воздействию радиоактивных осадков в 1954 году. В течение первого десятилетия после испытания следствия были неоднозначны: процент проблем со здоровьем у населения во многом колебался, но все же не представлял четкой картины. В последующие десятилетия, однако, свидетельства воздействия были неоспоримы. Дети начали страдать от рака щитовидной железы, а почти каждый третий из оказавшихся в районе токсичных осадков обнаружил к 1974 году развитие новообразований.

Департамент Комитета по энергетике впоследствии заявил, что использовать живых людей в качестве «подопытных кроликов» в условиях подверженности радиоактивному воздействию было крайне неэтично, экспериментаторам следовало стремиться вместо этого оказать пострадавшим медицинскую помощь.

4. Проект MKULTRA

Проект MKULTRA или MK-ULTRA – кодовое название исследовательской программы ЦРУ по изучению контроля над разумом, проводившейся в 50-60-е годы. Существует много доказательств того, что проект предусматривал тайное использование многих видов наркотиков, а также других методик, позволяющих манипулировать психическим состоянием и функционированием мозга.

Эксперименты включали введение ЛСД сотрудникам ЦРУ, военнослужащим, врачам, госслужащим, проституткам, психически больным и просто самым обыкновенным людям, чтобы изучить их реакцию. Введение веществ осуществлялось, как правило, без ведома человека.

В рамках одного из экспериментов ЦРУ создало несколько публичных домов, посетителям которых вводился ЛСД, а реакции записывались при помощи скрытых камер для последующего изучения.

В 1973 году начальник ЦРУ Ричард Хелмс приказал уничтожить все документы MKULTRA, что и было сделано, в результате чего расследование по факту совершенных на протяжении долгих лет экспериментов оказалось практически невозможным.

5. Проект «Отвращение»

В период с 1971 по 1989 год в военных госпиталях ЮАР, в рамках сверхсекретной программы по искоренению гомосексуализма около 900 солдат обоих полов с нетрадиционной сексуальной ориентацией перенесли серии крайне неэтичных медицинских экспериментов.

Армейские психиатры при помощи священников распознавали гомосексуалистов в рядах солдат, посылая их на «исправительные процедуры». Тот, кто не мог быть «вылечен» медикаментозно, был подвергнут шоковой или гормональной терапии, а также другим радикальных средствам, среди которых были химическая кастрация и даже операции по смене пола.

Руководитель данного проекта доктор Обри Левин теперь является профессором судебного отдела кафедры психиатрии в Университете Калгари.

6. Северокорейские эксперименты

Существует множество данных о проведенных в Северной Корее экспериментах над людьми. Отчеты демонстрируют нарушения прав человека, аналогичные действиям нацистов во время Второй мировой войны. Однако все обвинения отрицаются правительством Северной Кореи.

Бывшая заключенная северокорейской тюрьмы рассказывает, как пятидесяти здоровым женщинам было приказано есть отравленную капусту несмотря на явно слышимые крики мучений тех, кто уже съел ее. Все пятьдесят человек были мертвы после 20 минут кровавой рвоты. Отказ есть грозил повлечь за собой репрессии против женщин и их семей.

Квон Хек, бывший тюремный начальник, описывал лаборатории, оснащенные оборудованием для подачи ядовитого газа. В камеры запускали людей, как правило – семьи. Двери запечатывали и газ впрыскивается через трубку, в то время как ученые наблюдали за страданиями людей сквозь стекло.

Лаборатория ядов – секретная база для исследования и разработки отравляющих веществ сотрудниками советских секретных служб. Ряд смертоносных ядов был протестирован на заключенных ГУЛАГа («врагах народа»). К ним применялся горчичный газ, рицин, дигитоксин и многие другие газы. Целью экспериментов было найти формулу химического вещества, которое не может быть обнаружено посмертно. Пробы ядов были введены жертвам с едой или питьем, а также под видом лекарства. Наконец, был разработан препарат с желаемыми свойствами, называемый C-2. Согласно показаниям свидетелей, принявший этот яд человек становился словно бы ниже ростом, стремительно слабел, притихал и умирал в течение пятнадцати минут.

8. Исследование Сифилиса Таскиги

Клиническое исследование, проведенное с 1932 по 1972 год в городе Таскиги, штат Алабама, в котором участвовало 399 человек (плюс 201 участник контрольной группы) имело цель изучить протекание сифилиса. Подопытными выступали в основном неграмотные афроамериканцы.

Исследование получило известность благодаря отсутствию обеспечения подопытных надлежащими условиями, что привело к изменениям в политике отношения к участникам научных экспериментов в дальнейшем. Лица, принимавшие участие в Исследовании в Таскиги, не были осведомлены о собственном диагнозе: им лишь было сказано, что проблемы повлекла «плохая кровь», и они могут получить бесплатно медицинскую помощь, транспорт в клинику, питание и страхование захоронения в случае смерти в обмен на участие в эксперименте. В 1932 году, когда началось исследование, стандартные методы лечения сифилиса обладали высокой токсичностью и сомнительной эффективностью. Частично целью ученых было определить, не станет ли пациентам лучше без принятия этих токсичных средств. Многие подопытные получили вместо лекарства плацебо для того, чтобы ученые могли наблюдать за прогрессированием заболевания.

К концу исследования лишь 74 испытуемых были еще живы. Двадцать восемь мужчин умерло непосредственно от сифилиса, 100 – вследствие осложнений заболевания были мертвы. Среди их жен 40 было инфицировано, 19 детей в их семьях родились с врожденным сифилисом.

9. Блок 731

Блок 731 – секретная биологическая и химическая военная исследовательская единица японской императорской армии, осуществлявшая смертельные эксперименты над людьми во время китайско-японской и Второй мировой войны.

Некоторые из многочисленных опытов, совершенных командиром Сиро Исии и его сотрудниками в Блоке 731 включали в себя: вивисекции живых людей (в том числе беременных женщин), ампутация и заморозка конечностей заключенных, испытания огнеметов и гранат на живых мишенях. Людям вводили штаммы возбудителей заболеваний и изучали развитие деструктивных процессов в их организмах. Многие и многие зверства были претворены в жизнь в рамках проекта Блок 731, однако его руководитель, Исии получил в конце войны неприкосновенность от американских оккупационных властей Японии, не провел и дня в тюрьме за свои преступления и умер в возрасте 67 лет от рака гортани.

10. Нацистские эксперименты

Нацисты заявляли, что их опыты в концлагерях во время Второй мировой войны были направлены на помощь немецким военнослужащим в боевых ситуациях, а также служили для продвижения идеологии Третьего рейха.

Эксперименты с детьми в концлагерях осуществлялись , чтобы показать сходства и различия в генетике и евгенике близнецов, а также чтобы убедиться, что человеческое тело может быть предметом широкого спектра манипуляций. Руководителем экспериментов был доктор Йозеф Менгеле, проводивший опыты над более чем 1500 групп заключенных-близнецов, из которых менее 200 человек остались в живых. Близнецам вводились инъекции, их тела буквальным образом сшивали, пытаясь создать «сиамскую» конфигурацию.

В 1942 Люфтваффе проводились эксперименты, призванные прояснить, как лечить гипотермию. В рамках одного исследования человек помещался в резервуар с ледяной водой на срок до трех часов (см рисунок выше). Другое исследование предполагало оставление заключенных голыми на улице при температуре ниже нуля. Экспериментаторы оценивали различные способы согревания выживших.

В далеком 1939 году два сотрудника университета Айовы, ученый Уэнделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор, решили провести психологический эксперимент в области речевого развития, в котором приняли более чем активное участие двадцать два ребенка.

Дети были сиротами из Дэвенпорта. Может быть именно отсутствие родителей стало причиной того, что не нашлось настолько заинтересованного человека, который смог бы вовремя вмешаться и остановить этот шокирующий эксперимент еще в самом его начале.

В процессе проведения эксперимента детей из приюта разделили на две группы — экспериментальную и контрольную. Одной половине сирот очень повезло, потому часть исследования заключалась в том, чтобы экспериментаторы рассказывали детям, что они говорят правильно и чисто. Другой половине сирот позавидовать трудно, так как вторая часть исследования основывалась на совершенно противоположных действиях. Малышей ожидало довольно неприятное времяпрепровождение, ведь аспирантка Мэри Тюдор, не скупясь использовать самые сочные эпитеты, язвительно и кощунственно высмеивала даже самое малейшее отклонение в их речи.

Немудрено, что дети, подвергшиеся такому словесному издевательству и прилюдному унижению со стороны гораздо более взрослого человека, в последующем начинали вступать в контакт проблематично, проявляя массу неадекватных и ранее отсутствовавших комплексов. Одним из таких проявлений было торможение в речи, которое дало основания аспирантке Мэри Тюдор называть сирот второй группы жалкими заиками.

У большинства детей, оказавшихся волею судьбы в группе подопытных, никогда ранее не наблюдалось абсолютно никаких проблем с речью, но в результате проведения данного эксперимента сформировались и развились ярковыраженные симптомы заикания, которые, к сожалению, сохранились на протяжении всей их последующей жизни.

В процессе проведения данного психологического эксперимента ученый Уэнделл Джонсон совместно со своей аспиранткой Мэри Тюдор хотели проверить и подтвердить теорию о том, что психологическое давление вызывает задержку речи у детей и влечет за собой симптоматику заикания. Эксперимент длился на протяжении долгих шести месяцев.

Данный эксперимент долгое время скрывали от общественности. Его огласка обязательно привлекла бы к себе внимание критичных ученых, что неминуемо сказалось бы на репутации Уэнделла Джонсона. Но все тайное, рано или поздно, становится явным. Сегодня это исследование узнают под названием «Чудовищный эксперимент». К сожалению, это горькое событие не помешало проводить подобного рода эксперименты над заключенными концлагерей в нацистской Германии.

С момента проведения эксперимента прошло много лет. И только в 2001 году подробности поставленного в университете исследования описала одна из калифорнийских газет, ссылаясь на воспоминания одного из участников этого события. Университет штата Айова официально принес свои извинения всем пострадавшим.

Но этим дело не закончилось. В 2003 году шесть человек подали иск, требуя материальной компенсации, так как в результате проведенных над ними экспериментов их психика достаточно сильно пострадала. Генеральный прокурор штата Айова постановил — пяти истцам выплатить 900 тысяч долларов и еще одному — 25 тысяч долларов. Получили ли эти деньги шестеро пожилых людей в связи с тем, что их в детстве использовали в роли подопытных в эксперименте по стимулированию заикания или нет? На данный момент достоверной информации нет …

Психология как наука приобрела популярность в начале ХХ века. Благородная цель – узнать больше о тонкостях человеческого поведения, восприятия, эмоционального состояния – не всегда достигалась столь же благородными средствами. Психологи и психиатры, стоявшие у истоков многих ответвлений науки о человеческой психике, проводили такие эксперименты на людях и животных, которые сложно назвать гуманными или этичными. Вот десяток из них:

«Чудовищный эксперимент» (1939 год)



В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Давенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят. Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками.

В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в «негативной» группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни. Эксперимент, позже названный «чудовищным», долго скрывали от общественности из страха повредить репутации Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.

Проект «Аверсия» (1970 год)



В армии ЮАР в период с 1970 по 1989 год осуществлялась секретная программа по очистке армейских рядов от военнослужащих нетрадиционной сексуальной ориентации. В ход шли все средства: от лечения электрошоком до химической кастрации.

Точное число жертв неизвестно, однако, по утверждению армейских врачей, в ходе «чисток» различным запрещенным экспериментам над человеческой природой подверглись около 1 000 военнослужащих. Армейские психиатры по поручению командования вовсю «искореняли» гомосексуалистов: тех, кто не поддавался «лечению», отправляли на шоковую терапию, заставляли принимать гормональные препараты и даже подвергали операциям по изменению пола.

В большинстве случаев «пациентами» были молодые белые мужчины в возрасте от 16 до 24 лет. Тогдашний руководитель «исследования», доктор Обри Левин, ныне является профессором психиатрии в университете Калгари (Канада). Занимается частной практикой.

Стэнфордский тюремный эксперимент (1971 год)



В 1971 году эксперимент с «искусственной тюрьмой» не задумывался его создателем как нечто неэтичное или вредное для психики его участников, однако результаты этого исследования повергли в шок общественность. Известный психолог Филипп Зимбардо решил изучить поведение и социальные нормы индивидуумов, помещенных в нетипичные для них условия тюрьмы и вынужденных играть роли заключенных или надзирателей.

Для этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев в количестве 24 человек разделили на «заключенных» и «надзирателей». Предполагалось, что «заключенные» изначально помещены в ситуацию, в ходе которой они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации.

«Надзирателям» не дали никаких специальных инструкций относительно их ролей. Вначале студенты не очень-то понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями». С этого момента поведение обеих сторон в корне изменилось.

«Надзиратели» разработали специальную систему привилегий, призванную разобщить «заключенных» и поселить в них недоверию друг к другу – поодиночке они не так сильны, как вместе, а значит, их легче «охранять». «Надзирателям» стало казаться, что «заключенные» в любой момент готовы поднять новое «восстание», и система контроля ужесточилась до крайней степени: «заключенных» не оставляли наедине с собой даже в туалете.

В результате «заключенные» стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, беспомощность. Через некоторое время навестить «заключенных» пришел «тюремный священник». На вопрос, как их зовут, «заключенные» чаще всего называли свои номера, а не имена, а вопрос, как они собираются выбираться из тюрьмы, приводил их в тупик.

К ужасу экспериментаторов оказалось, что «заключенные» абсолютно вжились в свои роли и начали ощущать себя в настоящей тюрьме, а «надзиратели» испытывали настоящие садистские эмоции и намерения по отношению к «заключенным», еще несколько дней назад бывшими их добрыми друзьями. Казалось, обе стороны абсолютно забыли, что все это – всего лишь эксперимент. Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращен досрочно, всего через шесть дней по этическим соображениям. На основе этого эксперимента Оливер Хиршбигель снял фильм «Эксперимент» (2001).

Исследования о воздействии наркотиков на организм (1969 год)



Следует признать, что некоторые эксперименты, проводимые на животных, помогают ученым изобрести лекарства, которые в дальнейшем могут спасти десятки тысяч человеческих жизней. Однако, некоторые исследования переходят все границы этики. Примером может служить эксперимент 1969 года, призванный помочь ученым понять скорость и степень привыкания человека к наркотическим веществам.

Эксперимент проводился на крысах и обезьянах, как на животных, наиболее близких к человеку по физиологии. Животных приучали самостоятельно впрыскивать себе дозу определенного наркотика: морфина, кокаина, кодеина, амфетаминов и т.д. Как только животные научились самостоятельно «колоться», экспериментаторы оставили им большое количество препаратов, предоставили животных самим себе и начали наблюдение.

Животные настолько растерялись, что некоторые их них даже пытались бежать, причем, находясь под действием наркотиков, они калечились и не чувствовали боли. Обезьяны, принимавшие кокаин, начали страдать от конвульсий и галлюцинаций: несчастные животные вырывали себе фаланги пальцев. Обезьяны, «сидевшие» на амфетаминах, выдернули у себя всю шерсть.

Животные-»наркоманы», предпочитавшие «коктейль» из кокаина и морфина, умирали в течение 2 недель после начала приема препаратов. Несмотря на то что целью эксперимента было понять и оценить степень воздействия наркотиков на организм человека с намерением дальнейшей разработки эффективного лечения наркозависимости, способы достижения результатов трудно назвать гуманными.

Эксперименты Лэндиса: спонтанные выражения лиц и подчиненность (1924 год)
В 1924 году Карини Лэндис из университета Миннесоты начал изучать человеческую мимику. Эксперимент, затеянный ученым, должен был выявить общие закономерности работы групп лицевых мышц, отвечающих за выражение отдельных эмоциональных состояний, и найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей).

Испытуемыми стали его собственные студенты. Чтобы сделать мимику более отчетливой, он нарисовал на лицах испытуемых линии жженой пробкой, после чего предъявлял им нечто, способное вызвать сильные эмоции: заставлял их нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть на порнографические картинки и засовывать руки в ведра с жабами. В момент выражения эмоций студентов фотографировали.

И все бы ничего, но последнее испытание, которым Лэндис подверг студентов, вызвало кривотолки в самых широких кругах ученых-психологов. Лэндис просил каждого испытуемого отрезать голову белой крысе. Все участники эксперимента сначала отказывались это сделать, многие плакали и кричали, но впоследствии большинство из них согласились это сделать. Хуже всего было то, что большинство участников эксперимента, что называется, в жизни и мухи не обидели и совершенно не представляли, каким образом осуществлять приказ экспериментатора.

В результате животным причинили немало мук. Последствия эксперимента оказались гораздо более важными, чем сам эксперимент. Никакой закономерности в выражении лица ученым обнаружить не удалось, однако психологи получили доказательство того, как легко люди готовы подчиниться авторитетам и сделать то, что в обычной жизненной ситуации не проделали бы.

Крошка Альберт (1920 год)



Джон Уотсон, отец бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы страхов и фобий. В 1920 году, изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть.

В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой.

Спустя неделю опыт повторили – в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Младенец плакал уже лишь при виде белой крысы. Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. К сожалению, Уотсону так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.

Приобретенная беспомощность (1966 год)



В 1966 году психологи Марк Селигман и Стив Майер провели серию экспериментов на собаках. Животных поместили в клетки, предварительно разделив на три группы. Контрольную группу через какое-то время отпустили, не причинив никакого вреда, вторую группу животных подвергали повторяющимся ударам тока, которые можно было прекратить нажатием рычага изнутри, а животных их третьей группы подвергали внезапным ударам тока, которые никак нельзя было предотвратить.

В результате у собак выработалась так называемая «приобретенная беспомощность» – реакция на неприятные раздражители, основанная на убежденности в беспомощности перед окружающим миром. Вскоре у животных начали появляться признаки клинической депрессии. Через некоторое время собак из третьей группы выпустили из клеток и посадили в открытые вольеры, из которых легко можно было убежать. Собак вновь подвергли воздействию электрического тока, однако ни одна из них даже не подумала о бегстве. Вместо этого они пассивно реагировали на боль, воспринимая ее как нечто неизбежное.

Собаки усвоили для себя из предыдущего негативного опыта, что бегство невозможно и больше не предпринимали никаких попыток выскочить из клетки. Ученые предположили, что человеческая реакция на стресс во многом напоминает собачью: люди становятся беспомощными после нескольких неудач, следующих одна за другой. Неясно только, стоил ли такой банальный вывод страданий несчастных животных.

Эксперимент Милгрэма (1974 год)



Эксперимент 1974 года Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование». В опыте участвовал экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. В начале эксперимента между испытуемым и актером «по жребию» распределялись роли «учителя» и «ученика». В действительности испытуемому всегда доставалась роль «учителя», а нанятый актер всегда был «учеником».

«Учителю» перед началом эксперимента объясняли, что цель опыта – якобы выявить новые методы запоминания информации. В реальности же экспериментатор ставил целью исследовать поведение человека, получающего указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими нормами, от авторитетного источника. «Ученика» привязывали к креслу, к которому был прикреплен электрошокер. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар током в 45 вольт.

Дальше «учитель» уходил в другую комнату и должен был по громкой связи давать «ученику» простые задачи на запоминание. При каждой ошибке ученика испытуемый должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. В действительности актер, игравший ученика, только делал вид, что получает удары током. Затем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать напряжение на 15 вольт. В какой-то момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. «Учитель» начинал сомневаться, а экспериментатор на это отвечал: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста».

По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, затем сильную боль и наконец срывался на крик. Эксперимент продолжался до напряжения в 450 вольт. Если «учитель» колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен.

Результаты оказались шокирующими: 65% «учителей» дали разряд в 450 вольт, зная, что «ученик» испытывает страшную боль. Вопреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали «ученика» электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 «учителей» из 40 дошли до конца шкалы.

Критики заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта». Результаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы. В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% «учителей», независимо от времени и места эксперимента.

Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным «приказом». Многие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над «учеником» и, нажимая на кнопку, были уверены, что «ученик», неправильно ответивший на вопрос, получает по заслугам.

В конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

«Источник отчаяния» (1960 год)



Свои жестокие эксперименты Гарри Харлоу проводил на обезьянах. В 1960 году, исследуя вопрос социальной изоляции индивидуума и методов защиты от нее, Харлоу отбирал детеныша обезьяны у его матери и помещал в клетку в полном одиночестве, причем выбирал тех детенышей, у которых связь с матерью была наиболее крепкой. Обезьяна содержалась в клетке год, после чего ее отпускали.

У большинства особей обнаруживались различные психические отклонения. Ученый сделал следующие выводы: даже счастливое детство не является защитой от депрессий. Результаты, мягко говоря, не впечатляют: подобный вывод можно было сделать и без проведения жестоких экспериментов над животными. Впрочем, движение в защиту прав животных началось именно после опубликования результатов этого эксперимента


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении