teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

История царя симеона бекбулатовича. Как Симеон Бекбулатович стал «царем всея Руси» Княжение симеона бекбулатовича

Симеон Бекбулатович Касимовский
Симеон Бекбулатович (до крещения — Саин-Булат) Касимовский.
Годы жизни: ?-1616
Годы правления: 1574-1576

Из династии Герай.

Касимовский правитель, хан (1567-1573гг.). Царь и великий князь всея Руси (1575-1576гг.), великий князь Тверской (с 1576 г.).

Детство и молодые годы

О происхождении Саин-Булат хана известно, что он был сыном султана Ногайской орды Бек-Булата - прямого потомка Чингисхана и правнуком Ахмета последнего правителя Золотой Орды.

Получив приглашение Ивана Четвертого, Бек-Булат отправился в Москву вместе с сыном.
На службе у русского царя отец и сын зарекомендовали себя верными, преданными государю людьми и храбрыми воинами.
После смерти отца Грозный царь приблизил к себе Саин-Булата.

Царствование в Касимове

По приказу государя молодой царевич женился на девушке из известного боярского рода - Марии Андреевне Клеопиной-Кутузовой.
Он и так по своему положению стоял выше русской знати, так как был из рода Чингизидов, а брак с русской аристократкой только укрепил его позиции.
Отдавать приглашенным на царскую службу татарским князьям в уделы целые города было вполне в традициях того времени.
Поэтому никого не удивило, когда в конце 60-х годов 16 века Иван Васильевич назначил Саин-Булата ханом в Касимов.
В знак особого расположения царя он получил титул «слуга государев», тогда как даже самые родовитые бояре именовались лишь «холопами Ивана Грозного».

Будучи Касимовским ханом Саин-Булат принял участие в Ливонской войне, а также в походах на Пайду, Орешек и Колывань.

В 1573 году по настоянию Ивана Грозного прошел обряд крещения и стал именоваться Симеон.

Летом того же 1573 года овдовевший к тому времени Симеон Бекбулатович женился повторно на недавно потерявшей мужа княгине Анастасии Черкасской. Благодаря этому браку Симеон Бекбулатович - царь Касимовский - породнился с царской фамилией, так как в жилах его второй супруги текла кровь Софии Палеолог.
В браке у пары родилось три сына и три дочери.

Правление

В 1575 году царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него своего любимца.
В Успенском соборе Кремля прошла коронация Симеона Бекбулатовича. Он был коронован и стал называться великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским.
Симеон также он председательствовал в боярской думе и издавал правительственные указы от своего имени.
Жил он в Кремле, окружённый пышным двором, а Грозный поселился в скромном доме в районе нынешней Петровки.
Формально страна разделилась на владения великого князя Симеона и на «удел» Ивана князя Московского, но фактически правителем государства по-прежнему оставался Иван Васильевич.

Зачем это все было нужно историки спорят до сих пор.

По наиболее распространенной версии Ивану Грозному было сделано предзнаменование о скорой смерти правителя всея Руси. Будучи человеком, весьма суеверным он решил посадить на трон другого, надеясь обмануть судьбу.

Существует также мнение, что он хотел отойти на время в тень, чтобы выявить своих скрытых врагов.
Некоторые историки выдвигают и гипотезу о том, что таким образом царь хотел отвести от себя недовольство народа, который с трудом приходил в себя после ужасов, которые ему пришлось пережить в период опричнины, «переведя стрелки» на пришлого князя.

Всего новый государь процарствовал 11 месяцев.
За это время, по свидетельству иностранных послов, он отобрал у монастырей и церквей все грамоты, жалованные ей на протяжении веков, и уничтожил.
Кроме того, формально по приказу Симеона, а на самом деле с повеления Ивана Грозного, были казнены некоторые царедворцы, которые были приближены им после опричнины, но не оправдали надежд.
Говоря нынешним языком, руками Симеона Бекбулатовича была проведена «зачистка» в верхнем эшелоне власти, и проведены в жизнь «непопулярные меры»

Конец недолгого царствования

Дождавшись момента, когда недовольство правлением Симеона Бекбулатовича начало расти и не став дожидаться волнений и смуты Иван Грозный «вышел из тени» и объявил о том что вынужден вновь взять скипетр и державу, дабы не допустить дальнейшего зла, творимого царем Симеоном.

Одним из первых указов вернувшегося на трон Ивана Четвертого был указ о восстановлении уничтоженных церковных жалованных грамот.
Однако новые грамоты раздавались уже от имени царя Ивана Четвертого, причем земли и имущество возвращались в сильно урезанном виде.
Ходили слухи, что многим церковным иерархам пришлось заплатить немалые суммы, чтобы возвратить хотя бы часть имущества своих обителей.

Большинство историков считают, что данная политическая рокировка, была предпринята Иваном грозным с целью изъятия у церкви значительной части имущества, а так же ясно дало понять всем недовольным его правлением, что на троне может оказаться и более «жесткий» царь.

Князь Тверской

О том что история с передачей власти была хитрым политическим ходом свидетельствует тот факт, что после отстранения от власти, которая ему, по сути и не принадлежала Симеон Бекбулатович не был подвергнут никаким гонениям.

Бывший «царь» отбыл в Тверь, где ему был выделен новый удел, сохранив при этом титул Великого князя.
Симеон Бекбулатович стал одним из крупнейших землевладельцев того времени. Согласно сохранившейся писцовой книге его имущества, составленной около 1580 года, в Тверском и Микулинском уездах он имел одной только пахотной земли до 13500 десятин.
Кроме того, он был наделен особыми привилегиями, дающими ему право взымать налоги и подати в свою пользу, что не позволялось остальным, даже самым высокопоставленным, служилым людям Московского царства.
С конца 1577 года в течение 5 лет Симеон Бекбулатович принимал активное участие в военных действиях, направленных против Польши, однако «знатных побед» не одержал и «полководческой славы не снискал».

Закат карьеры

После смерти своего покровителя Ивана Грозного в 1588 году Великий князь Симеон некоторое время еще сохранял свое высокое положение.
Однако приблизившийся к трону Борис Годунов стал всячески настраивать молодого царя Федора Первого против Тверского князя.
В борьбе за царский трон, Борис Годунов рассматривал Симеона Бекбулатовича, как реального конкурента.
Именно поэтому один из первых указов Царя Бориса предписывал всем присягавшим ему боярам поклясться, что «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…».

Повод к устранению опасного претендента на царский трон дал И. Мстиславский близкий родственник Великого князя Симеона, который оказался замешанным в заговоре против Годунова.

Бывшего «царя всея Руси» постигла опала. Он был лишен титула, большей части своих земель и «удален» в Кушалино, ныне райцентр в Тверской области.
Тогда же Симеон Бекбулатович ослеп, хотя некоторые радикальные историки утверждают, что был ослеплен намеренно.
Бывший правоверный мусульманин стал ревностным православным христианином. Свои накопления он стал расточать на строительство храмов и на вклады в монастыри, особо богатые вклады он отправил на Соловки.
Бывший Великий князь пытался вернулся ко двору при Лжедмитрии I.
Тот сначала принял его благосклонно, но затем подписал указ о его постриге в иноки Кирилло-Белозерского монастыря под именем старца Стефана.

Василий Шуйский в том же году отдал приказ сослать его на Соловки.
Долгое время старец Стефан посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь.
Просьба была удовлетворена в 1612.
Умер 5 (15) января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре. На надгробии была надпись: «Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан». Ныне на месте монастыря находится Дворец культуры ЗИЛа, могила утрачена

Судьба тандема Иван IV - касимовский хан

Институт политических преемников давно применяется в политике. Его используют в наше время, использовали и прежде. Можно ли чему-нибудь научиться у истории в этом вопросе? Историк средневековья и колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов в сегодняшней авторской колонке выясняет, как Иван Грозный экспериментировал с двоевластием и разделением страны на части. Симеон Бекбулатович, бывший татарский хан Саин-Булат, служил для него примером того, что жизнь готовит бывшему любимцу первого лица государства.

Кто такой загадочный Симеон Бекбулатович? До крещения его звали Саин-Булатом. Он - касимовский хан в 1567-1573 годах, сын султана Бек-Булата, правнук хана Ахмада, правившего Большой Ордой и угрожавшего Ивану III в «Стоянии на Угре» 1480 года. Саин-Булат вместе с отцом перешел на службу к Ивану Грозному. В 1575 году Иван IV настоял на именовании Симеона «великим князем всея Руси» (1575-1576). C 1576 года Саин-Булат - великий князь Тверской. Рассмотрим его жизнь и политическую карьеру подробнее.

Хан Касимова

Точный год назначения Саин-Булата касимовским владельцем неизвестен. По всей видимости, это произошло либо сразу после смерти предыдущего хана Шах-Али (то есть в 1567 году), либо чуть позже. В 1570 году Саин-Булат уже являлся касимовским царем.

Ранее для того, чтобы стать касимовскими царями (ханами), Чингисиды должны были успеть «поправить» в каком-нибудь татарском ханстве. Однако Иван Грозный сделал для юного, нигде до того не бывшего на престоле Саин-Булата исключение и личной властью поставил его царем; после него начался ряд царей, или ханов, собственно касимовских. Что заставило российского государя сделать этот шаг, неизвестно.

Свадьба Симеона Бекбулатовича и Анастасии Мстиславской. Миниатюра Лицевого летописного свода. Илл. runivers.ru

В середине 1573 года Саин-Булат принял христианство и был наречен Симеоном. Тогда же Иван Грозный, делая понятное только ему одному дело, женил новообращенного. Его суженой стала Анастасия Мстиславская, дочь влиятельнейшего боярина князя Ивана Федоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. После этого Саин-Булат был лишен города Касимова и Касимовского царства. Жизнь Саин-Булата после принятия христианства заслуживает отдельного и очень тщательного исследования: много спорных моментов в этом периоде его жизни. Он был орудием политики Ивана Грозного, владел титулами великого князя всея России, великого князя Тверского, его имя звучало в политической борьбе за власть в годы «Смутного времени». Умер он простым монахом под именем инока Стефана в 1616 году. Так что же произошло после 1573 года в жизни Саин-Булата?

Наследник Грозного царя?

Осенью 1575 года судьба преподнесла Симеону Бекбулатовичу неожиданный сюрприз. В его жизни произошел переворот, о котором, надо думать, впоследствии он не раз с отчаянием вспоминал. Царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича в ранге «великого князя всея Руси», уступив ему и Кремль, и дворец, и трон, и царский выезд. Сам Иван IV стал именоваться московским князем - «Иванец московский»:

«…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…».

Современники недоумевали. Но не удивление оказалось главным их чувством, а страх. Все гадали, чем может обернуться очередная метаморфоза грозного царя. Царская игра в отречения была уже знакома. Десять лет назад с этого началась опричнина.

«Лета 7084-го октября в 30 день. Великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии сю челобитную подали князь Иван Васильевичь Московской и дети его, князь Иван и князь Федор Ивановичи Московские». Послание Симеону Бекбулатовичу от Ивана VI. Илл. historic.ru

Автор Пискаревского летописца передает противоречивые слухи, ходившие в то время среди русских людей: одни утверждали, что царь испугался предсказания волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть»; другие полагали, будто царь «искушал люди: что молва будет в людех про то». Разумеется, это не более чем слухи. Второй из них показывает, как представляли себе современники личность и нрав царя Ивана. Он, по их мнению, был готов даже на такую крупномасштабную игру, как отказ от трона, чтобы услышать «молву» о себе, выявить своих противников. Впрочем, если вспомнить времена заката советской империи периода позднего Брежнева, Леонид Ильич также, в духе царедворства и подхалимческих интриг, царивших в кругу «олигархии стариков», не раз в приватных компаниях приближенных к трону заявлял, что «устал» и собирается отойти от дел. По его сценарию, все должны были упрашивать правителя остаться. Если же кто-то вдруг хотя бы молчал при этом маскараде лизоблюдов, такого «деятеля» тут же списывали в политический утиль и отодвигали от кормушки. Однако вернемся в средневековье.

Как и прежде, во времена опричнины, Россия разделилась на две части - великое княжение (владение Симеона) и государев удел (владение Ивана IV). Интересно отметить, что это нестандартное решение не послужило причиной каких-либо возмущений со стороны ни знати, ни народа. Все это было воспринято как нормальное явление.

Симеон жил в Москве, окруженный пышным двором. Известны уничижительные формулы обращения Ивана IV к Симеону Бекбулатовичу:

«Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют».

Не все верили в двоевластие, считая, что это была «кратковременная и совсем не выдержанная проба разделения власти, - как сообщал один из послов своему королю, - какая-то игра или причуда, смысл которой неясен». В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов обозначили данное событие как «политический маскарад». Это неудивительно, ведь историки того времени переносили свои мысли и видения людей XIX века на события прошлого. Это не всегда правомерно.

Великий князь Иоанн IV Васильевич. (миниатюра из Царского титулярника 1672 года). Илл. wellesley.edu

Здесь не стоит упускать из внимания тот факт, что наивысшим авторитетом и недосягаемой высотой для московских политиков XVI века была династия Чингисхана; образцом для них являлась построенная его потомками империя Золотой Орды, в системе которой Московская Русь выросла и «возмужала». Именно поэтому татарин-Чингисид был для российских правителей не только не «чужим», но, напротив, желанным и очень авторитетным лицом в системе управления страной. «Потерей чести» для русской знати скорее стало бы возведение на престол равного им русского родовитого боярина из бывших удельных князей: Симеон Бекбулатович по родовитости неизмеримо превосходил их всех. И до Симеона выходцам из татарских родов случалось занимать высокие посты в Московском государстве. Так, в 1572-1575 годах, как раз перед началом царствования Симеона Бекбулатовича, главой земщины был астраханский царевич Михаил Кайбулович.

Конечно, фактически Иван IV все так же управлял Московской Русью, но и Симеон был не так прост и «бутафорен»; когда царь пошел в выступление против крымского хана Даулет-Гирея, страной правил Симеон.

Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси всего 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В августе 1576 года Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского, а Иван Грозный снова стал царем.

Политический финал

После смерти царя Федора Ивановича претендовавшие на власть знатные роды решили консолидироваться против Бориса Годунова. Симеон стал знаменем этих сил. Годунов вынужден был принимать меры. Целуя крест новому царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…». Симеон был лишен удела и сведен на одну тверскую вотчину - сослан на житье в тверское село Кушалино. В 1605 году присягавшие сыну Годунова Федору давали то же самое обязательство. Симеон обеднел, ослеп и жил в скудости. После избрания на царство Бориса Годунова противники его повели агитацию в пользу Симеона, и напуганный Борис сослал бывшего татарского хана в отдаленный город.

Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Илл. historydoc.edu.ru

Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Все это время Симеон посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь. Умер Симеон 5 (15) января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре.

Итак, «преемничество» Симеона сильно изменило дальнейшую жизнь бывшего татарского хана. Иван Грозный, видимо, изначально никаким «преемником» его не видел и использовал в своих корыстных целях. Вообще же игры в преемников не так безобидны, как может показаться из этого текста. В истории много случаев, когда реальные правители ставили во главе государства, казалось бы, «подставных» и слабых в политическом отношении фигур, однако через некоторое время эти персоны вдруг проявляли себя отнюдь не как слабые и безвольные, а как стремящиеся к авторитаризму деятели. Их бывшие покровители нередко страдали от своих протеже. А бывало и наоборот. В любом случае, преемник , каким бы он ни был, - это не его покровитель, и его политика, если это реальный политик, а не подставное лицо, будет так или иначе отличаться от линии прежнего лидера.

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов - историк , старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006-2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе - международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV-XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Октябрь 1575 года Грозный начал как обычно.

Из летописи: «Казнил царь на Москве, у Пречистой, на площади в Кремле многих бояр, архимандрита чудовского, протопопа и всяких чинов людей много».

Отрубленные головы Иван приказал покидать на двор князя Мстиславского, по-царски намекая ему на свое недовольство. После семи лет опричнины швыряние отрубленных голов через забор интереса у москвичей не вызвало. Но потом государь все же смог серьезно удивил своих подданных.

Он вдруг объявил, что отрекается от престола, переезжает из Кремля на Петровку и становится простым русским боярином Иваном Московским. Вместо себя правителем страны Грозный назначил крещенного татарина Симеона, хана касимовского.

Пока бояре еще надеялись, что это всего лишь шутка, «хан всея Руси» был официально повенчан на царство в Успенском соборе Кремля, а боярин Иван Московский покинул царские палаты в положенных ему по новому чину «боярских оглоблях».

За спиной он оставлял нового русского царя и все Московское царство в состоянии полного шока.

…Историки до сих пор не могут найти убедительное объяснение этому поступку Грозного. Версий предложено много, начиная с той, что царь не был психически нормальным человеком.

Однако выбор «наместника» показывает, что голова у Грозного работала как надо. Симеон Бекбулатович по своему происхождению — правнук правителя Большой Орды Ахмат-хана и прямой потомок Чингисхана. «Крещенный татарин» на русском троне это не оскорбление, а большая честь, потому что он чингизид, а это круче чем Рюриковичи.

При этом у татар вообще хорошая репутация, они пользуются доверием русских князей и нередко их замещают. Например, на время похода на Великий Новгород в 1477 году Иван III поручил все дела татарскому царевичу Муртазе, бывшему у него на службе. Позднее, в 1518 году, сын Ивана, Василий III, при приближении к столице войск крымского хана бежал из Москвы, возложив ее оборону на татарского царевича Петра… Татары не предавали.

В ноябре в Москве начался ежедневный театр абсурда.

Симеон Бекбулатович сидит на троне и подписывает указы своим именем, причем все вокруг знают, что царь-то — не настоящий. А настоящий царь шлет своей марионетке челобитные:

«Государю великому князю Симиону Бекбулатовичу всеа Руси Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом, да с Федорцом челом бьют»…

Эта клоунада, похоже, весьма забавляет экс-царя Ивана все 11 месяцев «царствования» царя Симеона.

В августе 1576 года она прекращается так же внезапно, как и началась. Грозный возвращается на трон, а Симеон становится Великим князем Тверским, к тому же царь Иван щедро одаривает «коллегу» землями.

…Что сделал Грозный?

Поступок царя только кажется абсурдным. За год до своего отречения он обсуждает с английской королевой Елизаветой возможность своего бегства в Англию в случае смуты или заговора. Английскому послу Даниилу Сильвестру Иван признается, что боится заговоров.

Царь не случайно боится. В 1560 году он разогнал советников и начал править самостоятельно. На этом его успехи и прекратились: выиграть Ливонскую войну он не смог, опричнина оказалась небоеспособной, экономика Руси после многолетней войны и террора находилась на грани катастрофы… Правление Грозного обанкротилось, и теперь он боялся последствий.

Прежде всего он разделил русские земли между собой и новым царем. Почти все земли оказались в личной вотчине «Ивана Московского», где его власть не ограничивалась государственными законами. То есть, он повторил старый трюк с опричниной-земщиной, но теперь с обратной целью: избавиться от бесполезных и опасных опричников.

Их верхушка уничтожается внезапно и безжалостно: князь Черкасский — посажен на кол, ясельничий Зайцев повешен на воротах собственного дома… После этого царь запретил даже просто произносить слово «опричнина».

Решительно закрыв эту страницу истории, Грозный занялся экономикой.

Английский дипломат сэр Джильс Флетчер, посетивший Московию в 1588 году, в своей книге «О государстве Русском» описал его экономическую стратегию:

«Во имя этой цели Иван Васильевич использовал весьма странную практику, которую немногие князья могли принять в самых крайних ситуациях. Он оставил свое царство некоему великому князю Симеону… как будто бы он предполагал отойти от всех общественных дел к тихой личной жизни. К концу года его правления он побудил этого нового царя отозвать все грамоты, пожалованные епископствам и монастырям. Все они были аннулированы».

Дело тут вот в чем. После массовых убийств Иван замаливал грехи, делая щедрые подарки монастырям, увеличивая их земельные наделы или освобождая от налогов. Убивал царь часто, подарков приходилось делать много. Теперь, когда страна оказалась почти разорена, царь решил вернуть подарки назад. 11 месяцев царю понадобились, чтобы разыскать и уничтожить именем нового царя, не отвечающего за долги старого, все свои жаловательные грамоты.

…Симеону участие в темных царских делишках сперва, наверное, казалось каким-то странным приключением. Но вскоре он понял, что эта история сломала ему жизнь.

Когда знатные роды, недовольные властью Годунова, искали, вокруг кого сплотиться, имя касимовского чингизида всплыло само собой. Симеон не стремился к власти и не участвовал в заговорах, но его блестящая родословная сама по себе была угрозой любому царю. Годунов знал, что хан ни в чем не виноват, но все же сослал опасного конкурента в тверскую глушь. А через пару лет приказал его еще и ослепить — так, на всякий случай.

Несправедливость и жестокость странно подействовали на Симеона: недавний правоверный мусульманин стал православным фанатиком. Он раздал свое имущество церквям и монастырям, оставшись не только слепым, но и нищим.

В Смутное время цари менялись часто и каждый начинал свое правление с поиска и устранения конкурентов. Лжедмитрий I постриг Симеона в монахи Кирилло-Белозерского монастыря. Василий Шуйский сослал «старца Стефана» на Соловки…

К концу жизни ни в чем не виноватый, но безжалостно растоптанный Симеон Бекбулатович просил у властей только одного: после смерти быть похороненным рядом с женой в подмосковном Симоновом монастыре. Его просьбу уважили.

В 1930 году Симонов монастырь был взорван, а кости единственного правителя Руси из священного рода Чингисхана были раздавлены фундаментом Дворца культуры ЗИЛ, построенного на месте древнего русского кладбища. (Иллюстрация — фрагмент картины Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875 год) За спиной сидящего Грозного стоит Симеон Бекбулатович ).

Доклад в комиссию Общественной Палаты РФ по межнациональным вопросам

Саин Булат

24 января 1570 года Иван Грозный отправил в Константинополь дворянина Ивана Петровича Новосельцева. Тот прибыл во дворец султана Селима и сообщил ему, между прочим, следующее: «Мой государь не есть враг Мусульманской Веры. Слуга его, Царь Саинбулат, господствует в Касимове, Царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Сурожике, Князья Ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях: ибо у нас всякий иноземец живет в своей Вере». Итак, в начале 1570 года в городе Касимове на Оби управлял новый владелец – хан Саинбулат Бекбулатович.
Заступил ли он сразу после скончавшегося в 1567 году хана Шиг-Али, или получил Касимов несколько времени спустя после его смерти, сложно сказать. В описи царского архива 1571-1584 гг. значится лишь запись: «Ящик 201:…да роспись шертная грамота и списки, как Государь Царь и Великий Князь пожаловал Саинбулата царевича, учинил на Касимове городке царем». К сожалению, года в этом любопытном документе не указано.

Летом 1573 года Саинбулат принял христианскую веру и в святом крещении был назван Семионом, под этим именем он уже упоминается в документах Дел Датских 15 июля 1573 года.
Однако надо добавить, что в летописи имя СИМЕОН указано как “СЕОМИН”, и, возможно, имя это происходит от титула “Semoviti desponsata”, что переводится как “Земной жизни деспот”. Деспотами называли потомков Византийских Императоров, а Саин Булат был праправнуком Софии Палеолог.

Симеон Бекбулатович был посажен на российский престол как царь и Великий князь всея Руси. Сам Иван IV на период царствования Симеона именовался лишь князем Московским. Симеон Бекбулатович правил на Руси в течение года, после чего в 1576 году он освободил престол и якобы получил в удельное княжение Тверь и Торжок.

Начались военные походы Царя Семиона Бекбулатовича к Балтии и Ладоге.

На карте XVII века на юго-западе от Твери на месте города Старица обозначена Wenna. Очевидно, когда-то так и было. Это географический центр Европы. Отсюда берут истоки основные крупные реки: Волга, впадающая в Каспийское море; Западная Двина, впадающая в Балтийское море; Днепр, впадающий в Черное море, Ловать, ведущая через озеро Ильмень в реку Волхов, которая впадает в Ладожское озеро; река Межа, впадающая в Торопу, текущую из земель древнего Сурожа.

Укрепление Булатово, расположенное недалеко от Королевщины на реке Меже, было стратегическим местом. Военные походы на Балтику начинались отсюда из Поречской Ордынской Пустыни, где были оборонительные укрепления. Эти укрепления прикрывали подходы с западной стороны к Булатово и землям Старицким. Булатово на реке Меже, где и сегодня на подступах к нему стоит восстановленный Поречский монастырь, имело прямые речные пути:

До Полоцка, бывшем столицею Руси до 1436г.,
-до Новгорода,
-до Ладоги через Новгород,
-до Риги и стран Балтии по реке Западная Двина,
-до Киева по реке Днепр,
-до Смоленска по хорошей грунтовой дороге.

Сегодня в Булатово уже никто ни живет, но местные жители помнят, что в Булатово “жили богатые” и попасть туда можно было только пройдя Поречский монастырь, так как вокруг непроходимые топи с узкими тропами.

Поход на Ладогу

В конце 1571 года в войне со шведами, в сторожевом полку (авангарде) находился Саин-Булат с двором своим, о чем свидетельствуют русские летописи. В конце 1572 года и начале 1573 года царь Саин-Булат принимает активное участие во втором походе против Швеции.

В исходе 1572 года Иван IV лично предводительствует войсками. В эту пору Саин-Булат вместе с наследником престола Иваном командуяет Большим полком, главными силами армии. Летописцы записали: «Главный был отряд Саин-Булата…» и далее «В Большом полку царь Саин-Булат Бекбулатович да с ним бояре Иван Фёдорович Мстиславский, да Михайло Яковлевич Морозов».
И далее летописцы повествуют: «Царь Касимовский овладел мызою Ропою. Мыза Ропша впервые упомянута в древних летописях, где через двести лет будет задушен графом Алексеем Орловым и князем Барятинским русский царь Пётр III по приказу императрицы Екатерины II, отсюда и пошёл к замку Лодеко”.
Замок Лодеко это Старая Ладога, сегодня город Волхов. Войска, пройдя Новгород, шли по реке Волхов вниз по ее течению к Ладожскому озеру. Здесь наши войска потерпели сильное поражение от шведов. Так закончили летописцы описание похода 1572-1573 г.

“Царь Семион Бекбулатович до 1576 года = король Польши Стефан Баторий»

Военный поход свой на Литву и Старую Ладогу Царь Симеон Бекбулатович повел из Касимова через Москву, где пробыл 1-2 года перед своими знаменитыми «Литовскими походами Грозного» Войны 1571-1577 годов для Царя Семиона Бекбулатовича не принесли победы в битве со шведами за выход к Ладоге. А затем его просто не пустили обратно ни в Москву, ни в Касимов.
Он был сослан с монашеским именем Стефан в Кириллов и затем на Соловки.

Царь Симеон Бекбулатович является дубликатом короля Польши Стефана Батория.

Прижизненный портрет «Князь Тверской» Царя Всея Руси и великого князя Тверского Симеона Бекбулатовича

При возведении на царство Руси учитывались права Старицких-Бекбулатовых, Царя Симеона Бекбулатовича и его детей, как потомков Византийских Императоров, о чем свидетельствуют сохранившиеся “подкрестные грамоты”.

1. Андрей Старицкий закончил свою жизнь в заключении под «железной» шапкой.

2. Владимир Старицкий не соглашался на присягу младенцу Ивану IV, но был приведен к присяге на верность. Казнен с семьей в 1569.

3. Мария Владимировна дочь Андрея Старицкого была выдана замуж за короля ливонского Магнуса, в дальнейшем была выкрадена и заключена в монастырь Горицы, где находилась вместе с Ефросиньей Старицкой, канонизированной как святая Русской Православной Церковью.

4. В апреле-мае 1598 при вступлении на престол Бориса Годунова все должны были подписать подкрестную грамоту: «Царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети, ни думати, ни мыслити, ни семьитись [то есть не родниться], ни дружитись, ни ссылатись с царем Симеоном ни грамотами, ни словом не приказывати на всякое лихо, ни которыми делы, ни которую хитростью; а кто мне учнет про то говорити или кто учнет с кем о том думати и мыслити, что царя Симеона или сына его, или иного кого-нибудь на Московское государство посадити, и яз то сведаю или услышу от кого-нибудь, и мне того изыскати и привести к государю».

Захоронение Царя Симеона сохранилось

Памятник Царю и великому князю Симеону Бекбулатовичу возможно установить только в одном месте – на месте разрушенной колокольни, где он погребен.

Колокольня Симонова монастыря была разрушена в1930 году, но сохранилось основание колокольни. Сегодня оно находиться за Дворцом Культуры ЗИЛ и окружено крепким чугунным забором, сохранились ступени, ведущие к паперти колокольни. В 1793 году было известно:

«Скончался в 1616 году и погребен в Симоновом монастыре на левой стороне под папертью колокольни, рядом с супругой. На гробовой каменной плите имеется такая надпись: «Лета 7134 году генваря в 5 день на память святых мучеников Феопемита и Феоны преставился раб Божий Симеон Бекбулатович, во иноцех схимник Стефан». («Путеводитель к древностям и достопримечательностям Московским», ч.4, стр.241, Москва, 1793 г.)

Потомки царя Симеона Бекбулатовича

Родословная роспись потомков царя Симеона Бекбулатовича составлена в XIX веке его потомком, предводителем дворянства города Ростова Дмитрием Александровичем Булатовым, и сегодня хранится в музее-заповеднике «Ростовский Кремль”, копия ее приведена ниже. Сведения о том, что «внук царя Золотой Орды Булата (Зелет-Салтан-Тохтамыша) царевич Якуб (Егуп 1446), послужили для восстановления Древней Истории Руси.

Родословная №1. Документы, хранящиеся в Музее Ростовского Кремля:

«Поколенная роспись Булатовых

“Внук царя Золотой Орды Булата (Зелет-Салтан-Тохтамыш) царевич Якуб или Юсуп (1446 г.) во святом крещении Симеон”

№ по порядку № по отцу
1 Симеон Бек-Булатович
2 Василий Симеонович 1
3 Симеон Васильевич 2
4 Борис Симеонович 13
5 Леонтий Борисович 4
6 Архип Леонтьевич 5
7 Родион Архипович 6
8 Григорий Родионович 7, 8
9 Леонтий Григорьевич
10 Тимофей Григорьевич 8
11 Иван Леонтьевич (7136/1628), супруга княжна Ирина Кильдишева 9
12 Родион Тимофеевич 10
13 Захар Иванович 11
14 Алексей Иванович 11
15 Фрол Иванович 11
16 Фома Родионович 12
17 Даниил Родионович 12
18 Ефим Родионович (1710 г.), супруга Ольга Маматова 12
19 Марк Захарович 13
20 Аммос Алексеевич 14
21 Михаил Алексеевич 14
22 Алимпий Фролович 15
23 Анастасия Данииловна, в супружестве с дворянином Семеном Муратовым 17
24 Семен Ефимович 18
25 Лука Ефимович 18
26 Артемий Маркович 19
27 Косьма Аммосович, драгун (1752 г.) 20
28 Влас Аммосович, капрал 20
29 Антон Михайлович 21
30 Тимофей Михайлович 21
31 Петр Михайлович 21
32 Тимофей Алимпиевич 22
33 Антон Алимпиевич 22
34 Леонтий Семенович, конной гвардии рейтар, (1752 г.), супруга княжна Елена Колунчакова 24
35
36
37 Иван Тимофеевич 32
38 Михаил Леонтьевич, генерал-лейтенант, (1760–1825), в супружестве 1 брак с графиней Луизою Стединг, 2 брак с дочерью Киевского генерал-губернатора, генерал-аншефа Б.Б. Нилуса, девицею Мариею Богдановной 34
39 Борис Леонтьевич, полковник 34
40 Александр Михайлович (от первого брака отца), 1794–1826, полковник и командир 12 Егерского полка, в дивизии Н.М. Сипягина, супруга дочь тайного советника Елизавета Ивановна Мельникова, декабрист 38
41 Александр Михайлович (от второго брака отца), гвардии штабс-капитан, 1800–1874, супруга княжна Мария Андреевна Голицына 38
42 Михаил Михайлович, поручик лейб-гвардии Преображенского полка, скончался в 1837 г. 38
43 Николай Михайлович 38
44 Пелагея Александровна, в супружестве с генерал-майором Иосифом Петровичем Преображенским 40
45 Анна Александровна, инокиня Досифея Спасо-Преображенского монастыря 40
46 Дмитрий Александрович, р. 1837 г., действительный статский советник, ростовский предводитель дворянства, в супружестве с дворянкою Людмилою Евграфовною Шестаковой 41
47 Николай Александрович, р. 1842 г., надворный советник, товарищ председателя Кашинского, Тверской губернии, окружного суда 41
48 Мария Дмитриевна, р. 1862 г., в супружестве с гвардии штабс-капитаном князем Николаем Александровичем Кропоткиным 46

ПОРТРЕТ МИХАИЛА ЛЕОНТЬЕВИЧА БУЛАТОВА, В РОДОСЛОВНОЙ №1 УКАЗАН ПОД №38

ПОРТРЕТ А.М. БУЛАТОВА. В родословной №1 он указан под №40

Декабрист Александр Михайлович Булатов и его отец Михаил Леонтьевич Булатов – потомки Царя Симеона Бекбулатовича.

Егуп — родоначальник рода Булатовых из родословной 2, и он же Егуп царь — внук Темира царя из родословной №2

Родословная №2 «Бархатная книга — Родословная книга князей и дворян Российских и выезжих», издание XVIIвека
« Темиръ Бекбуланъ.
У Темиръ Бекбулана сынъ Темиръ Кутлуй Царь первой на Астрахани.
У Темиръ Кутлуя сынъ Темиръ Царь.
У Темира сын Киемагмет Царь.

У Киемагмета дети: Магметъ Царь, Егупъ Царь, Ахматъ Царь.

У Егупа Царевича сынъ Чювакъ Царь.

У Чювака сынъ Яныбекъ Царевичь.
У Яныбека Шиховлеяръ Царевичь.

У Шиховлеяра сынъ Шигалей былъ на Казани при Великом Князе Василье Ивановиче всеа Руссии, и при царе и Великомъ Князе Иване Васильевиче всеа России, напередъ Александра и Семена; а Семенъ былъ на Казани после Александра.
А Ахматовы Царевы дети третьяго сына Кей Магметева Царева
Муртоза Царь, Сеитъ Ахматъ Царь, Шиахмет Царь.

У Муртозы дети: Акъ Кубекъ Царь, Бердибекъ Царь.
У Акъ Кубека сынъ Кайбула Царевичь.
А у Бердибека сынъ Емгурчей Царь.
А у Сеитъ Ахмата Царя сынъ Касай Царь.

У Касая дети: Казбулатъ Царевичь, Едигеръ Царь Казанской а во крещении Семион; а взятъ въ Казани полономъ, какъ Царь и Великий Князь Иванъ Васильевичь всеа России Казань взялъ.
А у Шиахмета Царя сынъ Аидаръ Царь.
у Аидара другой сын.
Дервиш Царь а былъ на Астрахани; а в другой ряд посадил его на Астраханижъ Царь и Великой Князь Иванъ Васильевичь всеа России, а посылал с ним на Астрахань рать свою.»
Иванбек Царевич Бекбулат.

«У Егупа Царевича сынъ Чювакъ Царь
У Чювака сынъ Яныбекъ Царевичь.
У Яныбека Шиховлеяръ Царевичь.»

Яныбек Царевич сын Чювак Царя и внук Егупа царя из родословной №1, в переводе на русский язык Иванбек Царевич, ну, а учитывая, что это род Бекбулатовых, то читать следует «Иванбек Царевич Бекбулат», он же Иван III Бекбулат.

Правящая династия Романовых через цензуру стирала со страниц русской истории сведения о царском роде потомков Темира-Бекбулата, Темиръ Кутлуй Царя — Тамерлана, Абубекира (см. родословную 3), членом которого являются Иван III Бекбулат(1440-1505) - вел. кн. московский и владимирский (с 1462), государь (1478) всея Руси с 1485 г., его дети и внуки. При нем завершилось сложение основной территории единого Русского государства, составлен его первый судебный кодекс (Судебник 1497 г.), пало ордынское иго, значительно возрос международный авторитет Русского государства, развернулось широкое строительство церковных и гражданских зданий в столице, защитных сооружений в пограничных районах страны (см. подробнее: Черепнин. - С. 842-896; Зимин. 1982).
Род Булатовых (Бекбулатовых) и род Юсуповых – потомки Едигея и Абубекира — зятя пророка Магомета и потомки Темира-Бекбулата.

Родословная №3

«Поколенная роспись, поданная в Разрядный Приказ за общим подписанием Князей Юсуповых. 194(1686 г.) г. Мая в 19 день (подал Стольник Князь Иван (Дмитриевич) Юсупов
Родство Абабук Киреева (Абубекира) Владел и ведал всем Мусульманским родом после Магомета. А у Бабекира сын Магомет был в Дамаске царем (Султаном)
А Магометов сын Султан Кегаб в Дамаске ж был царем
А Кегапов сын Султан Гирмис был в Егинте Царем
Гермесов сын Судтан Халид был в Сарсаре Царем
А Халимидов сын Султан Кулюд был в Сарсаре Царем
А у Кулюда сын Султан Абулгази был в Антиохии Царем
А у Абулгази сын Султан Селим был в Антиохии Царем
А у Селима сын Султан Сыддык был в Антиохии Царем
А у Сыддыка сын Султан Абдельхан был в Медонии Царем
А у Абдельхана сын Султан Осман был в Медонии Царем
А у Османа сын Султан Джиляледдин был в Константине граде Царем
А у Джеляледдина два сына, первые Адгем, в второй Бибатюкляс был в Кехбе Царем, а Мекка тоже
А у Бабатюкляса три сына: первый Аббасом зовут, второй Абдурахман, третий Термя был меж Волги и Яика
А у Термя сын Карапчи
А у Карапчи сын Сламкай
А у Сламкая сын Каддыркай
А у Каддыркая сын Кадлукай, и взяль Кадлукай взятьем Кункент, и учинился в Кункенте Государем
А у Кадлукая сын Иддигей (с него начинается достоверное родословие Юсуповых)
Князь, и Иддигей Князь взял у Джанибека Царя юрт, и учинился на его месте Государем
А у Идигея Князя сын Народык-Мурза (Мансур сын Идигея, его сын Темир отец Нурсултан)
А у Народык-Мурзы сын Акас-Князь (Дружил и помогал Адулхайру)
А у Акаса Князя дети от первыя жены от Конедозы Царицы семь сынов Шехем-Мурза, Шихмама-Мурза, Кушуз-Мурза, Досум-Мирза-бездетен, Юсуф Князь, от него пошли Юсуповы, да Ак-Мурза, бездетен, Смаила Князь (Измаил, это брат Юсуфа из угождения Ивану Грозному принесший Юсуфа на жертву своим корыстным расчетам.)
А от второй жены у Мусы Князя от Козинской дочери дети: Алчегир-Мурза-бездетен, да Шейдяк(от него пошли Шейдяковы) да Джавпосты-Мурза-бездетен, да Мамай Мурза, бездетен»
А от третьей жены сын Исхак мурза-бездетен
А от четвертой жены дети Искандер-Мурза, да Темир Мурза бездетны
А от пятой жены дети Кутум Мурза (от него пошли Кутумовы), да Кулук Мурза, да Куль Ахмет Мурза, да Джан-Ахмет-Мурза, бездетны.
А у Юсуфа Князя дети: Иль-Мурза, да Ибрагим-Мурза (Здесь означены только поселившиеся в России потомки Исмаила, у которого было 7 сынов: Тюхмате, Уруси прочее, от них князья Урусовы, Тюхматовы и пр.)
А у Иль-Мурзы дети Чин (Иль Инк-Мурза) Мурза, да Сеюш-Мурза»

Муса князь сын Юсуфа

Сын Князя Юсуфа князь Муса, стал прародителем основной православной династии Золотой Орды, был женат на внучке Ахмата — дочери его сына Хозиака Султана (потомки Темира Бекбулата),
Второй женой Мусы была дочь Ивака (Упака хана Сибири) Хандаза.

Муса – потомок Едигея и его жены Джанике-ханым. Джанике дочь Тохтамыш-хана (1379-1395) и жены его Токай-бек, от которой у него было 6 детей. Когда Джанике было 10 лет, Тохтамыш убил свою жену мать Джанике. Об этой истории до сих пор помнят в городе Бахчисарае. Мавзолей Джанике сохранился в Крыму на вершине горы Чуфут-Кале.

3 августа 1490 он отправил посольство великому князю с просьбой принять его к себе в союз и разрешить брак его дочери с Царем Казанским Магмет-Эмином. Великий Князь в союз принял и разрешил брак. (30, с.VI)
В «1491, августа 3» Муса мурза просит у вел. князя дружбы и милости к его родственникам. Вел. князь дает свое согласие, и сообщает, что рад его родству с казанским царем.
В 1493 Муса выдал свою дочь замуж за Шейх-Ахмета
В 1497 март, ногайский мурза Муса извещает вел. князя Ивана Васильевича о своей войне против врагов Казанского Царя. Вел. князь отвечал, что в дружбе с ним желает быть и дает грамоту к Казанским воеводам на проход посла Мусы мурзы.

А от другой жены у Мусы Князя от Козинской дочери дети: Алчегир-Мурза-бездетен, да Шейдяк(от него пошли Шейдяковы) да Джавпосты-Мурза-бездетен, да Мамай Мурза.
Третий сын Мусы мурза Алчагир от его второй жены (дочь хана Золотой Орды Хозияк-Султана) был женат на Алагунге, дочери знаменитого крымского хана Менгли-Гирея. Сестра его жены Гафза-Хатун была замужем за турецким султаном Селимом I (внук Махомета II Завоевателя) и стала матерью Сулеймана Великолепного. Селим I принял титул халифа в 1517 после завоевания Египта, когда последний халиф аббасидской (корейшитской) династии отрекся в его пользу. Следует упомянуть, что тещой мурзы Алчагира была знаменитая царица Нурсултана. Таким образом, в его потомстве объединились две главные ветви ногайской династии, которые связаны через кровные отношения с Тамерланом. Мурза Алчагир был старшим сыном второй жены князя Мусы. Его отец имел 20 сыновей от 5 жен. После смерти Мусы (прбл. в 1502) трон ногайского княжества последовательно занимали его братья (сыновья князя Оказа) Ямгурчей, женатый на одной из внучек хана Золотой Орды Ахмата, и Асан. Из переписки между Великим Князем Москвы Иваном III и ханом Крыма Менгли-Гиреем в 1503 можно заключить, что мурза Алчагир, который вел в то время кочевой образ жизни в степях около Волги, оказывал активную военную помощь остаткам Золотой Орды, управляемой царем Шейх-Ахматом (зять Мусы) вместе с его братом Хозияк-Султаном (дед Алчагира по матери). В мусульманской родословной писали «Алчегир-Мурза-бездетен», значит, его дети были крещены. По другим сведениям у него был сын Айдин Урак, который воспитывался у его дяди Мамай-Мурзы.

Алчегир-Мурза

Мурза Алчагир был старшим сыном второй жены князя Мусы. Его отец имел 20 сыновей от 5 жен. После смерти Мусы (прбл. в 1502) трон ногайского княжества последовательно занимали его братья (сыновья князя Оказа) Ямгурчей, женатый на одной из внучек хана Золотой Орды Ахмата, и Асан. Из переписки между Великим Князем Москвы Иваном III и ханом Крыма Менгли-Гиреем в 1503 можно заключить, что мурза Алчагир, который вел в то время кочевой образ жизни в степях около Волги, оказывал активную военную помощь остаткам Золотой Орды, управляемой царем Шейх-Ахматом (зять Мусы) вместе с его братом Хозияк-Султаном (дед Алчагира по матери). Сохранилось одно интересное письмо, написанное Алчагиром Великому Князю Москвы Василию III в 1508, в котором Алчагир предлагает союз с Россией и просит прислать ему в качестве подарков красную ткань, две шубы из меха черных соболей для своих жен и т.п. После смерти князя Асана (приблизительно в 1509) ногайское княжество пострадало от межусобных распрей, вызванных враждой между двумя старшими сыновьями Мусы Шигимом (от первой жены) и Алчагиром (от второй жены). В 1515 князь Шигим был арестован Алчагиром в Сарайчике (столица ногайских татар), но был освобожден другим братом, «великим мурзой» Мамаем (сводный брат Алчагира), который вел независимую политику. В 1516 Алчагир вместе со своими братьями (в частности, с Шихмамаем и Сеид-Ахматом), женами и детьми поставил себя под защиту брата своей старшей жены, хана Крыма Махомет-Гирея. Однако, в следующем году он возвратился вместе со своими родственниками обратно на ногайскую территорию из-за спора с крымским ханом. Он не получил титул князя, поскольку умер в 1520, за один год до смерти князя Шигима в Астрахани и титул князя ногаев перешел к его младшему брату Сеид-Ахмату (Шеидиак), который умер намного позднее в 1549. Ему наследовал его брат Шихмамай.

В мусульманской родословной №3 писали «Алчегир-Мурза-бездетен», значит, его дети были крещены. По другим сведениям у него был сын Айдин Урак Булатов, получивший православную фамилию потому, что его матерью была жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная в монахини в Рождественском монастыре в Москве, и 16 лет пробывшая монахиней Покровского монастыря в Суздале.
Урака его мать прятала с помощью своей сестры Марии от Елены Глинской в монастыре Давидовой Пустыни под Серпуховым, затем Урак бежал на берега Дона, где воспитывался у его дяди Мамай-Мурзы.
Возможно, отец Урака Альчегир является дубликатом Василия III.

Урак Булатов

Урак Булатов — предок декабриста Александра Булатова, очевидно, является сыном Василия III и Соломонии Сабуровой. Летописные сведения о нем появляются с 1530х годов. В 1537 Урак писал в Москву, боролся за власть в Казани против крымцев.
Урак-Юрак может значить Юрий-Георгий, а сын Георгий был по летописям у Василия Урак был убит Измаилом, Мамай дядя Гази взял с собой Гази, и они вместе захватили Крым, но правда, ни надолго.

Дочь Урака сестра Гази стала женой Царевича Бекбулата и матерью Саин Булата будущего Царя Симеона Бекбулатовича. III.
При распаде Большой Орды в самом начале XVI века был расторгнут брак сына Ивана III Василия III и Соломонии Сабуровой. Был заключен второй брак с Еленой Глинской, от которого родился Иван IV Грозный. А от первого брака был сын Урак Булатов, который, имел права на престол, в связи с чем он был под наблюдением и преследованием.
Государь Иван Грозный прекрасно знал историю своей семьи, изучал архивные документы. Он хранил «Ящик 44-й», этот ящик в 1566 году «августа в 7 день взял государь к себе» «А в нем списки - сказка Юрья Малого, и Стефаниды резанки, и Ивана Юрьева сына Сабурова, и Машки кореленки, и иных про немочь великие княгини Соломаниды.» Иван Грозный брал к себе много архивных дел, но интерес его к этому ящику очень показателен.
Следует предположить, что Урак (Юрак)Булатов является сыном Василия III и Соломонии Сабуровой. Соломония спрятала своего новорожденного сына Урака-Георгия Булатова сына Василия III и внука Ивана III в монастыре у своего духовного отца Давида Серпуховского, основавшего монастырь под Серпуховом на средства Марии сестры Соломонии.
Урак Булатов позже в 1550-1552 годах был учтен в «Тысячной книге» по Серпухову, где вырос: (1550,1552) «Мордвинов, Урак Булатов сын, сын боярский III статьи по Серпухову — л. 136 об.;»
По распоряжению Ивана IV, дядя Урака Измаил позже убьет Урака. Сын Урака Гази бежит и возглавит Малую Ногайскую Орду.
Подробнее:
04.09. 1505 году Соломония Юрьевна Сабурова вышла замуж за наследника русского престола – князя Василия Ивановича, будущего Василия III. В том же году великий князь Иван III скончался и Василий Иванович стал правителем Русской земли, а Соломония – великой княгиней.
В том же году состоялась другая свадьба, закрепившая союз Рюриковичей и Сабуровых: сестра Соломонии Мария Юрьевна вышла замуж за князя Василия Семеновича Стародубского – также праправнука Дмитрия Донского. А их отец – Юрий Константинович – был пожалован в бояре.
Великий князь Василий и великая княгиня Соломония прожили в браке 19 лет, но потомства у них не было. Опала постигла Соломонию 28.09.1505 в связи с обвинением ее в «бесплодием». Она была пострижена 29.11.1525. Пострижение произошло в монастыре Николы Старого, а жить София стала в московском монастыре Рождества Богородицы на Рву. Однако тут она оставалась недолго и была переведена в Покровский монастырь в Суздале, который она прекрасно знала и где не раз бывала до пострига.
7.5.1526 г был подарок Покровскому суздальскому монастырю села Павловского и наречение сына Соломонии/Софьи «Георгием», дата рождения «Георгия Васильевича» — 15 апреля 1526 г.,
Духовным отцом и игуменом монастыря Николы Старого был преподобный Давид Серпуховской – в миру князь Даниил Вяземский, из Рюриковичей († 19 сентября 1529 г.). Более 40 лет он подвизался в Боровском монастыре, но в 1515 году оставил эту обитель, чтобы основать новый монастырь. Земли для него (в 20 километрах от Серпухова и в 80 километрах от Москвы) были предоставлены князем Василием Семеновичем Стародубским, мужем Марии – сестры великой княгини. Поселившись здесь, преподобный Давид поставил кельи, возвел первые храмы – в честь Вознесения Господня с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и трапезный во имя святителя Николая.
Преподобный Давид был духовным чадом преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого. Так как Пафнутий был учеником преподобного Никиты Серпуховского, а тот, в свою очередь, чадом преподобного Сергия Радонежского, то можно говорить, что великая княгиня была духовной правнучкой преподобного Сергия. Сразу становится ясным посвящение преподобным Сергию и Пафнутию пелен, вышитых Соломонией. Ничто не делалось без смысла!

Урак-Юрак может значить Юрий-Георгий, а сын Георгий был по летописям у Василия Урак был убит Измаилом, Мамай дядя Гази взял с собой Гази, и они вместе захватили Крым, но правда, ни надолго.
В дальнейшем Гази в кубанских степях создал Малую Ногайскую Орду, был в союзе с черкесами, обосновался в районе Азова.
Дочь Урака сестра Гази стала женой Царевича Бекбулата и матерью Саин Булата будущего Царя Симеона Бекбулатовича.

Гази сын Урака (Урачко), правнук Булатбека

Юсуф-бей правил Ногайской ордой, вторым лицом был его брат нурэддин Исмаил, постоянно помогавший московскому князю. Исмаил убил Урака (Урачко), остались малолетние дети Урака включая Гази, ушедшие к Адиль-султану. Они убедили его в том, что они происходят от знаменитого ногайского героя, “Мурзы хана стали с того времени относиться к братьям доверительно, и поклялись всегда защищать их и не мстить за своих предков”, убитых некогда в ногайско-крымских столкновениях.
Адиль-Гирей по призыву турок заключил союз с султаном Мурадом против царя Персии. По приказу Мустафа-паши и султана Мурада с войсками земляков, проживающих вокруг Азовского моря и побережья Черного моря, Адиль-Гирей разорил Ширван. Но был взят в плен и казнен.
Тогда же говорится о Газиевых людях на Крымской стороне Волги. Ногайский эпос рассказывает об отделение от бия Исмаила и великую вражду малолетних сыновей Урака с Исмаилом. Гази обосновался в Черкесии (Азове) и стал злейшим врагом Исмаила, в 1552 находился на правобережье и служил центром для переселенцев из Ногайской Орды. Гази-мирза с недовольными бежал в кубанские степи, где им была образована Малая Ногайская Орда. Имя Гази сына Урака впервые упоминается в июле 1555 в связи с борьбой против бывшего астраханского хана потомка хана Ахмата Ямгурчи.
Сестра Гази стала женой царевича Бекбулата, и значит, матерью Царя Симеона Бекбулатовича.

Юсуповы

Юсуф сына Егупа Царя, потому, что его матерью является Конедоза Царица, от него пошли Юсуповы,. В 1502 году после разгрома Большой Орды Менгли-Гиреем Юсуф бежит в московское княжество из Астрахани » «служити» великому князю вместе с Шигалевяром.

Дон Хуан Австрийский
(24 февраля 1547-1 октября 1578).
Дон Хуан Австрийский является членом рода Темира-Бекбулата.

Гробница Хуана Австрийского в склепе Королевского дворца. Эскориал, Испания

Спустя 400 лет после битвы при Лепанто, в 1971 году на Барселонской верфи (той же самой где в 1568 году был построен флагманский корабль Дона Хуана Австрийского, двухмачтовая галера «Сфинкс») построили точную реплику этого знаменитого корабля, получившего новое название — «Дон Хуан Австрийский». Этот великолепный шедевр испанского кораблестроения XVI века, богато украшенный деревянными скульптурами, резьбой и позолотой, помещен в Национальном Морском музее в Барселоне.

Едигарева Нина Михайловна

Библиография:
1.«О роде князей Юсуповых собрание жизнеописание их, грамот и писем к ним Российских Государей.», часть 2, СПб 1867г.»
2. «Тайны Золотой орды и Византии», Тверь, 2005, Булатов М.П.
3. «Потомки Византийских Императоров в России», Тверь, 2010, Едигарева Н.М.

Введение

Саин-Булат хан (после крещ. Симеон Бекбулатович , в монаш. Стефан , тат. Sainbulat , Саинбулат , ساین بولاط‎) (ум. 5 января 1616) - касимовский правитель, хан (1567-1573). Сын Бек-Булат султана, правнук хана Большой Орды Ахмат-хана. Вместе с отцом перешёл на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. Участвовал в Ливонских походах 1570-х годов. Был провозглашен Иваном как Царь и великий князь всея Руси в 1575-1576. Великий князь тверской (с 1576).

1. Великий князь Симеон Бекбулатович

В июле 1573 г. по настоянию Ивана IV, Саин-Булат крестился с именем Симеон. Тем же летом взял в жёны Анастасию Мстиславскую, дочь князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, бывшего главы земщины, вдову князя Черкасского. В браке у них было шесть детей: три сына - Федор, Дмитрий, Иоанн и три дочери: Евдокия, Мария, Анастасия. Симеон Бекбулатович пережил всех своих детей и супругу, постригшуюся в инокини под именем Александра и умершую 7 июня 1607 года. Она была похоронена в Симоновом монастыре.

В 1575 г. царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича. Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В 1576 г. Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским.

Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля Симеон был посажен Иваном Грозным на царство:

посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…

Над Симеоном был совершён обряд венчания на царство, он председательствовал в думе земских бояр и издавал от своего имени правительственные указы. Жил Симеон в Москве, окружённый пышным двором, в то время как Грозный поселился в скромной обстановке в Петровке. В своих посланиях Симеону Иван Грозный соблюдал принятые униженные формулы обращения подданного к царю: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют» . Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на «удел» Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич.

«Политический маскарад» (В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть, современниками и этими историками объяснён не был. Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть», как считали современники, необходимость усиления террора и др.) на самом деле отречению Грозного предшествовала длинная цепь событий. Самые драматические из них разыгрались за кулисами.

В Москве Симеон просидел лишь 11 месяцев, после чего был отправлен в Тверь со званием великого князя тверского, а Иван Грозный снова стал царём.

После смерти Ивана Грозного, целуя крест новому царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети… ». В правление Бориса Годунова Симеон был лишен удела и сведён на одну тверскую вотчину; он обеднел, ослеп (есть ряд версий в пользу того, что он был ослеплен по указанию Бориса Годунова) и жил в скудости. После избрания на царство Бориса Годунова, противники его повели агитацию в пользу Симеона, и напуганный Борис сослал того в отдалённый город.

Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Умер 5 января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре. На надгробии была надпись: «Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан». В настоящее время могила утрачена. На месте монастыря находится Дворец культуры ЗИЛа.

Некоторые политологи сравнивали с Симеоном президента России Д. А. Медведева .

Список литературы:

    Соловьёв С. М. «История России с древнейших времен » (т. 6 гл. 4

    Послание Симеону Бекбулатовичу (1575)

    Глава из книги Р. Г. Скрынникова «Иван Грозный» Издательство «Наука» Москва 1975(недоступная ссылка)

    M. Jégo. Russie: anatomie d’un dégel diplomatique// Le Monde

    Киселёв Е. Двоецарствие - старинный русский обычай//The New Times

    Пионтковский А. Старик Габбана//Грани.ру

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Симеон_Бекбулатович


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении