teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Отчет по экоэкспедиции "Кусаган Мастаах". материал по экологии на тему. «А что сделал ты для дома своего?»: творческий отчет детской экологической экспедиции Цель и задачи программы

Место проведения экспедиции зависит от целей и задач, поставленных перед экспедицией. Если целью экспедиции является изучение экологическо­го состояния лесных биоценозов, то местом ее проведения могут быть: Цнинский лесной массив, Иловайский Лесной массив, Челнавский леcной мас­сив, нагорные дубравы в долине р. Вороны и ее притоков. Если целью экспе­диции являются агроэкологические исследования, то районом ее проведения могут быть сельскохозяйственные угодья в любом районе области. Если це­лью экспедиции является изучение редких и исчезающих видов растений и животных, то местом ее проведения являются наименее затронутые -хозяй­ственной деятельностью человека уголки области, овражно-балочные урочища, лесные массивы, пойменные луга, охраняемые террито­рии. Комплексные исследования могут проводиться в любом районе области, но они должны охватывать большую территорию, чем частные исследования. При выборе места проведения экспедиции необходимо детально изучить топографические карты выбранного района. Расположение базового лагеря экспедиции школьников должно отвечать следующим требованиям:

  • условие безопасности, оказания быстрой помощи при незапланирован­ных ситуациях. Это требование может быть выполнено в условиях не­большого удаления от населенного пункта или при хорошо налажен­ной постоянной связи. Возможность быстрого вызова врача.
  • санитарная безопасность места экспедиции, отсутствие очагов эпиде­миологических заболеваний.
  • наличие источника водоснабжения.

Подготовка к проведению экспедиции

Организация экспедиции начинается с выбора места и времени прове­дения экспедиции, отбора группы учащихся и оформления необходимой до­кументации (приказ, смета)

Наиболее оптимальный состав экспедиции 10-15 учеников. Это спо­собствует организации хорошей дисциплины. С большим количеством детей исследовательскую работу проводить труднее. С учащимися, отправляющи­мися в экспедицию, проводится инструктаж по технике безопасности. Резуль­таты инструктажа оформляются в виде ведомости с росписью инструктора и учащихся.

Сроки проведения экспедиции могут быть различными, в зависимости от задач поставленных перед экспедицией. Оптимальная продолжительность экспедиции 5-10 дней. Наиболее благоприятный период для проведения экс­педиций в климатическом отношении - июль и начало августа.

При организации экспедиции большое затруднение вызывает их фи­нансирование. Руководитель экспедиции должен отработать все возможные источники финансирования. Экспедиция может быть частично финансирова­на управлением образования. Можно попытаться найти спонсора, использо­вать средства родителей, образовательного учреждения и заинтересованных организаций.

После решения финансовых вопросов, руководитель экспедиции орга­низует закупку продуктов питания, сбор необходимого оборудования и сна­ряжения, выезд экспедиции в поле.

В процессе организации выезда следует провести родительское собра­ние: рассказать о месте проведения экскурсии (сообщить родителям точный адрес расположения экспедиции), об условиях быта и работы.

Оборудование и снаряжение экспедиции

Снаряжение экспедиции зависит от продолжительности экспедиции и места ее проведения.

Снаряжение условно можно подразделить на «личное», для каждого участника экспедиции и «групповое» - для всех.

Групповое снаряжение: палатки, спальные мешки, аптечка, котелки, ведро, сковородка, нож, половник, топор, пила, электрический фонарь, верев­ка, полиэтиленовая пленка, принадлежности для организации культурного досуга (волейбольный мяч, шахматы, бадминтон и т.д.)

Личное снаряжение: рюкзак или сумка, миска, кружка, ложка, полотен­це, теплые вещи, мыло, зубная щетка, зубная паста, блокнот, карандаш, фо­нарик.

Набор оборудования зависит от целей и задач экспедиции. Он может состоять из: гербарной папки, гербарной сетки, лопатки, планшета, компаса, рулетки, фотоаппарат, бинокль, топографическая карта, карандаши, ручки, блокноты.

Важное значение для успешного проведения агроэкологической экспе­диции имеет литература, которую следует взять с собой. В основном это оп­ределители растений и животных.

  • Губанов И. А. Определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1981.
  • Мамаев Б. М., Бордукова Е. А. Энтомология для учителя. - М.: Просвеще­ние, 1985.
  • Губанов И. А., Новиков В. С. Определитель высших растений средней по­лосы Европейской части СССР. - М.: Просвещение, 1981.
  • Беме Р. Л., Кузнецова А. А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР. - М.: Просвещение, 1987.

Организация быта учащихся и режим дня в экспедиции

Первый день экспедиции уходит на организацию быта. В первый день составляется график дежурства учащихся на территории лагеря. Определяет­ся объем работ дежурных. Проводится беседа со всеми учащимися по охране природы в пределах лагеря (разведение костра, заготовка дров, утилизация отходов и т.д.)

Режим составляется так, чтобы ребята смогли и поработать и хорошо отдохнуть. Работа осуществляется в два этапа. Маршрут после завтрака, а по­сле обеда, камеральная обработка данных и самостоятельная работа.

В свободное время ребята читают книги, поют песни у костра, гуляют, играют в спортивные игры. Один из руководителей экспедиции планирует и организует культурный досуг учащихся.

Примерный режим дня.

  1. Подъем дежурных - 7.00
  2. Подъем группы - 8.00
  3. Завтрак - 8.30
  4. Выход на маршрут - 9.30
  5. Обед-14.00
  6. Отдых до 16.00
  7. Камеральные работы -16.00-18.00
  8. Ужин-18.30
  9. Свободное время -19.00-21.30
  10. Отбой 22.00

Методика полевых исследований

Полевые исследования включают в себя несколько этапов работ. Первый этап - сбор информации. Он включает в себя:

1. Ежедневные маршруты с изучением биоценозов и агробиоценозов.

2. Самостоятельные исследовательские работы по темам, выбранным уча­щимся вместе с преподавателем.

Второй этап - камеральная обработка материалов.

Основные правила ведения полевого дневника:

Наблюдения записывают в блокнот в клеточку с твердой непромокаемой обложкой.

Карандаш должен быть простым, не химическим.- Записи следует вести на одной стороне листа с указанием номера маршру­та, даты, времени начала маршрута, описания погодных условий.

Объекты обозначаются топографическими знаками.

В каждом маршруте при прохождении определенного расстояния или при смене биоценозов делаются точки описания. На карте маршрута в этом месте ставится точка и ее номер, а в блокноте описывается биоценоз.

Изучение растительного покрова

Основные объекты описания - растительная ассоциация, ее флористи­ческий состав, количественное соотношение видов, их фенологическое со­стояние и другие. Флористический состав, т.е. список видов в данной ассо­циации, за одно посещение полностью выявлен быть не может, но какие-то основные виды определяются или сразу с помощью преподавателя или в дальнейшем по определителю. После составления флористического списка выявляются количественные соотношения между видами, произрастающими на данном участке. Для этого применяется шкала оценок обилия Друде:

Soc(sociales) - растительность образует сплошной покров

Сор. 3 - очень обильно

Сор. 2 (copiosae) - обильно

Сор. 1 - довольно обильно

Sp. (sparsae) - рассеяно

Sol. (solitariae) - единично

Rr (rarisime) - очень редко

Un.(unicum) - единственный экземпляр

Установлены соответствия между оценками Друде и расстояниями между растениями:

Сор. 3 - от 0 до 20 см

Сор. 2 - от 20 до 40 см

Сор. 1 - от 40 до 100 см

Sp. -от 100 до 150 см

Sol. -более 150 см

Используется также такая шкала обилия:

5 - вид покрывает ¾ пробной площадки;

4 - покрывает от ½ до ¾ пробной площадки; 3 – покрывает от ¼ до ½ пробной площади;

2 - от 5 до 25% пробной площади;

1 - менее 5% пробной площади.

Фенологические состояния или фазы сезонного развития, чаще всего отмечаются значками по шкале профессора В. А. Алехина:

I - растения только вегетируют, находятся в стадии розетки, начинают давать стебель;

Λ - растение выкинуло стебель или стрелку и заметны бутоны;

) - растение в стадии расцветания, появляются первые цветки;

O - растение в полном цвету;

( - растение в стадии отцветания;

+ - растение отцвело, но семена еще не созрели и не высыпаются;

# - семена, плоды созрели и высыпаются (отпадают);

~ - вегетация после цветения

Даем пример точки описания. Хвойный лес. Древостой сложен елью с примесью сосны и березы (8Е+1С+1Б). Высота елей 24-25м, диаметр 40-45 см, расстояние между деревьями 5-6 м, возраст около 60-70 лет. Сомкнутость кроны 7-8. Подлесок почти не развит, с единичными эк­земплярами осины, ивы, рябины, можжевельника. В подросте ель, со­сна, береза: древостой развит слабо, общее покрытие 12-20%.

Описание точек

Описание древостоя

Кол-во экземпляров

Высота, м

Диаметр, см

Кустарничковые и кустарниковые ярусы, травянистые растения

Проведение исследований по видовому и количественному составу растений

на полях, вышедших из севооборота.

Оценка засоренности посевов глазомерным методом

Учет засоренности посевов количественным методом

Учет птиц на маршрутах

Во время прохождения маршрута можно вести количественный учет птиц. Учетная линия совпадает с линией маршрута. Это обычно тропинка или дорога. Ширина учетной полосы 25 или 50 метров в каждую сторону от на­правления движения. Птицы учитываются, когда они находятся от учащихся в направлении, перпендикулярном к линии движения. При встрече каждого нового вида записывается его название.

Поющих самцов отмечают значком - ♂

Непоющих самцов и самочек - I

Учет идет на слух или визуально. Когда преподаватель слышит пение
птицы, которую учащиеся еще не слышали, он поднимает руку вверх, все
останавливаются. Преподаватель показывает, в каком направлении надо
слушать, затем называет вид птицы. Результаты количественного учета птиц
можно записать в таблицу

Почвенно-биологические исследования

Изучать почву - это значит определить ее механический состав, струк­турность, окраску, развитие корневой системы растений, строение почвенно­го профиля. Чтобы сделать все это, надо найти наиболее типичный для дан­ного места участок с ненарушенным почвенным покровом. На нем вырыть яму длинной около 2 метров, шириной около 1 метра и глубиной около 1,5 метра. С одной короткой стороны следует сделать несколько ступенек. По противоположной короткой стороне, которая остается вертикальной, изучает­ся строение почвенного профиля и почва на различной глубине от поверхно­сти. Если поблизости окажется свежий обрыв с удобным подходом к нему, то всю работу можно провести на нем.

Важной задачей юных исследователей является взятие образцов почвы -для их лабораторного исследования. Образцы упаковываются в картонные коробочки, на которых делаются надписи о месте взятия каждого образца.

Определение механического состава почвы пробой скатывания шнура

Определение влажности почвы в поле

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЭКСПЕДИЦИИ

В экспедиции можно собрать материалы по широкому кругу тем. Все собранные полевые материалы обрабатываются окончательно в учебном за­ведении. При необходимости проводятся лабораторные исследования соб­ранных образцов. Материалы экспедиции оформляются в виде исследова­тельских работ, рефератов, докладов, гербариев, коллекций. Эти материалы могут быть использованы на уроках, факультативных занятиях, в кружковой работе. Со своими исследовательскими работами ребята выступают на кон­ференциях и могут принять участие во Всероссийских конкурсах исследова­тельских работ.

ТЕМАТИКА ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Растительность исследуемой территории:

  • видовой состав
  • ярусность
  • экология

2. Изучение и учет сорных растений:

  • видовой состав
  • экологические аспекты

3. Комплексные исследования биогеоценозов:

  • природно-территориальный комплекс
  • видовой состав растений
  • видовой состав животных
  • экологические проблемы

4. Редкие и исчезающие виды растений и животных:

  • видовой состав
  • экология

5. Почвенно-биологические исследования:

  • механический состав почв
  • тип почв
  • влажность почв
  • эрозия почв
  • охрана почв

6. Определение и учет птиц

  • видовой состав
  • экологический аспект

Разделы: Внеклассная работа

Экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе, настойчиво требуют скорейшей перестройки мышления человечества и каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы, пренебрежение законами динамики и устойчивости природных систем. Формирование отношения к окружающей среде и природе, как ее части не может дальше происходить стихийно, поскольку это приводит к безответственному отношению к окружающей среде обитания. На сегодняшний день у выпускников школ, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе. Еще низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, поверхностные знания об объектах природы и принципах их охраны, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности.

Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Сначала от таких исследований зависела жизнь, позднее люди позволили себе роскошь заняться наукой с познавательными целями.

Биология и экология – дисциплины с необъятным полем деятельности для проведения научных изысканий силами школьников. С первой ступеньки “интереса” к природе ребенок поднимается выше: для поисков ответов ему нужны “знания”. Небольшие научные исследования – наблюдения вполне доступны младшим школьникам (выяснение условий прорастания семян, жизнь обитателей аквариума, фенологические наблюдения).

Ступенька “знания” растянута во времени: ребенок по ней идет долго, отыскивая ответы на все более сложные вопросы. От первого восторга “ой, лягушка!” через наблюдения за ней до смелых замыслов об использовании свойств бактерицидной кожи для создания медицинских препаратов. Далее юный исследователь, задавая новые “почему”, может увлечься самим научным процессом, или будет использовать знания на практике через природоохранные мероприятия, создания проектов и т.д.

На уроках в Томпонской муниципальной гимназии активно используются элементы научного подхода, опытно-экспериментальной работы. Они просматриваются при проведении практических и лабораторных занятий: замеры пульса, определение плоскостопия, изучение экологического состояния квартиры, класса, др.

Дети не должны бояться выдвигать даже ошибочные гипотезы, ведь нередко “безумная идея” дает толчок для правильного решения, и учителю важно поддержать все версии возникающие у учеников при решении познавательных задач по биологии и экологии. Интересны вопросы и серии “ТРИЗ”, требующие умения разработать и провести эксперимент, например, при помощи каких органов чувств ориентируется жук-плавунец. Также важно умение поставить хороший “научный” вопрос к докладу, фильму, сюжету и попытаться дать ответ.

Полигоном для исследований является экскурсионная работа. Предлагаются карточки – задания, как-то: измерение проекционного покрытия леса, изучение деятельности муравьев, биологическая индикация воздушного загрязнения по лишайникам. Итоги экскурсии, могут стать продолжением работы, для дальнейших научных исследований. Многодневные наблюдения в природе и полевой лаборатории за живыми объектами могут быть сделаны в период экспедиций, экологических практик и тематических лагерных смен.

Основная же исследовательская работа проводится на занятиях кружка, в курсе специализации. Программа “Окружающая среда и здоровье человека” включает курс теории и защиту научных проектов. Внеурочная работа по биологии и экологии активно контактирует со специализациями по психологии, ИВТ, химии, литературе. Создаются межпредметные научные проекты: интерактивный словарь терминов к работе по мониторингу или глава о психологическом климате к реферату об экологическом состоянии гимназии. Стимулом для дальнейшей работы являются результаты исследовательских проектов гимназии, их высокая оценка на конференциях, олимпиадах, публикации в сборниках научных работ.

Научно-исследовательская деятельность учащихся ставит образовательную цель: расширяется кругозор, формируется мировоззрение, происходит приобщение к экологической культуре. Преследуется и цель воспитательная: дети приучаются работать в группах, общаться со специалистами, отыскивать информацию.

Наука – лишь один из путей познания окружающего нас мира. Предоставьте детям возможность через научную деятельность глубже понять явления природы, и быть может, кому-то из них удастся раскрыть ее тайны.

Экологическое образование организовано по трехуровневой системе: младших, средних и старших классов.

Для младшего школьного возраста (5-6 класс), организовано обучение по комплексной программе “Человек и окружающая среда” в форме элективного курса “Наша окружающая среда”. Содержание данного курса программы направлено на достижение цели экологического образования и воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного гуманного отношения к окружающей среде обитания. Реализация данной цели достигается решением следующих задач:

  • формирование представлений об окружающей среде, как среде жизнедеятельности человека;
  • расширение кругозора детей о ближайшем природном окружении: растениях, животных, памятниках природы и города;
  • воспитание эстетического, нравственного, гуманного и практического отношения к среде жизнедеятельности человека;
  • умение вести себя в соответствии с общечеловеческими правилами поведения в природе и окружающей среде.

Учащиеся среднего звена (7–8 классы) изучают элективный курс “Человек и природная среда”. В рамках данного курса учащиеся получают систему научных знаний, адекватных их возрасту, овладевают системой научных понятий и основой техники простейшего эксперимента, выявляют объективно существующие в мире связи и закономерности.

Третья ступень экологического образования – лаборатория экологического мониторинга (научно-творческое объединение учащихся старших классов). Клуб “Сталкер”.

Существенную роль в экологическом образовании играют летние и зимние экологические лагеря, экспедиции, походы. Это праздники детской души, их свобода. Удивление чудом природы и общения со сверстниками, старшими товарищами и взрослыми, ненавязчивая подзарядка знаниями и энергией.

Именно серьезная летняя работа с детьми позволяет обеспечить непрерывность и всеобщность экологического образования через тесное общение с природой и заботу о природе. Формы этой работы могут быть многообразными.

Основными особенностями организации летней экологической работы со школьниками являются следующие:

  • общение с природой для воспитания чувств и формирования чувства благоговения перед жизнью;
  • проведение экологических лагерей на особо охраняемых природных территориях;
  • использование современных информационных технологий для обучения школьников и проведения учебно-исследовательской деятельности;
  • создание среды взаимодействия, сочувствия друг другу, природе;
  • использование инновационных технологий – сюжетно-ролевые игры, имитационное моделирование, поисковые методы;
  • направленность на развитие личности, увеличения социальной адаптации детей;
  • постоянная природоохранная работа на конкретном природном объекте, знакомом с детства, с проведением мониторинга состояния этого объекта;
  • создание регионального детского экологического движения;
  • социальная активность учащихся, направленная на диалог с органами власти, природоохранными структурами, населением, средствами массовой информации, с целью неуклонного достижения улучшения экологического состояния на конкретном объекте.

Для реализации задачи формирования и развития рефлексивных умений учащихся в процессе приобщения их к методам научного познания целесообразно использовать внеурочную научно-исследовательскую деятельность школьников. С целью формирования у ребят потребности к познавательной деятельности, к саморазвитию, организована и работает экологическая экспедиция “Сталкер”, которая была основана летом 1998 года, на базе средней школы п.Хандыга, по инициативе учителей биологии Томпонской муниципальной гимназии Огневой Е.П. и Бердиковой П.Н.- учителя биологии Хандыгской средней школы. Создавая экологическую экспедицию, были определены задачи:

  • Освоение школьниками эмпирических методов: наблюдение (прямое и косвенное) с целью описания биотических, абиотических компонентов природной систем, состояния здоровья, наблюдение за развитием личностно-характерологических особенностей людей, межличностных отношений;
  • Формирование умений экспериментирования;
  • Формулирование проблемы, гипотезы, исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов, интерпретация данных;
  • Овладение методами: количественного учета живых существ в единицах пространства и времени, инвентаризация природных объектов (разработка цели, формы документов, метода учета, способов обобщения результатов), слежение (мониторинг) за состоянием окружающей среды, психологической диагностики;
  • Овладение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
  • Освоение школьниками: теоретических методов (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), социологических методов (анкетирование, опрос, беседа, тестирование);
  • Развитие умения построить связанный рассказ о проведенном исследовании, используя термины и соответствующие понятия;
  • Формирование навыков аргументированного отстаивания своей позиции;
  • Пропаганда опыта лучших юных исследователей;
  • Привлечение к руководству творчеством школьников научной, педагогической, и инженерно-технической общественности, расширение творческих контактов между юными исследователями и коллективами, создание благоприятных условий для учебно-исследовательской и научно-практической деятельности школьников.

Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность – наиболее оптимальная форма развития интеллектуальных способностей учащихся. Это объясняется наличием практически неограниченного времени общения педагога с учащимися, заинтересованностью учащихся конкретными вопросами, определенной проблемой, свободой выбора темы по содержанию, а также конкретными результатами этой деятельности. Педагоги имеют возможность работать с детьми самого широкого диапазона, образовательный процесс не имеет фиксированных сроков. Благодаря этому исследовательская деятельность последовательно переходит из одной стадии в другую: сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в теоретических группах начинающих с теми, кто уже овладел соответствующими навыками, и, наконец, учащийся выходит на уровень самостоятельного творчества.

Благодаря самостоятельности ученик научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиции выдвинутых гипотез. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую точку зрения с учетом законов природы и общества. В школьные годы рабочее исследование – это форма, расширяющая кругозор, формирующая познавательный интерес. Навыки исследования, сформированные в школьные годы, помогают моим выпускникам быть успешными в вузе.

Экологическая экспедиция “Сталкер” – первая экологическая практическая деятельность подростков. Данная деятельность направлена на слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде, за ее качеством для жизни.

Цели мониторинга:

  1. Воспитание экологической культуры;
  2. Развитие общественного экологического мнения на окружающую среду обитания;
  3. Выполнение научно-исследовательского эксперимента по контролю окружающей среды.

Исследуются: состав воздуха, воды открытых питьевых источников и водопроводной, почва и ее загрязнения, влияние автотранспортных выбросов на окружающую растительность и человека.

При этом полагаем, что учащийся овладел экспериментом, если он отчетливо и в полном объеме представляет его условия, результат и умеет проводить анализ. При этом полагаю, что учащийся овладел экспериментом, если он отчетливо и в полном объеме представляет его условия, результат и умеет проводить анализ. Выделим следующие уровни знания наблюдения и эксперимента.

0 уровень. Учащийся не владеет экспериментальным доказательством, не знает условия и результата эксперимента или наблюдения, а значит, и не может провести его анализ.

1 уровень. Учащийся не владеет экспериментальным доказательством, но по известному условию опыта правильно предсказывает его результат, то есть отвечает на вопрос: “Что произойдет, если…(сформулировано условие опыта)?”, затрудняясь при этом сделать анализ эксперимента.

2 уровень. Учащийся не владеет экспериментальным доказательством, но знает условие-результат-анализ данного эксперимента, то есть на вопросы: “Что произойдет, если…(сформулировано условие опыта)? Чем это объясняется?” правильно описывает результат и проводит анализ.

3 уровень. Учащийся владеет экспериментальным доказательством, то есть при выполнении задания: “ Докажите существование данного явления (функциональной зависимости)” описывает условие, результат опыта, доказывающего это явление (функциональную зависимость), проводит его анализ. Для определения уровня, возможно, использовать тесты или более гибкий метод оценки – беседу, которая должна быть построена по следующему принципу: сначала задается вопрос, соответствующий более высокому уровню знаний, затем, если ответ неудовлетворительный, вопрос, отвечающий более низкому уровню.

В экспедиции “Сталкер” действует разновозрастная, доброжелательная среда общения: дети разного возраста от 12 до 17 лет, преподаватели и специалисты Комитете охраны природы.

Всех детей в “Сталкере” объединяет совместная общественно значимая природоохранная работа. Начало лето 1998 года – исследовательская деятельность по оценке экологического состояния и очистке береговой зоны водоемов, которые являются зоной отдыха жителей поселка. Начиналось как игра. Общественный интерес в виде публикаций в прессе и по телевидению подогревал стремление к продолжению этой деятельности. А затем дети увидели результаты своего труда – чистые берега и дорожки, таблички с призывами сохранять чистоту и порядок, мусорные ящики в зоне отдыха, а также созданная общими усилиями экологическая тропа.

Следующие три года, 1999 –2001, “Сталкер” выезжал в природный резерват “Сунтар – Хаята” (южные отроги Верхоянского хребта), созданный для охраны редких животных и растений, занесенных в Красную книгу России. Резерват пересекает Магаданская трасса – автодорога федерального значения, которая соединяет Якутию и Магаданскую область. Участники экспедиции изучали влияние автомобильного транспорта и человека на экологическое состояние резервата. Проведена экологическая оценка состояния почвы, фауны и флоры вблизи автотрассы, также сделаны анализы воды рек пересеченных мостами и непосредственно автотрассой. По итогам исследований сделаны выводы:

Автодорога отрицательно влияет на состояние фауны (ежегодно уменьшается биоразнообразие насекомых, птиц млекопитающих, как результат распугивания, загрязнения нефтепродуктами почвы, хищнической охоты на редких животных –эндемиков Якутии и России – снежного барана, черношапочного сурка, бабочки Аммосова и тд.);

Ежегодные пожары, возникающие по халатности человека, резко уменьшили разнообразие уникальных растений резервата – лишайников, мхов, рододендронов, рябинокизильника Позднякова и тд.;

На всем протяжении дороги через резерват, на обочинах встречаются мусорные свалки в местах несанкционированных остановок водителей дальнобойщиков (стоянки запрещены на территории резервата и преследуются законом).

В 2002-2003 году группа учащихся и преподавателей выезжала в устье реки Амга (левого притока р.Алдан), где на правом берегу был разбит палаточный лагерь. Работа проводилась по секциям почвоведения, зоологии, ботаники по заранее составленным планам.

В результате:

  1. Детально была изучена растительность береговой зоны, ее разнообразие и изменение в зависимости от рельефа местности, и влияние наводнения 2001 года.
  2. Изучена энтомофауна заливных, пойменных лугов;
  3. Изучена береговая и луговая орнитофауна, учащиеся научились определять и различать птиц не только по внешнему виду, но и по голосу, характеру полета, по гнездам, следам на песке и почве;
  4. Собраны лекарственные травы 7 видов для проведения аромотерапии и фитотерапии в учебный период;
  5. Собраны растения для изготовления гербария и занятий по флористике в зимний период;
  6. Изучены состав и строение почв береговой зоны;
  7. Взяты пробы воды реки Амга и ее притоков для химического и бактериологического анализа.

Каждый год при организации летних экспедиций мы сталкиваемся с определенными трудностями, самые главные из которых:

  • отсутствие научного руководства выполняемыми работами;
  • недостаток информации об экологических проектах проводимых в республике и за ее пределами;
  • отсутствие литературы необходимой для проведения исследований (определителей растений, животных, насекомых и т.д.);
  • отсутствие оборудования для проведения исследований непосредственно в природе (лупы, микроскопы, миниэколаборатории и т.д.).

По результатам данного эксперимента учащиеся пишут научно-исследовательские работы и успешно защищают их на районных, республиканских научно-практических конференциях “Шаг в будущее”, также в зимний период проходит интенсивная теоретическая и практическая подготовка к летней экспедиции.



За период с 1998 по 2003 год в экологической экспедиции “Сталкер” приняли участие 142 ученика с 6 по 10 классы средней школы и гимназии, они в сумме провели полгода в естественных условиях приобщаясь к красоте окружающей их Родной Природы. Помимо природоохранной и исследовательской работы учащиеся освоили навыки горного туризма, а также в каждом походе активно занимались спортом, развивали самостоятельность, так как приходилось добывать и рубить дрова, ловить рыбу, готовить пищу и тд. В течение существования экспедиции изменение отношения к Природе у учащихся отслеживалось с помощью психологических тестов, по результатам которых хорошо видно повышение уровня ответственного отношения к Природе и возрастание экологического сознания. Также положительным итогом экспедиций можно считать тот факт, что большинство учащихся выпускников школы и гимназии, принимавших участие в экспедиции, выбрали для дальнейшего обучения вузы с биолого-экологическим профилем.

Такая эколого-практическая деятельность с наиболее близким и доступным школьнику конкретным региональным проявлением, аккумулирующим в себе специфику местных условий, дает адекватную и дифференцированную оценку моральным ситуациям окружающей среды обитания.

"Все игры и задания в проекте только с реальными предметами: воздушными шариками, камнями, землей, водой, растениями …"

Мы с моей дочкой Алисой, которой сейчас 2,2 года, участвовали в проекте «Экологическая экспедиция». Конечно, этот проект рассчитан на детей от трех лет, но мы все же решили принять участие. И не пожалели! За 5 недель проекта мы совершили 5 экспедиций и познакомились с воздухом, землей, водой, растениями и животными в рамках проблемы экологии. Правда мы с Алисой в силу ее возраста об экологии говорили мало, а просто наслаждались играми, опытами и экспериментами, а также творили в рамках проекта.

Сценарий каждой экспедиции включал список необходимых материалов, описание игр, наблюдений, опытов и экспериментов, практических и творческих заданий. Материал очень обширен и избыточен, это даже сначала пугает, поскольку совершенно не представляешь, как все это сделать с ребенком. Но этого и не требуется, мама сама решает, во что поиграть с ребенком в соответствии с его интересами.

Нам с Алисой очень понравилось участвовать в проекте. Дочке запомнились «грязные» эксперименты с водой и землей, игры с воздушными шарами, активные игры, наблюдения на прогулках. Я же была рада, что моя подготовка к играм была минимальна: я читала сценарий, отбирала задания, которые бы были интересны моей дочке в соответствии с ее возрастом, писала себе маленькую шпаргалку и собирала коробочку с необходимыми материалами.

Один из плюсов сценариев - приведена необходимая энциклопедическая информация по теме, поэтому нет необходимости дополнительно лезть в энциклопедии и интернет. Огромный плюс при подготовке – не нужно печатать море печатных материалов для занятий. В принципе принтер может вообще не понадобится, если вы можете что-то рисовать от руки. Все игры и задания в проекте только с реальными предметами: воздушными шариками, камнями, землей, водой, растениями и т.д. Для моей Алисы это было очень важно, поскольку она не любит занятия с печатными материалами.

Что еще нам запомнилось в проекте. Во-первых, в рамках проекта мы сделали календарь погоды и ежедневно наблюдали за погодой. Для Алисы это был первый опыт наблюдения за погодой, она радостно смотрела в окно и подбирала соответствующие карточки в нашем календаре. Во-вторых, творческие задания к каждой экспедиции (их можно было выполнять по желанию). Вот тут наша фантазия проявила себя. Мы сделали поделку «Музыка ветра» из макарон, игру на цвета и размеры из камней, поделку «Лес» из бросового материала, кораблики из скорлупы грецкого ореха, гербарий в стихах и лэпбук «Красная книга России». В результате нашего участия в проекте у нас сформировался музей экологии, куда вошли все наши творческие работы и поделки по проекту.

Разумеется, мы еще вернемся к «Экологической экспедиции» через пару лет, когда моя дочка подрастет, и уделим вопросам экологии основное внимание. Спасибо авторам проекта, Марине Суздалевой и Юлии Мазниной, за интересное и полезное времяпровождение с дочкой.

Доминова Татьяна и дочка Алиса (2,2 г) Санкт-Петербург

Елена Трунова

Камчатский край г. Елизово МБДОУ" "Детский сад №12 "Улыбка"

Комплексный экологический поход для подготовительной группы

Подготовила методист: Трунова Елена Борисовна

Пояснительная записка

Походы, экологические прогулки проводятся в нашем детском саду во все времена года, исключение составляют январь месяц и часть февраля из-за глубокого снега. Нашу экологическую экспедицию мы планировали на вторую половину осени.

В нашем детском саду имеется разработанный маршрут по экологической лесной тропе, расположенной в близлежащем лесном массиве. Готовя экологическую экспедицию мы решали вопросы физического воспитания и экологической компетенции дошкольников. Кроме того, ставилась задача знакомства дошкольников с традициями и обычаями коренных народов Камчатки.

Как и любой поход, данное мероприятие требует тщательной подготовки.

С воспитанниками проводилась предварительная работа. В группе воспитатели беседовали с детьми о туристах, особенностях их жизни, различных

видах походов. Заинтересовать дошкольников идеей похода помог наглядный материал: иллюстрации и фотографии. Некоторые дети уже бывали в подобных путешествиях со своей семьей.

Идея проведения такого похода нашла поддержку и у родителей воспитанников. Так, в назначенный день дошкольники пришли в детский сад экипированными: удобная спортивная обувь, головные уборы, рюкзачки с сухим пайком туриста – и, конечно же, воодушевленными предстоящим путешествием.

Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.

Туристский поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха

К спортивному содержанию похода относятся:

Естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода,

Ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,

Автономное жизнеобеспечение,

Туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

Экологическая экспедиция (комплексный экологический поход)

Расширять и закреплять знания детей о природе Камчатки как целостной

взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения

природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность.

Формировать представления детей о жизни и традициях народов Камчатки.

1. Расширять и закреплять знания детей о природе как целостно

взаимосвязанной системе.

2. формировать эколого-туристские знания и умения природопользования,

развивать поисково-исследовательскую деятельность. Развивать поисково - исследовательскую деятельность.

3. Закрепить навыки и умения работы с планом лесного микрорайона

научить работать с компасом; закрепить навыки и умения правил

поведения в окружающей среде.

4. Развивать физические качества у детей: силу, ловкость, выносливость.

5. Знакомить с традициями, обычаями народов севера.

6. Воспитывать любовь к родному краю. Формировать бережное,

заботливого отношения к природе родного края.

Материал:

План -карта, компас, снаряжение туриста, конверты письмами, веревка с

сигнальными флажками.

Активный

словарь: компас, стороны света, «зиг-заг».

Пассивный

словарь: национальная терминология (юрта, торбаса, кухлянка, чуни, унты).

Предварительная работа:

Беседы с детьми на тему: «Растения и деревья Камчатки», «Животный мир Камчатки».

Дидактические игры: «Что берем с собой в поход?»,

Знакомство с народами Камчатки, их легендами, традициями, стихами, сказками народов Камчатки. (Т. Лукашкина: «Сказки бабушки

Петровны» В. Коянто: Очмнын (Посох, Г. Поротов «Стихи о Камчатке»

Походы в лес.

Ход экспедиции

Воспитатель:

Ребята к нам в детский сад пришло письмо от девочки Эчган. Она

живет на севере Камчатки. Их семья всегда кочует с места на место.

Вот их семья остановилась неподалеку от нашего детского сада.

Эчган приглашает нас к себе в гости. Чтобы мы не заблудились и

нашли юрту, в которой они живут, Эчган вложила в конверт карту.

На ней указан маршрут нашего пути (показывает детям). Путь очень

сложен, вам нужно быть внимательными, осторожными, ведь в пути

нам придется двигаться по узким тропинкам, перепрыгивать ручьи,

подниматься в гору. А какие основные правила туристов вы знает

Каждое дело надо делать хорошо.

Один за всех, все за одного

Семеро одного ждут.

Позаботься о девочках.

Все решили – выполняй, даже если ты не согласен.

Воспитатель:

А что необходимо взять с собой в поход?

Дети перечисляют вещи и необходимые предметы (если дети забудут

сказать про аптечку, то надо обязательно им о ней напомнить и спросить зачем аптечка нужна в походе).

Выходит хулиган.

Что в поход собрались? (дети отвечают)

Я сейчас вас научу, как правильно надо себя вести!

Ну, во-первых, надо спички с собой взять, чтоб все что понравилось

поджигать.

В лес пойти с большой рогаткой, птиц побольше настрелять.

И на солнечной полянке разбросать пустые банки. И как будто всем

назло, даже битое стекло.

Все кусты переломайте и цветочки обрывайте.

Реки смело засоряй, всё, что хочешь в них кидай. Никому не помогай.

Воспитатель:

Дети так надо вести себя?

Спички не тронь - в спичках огонь

Птиц зверей не обижай, гнезда их не разоряй

Мусор, друг, не оставляй, все с собою забирай!

Ты природу береги – зря цветочек не сорви!

Реки, друг, не засоряй – мусор в них ты не бросай!

Всем в пути помогать, никого не обижать!

Воспитатель:

Правильно, дети, молодцы!

Хулиган: Хорошо, ребята, я постараюсь научиться беречь природу и не

Никого и, никогда!

Воспитатель:

Нам пора в путь.

Дети идут по маршруту, используя карту – схему (компас,

отгадывая загадки. Если правильно идти по маршруту, то на пути будут

встречаться, на ветках деревьев и кустарников конверты с загадками,

заданиями, играми. Дети их находят и отгадывают, выполняют задания.

Остановка №1

На дереве сидит сорока (заранее подготовленный муляж).

Сорока при помощи аудиозаписи сообщает ребятам, какие животные живут в нашем лесу и какие следы они оставляют и как всегда все путает.

Проводится дидактическая игра «Чьи это следы?»

Остановка №2

На деревьях висят объявления.

1. просим не тревожить, укладываемся спать.

2. Возьмите на воспитание Листопадничков

3. Подготовьте площадку для взлета.

Воспитатель зачитывает объявления, дети отгадывают, кто их оставил.

Остановка №3

Жалобная книга природа. Педагог с детьми подходит

березе на ней висит большой красный знак.

Воспитатель:-

Это наша березы - она главное дерево камчатского леса. Что же

это за знак?

Воспитатель:

Березонька, что у тебя случилось? Включается аудиозапись, где

Береза жалуется на поведение людей в лесу. (Включается аудиозапись)

1. Сломаны ветви деревьев и кустарников

2. Хулиганы оборвали всю паутину

3. Весь лес захламлен мусором.

Затем обращается с просьбой к детям

Весь мусор положи в пакет и забери с собою –

Ведь за тебя его никто не уберёт.

Не разбивай бутылки под ногою -

Поранятся и люди, и лесной народ.

А если вдруг осталась пища от обеда –

Ты аккуратно всю сложи под куст.

И житель леса, плотно пообедав,

К тебе исполнен будет светлых чувств.

Экологический десант :

Дети собирают бытовой мусор в пакеты,

предварительно надев перчатки.

Продолжают путешествие

Остановка № 4

На одной из веток дерева весит конверт с загадкой про муравьев.

Загадка:

В лесу у пня Суета, беготня.

Народ рабочий

Целый день хлопочет.

Дружно маленькие точки,

Строят дом на кочке.

Воспитатель:

Как вы думаете про кого эта загадка?

Про муравьев!

Воспитатель:

Давайте посмотрим, где он отмечен на нашей карте! И найдем его

на местности. Дети вместе с воспитателем подходят к муравейнику и

его рассматривают.

А почему не видно жителей муравейника? Чем полезны муравьи?

Вы знаете, что даже некоторые птички и жители леса лечатся от своих

недугов и микробов у муравьев. Птички садятся на муравейник и муравьи

начинают брызгаться своей муравьиной кислотой и, все микробы у птицы

погибают. Также лечатся и медведи, садясь на муравейник. Врачи также

используют муравьиную кислоту для приготовления лекарства.

(На ветке березы над муравейником воспитатель находит конверт с письмом от

муравьев).

ПИСЬМО ДЕТЯМ ОТ МУРАВЬЕВ:

Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы будите проходить мимо нашего

домика. Вы увидите какой он красивый, умело собранный из мелких

веточек, иголочек, мха. Мы живем в нем дружной семьей. Все лето мы

неутомимо трудимся, строя свой дом, отлавливая вредных гусениц,

С наступлением холодов мы закрываем свои входы и выходы из

А когда ударят морозы и выпадет снег, мы будем жить «на нижних

этажах» нашего муравейника. В домике нам будет тепло жить всю зиму

до самой весны, когда наступит тепло.

Мы – муравьишки, просим вас никогда не разорять наши домишки, не

бросать мусор в наши дома».

Воспитатель:

Дети, давайте поможем муравьям. Мы огородим муравейник, чтобы

люди, проходящие мимо, знали, что здесь находится муравейник

«Нас трогать нельзя, мы очень полезные, оберегайте нас

Свернув от муравейника по компасу, дети выходят на полянку.

Детей встречает Эчган.

Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы пришли ко мне в гости.

Трудный был путь? (ответы детей) Присаживайтесь возле моего очага.

Эчган: - Ребята, мы с вами живем в удивительном крае. Как он называется?

(ответы детей)

Да, Камчатка – страна гейзеров и вулканов! А люди каких

национальностей живут на Камчатке? (алеуты, коряки, ительмены, эвены).

Ребята, а какие деревья (растения) растут на Камчатке? (стланик,

боярышник, тополь, береза, каменная береза, лиственница,

верба, ольха, кустовая рябина, карликовая береза, шиповник)

А какие ягоды растут на Камчатке? (шиповник, жимолость, шикша, брусника,

морошка, костяника, малина, княженика, голубика)

Какие животные живут на Камчатке? (олени, моржи, тюлени, котики,

нерпы, медведи, лисы, белки, совы, соболи, зайцы, мыши, еврашки,

ястребы, каланы).

Какая рыба водится в наших реках? (лосось, нерка, кижуч, чавыча,

камбала, навага, минтай, палтус, крабы, голец, корюшка, мойва,

кальмар). А вы знаете, что на Камчатке раньше не было воробьев,

лягушек и змей? Я хочу рассказать вам об этом легенду.

Дети, посмотрите на мою одежду, я одета так же как вы или

нет? (ответы детей).

Как называется мое платье? (кухлянка).

Что обуто на моих ногах? (торбоса,чуни,унты)

На голове? (малахай).

Ай, какие молодцы все знают! А теперь пора играть в народные

Игры:

Эстафета «Попади в цель»; игра «Полярная сова и еврашки»,

перетягивание каната, езда на оленях

Я вижу, какие вы дружные и ловкие. Проходите к очаг, присаживайтесь, перед обратной дорогой, вам надо отдохнуть, подкрепиться.

Закрепляют правила разведения костра, его виды, правила тушения костра.

Пьют чай. Собираются в обратный путь.

Прощаются с Эчган.

“Горный Алтай-2006”

Экспедиция проекта «» РОФПНиОП «Фонда биологических исследований» (Биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва) была проведена на побережье Телецкого озера с 17 июля по 1 августа 2006 г.

Начальник экспедиции – преподаватель биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, канд. биол. наук К.В.Неверов.

В составе экспедиции находились 33 школьника, 2 практиканта, 4 вожатых отрядов и 11 инструкторов, включая начальника экспедиции.

Целью экспедиции являлось ознакомление интересующихся школьников с уникальной природой Горного Алтая и Телецкого озера. Данная экологическая экспедиция была проведена в рамках Всероссийских проектов летнего образовательного отдыха детей «Молодежные образовательные экспедиции » и « Мир увлеченных » , осуществляемых “Фондом биологических исследований” в течение 10 лет. Проект является частью программы гармоничного развития личности подростков, направленной на формирование экологического (в широком смысле) мышления через тесный контакт с миром живой природы. Эта программа в конечном виде призвана содействовать воспитанию в детях чувства ответственности, как за себя, так и за окружающий мир.

В ходе проведения экологической экспедиции “Горный Алтай-2006” были решены следующие конкретные задачи:

Задачи экспедиции

Развертывание полевого лагеря на побережье Телецкого озера в районе кордона Беле. Обеспечение необходимых условий для проживания, бытовых удобств, организация снабжения дровами и питьевой водой. Организация энергоснабжения (электрогенератор, солнечные батареи).

Организация полевых лабораторий (микробиологической, ботанико-зоологической, энтомологической) и водолазной станции в месте размещения лагеря.

Обучение школьников основам лесного, горного и водного туризма, а также основам техники безопасности во время выходов в тайгу.

Проведение теоретических и практических занятий с детскими группами по соответствующим направлениям, предусмотренным программой экспедиции.

Организация ознакомительных однодневных походов по Белинской террасе и на горный солонец; проведение практических занятий по геоботанике и энтомологии во время походов.

Проведение длительных (одно- и двухдневных) походов на побережье Кыгинского залива (кордон Чири) и в высокогорную зону (озеро Чири).

Обучение участников экспедиции основам подводного плавания с аквалангом как инструмента познания подводного мира Телецкого озера.

Проведение в детских группах психологических тренингов сплочения и психокоррекционной работы.

Лагерь экологической экспедиции был расположен в районе кордона Беле в южной части Телецкого озера. Первоначально лагерь располагался на верхней (Белинской) террасе (3 дня), затем – на побережье озера в районе причала кордона Беле. Вопросы размещения лагеря, организации быта участников, а также соблюдения санитарно-экологических норм решались во взаимодействии со старшим госинспектором И.Е. Анисимовым.

Теоретические и практические занятия проводились в группах (отрядах) детей по 8 человек. Каждому отряду придавался сопровождающий (вожатый) из числа взрослых участников экспедиции. Проводились и спаренные занятия для двух отрядов (например, геоботаника и энтомология), обычно сопряженные с длительными выходами (на полдня и более) за территорию лагеря. В программе экспедиции были как биологические курсы (ботаника, микробиология, энтомология), так и вспомогательные (туризм, подводное плавание и др.). Каждое занятие имело свою тему и, как правило, практическую часть.

Геоботаника и ландшафтоведение.

Гидробиология. Водная фауна и флора бассейна Телецкого озера.

Полевая микробиология.

Энтомология.

Основы туристической подготовки .

Медицинская подготовка.

Фото- и видеосъемка.

Подводное плавание.

Досуговые и культурные мероприятия.


Заключение.

Детская экологическая экспедиция “Горный Алтай-2006” прошла в целом успешно. Удалось решить практически все поставленные руководством ФБИ задачи. Для оптимизации проведения экспедиции следовало бы с первых дней пребывания расположить лагерь у береговоой зоны. Это связано с наличием в программе «водных» дисциплин (подводное плавание, водный туризм, гидробиология).

Часть курсов не удалось провести на 100% как из-за организационных трудностей (потеря времени на перемещения лагеря), так и из-за сложных погодных условий (частые дневные дожди, волнение на озере). По мнению штаба экспедиции, более удобным местом для проведения экспедиции было бы побережье Кыгинского залива (кордон Чири). Во время похода туда нами был обследован участок побережья в районе кордона Чири, очень удобный для стоянки и способный вместить экспедицию численностью 40-50 человек.

В целом правление «Фонда биологических исследований» положительно оценивает итоги экологической экспедиции «Горный Алтай-2006» и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество с руководством Алтайского Государственного заповедника в области детского экологического образования и охраны дикой природы.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении