teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Испепеляли ли Землю три Солнца? Последний из рода Когда на земле будет два солнца

Давайте посмотрим, какие важнейшие события из мифологии народов Центральной Америки и Мексики в диапазоне времени (24-17 млн. лет назад) находят аналогии с индийскими и иранскими преданиями.

Это, прежде всего, раскрутка небесного свода богом Тлалоком (по другим версиям, Мишкоатлем, Шипе или Тескатлипокой) «на второй год после потопа», завершившего Четвертую эпоху, вокруг космической оси, проходящей через центр мира - гору Кольуакан - подобно сверлу. По преданиям ацтеков, это было сделано для того, чтобы получить первый огонь.

Версия, конечно, весьма любопытная – возможно, боги и вправду не знали другого способа получения огня. Однако, мне все-таки представляется более вероятным, что раскрутка небесного свода была ничем иным, как раскруткой Земли вокруг ее собственной оси. Ведь в результате произошедшей на рубеже олигоцена и миоцена катастрофы планета стала вращаться очень медленно и, по-видимому, перестала должным образом быть защищена электромагнитным полем (возможно, это случилось в конце раннего миоцена – во время, непосредственно предшествующее раскрутке, а до этого вращение Земли постоянно замедлялось).


Способ раскрутки Земли был довольно прост. Требовалось «всего-навсего» отколоть от нее большой кусок, который стал бы вращаться вокруг планеты и разгонять ее. Таким куском должна была стать Луна, которая в конце раннего миоцена еще представляла собой часть Земли.

В результате совместных усилий объединившихся жителей Земли (а все они обладали непостижимыми для нас знаниями), Луна, в конце концов, была оторвана *. Новообразованный спутник первое время представлял собой рой удалявшихся от планеты каменных глыб и «капель» горячей магмы разного размера, который под действием колоссального притяжения со стороны Земли испытывал плавление. Разрозненные куски будущей Луны сплавлялись в одно тело, которое под действием силы тяжести принимало округлую форму. Вскоре оно стало напоминать Солнце.

Через некоторое время после того, как Земля стала вращаться быстрее, показалось и настоящее Солнце (Центральная и Южная Америка находились до этого в темной половине Земли). В течение довольно длительного времени над поверхностью Земли поочередно всходили или одновременно светили два «солнца».



«Вскоре один из богов воскликнул: «Смотрите! Смотрите!». Все повернули головы на восток, туда, куда указывал этот бог. Небо было красным, как пламя, и Солнце ярко блистало в свете своих золотых лучей. Никто не мог на него смотреть, таким ярким и горячим оно было. Его лучи проникали всюду. На земле стало светло и тепло.
Но когда Солнце проделало свой путь, к большому удивлению богов, взошло второе Солнце. Это был Текусистекатль, который бросился в костер вслед за Нанауацином. Это второе Солнце уже не светило так ярко, как первое, но все же давало много света. На земле больше не было ночи» (А.Н. Фанталов «История и мифология Месоамерики»).

Движение по небу «двух солнц» не подчинялось никакой закономерности. Я надеюсь, всем понятно, почему. Луна неуклонно удалялась от Земли и, сплавляясь в одно тело из множества сопровождавших ее осколков, становясь все больше и компактнее. Земля с каждым днем разгонялась все сильнее и сильнее. Поэтому и Луна и Солнце всходили в разное время, и скорее всего, в разных местах.

Появление двух «солнц» в начале Пятой мировой эпохи является блестящим примером соответствия мифов народов Центральной Америки и Мексики с индийскими, шумерскими, китайскими, египетскими и многими другими преданиями.

Они даже ухитрились затушить Второе Солнце, кинув в него кроликом, после чего оно стало Луной. Но, согласитесь, горячая Луна должна была остыть и превратиться в обыкновенную «холодную» Луну при ее достаточном удалении от Земли – даже если бы в нее никто не кинул кроликом. Поэтому нет никаких серьезных оснований утверждать, что ацтекские предания о двух солнцах отличаются от индийских преданий об отделении Луны от Земли тем, что в последних не упоминается о кролике.

А.В. Колтыпин, 2010

Леонид Кудрявцев. ДВА СОЛНЦА Фантастический рассказ Желтое солнце коснулось горизонта. Собаки бежали по следу Кряла цепочкой, высунув языки, жадно вынюхивая запах ускользающей добычи. За ними, сжимая в лапе верное ружье, скакал Фрумас. Его охотничий костюм состоял из оранжевого кафтана со множеством карманов, высоких сапог и маленькой шапочки со вставленным в нее перышком птицы Хойхо, вечной и умирающей каждую секунду, живущей далеко за черной пустыней, там, где небо соединяется с землей, а доверчивые звезды касаются загадочных островов своими нежными лучами. Поначалу след вел на север, к великой реке, которая катит свои сонные воды в страну сладостей и смуглогрудых женщин. Через полчаса он свернул к старым оврагам, где по утрам поют иволки и ржавеют останки какой-то машины, прилетевшей неизвестно откуда и непонятно почему оставшейся здесь навсегда. А когда солнце наполовину скрылось за горизонтом, Крял побежал к пещерам у подножия сиреневых гор, вздымавших свои вершины на такую высоту, что за них задевали даже летучие медузы, которые по понедельникам прилетали в этот мир из страны вечных воспоминаний, вчерашних снов и бесплодных мечтаний. Увидев это, Фрумас гикнул, пришпорил своего коня и, сняв верное ружье с предохранителя, поскакал еще быстрее, пытаясь настигнуть добычу до того, как она скроется. Копыта коня взрывали дерн. Ветер свистел в ушах. Ветка голубой березы хлестнула Фрумаса по морде, едва не сбросив его на землю... Он настиг Кряла возле входа в одну из пещер и, осадив запыхавшуюся лошадь, выронив расшитую магическими камешками перчатку, прицелился. Оставалось только нажать спуск, но что-то помешало Фрумасу это сделать. Словно невидимая ладонь сжала его мозги, мешая думать и действовать. Бессильно опустилось и выскользнуло из рук верное ружье... Увидев это, Крял оскалил клыки и, неловко помогая себе пятой ногой, нырнул в пещеру. Фрумас же медленно соскользнул с коня и, покачнувшись, посмотрел по сторонам остекленевшими глазами. Тем временем желтое солнце скрылось за горизонтом, и когда погас последний лучик, Фрумас, опустившись на четвереньки, пополз в сторону ближайших кустов. С него соскользнули сапоги и охотничий кафтан. Шапочка с перышком птицы Хойхо зацепилась за куст казурии и осталась висеть на нем. А Фрумас, почувствовав, что освободился от этих теперь ненужных вещей, радостно зарычал... И наступила ночь... Через шесть часов синее солнце показалось из-за горизонта. Как только его лучи упали на изумрудную траву у подножия гор, из пещеры выполз Крял. Медленно, словно неживой, он пошел вперед и вскоре оказался перед домиком, из которого восемь часов назад выехал на охоту Фрумас. Он отворил скрипучую калитку и, миновав аккуратный дворик, вошел в дом. Там он поднялся на второй этаж и лег в кровать, которую четырнадцать часов назад покинул Фрумас. Но спал он всего лишь минуту, а когда она миновала, откинул одеяло и, потирая единственный глаз четырехпалым кулаком, сказал: -- Мюс побери, ну и утро! Он оделся и, спустившись в кухню, приготовил себе завтрак, который со вкусом и съел. А после завтрака что положено? Крял вышел из дома и, сев на маленькую скамеечку в саду, выпустил первый, утренний -- самого высшего сорта, из тех, что продаются только в столице, на углу Воздвижения и Застоечной, по одному миражу сотня, -- десяток мыльных пузырей. После этого можно было приниматься за работу. Крял добросовестно вскопал весь огород, осторожно работая лопатой и внимательно разглядывая рыхлую землю. Не дай бог, пропустишь хотя бы одну личинку параграфа -- останешься без урожая! Когда же с этой работой было покончено, он отправился на луг и до обеда успел скосить приличную кучу сухопутных водорослей. Увидев, что на сегодня сделано достаточно, он согнал скошенные водоросли в стог, чтобы они просохли, и отправился на обед. Вернувшись домой, он мгновенно приготовил глазычницу, а когда она была готова, попробовал и добавил в нее щепотку бертолетовой соли, сел и заморил червячка. Потом он устроился в саду и, выпустив очередной десяток мыльных пузырей, увидел, что солнце уже опустилось к горизонту и пора отправляться на охоту. Что ж! Крял надел оранжевый охотничий кафтан, высокие сапоги и шапочку с перышком птицы Хойхо. Снял со стены верное ружье и пошел седлать коня, уже застоявшегося в конюшне. Увидев его, конь радостно заржал сразу обоими ртами и тотчас же захрустел кусочком горного хрусталя, который ему кинул Крял. Итак, вперед! Поначалу он ехал не спеша, весело поглядывая на собак, обогнавших его метров на десять. Но вот впереди мелькнула волосатая спина. Добыча! Настоящий, великолепный, молодой Фрумас! Оранжевая кровь ударила Крялу в голову. Он пришпорил коня. А собаки уже шли по следу, радостно воя и едва не хватая зверя за хвост. Сначала они бежали к реке, потом к большим оврагам, а когда голубое солнце почти исчезло за горизонтом, свернули к горам. И, настигнув Фрумаса возле пещеры, Крял прицелился, но не выстрелил. Верное ружье упало на траву. Охотник сполз с коня и, потеряв одежду, скрылся в кустах. Наступила ночь... Утром же из пещеры вылез Фрумас и отправился домой. И, полежав в собственной кровати всего лишь минуту, он, может быть, в тысячный раз проснулся, предвкушая глазычницу и первый десяток мыльных пузырей. Может быть, в стотысячный раз он позавтракал, а потом славно поработал. Когда же наступил вечер, он поехал на охоту и, опять не убив Кряла, уполз в кусты. А утром Крял отправился домой и, может быть, в миллионный раз проснулся в собственной постели, уже предвкушая вечернюю охоту... И если некоторое время наблюдать эту карусель со стороны, то становится совершенно ясно, что Крял и Фрумас -- представители двух разумных рас, каждая из которых разумна, только когда светит одно из солнц. А виновата в этом эволюция, которой случалось выкидывать штуки и похлеще. Но если бы кто-нибудь ночью пришел к дому, в котором поочередно живут Крял и Фрумас, он бы увидел странные вещи. С наступлением темноты во всех его комнатах зажигается свет. И если прижать лицо к оконному стеклу и заглянуть внутрь дома, то можно увидеть комнату, в которой за столом сидит с десяток странных созданий. А если приложить ухо к замочной скважине, то можно услышать, как они, поглощая продукты Кряла и Фрумаса, весело смеются и поют песенки, ведут застольные беседы и рассказывают анекдоты. Насытившись, они начинают веселиться и играть в странные игры. Тогда из дома доносятся топот и хлопки, звон посуды и громкие здравицы. Но едва только на небе появляются первые робкие лучики одного из солнц, в доме наступает тишина. На крыльцо выходит верное ружье. Оно торопится полюбоваться утренним небом. Следующими появляются собаки. Они шумно прощаются с верным ружьем, и одна из них обязательно говорит ему, чтобы оно не ошиблось и вечером, когда охотник заглянет в прицел, сделало все как надо. И тут на крыльце появляется конь и говорит, что вообще хорошо бы изловчиться и загипнотизировать этих двоих не на один день, а на целый месяц. Честное слово, утомительно каждый день скакать за добычей и возвращаться, неся одежду и шапочку с перышком птицы Хойхо. А все ради того, чтобы охотник посмотрел в прицел. Ружье, конечно же, важно кивает и обещает постараться и когда-нибудь сделать так, чтобы гипноз действовал целый месяц. Но пока... И они начинают расходиться. Конь становится в стойло. Собаки уходят на псарню. А ружье остается на крыльце одно и некоторое время смотрит на дорогу, по которой должен прийти Крял или Фрумас, черными, пронзительными глазами. И нет в них радости, одна тоска. Почему так случается именно по утрам, ружье не знает. Правда, оно знает причину тоски. Дело в том, что ему хочется выстрелить. Ну хоть когда-нибудь. Всего лишь раз. А время идет. И вот-вот должен появиться Крял или Фрумас. Ружье вздыхает и уходит с крыльца, аккуратно закрыв за собой дверь. В комнате оно подходит к стене, в которую вбит гвоздь, и, прежде чем на него повеситься, снова вздыхает и думает, что когда-нибудь все же выстрелит. Обязательно... Может быть, даже завтра... 1990 г. Посетите официальный сайт автора.

Изучение мифологии народов Европы, Америки, Африки и Азии позволяет сопоставить космогонические взгляды наших далеких пращуров и найти множество совпадений. Это дает возможность установить реальность описанных событий.

О том, что Солнце - двойная звезда, изредка говорят астрофизики. Например, американский астрофизик Мюллер высказал гипотезу, что наше светило составляет с еще не обнаруженной звездой Немезидой именно такую пару. Ученые из университета Беркли (Калифорния) Мюллер, Кэр и Пеннипекер в 1980-х гг. искали ее среди красных карликов. По этой гипотезе Немезида обращается вокруг Солнца по вытянутой орбите с периодом в 26 млн. лет. Следующее приближение солнечного напарника ожидают через 15 млн. лет.

Пять Солнц на небе

До катастрофического взрыва вулкана Санторин у египтян было четыре солнечных бога: Амон, Атум, Хепри и Ра. А намного ранее, на рубеже IV и III тысячелетия, в стране пирамид существовал культ бога Солнца по имени Гор, имевшего семь ипостасей. Имена главного бога отражали разные часы дневного светила, от утреннего солнца (Гор-ахути) до грозного борца против мрака (Гор-са-Исет) и солнечного бога восточных и западных горизонтов (Гор-эм-ахет). Не исключено, что египтяне были введены в заблуждение оптическими иллюзиями.

Существуют такие атмосферные явления, которые воспринимаются как множество солнц - гало. Они обычно имеют вид двух солнц, одного над другим. Чрезвычайно редко в небе сияют пять ложных солнц, одно посредине и четыре вокруг него. Эти оптические явления производят сильное впечатление на людей. Потрясенные таким обилием светил на небе, пращуры могли, конечно, вообразить существование двух-пяти солнц. Не это ли явление было причиной появления пяти богов Солнца в древней Индии - Сурьи, Савитара, Митры, Вишну, Пушана? Да, пять Солнц - многовато для нашей планетной системы. Но вот два - вполне возможно.

Ацтеки и шумеры - знатоки неба

В космогонии ацтеков есть загадка: их легенды утверждают, что когда-то на небе одновременно сияли два Солнца.

Ацтеки пришли в Мексику с севера совсем недавно - в XIII в. Истоки их религии и космогонии нам неизвестны. Но у них также было пять богов Солнца, последовательно сменявших друг друга. Менялась космическая эра - появлялось новое Солнце. Ацтеки считали, что за время существования мир пережил четыре этапа, закончившихся катастрофами. Первый раз, при Старом Солнце, Землю населяли гиганты, которые не понравились богам и были истреблены ягуаром. Эра, в которой мы живем, - пятая, нынешний верховный бог - просто Солнце. Ожидают, что наше время закончится страшной катастрофой.

В космогонии ацтеков есть загадка: их легенды утверждают, что когда-то на небе одновременно сияли два Солнца. После сотворения мира боги совещались: кто же будет богом Солнца? Они решили, что надо устроить большой костер, кто из богов отважится прыгнуть в пламя, тот и будет богом Солнца. Трижды пытался прыгнуть в пламя Теккистекатль, но каждый раз отступал от невыносимого жара. Бог Нанауатль (Нанауацин) очень страдал от бубонной сыпи. Видимо, муки его были невыносимы - он прыгнул в костер и стал Солнцем. Видя это, решился, наконец, Теккистекатль и тоже прыгнул, но стал Луной. Первое время Луна пылала так же ярко, как Солнце. Раздраженные ее сиянием, остальные боги бросили в нее кролика - и Луна стала обычной.

В этом космогоническом мифе ацтеков - указание на два светила в Солнечной системе. Удивительнее всего то, что в Китае, за 20 тыс. км от Америки, на противоположном конце земного шара, на Луне тоже запечатлен близкий родственник кролика - белый лунный заяц. А чуть севернее Китая - в низовьях Амура и на острове Сахалин - тоже бытовали архаические мифы о двух Солнцах. Только там проблему решил герой-охотник: он просто застрелил одно из Солнц стрелой, пущенной из лука.

И все-таки вторая звезда у Солнца есть! Она уже почти погасла.

Так были ли два Солнца - или это плод необузданной фантазии древних? Миф о двух Солнцах очень занимателен, но все-таки это, похоже, не миф. Среди глиняных клинописных каталогов звездного неба, составленных 5000 лет назад жрецами Шумера, археологи неожиданно нашли табличку с двумя Солнцами! Огромный оранжевый шар был изображен на южном небе. Когда в южном полушарии нашли пульсар РР-6835-45, то сочли, что шумерские жрецы зафиксировали взрыв сверхновой звезды, приняв его за второе Солнце. Поиск второго Солнца продолжается.

И все-таки вторая звезда у Солнца есть! Она уже почти погасла. И находится не за пределами орбит Плутона и Нептуна, а летит по своей орбите среди других планет. Ее давно знают. Это - Юпитер! Если вспомнить древнегреческую мифологию и их космическую (по своей природе) религию, то наше внимание будет приковано к верховному олимпийскому богу Зевсу, царю и родителю богов и людей. Он тоже имел несколько имен. Ему подчинялись стихии, громы и молнии. Древние философы считали Зевса «огнем», «горячей субстанцией». Он владел небом, и его место там, «где небо переходит в огненный тончайший эфир». У римлян Зевс стал Юпитером. Тот же верховный бог, царь богов и людей, повелитель молнии и грома, учредитель порядка. Считается, что названия созвездиям дали в конце IV тысячелетия до н.э. одновременно в Китае, Шумере, Египте и в стране кельтов. «Блуждающие звезды» - планеты - тогда же получили свои имена. Планета Юпитер у всех народов имела имя верховного бога: в Китае и Шумере, в Вавилоне и древней Индии, в древней Германии и у славян. Почему малозаметная звездочка на ночном небе, чья заслуга только в том, что она перемещается и ярче других блуждающих звезд, получает грозные имена верховного владыки у самых разных народов? Что стоит за этим? Какие тайные знания?

Странности Юпитера

Оказалось, что Юпитер излучает тепла в 2,5 раза больше, чем получает его от Солнца.

Оказалось, что планета Юпитер ведет себя во многих проявлениях не как планета, а как звезда. В окружении своих 16 спутников она выглядит как маленькое Солнце. Размеры Юпитера под стать небольшому светилу - его диаметр в 13 раз больше земного, а по массе он превосходит Землю в 300 раз. Эта самая крупная планета делает полный оборот вокруг Солнца за 12 лет. Считают, что это обстоятельство и легло в основу деления Зодиака на 12 созвездий.

Планета-гигант почти целиком состоит из водорода и гелия - до 90 процентов, прямо как Солнце! Температура в центре Юпитера может достигать 100 тыс. градусов. При этом температура внешних слоев атмосферы планеты, состоящей из водорода, гелия и небольших примесей метана и аммиака, составляет минус 140 градусов Цельсия. Оказалось, что Юпитер излучает тепла в 2,5 раза больше, чем получает его от Солнца. Он как бы помогает Солнцу обогревать Солнечную систему.
Юпитер обладает загадочными свойствами. Когда спутник отбрасывает тень на планету, то в пятне тени температура должна быть ниже, чем на освещенной Солнцем поверхности. У Юпитера - наоборот. В центре круглой тени от его спутника температура оказалась на 50 градусов выше, чем на освещенной части. И только через 15 минут после схождения тени температура опускалась до прежнего значения. Наконец, радиоизлучение Юпитера имеет диаграмму направленности, точь-в-точь совпадающую с таковой для пульсаров! Пульсары - это нейтронные звезды, имеющие необычно малый диаметр (20–40 км) и невообразимо большую плотность вещества (один миллиард тонн в кубическом сантиметре). Пульсар, остывая, будет периодически испытывать конвульсивные «звездотрясения». При этом скорость вращения его будет скачками замедляться, объем пульсара будет скачками увеличиваться, пока не застынет на каком-то значении. (Похоже, что пульсар Юпитер уже застыл, раздувшись до гигантских размеров.) А что дальше? Неизвестно.

Древнейший греческий миф об эстафете власти на небе от Урана к Кроносу (Сатурну), а потом от Кроноса к Зевсу (Юпитеру) описывает действительные события в незапамятные времена. Этот миф одинаков у греков и шумеров, индусов и кельтов.

В каждом тысячелетии в нашем «звездном острове» образуется до 10 пульсаров. Они очень быстро вращаются вокруг своих осей. Громадина Юпитера тоже крутится быстрее других - делает один оборот за 9 часов (Земля - за 24 часа, Солнце - за 28 суток). Магнитная ось нейтронной звезды может не совпадать с осью вращения. Тогда поток ее радиоизлучения будет заключен в некотором конусе. Наблюдателю со стороны будет видно, что на поверхности такой звезды есть активная область - горячее пятно, откуда в пространство уходит радиолуч. Такая нейтронная звезда называется пульсар. У Юпитера магнитная ось сдвинута относительно оси вращения, как у пульсара, и у него есть область отрицательной магнитной аномалии - Большое красное пятно. Вывод однозначен: Юпитер, скорее всего, был вторым Солнцем нашей системы, маленьким таким солнышком. Но погас, пройдя стадию пульсара.

Юпитер и Солнце давали жизнь, устанавливали порядок в системе. Тогда древнейший греческий миф об эстафете власти на небе от Урана к Кроносу (Сатурну), а потом от Кроноса к Зевсу (Юпитеру) описывает действительные события в незапамятные времена. Этот миф одинаков у греков и шумеров, индусов и кельтов. Поэтому следует думать, что 4500 лет назад жрецы уже знали о солнечном прошлом Юпитера, а с ним и Сатурна. Пифагор обронил однажды фразу: «Солнце, хранитель Юпитера». Если вспомнить одну из главных заповедей мистических посвящений: «Аллегории - для непосвященных, прямые истины - для избранных, сообщаемые им во время посвящений», то становится ясной двойная истина слов Пифагора. Во-первых, Солнце и Юпитер имеют одинаковую природу. Во-вторых, активная природа Юпитера истощилась. В-третьих, Солнце продолжает ту работу, которую оно вело вместе с Юпитером. А если мы добавим и третье «бывшее Солнце» - Сатурн, то вот она перед нами - первоначальная троица богов! Именно от этой первичной троицы Солнце-Юпитер-Сатурн берут начало вавилонские Ану, Эа, Энлиль; египетские Осирис, Изида, Гор; индийские Брахма, Вишну, Шива. Такова главная тайна мистических откровений. Аллегорическая тайна - троица богов. Истинная тайна - три светила в Солнечной системе, тройная звезда.

25.10.2013 316

Глава 3. Огнём и мечём (1604-1618)

Два солнца

Два солнца по утрам светило с неба,
С свирепостью на дольный мир смотря.
И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»
Из тьмы лесов стремился до царя.

К. Бальмонт

Одним из самых трудных периодов многовековой русской истории было Смутное время в начале XVII века. В эти кровавые дни гражданской войны Россия могла навсегда исчезнуть с политической карты мира. Скатывание в пучину Смуты проходило постепенно. В 1598 году умер бездетный сын Ивана Грозного – Фёдор. Впервые русским людям нужно было избрать себе нового царя. Никогда ещё русскому народу не приходилось выбирать себе правителей, это было просто неслыханным делом. Одни считали это Божьим наказанием, другие утверждали, что Бог не может допустить такого, и наверняка истинный наследник престола жив. Но всякие речи о том, что где-то есть настоящий потомок Ивана Грозного, жёстко пресекались властями, считались пустыми, бестолковыми.

Однако разговоры подобного рода широко распространялись в народе, особенно среди служилого населения. На рынках и площадях городов Верхнего Дона активно обсуждали тревожные новости об отсутствии законного государя и дальнейшей судьбе страны. Предполагалось, что кто-то из знатных бояр будет избран новым царём. Выдвигались различные кандидаты, среди которых особой популярностью пользовались бояре Романовы, а также Борис Годунов, шурин покойного Фёдора Ивановича. Бояре Мстиславские, самые родовитые в Думе, не вызывали ни у кого симпатий, так как являлись слишком уж незаметными и серыми. Родовитые Шуйские были предметом для упрёков и нареканий, их жадность, корысть и коварство были хорошо известны в стране.

Между тем в Москве развернулась острая борьба между членами правящей элиты. Многие хотели основать новую царскую династию, и сразу несколько знатных бояр претендовали на опустевший трон по праву крови, как самые родовитые. Но выиграл не самый знатный, а самый способный. Им оказался Борис Фёдорович Годунов, который сумел проявить большие политические способности и добиться популярности в народе. 1 сентября 1598 года, в Новый год, отмечаемый в старые времена именно в этот день, состоялась торжественная коронация государя.

Вскоре на главных площадях Воронежа, Данкова, Ельца и других городов была зачитана грамота о воцарении нового государя, который обещал быть милостивым и справедливым монархом для своих подданных, и грозным для врагов России. В этот день был объявлен всенародный праздник и гуляния.

Увы, способный государь Борис Фёдорович столкнулся с трудностями, которые был не в состоянии преодолеть. Первой проблемой для Бориса Годунова была огромная ненависть к нему знатных бояр, проигравших в борьбе за власть. Обещавший никого не казнить, новый царь вскоре не удержался от жёстких мер, чувствуя постоянные интриги, заговоры и вражду к себе.

Нелегко было править в обстановке недоверия, зависти, лжи и предательства! Последней каплей, переполнившей чашу терпения царя Бориса, стали слухи о том, что это он отравил в 1598 году Фёдора, последнего сына Ивана Грозного, а ещё раньше, в 1591 году, зарезал ножом его другого сына – Дмитрия. Бояре упорно раздували эти сплетни, в которые народ верил всё больше и больше. Потом стали говорить, что сын Ивана Грозного Дмитрий вовсе не был зарезан Годуновым, а спасся от рук убийц и бежал в Польшу. Зловещие слухи обрастали разными подробностями, а вскоре приняли реальные черты. В Польше появился человек, выдававший себя за того самого Дмитрия, умершего ещё в 1591 году.

Начало XVII века было ознаменовано целым рядом наводящих на людей ужас природных явлений, понятых людьми того времени в качестве дурных предзнаменований. Странно вели себя животные: дикие волки и лисы появлялись на улицах городов. В Москве видели, как один волк вдруг съел другого, хотя известно, что в природе этого не бывает. Это толковали так, как будто бы русские люди будут убивать друг друга .

Вскоре на Россию обрушились страшные природные бедствия. Летом шёл снег, и было холодно, зимой стояли морозы, но снега не было. Весь урожай погиб, и уже в 1601 году цены на хлеб и продукты выросли в десятки раз. Начался ужасный голод. Иностранцы, находящиеся в России, красочно описывали ужасы людоедства, тысячи нищих, бесчинства разбойничьих банд и прочее. Ужасно было и то, что находились люди, пытающиеся заработать на народных бедах. Люди, имевшие запасы хлеба на несколько лет, всячески завышали цены. Надо отдать должное Борису Годунову, который пытался принимать все возможные меры для борьбы с бедствиями. Наконец, в 1604 году голод пошёл на спад. Однако в обществе усилились разлад и озлобление, взаимное недоверие и жестокость.

Продолжали происходить странные природные явления. По ночам люди видели в небе свечения, «как если бы одно войско билось с другим, и от него становилось так светло и ясно, как будто взошел месяц». Несколько раз на ночном небе стояли две луны, много раз поднимались невиданные бури, которые сносили башни городовых ворот и кресты с церквей. «У людей и скота рождалось много странных уродов, не стало рыбы в реках, зверей в лесу, птиц в воздухе, а то, что варилось и подавалось на стол, не имело своего прежнего вкуса, хотя и было хорошо приготовлено» — писал очевидец событий немец Конрад Буссов .

Изменились также и люди. Частыми стали драки, раздражения, рознь, обман, ростовщичество, обирание, кражи, разбой. «Друг не давал своему другу ничего взаймы без залога, который должен был стоить втрое больше, чем то, что он под него давал…» — отмечал тот же наблюдательный иностранец .

Наконец, над всеми этими ужасами человеческими и природными воцарилось ещё более страшное знамение. Весной 1604 года, на следующее воскресение после Троицы, в ясный полдень над самым московским Кремлём, совсем рядом с солнцем, показалась яркая и ослепительно сверкающая звезда, которую многие приняли за второе солнце. Два солнца сияли в небе над Кремлём.

Испугавшийся Борис Годунов велел послать за древним старцем с севера, умеющим толковать знамения. Этот старец был богато одарён царём и допрошен о двух солнцах над Кремлём. Он предсказал, что новая звезда в ясном небе предвещает грядущие раздоры и войны, что государю надо быть внимательнее к своему окружению .

Подобно тому, как два солнца взошли майским днём 1604 года над Москвой, так и в России вскоре появились два монарха. Человек, выдававший себя за Дмитрия, а, может быть, и подлинный наследник русского трона собрал войско в Польше и осенью 1604 года вторгся в пределы Российской державы. Сразу после этого события пограничные русские земли перешли на сторону Дмитрия, признав его своим государем. Страна раскололась на два лагеря: сторонников Дмитрия и Бориса Годунова, началась кровавая гражданская война. Дмитрий быстро завоевал популярность населения, не одержав ни одной победы. Он стремительно двигался к Москве, его армия постоянно пополнялась народом, полюбившим его за доброту, справедливость, простоту и смелость. В апреле 1605 года на его сторону перешли города Верхнего Дона. В это же время Борис Годунов скончался от сердечного удара, а его наследник Фёдор Борисович был убит в ходе заговора. Человек, называвший себя Дмитрием, торжественно въехал в Москву.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении