teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Итоговый тест по александру 1. Тест по изучению личности «Александра I. Аргументы в подтверждение

Вариант I


В состав Российской империи к началу XIX в. входила территория:

а) Бакинского ханства; б) части Северной Калифорнии; в) Бухарского эмирата; г) Бессарабии.

2. Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату событий, о которых идёт речь.

«Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошёл в покои Александра. Крики «Да здравствует император Александр I!» дали ему знать, что всё кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, Александр сказал:

Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!»

3. Выдающимся государственным деятелем первой половины XIX в., разработчиком проектов государственных реформ был:

а) ; б) ; в) ; г) .

4. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами:

а) мещане; б) купцы; в) бояре; г) дворяне.

5. был назначен командующим русским войском летом 1812 г. вместо:

а) ; б) ; в) -де-Толли; г) .

6. Кто из указанных участвовал в Отечественной войне 1812 г.:

а) ; б) ; в) ; г) .

7. Во время Отечественной войны 1812 г. лидерами партизанского движения были (несколько вариантов ответа):

а) Г. Курин; б) ; в) ; г) ; д) В. Кожина.

8. В начале XIX века Россия вела войны:

а) с Ираном и Афганистаном; б) с Турцией и Грецией;

в) с Турцией, Ираном, Швецией; г) с Афганистаном, Турцией и Австрией.

9. Соотнесите даты и события.

1) 1803 г. а) образование Государственного Совета;

2) 1807 г. б) образование «Союза спасения»;

4) 1805 г. г) Тильзитский мир;

5) 1816 г. д) сражение под Аустерлицем.

А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России;

В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.

За­да­ние 11. Рас­смот­ри­те карту од­но­го из эта­пов Оте­че­ствен­ной войны 1812 г.

Населённым пунк­том, обо­зна­чен­ным на карте циф­рой «1», яв­ля­ет­ся

1) Бо­ро­ди­но

2) Та­ру­ти­но

4) Царёво Зай­ми­ще

Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Ука­жи­те год, когда была вы­пу­ще­на дан­ная мо­не­та.

За­да­ние 13. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке со­бы­тия и яв­ле­ния по­ли­ти­че­ской ис­то­рии Рос­сии XIX в. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов.

1) со­зда­ние «Союза Спа­се­ния»

2) раз­ра­бот­ка ­ран­ским «Вве­де­ния к Уло­же­нию го­су­дар­ствен­ных за­ко­нов»

3) принятие Конституции Польши

4) Заграничный поход российской армии.


За­да­ние 15. Кто из пе­ре­чис­лен­ных во­е­на­чаль­ни­ков ру­ко­во­дил дей­стви­я­ми рус­ских войск в Отечественной войне 1812 г.? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке двух де­я­те­лей и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) П. А. Ру­мян­цев

2) А. В. Су­во­ров

Про­мыш­лен­ность Рос­сии в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 17. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идет речь.

«По­ле­вые зе­мель­ные укреп­ле­ния, об­ра­щен­ные углом к про­тив­ни­ку, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись рус­ски­ми вой­ска­ми в Бо­ро­дин­ском сра­же­нии и за­щи­ща­лись под ру­ко­вод­ством ге­не­ра­ла ­ра­ти­о­на».

За­да­ние 18. Срав­ни­те черты го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния Рос­си­ей в пе­ри­од прав­ле­ния Петра I и в пе­ри­од прав­ле­ния Алек­санд­ра I. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) су­ще­ство­ва­ние ми­ни­стерств

2) аб­со­лют­ная власть мо­нар­ха

3) де­ле­ние стра­ны на гу­бер­нии

4) су­ще­ство­ва­ние про­вин­ций — ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ных еди­ниц Рос­сий­ской им­пе­рии


За­да­ние 20. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, обо­зна­ча­ют го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны Рос­сий­ской им­пе­рии XVIII—XIX вв.

1) Пра­ви­тель­ству­ю­щий Сенат; 2) Вер­хов­ный тай­ный совет; 3) Го­су­дар­ствен­ная дума; 4) Го­су­дар­ствен­ный совет; 5) Во­ен­ная кол­ле­гия.

За­да­ние 21. На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь в от­рыв­ке. Ука­жи­те уко­ре­нив­ше­е­ся впо­след­ствии на­зва­ние пред­ста­ви­те­лей об­ще­ствен­но­го дви­же­ния, про­пу­щен­ное в тек­сте.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка.

«Одним из па­ра­док­сов внут­рен­ней по­ли­ти­ки [им­пе­ра­то­ра] по­сле­во­ен­но­го вре­ме­ни стало то об­сто­я­тель­ство, что по­пыт­ки об­нов­ле­ния рос­сий­ско­го го­су­дар­ства со­про­вож­да­лись уста­нов­ле­ни­ем по­ли­цей­ско­го ре­жи­ма, позд­нее по­лу­чив­ше­го на­зва­ние «арак­че­ев­щи­ны». Одним из её про­яв­ле­ний и глав­ным сим­во­лом стали во­ен­ные по­се­ле­ния, в ко­то­рых сам [им­пе­ра­тор], впро­чем, видел один из спо­со­бов осво­бож­де­ния кре­стьян от лич­ной за­ви­си­мо­сти, но ко­то­рые вы­зы­ва­ли не­на­висть в самых ши­ро­ких кру­гах об­ще­ства. Вме­сто Ми­ни­стер­ства про­све­ще­ния было со­зда­но Ми­ни­стер­ство ду­хов­ных дел и на­род­но­го про­све­ще­ния во главе с обер-про­ку­ро­ром Свя­тей­ше­го си­но­да и гла­вой Биб­лей­ско­го об­ще­ства А. Н. Го­ли­цы­ным. Под его ру­ко­вод­ством фак­ти­че­ски был осу­ществлён раз­гром рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов. Была уста­нов­ле­на же­сто­кая цен­зу­ра. [Им­пе­ра­тор] утвер­дил пред­ло­же­ние Се­на­та, раз­ре­шав­шее по­ме­щи­кам за «дур­ные по­ступ­ки» ссы­лать своих кре­стьян в Си­бирь. Вме­сте с тем им­пе­ра­тор был осве­домлён о де­я­тель­но­сти пер­вых

ор­га­ни­за­ций бу­ду­щих_______________, но не пред­при­нял ни­ка­ких мер про­тив их чле­нов, счи­тая, что они раз­де­ля­ют за­блуж­де­ния его мо­ло­до­сти.

В по­след­ние годы жизни [им­пе­ра­тор] вновь не­ред­ко го­во­рил своим близ­ким о на­ме­ре­нии от­речь­ся от пре­сто­ла и уда­лить­ся от мира, что после его не­ожи­дан­ной смер­ти от брюш­но­го тифа в Та­ган­ро­ге по­ро­ди­ло ле­ген­ду о стар­це Фёдоре Кузь­ми­че»

За­да­ние 22. Най­ди­те в от­рыв­ке и вы­пи­ши­те пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее по­ло­же­ние, ко­то­рое под­твер­жда­ет­ся фак­та­ми, при­ведёнными в тек­сте. Ука­жи­те не менее двух фак­тов, при­ведённых для под­твер­жде­ния этого по­ло­же­ния.

За­да­ние 23. Ран­ним де­кабрь­ским утром на Се­нат­скую пло­щадь Пе­тер­бур­га на­ча­ли вы­хо­дить части гвар­дей­ских пол­ков. Их вели мо­ло­дые офи­це­ры, ре­шив­ши­е­ся на по­пыт­ку во­ен­но­го пе­ре­во­ро­та. Они при­зы­ва­ли сол­дат под­дер­жать «за­кон­но­го им­пе­ра­то­ра» Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча.

1) К ка­ко­му году от­но­сят­ся опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия?

2) Кого мо­ло­дые офи­це­ры пред­став­ля­ли сол­да­там как узур­па­то­ра пре­сто­ла, не­за­кон­но его за­няв­ше­го?

3) Сфор­му­ли­руй­те ос­нов­ные ис­тин­ные цели ру­ко­во­ди­те­лей вы­ступ­ле­ния.

За­да­ние 24. Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на общ­ность тен­ден­ций в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния и про­све­ще­ния в годы прав­ле­ния Ека­те­ри­ны II и Алек­сандра I, в на­ча­ле XIX в. в ор­га­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния и про­све­ще­ния по­яв­ля­ет­ся много но­во­го. При­ве­ди­те не менее двух по­ло­же­ний, под­твер­жда­ю­щих эту но­виз­ну.

За­да­ние 25. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Внеш­няя по­ли­ти­ка Рос­сии в первой четверти XIX в.». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов.

План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные веш­ней по­ли­ти­кой Рос­сии в XIX веке.

Тест по теме: «Правления Александра I. Отечественная война».

Вариант II

1. Неподатным сословием было:

а) духовенство; б) крестьянство; в) мещанство; г) казачество.

2. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:

а) Верховный Тайный совет; б) Тайная канцелярия; в) Уложенная комиссия; г) Негласный комитет.

3. В соответствии с Указом о вольных хлебопашцах:

а) помещики получили право освобождать крепостных крестьян;

б) в России отменялось крепостное право;

в) крестьяне западных губерний освобождались от власти помещиков;

г) помещики обязывались перевести крепостных крестьян с на оброк.

4. Чем по форме правления являлась Россия в начале XIX века:

а) конституционной монархией; б) аристократической республикой;

в) абсолютной монархией; г) демократической республикой.

5. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.:

а) Наполеон разбил русские войска по отдельности; б) французская армия захватила Киев;

в) французская армия подошла к С. – Петербургу;

г) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском.

6. Царскосельский лицей был основан:

а) в 1881 г.; б) в 1842 г.; в) в 1811 г.; г) в 1864 г.

7. По Тильзитскому миру между Александром I и Наполеоном:

а) Россия потеряла Молдавию; б) уступила Валахию; в) передала Франции территорию герцогства Варшавского; г) вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии.

8. В основу государственного устройства предлагал заложить принцип:

а) православия, самодержавия, народности; б) верховенства судебных решений;

в) сочетания коллегиальности и верховенства; г) разделения властей.

9. Соотнесите даты и события.

1) 1803 г. а) восстание декабристов;

2) 1815 г. б) начало министерской реформы;

3) 1810 г. в) Указ о вольных хлебопашцах;

4) 1825 г. г) Конституция Польши;

5) 1802 г. д) сражение под Аустерлицем.

10. Расставьте события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности, начиная с самого раннего:

А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России; В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.

За­да­ние 11. Рас­смот­ри­те схему и ответьте на вопрос.

В 1812 г. в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии вошла тер­ри­то­рия, обо­зна­чен­ная на

карте циф­рой

За­да­ние 12. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Ука­жи­те на­зва­ние пло­ща­ди, со­бы­тия на которой по­ка­за­ны на кар­ти­не.

1) Двор­цо­вая

2) Воз­не­сен­ская

3) Се­нат­ская

4) Крас­ная

За­да­ние 13. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:

1) при­со­еди­не­ние Рос­сии к Кон­ти­нен­таль­ной бло­ка­де;

2) битва при Аустер­ли­це;

3) Вен­ский кон­гресс;

4) из­гна­ние войск На­по­лео­на из Рос­сии.

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 15. Какие тер­ри­то­рии вошли в со­став Рос­сии в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке две тер­ри­то­рии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) За­пад­ная Си­бирь;

2) При­бал­ти­ка;

3) гер­цог­ство Вар­шав­ское;

4) Фин­лян­дия;

За­да­ние 16. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

На­се­ле­ние не­ко­то­рых рос­сий­ских го­ро­дов до на­ча­ла «Ве­ли­ких ре­форм»

(тыс. че­ло­век)

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 17. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

«Услов­ное на­зва­ние по­ли­ти­ки, от­ли­чав­шей­ся ме­лоч­ной ре­гла­мен­та­ци­ей, все­си­ли­ем чи­нов­ни­че­ства, пре­се­че­ни­ем вся­че­ско­го свое­во­лия, дан­ное по имени од­но­го из при­ближённых Алек­сандра I».

За­да­ние 18. Срав­ни­те Заграничный поход русской армии и участие в европейских войнах 1805-1806 гг. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) основным противником была Фран­ция

2) усилилось международное положение России

3) подписание Тильзитского договора

4) существование антифранцузской коалиции государств

За­да­ние 19. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

За­да­ние 20. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, обо­зна­ча­ют со­сло­вия.

1) дво­рян­ство; 2) ме­щан­ство; 3) кре­стьян­ство; 4) чи­нов­ни­че­ство; 5) ду­хо­вен­ство.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда.

За­да­ние 21. На­зо­ви­те про­пу­щен­ную в тек­сте фа­ми­лию рус­ско­го пол­ко­вод­ца. Ука­жи­те год, когда про­ис­хо­ди­ли опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка

«В по­след­ние годы, во­пре­ки утвер­див­ше­му­ся в науке убеж­де­нию в том, что <…> был ве­ли­ким пол­ко­вод­цем, одер­жав­шим по­бе­ду при Бо­ро­ди­не (если не фак­ти­че­скую, то мо­раль­ную), по­яви­лись со­мне­ния от­но­си­тель­но и этого вы­во­да. Во-пер­вых, есть мно­же­ство сви­де­тельств того, что глав­но­ко­ман­ду­ю­щий рус­ской ар­ми­ей не вла­дел ини­ци­а­ти­вой на поле сра­же­ния. Он был инер­тен на­столь­ко, что один из участ­ни­ков сра­же­ния, ге­не­рал Н. Н. Ра­ев­ский, писал: «Нами никто не ко­ман­до­вал». Ини­ци­а­ти­вой пол­но­стью вла­дел На­по­ле­он, ко­то­рый дик­то­вал ход битвы. И в ко­неч­ном счете за­во­е­ва­тель до­стиг по­став­лен­ной перед собой стра­те­ги­че­ской цели — занял Моск­ву, за­щи­та ко­то­рой была объ­яв­ле­на рус­ским глав­но­ко­ман­ду­ю­щим глав­ной целью сра­же­ния.

Но На­по­ле­он всё-таки не раз­бил рус­скую армию. После битвы он не видел при­выч­но­го для него бес­по­ря­доч­но­го бег­ства не­при­я­те­ля. Перед его гла­за­ми не про­хо­ди­ли толпы плен­ных (всего была за­хва­че­на 1 тыс. плен­ных и 15 пушек, столь­ко же плен­ных и 13 пушек за­хва­ти­ли и рус­ские). Перед фран­цуз­ским им­пе­ра­то­ром не ле­жа­ли на земле де­сят­ки по­вер­жен­ных вра­же­ских знамён. Не­со­мнен­но, рус­ская армия в тя­же­лей­шем сра­же­нии вы­сто­я­ла. И при­чи­ной этого стала не­обык­но­вен­ная стой­кость рус­ско­го сол­да­та, во­оду­шевлённого вы­со­ким и жерт­вен­ным чув­ством пат­ри­о­тиз­ма, сто­яв­ше­го за царя, пра­во­слав­ную веру и Оте­че­ство».

За­да­ние 22. Во вто­ром аб­за­це от­рыв­ка най­ди­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, где опи­сы­ва­ет­ся си­ту­а­ция, под­твер­жде­ния ко­то­рой ука­зы­ва­ют­ся в даль­ней­шем тек­сте. Вы­пи­ши­те не менее двух под­твер­жде­ний дан­ной си­ту­а­ции.

За­да­ние 23. Зим­ним днём около 30 офи­це­ров-еди­но­мыш­лен­ни­ков вы­ве­ли на Се­нат­скую пло­щадь сол­дат Мос­ков­ско­го и Гре­на­дер­ско­го пол­ков и мат­ро­сов Гвар­дей­ско­го мор­ско­го эки­па­жа. Ор­га­ни­за­то­ры вос­ста­ния по­пы­та­лись не

до­пу­стить вступ­ле­ния на трон но­во­го им­пе­ра­то­ра, а также за­яв­ля­ли о стрем­ле­нии к упразд­не­нию са­мо­дер­жа­вия и от­ме­не кре­пост­но­го права. Вы­ступ­ле­ние было по­дав­ле­но.

1) На­зо­ви­те месяц и год, когда про­изо­шли опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия.

2) На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь.

3) По­че­му вы­ступ­ле­ние, о ко­то­ром идёт речь, за­вер­ши­лось про­ва­лом? На­зо­ви­те одну любую при­чи­ну.

За­да­ние 24. Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на зна­чи­тель­ные раз­ли­чия во взгля­дах ру­ко­во­ди­те­лей Се­вер­но­го и Юж­но­го об­ществ де­каб­ри­стов, их про­грамм­ные до­ку­мен­ты со­дер­жа­ли много об­ще­го. При­ве­ди­те не менее двух по­ло­же­ний, под­твер­жда­ю­щих эту общ­ность.

За­да­ние 25. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Либеральные ре­фор­мы Александра I». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные с ре­фор­ма­ми Александра I.

I вариант

1. Как назывались в XVIII - первой половине XIX в. предста­вители привилегированного сословия, владевшие крепост­ными крестьянами?

1) бояре 3) мещане

2) дворяне 4) казаки

2. В 1805 г. под Аустерлицем состоялось сражение между армиями

1) российско-австрийской и французской

2) российско-французской и английской

3) российско-шведской и английской

4) российско-французской и австрийской

3. Отметьте причину появления тайных обществ в России в первой четверти XIX в .

1) усиление контактов с западными странами

2) недовольство высшего чиновничества реформа­ми Александра I

3) стремление правительства привлечь общество к разработке проектов реформ

4) недовольство церкви внутренней политикой царского правительства

4. Территория, на которой разрешалось в России по­стоянное проживание евреев, называлась

1) колонией 3) чертой оседлости

2) местничеством 4) опричными землями

5. Бородинское сражение состоялось в 1812 г.

6. В соответствии с законодательством Российской империи сословием являлось (лась, лись)

1) интеллигенция 3) крестьянство

2) буржуазия 4) рабочие



7. По Тильзитскому договору с Францией Россия обя­зывалась

1) вступить в коалицию «сердечного согласия»

2) уничтожить все укрепления на Черноморском побережье

3) присоединиться к континентальной блокаде про­тив Англии

4) вступить в Союз трех императоров

8. Деятельность тайных организаций декабристов относится к

1) 1801 - 1811 гг. 3) 1827 - 1828 гг.

2) 1816 - 1826 гг. 4) 1829 - 1830 гг.

9. В XIX в. верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала

1) Сенату 3) Верховному Тайному совету

2) императору 4) III отделению императорской канцелярии

10. Годы правления Александра I характеризуются

1)созданием теории официальной народности

2) отменой выкупных платежей

3) проведением реформы государственной деревни

4) изданием указа о «вольных хлебопашцах»

11. Что было одной из причин поражения армии Наполеона в России в 1812 г.?

1) совместные военные действия армий России и Пруссии

2) значительные потери французской армии

3) нежелание Наполеона дать приграничное сражение в начале войны

4) значительное численное превосходство российских армий над французскими в начале войны


12. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) вступление русских войск в Париж

2) осада Плевны

3) подавление русскими войсками революции в Венгрии

4) сражение при Аустерлице

13. Что из перечисленного ниже предусматривал проект реформ М.М.Сперанского?

1) восстановление практики созывов Земских соборов

2) создание конституционной монархии по английскому образцу

3) установление в России республиканской формы правления

4) учреждение законосовещательного Государственного Совета

14. Какой населенный пункт вошел в историю Отечественной войны 1812 г. как место, где русская армия, оторвавшись от французских войск, пополнила свою численность и вооружение, набрала силы для дальнейшей борьбы?

1) Фили 3) Аустерлиц

2) Смоленск 4) Тарутино

15. Укажите годы правления Александра I

1) 1796 – 1801 гг. 3) 1801 - 1825 гг.

2) 1825 – 1855 гг. 4) 1855 – 1881 гг.

16. Российские войска в составе союзных войск одержали победу в битве под Лейпцигом в

1) 1805 г. 2) 1813 г. 3) 1854г. 4) 1878 г.

17. Кто из перечисленных лиц был членом «Негласного комитета?»

1) Андрей Желябов 3) Кондратий Рылеев

2) Михаил Муравьев 4) Павел Строганов

18. Что из перечисленного относится к основным причинам создания Священного союза?

1) борьба России и Австрии за преобладание на Балканском полуострове

2) защита христианского населения Грузии от насильственной исламизации

3) необходимость поддерживать порядок и режимы, установленные в Европе после разгрома наполеоновской Франции

4) распространение атеистических и социалистических взглядов в России

19. Что из названного связано с понятием «аракчеевщина»?

1) создание Корпуса жандармов 3) издание указа о трехдневной барщине

2) учреждение военных поселений 4) введение циркуляра «о кухаркиных детях»

20. Что было одной из причин отступления русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.?

1) ожидание помощи от союзников по антинаполеоновской коалиции

2) решение применить тактику «выжженной земли»

3) надежда на неблагоприятные для противника природные условия


Тесты по теме «Правление Александра I»

II вариант

1. Кого во времена Александра I называли вре­менщиком и теневым премьер-министром?

1) М. М. Сперанского 3) А. А. Аракчеева

2) В. П. Кочубея 4) А. А. Чарторыйского

2. Указ Александра I от декабря 1801 г.:

1) уравнивал земельные права дворянства и других сословий

2) подрывал основы крепостного права, раз­решая крепостным выкупаться на волю

3) расширял права крепостников

4) разрешал покупать незаселенные земли недворянам, способствовал развитию капи­талистических отношений

3. Министерства появились в России в

1) первой половине XVIII в. 3) первой половине XIX в.

2) второй половине XVIII в. 4) второй половине XIX в.

4. Россия заключила Тильзитский мир с Францией в

1) 1799 г. 2) 1807 г 3) 1812 г. 4) 1815 г.

5. Какое событие произошло раньше всех других?

1) Заграничный поход русской армии 3) учреждение военных поселений

2) подписание Тильзитского мира 4) создание Свода законов Российской империи

6. Какие из названных сражений произошли в ходе Отечественной войны 1812 г.?

1) под Кормами, под Новгородом 3) под Нарвой, у деревни Лесной

2) в Севастополе, под Карсом 4) под Смоленском, под Малоярославцем

7. Кто из названных лиц руководил партизанскими отрядами во время Отечественной войны 1812 г.?

1) И.С.Дорохов, Д.В.Давыдов 3) А.П. Ермолов, М.И. Платонов

2) Н.А. Тучков, П.И. Багратион 4) Н.Н. Раевский, А.И.Кутайсов

8. Какие из названных организаций возникли в 1816-1818 гг.?

1) Северное общество, Южное общество

2) «Земля и воля», «Народная воля»

3) Союз спасения, Союз благоденствия

4) Южный и Северный союзы русских рабочих

9. Кто из названных военачальников прославился во время Отечественной войны 1812 г.? Укажите две верные фамилии.

1) Н.Н. Раевский 3) П.И.Багратион

2) П.С.Нахимов 4) М.Д.Скобелев

10. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.

1) Наполеон разбил русские армии по отдельности

2) французская армия захватила Киев

3) французская армия подошла к Санкт-Петербургу

4) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском

11. Заграничный поход русской армии состоялся в

1) 1811 – 1812 гг. 3) 1853 – 1856 гг.

2) 1813 – 1814 гг. 4) 1857 – 1864 гг.

12. В каком году произошло сражение под Малоярославцем?

1) 1801 г. 2) 1807 г. 3) 1812 г. 4) 1815 г.


13. Какое событие произошло в 1825 г.?

1) восстание декабристов 3) создание либерального цензурного устава

2) открытие Царскосельского лицея 4) принятие закона о престолонаследии

14. Что из перечисленного относится к последствиям заключения Тильзитского мира?

1) устранение противоречий в русско-французских отношениях

2) вступление России в союз с Англией и Пруссией

3) присоединение к России Финляндии

4) раздел польских земель между Россией и Пруссией

15. Кружок друзей Александра I, обсуждавший в начале его царствования идеи реформ, назывался

1) Избранной радой 3) Государственным советом

2) Негласным комитетом 4) Тайной канцелярией

16. Указ о «вольных (свободных) хлебопашцах» предусматривал

1) отмену крепостной зависимости крестьян

2) право помещиков отпускать крестьян на волю с землей за выкуп

3) освобождение крестьян от временнообязанного состояния

4) право крестьян выходить из общины с землей

17. Какие органы управления были заменены на министерства?

1) коллегии 3) земства

2) приказы 4) Земские соборы

18. Как назывались представители возникшей в 1810 г. социальной группы, в разряд которой наряду с солдатами переводили казённых крестьян, совмещавших строевую службу с ведением сельскохозяйственных работ ?

1) военные поселяне 3) казаки

2) крепостные крестьяне 4) стрельцы

19. В результате издания указа о «вольных (свободных) хлебопашцах»

1) поднялась волна крестьянских восстаний

2) было освобождено лишь несколько десятков тысяч крестьян

3) все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости

4) были упразднены военные поселения

20. Что из названного относилось к следствиям Отечественной войн 1812 г. и Заграничного похода русской армии (1813-1814 г.)? Укажите два верных положения.

1)образование Тройственного союза 3) подъем национального самосознания в России

2)рост влияния России в Европе 4) участие России в разделах Польши

Тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.

1 вариант

1. Какое из событий относится к 1801 г.?

1) принятие Манифеста о вольности дворянской
2) убийство Павла I в результате дворцового переворота
3) предоставление автономии университетам
4) принятие указа о вольных хлебопашцах

2. Какой из законодательных актов был принят позже осталь­ных?

1) Табель о рангах
2) Манифест о создании министерств
3) Устав воинский
4) Жалованная грамота городам

3. Какое из названных преобразований относится к 1901-1825 гг.?

1) прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки
2) ограничение барщины тремя днями в неделю
3) отмена крепостного права в России
4) установление запрета крестьянам жаловаться на своих помещиков верховной власти

4. Что из перечисленного можно отнести к результатам приня­тия указа «о вольных хлебопашцах»?

1) освобождение большинства крепостных крестьян
2) получение обществом сигнала от власти о желании от­менить крепостное право
3) массовые выступления крестьян против сохранения крепостного права
4) перевод в положение вольных хлебопашцев государственных крестьян

5. Стремление Александра I отказаться от крепостничества привело к отмене крепостного права

1) на Урале
2) в Прибалтике
3) в Поволжье
4) на Украине

6. Прочтите отрывок из статьи историка А.Н. Сахарова и определите название органа, о заседаниях которого в нем го­ворится.

«Первые заседания прошли в июле 1801 года. В состав ко­митета вошли молодые люди, близкие и доверенные друзья Александра I, — князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Они и прежде, до восшествия на престол (императора), собирались в его покоях, вели задушевные беседы, жаркие споры, меч­тали о реформах для России, об обновлении всей ее жизни. Причем Александр был душой этих бесед, их инициатором».

1) Комитет министров
2) Сенат
3) Верховный тайный совет
4) Негласный комитет

7.

«В самом начале своего царствования Александр I провел по отношению к наказанным при его отце — Павле I — __________ т.е. полное освобождение от судебного наказания».

2 вариант

1. Дворцовый переворот, приведший к убийству императора Павла I, произошел в

1) 1796 г.
2) 1798 г.
3) 1801 г.
4) 1805 г.

2. Какое из перечисленных событий относится к периоду 1801-1812 гг.?

1) создание Верховного тайного совета
2) принятие Жалованной грамоты городам
3) создание Непременного совета
4) учреждение Правительствующего Сената

3. Одним из последствий реформ Александра I стало создание

1) коллегий
2) Сената
3) Синода
4) министерств

4. Кто из перечисленных исторических деятелей занимал важ­ные государственные посты позже остальных?

1) А.И. Остерман
2) А.А. Безбородко
3) В.П. Кочубей
4) Г.А. Потемкин

5. Что из перечисленного относится к реформам в сфере об­разования начала царствования Александра I?

1) введение запрета низшим сословиям на получение образования
2) усиление роли церкви в школе
3) предоставление университетам автономии
4) создание первого высшего учебного заведения в России

6. Прочтите отрывок из указа и определите его название.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить … крестьян сво­их поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли … то, сделав с ними условия, ка­кие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя министру внутренних дел…»

1) Указ о вольных хлебопашцах
2) Указ о трехдневной барщине
3) Жалованная грамота дворянству
4) Табель о рангах

7. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

«Торжественное обращение власти к народу, примером которого может служить _________ о вступлении на престол Александра I, в котором он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой».

Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
1 вариант
1-2, 2-2, 3-1, 4-2, 5-2, 6-4, 7-амнистию
2 вариант
1-3, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3, 6-1, 7-манифест

Вариант 1

    Бывшие крепостные крестьяне, не переведенные на выкуп после реформы 1861 г. и несшие повинности в пользу помещиков, назывались
      государственными дворцовыми временнообязанными удельными
    Историк, один из идеологов либерализма в России, участник подготовки реформы отмены крепостного права, сторонник умеренных преобразований при сохранении самодержавия и помещичьего землевладения
      К.Д.Кавелин А.И.Герцен П.А.Шувалов М.Н.Катков
    Окружные и мировые суды появились в России
      в 1861 г. в 1864 г. в 1881 г. в 1892 г.
    В проведении земской и городской реформ в XIX в. царское правительство преследовало цель
      борьбы с террором расширения представительного начала в органах местного самоуправления усиления дворянского влияния в деревне и городе сужения прав органов местного самоуправления
    Отметьте, о ком идет речь. Военный и государственный деятель; участник Кавказской и других войн. Разработал проект политических реформ, предполагавший развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов к обсуждению общегосударственных вопросов.
      К.П.Победоносцев Д.А.Толстой М.Т.Лорис-Меликов Д.А.Милютин
    Что из перечисленного является одним из следствий промышленного переворота?
      укрепление общинного хозяйства усиление крепостного права увеличение численности городского населения появление мануфактур
    Убежденный консерватор, противник отмены крепостного права, шеф жандармов и начальник третьего отделения, за влияние при дворе прозван «Петр по прозвищу Четвертый».
      П.Шувалов П.Толстой П.Игнатьев П.Лавров
    Народники организовали «хождение в народ» с целью
      подготовки народного восстания пропаганды необходимости реформ внедрения технических достижений западных стран разрушения крестьянских общин и создания фермерских хозяйств
    Отметьте членов организации «Народная воля».
      М.Бакунин, П.Ткачев, П.Лавров Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейч А.Желябов, С.Перовская, А.Михайлов М.Катков, К.Победоносцев, П.Шувалов
    «Белый генерал», талантливый полководец, стремительным марш-броском овладевший пригородом Стамбула Сан-Стефано
      М.Д.Скобелев М.Т.Лорис-Меликов А.И.Барятинский И.В.Гурко
    Горный перевал в Болгарии, который в ходе русско-турецкой войны русские войска удерживали в течение нескольких месяцев
      Шипка Плевна Карс Сан-Стефано
    Отметьте год, который принято считать годом окончания Кавказской войны.
      1856 г. 1864 г. 1868 г. 1872 г.

Контрольный тест «Правление Александра II»

Вариант 2

    Документ, составлявшийся в ходе крестьянской реформы 1861 г. и фиксировавший отношения помещиков с временнообязанными крестьянами
      вексель крепость уставная грамота кабальная запись
    В процессе разработки проекта отмены крепостного права помещики Нечерноземной зоны предлагали
      освободить крестьян с землей за большой выкуп освободить крестьян без земли поделиться землей с крестьянами без выкупа увеличить размеры наделов, отдаваемых крестьянам за выкуп
    Земская реформа в России была проведена в
      1847 г. 1856 г. 1864 г. 1874 г.
    Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.
      вводилось обязательное начальное образование началось развитие среднего и высшего женского образования отменялась автономия университетов прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения
    Одним из мероприятий политики М.Т.Лорис-Меликова было
      ослабление гнета цензуры создание III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии создание представительного органа - Государственного совета введение института уездных исправников
    Для экономического развития России в период правления Александра II было характерно
      увеличение количества мануфактур интенсивное развитие помещичьих хозяйств разложение крестьянской общины сокращение хлопчатобумажного производства
    Автор романа, в котором содержался призыв к молодежи строить идеальное будущее «сегодня»
      А.И.Герцен Н.Г.Чернышевский И.С.Тургенев Н.А.Некрасов
    Отметьте характерную черту народнического движения.
      стремление предотвратить развитие капитализма в России вера в ведущую роль пролетариата в свершении социалистической революции в России утверждение теории официальной народности стремление приблизить Россию к странам Запада в культурном развитии
    «Тверской адрес» был подан царю
      в 1857 г. в 1862 г. в 1872 г. в 1881 г.
    Когда был подписан Сан-Стефанский мирный договор?
      в 1856 г. в 1878 г. в 1882 г. в 1892 г.
    Граница Российской империи по Амуру, Уссури и Сунгари была установлена
      по Айгунскому договору по Сан-Стефанскому договору по Парижскому договору по Симодскому договору
    Осадой Плевны руководил
      И.В.Гурко М.Г.Черняев Э.Н.Тотлебен А.М.Горчаков
Ответы. Вариант 1: 1)3; 2)1; 3)2; 4)3; 5)3; 6)3; 7)1; 8)1; 9)3; 10)1; 11)1; 12)2
Вариант 2: 1)3; 2)2; 3)3; 4)2; 5)1; 6)4; 7)2; 8)1; 9)2; 10)2; 11)1; 12)3

История 8 класс

Вариант I .

1. Вся государственная власть в стране принадлежала:

а) Государственному совету

б) императору

в) Сенату

г) губернаторам и наместникам

2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:

а) «Негласный комитет»

б) «Непременный совет»

в) «Избранный совет»

г) «Комитет министров»

3. Указ «о вольных хлебопашцах» предусматривал:

а) выкуп крепостных крестьян за счёт казны

б) освобождение всех крепостных крестьян с согласия помещиков за выкуп

в) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние

г) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли

4. Одной из причин обострения русско-французских отношений в начале XIX века было...

а) стремление Наполеона I захватить святые места в Иерусалиме

б) стремление Наполеона I к мировому господству

в) нарастание революционного движения в России

г) нежелание царя отменить крепостное право в России.

5. После смешения в 1812 г. М.Б. Барклая-де-Толли, главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Это произошло…

а) по единодушному требованию войск, вопреки воле Александра I

б) по настоянию Александра I

в) по просьбе Барклая-де- Толли

г) по просьбе самого Кутузова

6. «Армией двунадесяти языков» называли:

а) армию М.И. Кутузова

б) войска антифранцузской коалиции

в) армию Наполеона

г) армию Александра I .

7. Целью создания «военных поселений» было:

а) развитие торговли и промышленности

б) облегчение положения старослужащих солдат

в) сокращение офицерского состава

г) сокращение средств на содержание армии.

8.Поводом к выступлению декабристов послужила:

а) смерть Александра I

б) избрание на царство Николая I .

в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол

г) отказ от престола Константина Павловича

9. По условиям Бухарестского мира к России отошла:

а) Финляндия

б) Польша

в) Бессарабия

Блок Б.

1. Выберите верные утверждения. В 181 2 г.:

а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы

б) Наполеон направил основные силы на Петербург

в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях

г) был возглавлен Д.В. Давыдовым первый партизанский отряд

2. Установите даты и события

а) 1803 г. 1) восстание декабристов

б) 1808-1809 гг 2) годы правления Александра I

г) 1801 -1825 г.г. 4) русско-шведская война

3. Завершите фразу..

а) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии вошло в истории как…

б) боевые действия в тылу наполеоновских войск отрядов русской армии и крестьянских отрядов- …

в) совещание представителей правительств европейских государств, состоящееся в Вене в 1814-1815 гг. - …

г) крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательством…

4. Укажите принцип образования ряда:

«Союз спасения», «Союз благоденствия», «Общество истинных и верных сынов Отечества», «Общество соединённых славян», «Союз благоденствия»

5. О ком идёт речь

Отказавшись от принятия монашества, перешёл на госслужбу. По воле императора Павла I сразу получил чин IX ранга и личное дворянство. За четыре года тридцатилетний чиновник министерства внутренних дел становится действительным тайным советником IV класса (другие недворяне на это тратили до 25 лет). С 1807 г.- статс-секретарь Александра I . Наполеон считал, что этот человек – «единственная светлая голова в России».

6. Установите соответствие:

а) «Конституция» 1) П.И. Пестель

б) «Русская правда» 2) республиканский проект

3) Н.М. Муравьёв

4) отмена крепостного права

5) конституционная монархия

6) гражданские права и свободы.

История 8 класс

Контрольное тестирование по теме

«Итоги правления Александра I »

Вариант II .

Блок А. Выберите правильный ответ:

1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:

а) мануфактурному производству

б) промышленности

в) сельскому хозяйству

г) торговле

2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:

а) коллегии

б) министерства

в) департаменты

г) комитеты.

3. Первый русский закон, дававший возможность освобождения от крепостничества:

а) «Соборное Уложение»

б) «Жалованная грамота дворянству»

в) указ «О вольных хлебопашцах»

г) «Уставная грамота российской империи»

4. В Тильзитском договоре содержалось положение о:

а) присоединении России к континентальной блокаде

б) ликвидации Речи Посполитой

в) борьбе Наполеоновской Францией

г) участие в работе Венского конгресса

5 Территориальные приобретения России в годы правления Александра I :

а) Финляндия

б) Польша

в) Бессарабия

г) значительная часть Азербайджана

д) Швеция

1) абвд 2) абгд 3) гдвб 4) абвг

6. Герасим Курин, Василиса Кожина, Архип Семёнов, Денис Давыдов, что объединяет эти имена?

а) все они были гусарскими поэтами, героями войны 1812 г.

б) все они сражались в партизанских отрядах во время войны 1812 г.

в) все они были руководителями армейских партизанских отрядов

г)в се они был руководителями крестьянских партизанских отрядов

7. Членами Священного союза являлись:

а) Австрия, Пруссия

б) Франция, Австрия

в) Англия, Турция

г) Россия, Ватикан

8. «Конституция» Н.М. Муравьева предполагала...

А) провозглашение России республикой с однопалатным парламентом

Б) увеличение территории под военные поселения

В) введение всеобщего избирательного права

г) утверждение в России конституционной монархии.

9. Одной из причин поражения движения декабристов является...

А) нежелание руководителей восстания воспользоваться поддержкой народа

Б) вера в возможность широкого участия крестьян в революционном движении

В) отказ нижних чинов выйти на Сенатскую площадь

Г) помощь иностранных государств при подавлении восстания.

Блок Б.

1. Выберите верные утверждения.

Либеральное течение объединяло сторонников:

а) парламентского строя

б) сохранения традиций

в) идеализации прошлого

г) гражданских и экономических свобод

2. Установите хронологическую последовательность событий:

А) Бородинское сражение

б) учреждение Государственного совета

в) созыв Венского конгресса

г) битва при Ватерлоо

д) восстание декабристов

3. Определите о ком или о чём идёт речь

а) организация европейских держав для регулирования отношений между государствами и борьбы с революционным движением….

б) особая организация части российского войска в период с 1817 – 1857 гг….

в) генерал-лейтенант, поэт-гусар, один из друзей А.С. Пушкина…

г) без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение.»Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна»…

д) Всей России притеснитель, губернаторов мучитель, и совета он учитель, а царю он – друг и брат

4. Прочитайте отрывок из рассказа современника и напишите как назывались участники выступления, о котором идёт речь : « Как и многие его сверстники, участники войн с Наполеоном, М.П. Бестужев-Рюмин надеялся, что военная победа будет прологом периода реформ… Но если начало царствования Александра I обнадёживало, то в последние его годы гнёт деспотизма стал ещё более невыносим. Смерть Александра I и начавшееся междуцарствие ускорило восстание участников общественного движения, но оно было потоплено в крови. Новый царь Николай I расправился с восставшими, пятерых присудили к повешению, сотни сосланы на каторгу в Сибирь»

Используя документ и знания по истории назовите фамилии пятерых казнённых участников выступления.

5.Какой вопрос составлял основу внешней политики России в последние годы царствования Александра I ? Раскройте его суть.

6.Напишите мини-эссе на одну из предложенных тем:

а) Россия под скипетром Александра I »

б) Республиканец на словах и самодержец на деле»

Бланк ответов

ФИ ___________________________

Школа________________________

Класс ___________

Предмет_________

Вариант ________

Часть А

Номер задания

Вариант ответа

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Часть Б

задания

Варианты ответов

№ 1

№ 2

№ 3 а

3 б

3 в

3 г

№ 4

№ 5

№ 6

Примечание: задания №5 и № 6 выполнить на обороте бланка

Ключи к тесту

Часть А

задания

Верные ответы

Вариант I

Вариант II

Часть Б

задания

Верные ответы

Вариант I

Вариант II

№ 1

Г,д

А,г

№ 2

а-3, б-4, в-1, г-2

Б ,а,в,г,д

№ 3 а

Аракчеевщина

Священный союз

3 б

Партизанская война

Военные поселения

3 в

Венский конгресс

Д. Давыдов

3 г

Капиталистые

Совет в Филях

Междуцарствие

А.Аракчеев

№ 4

Тайные общества декабристов

Декабристы: М.Бестужев-Рюмин, П. Каховский, С. Муравьёв-Апостол, П. Пестель

№ 5

М.М. Сперанский

Восточный вопрос:

Необходимость установления контроля над проливами, связывающими Чёрное и Средиземное море;

Защита южных границ России;

Помощь балканским народам в борьбе с Османской империей

№ 6

А- 3,5,4,6 Б-1,2,4,6


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении