Итоговый тест по александру 1. Тест по изучению личности «Александра I. Аргументы в подтверждение
Вариант I
В состав Российской империи к началу XIX в. входила территория:
а) Бакинского ханства; б) части Северной Калифорнии; в) Бухарского эмирата; г) Бессарабии.
2. Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату событий, о которых идёт речь.
«Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошёл в покои Александра. Крики «Да здравствует император Александр I!» дали ему знать, что всё кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, Александр сказал:
Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!»
3. Выдающимся государственным деятелем первой половины XIX в., разработчиком проектов государственных реформ был:
а) ; б) ; в) ; г) .
4. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами:
а) мещане; б) купцы; в) бояре; г) дворяне.
5. был назначен командующим русским войском летом 1812 г. вместо:
а) ; б) ; в) -де-Толли; г) .
6. Кто из указанных участвовал в Отечественной войне 1812 г.:
а) ; б) ; в) ; г) .
7. Во время Отечественной войны 1812 г. лидерами партизанского движения были (несколько вариантов ответа):
а) Г. Курин; б) ; в) ; г) ; д) В. Кожина.
8. В начале XIX века Россия вела войны:
а) с Ираном и Афганистаном; б) с Турцией и Грецией;
в) с Турцией, Ираном, Швецией; г) с Афганистаном, Турцией и Австрией.
9. Соотнесите даты и события.
1) 1803 г. а) образование Государственного Совета;
2) 1807 г. б) образование «Союза спасения»;
4) 1805 г. г) Тильзитский мир;
5) 1816 г. д) сражение под Аустерлицем.
А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России;
В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.
Задание 11. Рассмотрите карту одного из этапов Отечественной войны 1812 г.
Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является
1) Бородино
2) Тарутино
4) Царёво Займище
Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите год, когда была выпущена данная монета.
Задание 13. Расположите в хронологическом порядке события и явления политической истории России XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) создание «Союза Спасения»
2) разработка ранским «Введения к Уложению государственных законов»
3) принятие Конституции Польши
4) Заграничный поход российской армии.
Задание 15. Кто из перечисленных военачальников руководил действиями русских войск в Отечественной войне 1812 г.? Найдите в приведённом ниже списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) П. А. Румянцев
2) А. В. Суворов
Промышленность России в первой половине XIX в.
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 17. Запишите термин, о котором идет речь.
«Полевые земельные укрепления, обращенные углом к противнику, которые использовались русскими войсками в Бородинском сражении и защищались под руководством генерала ратиона».
Задание 18. Сравните черты государственного управления Россией в период правления Петра I и в период правления Александра I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) существование министерств
2) абсолютная власть монарха
3) деление страны на губернии
4) существование провинций — административно-территориальных единиц Российской империи
Задание 20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают государственные органы Российской империи XVIII—XIX вв.
1) Правительствующий Сенат; 2) Верховный тайный совет; 3) Государственная дума; 4) Государственный совет; 5) Военная коллегия.
Задание 21. Назовите императора, о котором идёт речь в отрывке. Укажите укоренившееся впоследствии название представителей общественного движения, пропущенное в тексте.
Из сочинения историка.
«Одним из парадоксов внутренней политики [императора] послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название «аракчеевщины». Одним из её проявлений и главным символом стали военные поселения, в которых сам [император], впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. Вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлён разгром российских университетов. Была установлена жестокая цензура. [Император] утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлён о деятельности первых
организаций будущих_______________, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.
В последние годы жизни [император] вновь нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и удалиться от мира, что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о старце Фёдоре Кузьмиче»
Задание 22. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения.
Задание 23. Ранним декабрьским утром на Сенатскую площадь Петербурга начали выходить части гвардейских полков. Их вели молодые офицеры, решившиеся на попытку военного переворота. Они призывали солдат поддержать «законного императора» Константина Павловича.
1) К какому году относятся описываемые события?
2) Кого молодые офицеры представляли солдатам как узурпатора престола, незаконно его занявшего?
3) Сформулируйте основные истинные цели руководителей выступления.
Задание 24. Существует точка зрения, что, несмотря на общность тенденций в развитии образования и просвещения в годы правления Екатерины II и Александра I, в начале XIX в. в организации образования и просвещения появляется много нового. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту новизну.
Задание 25. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика России в первой четверти XIX в.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные вешней политикой России в XIX веке.
Тест по теме: «Правления Александра I. Отечественная война».
Вариант II
1. Неподатным сословием было:
а) духовенство; б) крестьянство; в) мещанство; г) казачество.
2. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:
а) Верховный Тайный совет; б) Тайная канцелярия; в) Уложенная комиссия; г) Негласный комитет.
3. В соответствии с Указом о вольных хлебопашцах:
а) помещики получили право освобождать крепостных крестьян;
б) в России отменялось крепостное право;
в) крестьяне западных губерний освобождались от власти помещиков;
г) помещики обязывались перевести крепостных крестьян с на оброк.
4. Чем по форме правления являлась Россия в начале XIX века:
а) конституционной монархией; б) аристократической республикой;
в) абсолютной монархией; г) демократической республикой.
5. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.:
а) Наполеон разбил русские войска по отдельности; б) французская армия захватила Киев;
в) французская армия подошла к С. – Петербургу;
г) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском.
6. Царскосельский лицей был основан:
а) в 1881 г.; б) в 1842 г.; в) в 1811 г.; г) в 1864 г.
7. По Тильзитскому миру между Александром I и Наполеоном:
а) Россия потеряла Молдавию; б) уступила Валахию; в) передала Франции территорию герцогства Варшавского; г) вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии.
8. В основу государственного устройства предлагал заложить принцип:
а) православия, самодержавия, народности; б) верховенства судебных решений;
в) сочетания коллегиальности и верховенства; г) разделения властей.
9. Соотнесите даты и события.
1) 1803 г. а) восстание декабристов;
2) 1815 г. б) начало министерской реформы;
3) 1810 г. в) Указ о вольных хлебопашцах;
4) 1825 г. г) Конституция Польши;
5) 1802 г. д) сражение под Аустерлицем.
10. Расставьте события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности, начиная с самого раннего:
А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России; В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.
Задание 11. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.
В 1812 г. в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на
карте цифрой
Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите название площади, события на которой показаны на картине.
1) Дворцовая
2) Вознесенская
3) Сенатская
4) Красная
Задание 13. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) присоединение России к Континентальной блокаде;
2) битва при Аустерлице;
3) Венский конгресс;
4) изгнание войск Наполеона из России.
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 15. Какие территории вошли в состав России в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Западная Сибирь;
2) Прибалтика;
3) герцогство Варшавское;
4) Финляндия;
Задание 16. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ»
(тыс. человек)
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 17. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Условное название политики, отличавшейся мелочной регламентацией, всесилием чиновничества, пресечением всяческого своеволия, данное по имени одного из приближённых Александра I».
Задание 18. Сравните Заграничный поход русской армии и участие в европейских войнах 1805-1806 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) основным противником была Франция
2) усилилось международное положение России
3) подписание Тильзитского договора
4) существование антифранцузской коалиции государств
Задание 19. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Задание 20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают сословия.
1) дворянство; 2) мещанство; 3) крестьянство; 4) чиновничество; 5) духовенство.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Задание 21. Назовите пропущенную в тексте фамилию русского полководца. Укажите год, когда происходили описываемые события.
Из сочинения историка
«В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что <…> был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н. Н. Раевский, писал: «Нами никто не командовал». Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И в конечном счете завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели — занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения.
Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество».
Задание 22. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, подтверждения которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений данной ситуации.
Задание 23. Зимним днём около 30 офицеров-единомышленников вывели на Сенатскую площадь солдат Московского и Гренадерского полков и матросов Гвардейского морского экипажа. Организаторы восстания попытались не
допустить вступления на трон нового императора, а также заявляли о стремлении к упразднению самодержавия и отмене крепостного права. Выступление было подавлено.
1) Назовите месяц и год, когда произошли описываемые события.
2) Назовите императора, о котором идёт речь.
3) Почему выступление, о котором идёт речь, завершилось провалом? Назовите одну любую причину.
Задание 24. Существует точка зрения, что, несмотря на значительные различия во взглядах руководителей Северного и Южного обществ декабристов, их программные документы содержали много общего. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.
Задание 25. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Либеральные реформы Александра I». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с реформами Александра I.
I вариант
1. Как назывались в XVIII - первой половине XIX в. представители привилегированного сословия, владевшие крепостными крестьянами?
1) бояре 3) мещане
2) дворяне 4) казаки
2. В 1805 г. под Аустерлицем состоялось сражение между армиями
1) российско-австрийской и французской
2) российско-французской и английской
3) российско-шведской и английской
4) российско-французской и австрийской
3. Отметьте причину появления тайных обществ в России в первой четверти XIX в .
1) усиление контактов с западными странами
2) недовольство высшего чиновничества реформами Александра I
3) стремление правительства привлечь общество к разработке проектов реформ
4) недовольство церкви внутренней политикой царского правительства
4. Территория, на которой разрешалось в России постоянное проживание евреев, называлась
1) колонией 3) чертой оседлости
2) местничеством 4) опричными землями
5. Бородинское сражение состоялось в 1812 г.
6. В соответствии с законодательством Российской империи сословием являлось (лась, лись)
1) интеллигенция 3) крестьянство
2) буржуазия 4) рабочие
7. По Тильзитскому договору с Францией Россия обязывалась
1) вступить в коалицию «сердечного согласия»
2) уничтожить все укрепления на Черноморском побережье
3) присоединиться к континентальной блокаде против Англии
4) вступить в Союз трех императоров
8. Деятельность тайных организаций декабристов относится к
1) 1801 - 1811 гг. 3) 1827 - 1828 гг.
2) 1816 - 1826 гг. 4) 1829 - 1830 гг.
9. В XIX в. верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала
1) Сенату 3) Верховному Тайному совету
2) императору 4) III отделению императорской канцелярии
10. Годы правления Александра I характеризуются
1)созданием теории официальной народности
2) отменой выкупных платежей
3) проведением реформы государственной деревни
4) изданием указа о «вольных хлебопашцах»
11. Что было одной из причин поражения армии Наполеона в России в 1812 г.?
1) совместные военные действия армий России и Пруссии
2) значительные потери французской армии
3) нежелание Наполеона дать приграничное сражение в начале войны
4) значительное численное превосходство российских армий над французскими в начале войны
12. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?
1) вступление русских войск в Париж
2) осада Плевны
3) подавление русскими войсками революции в Венгрии
4) сражение при Аустерлице
13. Что из перечисленного ниже предусматривал проект реформ М.М.Сперанского?
1) восстановление практики созывов Земских соборов
2) создание конституционной монархии по английскому образцу
3) установление в России республиканской формы правления
4) учреждение законосовещательного Государственного Совета
14. Какой населенный пункт вошел в историю Отечественной войны 1812 г. как место, где русская армия, оторвавшись от французских войск, пополнила свою численность и вооружение, набрала силы для дальнейшей борьбы?
1) Фили 3) Аустерлиц
2) Смоленск 4) Тарутино
15. Укажите годы правления Александра I
1) 1796 – 1801 гг. 3) 1801 - 1825 гг.
2) 1825 – 1855 гг. 4) 1855 – 1881 гг.
16. Российские войска в составе союзных войск одержали победу в битве под Лейпцигом в
1) 1805 г. 2) 1813 г. 3) 1854г. 4) 1878 г.
17. Кто из перечисленных лиц был членом «Негласного комитета?»
1) Андрей Желябов 3) Кондратий Рылеев
2) Михаил Муравьев 4) Павел Строганов
18. Что из перечисленного относится к основным причинам создания Священного союза?
1) борьба России и Австрии за преобладание на Балканском полуострове
2) защита христианского населения Грузии от насильственной исламизации
3) необходимость поддерживать порядок и режимы, установленные в Европе после разгрома наполеоновской Франции
4) распространение атеистических и социалистических взглядов в России
19. Что из названного связано с понятием «аракчеевщина»?
1) создание Корпуса жандармов 3) издание указа о трехдневной барщине
2) учреждение военных поселений 4) введение циркуляра «о кухаркиных детях»
20. Что было одной из причин отступления русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.?
1) ожидание помощи от союзников по антинаполеоновской коалиции
2) решение применить тактику «выжженной земли»
3) надежда на неблагоприятные для противника природные условия
Тесты по теме «Правление Александра I»
II вариант
1. Кого во времена Александра I называли временщиком и теневым премьер-министром?
1) М. М. Сперанского 3) А. А. Аракчеева
2) В. П. Кочубея 4) А. А. Чарторыйского
2. Указ Александра I от декабря 1801 г.:
1) уравнивал земельные права дворянства и других сословий
2) подрывал основы крепостного права, разрешая крепостным выкупаться на волю
3) расширял права крепостников
4) разрешал покупать незаселенные земли недворянам, способствовал развитию капиталистических отношений
3. Министерства появились в России в
1) первой половине XVIII в. 3) первой половине XIX в.
2) второй половине XVIII в. 4) второй половине XIX в.
4. Россия заключила Тильзитский мир с Францией в
1) 1799 г. 2) 1807 г 3) 1812 г. 4) 1815 г.
5. Какое событие произошло раньше всех других?
1) Заграничный поход русской армии 3) учреждение военных поселений
2) подписание Тильзитского мира 4) создание Свода законов Российской империи
6. Какие из названных сражений произошли в ходе Отечественной войны 1812 г.?
1) под Кормами, под Новгородом 3) под Нарвой, у деревни Лесной
2) в Севастополе, под Карсом 4) под Смоленском, под Малоярославцем
7. Кто из названных лиц руководил партизанскими отрядами во время Отечественной войны 1812 г.?
1) И.С.Дорохов, Д.В.Давыдов 3) А.П. Ермолов, М.И. Платонов
2) Н.А. Тучков, П.И. Багратион 4) Н.Н. Раевский, А.И.Кутайсов
8. Какие из названных организаций возникли в 1816-1818 гг.?
1) Северное общество, Южное общество
2) «Земля и воля», «Народная воля»
3) Союз спасения, Союз благоденствия
4) Южный и Северный союзы русских рабочих
9. Кто из названных военачальников прославился во время Отечественной войны 1812 г.? Укажите две верные фамилии.
1) Н.Н. Раевский 3) П.И.Багратион
2) П.С.Нахимов 4) М.Д.Скобелев
10. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.
1) Наполеон разбил русские армии по отдельности
2) французская армия захватила Киев
3) французская армия подошла к Санкт-Петербургу
4) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском
11. Заграничный поход русской армии состоялся в
1) 1811 – 1812 гг. 3) 1853 – 1856 гг.
2) 1813 – 1814 гг. 4) 1857 – 1864 гг.
12. В каком году произошло сражение под Малоярославцем?
1) 1801 г. 2) 1807 г. 3) 1812 г. 4) 1815 г.
13. Какое событие произошло в 1825 г.?
1) восстание декабристов 3) создание либерального цензурного устава
2) открытие Царскосельского лицея 4) принятие закона о престолонаследии
14. Что из перечисленного относится к последствиям заключения Тильзитского мира?
1) устранение противоречий в русско-французских отношениях
2) вступление России в союз с Англией и Пруссией
3) присоединение к России Финляндии
4) раздел польских земель между Россией и Пруссией
15. Кружок друзей Александра I, обсуждавший в начале его царствования идеи реформ, назывался
1) Избранной радой 3) Государственным советом
2) Негласным комитетом 4) Тайной канцелярией
16. Указ о «вольных (свободных) хлебопашцах» предусматривал
1) отмену крепостной зависимости крестьян
2) право помещиков отпускать крестьян на волю с землей за выкуп
3) освобождение крестьян от временнообязанного состояния
4) право крестьян выходить из общины с землей
17. Какие органы управления были заменены на министерства?
1) коллегии 3) земства
2) приказы 4) Земские соборы
18. Как назывались представители возникшей в 1810 г. социальной группы, в разряд которой наряду с солдатами переводили казённых крестьян, совмещавших строевую службу с ведением сельскохозяйственных работ ?
1) военные поселяне 3) казаки
2) крепостные крестьяне 4) стрельцы
19. В результате издания указа о «вольных (свободных) хлебопашцах»
1) поднялась волна крестьянских восстаний
2) было освобождено лишь несколько десятков тысяч крестьян
3) все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости
4) были упразднены военные поселения
20. Что из названного относилось к следствиям Отечественной войн 1812 г. и Заграничного похода русской армии (1813-1814 г.)? Укажите два верных положения.
1)образование Тройственного союза 3) подъем национального самосознания в России
2)рост влияния России в Европе 4) участие России в разделах Польши
Тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.
1 вариант
1. Какое из событий относится к 1801 г.?
1) принятие Манифеста о вольности дворянской
2) убийство Павла I в результате дворцового переворота
3) предоставление автономии университетам
4) принятие указа о вольных хлебопашцах
2. Какой из законодательных актов был принят позже остальных?
1) Табель о рангах
2) Манифест о создании министерств
3) Устав воинский
4) Жалованная грамота городам
3. Какое из названных преобразований относится к 1901-1825 гг.?
1) прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки
2) ограничение барщины тремя днями в неделю
3) отмена крепостного права в России
4) установление запрета крестьянам жаловаться на своих помещиков верховной власти
4. Что из перечисленного можно отнести к результатам принятия указа «о вольных хлебопашцах»?
1) освобождение большинства крепостных крестьян
2) получение обществом сигнала от власти о желании отменить крепостное право
3) массовые выступления крестьян против сохранения крепостного права
4) перевод в положение вольных хлебопашцев государственных крестьян
5. Стремление Александра I отказаться от крепостничества привело к отмене крепостного права
1) на Урале
2) в Прибалтике
3) в Поволжье
4) на Украине
6. Прочтите отрывок из статьи историка А.Н. Сахарова и определите название органа, о заседаниях которого в нем говорится.
«Первые заседания прошли в июле 1801 года. В состав комитета вошли молодые люди, близкие и доверенные друзья Александра I, — князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Они и прежде, до восшествия на престол (императора), собирались в его покоях, вели задушевные беседы, жаркие споры, мечтали о реформах для России, об обновлении всей ее жизни. Причем Александр был душой этих бесед, их инициатором».
1) Комитет министров
2) Сенат
3) Верховный тайный совет
4) Негласный комитет
7.
«В самом начале своего царствования Александр I провел по отношению к наказанным при его отце — Павле I — __________ т.е. полное освобождение от судебного наказания».
2 вариант
1. Дворцовый переворот, приведший к убийству императора Павла I, произошел в
1) 1796 г.
2) 1798 г.
3) 1801 г.
4) 1805 г.
2. Какое из перечисленных событий относится к периоду 1801-1812 гг.?
1) создание Верховного тайного совета
2) принятие Жалованной грамоты городам
3) создание Непременного совета
4) учреждение Правительствующего Сената
3. Одним из последствий реформ Александра I стало создание
1) коллегий
2) Сената
3) Синода
4) министерств
4. Кто из перечисленных исторических деятелей занимал важные государственные посты позже остальных?
1) А.И. Остерман
2) А.А. Безбородко
3) В.П. Кочубей
4) Г.А. Потемкин
5. Что из перечисленного относится к реформам в сфере образования начала царствования Александра I?
1) введение запрета низшим сословиям на получение образования
2) усиление роли церкви в школе
3) предоставление университетам автономии
4) создание первого высшего учебного заведения в России
6. Прочтите отрывок из указа и определите его название.
«Если кто из помещиков пожелает отпустить … крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли … то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя министру внутренних дел…»
1) Указ о вольных хлебопашцах
2) Указ о трехдневной барщине
3) Жалованная грамота дворянству
4) Табель о рангах
7. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
«Торжественное обращение власти к народу, примером которого может служить _________ о вступлении на престол Александра I, в котором он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой».
Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
1 вариант
1-2, 2-2, 3-1, 4-2, 5-2, 6-4, 7-амнистию
2 вариант
1-3, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3, 6-1, 7-манифест
Вариант 1
- Бывшие крепостные крестьяне, не переведенные на выкуп после реформы 1861 г. и несшие повинности в пользу помещиков, назывались
- государственными дворцовыми временнообязанными удельными
- К.Д.Кавелин А.И.Герцен П.А.Шувалов М.Н.Катков
- Окружные и мировые суды появились в России
- в 1861 г. в 1864 г. в 1881 г. в 1892 г.
- В проведении земской и городской реформ в XIX в. царское правительство преследовало цель
- борьбы с террором расширения представительного начала в органах местного самоуправления усиления дворянского влияния в деревне и городе сужения прав органов местного самоуправления
- К.П.Победоносцев Д.А.Толстой М.Т.Лорис-Меликов Д.А.Милютин
- Что из перечисленного является одним из следствий промышленного переворота?
- укрепление общинного хозяйства усиление крепостного права увеличение численности городского населения появление мануфактур
- П.Шувалов П.Толстой П.Игнатьев П.Лавров
- Народники организовали «хождение в народ» с целью
- подготовки народного восстания пропаганды необходимости реформ внедрения технических достижений западных стран разрушения крестьянских общин и создания фермерских хозяйств
- М.Бакунин, П.Ткачев, П.Лавров Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейч А.Желябов, С.Перовская, А.Михайлов М.Катков, К.Победоносцев, П.Шувалов
- М.Д.Скобелев М.Т.Лорис-Меликов А.И.Барятинский И.В.Гурко
- Шипка Плевна Карс Сан-Стефано
- Отметьте год, который принято считать годом окончания Кавказской войны.
- 1856 г. 1864 г. 1868 г. 1872 г.
Контрольный тест «Правление Александра II»
Вариант 2
- Документ, составлявшийся в ходе крестьянской реформы 1861 г. и фиксировавший отношения помещиков с временнообязанными крестьянами
- вексель крепость уставная грамота кабальная запись
- В процессе разработки проекта отмены крепостного права помещики Нечерноземной зоны предлагали
- освободить крестьян с землей за большой выкуп освободить крестьян без земли поделиться землей с крестьянами без выкупа увеличить размеры наделов, отдаваемых крестьянам за выкуп
- 1847 г. 1856 г. 1864 г. 1874 г.
- Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.
- вводилось обязательное начальное образование началось развитие среднего и высшего женского образования отменялась автономия университетов прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения
- ослабление гнета цензуры создание III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии создание представительного органа - Государственного совета введение института уездных исправников
- увеличение количества мануфактур интенсивное развитие помещичьих хозяйств разложение крестьянской общины сокращение хлопчатобумажного производства
- Автор романа, в котором содержался призыв к молодежи строить идеальное будущее «сегодня»
- А.И.Герцен Н.Г.Чернышевский И.С.Тургенев Н.А.Некрасов
- Отметьте характерную черту народнического движения.
- стремление предотвратить развитие капитализма в России вера в ведущую роль пролетариата в свершении социалистической революции в России утверждение теории официальной народности стремление приблизить Россию к странам Запада в культурном развитии
- в 1857 г. в 1862 г. в 1872 г. в 1881 г.
- Когда был подписан Сан-Стефанский мирный договор?
- в 1856 г. в 1878 г. в 1882 г. в 1892 г.
- Граница Российской империи по Амуру, Уссури и Сунгари была установлена
- по Айгунскому договору по Сан-Стефанскому договору по Парижскому договору по Симодскому договору
- И.В.Гурко М.Г.Черняев Э.Н.Тотлебен А.М.Горчаков
Вариант 2: 1)3; 2)2; 3)3; 4)2; 5)1; 6)4; 7)2; 8)1; 9)2; 10)2; 11)1; 12)3
История 8 класс
Вариант I .
1. Вся государственная власть в стране принадлежала:
а) Государственному совету
б) императору
в) Сенату
г) губернаторам и наместникам
2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:
а) «Негласный комитет»
б) «Непременный совет»
в) «Избранный совет»
г) «Комитет министров»
3. Указ «о вольных хлебопашцах» предусматривал:
а) выкуп крепостных крестьян за счёт казны
б) освобождение всех крепостных крестьян с согласия помещиков за выкуп
в) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние
г) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли
4. Одной из причин обострения русско-французских отношений в начале XIX века было...
а) стремление Наполеона I захватить святые места в Иерусалиме
б) стремление Наполеона I к мировому господству
в) нарастание революционного движения в России
г) нежелание царя отменить крепостное право в России.
5. После смешения в 1812 г. М.Б. Барклая-де-Толли, главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Это произошло…
а) по единодушному требованию войск, вопреки воле Александра I
б) по настоянию Александра I
в) по просьбе Барклая-де- Толли
г) по просьбе самого Кутузова
6. «Армией двунадесяти языков» называли:
а) армию М.И. Кутузова
б) войска антифранцузской коалиции
в) армию Наполеона
г) армию Александра I .
7. Целью создания «военных поселений» было:
а) развитие торговли и промышленности
б) облегчение положения старослужащих солдат
в) сокращение офицерского состава
г) сокращение средств на содержание армии.
8.Поводом к выступлению декабристов послужила:
а) смерть Александра I
б) избрание на царство Николая I .
в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол
г) отказ от престола Константина Павловича
9. По условиям Бухарестского мира к России отошла:
а) Финляндия
б) Польша
в) Бессарабия
Блок Б.
1. Выберите верные утверждения. В 181 2 г.:
а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы
б) Наполеон направил основные силы на Петербург
в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях
г) был возглавлен Д.В. Давыдовым первый партизанский отряд
2. Установите даты и события
а) 1803 г. 1) восстание декабристов
б) 1808-1809 гг 2) годы правления Александра I
г) 1801 -1825 г.г. 4) русско-шведская война
3. Завершите фразу..
а) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии вошло в истории как…
б) боевые действия в тылу наполеоновских войск отрядов русской армии и крестьянских отрядов- …
в) совещание представителей правительств европейских государств, состоящееся в Вене в 1814-1815 гг. - …
г) крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательством…
4. Укажите принцип образования ряда:
«Союз спасения», «Союз благоденствия», «Общество истинных и верных сынов Отечества», «Общество соединённых славян», «Союз благоденствия»
5. О ком идёт речь
Отказавшись от принятия монашества, перешёл на госслужбу. По воле императора Павла I сразу получил чин IX ранга и личное дворянство. За четыре года тридцатилетний чиновник министерства внутренних дел становится действительным тайным советником IV класса (другие недворяне на это тратили до 25 лет). С 1807 г.- статс-секретарь Александра I . Наполеон считал, что этот человек – «единственная светлая голова в России».
6. Установите соответствие:
а) «Конституция» 1) П.И. Пестель
б) «Русская правда» 2) республиканский проект
3) Н.М. Муравьёв
4) отмена крепостного права
5) конституционная монархия
6) гражданские права и свободы.
История 8 класс
Контрольное тестирование по теме
«Итоги правления Александра I »
Вариант II .
Блок А. Выберите правильный ответ:
1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:
а) мануфактурному производству
б) промышленности
в) сельскому хозяйству
г) торговле
2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:
а) коллегии
б) министерства
в) департаменты
г) комитеты.
3. Первый русский закон, дававший возможность освобождения от крепостничества:
а) «Соборное Уложение»
б) «Жалованная грамота дворянству»
в) указ «О вольных хлебопашцах»
г) «Уставная грамота российской империи»
4. В Тильзитском договоре содержалось положение о:
а) присоединении России к континентальной блокаде
б) ликвидации Речи Посполитой
в) борьбе Наполеоновской Францией
г) участие в работе Венского конгресса
5 Территориальные приобретения России в годы правления Александра I :
а) Финляндия
б) Польша
в) Бессарабия
г) значительная часть Азербайджана
д) Швеция
1) абвд 2) абгд 3) гдвб 4) абвг
6. Герасим Курин, Василиса Кожина, Архип Семёнов, Денис Давыдов, что объединяет эти имена?
а) все они были гусарскими поэтами, героями войны 1812 г.
б) все они сражались в партизанских отрядах во время войны 1812 г.
в) все они были руководителями армейских партизанских отрядов
г)в се они был руководителями крестьянских партизанских отрядов
7. Членами Священного союза являлись:
а) Австрия, Пруссия
б) Франция, Австрия
в) Англия, Турция
г) Россия, Ватикан
8. «Конституция» Н.М. Муравьева предполагала...
А) провозглашение России республикой с однопалатным парламентом
Б) увеличение территории под военные поселения
В) введение всеобщего избирательного права
г) утверждение в России конституционной монархии.
9. Одной из причин поражения движения декабристов является...
А) нежелание руководителей восстания воспользоваться поддержкой народа
Б) вера в возможность широкого участия крестьян в революционном движении
В) отказ нижних чинов выйти на Сенатскую площадь
Г) помощь иностранных государств при подавлении восстания.
Блок Б.
1. Выберите верные утверждения.
Либеральное течение объединяло сторонников:
а) парламентского строя
б) сохранения традиций
в) идеализации прошлого
г) гражданских и экономических свобод
2. Установите хронологическую последовательность событий:
А) Бородинское сражение
б) учреждение Государственного совета
в) созыв Венского конгресса
г) битва при Ватерлоо
д) восстание декабристов
3. Определите о ком или о чём идёт речь
а) организация европейских держав для регулирования отношений между государствами и борьбы с революционным движением….
б) особая организация части российского войска в период с 1817 – 1857 гг….
в) генерал-лейтенант, поэт-гусар, один из друзей А.С. Пушкина…
г) без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение.»Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна»…
д) Всей России притеснитель, губернаторов мучитель, и совета он учитель, а царю он – друг и брат
4. Прочитайте отрывок из рассказа современника и напишите как назывались участники выступления, о котором идёт речь : « Как и многие его сверстники, участники войн с Наполеоном, М.П. Бестужев-Рюмин надеялся, что военная победа будет прологом периода реформ… Но если начало царствования Александра I обнадёживало, то в последние его годы гнёт деспотизма стал ещё более невыносим. Смерть Александра I и начавшееся междуцарствие ускорило восстание участников общественного движения, но оно было потоплено в крови. Новый царь Николай I расправился с восставшими, пятерых присудили к повешению, сотни сосланы на каторгу в Сибирь»
Используя документ и знания по истории назовите фамилии пятерых казнённых участников выступления.
5.Какой вопрос составлял основу внешней политики России в последние годы царствования Александра I ? Раскройте его суть.
6.Напишите мини-эссе на одну из предложенных тем:
а) Россия под скипетром Александра I »
б) Республиканец на словах и самодержец на деле»
Бланк ответов
ФИ ___________________________
Школа________________________
Класс ___________
Предмет_________
Вариант ________
Часть А
Номер задания
Вариант ответа
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
Часть Б
№ задания
Варианты ответов
№ 1
№ 2
№ 3 а
3 б
3 в
3 г
№ 4
№ 5
№ 6
Примечание: задания №5 и № 6 выполнить на обороте бланка
Ключи к тесту
Часть А
№ задания
Верные ответы
Вариант I
Вариант II
Часть Б
№ задания
Верные ответы
Вариант I
Вариант II
№ 1
Г,д
А,г
№ 2
а-3, б-4, в-1, г-2
Б ,а,в,г,д
№ 3 а
Аракчеевщина
Священный союз
3 б
Партизанская война
Военные поселения
3 в
Венский конгресс
Д. Давыдов
3 г
Капиталистые
Совет в Филях
Междуцарствие
А.Аракчеев
№ 4
Тайные общества декабристов
Декабристы: М.Бестужев-Рюмин, П. Каховский, С. Муравьёв-Апостол, П. Пестель
№ 5
М.М. Сперанский
Восточный вопрос:
Необходимость установления контроля над проливами, связывающими Чёрное и Средиземное море;
Защита южных границ России;
Помощь балканским народам в борьбе с Османской империей
№ 6
А- 3,5,4,6 Б-1,2,4,6