teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Все мероприятия рассчитаны на благо горожанам. Синтаксическая норма русского языка: Методическое пособие по курсу "Русский язык и культура речи". Домашнее задание. Рассуждение на темы

Мастерская

«Норма»

Цели:

    развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса; совершенствовать коммуникативные качества речи (правильность, точность, выразительность, логичность, уместность);

    развивать умение обобщать и систематизировать свои знания и изучаемый материал; дискутировать, аргументировать свою точку зрения;

    воспитывать бережное отношение к литературному языку, собеседнику и самому себе.

Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений Э.Асадова, А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова, видеозапись фрагмента кинофильма «Доживем до понедельника».

Социальный долг человека – быть интеллигентным.

Д.С. Лихачёв

Ход мастерской

Класс делится на 4 группы.

Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Учитель: Спросили мудреца, какой миг самый прекрасный? Какой человек самый близкий? И что в жизни самое ценное?
Он ответил:
- Нет времени прекраснее, чем настоящее. Потому что прошлого не вернешь, а будущее еще не наступило.
- Нет никого ближе, чем тот, кто сейчас рядом с тобой. Не важно, друг он или враг. И нет ничего важнее и ценнее, чем отдавать. Потому что только это и делает тебя счастливым...
Итак, я надеюсь, что все мы счастливы, так как я буду отдавать свои наработки, а вы будете радоваться нашему общению, сегодняшнему солнечному дню.

1.Вступительное слово мастера. Все чаще приходится слышать, что русский язык пора брать под защиту. Новые словечки, нелепые и неграмотные, так и сыплются из Интернета и телевизора, а "благородная" и чистая речь исчезает совсем. Недавний опрос показал, что граждане отдают себе отчет в собственной неграмотности. 39% респондентов признают, что знают родной язык на «тройку». Что говорить о простых людях, если известный всему педагогическому миру Симон Львович Соловейчик признавался:

«Вот что со мной случилось. Однажды, когда мне было за сорок, женщина, которая мне очень нравилась, мягко сказала мне, что надо говорить не “кух о нное полотенце”, а “к у хонное”. А я всю жизнь говорил “кух о нное”. И нехорошо говорить “играться”. Дети не играются, а играют. И еще, сказала она, надо говорить “бал о ванный” а не “б а лованный” – теперь это слово всегда заставляет меня вспомнить ту историю.

Почему-то замечание сильно задело меня. Не то убило, что я ошибся и меня поправляют, а то, что она сказала это стесняясь. Ей было стыдно за меня, ей было стыдно поправлять человека. Ее стыд передался мне, и так я впервые в жизни почувствовал, что произнести слово с неправильным ударением – это не ошибка, не обмолвка, а нечто крайне унизительное. Это примерно то же, как если бы тебя поймали на мелком воровстве. Круг бесчестных поступков резко расширился – в него вошли ошибки речи...»

2. Индуктор. Отрывок из кинофильма «Доживем до понедельника».

Вопрос перед просмотром: На чьей вы стороне в конфликтной ситуации между двумя учителями?

3. Дискуссия (возможные вопросы для разговора):

    Делали ли вам замечания подобного рода?

    Что вы чувствовали при этом?

    А исправляли сами тех, кто при вас говорил неправильно?

    Считаете ли свою речь грамотной, правильной, соответствующей языковой норме?

4. Самоконструкция. Орфоэпическая разминка ( прочитать текст и самостоятельно расставить ударение)- распечатка каждому.

Вечер началс я . Жалюз и были опущены, свет включ ё н . На столах уже стояли т о рты и отк у поренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегд а таи клуба, которые по ср е д а м проводили здесь свой дос у г : джентльм е ны в щегольск и х костюмах, дамы в декольт и рованных платьях, украшенных ш а рфами и б а нтами . Без у держный смех то и дело наполнял зал, один только грустный б а рмен у стойки рассеяно переставлял опол о снутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тун и ке из атл а са , с крупными и рисами в руках, эта танц о вщица была крас и вее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закр у жатся вдвоём, но девушка избал о ванная мужским вниманием, даже м е льк о м не взглянула на него.

После самостоятельной работы проводится проверка: ученик читает, а учитель (или ученик, у которого другое мнение) исправляет – ударения расставляются правильно.

Каждый сам ставит себе оценку: 1 ошибка – «5», 2 – «4», 3 – «3», более 4 – «2».

В итоге необходимо озвучить текст с правильным произношением.

5. Работа в группе. Задания для групп.

1. Прокомментировать и по возможности продолжить мысли Д.С. Лихачева из его книги «Письма о добром».

2. Определить структуру предложенного предложения, начертить его схему.

1 группа: Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.

2 группа: Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине.

3 группа: Язык – это основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

4 группа: Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, как тренируют физические и духовные силы. – РАСПЕЧАТКА ПО ГРУППАМ

6. Вывод мастера . Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно. Поэтому понятие «языковая норма» - ключевое в учении о правильности речи. Всем известно, что русский язык – язык нормированный, подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку?

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Распечатать крупно!

7. Языковой тренинг. Распечатки по группам

1 группа.

Морфологические нормы. Морфология изучает слово как часть речи. Поэтому основное внимание уделяет структуре слова, различным его формам (рода, числа, падежных форм и т.д).

Задание. Найти грамматическую ошибку в образовании формы слов, записать это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

2 группа Лексические нормы . Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами, так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Задание. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова- паронимы представить- предоставить.

1. Мне... квартиру (дали, выделили).

2. ... вам самим решать такие вопросы (даю возмож ность решить).

3. Нужно срочно... отчет о работе (дать, вручить...).

4. ... вам моего друга (знакомлю).

5. Отца... к ордену (наградили).

6. Все меня... чудаком (считают, называют).

7. Фильм был... на фестивале (показан).

8. Актер умел... пение соловья (копировать).

9. Этот дом... собой небольшой замок (является).

Правильный ответ.

1. Мне предоставили квартиру.

2. Предоставляю вам самим решать такие вопросы.

3. Нужно срочно представить отчет о работе.

4. Представляю вам моего друга.

5. Отца представили к ордену.

6. Все меня представляют чудаком.

7. Фильм был представлен на фестивале.

8. Актер умел представлять пение соловья.

9. Этот дом представляет собой небольшой замок.

3 группа. Синтаксические нормы - 1.

Задание. Укажите ошибки, связанные с предложным управлени ем и выбором предлога, исправьте предложения.

1. Приехав с Москвы, он расположился у родствен ников в центре города.

2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.

3 . На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.

4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

Правильный ответ.

    Приехав из Москвы…

    от самых истоков….

    из всех районов города.

    Согласно полицейскому протоколу…

    в первый год по приезде.

Задание. Исправьте ошибки, связанные с управлением .

1.Уделите внимание на здоровье.

2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо при роде.

3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника".

4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

Правильный ответ.

1.Уделить внимание здоровью.

2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.

3. …внимание рубрике…

4. Абитуриенту, желающему…

4 группа. Синтаксические нормы - 2. На высшем языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу)

Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепри частия и деепричастного оборота. Исправьте предло жения.

1. Как приятно осознавать, что, придя домой после шко лы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не пре кращался.

6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

9. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Правильный ответ.

    Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем.

    Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину.

    После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

    Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю.

    Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке.

    Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей.

    Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.

4. Актуализация знаний
Учитель: Действительно, язык - явление живое, постоянно развивающееся, связанное с жизнью и развитием общества. Следовательно, нельзя допустить его деградацию и невосполнимые в будущем потери. Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое, пусть даже оно будет расти 100 лет, а если мы разрушаем словесное наследие наших предков, формировавшееся веками и тысячелетиями, сколько же времени понадобится на восстановление?
В живую и чистую реку, какой был русский язык, стала вливаться губительная масса.
Какие же факторы губительно влияют на наш язык?
От чего нужно уберечь, спасти русский язык?
Ответы детей:
- от избытка иностранных слов;
- от молодежного сленга;
- от «олбанского» языка Интернета;
- от языка sms, от транслитерации (смешение графики разных алфавитов);
- от нецензурных выражений в литературной и молодежной среде.

Фрагмент песни П.Воли

Как вы относитесь к слову Раша?

А Россия?

Усвоение нового материала
Учитель: Вы знаете, что такое руны? (Ответы детей.) Это знаки письменности древних славян. Наша Родина - Россия. Попробуйте определить смысл слова «Россия», зашифрованный рунической тайнописью.
(Примеры рун на иллюстрации.)
Р - Радуга
Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю (Алатырь-камень, «Всем камням камень» - в славянской мифологии центр мироздания, священная скала в Рипейских горах. Также скала у входа в Пекло, на берегу реки Смородины. По преданию Алатырь-камень упал с неба, на нем высечены законы Сварога).
Учитель: Сопоставьте значение этой руны с историей России. Что пришлось пережить нашей стране?
Ученики: Долгий путь, войны, революции.
О - Опора
Это руна основания Мироздания.
С - Сила
Достояние Воина. Свобода от оков.
Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности. И еще это руна Победы. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определением как руны могущества.
И - Исток
Руна Истока.
Учитель: Что мы теряем сегодня?
Ученики (глядя на руны): Теряем Силу и Исток.
Цитата из книги российского лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»: «Слухи о скорой смерти русского языка сильно преувеличены. И все-таки о русском языке надо беспокоиться. Его надо любить. О нем надо спорить. Но главное - на нем надо говорить, писать и читать. Чего я всем и желаю».


Учитель: Какие примеры нарочитого коверканья написаний русских слов вы можете привести?
Ученики говорят о сленге, о ненормативной лексике в быту, в Интернете, в литературе.
Учитель: Каждому необходимо определиться: что я должен сделать, чтобы сохранить русский язык?
Ответы детей.
Учитель: Напишем эти ключевые слова на листочках и очистим наш язык.
Дети пишут: беречь, любить, изучать, сохранять, пропагандировать русский язык, издавать новые толковые, энциклопедические словари, упорядочить нормы русского языка.
Листочки на доску со своими выводами, предложениями по сохранению русского языка приклеить на слайд с фотографией чистой воды и объяснить свою позицию.
Учитель:
Незаконченные предложения:
П - позиция /Я считаю, что.../
О - Обоснование /Потому что.../
П - пример /Я могу это доказать тем, что.../
С - суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что.../ -
позволят вам кратко и точно выразить собственную позицию по названной проблеме.
Дети высказывают свою позицию.
Учитель: Хотим, чтобы русский язык оставался красивым, ярким - давайте прислушаемся к своей речи. Начинать нужно с себя. Это очень важно.


Домашнее задание: Напишите небольшое эссе, статью в школьную газету «Как нам сохранить русский язык».

8. Лексическое лото.

Многие слова кажутся непонятными. Постарайтесь объяснить их значение.

Подберите к каждому слову, напечатанному на листе, определение из набора распечаток.

Ответ: 1в 2а 3г 4д 5б

9.Отчет консультантов о работе групп.

10. Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть этические нормы. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

11. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.

1 группа.

Анатолий Лысов

Дикарь

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.

2 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

Э.Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

1970 г.

3 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

С. Скворцов

Слова”

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

4 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

Р. Гамзатов

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Спросил я у товарища другого.

«я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

12. Социализация. Группу № 4 слушать последней.

13. Домашнее задание. Рассуждение на темы:

«Нация не должна мириться с деградацией своего языка. За или против?»

«Связана ли духовная деградация с языковыми потерями?»

«Что входит в понятие «чистая, правильная речь»?»

4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

Правильный ответ.

Приехав из Москвы… …от самых истоков…. …из всех районов города. Согласно полицейскому протоколу… …в первый год по приезде.

Задание. Исправьте ошибки, связанные с управлением .

1.Уделите внимание на здоровье.

2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо при­роде.

3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника".

4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

Правильный ответ.

1.Уделить внимание здоровью.

2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.

4. Абитуриенту, желающему…

4 группа. Синтаксические нормы - 2. На высшем языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами).

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть. (Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.

(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением. (Петя сказал, что он не согласен с моим мнением).

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой. (Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепри­частия и деепричастного оборота. Исправьте предло­жения.

1. Как приятно осознавать, что, придя домой после шко­лы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не пре­кращался.

6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

9. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Правильный ответ.

Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем. Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину. После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю. Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке. Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей. Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Осуществляется проверка с помощью учеников-консультантов, которые в работе участия не принимали, а получили сразу и , правильный ответ.

8. Лексическое лото.

Многие слова кажутся непонятными. Постарайтесь объяснить их значение.

Подберите к каждому слову, напечатанному на листе, из набора распечаток.

А) разговорной речи (в т. ч. экспрессивно-окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка;

Б) пропуск, пробел, недостающее место в тексте; вообще пропуск, пробел в чем-нибудь;

3. Историзмы

В) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т. д.;

4. Архаизмы

Г) слова, вышедшие из употребления связи с исчезновением реалий, которые они обозначали.

Д) слова, вышедшие из употребления, но имеющие синонимы в современном русском языке.

Ответ: 1в 2а 3г 4д 5б

9.Отчет консультантов о работе групп.

10. Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть этические нормы. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

11. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.

Анатолий Лысов

Дикарь

Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад

Стать мастером особым,

Чтоб сделать трёхэтажный мат

Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать

Словами можно тоже:

Он по одёжке, так сказать,

На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,

Обходят стороною,

Как будто речь на площадях

Должна стать площадною.

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале –

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный “мате-матик”.

2 группа .

Э. Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

3 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

С. Скворцов

“Слова”

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

4 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

Р. Гамзатов

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Спросил я у товарища другого.

«я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

12. Социализация. Группу № 4 слушать последней.

4. По (мы) можно проверять часы – всегда приходим вовремя.

5. Я желаю (встреча) с этим человеком.

Задание 17.

Укажитеошибки,связанныеспредложнымуправлениемивыбором предлога, исправьте предложения.

1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города.

2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.

3. Не этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.

4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

Задание 18.

Исправьте ошибки, связанные с управлением.

1. Уделите внимание на здоровье.

2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.

3. Заведующий больницы встретил нас “прохладно”.

4. Многиечитателинашейгазетыуделяютогромноевниманиенарубрику “Мир глазами путешественника”.

5. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

Задание 19.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов.

1. Блинная мука также продается в арендованных магазинах без наценки.

2. В настоящее время государственные промышленность и сельское хозяйство рушится.

3. Бунин считал “Темные аллеи” своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов–новелл.

4. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и красотой написания.

5. Он понимает о необходимости помочь народу.

6. Нашедшего трудовую книжку на имя Петровой Ольги, потерянную 2 мая, прошу вернуть убедительно.

Задание 20.

Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.

6. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.

7. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.

8. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

Задание 21.

Исправьте сложные предложения. Объясните ошибки.

1. Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают.

2. Икакжестокийукорнакатолическойиконевдоме“странногочеловека” остается висеть браслет, который героиня­ вернула ему со своим мужем.

3. Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества.

4. Посетить салон стоит хотя бы потому, чтобы определиться в своих оценках относительно качества товара мировых стандартов.

5. Салют – это когда много огней и очень красиво.

Задание 22.

Отметьте, оправданно ли дублируется подлежащее.

1. Каждый житель села, он сыт, в тепле и безопасности.

2. Писатель, он всегда должен быть в гуще событий.

3. Книга, которую я только что прочла, она была очень интересная.

4. Журналист, с которым я познакомилась, он был всегда на два года старше меня.

Задание 23.

Определите,какиевидыошибоквстречаютсявданныхпредложениях. Исправьте их.

1.Ясчитаю,что,учитываянашитрадиции,учитываяпроблемынастоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

2. Я хотел обратиться к вам еще по поводу того, что сделать для того, чтобы прекратить информационное удушение.

3. В целях улучшения процесса выполнения, исправления и получения заказов нам необходимо изменить отношение к работе.

Книга,которуюмнепосоветовали,которуюявзялавбиблиотеке,которая находится недалеко от школы, которая недавно построена, мне понравилась.

Задание 24.

Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранную форму.

1. На съезде присутствовал... 117 делегатов, причем большинство их был...представителямиотдельныхрайонов.2.Некотораячастьнашихработников еще нужда...тся в подготовке. 3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был... готов... к новым играм. 4. Большинство предметов, лежавших на столе, был... покрыт... пылью. 5. Большинство игроков команды борол...сь за победу самоотверженно. 6. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был... наш профорг группы. 7. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил... всех. 8. На пересечении двух улиц открыл...

автомат–закусочная.9.Кресло-кроватьстоял...вдальнемуглукомнаты.10.На областнойвыставкеособымуспехомпользовал...вагон–весыотечественного производства.11.Конструкторскоебюрозаводасовместносинститутомразработал...новыйтиповойпроект.12.Печать,втомчислеобластные,городские и районные газеты, долж... сыграть важную роль в развитии производства.

Задание 25.

Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Кутерье (имя спортсмена) понял о том, что тактику поединка нужно менять. 2. В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллиона рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ.4.Педагогамигимназииразработаныучебныепланы,способствующие более лучшему восприятию материала. 5. Подготовить проект к сроку – это для них самая наисложнейшая проблема. 6. Конструкторы установили очень сверхмощныйдвигатель.7.Исходяизнабранногоколичествабаллов,решается вопросопринятиипретендентанаработу.8.Всеэтодоказываетотом,чтоэти обвинения необоснованны. 9. В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. 10. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института. 11. Пересдача задолженностей по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).

1.ВдетствеонохотночиталЖюл...Берн...2.Театрпоставилновуюпьесу Жан... Пол... Сартр... 3. Сказки Ганс... Христиан... Андерсен... любят дети всего мира. 4. Взгляды философов обратились к Август... Шлегел... 5. Это письмо было написано американской девочкой Самант... Смит... 6. ДекларациябылаподписанаРоберт...Смит...7.Заседаниесостоялосьнакафедре у профессора Гордейчук... 8. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк...

9. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк... 10. На концерте прозвучали произведения Майбород... 11. Эти сказки написали братья Гримм... 12. Новое произведение Генрих... и Томас... Манн... было выпущено небольшим тиражом. 13. Франклин и Элеонора Рузвельт... посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клинтон... прибыли на отдых в Калифорнию. 15.Мужи жена Робсон... совершили путешествие на яхте около западного побережья.

Задание 30.

Исправьтеречевыенедочётывпредложениях.Объяснитепричины их возникновения.

1. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. Данные фактыговорятзаневозможностьэффективногоиспользованиявсехресурсов. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда.

2. Детвора с утра резвились во дворе. Река Днепр этой весной вышел из берегов. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование.Приведенныепримерыговорятзавозможностьширокогоиспользования этого изобретения. Артист был удостоен высокой наградой. Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. Устав после занятий, мне не читалось. К нам присоединились ещё много колонн.

3. ВчерапринималбольныхопытныйтерапевтСоломина.Онвсегдабыл прекрасным капитаном своему кораблю. Наш преподаватель организовал и руководиткружком«Химиявбыту».Лектороперировалсточнымифактами.

В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. В шкафу стоят много книг.

4. Нежное дерево акация превратилось в символ родного города. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. Оценка В.Г. Белинского романа «Евгений Онегин» была чрезвычайно высока. В столице туристы ходили в музеи, театры,концерты.Мыслимолиравнодушиеродителейзасудьбусвоихдетей? Морскиеволны,энергичнонакатывавшиесянаберегикоторыеиздаваливолнующийшум,оказывалинанасмагическоевоздействие.Прочитаннаялекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. В городе открылись много магазинов.

5. Вконгрессепринималиучастиетридцатьоднастрана.Газета«Аргументы

и факты»недавноопубликовалистатьюодеятельностиновойпартии.Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. Чтение Маяковского производило сильное впечатление. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истине. В бедственном положении находились жителисоседнихселений,отрезанныенаводнениемотвнешнегомираикоторые спасались на крышах домов. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву,остановилисьунас.Прочитавпьесу,предомнойотчетливовозникли образы персонажей.

6. Крестьянствонапротяжениимногихвековборолисьпротивпомещиков. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего. В турнирепринималиучастиепредставителимногихстран:Австрия,Венгрия, Россия, Италия, Франция и другие. Везде – на улицах, площадях, парках и садах – ощущался скорый приход весны. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество. Имеющийся жизненный опыт у человека – это истинное его богатство. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

4. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Задание 1.

Определитезначенияследующихслов.Составьтесловосочетания.

1. Абонемент,абонент,абстракция,аксиома,аллегория,альманах,амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассоциация, баллотироваться, беллетристика, вираж,виртуоз,витраж,габарит,гамма,гарантия,гипотеза,глашатай,гравер, гравюра.

2. Дебатировать, дебют, декларация, дилемма, дилетант, дубликат,

закоснелый, закостенелый, заурядный, имитация, инверсия, инцидент,

каламбур, кампания, кардинальный, клише, когорта, колосс, коммюнике, компания, компетентный, косный.

3. Ландшафт, лаконичный, лейтмотив, лексикон, лучезарный, марево, маринист, меморандум, мемуары, мизерный, миссия, мораторий, мотель, нарочитый, невежа, невежда, нивелировать, нигилист.

4. Обаяние,обоняние,огульный,околица,оптимальный,ореол,осенять, оснастка, острастка, палитра, парадокс, педант, плеяда, поделка, подоплека, постскриптум, преемник, прецедент, приоритет, прозорливый.

5. Расселина, расщелина, ратификация, скрупулезный, титульный, фиктивный,фимиам,форсировать,форум,щепетильный,эквивалент,экскурс, экслибрис, экспромт, эстетика, этика, эффективный, эффектный.

Задание 2.

Правильно ли употреблены слова иноязычного происхождениявприведенныхнижепредложениях?Исправьтепредложения,

в которых допущены ошибки.

1. Длясвободныхигрвыносимнаплощадкумногоразличныхатрибутов: вожжи, санки, шапочки. 2. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного. 3. В классе нерегулярно вентилируют помещение. 4. Выступающий оперирует положительными примерами из жизни группы. 5. Важным фактором хорошего качества знаний являются систематические занятия.

Задание 3.

Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность.

2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.

3. Ученики пристально слушали выступление артиста.

4. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им,

я хочу изложить мои мысли о Базарове.

5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли.

6. Все это и рисует представление о “Слове о полку Игореве”.

7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение.

8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.

9. “Гранатовый браслет” – одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

Задание 4.

Укажите, в каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких – с неправомерным расширением или сужением его значения.

1. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. 2. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. 3. “Слово о полку Игореве” до сих пор привлекает внимание современников.4.ПередначаломучебыяобратнопрочелрассказыА.П.Чехова. 5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как “имеет место”, “оказывает помощь” и т. п.

Задание 5.

Найдитеиисправьтеошибкивупотреблениисловсотвлеченным и конкретным значением.

1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением.2.В Риге выявлен притон наркомании.3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго. 4. Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности? 5. Я хочу выучить языки так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного или латышскоязычного населения. 6. В парке стоит архитектура. 7. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство. 8. Павел – в первых рядах строительства узкоколейки.

Задание 6.

С данными словами–паронимами составьте словосочетания.

1. Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

2. Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание

обоснование, особый – особенный, подменить – заменить, представить – предоставить, романтичный – романтический, эффектный – эффективный.

Задание 7.

Объясните различия между приведенными паронимами, составьте предложения с каждым из них.

1.Факт–фактор,проблемный–проблематичный,стилевой–стилистиче- ский,сытый–сытный,методичный–методический,статичный–статический, командированный – командировочный, одеть – надеть, целый – цельный.

2. Абонент – абонемент, боязно – боязливо, неприглядный – непроглядный, осудить – обсудить, цветной – цветовой, фасонный – фасонистый, нетерпимый – нестерпимый, личный – личностный, глинистый – глиняный.

3. Отборный – отборочный, логический – логичный, геройский – героический, усвоить – освоить, неизмеримый – несоизмеримый, натуральный – натуралистический, пустой – пустынный, типичный – типовой, человечный

– человеческий.

Задание 8.

Из предыдущего задания выберите слова-паронимы, которые в некоторых своих значениях могут выступать как синонимы.

Например: жесткий мороз – жестокий мороз. Задание 9.

Объяснитеразницузначенийслов,входящихвпаронимическийряд. Пользуясь словарем паронимов, найдите 5 паронимических рядов.

Дипломат – дипломант – дипломник.

Цветистый – цветной – цветовой – цветочный – цветастый.

Задание 10.

Восстановитепаронимическиепары,объяснитезначениекаждого слова.

Задание 11.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы

представить – предоставить.

1. Мне... квартиру (дали, выделили).

2. ... вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить). 3. Нужно срочно... отчет о работе (дать, вручить).

4. ... вам моего друга (знакомлю).

5. Отца... к ордену (наградили).

6. Все меня... чудаком (считают, называют).

7. Фильм был...на фестивале (показан).

8. Актер умел... пение соловья (копировать).

9. Этот дом... собой небольшой замок (является).

Задание 12.

Все слова разделите на 2 группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый – масляный .

Задание 13.

Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1. Перед нами (встал – стал) вопрос... 2. Отчет (представляется – предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актер играл (главную – заглавную) роль. 4. Девочка (одела – надела) маскарадный костюм. 5. Учитель (провел – произвел) опрос учащихся.

Задание 14.

Правильносочетайтеглаголысзаключеннымивскобкисуществительными.

Принять, предпринять (исследование, решение); повысить, усилить (внимание, интерес); исправить, устранить (ошибки, недочеты); основать, обосновать (теорема, теория).

Задание 15.

Дайтестилистическуюхарактеристикуслов,входящихвсинонимический ряд, отметьте смысловые различия.

1. Воспоминания, мемуары, записки.

2. Вылечить, излечить, исцелить, поднять (на ноги).

3. Жаркий, знойный, горячий, палящий, жгучий.

4. Невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, непримечательный, непрезентабельный, невидный, неказистый, плюгавый.

5. Теперь, сейчас, нынче, иначе.

6. Следовательно,итак,такимобразом,сталобыть,стало,значит,выходит, следственно.

Управление - это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого имени в определённом падеже. Не все нормы управления одинаково прочны. Некоторые из них легко подвергаются искажению.

1. Большое число ошибок в построении конструкций со связью управление связано с влиянием близких по значению слов и их управления.

Например, в телепередаче журналист, обращаясь к собеседнику, сказал: «Позвольте вспомнить Вам , что год назад Вы утверждали обратное» . Глагол вспомнить может иметь только одно зависимое слово - в винительном падеже (вспомнить что-либо ), тогда как однокоренной глагол напомнить может иметь две зависимые формы: винительный падеж и дательный падеж (со значением адресата речи) - напомнить кому-либо что-либо . Под влиянием этого глагола возникает конструкция вспомнить вам , недопустимая с точки зрения норм литературного языка.

    Подобное влияние управления близких по значению слов можно наблюдать, например, в группе глаголов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации (доказывать, объяснять, отчитаться и др.). Под влиянием сочетаний типа: подумать о чём-либо, рассказать о чём-либо - в речи частотно ошибочное использование дополнения в предложном падеже с предлогом о (о чём-либо ) у таких, например, глаголов:

    При глаголах зрительного восприятия объект обычно выражается формой винительного падежа с предлогом на (смотреть на картину ). Под влиянием этой конструкции в речи частотны ошибки типа: любоваться на море вместо нормативного - любоваться морем .

Обратите внимание на управление следующих глаголов: наблюдать за кем-либо ; приглядеться к кому-либо, чему-либо .

    Аналогичное явление можно наблюдать при использовании слова анфас (лицом к говорящему). Под влиянием конструкции сфотографировать в профиль распространённой ошибкой становится использование предлога в и при слове анфас в подобных сочетаниях. Нормативной конструкцией будет следующая: сфотографировать анфас .

Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:

  • беспокоиться о сыне - тревожиться за сына;
  • возмутиться его словам - обидеться на его слова;
  • вопрос о строительстве - проблемы со строительством;
  • дивиться терпению - восхищаться терпением;
  • добраться до села - подъехать к селу;
  • идентичный прежней формулировке - сходный с прежней формулировкой;
  • извлекать доход из аренды квартир - получать доход с аренды квартир;
  • неосведомлённость в проблеме - незнакомство с проблемой;
  • обидеться на холодный приём - обидеть холодным приёмом;
  • обращать внимание на своё здоровье - уделять внимание своему здоровью;
  • озабоченность/озабоченный делами - тревога о делах/за дела;
  • опираться на результаты исследования - базироваться на результатах исследования;
  • осудить на вечную каторгу - приговорить к вечной каторге;
  • отзыв о монографии - рецензия на монографию;
  • отразиться на результатах - оказать влияние на результаты;
  • отчитаться в своей работе/о работе - отвечать за свою работу;
  • показывать мощь - свидетельствовать о мощи;
  • превосходство над ним - преимущество перед ним;
  • предостеречь от опасности - предупредить об опасности;
  • преисполненный тревоги - проникнутый тревогой;
  • препятствовать развитию - тормозить развитие;
  • привычный для нас - знакомый нам;
  • прижиться в коллективе - привыкнуть к коллективу;
  • приоритет в открытии - патент на открытие;
  • разобраться в делах - распутаться с делами;
  • сказаться на экономике - оказать влияние на экономику;
  • типично для него - свойственно ему;
  • уделять внимание проблеме - обращать внимание на проблему - усилить внимание к проблеме;
  • характерно для него - присуще ему;
  • истинная цена человеку - цены на хлеб - стоимость хлеба.

При употреблении этих слов в речи наблюдается подмена управления одного слова управлением другого, близкого по значению. По той же причине частотны ошибки и недочёты при использовании целого ряда слов разных частей речи:

  • бояться матери (разговорное: бояться мать );
  • венец искусства (неверно: венец искусству );
  • достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину );
  • то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь );
  • залог успеха (неверно: залог успеху );
  • касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса );
  • избегать опасности (неверно: избегать опасность );
  • колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то );
  • отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату );
  • принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке ).

2. Очень часто говорящий не учитывает, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:

удивляться его терпению - удивлён его терпением; рассердиться на глупую шутку - рассержен глупой шуткой.

    Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не винительного, как при глаголе, а родительного падежа:

    В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции:

    посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу , служение народу , поставить на службу народу ).

3. В речи частотны ошибки, связанные с подменой управления однокоренных слов.

Обратите внимание на сочетаемость таких слов:

  • верить в победу - уверенность в победе ;
  • заменить старую деталь новой - сменить старую деталь на новую ;
  • платить/заплатить/уплатить за проезд - оплатить проезд ;
  • плата за телефонный разговор - оплата телефонного разговора ;
  • подключиться к разговору - включиться в разговор ;
  • различать друзей и врагов - отличать друзей от врагов ;
  • сверять фотографию с оригиналом - проверять время по телефону.

4. Различия в управлении могут быть связаны с использованием слова в разных конструкциях и в разных значениях.

    Например, слово гарантия в значении «ручательство» выступает в конструкциях: гарантия успеха ; гарантия, что... ; гарантия в том, что... ; в значении «прилагаемый к изделию документ» - в конструкции: гарантия на два года . Ошибкой является подмена одной конструкции другой (неверно: Нет гарантии на то, что это предвыборное обещание будет выполнено ; следует сказать: Нет гарантии того, что это предвыборное обещание будет выполнено ).

    Аналогичные ошибки встречаются при употреблении существительного руководство . Конструкция руководство чем используется, если слово употреблено в значении «направляющая деятельность управления кем-либо, чем-либо», то есть при указании на процесс (руководство действиями забастовщиков; руководство таким большим заводом требует организаторского таланта ). Конструкция руководство чего характерна для тех случаев, когда существительное выступает в значении «руководители; орган, управляющий предприятием, организацией» (руководство отдела приняло решение сократить число сотрудников вдвое ).

    Причастие заинтересованный в значении «связанный практическими интересами, практической выгодой с чем-либо» управляет предложным падежом с предлогом в (Они заинтересованы в сотрудничестве с нашей фирмой ); в значении «проявивший интерес к кому-либо, чему-либо» - творительным падежом (Он заинтересован гораздо больше своей химией , чем женой ).

    Глагол идти (и производные от него) в значении «предназначаться, использоваться, употребляться для какой-либо цели» употребляется в конструкциях: идти на что-либо и идти во что-либо . Первая (Мрамор идёт на отделку зданий ) используется в том случае, когда используемый предмет (в данном случае - мрамор ) не подвергается качественному изменению. Если этот предмет претерпевает качественные изменения, преобразуется во что-либо, то обычно употребляется вторая конструкция (Дерево идёт в переработку ; Металлолом пойдет в переплавку ), хотя может использоваться и конструкция с предлогом на . Если при этом используемое вещество как бы помещается внутрь чего-либо, то употребляется конструкция с предлогом в (Масло идёт в пищу ).

    Глагол ориентироваться в значении «определять/определить по ориентирам своё положение на местности» управляет дательным падежом с предлогом по (ориентироваться по солнцу ). В значении «определять/определить направление своей деятельности, своего поведения» глагол управляет винительным падежом с предлогом на (в своём развитии ориентироваться на Запад ). Использование конструкции с предлогом на в том случае, когда глагол употребляется в первом значении (ср.: Мы шли по лесу, ориентируясь на Большую Медведицу ) допустимо, но менее желательно.

    Глагол сказаться в значении «проявиться, обнаружиться» требует предложного падежа с предлогом в (полученный опыт сказался в его работе ). В этом случае работа воспринимается как процесс. В значении «отразиться на ком-либо, на чём-либо; оказать воздействие на кого-либо, на что-либо» используется конструкция с тем же падежом, но с предлогом на (Отсутствие опыта сказывается на темпах работы ). В этом случае работа воспринимается как результат какого-либо действия.

    Глагол удовлетворять управляет дательным падежом без предлога в значении «быть в соответствии с чем-либо» (ср.: Новая машина удовлетворяет всем требованиям техники безопасности ). В значении «исполнить чьи-либо желания, просьбы, задания» глагол требует винительного падежа без предлога (ср.: Директор удовлетворил все наши требования ).

    Существительное может использоваться в трёх конструкциях в качестве управляемой формы: в адрес, по адресу, на адрес . Все три варианта могут употребляться в значении «кому-либо, на имя кого-либо» ( делегации поступили сотни писем; пиши мне на новый ; пиши мне по новому ). Обратите внимание, что форма является разговорной. В сочетании со словами: говорить, сказать, высказать замечания, бросить реплику, упрек и т.п. используются конструкции и , но первая из них является основной (замечания дирекции завода ). Конструкции с формой относятся к разговорным (ср.: Варвара Ивановна рассердилась и произнесла по моему несколько слов ). Кроме того, в том случае, когда речь идёт о лестных для кого-либо замечаниях, то используется только конструкция (неверно: ; правильно: Хочется сказать добрые слова директора ).

5. На употребление зависимого слова в том или ином падеже оказывает влияние и значение этого слова.

Например, глагол отведать (пробуя, съесть или выпить немного чего-либо) управляет родительным падежом существительного, если оно называет вид пробуемой пищи, её неопределённое количество (отведать котлет ). Винительный падеж зависимого существительного используется тогда, когда подчёркивается определённое количество съеденного, выпитого или часть целого (отведать кусочек пирога, чашечку бульона ). Сочетания типа: отведать блины, отведать квас - будут ошибочными, поскольку в них указан вид пробуемой пищи, а не количество съеденного, выпитого. Подобного рода конструкции допустимы лишь в том случае, если имеется в виду определённый вид блинов, кваса.

    Если слово в одном и том же значении может употребляться в нескольких конструкциях, то в речи частотно их смешение.

    Например, глагол занять в значении «заполнить какое-либо пространство» употребляется в конструкциях: занять участок под зерновые ; занять участок зерновыми . Ошибочными будут предложения типа: Посевные площади, занятые под зерновыми , сократились в губернии в два раза.

6. Достаточно частотны в речи ошибки в использовании предлогов в синонимических конструкциях. Например, предлоги с и из синонимичны при указании на место, откуда направлено действие. Однако между ними есть и различие.

    Предлог с употребляется в том случае, когда действие направлено с поверхности чего-либо:

    спуститься с горы, сойти с лестницы, снять со стола.

    Предлог из используется тогда, когда действие направлено изнутри наружу:

    выйти из комнаты, выбраться из ямы.

    Употребление данных предлогов в сочетании с географическими названиями закреплено традицией. Предлог с используется преимущественно с названием горных областей, рек, островов, но эта тенденция действует не слишком последовательно.

    Обратите внимание на следующие конструкции:

    приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки - приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.

    При указании на иностранное государство используется предлог из . В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины - употребляется конструкция: приехать из Украины .

    Подобные различия наблюдаются в использовании предлогов в и на при указании на место, пространство, в пределы которого направлено действие. Предлог в, в отличие от предлога на, обычно указывает на ограниченность пространства.

    Ср.: жить в селе - подчёркивается пребывание в конкретной местности; жизнь на селе имеет свои преимущества - вообще в сельской местности.

    Обратите внимание на неопределённость географической точки в устойчивом выражении: писать на деревню дедушке .

    Следует отметить, что в последнее время предлог на с существительным в предложном падеже достаточно широко используется в сочетаниях типа: поставить вопрос на Думе/на ректорате и т.п. Такого рода конструкции возникают в результате сокращения сочетаний: поставить вопрос на заседании Думы/ректората и т.п.

    В сочетании со словами, называющими транспортные средства, предлог в используется преимущественно тогда, когда надо подчеркнуть нахождение внутри какого-либо транспортного средства или направленность внутрь этого транспортного средства:

    в самолёте было душно, сидеть в лодке, находиться в трамвае.

    Предлог на употребляется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть вид используемого средства передвижения:

    лететь на самолёте, плыть на лодке, ездить на трамвае.

    Вместе с тем использование предлогов на и в (при указании на место пребывания), как и предлогов из и с , часто зависит только от традиции.

    Обратите внимание на следующие конструкции:

    находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах - находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.

    При указании на иностранное государство употребляется предлог в , поэтому сейчас нормативной становится и конструкция - жить в Украине .

7. Следует отметить, что в настоящее время (особенно в официально-деловом стиле) наблюдается экспансия некоторых предлогов (прежде всего по и о ), которые вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Далеко не всегда использование предложных конструкций является нормативным. Так, достаточно регулярно в следующих конструкциях со связью управление ошибочно употребляется предлог по :

  • беседа об экономике (неверно: беседа по экономике );
  • расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию );
  • вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда );
  • забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения );
  • закон об охране детства (неверно: закон по охране детства );
  • замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы );
  • затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту );
  • инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции );
  • инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера );
  • обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне );
  • отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств );
  • весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться - характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);
  • надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока... );
  • справка о зарплате (неверно: справка по зарплате );
  • факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам ).

Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о ):

8. Достаточно часто в речи встречаются ошибки, связанные с использованием определённого падежа с тем или иным предлогом.

Так, предлог ввиду требует родительного падежа (ввиду задержки ), благодаря, согласно, вопреки - дательного падежа (благодаря хорошей погоде, согласно приказу, вопреки распоряжению ; недопустимо: благодаря хорошей погоды, согласно приказа, вопреки распоряжения ).

9. Возможны недочёты в использовании некоторых предлогов, ограниченных определённым типом выражаемых отношений.

    Например, предлог благодаря , как и предлог из-за , указывает на причину действия, но если последний не ограничен в выборе ситуации, то первый - благодаря - используется только в том случае, если результат действия благоприятен.

    Так, неудачным является высказывание: Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел , поскольку результатом плохой погоды стало ухудшение самочувствия субъекта - болезнь.

    Аналогичные недочёты наблюдаются при использовании предлогов вместе с и наряду с . Первый из них выражает идею совместности действия двух или нескольких лиц, указывает на соединенность предметов, явлений:

    Андрей работал вместе с матерью; Запах травы проникал в комнату вместе с голосами птиц.

    Предлог наряду с имеет значение «помимо», то есть выражает не идею совместности, а идею присоединения:

    Жители микрорайона наряду с трамваем пользуются и другими видами транспорта.

10. При построении предложения необходимо учитывать смысловые связи членов словосочетаний, входящих в это предложение. В частности, распространённой ошибкой является пропуск необходимого зависимого члена словосочетания.

Например, ошибочным является пропуск существительного машиниста в предложении: Я хочу стать помощником тепловоза. Нормативной будет конструкция: Я хочу стать помощником машиниста тепловоза.

Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:

  • беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали );
  • более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах );
  • в свете сказанного важное место отводится... (недопустимо: в этом свете важное место отводится... );
  • оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего );
  • рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству );
  • спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за невыполнение; спросить с мастера );
  • за нашей командой с отрывом в два очка следует команда «Динамо» (недопустимо: с отрывом следует команда «Динамо» ).

    Очень распространённым в речи стало сокращение конструкций с глаголами учиться , выучиться при указании на приобретение определённых профессиональных навыков и умений:

    Он хотел учиться музыке; Я предложил ему учиться шахматам; Надо учиться шитью/рисованию.

    В просторечии при данных глаголах употребляются существительные (наименования профессий) в винительном падеже с предлогом на : выучиться, учиться на артиллериста/на артиста/на учителя и т.д. В литературном языке их не рекомендуется использовать.

    Регулярно в живой речи наблюдается сокращение словосочетаний типа: результаты выращивания сои/по выращиванию сои; опыты разведения лимонов/по разведению лимонов; итоги сдачи овощей/по сдаче овощей; план добычи рыбы и замена их нежелательными в литературном языке сочетаниями: результаты по сое, итоги по овощам, опыты по лимонам; план по рыбе.

    Достаточно часто в живой речи наблюдается употребление лишнего зависимого компонента сочетания.

    Например, глагол переживать не требует зависимого компонента, но под влиянием близких по значению глаголов волноваться, тревожиться в речи фиксируются нежелательные в литературном языке конструкции типа: Мы очень переживали за отца .

11. Весьма распространённым речевым недостатком является так называемое «нанизывание падежей», то есть расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей: дом племянника жены кучера.

    Такие конструкции характерны прежде всего для научного и официально-делового стиля.

    Ср.: измерение колебаний электронного спектра гемоглобина человека.

    Далеко не всегда в этих стилях можно полностью устранить такого типа конструкции, но стремиться к этому надо, поскольку «нанизывание падежей» делает текст очень громоздким.

    В то же время многие считают, что именно такие конструкции придают речи значительность, официальность или наукообразность.

    Ср.: объявление в троллейбусах, автобусах: Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни.

    Чтобы избежать цепочки зависимых падежных форм, необходимо убрать малоинформативные слова и заменить отглагольное существительное глаголом в составе однородных сказуемых, придаточных предложений и т.п.

    Ср.: Чтобы не упасть, держитесь за поручни.

Директор (что-либо), заведующий (что-либо)

Отзыв (что-либо), рецензия (что-либо)

Превосходство (кто-либо), преимущество (кто-либо)

Свойственный (кто-либо), характерный (кто-либо)

Удивляться (что-либо), удивлен (что-либо)

Указывать (что-либо), доказывать (что-либо)

Упрекать (что-либо), порицать (что-либо)

2. Исправьте ошибки, связанные с неверным управлением.

Уделите внимание на здоровье.

Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.

Заведующий больницы встретил нас «прохладно».

Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику «Мир глазами путешественника».

Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать английский язык.

3. Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещенными в скобках существительными. Употребите получен­ные словосочетания в контексте. Обратите внимание на управле­ние в синонимичных конструкциях.

1. Адресовать, предназначать, рассчитывать (дирек­тор). 2. Беспокоиться, тревожиться (дети). 3. Базировать­ся, опираться (факты). 4. Влиять, сказываться (рост). 5. Жажда, стремление, потребность (знания). 6. Избегать, уклоняться (работа). 7. Мешать, препятствовать, тормо­зить (развитие). 8. Обвинять, осуждать (неискренность). 9. Оплатить, платить (проезд). 10. Отзыв, рецензия (кни­га). 11. Отличать, различать (звуки). 12. Отметить, оста­новиться (достижения). 13. Предупреждать, предостере­гать кого-либо (опасность). 14. Презирать, презрение (трусость). 15. Преимущество, превосходство кого-, чего-либо (оппонент). 16. Уверенность, вера (победа). 17. Свойственный, характерный, присущий (молодежь).

4.Найдите и исправьте ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота.

Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

Читая рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.

Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

Определите, какие ошибки допущены в этих предложениях. Исправьте их.

Я хотел обратиться к вам по поводу того, что сделать для того, чтобы прекратить информационное удушение.

В целях улучшения процесса выполнения, исправления и получения заказов нам необходимо изменить отношение к работе.

Книга, которую мне посоветовали, которую я взяла в библиотеке, которая находится недалеко от школы, мне понравилась.

Потерпевшего Юрия соседи утверждают, что около полудня в квартире был слышен шум.

Возможно, он был священнослужителем, имевший большой авторитет.

Требуется мастер по кузовным работам, согласного выехать в район.

Прекрасная была обстановка для актрисы, в которой она росла.

Отредактируйте предложения.

1.Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

2.Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

3.Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

4.Перед включением должны быть сняты все плакаты с надписью «Не включать - работают люди», повешенные перед началом работ.

5.Мы знаем её лучше тебя.

6.Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу.

7.Умерщвление произошло по причине утонутия.

8.Старик запряг лошадь и, стуча копытами по мостовой, поскакал по мёрзлой дороге.

9.Он уважает и заботится о своих сослуживцах.

10. В этом произведении были описаны его поездки за границу и какую работу он там проводил.

11. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

12. И когда наступила суббота, я почистил ботинки и зубы. (В.Драгунский).

13. Приходя домой, у Пети слипались глаза от усталости.

14. Услышав о зачете, нам стало весело.

Практическое занятие № 2

Тема: Функциональные стили русского языка

Научный стиль

1. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для научного стиля .

Теперь спрашивается: какова же конкретно область явлений, где встречаются процессы психического взаимодействия? Нет ли каких-либо наглядных признаков, путеводных вех, которые позволяли бы говорить: вот здесь дано взаимодействие психическое, а здесь нет?
Для ответа на эти вопросы мы должны обратиться за помощью к биологии и психологии. А эти науки говорят, что только организмы, наделенные развитой нервной системой, в частности обладающие серым корковым веществом мозга, проявляют психическую жизнь как совокупность идейных, волевых и чувственно-эмоциональных состояний. Вне развитой нервной системы нет и не может быть сознания. Отсюда вывод: психическое взаимодействие дано в общении организмов, наделенных развитой нервной системой <...>. Такими организмами являются человек (Homo sapiens) и высшие животные. Следовательно, общество в смысле социологическом означает прежде всего совокупность людей, находящихся в процессе общения, и далее – совокупность взаимодействующих высших организмов.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении