teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Тропа здоровья в дет саду. Тропа здоровья в детском саду. Полтавцева, культура в дошкольном детстве

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»

Методическая разработка

«Тропа здоровья»

Направление: физическое, познавательное,

социально-коммуникативное

Разработчики:

Доненко И.Б, ст. воспитатель, 1 к.к

Красногвардейский, 2017

Социально-педагогический проект

«Тропа здоровья»

Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Основа здоровья человека - это экологическое мышление, от которого зависит образ его жизни, взаимодействие с окружающим миром. Основы экологического сознания и навыки здорового образа жизни должны закладываться с детства. Помочь в этом может экологическая «тропа здоровья».

«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме.

Цель проекта. Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов. Укрепление здоровья детей при взаимодействии с окружающей средой.

Основные задачи организации «Тропы здоровья»:

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Повышать сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Воспитывать у детей элементы экологического сознания.

Формировать представление о единстве человека и природы.

Улучшать эмоционально – психическое состояние детей.

Повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения.

Участники проекта: воспитатели, заведующий, старший воспитатель, родители воспитанников (законные представители), дети, социальные партнеры (СК «Кварц», ЦД п. Красногвардейский», и др)

Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.

Идея: Основными идеями организации "Тропы здоровья" являются:

приобщение детей к здоровому образу жизни; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состояния детей; профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Тропе здоровья” будет размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

“Тропа здоровья” решит проблему формирования позитивного имиджа нашего ДОО на рынке образовательных услуг посредством удовлетворения потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников в сохранении и укреплении здоровья детей, а также создания комфортных условий для общения детей и педагогов с родителями.

Описание проекта:

Дошкольное детство является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования. В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является его доступность и качество, происходят позитивные преобразования. ДОО являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

В то же время, на данном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья населения, а в первую очередь, детей, в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Свердловской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровьесбережения детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Это тем более актуально для наших воспитанников. Экология нашего края создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, загрязненность воздуха, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет. Негативное воздействие оказывают промышленные предприятия края, создающие экологически неблагоприятную обстановку, которая отражается на здоровье и взрослых и детей.

Многие дети нашей ДОО, по данным медицинских обследований за последние 3 года, страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически недостаточно развиты.(рис 1)

Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии (нарушения ОДА, различные формы аллергических реакций, ЧБД, болезни органов дыхания, задержка речевого и психического развития). Статистические данные по уровню здоровья детей, ежегодно поступающих в детский сад, подтверждают общую тревожную тенденцию ухудшения здоровья подрастающего поколения. Таким образом, данные о здоровье детей определили необходимость разработки инновационного проекта физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Методическую основу проекта составляет разработанное российским ученым, педиатром, педагогом и психологом Ю. Ф. Змановским положение «Педагогика оздоровления». Несомненно, что создание благоприятных условий, здоровьесберегающей среды, организация рационального питания и режима двигательной активности, приносят свои позитивные результаты в деле оздоровления детей. Однако без осознания ценности здорового образа жизни, без осмысления возможностей человека как сохранить, так и разрушить собственное здоровье все внешние усилия педагогов могут быть сведены к минимуму. В связи с этим приоритетным направлением работы ДОО будет являться формирование осознанного отношения воспитанников к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни среди их родителей.

Как показывает практика, такие традиционные формы, методы и приемы работы, как: беседы по ОБЖ и ЗОЖ, занятия, основанные на убеждении и нравоучении, не несут в себе тот потенциал, которым обладают инновационные методики и технологии. Из большого разнообразия инновационных форм взаимодействия с детьми и их родителями педагоги нашего ДОО отдают предпочтение проектной деятельности, так как она предполагает максимальную включенность в процесс максимального количества участников.

Именно поэтому работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью педагоги будут вести через реализацию образовательных проектов. В каждый образовательный проект предполагается внести деятельность по основным направлениям развития, как совместную, так и самостоятельную.

Общая стратегическая цель проекта

Мы считаем, что проблема оздоровления детей – проблема не одного дня или деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок в содружестве с родителями и социальными партнерами. Это, в свою очередь настраивает коллектив ДОО к активизации деятельности по созданию позитивного имиджа – имиджа учреждения, предлагающего качественные образовательные услуги.

Организация проекта

Организация "Тропы здоровья" осуществляется поэтапно

1 этап: сентябрь- ноябрь 2017 г

На этапе разработки идеи проекта в детском саду было проведено анкетирование среди родителей (законных представителей) o их предпочтениях к выбору оказываемых услуг. В настоящее время в ДОО уже сложился определенный перечень дополнительных бесплатных образовательных услуг: кружки, проводимые воспитателями на группах в рамках работы по самообразованию. Данные анкетирования показали запросы родителей на такие дополнительные образовательные услуги, которые позволили бы улучшить состояние здоровья детей. В то же время, в настоящее время в ДОО нет инструктора по физическому воспитанию, который бы занимался данным направлением углубленно. Проведенный нами опрос и анализ образования педагогов ДОО показал, что данное направление является актуальным для 90 % педагогов, и все они имеют необходимый уровень образования, позволяющий квалифицированно и качественно организовать работу по направлению темы проекта.

Поэтому следующим шагом на этом этапе явилось создание творческой группы и разработка ею собственно проекта "Тропа здоровья". В состав группы вошли: Заведующий, старший воспитатель, воспитатели (руководители группы), медицинский работник. На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

Методики и технологии оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";

Охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

Задачи этапа:

Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования (Приложение 1), издать приказ по ДОО o создании инновационного проекта «Тропа здоровья», оформить решение o внедрении «Тропы здоровья на педагогическом совете, согласовать обеспечение финансовой поддержки со стороны администрации ОО, привлечь родителей.

Задачи этапа:

3. Разработка педагогами групп перспективного планирования образовательной деятельности на «Тропе здоровья» на три года, на каждый возраст (с 2 до 7 лет).

4. разработка инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья». (отв. – заведующий).

5. Привлечение родителей и общественности для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.

6. Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья» (отв.- заведующий. Ст. воспитатель).

7. Организация практической деятельности по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование. (до июня 2018г).

8. Определение режима, порядка функционирования «Тропы здоровья».

9. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья»- июнь 2018.

10. Организация деятельности групп на «Тропе здоровья», фиксация эффективности деятельности (июнь 2018- июль 2020)

3 этап, заключительный (август- сентябрь 2020 г)

Подведение итогов реализации проекта, мониторинг состояния здоровья детей, анкетирование родителей, педагогов, отчёт перед педагогическим и родительским сообществом МБДОУ № 27, презентация опыта работы и результатов деятельности на муниципальном и других уровнях.

Ожидаемые результаты :

1. снижение кратности простудных заболеваний воспитанников;

2. формирование правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, формирование основных двигательных умений и навыков с учетом особенностей всех категорий детей и их возрастными и индивидуальными особенностями;

улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, повышение компетентности родителей в области здоровьесбережения.

4. Развитие познавательного интереса, через интеграцию с двигательной деятельностью реализация образовательных задач через систему оздоровительной работы.

5. Воспитание у детей элементов экологического сознания, формирование представлений о единстве человека и природы.

Приложение 1

План-схема тропы здоровья МБДОУ № 27

"Тропа здоровья" представляет собой участок почвы длиной примерно 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м, расположенный вдоль спортивной площадки, делится на участки от 2 до 3 м, которые имеют разное покрытие:

Спилы деревьев (1);

Песок (2);

Тонкие бревнышки (3);

травяной покров (4);

Поверхность с галькой (5);

Игольчатое покрытие (резиновый коврик) (6);

Пластмассовые пробки (7);

Средний гравий (8);

Крупный гравий (9);

Шишки, желуди (10).

(иной безопасный материал) (11, 12).

Вдоль тропы здоровья предполагается высадка лекарственных безопасных трав.

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ

Дорожка лекарственных растений

"Тропа здоровья" будет расположена в юго-западной части территории ДОО, по периметру спортивной площадки. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.

На "Тропе здоровья" предполагается использовать различное оборудование: спортивное (бревно, шведскую стенку, брусья, пособия для равновесия, лазания) Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений будут применяться нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, Кроме того, на тропе будут установлены персонажи сказок.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня. На ней дети могут выполнять следующие упражнения:

упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног) и др; упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями; ходьба с мешочком на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, и т.д; ходьба с препятствиями (бревна, пеньки); лазание по лестнице; упражнения на брусьях, бревне, шинах, захват предметов стопами ног, прокатывание стопами и др;

подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк".

Родители и педагоги с удовольствием смогут проводить вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

посидеть на бревне 2–3 мин с закрытыми глазами;

вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

сделать несколько дыхательных упражнений;

походить босиком по песку, траве;

покатать шишки ступнями ног;

полюбоваться красотой цветущих растений.

Приложение 2

Педагогам на заметку

Что такое тропа здоровья в детском саду?

Это один из новых здоровьесберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.

Это – красиво и позитивно оформленная зона

Как правило, это территория, имеющая определенную протяженность, оформляется таким образом, чтобы привлекать внимание ребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом, оно должно обязательно вызывать положительные эмоции. На «Тропе здоровья» можно использовать различное оборудование: игровое (домик, цветы, различные сказочные персонажи) и спортивное (бревно, пеньки, ребристая доска, мостик, тоннель для лазания, дуги). Для игр и упражнений можно применять нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов.

Это – зона закаливания и оздоровления

Эта тропинка-дорожка оборудуется таким образом, чтобы дети босиком могли пройтись по разным на ощупь поверхностям. Проходя по разным участкам тропы, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма, снять стресс и улучшить общее психоэмоциональное состояние. Дети проходят по тропе босиком, выполняя дыхательные упражнения. «Тропа здоровья» пролегает в основном в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев летом дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой.

Это – зона экологического воспитания

«Тропа здоровья» делится на участки, которые имеют разные покрытия из натурального и экологически чистого материала:

Травяной покров;-песчаную поверхность;- поверхность с галькой. -деревянные пеньки;

Тонкие брёвнышки;-шишки; -каштаны;-вода.

Вдоль тропы высажены специально подобранные кустарники, цветы и травы, обогащающие воздух фитонцидами (мята, мелисса, календула, бархатцы, лекарственная ромашка, лук и другие.) Это позволяет детям познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма.

«Тропа здоровья» располагается в небольшой посадке деревьев, где можно наблюдать за ветром, деревьями, птицами, проводить опыты и сбор природного материала, беседы о природе с использованием художественного слова и разных вопросов к детям, выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых).

Работа с родителями

Родителей необходимо знакомить с маршрутами здоровья детей соответственно возрасту, проводить циклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.

"Тропа здоровья" может использоваться и в вечернее время, когда родители приходят за детьми.

Таким образом, использование «тропы здоровья», объединяющей оздоровительные и экологические факторы позволит добиться следующих результатов:

Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, снижение риска заболеваемости детей простудными заболеваниями. Общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Работа с родителями – повышение их компетентности в области здоровьесбережения.

«Тропа здоровья»

на спортивном участке детского сада

Приоритетными направлениями в оздоровительной деятельности МАДОУ № 26 "Сказка» г. Ирбита Свердловской области являются укрепление свода стопы детей - фундамента всего организма и тела, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

Согласно современным представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

В ДОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, бассейн, спортивная площадка.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2008-2009 г., в ДОУ была организована "Тропа здоровья", в 2015 - 2016 году она была усовершенствована и модернизирована. Один из современных сдоровьесберегающих методов сохранение и укрепление здоровья - стопотерапия. "Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику по укреплению здоровья детей в игровой форме.


Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

Профилактика плоскостопия;

Улучшение координации движения;

Улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

Улучшение эмоционально состояния детей;

Приобщение детей к здоровому образу жизни. Организация "Тропы здоровья" осуществляется поэтапно

Первый этап

Создание творческой группы и проведение информационных консультаций по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы вошли: руководитель группы инструктор по физической культуре, заведующий, медицинский работник, воспитатель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

Методика оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";

Охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

Ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" представлена в приложении

Режим функционирования "Тропы здоровья";

Второй этап

Cсогласование обеспечения поддержки со стороны сотрудников и родителей.

Благодаря помощи и поддержке сотрудников и родителей была создана "Тропа здоровья".


Схема "Тропы здоровья"

Условия обозначения трёх дорожек:

1-я дорожка

1. «Сухой дождь или Ветер» Дуга из разноцветных атласных лент. Ленты опускаются вниз, словно струи воды или летящий ветер. Их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом, и телом. Выполняя лёгкий массаж.

2. «Барьерная дорожка» Горизонтальная лестница для перешагивания, бег с высоким подниманием колена, перепрыгивания высотой 25 - 30 см.

3. «Кенгуру» Прыжок в длину с места. С боку вертикальная разметка, ребёнок сам обозначает длину прыжка. Цифры синим цветом - хорошо, красным - отлично.

4. «Прыгун» Прыжки двумя ногами через барьеры «Бутылки» высота 25 см.

2-я дорожка

Дорожка из бросового и натурального материала для ходьбы босиком. 1-я часть в песке:

Ходьба по перевёрнутым донышкам пластиковых бутылок; брусковые спилы.

2-я часть зацементированная

Каменистая дорожка; пластмассовые бутылки, наполненные песком в вертикальном положении;

грецкий орех; деревянные гимнастические палочки; перевёрнутые стаканчики из-под мороженного.

3-я часть для ковриков - пробковый коврик; «Травка», резиновые коврики…

4-я часть из настила

Лежащая лестница для ходьбы по рейкам; мостик из берёзовых брусков; мостик из пластмассовых пробок; кладки брусковые кирпичики.

5-я часть из 3-х ячеек

Наполненная шишками, сосновой корой;

Берёзовыми палками;

Берёзовой стружкой.

3-я дорожка

1. «Узенький мостик» Узенькие дощечки закреплены к брускам, составляются для ходьбы для равновесия и перешагивания.

2. «Гимнастическое бревно» Бревно со ступеньками из брусков высотой 50 см. Для равновесия и мягкое спрыгивание.

. «Туннель» Дуги из обручей для подлезания. Сверху натягивается чехол.



Режим функционирования "Тропы здоровья" в летний период

Мероприятия

8.00-8.30 Утренняя гимнастика Дыхательная гимнастика Корригирующая гимнастика Точечный массаж

9.00-12.10 Физическое воспитание (занятия на «Тропе здоровья», физкультурные занятия, игры разной подвижности, хождение босиком, солнечные ванны, развлечения, досуг) Индивидуальная работа с детьми Игры малой подвижности Физические упражнения

15.15-15.30 Гимнастика после сна Дыхательная гимнастика

16.00-19.00 Самостоятельная деятельность Индивидуальная работа с детьми Развлечения, досуг Праздники (по плану) Встречи с родителями

ответственные :

инструктор по физической культуре, медицинский работник, воспитатели.

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья"

1. Общие требования безопасности 1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"

2.1. Заведующий хозяйством, инструктор по физической культуре и воспитатели обязаны:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления оборудования.

2.1.3. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке. 3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

3.1. Педагог образовательного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, перешагивания, спрыгивания с возвышенности, перепрыгивания оборудования, подлезании в туннель, метания предметов.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком. 3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника. 5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Большая часть поверхности "Тропы здоровья" представляет собой песчаную поверхность, наполненную различными материалами и оборудованием:

лестницы, поверхность с деревянными рейками, деревянный мостик, спилы деревьев, песок, бревно, травяной покров, песчаную поверхность, поверхность с галькой, искусственную траву, берёзовый опил, коврики массажные, берёзовые бруски, срезы пластиковых бутылок, шишки, сосновая кора, гладкие камни, ленты, туннель.

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

Снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

Положительной динамики ростовесовых показателей;

Формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно

Двигательного аппарата;

Желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

Улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Вечером, когда затихает весёлый гомон детворы, родители, дедушки и бабушки вместе с детьми могут зайти на спортивную площадку и пройтись босиком по «тропе здоровья»!

На здоровье!!!

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="796" height="1134">

Тропа здоровья

«Наши ножки побежали по дорожке…»

Цели организации "Тропы здоровья":

    Охрана и укрепление здоровья детей. приобщение детей к здоровому образу жизни; профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечно-­сосудистой и дыхательной систем; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально­-психического состояния детей;

Приоритетными направлениями в деятельности МБДОУ детский – сад № 000 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

В МБДОУ создана необходимая материально­-техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья в группах, бассейн.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2011–2013 гг. в МБДОУ была организована "Тропа здоровья".


"Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

На “Тропе здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Маршрут "Тропы здоровья " проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 6 станций

Тропа здоровья" на территории дошкольного учреждения длиной 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м делится на участки от 2 до 5 м, которые имеют разное покрытие:

    травяной покров; песчаную поверхность; емкость с керамзитом; емкость с сухим бассейном; емкость с песком; поверхность с деревянными спилами.

"Тропа здоровья" расположена на территории МБДОУ, непосредственно за спортивной площадкой. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая свето­воздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

На "Тропе здоровья" используется различное оборудование: спортивное (бревно, скамейка, наклонная, ребристая доска, веревочная лестница, тоннель для лазания. Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок (Красная шапочка, "волшебная печь", Хозяйка медной горы).


Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня.

Чтобы подготовить организм ребёнка к хождению по различным видам почвы, работа по закаливанию начинается ранней весной:

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="808" height="1146 src=">

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="833" height="1134 src=">DIV_ADBLOCK148">


Цели : развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image005_70.jpg" width="592" height="380">

Упражнения на профилактику плоскостопия и осанки

(выполняется на травяном покрове с использованием ковриков)

Массаж. Оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень – по задней внутренней стороне от костей до стопы – и сама стопа – от пятки до косточек пальцев. Приемы – поглаживание, растирание, разминание. Самомассаж нужно выполнять, поглаживая основанием ладони возвышение первого пальца, свод стопы, заднюю и внутреннюю поверхность голени.

Массаж рефлекторных зон ног.

1. C ожмите кончик большого пальца, затем подушечку

большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли.

2. Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите;

повторите 3р. на каждой ноге.

3. Быстро потрите верх ступни рукой или, что более

удобно, пяткой другой ноги.

4. Если по телу разлилась приятная теплота – цель достигнута.

Всего за 60 сек. Вы включили основные системы организма на полные обороты.

Самомассаж стоп.

Выполняется из исходного положения сидя, удобно положив одну ногу на колено другой. Обе ноги массируют одинаковое время.

Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.

1 этап.

1.

2. разминание стопы всеми пальцами.

3.

4. похлопывание подошвы.

5. активное поднимание стопы вверх и опускание вниз.

2 этап.

1. граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.

2. поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.

3. катание подошвами вперед-назад гимнастической палки.

4. надавливание подушечкой большого пальца всех точек подошвы.

3 этап.

1. с силой надавливание на болевые точки.

2. поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.

3. похлопывание подошвы.

4. катание подошвами мяча, выполняя круговые движения.

плоскостопии.

1. Сидя на стуле разводить и сводить пятки, не отрывая носков от пола

2. Из того же положения захватывание стопами мяча среднего размера и поднимание его

3. Из того же положения, подложив под сгиб стопы валик. Максимальное сгибание и разгибание стоп.

4. Сидя на стуле, сгибание пальцами ног коврика или куска ткани, лежащего на полу.

5. Из того же положения, между стопами находиться небольшой резиновый мяч. Сдавливание стопами этого мяча.


6. Захватывание и поднимание пальцами ног различных предметов (палочек, мяча, куска ткани).

7. То же исходное положение, стопы лежат на круглой палке небольшого диаметра. Катание палки подошвами ног.

8. Из положения стоя, руки на поясе. Перекаты с пятки на носок.

9. Из того же положения. Ходьба по гимнастической палке.

10. Для этого упражнения необходим брусок с треугольным профилем. Ходьба по этому бруску.

11. Ходьба на носках по наклонной плоскости.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image006_60.jpg" width="538" height="336">

3) Дыхательные упражнения

Цели : профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и легких

дыхательные упражнения, которые способствуют:

Повышению общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

Развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо - и кровообращения в легких, - улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения

https://pandia.ru/text/80/134/images/image007_51.jpg" width="628" height="415 src=">

4) Релаксация (проходит под звучание спокойной музыки)

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image008_42.jpg" width="580" height="273 src=">

2. Станция «Спортивная» прилегает к станции «Солнышко»

Цели: развитие двигательных умений и навыков детей через организацию игровой деятельности с дошкольниками;

Формирование оптимальной статики осанки и постановки стопы (развитие устойчивости, равновесия, ориентации на поверхности);

Формирование потребности в двигательной активности и представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

1) Проведение физкультурных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий


Занятия проводятся в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы»

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="808" height="1146 src=">

2) Оздоровительный бег и ходьба

3) Дыхательная гимнастика

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="808" height="1146 src=">

2) Точечный массаж по профилактике простудных заболеваний,

3) Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

4) Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image012_33.jpg" width="603" height="260">

4. Поляна «Мудрости» (прилегает к «Поляне сказок»)

Цели : способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье, через механизм лечебного воздействия, формирование психоэмоциональных и ритмических движений; гармонично развивает и укрепляет детский организм; влияние эмоционального состояния на физическое развитие детей; создание условий для гармоничного физического и психического развития детей; формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

1)Восточная гимнастика

2)Биоэнергетическая гимнастика


Близорукость" href="/text/category/blizorukostmz/" rel="bookmark">близорукость и быстро снять усталость. Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зре­ния на различных точках, движении взгляда Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нару­шений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения рекомен­дуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко. После них нельзя в течение 20 мин писать, рисовать или смотреть телевизор

Комплекс 1.

Цель: Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения (и. п. - сидя).


1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз).

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (3-4 раза).

3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).

4. Быстро моргать (1 мин.).

5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин.).

Комплекс 2.

Цель: Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и. п. - стоя).

1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре-пять раз).

2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги

DIV_ADBLOCK152">

Комплекс 4.

Цель : Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и. п. - стоя).

1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три-четыре раза).

2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки (два-три раза).

Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два-три раза).

Комплекс 5.

Цель : Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И. п. - сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).

2. И. п. - стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три-четыре раза).

3. И. п. - стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки большие» (широко открыть глаза).

DIV_ADBLOCK154">

3. И. п. - стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре-пять раз).

4. И. п. - стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и. п., следить за мячом (четыре-пять раз).

5. Станция «Лекарственный огород» (прилегает к станции «Мудрость»)

1) Валеологиечские занятия беседы с детьми на тему: «Неболей-ка», «Изучаем свое тело», «Полезные и вредные привычки», «Что такое здоровье», «Чистота – залог здоровья»

2) Пальчиковая гимнастика предназначена для развития мелкой моторики рук, расширения и обогащения словаря, развития памяти и внимания.

3) Психогимнастика И

Представляет собой систему этюдов («выразительных движений»), сориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания, понимания, а также на формирование нравственно-экологических взглядов.


Психогимнастика создает также богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Так, робкий, со слабо развитой речью ребенок через приобретение мышечной, эмоциональной раскрепощенности и возросшей уверенности к себе приобретает и улучшения в области связной речи, оказывается способен уверенно общаться со взрослым, а позже - отвечать на уроке в первом классе…Психогимнастика призвана в такой же степени решать вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка, поощряя способность к самовыражению.

Цели: развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов - в частности, формирование сенсорных эталонов; достижение сформированности символической функции и воображения; развитие креативности, способности к творчеству; развитие эмоциональных реакций и способов их выражения; развитие эмпатии; эмоциональная децентрация мышления; развитие произвольности эмоциональной регуляции; развитие коммуникативной сферы.

margin-top:0cm" type="disc">эколого-гигиенические и закаливающие факторы психологические факторы средства физического и музыкального воспитания лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

    снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период; положительной динамики росто-весовых показателей;

Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: проведение физкультурных занятий на свежем воздухе, использование здоровьесберегающих технологий, которая проводиться инструктором по физической культуре совместно с воспитателями.


https://pandia.ru/text/80/134/images/image015_26.jpg" width="289" height="193 src=">

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

Подводя итог работы «Тропа здоровья», можно сослаться на высказывание известного философа Джозефа Аддисона:

« При помощи физических упражнений и воздержанности

большая часть людей может обойтись без медицины. »

Приложение 1

Схема "Тропы здоровья"

https://pandia.ru/text/80/134/images/image017_33.gif" width="207" height="219"> СТАНЦИЯ

«МУДРОСТЬ»

ДЕТСКИЙ САД № 000

СТАНЦИЯ

«ПОЛЯНА

СКАЗОК»

СТАНЦИЯ

«СПОРТИВНАЯ»

СТАНЦИЯ

«СОЛНЫШКО»

DIV_ADBLOCK156">

Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

· Снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период; простудные заболевания снизились на 12%, по посещаемость в группах стала лучше.

· положительной динамики росто-весовых показателей, дети прибавили в весе (почти на 1кг), окружность грудной клетки увеличилась на 2-3 см.

· формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

· желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

· улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

И если занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность развивающей работы повышается.

Нормативные документы

    Федерального закона от 01.01.2001 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Приказ Минобразования России /227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ" Приказ Минпроса РСФСР "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми" "Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях" -22/6-20 «Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях"» -14/26-6 "Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях" -49/6-29 "Методические рекомендации по закаливанию детей" -м

Список литературы.

Бабенкова, сделать осанку красивой, а походку легкой – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Бабенкова, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет / Никонорова, . Система оздоровления дошкольников

Картушина, занятия с детьми 6-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Кузнецова детей в детском саду. Система мероприятий. М., 2008.

Александрова, работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья»

Полтавцева, культура в дошкольном детстве

– М.: Просвещение, 2007.

Степаненкова, воспитание в детском саду

2) МОУ Центра-десткого сада № 000 Красноармейского района г. Волгограда.

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»

Новоусманского муниципального района Воронежской области

Принято Заведующий МКДОУ

На педагогическом совете

№____от____________2014 г. _______________ Путрина М.Н.

«__»____________2014 г.

Проект

«Тропа здоровья на участке детского сада».

Инструктор по физвоспитанию

С. Новая Усмань

Одной из главных задач дошкольного воспитания и образования является сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний. Следовательно, решение проблемы физического развития и здоровья детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование у дошкольников навыков и умений здорового образа жизни, знаний о собственном организме и здоровье, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. А также, развитие установки на поддержание здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, интереса к оздоровлению собственного организма, ответственность за свое здоровье.

Особое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в период летних оздоровительных мероприятий, в которые вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Где основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья в летний период, особенно для профилактики и коррекции плоскостопия, нарушений осанки, функций опорно-двигательного аппарата, закаливание с использованием естественных, природных, целительных факторов и была организована в нашем детском саду «Тропа здоровья».

Цель проекта: «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме в естественных условиях окружающей среды.

Основные задачи:

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшения функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма;
  • повышение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям и закаливание детей;
  • улучшение эмоционально-психологического состояния детей;
  • положительная динамика росто–весовых показателей;
  • приобщение к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

*укрепление здоровья детей;

*снижение уровня заболеваемости;

*поддержание здорового образа жизни в семье;

*повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями на воздухе с использованием естественных материалов (песок, вода, дерево, камень и т.д.).

Тип проекта: практико-оздоровительный.

Длительность проекта: летний период.

Участники проекта: руководитель по физической культуре, воспитатели, родители, дети.

Алгоритм организации «Тропы здоровья».

I этап: создание творческой группы, проведение информационных совещаний по реализации проекта.

Состав группы: заведующий МКДОУ, руководитель по физическому воспитанию, старший воспитатель, педагог по изодеятельности, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели групп, педагог-психолог.

На обсуждение были вынесены вопросы:

Методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»;

Охрана жизни и здоровья детей во время пребывания на объекте;

Ландшафтный дизайн (схема «Тропы здоровья» приложение 1)

Режим функционирования(схема «Тропы здоровья» приложение 2)

II этап: проведение работы с родителями, воспитателями групп по оказанию посильной помощи (приобретение материалов), привлечение к самому процессу реализации проекта.

III этап: практическая работа.

Администрацией МКДОУ были разработаны следующие документы:

Приказ об организации функционирования «Тропы здоровья» в летний период (приложение 3)

Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья»

График работы специалистов в летний период (приложение 5)

План закаливающих мероприятий (приложение 6)

Расположение «Тропы здоровья»:

Длина 10м, ширина 50-60 см; участки от 1м – до 2 м (10 отрезков) имеют разное покрытие :

* деревянные спилы и песок;

* морской песок с мелкими камешками;

* керамзит;

* бросовый материал (пластиковые бутылки и крышки забетонированные в песок);

* природный материал (каштаны);

* морская галька;

* ребристый «мостик», массажные коврики;

* емкость с водой и галькой.

Большая часть поверхности «Тропы здоровья» представляет собой травяной покров, но есть песчаные участки.

«Тропа здоровья» расположена по периметру спортивной площадки, где есть тенистая и одновременно хорошо освященная солнцем местность.Здесь же расположен ребристый мостик, гимнастическое бревно, вкопанные в землю покрышки, резиновые массажные коврики, ребристые дорожки,гимнастические скамейки, расставленные по периметру искусственного травеного покрытия.Дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны и закаливающие процедуры (хождение босиком по различной поверхности, обливание стоп водой). Необходимо при этом соблюдать температурный режим воздуха и воды, а также питьевой режим.

Оборудование «Тропы здоровья»:

  1. спортивное (бревна, скамейки, ребристые бревнышки, мостики различные, канат, кегли, тоннели для лазания, массажные мячи, обручи, фитболы и т.д.);
  2. игровое (наглядные материалы: картины с изображением животных, шапочки и маски для театрализации, мягкие модули, игрушки);
  3. нетрадиционные атрибуты (изготовленные руками родителей и педагогов: "корабль" - для морского путешествия; дорожка со следами человеческими и звериными - "путешествие в сказочный лес"; деревянные домики - где живут сказочные персонажи и т.д.

Этапы реализации проекта.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течении всего дня.

1 этап: мониторинг; анкетирование родителей; определение проблемы; обсуждение с родителями и педагогами предстоящих задач и мероприятий на лето; изучение литературы и подготовка оборудования (май – апрель).

2 этап: консультирование родителей по использованию «тропы здоровья» в вечернее время самостоятельно, составление плана работы и графика посещения «Тропы здоровья» групп ДОУ (май – июнь).

3 этап: проведение физкультурных занятий с использованием «Тропы здоровья», развлечений, «Дней здоровья» и собственно упражнений на коррекцию и профилактику плоскостопия у детей; укрепление здоровья часто болеющих детей; закаливание; дыхательных упражнений, элементов массажа и самомассажа стоп, кистей рук.

Основное содержание проекта.

Главное заключается в формировании правильного отношения к своему здоровью, гармоничному развитию ребенка, воспитанию культуры здоровья и особенно укрепление в летний период.

Методы реализации проекта:

- Информационно-аналитические. Анкеты, опросы, беседы, консультации. Темы: «Как закаливать ребенка в летний период», «Если у ребенка плоскостопие», «Поговорим о правильной осанке», «Ровная спина».

- Просвитительско-профилактические и практические. Различные формы совместной деятельности детей и взрослых (родителей), совместная спортивная деятельность ("Дни здоровья", физкультурные развлечения, профилактические и коррекционные упражнения с детьми.

План реализации проекта.

  1. Совместные мероприятия:

«День здоровья» (июнь)

«Летний праздник», «Здравствуй лето» (июль);

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (август).

  1. Упражнения на «Тропе здоровья»:

Упражнения б/п (ходьба,бег по траве, песку; корригирующая ходьба: пятки, носки, внешняя и внутренняя стороны стоп; с высоким подниманием бедра; бег с захлестыванием голени;со скользящим движением ног; лазание по ребристому мостику, гимнастическому бревну на четвереньках, "паучком");

- упражнения с предметами, оборудованием и различными приспособлениями (ходьба по гимнастической скамье, по ребристой доске, мостику, массажным коврикам, по "следам", канату, узкой рейке, гимнастическому бревну, с гимнастическими палками или обручем, с мячами за головой, спиной, по различным поверхностям (песку, траве, гальке, "спилам"и т.д.); перешагивание через кубики, палки, веревку и т.д.;

- упражнения для укрепления стоп (захват и сбор пальцами ног мелких предметов, бросового материала: каштанов, желудей, мелких шариков, "грибочков" и т.д. и т.п.);

Подвижные игры : «Мы идем в поход», «Волшебная тропа», «Пятнашки», «Зоопарк», "Веселые ножки"и др.

Нетрадиционные формы проведения физкульно - оздоровительных упражнений

1.Дыхательные упражнения по Стрельниковой : вдох – 1 счет, на - 4 счета выдох; (Н-р:«Ветерок», «Часы», «Маятник», «Насос», «Лыжник», «Петушок»).

2.Мимическая гимнастика : «Барабан», «Язычок», «Удивленное лицо», «Какие мы разные», «Скучно, скучно так сидеть».

3. Психогимнастика : «Сотвори в себе солнце», «Ты дрозд и я дрозд».

4. Упражнения для горла и для глаз : «Дождик», «Ворона», «Лошадка», «Самолет», «Шарики воздушные».

5. Закаливающие упражнения : ходьба босиком, по различным поверхностям, обливание ног водой, контрастный душ, солнечные ванны, полоскание горла.

6. Элементы релаксации : «Золотой песок», «Берег моря», «Я на солнышке лежу».

7. Массаж стоп, кистей (с использованием мелкого природного материала: палочек, шишек, желудей, каштанов и т.д.); самомассаж крыльев носа, ушной раковины; массаж спины с использование фитболов и массажных мячиков, валиков.

8. Подвижные игры с водой : брызгалки, мыльные пузыри, пенная игра, обливание.?

9. Эстафеты, соревнования с элементами коррекции и закаливания : «Кто быстрей», «Кто ловчее», «Медвежата», Самый меткий глаз», "Дядя Степа", и др.

Самостоятельное использование «Тропы здоровья» родителями. Вечером, когда родители приходят за детьми, они могут самостоятельно и с удовольствием, провести вместе с ними время на «Тропе здоровья» и восстановить силы после рабочего дня:

* посидеть на скамье 2-3 минуты с закрытыми глазами;

* вытянуть ноги, расправить спину, отвести руки назад;

* сделать несколько дыхательных упражнений;

* походить босиком по различному покрытию;

* выполнить коррекционные упражнения для стоп (покатать желуди, каштаны, палки ступнями ног и т.д.);

Литература:

  1. Интегрированная методика коррекции нарушений функции опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья часто болеющих детей. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н.
  2. Корректирующие занятия «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ» Моргунова О.Н.
  3. Нетрадиционная методика оздоровления детей «Познаю себя» Давыдова Г.П., Корепанова М.В.
  4. «Я и мое здоровье» Т.А. Тарасова, Л.С. Власова.
  5. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
  6. Психогимнастика Чистякова М.И.
  7. Дыхательная гимнастика Стрельниковой
  8. «Как воспитать здорового ребенка» Алямовская В.Г.
  9. «Еще раз о пользе ходьбы босиком» Апарин В.Е. – М.: физкультура и спорт, 1984г.- 40с.

Приложения:

  1. Схема «Тропы здоровья»
  2. Режим функционирования (график посещений)
  3. Приказ об организации
  4. Инструкция по охране здоровья и жизни детей на «Тропе здоровья»
  5. Нетрадиционные формы проведение физкультурно-оздоровительных упражнений на «Тропе здоровья» (дополнение)
  6. Консультации для родителей

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время

Мероприятия

Группы

Ответственный

8.00- 8.30

Утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, коррекционная гимнастика, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми.

Все группы

Воспитатели,

Медицинская сестра

9.00- 12.00

Физическое воспитание (занятия по физкультуре различные типы: - с элементами соревнований, ритмической гимнастики, театрализованных представлений и по сказкам);

Закаливающие процедуры (хождение босиком, воздушные и солнечные ванны, обливание стоп водой)

Нетрадиционные формы физкульно - оздоровительных упражнений (различные виды гимнастик, массажей, коррекционные упражнения на укрепление осанки и стопы)

Все группы

Руководитель по физвоспитанию,

Медицинская сестра,

Музыкальный руководитель,

Педагог дополнительного образования

15.30-16.30

Гимнастика после сна и дыхательная гимнастика, индивидуальная работа с детьми.

Все группы

Воспитатели,

16.30- 17.30

Развлечения, досуг, праздники, встречи с родителями (индивидуальные и групповые консультации)

Все группы

Руководитель по физвоспитанию

Условные обозначения

1. Деревянные спилы и песок

2. Речной песок с мелкими камушками

3. Керамзит

4. Бросовый материал:

А) донышки пластиковых бутылок

б) крышки из пластмассы (забетонированные), выложенные в виде мозаики

5. Природный материал (каштаны и желуди) и морская галька

6. Массажные коврики

7. Ёмкость с водой и галькой

8. Ребристый мостик

9. Деревянные спилы и песок

10. Деревянный подвесной мостик

11. Гимнастическое бревно

12. Вкопанные в землю покрышки

13. Дорожка из резиновых массажных ковриков

14. Ребристая дорожка

15. Дорожка со «следами»

16. Искусственное травяное покрытие

17. Гимнастические скамейки

Тема: "Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы ДОО"

Проект "Тропа здоровья" на участке детского сада.

Мокшина Ирина Владимировна, МКДОУ "ЦРР-д/с √3", Новоусманского Муниципального района Воронежской области.

Актуальность и обоснование проекта.

Одной из главных задач дошкольного воспитания и образования является сохраннение и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М.Амосова:"Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значтельные. Заменить их нельзя ничем".

Следовательно, решение проблемы физического развития и здоровья детей должно быть направлено на формирование у дошкольников физических навыков и умений, знаний о собственном организме,а также развитие установки на поддержание здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, интереса к оздоровлению собственного организма и ответственность за свое здоровье. Особое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в период летних оздоровительных мероприятий, в которые вовлечены все учасники образовательного процессса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети.

Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы природы: солнце, воздух и вода. Проектирование здоровьесберегающей, развивающей предметно-пространственной среды происходит с использованием нестандартного оборудования.

Цель: укрепление здоровья детей в летний период.

Задачи:

Приобщение детей к здоровому образу жизни;

Закаливание, повышение сопротивляемости организма ребенка к инфекцонным заболеваниям;

Улучшение работы функции сердечно-сосудистой,дыхательной систем организма ребенка, укрепление опорно-двигательного аппарата, а также его улучшение эмоционально-психичесского состояния и положительной динамики росто-весовых показателей;

Профилактика и коррекция нарушений осанки и стопы.

Планируемые результаты.

Укрепление здоровья детей и поддержание здорового образа жизни в семье; повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями на воздухе с использованием естественных материалов (песок вода, дерево, камень и т.д.) и настандарного оборудования.

Тип проекта : практико-оздоровительный.

Участники проекта: инструктор по физкультуре, педагоги, медперсонал, родители и дети.

Алгоритм организации проекта:

Создание творческой группы, проведение информационных совещаний;

Работа с родителями по оказанию посильной помощи;

Подобраны методики оздоровления и закаливания;

Приказ об организации и функционировании "Тропы здоровья", разработана инструкция по охране жизни и здоровья детей во время пребывания на объекте;

Ландшафтный дизайн;

Режим функцианирования, график работы специалистов.

"Тропа здоровья" расположена по периметру спортплощадки, где есть тенистая и солнечная местность,большая часть поверхности представляет собой травяной покров, но есть и песчаные участки. Длина-10 м, ширина 50-60 см, разделена на 10 отсеков по 1-2 м, с различным наполнением и покрытием:

Песок, галька, керамзит, деревянные спилы, морской песок, шишки, желуди, бросовый материал (пластиковые бутылки и крышки, забетанрованные в песок), ребристый мостик, емкость с водой.

Дети приходят в одних плавках и головных уборах, получают световоздушные ванны, закаливающие процедуры, выполняют профилактические и коррекционные упражнения, при этом необходимо соблюдать температурный режим воздуха, воды, а так же питьевой режим.

Этапы реализации проекта.

1Этап.

Мониоринг, анкетрование родителей, определение проблемы, изучение литературы и подготовка оборудования (май-апрель).

2 Этап.

Консультирование родителей (в вечернее время), составление плана работы и графика посещений "Тропы здоровья" (май-июнь).

3.Этап.

Проведение физкультурных занятий, развлечений, "Дней здоровья", работа по профилактике и коррекции плоскостопия, нарушений осанки, закаливанию, оздоровительных гимнастик, массажа и самомассажа. (июнь-август).

Методы реализации проекта:

Информационно-аналитические (анкеты, опросы, беседы, консультации);

Просветительско-профилактические и практические (разные формы совместной деятельности детей и взрослых: оздоровительная,спортивная,коррекционная,профилактическая, консультативная).

План реализации проекта.

C овместные мероприятия: "День здоровья"(июнь),

"Здравствуй лето!" (июль), "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"(август).

Упражнения на "Тропе здоровья":

Ходьба по разным поверхностям, бег по траве, песку, корригирующая ходьба, лазание по ребристому мостику "паучком", по гимнастическому бревну различными способами и т.д.;

Упражнения для укрепления стоп (захват и сбор пальцами ног мелких предметов, бросового материала:крышек, пробок; природного материала: желудей, каштанов, шишек);

Подвижные игры: "Мы идем в поход", "Волшебная тропа", "Пятнашки", "Зоопарк", "Веселые ножки" и др.;

Физкультурные занятия с использованием "Тропы здоровья";

Нетрадиционные формы проведения физкультурно-оздоровитьных упражнений на "Тропе здоровья":

Дыхательные упражнения по Стрельниковой ("Ветерок", "Часы", "Насос"," Петушок" и др.);

Мимическая гимнастика ("Барабан"," Язычок", "Удивленное лицо", "Какие мы разные" и др.);

Психогимнастика ("Сотвори в себе солнце", "Ты дрозд, и я дрозд" и др.);

Упражнения для глаз ("Шарики воздушные", "Дождик", "Самолет" и др.);

- упражнения для горла ("Ворона", "Лошадка"идр.);

- закаливающие процедуры (ходьба босиком по различным поверхностям, обливание стоп водой и контрастные ванны для ног, солнечные и воздушные ванны, полоскание горла морской солью);

Элементы релаксации ("Золотой песок","Берег моря", "Я на солнышке лежу" и др.);

Массаж крыльев носа, ушной раковины, спины, самомассаж стоп, кистей (использованием различного мелкого материала, массажных мячей, валиков и т.д.);

Подвижные игры с водой (брызгалки, мыльные пузыри, пенная игра, обливание ит.д.);

Эстафеты с элементами коррекции и закаливания ("Кто ловчее", "Самый меткий глаз", "Медвежата" и др.).

Самостоятельное использование "Тропы здоровья" детьми совместно с родителями.

Вечером, когда родители приходят за детьми, они могут самостоятельно и с удовольствием посидеть на гимнастической скамье 2-3мин. с закрытыми глазами, вытянуть ноги, рассправить спину, отвести руки назад, босыми ногами зарыться в песок, пройтись по различным поверхностям "Тропы здоровья", покатать каштаны, желуди, захватить пальцами ног шишки и т.д., и т.п., выполнить дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, а так же просмотреть и прочитать памятки, буклеты, получить консультации (индивидуальные и групповые) по профилактике и коррекции нарушений у детей осанки и стопы, по закаливанию ребенка в летний период.


Тропа здоровья на участке детского сада .

В нашем детском саду особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.
Для укрепления здоровья детей в летний период в детском саду была создана «Тропа здоровья».Это один из новых, но очень удобных здоровье-сберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.Длина дорожки 23 метра, состоит она из естественных, природных материалов и насыщена ярким цветовым эффектом, который привлекает внимание ребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом и вызывает положительные эмоции. Тропа здоровья оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать ступни. Как известно, на ступнях человека расположено порядка шестидесяти активных зон, связанных с различными органами. Оказывая на них воздействие разной степени интенсивности, можно повысить иммунитет ребенка, энергетику, снять стресс и улучшить его общее психоэмоциональное состояние.
«Тропа здоровья» - это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе, задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру, ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений. Он начинает лучше понимать возможности своего тела, а значит, относится к нему бережнее.
Правильно оформленная и оборудованная тропа здоровья в нашем детском саду помогает увлечь детей игрой в здоровье. А там и до самого здоровья рукой подать.
Основными целями организации тропы здоровья являются:
- профилактика плоскостопия;
- улучшение координации движения;
- улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;
- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям»
- улучшение эмоционально-психического состояния детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни.
"Тропа здоровья " расположена в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.В тени деревьев дети могут играть, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма. Прогулка детей по разным участкам поверхности тропы здоровья обеспечивает последовательное воздействие на биологически- активные зоны подошвенной части стопы.
Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшая по объему плескательная ванночка. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды.Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, тропа здоровья задействуется максимально в течение дня. Во время прогулки босяком дети выполняют различные дыхательные и двигательные игры и упражнения.
Таким образом, ежедневные занятия на тропе здоровья способствуют: снижению количества простудных заболеваний среди воспитанников, формированию правильной осанки, улучшению эмоционально-психического состояния дошкольников, положительного отношения к здоровому образу жизни, желанию ребят заниматься на свежем воздухе босиком.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении