teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Урок на тему "Определительные местоимения" презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему. Презентация на тему "определительные местоимения" Урок презентация определительные местоимения

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Блиц-опрос 1) Отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью … Закончите предложения: 2) Неопределённые местоимения пишутся с приставкой не … , а с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь … . 3) Неопределённые и отрицательные местоимения пишутся раздельно с приставками не, ни, кое, если … 4) Неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные местоимения-прилагательные имеют одинаковые непостоянные признаки: … 5) Местоимения-числительные разных разрядов имеют морфологический признак … . 6) Значение притяжательных местоимений-прилагательных … 7) Притяжательные местоимения-прилагательные его, её, их морфологически являются … 8) Тот – это …

Cлайд 4

Во все века на русском хлебе Богатыри росли у. Так пусть же вновь растут, Чтобы, когда наступит срок, Нигде, Россия, Перебороть не мог. М. Исаковский нас тебя ни в чём никто такие ВСЕ личное указательное отрицательное личное отрицательное

Cлайд 5

Определяем тему урока Позв(о,а)лять шалости Ти(п,пп)ография Янва(рь,р)ский Ждал н(е,и)сколько дней По(т,д)заголовок Пос(е,и)деть от горя Ли(л,лл)ипут Н(и,е)кто не забыт Лес(д,т)ница В(е,и)теран Ма(л,лл)яр Б(ь,ъ)ющийся Ветре(н,нн)ый Без(и,ы)нтересный С(е,и)бя

Cлайд 6

Определительные местоимения-прилагательные Разряд по значению Местоимения-сущ. Местоимения-прил. Местоимения-числ. личные я, ты, он(а, о), мы, вы, они возвратное себя вопросительные/ относительные кто, что какой, каков, чей, который сколько неопределённые некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кое-что и др. некоторый, какой-то, кое-какой, чей-нибудь и др. несколько, сколько-нибудь, сколько-то отрицательные никто, ничто, некого, нечего никакой, ничей нисколько притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой указательные тот, этот, такой, таков столько определительные сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый определительные сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый

Cлайд 7

Член предложения Как изменяются Падежные окончания Примеры местоимений … МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория весь всякий каждый сам самый любой иной другой Определительные местоимения

Cлайд 8

Работа в парах (упр. 471). Составьте план по аналогии с предыдущим уроком. Обратите внимание! У местоимений весь и сам в И.п. окончание, как у существительных. Открываем новые знания Докажите это, изменив данные местоимения по родам.

Cлайд 9

Член предложения Как изменяются Падежные окончания как у Прилагательных (кроме ВЕСЬ и САМ в И.п.) Примеры местоимений весь всякий каждый сам самый любой иной другой ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория

Cлайд 10

Морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений-числительных Разряд Местоимения- прилагательные Местоимения- числительные Вопросительные/ относительные род, число, падеж (каков – род, число) падеж Неопределённые род, число, падеж падеж Отрицательные род, число, падеж падеж Притяжательные род, число, падеж (кроме его, её, их) _ Указательные Указательные род, число, падеж (таков – род,число) падеж Определительн. Определительн. род, число, падеж _

Cлайд 11

Член предложения Как изменяются по числам, родам, падежам Падежные окончания как у прилагательных Примеры местоимений весь всякий каждый сам самый любой иной другой ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория

Cлайд 12

Продолжим наблюдение Понаблюдайте, как склоняются определительные местоимения сам, сама, самый. Сравните формы косвенных падежей в 1-м и 3-м столбике. В чём отличие? ударение И. сам (человек) самá (мама) сáмый (добрый) Р. самогó самóй сáмого Д. самомý самóй сáмому В. самогó самý, самоё сáмый, сáмого Т. самúм самóй сáмым П. (о) самóм (о) самóй (о) сáмом

Cлайд 13

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась. Продолжаем наблюдения

Cлайд 14

Член предложения подлежащее, определение, дополнение Как изменяются по числам, родам, падежам Падежные окончания как у прилагательных Примеры местоимений весь всякий каждый сам самый любой иной другой ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория

Образовательные:

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Определительные местоимения" 6 класс»

Урок русского языка

в 6-ом классе


ЦЕЛИ УРОКА:

повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; сформировать умения и навыки нахождения определительных местоимений в тексте; сформировать понятие об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.


Изучение нового материала

Весь класс скоро отправится в поход. (= все до одного, полностью)

Каждый из них может стать участником олимпиады.

(= любой)

Он самый лучший художник. (= лучший из всех)


ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ НА

САМ

САМЫЙ

ВЕСЬ

ВСЯКИЙ

ЛЮБОЙ

КАЖДЫЙ

ИНОЙ

СТЕПЕНЬ ПОЛНОТЫ ОХВАТА ПРЕДМЕТА

СТЕПЕНЬ КАЧЕСТВА


Определительные местоимения

падежам

Изменяются по

родам

числам

В предложении могут быть определением, дополнением, подлежащим.


РАБОТА С ТЕКСТОМ УПРАЖНЕНИЯ № 525. (СТР. 237)

  • Выпишите два любых предложения.
  • Графически объясните выбор пропущенных орфограмм.
  • Укажите синтаксическую роль определительных местоимений.
  • Выпишите слова, которые соответствуют схемам:

 □ -существительное;

 □ - причастие.


ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

С любым фразеологизмом составьте предложене.

мчаться во весь дух

смотреть во все глаза

стараться изо всех сил

сам по себе

идти на все


СПИШИТЕ ТЕКСТ, ВСТАВЛЯЯ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ МЕСТОИМЕНИЯ.

Число книголюбов постоянно растет. … из … стремится приобрести новинку в книжном магазине. … книголюбу не обойтись без библиотеки. Здесь … узнает о новых книгах, услышит советы знатоков.

Постоянная дружба с библиотекой, умение в … работать – верный путь формирования настоящего читателя.

Слова для справок: ней, он, всякий, каждый, них, самый, себя .

Подчеркните местоимения как член предложения.


Найди ошибку!!!

НАЙДИ ОШИБКУ!!!

НАШЕЙ – ПРИТ, Ж. Р., ПРЕДЛ. П.

СЕБЯ – ВОЗВР., Ж. Р., ИМ. П.

ПО ВСЕЙ – ОПРЕД., Ж. Р., ПРЕД. П.


Домашнее задание:

§ 46. Напишите минисочинение, используя местоимения, на тему «Мой друг».

До новых встреч!!!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Определительные местоимения Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ « Кочелаевская СОШ» Волохина С.А.

Ц.У.: сформировать понятие об определительных местоимениях, научится находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи.

«Ищем Местоимение» 1.А наш Алмаз в чести, как говорят. Не понимаю я, за что он в знать попался? Со мною столько лет здесь рядом он валялся, такой же камень он. («Булыжник и Алмаз») 2.Кто за ремесло чужое браться любит, тот завсегда других упрямей и вздорней («Щука и Кот»)

Ищем Местоимение 3. «Всё это знаю я,- ответствует Пчела.- Но и о том дошли мне слухи, что никому ты не мила, что на пирах лишь морщатся от Мухи». («Муха и Пчела») 4. А тем вошел в такую славу он в муравейнике своём, что только и речей там было, что о нём. («Муравей»)

Проверь себя 1. наш, я, что, он, со мною, он, такой, он. 2.кто, тот 3.все, это, я, о том, мне, никому, ты. 4. тем, в такую, он, своём, о нём.

Объясните пропущенные орфограммы. Найдите местоимения. Во все века на русском хлеб.. Богатыри р.. сли у нас. Так пусть же вновь р.. стут такие, Чтобы когда наступит срок, Нигде (ни)кто тебя, Россия, Перебороть (ни)в(чем) (не)мог.

Найдите определительные местоимения Каждый, кто молод, дайте нам руки. Это был он, тот самый матрос. Любая работа хороша. Всякая работа мастера хвалит. Сам про себя удалую песню поёт.

Запомни определительные местоимения Весь, всякий, всячески, всяк, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С помощью этой презентации повторяю группы местоимений по соотношению с другими частями речи, разряды по значению, правописание местоимений и даю несколько проверочных заданий....

Данная презентация содержит материал, который поможет учителю в подготовке и проведении урока русского языка в 4 классе (Можно использовать для повторения и закрепления данной темы.)...

Урок-исследование. Личные местоимения.

Урок создан по методике Эдварда де Боно(групповая работа).Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся мета...

Цели :

  • образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся.
  • развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
  • воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (приложение), рабочие листы для обучающихся, учебник «Русский язык 6 класс», авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.

Пояснение: обучающиеся выполняют задание на рабочих листах (далее РЛ).

Ход урока

1. Оргмомент: Ребята сегодня на уроке предлагаю вам вытащить из тайников памяти свои знания и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь.

2. Повторение.

Для начала отгадайте загадку.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.
(Местоимение ) (СЛАЙД № 2)

РЛ Задание 1:

Перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно (СЛАЙД № 3)

Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас .
Так пусть же вновь растут такие ,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя , Россия,
Перебороть ни в чём не мог.
М. Исаковский

Чего желает поэт своей Родине? Найдите в данном тексте известные местоимения, подчеркните их. Определите, разряды известных вам местоимений в стихотворении.

3. Новый материал.

А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов.

Позв(о,а)лять шалости

Велоси(п,пп)ед

Янва(рь,р)ский

Ждал н(е,и)сколько дней

По(т,д)заголовок

Пос(е,и)деть от горя

Со(л,лл)дат

Н(и,е)кто не забыт

Лес(д,т)ница

В(е,и)теран

Ма(л,лл)яр

Б(ь,ъ)ющийся

Ветре(н,нн)ый

Без(и,ы)нтересный

Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения».

Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом.
- Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома) СЛАЙД № 5.

РЛ Задание 3: Засели дом.

- В учебнике на стр. 180 перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план (СЛАЙД № 6).

РЛ Задание 4: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ? Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):

В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.

Ребята, а вы бывали в большой библиотеке? Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.

Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)

РЛ Задание 5:

Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):

Обратиться к люб… прохожему;
Люблю всяк… фрукты;
Заменить ин… словом;
Нет друг… задания;

Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных) СЛАЙД № 6.

РЛ Задание 6:

Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам (СЛАЙД № 7).

Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:

Изменение по падежам

По числам

По родам

Сред.

Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома. СЛАЙД № 6

РЛ Задание 7

Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор ).

Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. (СЛАЙД № 8)

Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.

Прочитайте текст, который у вас получился.

А вот текст, который был в первоначальном виде (СЛАЙД № 9):

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.

Как бы вы озаглавили этот текст.

- Посмотрите на план нашего дома (СЛАЙД № 6).Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)

Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу (СЛАЙД № 6).

РЛ Задание 8: Творческая работа (СЛАЙД № 6).

Крыша будет нашей лабораторией (СЛАЙД № 10). Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Напишите небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.

Вывод.

Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях (СЛАЙД № 6)

Вернёмся к стихотворению М. Исаковского, которое прозвучало в начале урока. Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении (СЛАЙД № 11).

РЛ Задание 9: Проверка знаний.

Если вы правильно ответите, у вас получится слово.

Тест

1. Какое из местоимений не является определительным?

А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной.

2. Найди ошибку в написании местоимения:

Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В.только по родам; Э. по числам и родам.

4. В предложении определительное местоимение может быть

К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

ДЗ указано на листе с домом:

1) раскрасить дом: зелёный – всё понятно, жёлтый – не очень понятно, красный – ничего не понятно.

2) в задании № 4 подчеркнуть определительные местоимения как члены предложения.

3) поработать с тестом, чтобы получилось слово (если у кого-то не получилось).

Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте листочки рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже.


Определительные местоимения 1)Выборочный диктант. - Найдите в шуточном рассказе М.Молюкова все местоимения, запишите их и определите их разряд. Если у вас язык заплетается, то лучше держать язык на привязи. Иначе потом будете корить себя: «Черт дернул меня за язык!» Если кто-то будет чесать языки о вашем друге, то следует наступить ему на язык. И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала. Если вы сами попадете на язык злым языкам, то не бегайте от них высунув язык, а сами скажите им прямо в глаза: «Типун вам на язык!» Изучив эти правила, вы овладеете Языкарией, и ваш язык всегда будет звонкий, легкий, мелодичный, плавный, звучный, лаконичный, безупречный, острый, страстный, самый, самый языкастый!





Перепишите, вставляя нужное по смыслу местоимение: САМ или САМЫЙ. Расставьте в них ударения. 1.На пороге школы нас встретил… директор. 2. Нас встретил тот … человек, с которым мы говорили вчера. 3. Рассказать об изобретении поручили … изобретателю. 4.Награду вручили …отважному.


Спишите, вставляя вместо точек подходящее по смыслу определительное местоимение: ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ 1. И она не забудет. Всех приветит,… доброе слово найдет. Вот она какая, Мария- то наша. 2.По воде плыли ветки, обломанные бурей, и …мусор. 3. Все, кто его звали к себе, были его старыми друзьями, и с…из них Сергею хотелось посидеть за столом. 4. Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду…возьмешь ты коня. 5. Мне было восемь лет, но я, как… деревенский парнишка, был посильным помощником для взрослых.




Такой большой, какой маленький, твой карандаш, наше дело, с некоторых пор, нисколько не жалко, никто не придет, который час, сколько стоит, произошло нечто интересное, несколько раз, мы приедем, самый лучший, любой другой, такой замечательный, в некотором царстве, никто иной, открой ту дверь.


Словарная работа Возражать ему, печатать самому себе, выложить из её сумки, расположиться у него, растет надо мной, расстилается перед вами, тоскуешь по ней, прийти в себя, чувствовать его боль, расписание для меня, лекция для нас, со своим товарищем, поется в моей песне. Задания 1Определите разряд и падеж местоимений. 2.Графчески объясните орфограммы.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении