teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Тест на определение границ личности. Тест на тему: " Психологические тесты на определение личности". Материалы: сказка К. Ступницкой «Маленькая волна»

Определение личной территории



Часто проблема по распознанию личной территории зависит от того, что человека в большей мере волнует не происходящее внутри него, а то, что творится вокруг. Поэтому возникает желание переделать мир. Потому что у каждого имеются какие-то ожидания по поводу того, как должны вести себя другие люди. Не нужно позволять себе чутко реагировать на события, происходящие за пределами вашей личной территории. Не следует пускать все переживания внутрь.

Если негативная ситуация случается за пределами личного пространства, она вас не должна касаться. Однако часто человеку свойственно реагировать на чужую критику, потому что изначально личное пространство не определено. Все, что вас окружает, определяется как личное, хотя таковым не является.

Получается, необходимо определить и выделить, что является для вас личным пространством, четко разграничивая его с внешней, "чужой", средой.

Все ваши отношения и чувства- это личное пространство. И на вас возложена глобальная ответственность за него. Вам под силу справиться со всеми проблемами, возникающими там, внутри.

Однако как только что-то начинает идти не так и вы быстро перегружаетесь, как правило, это говорит о том, что вы вторгаетесь не в свое пространство. Например, два человека конфликтуют, а третий втискивается между ними и начинает их мирить, хотя это не его пространство.

Если даже конфликтующие стороны обратились к вам за помощью, у вас всегда есть выбор: включиться в спор или нет. Еще лучше задать себе такой вопрос: "Повлияет ли мое вмешательство на ситуацию положительно? Или эти люди должны разобраться сами, потому что это их отношения и чувства, а не мои?"

Чувства вам для того и даны, чтобы четко уметь определять свое личное пространство.

Уважение личной территории другого человека



В продолжение о детстве: родители очень любят порой посягать на пространство детей. Например, они говорят: "Какой глупый фильм ты смотришь!" Но ведь ребенку интересно! Относясь с уважением к пространству маленького человека, лучше спросить его: "Интересно, а что тебе в этом фильме нравится?"

Родители часто открывают портфели и дневники своих чад, роются в их вещах, все критикуют и оценивают- словно это их собственность. Получается, что у ребенка нет личного пространства. Что делать в этой ситуации?

Во-первых, самое главное- научиться различать личное пространство: это мое, а это- нет.

Во-вторых, начните с большим уважением относиться ко всему, что дети делают и говорят, не оценивая и не критикуя, а главное- без штыков. Человеку свойственно порой вымещать на близких свои негативные эмоции и чувства. Вот в таких случаях границы личного пространства путаются.

Если вы спрашиваете человека: "Скажи, что происходит? Что для тебя в этой ситуации хорошо или плохо?"- вы проявляете уважение и к себе, и к другим людям, в частности, к партнерам и детям. То есть необходимо спрашивать, уточнять: "Тебе понравился фильм? А книга?"- или: "Я вижу, ты не хочешь подметать пол. Какое другое дело ты бы выбрал, чтобы помочь мне по дому?" Важно спрашивать, оставляя ребенку или партнеру право выбора.

Каждый знает табу: нельзя читать чужие письма. В соблюдении данного запрета как раз выражается уважение к другому человеку. Ведь чужие письма- это чужие чувства, жизнь, ситуация, отношения, то есть все то, что посторонних не касается.

Но все может перепутаться на первом этапе детства, когда родители думают, что отвечают вообще за все. Как, по-вашему, ребенок может себя чувствовать, когда он приходит к маме, а она говорит: "Почему ты такой унылый? Ты с кем-то поссорился? Давай рассказывай!" Ведь это нарушение пространства!

У любого государства есть границы. Человек, метафорически, такое же государство, имеющее свои границы и свои внутренние законы, а также имеющее защиту от посягателей. Вспомните знаменитое высказывание Перлза:
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое.Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты, а я – это я.
И если нам случится найти друг друга - это прекрасно.
Если – нет, этому нельзя помочь.
Тут о выстроенных личностных границах.Как понять, что Ваши личные границы взломаны? А это Вы почувствуете по дискомфорту, Вы будете испытывать недовольство или даже возмущение и Вам Ваши чувства подскажут, что внедрился «неприятель». Например, такие маркеры могут говорить о взломе:
-К Вам приехали гости, просто знакомые, не родственники. Они останавливаются у вас дома без предварительного уведомления или приглашения.
-Члены семьи (родители, супруг или супруга, дети) имеют привычку читать вашу корреспонденцию, залезать в ваши карманы или сумочку, просматривать телефон.
- Соседи следят за тем, когда и куда вы уходите, когда приходите, что покупаете в магазине.

Нижеследующий тест поможет вам понять, насколько четко выстроены границы вашей личности.

Ваши личностные границы (тест)

Отвечая на вопрос, ставьте себе 5 баллов при ответе «никогда», 4 – «редко», 3 – «иногда», 2 – «часто» и 1 – «всегда».

Итак, начали:

1. Мне сложно определить, чего я хочу.

2. В каждой неприятной для меня ситуации я стараюсь находить плюсы, вместо того, чтобы просто переживать.

3. Я довольно часто меняю свои взгляды и планы, поскольку стараюсь угодить окружающим.

4. У меня есть ощущение, что чем больше я делаю для других, тем меньше получаю от этого удовлетворения.

5. Я считаюсь с мнением других людей больше, чем со своим собственным.

6. Мне все время кажется, что должно произойти что-то хорошее.

7. Я думаю, что не имею права что-то утаивать от других..

8. Я наблюдаю за поведением окружающих и размышляю об этом.

9. Я поддерживаю отношения с людьми, общаться с которыми мне неприятно.

10. Если меня задевает поведение другого человека, мне кажется, что я сам являюсь тому причиной и приношу извинения.

11. Я с легкостью поддаюсь на лесть.

12. Я полагаюсь на людей, которые заботятся обо мне.

13. Я не могу отказать и выполняю просьбу, даже если мне это доставляет дискомфорт.

14. Мне очень сложно поставить на место человека, который оскорбляет меня или кого-то из моих близких.

15. Ко мне часто относятся пренебрежительно, меня обижают.

16. Мне знакомо чувство гнева.

17. Я оказываю помощь другим только потому, что считаю, что всегда нужно помогать.

18. Я испытываю страх и не понимаю, что мне нужно делать.

19. Мне кажется, что я не в моих силах что-то изменить в своей жизни.

20. У меня ощущение, что я живу чужой жизнью.

Если вы набрали не более 40 баллов, то вам срочно нужно заняться выстраиванием ваших личностных границ.

Оказывается, есть люди со стертыми личностными границами. Это очень зависимые от других люди. Принято считать, что у преступников тоже стерты личные границы. Эти люди испытывают страшный дискомфорт и не понимают, почему. Потому что они пытаются завоевывать чужие личностные государства либо кто-то завоевал их собственное личностное государство, превратив их в своего раба.
А почему у преступников стерты границы и что является первопричиной - стертые с детства границы и последующие преступления или вначале были преступления, которые и стерли границы?
Что первично?
А Вы знаете ответ на этот вопрос?

Методика представляет собой личностный опросник, разработанный на основе диагностических критериев пограничного расстройства личности согласно DSM-III-R и DSM-IV в 2012 году коллективом авторов (Т. Ю. Ласовская, С. В. Яичников, Ю. В. Сарычева, Ц. П. Короленко).

Согласно диагностическим критериям DSM, диагностика пограничного личностного расстройства осуществляется по следующим критериям:

  1. Паттерн нестабильных и интенсивных межличностных отношений , характеризующийся полярными оценками либо в положительную, либо в отрицательную сторону. Подразумевается, что лица с пограничным личностным расстройством не способны видеть истинные причины поведения других (например, заботы или помощи) и поведение оценивается как абсолютно положительное в том случае, если доставляет удовольствие, либо как абсолютно отрицательное, если этого не происходит. Эта характеристика важна в диагностике пограничного личностного расстройства, так как отражает психологический механизм расщепления, эффективно смягчающий сильные чувства, например, гнев.
  2. Импульсивность хотя бы в двух областях, которые являются потенциально самоповреждающими, например трата денег, секс, химические зависимости, рискованное вождение машины, переедание (не включается суицидальное и самоповреждающее поведение). Импульсивность как черта характерна для антисоциального личностного расстройства, а также для состояний мании (гипомании). Однако только при пограничном личностном расстройстве импульсивность имеет оттенок прямого или косвенного самоповреждения (направленность на себя), например в виде химических аддикций или булимии. Критерий импульсивности объясняет описанные в ранних работах трудности при проведении психотерапии лицам с пограничным расстройством личности – частые конфликты, прерывание терапии в самом ее начале.
  3. Эмоциональная нестабильность : выраженные отклонения от изолинии со стороны настроения в сторону снижения, раздражительности, тревоги, обычно продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Нестойкость аффекта и склонность к депрессии при пограничном расстройстве напоминают таковые у лиц с проблемами регуляции эмоций – депрессией и биполярным расстройством 2 типа. Поэтому следует уточнить значение этого критерия, а именно: речь идет о повышенной эмоциональной реактивности, где колебания настроения имеют место, но они возникают чаще, протекают мягче и менее длительно, чем при депрессии и биполярном расстройстве.
  4. Неадекватный, сильный гнев или плохой контроль над гневом (например, частая вспыльчивость постоянная злоба, нападение на других). Кернберг считал гнев характерным признаком пограничного расстройства личности и отмечал, что реакция гнева связана с ситуацией чрезмерной фрустрации. Гнев является как результатом генетической предрасположенности, так и влияния среды и может приводить в будущем к актам самоповреждения. Признаки самоповреждения как результат реализации гнева, казалось бы, легко выявляемы, например, порезы, однако не всегда их удается установить в ходе беседы с пациентом. Многие пациенты испытывают гнев большую часть времени, но крайне редко реализуют его в действиях (гнев скрывается). Иногда гнев становится очевиден только после разрушающих действий пациента. В некоторых случаях указания на гнев и его проявления фигурируют в анамнезе или выявляются при активном расспросе на эту тему. Гнев легко провоцируется при целенаправленном конфронтационном собеседовании.
  5. Повторное суицидальное поведение , деструктивное поведение и другие виды самоповреждающего поведения. Повторные суицидальные попытки и самоповреждающее поведение – надежный маркер пограничного расстройства личности.
  6. Нарушение идентификации , проявляющееся по крайней мере в двух областях – самооценке, образе самого себя, сексуальной ориентации, постановке целей, выборе карьеры, типе предпочитаемых друзей, ценностях. Этот критерий описывался О. Кернбергом при описании конструкта пограничной личностной организации. С DSM-III критерий подвергался модификации, с целью разграничить ситуации, когда нестойкость идентификации является проявлением нормы, например в подростковом возрасте. Этот критерий в большей степени, чем все остальные, связан с самостью и поэтому специфичен для пограничного личностного расстройства. Это может иметь значение при патологии, когда нарушено восприятие телесного имиджа – дисморфофобических расстройствах и нервной анорексии.
  7. Хроническое чувство пустоты (или скуки). Ранние аналитики (Абрахам и Фрейд) описывали оральную фазу развития, отмечая, что неуспешное ее прохождение приводит во взрослом состоянии к симптомам депрессии, зависимости и пустоте в межличностных взаимоотношениях. Эта концепция была развита и дополнена теорией объектных отношений М. Клайн, которая показала, что вследствие плохих ранних отношений личность становится неспособной к интернализации позитивных эмоций при межличностном общении (то есть неспособность интернализировать чувства в самого/саму себя) и неспособной к самоуспокоению. Чувство пустоты при пограничном расстройстве личности имеет соматические проявления, локализуясь в животе или грудной клетке. Этот признак следует отличать от страха или тревоги. Пустота или скука, принимающие форму интенсивной душевной боли, как субъективный опыт пациента крайне важны для постановки диагноза пограничного личностного расстройства.
  8. Реальный или воображаемый страх покидания . Мастерсон рассматривает страх покидания как важный диагностический признак пограничного конструкта. Однако этот критерий нуждается в некотором уточнении, так как необходимо дифференцировать его от более патологической тревоги сепарации. Гундерсон предложил изменить формулировку данного критерия, а именно трансформировать в «отсутствие толерантности к одиночеству ». Считается, что в формировании симптома имеет значение воздействие в раннем периоде – от 16 до 24 месяцев жизни
  9. Приходящие, связанные со стрессом параноидные идеи и диссоциативные симптомы .

Краткая версия содержит 20 вопросов и является удобным и валидным инструментом скрининга, повседневной диагностики и верификации диагноза в психиатрической, общеклинической и немедицинской практике.

Сейчас, практически с кем ни разговариваю по работе коучем, у всех одна и та же беда. Беда с личными границами, которые находятся в очень плачевном состоянии. По понятным причинам без этих самых различимых и нормально функционирующих границ люди испытывают значительные проблемы в повседневной жизни, отношения и в любых карьерных делах. Писали в ЖЖ про границы очень много и очень хорошо, так что если местами будут встречаться баяны, звиняйте.

Не буду говорить про границы физические слишком подробно, потому, что это то что проще всего для понимания. Наш организм ограничивает нас от окружающей среды кожей и слизистыми оболочками. Соответственно, нарушение физической границы это проникновение внутрь нашего тела.

Что такое границы личности? Это то, что отделяет нас от окружающих. Где она эта черта проведена? В нашем понимании и ощущении нас самих, как отдельных личностей. По сути граница – это наше понимание, где наше, а где не наше.

Конечно, можно на наши границы личности смотреть по-разному. Можно глобально – «это я – это не я». Можно в личности выделить разные аспекты. Например, я – в отншениях, я-религиозное, я- сексуальное, и я творческое …. Я-какое хотите. Поэтому и границы могут называться соответственно вашим разнообразным Я.

Вот к примеру, ваше эмоциональные границы – это набор чувств и реакций; ваше религиозные (спиритуальные) границы -это набор знаний, ощущений, убеждений, ожиданий и переживаний, которые относятся к религиозному или спиритуальному опыту. Сексуальные – набор того, что мы считаем в сексе нормальным и приемлемым.

Границы нашей личности начинают формироваться в младенчестве. Сначала ребенок не ощущает себя отдельным от матери, но постепенно все больше и больше осознает себя как самостоятельное существо. Конечно, отдельные аспекты нашей личности формируются в разное время и, если ребенок попадает в определенном возрасте в неблагоприятную ситуацию, у него могут быть нарушено формирование отдельных видов границ. Если же ребенок формирует свою личность в дисфункциональной семье, то формирование границ личности может нарушаться глобально.

Когда границы нормальные и здоровые, то человек себя в мире чувствует комфортно. Он легко общается, вступает в отношения, разрывает их, переезжает с места на место, находит новую работу… и еще тысячи всяких маленьких комфортных действий в жизни. Здоровые границы гибкие. Человек легко определяет уровень, на котором ему удобно и приятно общаться и хочет ли он этого общения. Он может сблизиться с Вами, а потом отдалиться, если почувствует, что в отношениях что-то не так.

Нина Браун выделила несколько типов личных границ
– мягкие – тут же сливаются с другими людьми
– губчатые – впитывают чужое – люди не уверены в себе
-жесткие – одинаково во всех ситуациях человек остается в своих границах. Нарушители получают жесткий отпор. С одной стороны это не плохо, но не умение лавировать в ситуации может принести проблемы в личную жизнь
– гибкие – те что могут меняться в зависимости от ситуации.

Люди могут взламывать границы других, проецируя свою личность на оппонента.
– обвиняют человека в своих проблемах (ты испортил мне жизнь)
– контролируют поведение (ты больше не должна поступать так)
– дают непрошенные советы о том каким следует быть (если бы я была на твоем месте… надо было уже давно сделать)
– дают установки, какие события как расценивать (это дьвольщина)
– дают оценки вашей внешности и личности (ты толстая лентяйка)
В поведении люди могут брать ваши вещи, садиться на ваше место, пользоваться вашими деньгами, не отдавать долга, манипулировать вами и многое многое другое. Как бы там не происходило, человек в чьи границы вторглись может испытывать замешательство, страх, гнев, фрустрацию, пытаться избежать дальнейшего общения.

Если же границы слабые в личность вторгаются довольно регулярно, человек такой испытывает довольно сильный стресс, он не может адекватно защититься от атак. Если в норме мы чувствует себя в своих границах свою личность именно своей, дружественной, то люди со слабыми границами ощущают себя глупыми, неудачниками которые сами себе все портят и во всем сами виноваты. Иногда у людей со слабыми границами развивается апатическая депрессия. Личность чувствует себя практически парализованной постоянными вторжениями и не может их остановить.

Чем слабее у человека границы, тем чаще он нападает на границы других. Не по злобе, а по тому, что он не осознает, что выходит из зоны своей компетенции. Самые настойчивые атакующие – нарциссы. У них границы практически не сформированы, и со многими близкими они ощущают себя одним целым (как в примере нарциссической матери)

Какие признаки нарушения\ слабости границ могут быть? Такие люди:

  1. С трудом в своей личности определяют то, что принадлежит им, а что другим. Они часто делают что-то потому, что « так делают нормальные люди/все женщины/настоящие мужики/ думающие и ответственные работники». Хотя сами в этой деятельности могут быть не только не заинтересованы, но и не любить ее в принципе.
  2. С трудом говорят другим нет.
  3. Полагают, что их счастье и другие чувства зависит от других
  4. Продолжают отношения с людьми, которые обращаются с ними плохо или которых они не любят
  5. Доверяют другим потому, что другие лучше знают и мнение других важнее.
  6. Занимаются делами и проблемами других, а не своими. Время на других уходит больше, чем на себя.
  7. Им трудно просить о чем-то в чем они нуждаются
  8. Не могут дать отпор другим людям, которые могут пользоваться их вещами или деньгами
  9. Застенчивы
  10. Подчиняются желанию друзей
  11. Опасаются показать свое истинное я, стараются быть такими, какими их хотят видеть
  12. Им трудно высказать свое мнение или открыть свои мысли.
  13. Чувствительны к критике
  14. Не могут хранить секреты
  15. Чувствуют себя опустошенными, завидуют другим
  16. Вкладывают в отношения больше, чем получают от них
  17. Чувствуют себя ответственными за чувства других
  18. Часто испытывают гнев.
  19. Им трудно быть с самим собой наедине.
Как мы можем проявить свои границы перед другими:
  1. При помощи речи (языка) выразить то что мы хотим, во что верим и т.п.
  2. При помощи правды о себе (ложь обозначает ваши границы не в том месте, где они находятся на самом деле)
  3. При помощи последовательности (сказал – сделал)
  4. При помощи установления эмоциональной дистанции (если человек нарушает ваши границы, то отстраниться от близкого общения с ним и вовлеченности в его дела)
  5. При помощи установления временных рамок общения (вы решаете сколько и когда с кем общаться)
Несколько законов описывающих, как границы работают:
  1. Закон «Что посеешь, то и пожнешь». Вы оставляете за собой право не общаться или ограничить общение с тем, кто плохо к вам относится
  2. Закон ответственности. Все что происходит внутри ваших границ, ваши чувства, мысли, желания, стремления… находятся под вашей личной ответсвенностью. Больше за это никто не несет никакой ответственности
  3. Закон силы – находить силы признавать проблемы в своих границах и исправлять их по мере обнаружения.
  4. Закон уважения – не проникновение в чужие границы. Если Вы откажетесь вламываться к другим, и люди будут вламываться к вам реже
  5. Закон ложной мотивации - нужно осознавать, что психика может находить ложные причины не строить границ. Если я буду говорить людям нет, то они не будут со мной общаться. Будут обо мне плохо думать.
  6. Закон проактивности – людей с только что установленными границами обычно прорывает. Они начинают высказывать свое мнение, могут вести себя агрессивно, напористо. Этот период отступает после того как границы окрепнут и человек почувствует внутри них себя в безопасности.
  7. Закон зависти – когда человек смотрит на других как им все удалось и как у них все хорошо, он слишком далеко ставит свои границы, стремясь к недостижимому. В итоге его личность не в состоянии заполнить все пространство и человек чувствует внутри себя черную дыру в которую улетают все чувства и энергия.
  8. Закон активности – для того, чтобы поддерживать здоровые границы и развивать их необходима некоторая социальная активность и работа над с собой. Брошенные без внимания границы опять начинают хиреть и проламываться другими.
  9. Закон демонстрации – демонстрируя другим свои границы вы показываете окружающим себя и снижаете возможность случайных набегов на свою территорию по неосторожности.

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении