teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Мощность покупка на орэ что. Технологическое обеспечение работы оптовых рынков. Ценовые и неценовые зоны

В рамках оптового рынка электроэнергии торговля ведется в трех секторах, различающихся как по условиям сделок купли-продажи так и по срокам поставки электроэнергии:

Рассмотрим более подробно каждый из них:

Рынок на сутки вперед (РСВ)

Торги на рынке на сутки вперед обеспечиваются коммерческим оператором оптового рынка (ОАО "АТС") путем приема заявок от покупателей оптового рынка об объемах покупки электроэнергии с разбивкой по часам на следующие сутки, а от продавцов оптового рынка об объемах и ценах продажи электроэнергии по часам на эти же сутки. Цена определяется путем балансирования спроса и предложения еще до начала фактической поставки на основании полученных ОАО "АТС" заявок. Цена определяется для каждого узла в соответствии с расчетной моделью рынка, цена рассчитывается для каждого часа торговых суток.

Балансирующий рынок (БР)

На рынке на сутки вперед покупатели оптового рынка покупают запланированные на каждый час объемы электроэнергии, однако, в процессе фактического потребления неизбежны отклонения фактических объемов от плановых. Отклонения в режиме реального времени торгуются на балансирующем рынке. Если покупатель потребил по факту больше, чем заявил на РСВ, то он докупает необходимый объем на балансирующем рынке, если потребил меньше, чем заявил, то продает излишек, так как уже не может отказаться от покупки на РСВ.

Регулируемые договора (РД)

В ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности регулируемые договоры (РД) заключаются между продавцами и покупателями только в отношении объемов электроэнергии и мощности, которые предназначены для последующей продажи населению и приравненным к населению группам потребителей. В неценовых зонах оптового рынка, где невозможно рыночное формирование цены, весь объем электроэнергии реализуется по РД. Цены на электроэнергию и мощность по регулируемым договорам рассчитываются по формулам определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (федеральная служба по тарифам).

В 2003 году система оптового рынка электроэнергии претерпела значительные изменения. Причиной этому стало принятие соответствующего закона, согласно которому была проведена реформа данной отрасли в государстве. Главной целью изменений являлась замена множества мелких компаний, предоставляющих разнообразные услуги - от производства до сбыта, на три крупных. Они, в свою очередь, должны специализироваться только на одном направлении:

  • производство;
  • транспортировка;
  • сбыт.

Благодаря этому появилась объединенная сеть, которая включила в себя и важный для страны атомный концерн «Росэнергоатом». Эта реформа позволила вывести энергетическую отрасль на принципиально новый уровень и сделать её одной из ведущих в экономике России.

Специфика электроэнергии как товара

Оптовый рынок электроэнергии торгует очень важным ресурсом. И так как товар этот обладает достаточно специфическими особенностями, при регулировании рынка должны быть учтены некоторые моменты. Главной отличительной чертой электроэнергии как товара является то, что все этапы движения должны происходить поочередно и без задержек. Энергию невозможно хранить и накапливать. Данный вид продукции сразу же после производства должен мгновенно доходить до конечного потребителя.

Контроль производителя возможен только с позиции объемов поставки. А вот для людей абсолютно неважно, какая компания вырабатывает электрическую энергию, ведь после её воспроизводства она попадает в общую сеть.

Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии прекрасно понимают, что их товар входит в категорию первой необходимости. Население очень чувствительно относится к резким перепадам, скачкам или отсутствию данной продукции. Только в крайнем случае люди могут заменить централизованный источник автономной станцией или газовым отоплением. По этой причине поставки должны быть надежными и бесперебойными.

Также при выработке электроэнергии учитывается соотношение между планом производства и прогнозом потребления. Оно должно быть максимально сбалансированным, чтобы не возникло дисбаланса.

Методы регулирования рынка

Оптовый рынок электроэнергии и мощности сильно зависит от способа регулирования государством. Конкретный способ регулирования, в свою очередь, выбирается согласно соответствующим факторам:

  • тип экономики государства;
  • вид собственности;
  • способ государственного вмешательства в развитие отрасли.

Прямое государственное управление отраслью

В случае прямого управления отраслью оптовый рынок электроэнергии подвержен влиянию государства через его органы, например министерства. Государственный аппарат руководит работой отрасли и всеми её предприятиями. Государство напрямую решает количество и объем поставок, устанавливает стоимость и направление вложения прибыли. То есть фактически вся работа предприятий энергетического сектора (в том числе цена на электроэнергию на оптовом рынке) находится под контролем свыше. Данный метод является достаточно жестким.

Государственное управление отраслью через государственную корпорацию

При управлении через корпорацию, находящуюся в государственной собственности, государство также имеет значительную долю влияния на отрасль. Разве что само управление осуществляется через специально созданную корпорацию. Хоть эта организация и работает в интересах страны, но обладает определенной независимостью и самостоятельностью принятия решений. Это дает возможность руководить энергетическим сектором более тщательно, получать большую прибыль и организовывать процесс максимально эффективно.

Государственное регулирование и надзор за функционированием отрасли

Данный способ регулирования отрасли применяется в наиболее демократичных странах. Если все игроки на рынке - частники, то это самый лучший выход. Преимуществом данного метода является полная самостоятельность. Но не все ложится на плечи частных предпринимателей. Лицензирование, регулирование деятельности и обеспечение безопасности - это работа государства. Оно занимается также ценообразованием и установлением тарифов. Вырабатываются также единые правила, обязательные при производстве, передаче и распределении энергии.

Форвардный рынок

То, как организован оптовый рынок электроэнергии, влияет не только на эффективность его развития, но и на всю отрасль в целом.

Первым типом организации оптового рынка электроэнергии является форвардный рынок. Его суть заключается в поставке продукции по предварительно заключенным договорам. Деятельность форвардного рынка осуществляется на основе двусторонних контактов, заключением которых занимаются непосредственно продавец и покупатель товара. Существует несколько способов движения Первый представляет собой оформление сделки между производителем и потребителем. Суть второго типа договора в перепродаже продукции. Заключение третьего происходит на соответствующей бирже, которая занимается форвардами.

Преимуществом данного рынка является его надежность и безопасность, ведь он заранее страхует обе стороны от возможных форс-мажорных обстоятельств. Физически осуществление договора будет выполнено только после формирования суточного графика. Это является еще одним его плюсом, ведь не нужно тратить особых усилий на организацию работы рынка.

Рынок «за день вперед»

Торговая система оптового рынка электроэнергии преимущественно заранее определяет количество и срок поставок. Но так как товар может быть перемещен с помощью различных способов, то вполне вероятно возникновение непредвиденных заминок. Однако эта проблема решается достаточно просто. Для этого организовываются временные склады. Также регулировать этот вопрос можно при помощи экономических рычагов (например, заблаговременного повышения стоимости). Однако координация поставок для рынка электроэнергии имеет специфический характер. Главные отличительные особенности такого рынка - это мгновенность передачи и потребления. По этим причинам планирование движения энергии является очень важным для устойчивой работы сети.

Координирует работу системы оператор, который определяет, сколько, когда и кому нужно поставить. Его работа заключается в составлении графика движения электрической энергии. От точности этого плана зависит уровень удовлетворенности всех участников рынка. Поэтому оператором учитывается и пропускная способность участков электрических сетей. Верные расчеты помогут исключить возможность перегрузки, при этом используя всю мощность линий в полном объеме.

Обычно тот день, когда оператор окончательно утверждает суточный график, предшествует операционному дню. Работник способствует возникновению целого рынка. Именно такой метод организации носит название «за день вперед».

Рынок «реального времени»

Оптовый рынок электроэнергии характеризуется своей неточностью, ведь предугадать четко объемы поставки очень тяжело. Вполне возможны некоторые отклонения от прописанного в контракте.

Часто случается так, что в одном месте возникает недостаток энергии, тогда как в другом, наоборот, появляются излишки. В любом случае они не уравновесят друг друга. Если величина дисбаланса значительная, то это может привести к сбоям в системе. Поэтому оператор занимается регулированием поставок.

Рынок реального времени позволяет сделать систему более уравновешенной путем торговли его участниками имеющимися у них дисбалансами.

Генерирующие компании

В данный момент на территории Российской Федерации работают семь крупных компаний. Они взаимодействуют между собой, и их сеть является тем самым оптовым рынком энергии. Основными объектами системы являются теплоэлектростанции. Все они сгруппированы в шесть объединений. В среднем мощность одной такой группировки составляет девять гигаватт. Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии занимается регулированием работы гидроэлектростанций. Она носит название «РусГидро». На оптовый рынок приходится треть от выработанной энергии в стране.

На оптовом рынке электроэнергии торгуются два товара - электроэнергия и мощность.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории РФ, разделенной на две ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую - Сибирь.

В неценовую зону входят Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока, реализация электроэнергии и мощности в которых осуществляется по регулируемым тарифам.

РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки электроэнергии: сектор регулируемых договоров (РД ), рынок на сутки вперед (РСВ ), сектор свободных договоров (СДД ) и балансирующий рынок (БР ).

Регулируемые договоры (РД). С 2011 года в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности РД заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, действующим на территории республик Северного Кавказа и Республики Тыва.

Объем поставки электроэнергии и мощности по РД для каждого поставщика электроэнергии может составлять не более 35% от планового объема в балансе производства и поставки электроэнергии и мощности, формируемого федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (ФСТ РФ) на текущий период регулирования (календарный год).

Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по РД рассчитываются по определяемым ФСТ РФ формулам индексации цен.

Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой конкурентный отбор ценовых и ценопринимающих заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. формируется цена самого дорогого поставщика с учетом сетевых ограничений путем балансирования спроса и предложения, по которой продается электроэнергия всем участникам рынка. В соответствии с правилами торговли, в первую очередь удовлетворяются заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой. Цена РСВ определяется для каждого узла обеих ценовых зон (порядка 8000 узлов). Организатором торговли выступает коммерческий оператор (ОАО «АТС»).

В рамках свободных договоров участники рынка должны самостоятельно определять контрагентов, объемы и цены поставки. Фактически такие договора не заключаются по причине постоянных изменений в законодательстве в сфере электроэнергетики и отсутствии переговорной позиции участников оптового рынка. Построение долгосрочных финансовых отношений между компаниями приводят к существенным рискам и возможным потерям, вызванным неопределенностью правил торговли.

На балансирующем рынке (БР) осуществляется торговля отклонениями фактического графика производства от планового по ценам, сформированным на основе конкурентного отбора заявок участников БР (поставщики, потребители с регулируемой нагрузкой) по маржинальному принципу, такие отборы проводит СО ЕЭС каждые 3 часа до часа фактической поставки. Отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий самого участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя - в результате команд СО или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии.

Принцип определения равновесной цены

РЫНОК МОЩНОСТИ

Мощность - особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка (потребителю) право требования к продавцу мощности по поддержанию готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ ), проводимого СО ЕЭС. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, подают заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную ФСТ России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. В соответствии с действующими правилами, КОМ проводится на каждый календарный год.

Ценообразование на КОМ осуществляется в рамках зон свободного перетока (ЗСП). Перечень ЗСП формируется СО ЕЭС на каждый период регулирования.

КОМ производится исходя из формируемого Системным оператором (СО) прогноза спроса на мощность в ЗСП с учетом перетоков и объема резервирования мощности. В рамках конкурентного отбора отбирается и оплачивается объем располагаемой мощности исходя из прогноза СО ЕЭС.

Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы и/или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность и электроэнергия вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ РФ.

Для зон свободного перетока, в которых предельный уровень цен не вводится, продажа мощности, попавшей в 15% наиболее дорогого предложения и при этом отобранной на конкурентном отборе, производится поставщиками либо по тарифу ФСТ, либо по цене, указанной в заявке, в зависимости от того, какая цена окажется ниже. Цена конкурентного отбора в этом случае формируется либо по самой дорогой заявке из оставшихся 85% предложенной мощности, либо по цене, балансирующей спрос и предложение, если она оказалась ниже цены в самой дорогой из оставшихся заявок.

Конечная цена на мощность для потребителя складывается из цены КОМ, цены ГЭС и АЭС, цены ДПМ и тарифа для генерации, поставляющей мощность в вынужденном режиме. Таким образом, конечная цена на мощность для потребителя в 2012 году в 2 раза превышает предельный уровень цен на мощность, установленную ФАС РФ.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности - это особая торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность большинства поставщиков России. В торгах на ОРЭМ принимают участие крупные производители (владельцы генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и крупные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).

Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми Ассоциацией «НП Совет рынка» - саморегулируемой организацией участников оптового рынка.

Основные принципы организации оптового рынка:

  • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  • отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.

Субъекты оптового рынка:

  • поставщики электрической энергии (генерирующие компании);
  • покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»; НП «Совет рынка»;
  • коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
  • организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

Розничный рынок электроэнергии
- сфера купли-продажи электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности) на уровне «энергоснабжающая организация - потребители».

Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности - это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 № 442.

Участники розничных рынков электроэнергии:

  • потребители электрической энергии;
  • исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т. е. оказанию им коммунальных услуг;
  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации;
  • производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
  • сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
  • системный оператор.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

1. Регулируемые цены - для населения и приравненных к нему категориям.

Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки.

2. Нерегулируемые (свободные) цены - для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий.

На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Согласно этим правилам продажа электроэнергии потребителям осуществляется по одной из шести ценовых категорий.

Ценовые категории - это наборы различных вариантов трансляции гарантирующим поставщиком своей себестоимости на потребителя электроэнергии. Клиенту очень важно выбрать наиболее выгодную из возможных ценовую категорию, поскольку переплата в случае выбора неоптимальной категории может быть существенной. В выборе наиболее подходящей именно вам категории могут помочь специалисты вашей энергоснабжающей организации.

Изменить ценовую категорию вы можете, если направите уведомление гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменить вариант расчета за услуги по передаче электрической энергии можно только раз в год.

  • по максимальной мощности присоединенного энергооборудования;
  • по способу планирования своего потребления;
  • по способу оплаты услуг по передаче.

Потребители с максимальной мощности присоединенного энергооборудования более 670 кВт не могут выбрать для покупки электроэнергии от гарантирующего поставщика первую и вторую ценовые категории.

Способ трансляции цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке

Тариф на передачу

Обязанность планирования почасового потребления

Необходимый учёт электроэнергии

1

Одноставочная цена

одноставочный

нет

интегральный

2

Одноставочная цена с дифференцией по зонам суток

одноставочный

нет

зонный или почасовой

3

одноставочный

нет

почасовой

4

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

нет

почасовой

5

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

одноставочный

да

почасовой

6

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

да

почасовой

Оптовым рынком электроэнергии и мощности принято называть область обращения электрической энергии и мощности в российской энергосистеме в рамках единого экономического пространства России с участием крупных производителей и покупателей электроэнергии и мощности и других лиц, которые получили статус субъекта на этом рынке и действующих согласно правил оптового рынка, которые утверждаются в соответствии с законом «Об электроэнергетике». Критерии отнесения покупателей и производителей электроэнергии к категории «крупных» устанавливаются Правительством РФ в соответствии с тем же законом.

Из истории

Одновременно с образованием РАО «ЕЭС России» была сформирована оптовая торговля электроэнергией на федеральном общероссийском оптовом рынке электрической энергии и мощности (ФОРЭМ). Этот рынок представлял собой схему контрактных отношений всех его участников, который были связаны между собой технологическим процессом по выработке, продаже и потребления электрической энергии в ЕЭС РФ. Правовой базой функционирования ФОРЭМ стали Федеральный закон от 14-го апреля 1995-го года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и Постановление Правительства Российской Федерации № 793 от 12-го июля 1996-го года.

Датой начала функционирования этой модели рынка (оптового) электрической энергии в России принято считать 1-е ноября 2003-го года.

Особенности электрической энергии как рыночного товара

Электрическая энергия обладает некоторыми особенностями, которые обусловлены ее свойствами, учитываемыми при организации оптового рынка: совпадение производственного и потребительского процессов электрической энергии и эквивалентность объема потребленной и выработанной энергии в определенный временной промежуток; отсутствие возможности делать запасы электроэнергии в достаточных количествах (в масштабах энергетической системы); отсутствие возможности заранее оговорить точные объемы выработки и потребления электрической энергии; отсутствие возможности определить производителя электрической энергии, использованной потребителями.

Оптовый рынок электроэнергии может правильно функционировать только в случае, когда в каждый промежуток времени достигается баланс выработки и потребления.

Что касается практики, то и производители, и потребители электрической энергии допускают существенные отклонения от своих прямых обязательств по производству и потреблению электрической энергии. Наличие краткосрочных и сезонных скачков нагрузки в сочетании с тем фактом, что мощность, которой располагают электростанции, должна превышать величину максимума годового нагрузки, приводит к недогрузке в течение года определенного объема генерирующей мощности.
Отсутствие возможности создания запасов продукции неизбежно приводит к потребности в создании резервов мощностей, пропускной способности электросетей и топливных запасов на станциях. Величина этих резервов нормируется, а расходы на их поддержание включаются в цену электрической энергии.

Главные принципы организации оптового рынка
1-го сентября 2006-го года была введена новая модель оптового рынка электрической энергии и мощности, которая стала называться «Новым оптовым рынком электрической энергии и мощности» (НОРЭМ,или ОРЭМ). Данная модель рынка предполагает наличие трех отраслей торговли электрической энергией: долгосрочные договора; балансирующий рынок (БР); рынок на сутки вперёд (РСВ).

Оптовый рынок электроэнергии делится на две ценовые зоны: Европейская часть Российской Федерации и Урал; Сибирь.

Территории РФ, на которых по разным причинам невозможно существование конкурентного рынка были отнесены к неценовым зонам. Калининградская, Архангельская области и республика Коми вошли в первую неценовую зону, а Дальний Восток - во вторую. Торговля электрической энергией в неценовых зонах имеет некоторые особенности и происходит только по ценам, которые регулируются. Существует перечень территорий Российской Федерации, на которых отсутствует оптовой рынок электроэнергии. Это так называемые изолированные территории, к которым относятся: Сахалин, Камчатка, Магаданская область, Республика Саха (за исключением Южно Якутского энергетического района). На этих территориях энергокомпании не делятся по видам бизнеса и организованы в акционерные общества.

Рынок двусторонних договоров

На данном рынке торговля электроэнергией происходит по свободным двусторонним (СД) и по регулируемым договорам (РД). В сфере регулируемых договоров предельные тарифы на электроэнергию устанавливает ФСТ, а поставщиков и покупателей определяет Администратор системы торговли.
При заключении СД участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, объемы поставки и цены. Поставщики обязаны осуществить поставку объема электрической энергии, который предусмотрен договором, или произвести его на производственных объектах, находящихся в их собственности, либо приобретя его на РСВ или по СД.

Лишние или недостающие объемы электрической энергии продаются или покупаются на РСВ касательно договорных объемов. Торговля происходит по цене, устанавливающейся на основании спроса и предложения. Равновесная цена определяется под влиянием заявок поставщиков и покупателей энергии определенной ценовой зоны, учитывая необходимость осуществления перетоков электроэнергии.

Балансирующий рынок

Данный рынок — это рынок отклонений почасовой выработки и потребления электрической энергии от планового графика торговли. Цель балансирующего рынка — обеспечить баланс выработки и потребления в реальном времени. Премию получают Генераторы, которые изменяют выработку энергии по требованию Системного оператора. Дополнительной платой нагружаются Генераторы, которые снижают выработку и потребители, которые увеличивают нагрузку по своей инициативе.

Рынок мощности

Целью образования рынка мощности является организация условий для притока инвестиций в электроэнергетику, которые обеспечивают образование новых мощностей в достаточном объеме, чтобы удовлетворить спрос на электрическую энергию и поддержать нужный уровень надежности снабжения электроэнергией. Поставщики мощности отбираются Системным оператором на основе конкурсного отбора заявок на поставку мощности. Поставщики, которые отбираются в конкурсном отборе, получают гарантии, что их мощности будут востребованы. В гарантийный период продажа мощности происходит по СД с продажей электрической энергии на любом конкурентном рынке или тарифным методом по цене, которую указывает в ценовой заявке поставщик, с продажей энергии по тарифу, который устанавливает ФСТ.

Рынок системных услуг

Данный рынок используется как механизм обеспечения правильного функционирования энергосистемы и качества электроэнергии. Основными типами системных услуг являются: регулирование напряжения; вторичное и первичное регулирование частоты электротока; поддержание мощностных резервов; возможность пуска производственного объекта без привлечения внешних источника энергии; регулирование потребительской нагрузки; антиаварийное управление.

Участники оптового рынка

Участниками рынка являются поставщики электроэнергии и мощности. К таким поставщикам относятся: производственные компании, имеющие право продажи электроэнергии; компании, которые осуществляют операции. К покупателям электроэнергии и мощности относятся: энергосбытовые компании; крупные потребители энергии; энергоснабжающие организации, имеющие статус Гарантированного поставщика; организации, которые осуществляют импортно-экспортные операции; компании, имеющие право продажи электроэнергии на оптовом рынке, и имеющие статус субъектов оптового рынка.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении