teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Ладожская военная флотилия. Боевые действия на онежском озере Литература и источники информации

Онежская военная флотилия

Флаг ВМФ СССР (1935-1950)

Общие данные

Численный состав

Техника (по состоянию на 1918 г.):

  • Техника надводная - 19 ед..

Техника (по состоянию на 1941 г.):

  • Техника надводная - 15 ед..

Техника (по состоянию на 1944 г.):

  • Техника надводная - 25 ед..

Военные конфликты

Орден Красного Знамени

Онежская военная флотилия - формирование военно-морского флота СССР подчиненное Балтийскому флоту. Создавалась и расформировывалась несколько раз. Флотилия принимала участие в боевых действиях в годы Гражданской и Великой Отечественной войнах. За образцовое выполнение заданий командования награждена орденом Боевого Красного Знамени. Подразделения флотилии получили почетное наименование «Петрозаводские».

История

Гражданская война

Минный заградитель «Яуза»

В мае 1918 года вышел приказ о создании Онежской военной флотилии. Власть Советской Республики опасаясь наступления фино-германских войск на Петроград создает три флотилии: Онежскую, Волховско-Ильменскую и Селигеро-Волжскую. Штаб Онежской флотилии располагался изначально в Лодьином Поле. 16 октября 1918 года был перебазирован в Петрозаводск. Первым командиром флотилии был бывший морской офицер Д. А. Федотов. В ноябре его сменил, так же бывший офицер Э. С. Панцержанский. При формировании флотилии боевые корабли Балтийского флота было использовать технически трудно, а с военной точки зрения и опасно, так как они могли понадобиться для обороны столицы. Поэтому было решено использовать гражданские суда в качестве канонерок , вооружив их пулеметами и мелкокалиберной артиллерией. Из боевых кораблей, построенных в Петрозаводске, было два минзага «Яуза » и «Березина ». В дальнейшем на Онежское озеро перевели четыре речных канонерских лодки, два катера и несколько сторожевых судов из расформированной Волховско-Ильменской флотилии. Так же имелись в наличии плавбатареи с 203-мм орудиями.

Катер - истребитель подводных лодок

Боевое крещение флотилия получила в апреле 1919 года когда финские войска вели наступление на Лодейное Поле. Однако в мае обстановка осложнилась, потому что иностранные захватчики и белые захватили Медвежью Гору и Повенец. И в июне на Онежском озере действовали три флотилии - две русских (красных и белых) и одна английская. Белой флотилией командовал капитан 2 ранга А. Д. Кира-Динжан, командовавший в Моонзудском сражении дивизионом сторожевых кораблей. Англичанами командовал коммандер Кертейс (англ. Kerteys ). На вооружении были патрульные катера и катера - истребители подводных лодок. 27 июня красная Онежская флотилия активно участвовала в Видлицкой операции. Огонь корабельной артиллерии флотилии заставил молчать береговые батареи противника, и тем самым флотилия обеспечила успешную высадку десанта, овладевшего важным опорным пунктом врага и захватившего большие трофеи.

В результате Видлицкой операции финские войска были разгромлены. Однако красные моряки не всегда одерживали победы, 3 августа 1919 года в Повенецкой губе когда наступали белые у Мегострова произошел встречный упорный полуторачасовой бой в котором участвовали три катера из отряда Кира-Динжана, которых поддерживала английская авиагруппа из четырех самолетов с красным отрядом под командой Пуга. Бой был настолько напряженный, что канонерка № 2 и сторожевик № 3,у которых от стрельбы и перегрева отказали орудия, имелись многочисленные пробоины, выбросились на берег и были захвачены противником. Канонерская лодка в качестве трофея вошла в состав белой флотилии под именем «Сильный». Канонерка № 6 отбилась и ушла. Кира-Динжан получил за этот бой Георгиевский крест . Таким образом к концу лета на озере сложилась неустойчивое равновесие и Советская власть перебросила на помощь флотилии эсминец «Сторожевой » и несколько самолетов. При наступлении Красной армии на остров Большой Клименецкий флотилия подавила огневые точки, высадила десант и поддерживала огнем наступающие части.

Видя наступление красных и пассивность белых моряков, англичане покидают театр боевых действий, оставляя свои катера и самолеты Белой армии. 25 сентября корабли флотилии вошли в Лижемскую губу Онего и произвели высадку десанта у деревни Лижма. Успешные боевые действия десанта и сухопутных частей Красной Армии начавших в это время наступательную операцию привели к тому, что противник был вынужден отступить от Петрозаводска. В октябре - начале ноября 1919 года Онежская флотилия провела ряд операций совместно с частями Красной Армии в Заонежском и Повенецком заливах Онежского озера. Перед началом ледостава корабли белой флотилии были эвакуированы в Мурманск, где после изгнания интервентов и достались Красной Армии. В феврале 1920 года специально организованный дивизион тральщиков вылавливал мины после ледостава в северной части озера. Онежская военная флотилия после окончания боевых действий в марте 1920 года была расформирована. Корабли переданы на Балтийский флот.

Великая отечественная война

Формирование 1941 года

Бронекатер проекта 1125

Онежская военная флотилия сформирована 7 августа 1941 года из Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии по решению главнокомандующего Северо-Западным направлением Маршала Со­ветского Союза К. Е. Ворошилова прика­зом заместителя наркома ВМФ И. С. Иса­кова. Командовать флотилией назначили капитана 1 ранга А. П. Дьяконова. Главная база - Петрозаводск, с 17 августа 1941 г. - Вознесенье, с 30 сен­тября - Вытегра. К середине сентября флотилия имела в своем распоряжении четыре канонерки, переделанных из буксиров, на которые установили пулеметы и мелкокалиберную артиллерию. 19 сентября состоялось боевое крещение флотилии. В конце октября боевой состав уже состоял из семи канонерских лодок, правда почти все имели малую скорость хода - 5-8 узлов и поэтому главной проблемой была авиация противника и плохие погодные условия. Одна канонерка затонула во время шторма, а вторая была потоплена финской авиацией. Хотя канонерки и являлись главной ударной силой и способствовали стабилизации ситуации на фронте, но их тихоходность не позволяла решать все задачи стоявшие перед флотилией. Поэтому в середине октября 1941 года в составе флотилии появились бронекатера проекта 1125, но в боевых действиях они не участвовали. Приближалась зима и корабли флотилии были переданы в состав Волжской военной флотилии, и 28 ноября флотилия была расформирована.

Формирование 1942-1944 годов

Бронекатер проекта 1124

30 апреля 1942 года при­казом наркома ВМФ был сформирован Отдельный Онежский отряд кораблей из состава Волжской военной флотилии, который 7 июня прибыл на Онежское озеро. В его состав вошли:

  • штабной ко­рабль
  • шесть канонерских лодок
  • восемь бронека­теров (по четыре обоих модификаций)
  • семь сторожевых катеров и катеров-тральщиков
  • четыре глиссера
  • отдельный батальон морской пехоты
  • вспомогатель­ные суда
  • части и учреждения обеспече­ния

Главная база расположена в городе Вытегра. Командовать флотилией назначили капитана 1 ранга А. П. Дьяконова. На Онежской флотилии участвовали в боевых действиях бронекатера проекта 1125 (малый) и проекта 1124 (большой). В 1942 - 1943 годах именно эти бронекатера действуя на основной части акватории озера, составляли главную ударную силу Онежской военной флотилии. 23 июля 1943 года в состав флотилии был включен БО «Марсовой ». Он стал флагманом флотилии.

Финская озерная флотилия имела в своем составе:

  • четыре канонерки
  • три бронекатера
  • три быстроходные баржи
  • несколько сторожевых катеров

Флотилия поддерживалась двумя эскадрилиями бомбардировщиков и береговыми батареями.

Своими действиями советская флотилия не давала противнику выйти на главную акваторию озера и перерезать коммуникации советских войск, высаживала и поддерживала десанты, вела контрбатарейную борьбу. В ходе Свирско-Петрозаводской операции (21 июня - 9 августа 1944 г.) корабли флотилии содействовали сухо­путным войскам при форсировании реки Свирь, высадили десанты на остров Большой Климецкий, в бухте Лахтинская, Уйской губе и в город Петроза­водск. 28 июня 1944 г. катера флотилии первыми вошли в гавань освобожденного от захватчиков Петрозаводска. 29 июля Приказом Верховного Главнокомандующего морякам флотилии была объявлена благодарность, а вечером того же дня Москва отсалютовала освободителям столицы Карело-Финской ССР двадцатью четырьмя залпами из трехсот двадцати четырех орудий. 2 июля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Онежская флотилия «за образцовое выполнение заданий командования» была награждена орденом Красного Знамени. Приказом Верховного Главнокомандующего от 10 июля 1944 г. 1-й дивизион бронекатеров, дивизионы минных катеров и канонерских лодок флотилии, а также 31-й отдельный батальон морской пехоты были удостоены почетного наименования «Петрозаводский».

Военное значение флотилии

Онежская флотилия сыграла важную роль в борьбе с немецко-финскими войсками. Онежское озеро небольшое, но имело важное стратегическое значение. Контроль над озером позволял контролировать три важных водных пути Советского Союза:

  • Контроль над Вытегрой открывал дорогу на Волгу, через шлюзы Мариинской системы.
  • По реке Свирь, через Ладожское озеро, открывалась дорога на Ленинград и Балтийское море.
  • От Повенца начинается Беломоро - Балтийский канал выходящий в Белое море.

Таким образом противник мог уничтожить Балтийский флот и серьезно осложнить положение Северного флота и группировке войск в Заполярье. Заняв в начале войны западную часть берега агрессоры за все время боевых действий не смогли продвинуться дальше. За время войны флотилия провела четыре боевые навигации, во время которых провела множество боевых операций, завоевывая и удерживая под своим контролем акваторию озера. Оказывая огневую и транспортную поддержку сухопутным войскам Карельского фронта флотилия внесла весомый вклад в освобождение Карелии от немецко-финских захватчиков.

Организационный состав

Первое формирование

Штаб

Штаб первого формирования находился в Петрозаводске.

Береговые войска

Три плавучие 203-мм батареи.

ВВС

6 гидросамолетов.

Второе формирование

Штаб

Штаб второго формирования находился в Петрозаводске. После занятия Петрозаводска противником в г. Вытегра.

Береговые войска

Отсутствовали.

ВВС

Отсутствовали.

Третье формирование

Штаб

Штаб третьего формирования находился в г. Вытегра. После освобождения Петрозаводска в Петрозаводске.

Береговые войска

Батальон морской пехоты. Части и учреждения обеспечения.

ВВС

Отсутствовали.

Корабельный состав

Первое формирование

Второе формирование

Третье формирование

Командиры флотилии

  • Д. А. Федотов (июль 1918 - ноябрь 1918)
  • Э. С. Панцержанский (ноябрь 1918 - март 1920)
  • А. П. Дьяконов (август 1941 - ноябрь 1941)
  • А. П. Дьяконов (январь 1942 - июль 1943)
  • Н. В. Антонов (июль 1943 - август 1943)
  • П. С. Абанькин (август 1943 - январь 1944)
  • Н. В. Антонов (январь 1944 - август 1944)

Литература и источники информации

  • Морозов К. А. Онежская флотилия в годы Гражданской войны и интервенции (1918-1920). . - Петрозаводск: 1961.
  • Вьюненко Н.П. Мордвинов Р.Н. Военные флотилии в Великой Отечественной войне. . - Москва: 1957.

Монография содержит информацию о речных боевых кораблях и вспомогательных судах, входивших в состав действующих соединений, находившихся в постройке, либо внесенных в кораблестроительные программы русских войсковых соединений или же Русского Императорского флота в период с 907 по 1917 гг. Приведены краткие исторические справки и тактико-технические элементы по каждому кораблю, кроме того, схематично показан их вид в одной проекции и гравюрные или же фотографические изображения. Предназначена для историков, преподавателей, слушателей военно-морских и морских учебных заведений; для преподавателей и студентов судостроительных техникумов и кораблестроительных институтов (СПб ГМТУ, для специальности «Регеновация средств материального производства» (судостроение и морская техника), а также для всех тех, кто интересуется историей государства Российского и отечественного флота.

Разделы этой страницы:

Глава 8 Озерные флотилии в Финляндии 1808-1917 гг.

В 1808 г., во время войны со Швецией, на озере Коловеси существенную помощь русскому отряду Барклая де Толли оказали канонерские лодки и батарейные плоты Сайменской флотилии. 5 июля 15 канонерских лодок под командованием лейтенанта Козакова были перевезены из озера Сайма на лошадях, причем в некоторых местах их пришлось перетаскивать на руках (рис. 8.1). Батарейные плоты строились на месте.

Затем озерная флотилия была воссоздана Морским министерством в 1863 г. для выполнения военно-полицейский задач, перевозки войск и воинских грузов. Флотилия состояла из трех отрядов на Пейенском, Несиярвском и Тавастгустском озерах. Основу флотилии составил казенный пароход «Суоми» и при нем три баржи (рис. 8.4). Дополнительно были заказаны два парохода, четыре баржи и два паровых катера (рис. 8.3). 13 января 1864 г. Свеаборгский порт передал флотилии шесть парусно-гребных баркасов (рис. 8.2), вооруженных артиллерией. Начальник флотилии – капитан II ранга Тепелиус.

15 июля 1863 г. из Кронштадта пришли три паровые канонерские лодки: «Балагур», «Зарница» и «Забияка». Однако политическая обстановка в Финляндии особых опасений не вызывала, поэтому лодки в озерную систему не входили и 30 августа того же года были отправлены обратно.

23 августа 1865 г. корабли озерной флотилии, построенные в 1863 г., передали Военному ведомству, и флотилия прекратила свое существование (табл. 1).

9 апреля 1904 г. Главный Морской штаб для охраны Сайменской озерной системы назначил пять миноносок: № 1, 22, 24, 28 и 36 (табл. 2; рис. 8.5).

25 мая 1906 г. для усиления охраны таможенной границы с Финляндией и пресечения контрабанды оружием на Ладожское озеро был выслан отряд миноносцев (№ 102,108, 109, 110,116, 125, 126, 131, 139, см. рис. 8.6, 8.7, 8.8). В 1907 г. на Ладоге находились всего три миноносца: №108, 109 и 110 (табл. 3; рис. 8.6, 8.7, 8.8).

В 1909-1910 гг. на Сайменской озерной системе находился 8-й дивизион миноносок (газолиновые миноноски: № 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 10, табл. 3; см. рис. 8.9).

В марте 1916 г. Военное ведомство создало Сатакундскую флотилию (рис. 8.10, 8.11, 8.12) – в состав которой входили: 4 посыльных судна, 2 парохода, 6 моторных катеров и подрывная партия. В случае необходимости предполагалось использовать баржи, грузоподъемность которых по 60 т и вмещавших каждая роту солдат с обозом или 60 лошадей с повозками (батальонный обоз). Кроме того в состав флотилии предполагали ввести 4 катера-разведчика, построенных в Борго для Военного ведомства (табл. 4).

3 октября 1916 г. на посыльные суда были установлены четыре 57-мм пушки. Кроме этого на вооружении флотилии имелись 100 револьверов системы «Наган» (при штатной численности личного состава – 240 человек) и подрывные патроны.

База флотилии располагалась в порту Сатакунда и включала в себя казарму для береговой команды, гараж, мастерские, здание управления флотилии, склад для бензина и нефти, а также пристань для пароходов и погрузки войск.

24 июля 1917 г. Сатакундская флотилия ликвидируется, и на Сайменскую озерную систему во вновь созданную флотилию были переведены: 9 офицеров, 80 матросов, 4 больших моторных катера, четыре 57-мм пушки с 400 снарядами, шкиперское имущество, запасы нефти и бензина.

Сайменская озерная флотилия создана Военным ведомством в феврале 1917 г. Судовой состав флотилии был немногочисленным, а база находилась на станции Вуоксеннаска Выборгской губернии. Имелась железная баржа для хранения угля, бензина и керосина. Предполагалось получить 28- 30 бронекатеров (табл. 5).

Бибилиография

РГАВМФ: ф. 418, сп. 1, дд. 363, 573; ф. 417, сп. 1, д. 3705; ф. 475, оп. 1, дд.: 1, 2, 3; ф. 401, оп. 1,д. 80; ф. 427, оп. 1,д. 1219; ф. 410, оп. 2, дд. 438, 439.

Михайловский-Данилевский. Описание Финляндской войны на сухом пути и на море в 1808-1809 гг. СПб. 1841 г. С. 168.

Таблица 1 Корабельный состав Финляндской озерной флотилии 1863-1865 гг.

Наименование и класс корабля Длина, м Ширина, м Осадка, м Водоизме­щение, т Мощность машины, л. с. Числр орудий Завод-изготовитель Время спуска Примечание
Винтовые пароходы:
«Суоми» 42,67 80 1 1856 г. Корпус - деревянный
«Великий князь Алексей» 28,35 5,03 1,52/1,22 77 25 1 -4-фунт. Крейтон и Ко
«Великий князь Владимир» 26,00 4,57 1,47/1,17 50,5 25 1 -В-фунт. Таммерфорсский з-д 1864 г.
Винтовые катера:
«Удача» 14,33 3,28 0,91/0,72 7,5 9
«Стрела» 11,89 2,74 1,07/0,62 7,5 5
Винтовые канонерские лодки:
«Забияка» 32,91 6,33 2,13 173,5 70 3-60-фунт. Охтинская верфь 14.04.1855 гг.
«Зарница» 32,91 6,33 2,13 173,5 70 3-60-фунт. Галерный островок 02.05.1855 гг.
«Балагур» 32,91 6,33 2,13 173,5 70 3-60-фунт. Охтинская верфь 10.05.1855 гг.
Баржи:
три баржи 32,92 7,01 - 1В56 г. Парохода «Суоми»
«Гиппопотам» 19,10 4,34 44,7 - Деревянный корпус
«Сивуч» 19,10 4,34 44,7 - Деревянный корпус
«№ 1» 29,26 6,10 1,32 81,0 - Крейтон и Ко г. Аба 1863 г. Железный корпус
«№ 2» 29,26 6,10 1,32 81,0 - Крейтон и Ко г. Аба 1863 г. Железный корпус
Гребные баркасы:
20-весельный № 3 12,26 3,51 1,22 1 -24-фунт. Свеаборг
20-весельный № 8 12,26 3,51 1,22 1-24-фунт. Свеаборг
20-весельный № 1 12,26 3,51 1,22 1 -24-фунт. Свеаборг
20-весельный № 7 12,26 3,51 1,22 1-0,5 пуд. Свеаборг
20-весельный № 4 12,26 3,51 1,22 1-0,5 пуд. Свеаборг
16-весельный № 10 11,15 3,05 1,07 1-0,5 пуд. Свеаборг

Таблица 2 Отряд миноносок на Сайменской озерной системе 1904-1905 гг. и 1909-1910 гг.

Наименование Год вступления в строй Завод-строитель Водоизме­щение, т Длина,м Ширина, м Осадка, м Мощность машины, л.с. Скорость хода, узл. Экипаж Вооружение Исключен из списков
артиллерий­ское торпедное
№ 1 1879 СПб Берда 23 21,8 2,7 1,0/1,7 220 13 1/8 1-37-мм 1 07.02.1908 г.
№ 22 1878 СПб Ижорский 23 21,8 2,7 1,0/1,7 220 13 1/8 1 -37-мм 1 07.02.1908 г.
№ 21 1878 Германия Вулкан 31 24,1 3,3 0,7/1,6 250 13 1/8 1 -37-мм 1 07.02.1908 г.
№ 28 1878 СПб Берда 23 21,8 2,7 1,0/1,7 220 13 1/8 1-3 7-мм 1 07.02.1908 г.
№ 38 1878 СПб Балтийский 23 21,8 2,7 1,0/1,7 220 13 1/8 1 -37-мм 1 07.02.1908 г.
№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10 1905 Лазаревское Севастополь 35 27,5 3,66 1,22 600 13 1/7 1-47-мм 2 пул. одна 450-мм 21.02.1911 г.











Таблица 3 Отряд миноносцев на Ладожском озере 1906-1907 гг.

Наименование Год вступления в строй Завод-строитель Водоизме­щение, т Длина, м Ширина, м Осадка, м Мощность машины, л.с. Скорость хода, узл. Экипаж Вооружение Исключен из списков
артиллерийское торпед­ное
Ne 102 1886 Англия Глазго 150/166 43,3 5,2 1,1/2,1 1300 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 108 1886 Эльбин Шихау 76,3 38,5 4,5 1,0/1,9 900/640 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 109 1886 Эльбин Шихау 76,3 38,5 4,5 1,0/1,9 900/640 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 110 1886 Эльбин Шихау 76,3 38,5 4,5 1,0/1,9 900/640 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 116 1893 С-Петербург Путиловский 85 39,1 4,7 1,0/1,9 1000 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 125 1893 С-Петербург Ижорский 99 38,8 4,7 1,2/2,1 1000 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 126 1893 С-Петербург Ижорский 99 38,8 4,7 1,2/2,1 1000 21 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 131 1895 С-Петербург Ижорский 100 38,6 4,8 0,9/2,1 1000 21 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 139 1897 С-Петербург Невский 120 42,0 4,5 1,3/2,0 2000 21 20 2-37-мм 3 06.01.1910 г.




























Таблица 4 Корабельный состав Сатакундской флотилии 1916-1917 гг.

Наименование Гад вступления в строй 3авод-строитель Водоизме­щение, т Длина, Ширина, Осадка, м Мощность машин, л.с. Скорость хода, узл. Экипаж Вооружение Исключен из списков
«Всеслав» (6. «Тампере») 1916 г. Таммерфорс 96,8 23,3 5,64 2,21 200 10 1/20 1 -57-ММ 24.07.1917 г.
«Мстислав» (6. «Куру») 1916 г. Таммерфорс 120 28,22 5,54 2,45 310 10 1/20 1 -57-мм 24.07.1917 г.
«Святослав» (6. «Тарияне») 1916 г. Раувесси 146,5 28,83 6,15 2,65 315 10 1/20 1 -57-мм 24.07.1917 г.
«Яраслав» (6. «Пюхе-Ярви») 1916 г. Тавастгус 89,2 21,3 4,87 1,50 75 10 1/20 1 -57-мм 24.07.1917 г.
«Сатакунда» (6. «Мелита») 1913 г. Тарникрофт Лондон 100 30,94 4,57 1,73 300 4 пул.
«Петергоф» 11 13,72 3,05 0,88/0,99 2 пул.
«Бунчук» 17,07 2,82 0,46/1,49 2 пул.
«Злой» (6. «Зигзаг») 12.34 3,28 30 8 2 пул.
«Быстрый» (6. «Айрут») 7,36 1,68 24 14 1 пул.
«Ловкий» 9,22 2,13 15 10 1 пул.
«Патешный» (6. «Аллан») 10,36 1,93 15 10 1 пул.
«Пограничник» (6. «Аймо») 9,82 1,57 15 10 1 пул.
«Наяда» (6. «Наяс») 10,82 2,13 15 10
«Несси-Ярве»Таммерфорс 22,68 4,75 2,43
«Тавастгус» г. Тавостгус 18,30 4,50 1,50

По материалам книги "Северные войны России" (
В соответствии с решением главнокомандующего Северо-Западным направлением маршала К.Е. Ворошилова, по приказу заместителя Наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова на основе Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии была сформирована Онежская военная флотилия. Ее командующим стал бывший командир Онежской военно-морской базы капитан 2 ранга А.П. Дьяконов.

В августе-сентябре 1941 года в судоремонтной мастерской в поселке Вознесенье переоборудовали в канонерские лодки буксирные пароходы Беломорско-Онежского пароходства "Огюст Бланки" (КЛ-11), "Каляев" (КЛ-12), "Ижорец № 18" (КЛ-13), "Мартиец-89" (КЛ-14) и "Мартиец-60" (КЛ-15). В октябре были получены для них минометы.

Канонерки были поначалу вооружены двумя старыми 75-мм пушками, 1 зениткой 45 мм, одним 82-мм минометом. В 1943 году их перевооружили на 2 пушки калибра 85 мм и 3 спаренные установки пулеметов "Кольт" 12,7 мм. Кроме того, у них остались минометы.

18 сентября 1941 года финны перерезали реку Свирь в районе Остречины и заняли Гакручей. Для поддержки сухопутных частей в этот район из Вознесенья послали КЛ-12. 19 сентября в 7.30, подойдя к селу Остречины на дистанцию 1,5-2 км, канлодка обстреляла его. Был освобожден из плена строительный батальон (100 человек) с техникой. Спустя несколько часов канлодка вновь обстреляла село и заставила отступить группу финнов. Эта операция стала боевым крещением флотилии.

В тот же день КЛ-12 поднялась вверх по Свири к селу Вязостров, где прикрывала эвакуацию населения, препятствуя переправе противника на левый берег. КЛ-12 и КЛ-14 успешно вели огонь по врагу в районе деревни Гакручей. Деревню заняли советские бойцы, высадившиеся с буксира "Лосось".

21 сентября КЛ-13 обстреляла окраину деревни Гакручей. Прямым попаданием был уничтожен склад боеприпасов и снаряжения. Противник отступил. 22-24 сентября КЛ-13, КЛ-14 и буксир "Лосось", на котором находились 72 бойца отдельного дорожно-строительного батальона и 27 бойцов народного ополчения, вышли на боевую позицию в районе Вязостров и Гакручей. Они получили приказ занять деревню и не допустить переправы противника на левый берег Свири. Но атака советских войск была отбита.

С 26 по 28 сентября канлодка КЛ-13 обстреливала деревню Прошино, выпустив более 180 снарядов. Со 2 по 5 октября дивизион канлодок, заняв позиции в Свирской губе, в течение четырех дней обстреливал скопление живой силы противника, израсходовав 511 снарядов.

7 октября финны заняли Вознесенье и были остановлены южнее города в районе реки Ошты. 8 октября командир 272-й стрелковой дивизии генерал-майор М.С. Князев, возглавивший сухопутную оборону по реке Оште, поставил перед Онежской флотилией задачу огнем корабельной артиллерии воспрепятствовать продвижению противника на участке Вознесенье - Ошта. Канлодки КЛ-11 и КЛ-13 нанесли удар по огневым точкам противника на мысе Куликов и Каменной гряде. 10 октября, при поддержке огня канлодок советские войска отбили атаки финнов.

С 11 по 24 октября канлодки КЛ-11, КЛ-13 и КЛ-15, находясь в Онежском обводном канале и у южного берега озера, обстреливали огневые точки противника, поддерживая атаки сухопутных частей. Они также препятствовали переправе противника через Свирь, продвижению подкреплений, подвозу боеприпасов и снабжения. Было израсходовано 1375 снарядов. Советские войска удержали оштинский рубеж.

8 ходе отступления советских войск на Свири, в Петрозаводске и Повенце были брошены свыше 20 исправных пароходов и буксиров. В начале октября 1941 года финны начали переоборудовать их в канонерские лодки и сторожевые корабли. Главной базой финской флотилии стал Петрозаводск.

В середине октября в Вытегру прибыл отряд бронекатеров в составе БКА-35, БКА-63, БКА-64 и БКА-65, перечисленных из состава Ладожской военной флотилии.

Но вскоре бронекатера по Вытегре и Мариинской системе отправились на зимовку в Молотов (Пермь). Канлодки тоже должны были идти в Молотов, но ледостав задержал их в городе Горьком. 28 ноября 1941 года приказом наркома ВМФ Онежская флотилия была расформирована, а ее корабли переданы Волжской военной флотилии. 30 апреля 1942 года по приказу наркома ВМФ из состава Волжской военной флотилии был сформирован Онежский отряд кораблей. Он состоял из штабного корабля "Московский комсомолец" (бывший сетевой заградитель "Исеть"), 6 канонерских лодок (КЛ-11, 13, 14, 15, 40,41), 8 бронекатеров (БКА-11,12, 31, 32, 35, 63,64, 65), 7 сторожевых катеров и катеров тральщиков, 4 глиссеров, сил охраны водного района, 31-го отдельного батальона морской пехоты, службы наблюдения и связи, отдела тыла, складов и производственных предприятий. Онежский отряд кораблей непосредственно подчинялся наркому ВМФ, а оперативно - командующему 7-й Отдельной армией. Местами базирования для его судов стали река Вытегра, Обводной канал, реки Андома и Водла.

7 июня все суда, кроме бронекатеров, прибыли в город Вытегра, и отряд приступил к выполнению боевых задач. Дивизион бронекатеров, состоявший из двух отрядов по четыре катера, прибыл на Вытегру 16 июня и 21 июня начал боевую деятельность.

На Онежском озерном театре к этому времени сложилась следующая оперативная обстайовка. В руках противника находился западный берег озера от Вознесенье до Повенеца с бухтами и пристанями, удобными для стоянки кораблей. Северная и южная части этого берега были укреплены системой береговой обороны, состоявшей из отдельных гарнизонов и батарей. В северной части озера на полуострове Заонежье и некоторых островах финны установили дальнобойные батареи и держали под огнем весь берег от мыса Оров-Наволок до Оров-Губы.

Восточный берег озера охраняли части 7-й Отдельной и 32-й армий (разграничительная линия по реке Водла). На севере от реки Водла до губы Черной занимал оборону 80-й стрелковый полк войск НКВД, входивший в состав 32-й армии. Южнее реки Водла до реки Вытегра стоял 185-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД.

Побережье от реки Вытегра до устья реки Ошта занимали части 369-й стрелковой дивизии. В деревне Девятина базировалась 1-й гвардейская эскадрилья бомбардировщиков Пе-2.

В соответствии с задачами, поставленными командованием 7-й Отдельной и 32-й армий, выявились два самостоятельных направления боевой деятельности отряда: южное и северное. В дальнейшем отряд кораблей обеспечивал оборону города Вытегра и конвоирование судов на участках Вытегра - Шала; Вытегра - Андома.

Северная (шальская) группа кораблей в составе трех бронекатеров, двух канлодок и сторожевого катера обеспечивала левый фланг 32-й армии (80-й стрелковый полк), охраняя восточное побережье Повенецкого и Заонежского заливов. В задачи группы входили разведка, дозор, охрана коммуникаций, высадка разведгрупп. В ходе боевой деятельности наибольшее значение приобрела высадка разведгрупп. Для этой цели использовались катера КМ и бронекатера. За два месяца в тыл противника были высажены 126 человек. Одновременно снимались с берега ранее высаженные группы. С июня по октябрь северная группа совершила более 70 боевых выходов, в том числе 27 в дозор, провела 5 артиллерийских обстрелов, высадила 15 разведгрупп.

Южная группа кораблей поддерживала фланг 368-й стрелковой дивизии совместно с 31-м отдельным батальоном морской пехоты, оборонявшим побережье от мыса Черные Пески до устья реки Вытегра (затем до Тудозера), вела разведывательные, поисковые и артиллерийские набеговые действия, несла дозорную службу. Важное значение приобрели набеговые действия, в которых участвовали канлодки и бронекатера самостоятельно и во взаимодействии с авиацией. Корабли и катера 30 раз вели огонь по береговым объектам противника. На южном направлении с июня по октябрь было совершено 160 боевых выходов, в том числе 30 - для артиллерийских обстрелов, 3 - для поиска, 107 - в дозор.

31 июля 1942 года канлодка КЛ-13 (бывший буксир "Ижорец-18") произвела высадку разВедгруппы в районе острова Василисин, а затем пропала без вести. По данным популярной советской литературы она погибла в шторм, по закрытым данным причина гибели неизвестна. В середине ноября 1942 года Онежский отряд кораблей по Мариинской системе отправился зимовать в город Рыбинск. 31-й отдельный батальон морской пехоты был оставлен оборонять юго-восточное побережье Онежского озера.

К началу 1943 года оборона побережья Онежского озера, занятого финнами, состояла из отдельных гарнизонов, узлов сопротивления, имевших в своем составе подвижные и стационарные батареи, а также двух укрепленных районов. В первый укрепрайон входил участок от города Петрозаводск до поселка Вознесенье (обороняла 1-я онежская бригада береговой обороны), во второй - полуостров Заонежье и остров Большой Климецкий (обороняла 2-я онежская бригада береговой обороны). Финская артиллерия располагалась побатарейно или поорудийно.

Финская озерная флотилия имела в своем составе четыре канонерские лодки (общее вооружение - три 102-мм и пять 76-мм пушек), три бронекатера (три 76-мм или 45-мм пушки), три быстроходные баржи и несколько катеров, две смешанные эскадрильи (Ju-88, He-111, Ме-109, "Кэртис"), базировавшиеся на аэродромы и площадки в районе Петрозаводска.

Приказом Наркома ВМФ от 31 декабря 1942 года Онежский отряд кораблей был переименован в Онежскую в военную флотилию. Корабли и суда флотилии тремя эшелонами с 14 мая по 14 июня прибыли в Вытегру. К началу кампании 1943 года из Волжской флотилии была возвращена канонерская лодка КЛ-13, а штабной корабль "Московский комсомолец" отремонтирован, перевооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. Кроме того, в состав флотилии были введены 8 сторожевых катеров (№ 3, 4, 5 , 6, 47, 49, 104, 111), 7 торпедных катеров типа Г-5 (№ 81, 82, 83, 84, 91, 92, 93), 3 катера-тральщика (РТЩ-130, 131 и 132),2 сторожевых корабля (СКР-14 и 5).

С 16 мая корабли флотилии начали конвоирование транспортов и буксиров с баржами, доставлявших грузы частям Красной Армии. Основными маршрутами были озерная коммуникация (Вытегра - река Андома - губа Шала) и коммуникация по Онежскому обводному каналу (Вытегра - поселок Кедра).

В ночь на 31 мая канонерские лодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 12, 22, 41 и 42{172} обстреляли поселки Подщелье и Ропручей. В результате обстрела установить расположение неприятельских огневых точек не удалось, так как противник ответного огня не открывал. 1 июня канонерские лодки КЛ-11, КЛ-12 и КЛ-41 произвели поиск на коммуникациях финнов в Петрозаводском заливе, но были обнаружены финскими самолетами. В результате суда противника укрылись в бухте, и поиск не дал результатов. В 13.45 у острова Василисин канлодки внезапно атаковали зашедшие со стороны солнца три финских самолета. КЛ-12 получила попадание двух 100-кг бомб в корму и затонула. Канлодки КЛ-11 и КЛ-41 повреждений не получили.

"После гибели КЛ-12 командир дивизиона капитан 2 ранга Г.И. Гинзбург, опасаясь повторной атаки, решил корабли рассредоточить. Он приказал командиру КЛ-41 спасать личный состав погибшей КЛ-12, а сам вместе с капитаном 2 ранга Г.С. Гапковским на КЛ-11 пошел в базу. КЛ-41 направилась к месту гибели КЛ-12 для спасения личного состава, но вражеский самолет вторично атаковал канлодку. Корабль начал маневрировать и отстреливаться. Отогнанный артиллерийским огнем от канлодки, неприятельский самолет с бреющего полета обстрелял из пулемета плавающий личный состав КЛ-12. Было убито 8 человек. Только в 14 ч 36 мин КЛ-41 подошла к месту гибели КЛ-12 и спасла 22 человека (погибло 27 человек), в том числе и командир корабля".

В тот же день в районе устья Вытегры три финских самолета повредили катер-тральщик РТЩ-130. А в ночь на 9 июня у мыса Муромский был атакован конвой, шедший из Озерного устья в Шалу. Повреждена баржа с мукой. Несколько налетов финской авиации на советские суда произошли и в последующие дни. Всего в июне 1943 года финские самолеты 30 раз атаковали советские суда.

"Противник ответного огня не открывал, поэтому выяснить расположение его огневых точек и системы береговой обороны не удалось".

Вполне вероятно, что кроме местных жителей больше там никого не было.

8 июля для поиска судов противника в район бухты Гиморецкая направились бронекатера № 12 и № 21. Для их поддержки в Онежском устье находились КЛ-40 и три торпедных катера. В 16.20 бронекатера обнаружили буксир с баржой и мотобот противника, шедшие от мыса Чей-Наволок в Гиморецкую бухту. Сблизившись с судами, в 16.45 бронекатера открыли огонь из двух 76-мм пушек. Финские суда, увеличив ход, повернули к берегу под прикрытие своих береговых батарей. В 16.15 с мыса Чей-Наволок и из района села Каскиручей был открыт огонь по кораблям из 100-мм орудий. Финны не имели эффективных приборов управления стрельбой даже на балтийских 305-мм и 254-мм береговых батареях, а в Карелии и подавно, поэтому вероятность попадания в маленький катер являлась ничтожно малой. А от осколков и шрапнели катера защищала броня. Но командиры катеров попросту струсили и легли на обратный курс. Так позорно закончилось первое соприкосновение с финскими судами на Онежском озере.

23 июля в состав Онежской флотилии вошел принятый от промышленности большой охотник проекта 122 "Марсовой".

19-22 августа отряд кораблей Онежской флотилии совместно с 1228-м стрелковым полком 368-й стрелковой дивизии 7-й армии провел операцию по уничтожению опорного пункта противника, прилегающего к фронту в устье реки Ошта. В этом районе противник имел трехорудий-ную 120-мм батарею (мыс Куликов), 10 батарей орудий калибра 76-152 мм, батарею ПВО на мысе Коровенец, и минометно-пулеметные точки. На флотилию возлагалась задача артиллерийской поддержки наступления 368-й стрелковой дивизии в районе Вожероксы.

Корабли были сведены в две группы. Первая группа включала канлодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 21 и № 42, сторожевые катера № 41 и № 42 с реактивными установками М-13-М (16 - 132-мм снарядов) и должна была действовать с закрытых позиций в Онежском обводном канале. Вторая группа кораблей в составе торпедных катеров №№ 81, 82, 83, 91, 92 и 93 с реактивными установками М-8-М (24 - 82-мм снарядами) должна была стрелять с озера.

В 4.01 торпедные катера, находясь в движении, дали залп. Задача была успешно выполнена. Одновременно был дан залп "PC" по опорному пункту противника с двух сторожевых катеров, стоявших в канале. Затем последовал второй залп. После этого неприятельский огонь значительно ослаб. После окончания артподготовки части 368-й стрелковой дивизии перешли в наступление. Поддерживая наступающую пехоту, бронекатера № 21 и № 42 прямой наводкой подавляли огневые точки и уничтожали живую силу противника. Канонерские лодки вели огонь с закрытых позиций. От огня противника три бронекатера получили значительные повреждения. Погибли командир бронекатера № 21 лейтенант И.И. Чеботарев и старшина-комендор, были ранены два матроса.

В результате совместных действий противник был выбит с занимаемых позиций, части 7-й отдельной армии продвинулись вперед и захватили участок южного побережья Онежского озера.

13 сентября в 1.05 ночи бронекатера № 21 и № 42 под командованием командира дивизиона канлодок капитана 3 ранга И.П. Никулина высадили группу разведчиков на мыс Чей-Наволок. На обратном пути в 3.05 с головного катера заметили силуэты трех кораблей. Не ответив на опознавательный сигнал бронекатеров, эти корабли открыли артиллерийский огонь. И опять командиры бронекатеров не пожелали вступить в бой. Поставив дымовую завесу, они повернули назад.

В 7 часов утра 14 сентября отряд в составе бронекатера № 12, торпедных катеров № 83 и № 93 у острова Лесной обнаружили стоявший у берега финский буксирный пароход. В 7.26 с расстояния 4,4 км катера обстреляли буксир из реактивных установок. Снаряды легли в расположении цели. В то же время финская береговая батарея открыла огонь по катерам с мыса Рид-Наволок. За ней открыла огонь вторая батарея противника. Перезарядив установки, катера в 8.08 дали второй залп - по батареям противника. Согласно донесению командира отряда, из шести стрелявших орудий пять были выведены из строя, а на пароходе возник пожар. Однако попадание реактивными снарядами в пароход на такой дистанции маловероятно, а о том, как командир мог узнать, что именно пять орудий выведены из строя, остается только гадать. А вот почему бронекатер № 12 не стрелял из своих двух 76-мм пушек - не ясно. Он в самом деле мог потопить пароход.

В ночь на 24 сентября бронекатера №№ 21, 22 и 41, а также катер-тральщик РТЩ-31 высадили десант разведчиков в составе 50 человек на остров Иванцов. При высадке на остров, из-за неумелого обращения с фугасами на одной из шлюпок произошел взрыв. При этом погибли 7 человек. Разведчики были обнаружены противником, который открыл огонь. Десант пришлось снова брать на борт. Бронекатера выпустили по финнам 26 снарядов и пошли обратно.

В ночь на 27 сентября сторожевые катера №№ 41, 42, 43 и 44 выпустили (в два залпа) 128 реактивных 132-мм снарядов М-13 по четырехорудийной 122-мм батарее у поселка Жабинец. В ночь на 5 октября те же катера по той же батарее выпустили 176 снарядов, но в батарею так и не попали.

10 октября торпедные катера №№ 81, 83 и 93 дали два залпа 82-мм снарядами М-8 по пристани у села Щелейки, а большой охотник "Марсовой" вел огонь из 76-мм орудия с предельной дистанции. Батареи финнов с мысов Самбо, Часовня и из селений Подщелье и Щелейки открыли ответный огонь. Снаряды ложились вблизи катеров. Катер № 83 получил повреждения, но остался на плаву.

В ночь на 26 октября "Марсовой" и КЛ-41 высадили группу разведчиков на мыс Брусничный. На этом боевые операции Онежской военной флотилии в 1943 году закончились. Следует отметить, что, несмотря на большое превосходство в силах, командование Онежской флотилии держалось пассивно. За всю кампанию корабли флотилии не потопили ни одного финского судна. Непонятно, почему флотилия не ставили мины на коммуникациях противника, в частности, в районе Петрозаводска? В последних числах октября 1943 года корабли флотилии ушли на зимовку в Череповец и Рыбинск.

Первый эшелон флотилии вернулся в Вытегру 8 мая 1944 года. С 23 июня 1944 года корабли флотилии поддерживали артиллерийским огнем наступление 368-й стрелковой дивизии в районе поселка Вознесенье. В ходе наступления войск 7-й армии корабли Онежской флотилии осуществили успешную высадку тактических десантов: 23 июня - на остров Большой Климецкий, 26 июня - у Шелтозера.

"Около 7 часов утра наша авиация отбомбила и обстреляла прибрежную полосу губы Уйской, а канонерские лодки, минные катера и бронекатера открыли по берегу шквальный огонь, подавляя противодесантную оборону врага. Вслед за этим началась высадка десанта морской пехоты, сначала со.... сторожевых и бронекатеров, а затем с остальных кораблей. Канонерская лодка "Московский комсомолец", которой осадка не позволяла подойти вплотную к берегу, перегружала десант на катера. К 8 часам 40 минутам высадка десанта была в основном закончена.

Преодолевая сопротивление противника, советские десантники освободили село Деревянное и железнодорожную станцию; затем часть их направилась по дороге к Петрозаводску".

Все бы хорошо, вот только ни на побережье Уйской губы, ни в селе Деревянном, ни в самом Петрозаводске противника уже не было. Во избежание ненужных потерь финское командование заблаговременно отвело свои войска. Узнав об этом, командующей Онежской флотилией капитан 1 ранга Антонов приказал высадить десант в петрозаводском порту. 28 июня во второй половине дня корабли флотилии вошли в Петрозаводск и высадили там подразделения 368-й стрелковой дивизии. На этом боевые действия на Онежском озере окончательно завершились.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ОНЕГЕ

По решению главнокомандующего Северо-Западным направлением маршала К.Е. Ворошилова приказом заместителя наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова из Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии была сформирована Онежская военная флотилия. Командующим был назначен бывший командир Онежской военно-морской базы, капитан 2-го ранга А.П, Дьяконов.

В августе - сентябре 1941 г. в канонерские лодки были переоборудованы в судоремонтной мастерской в поселке Вознесенье буксирные пароходы Беломорско-Онежского пароходства «Огюст Бланки», «Каляев», «Ижорец № 18», «Мартиец-89» и «Мартиец-60», переименованные в КЛ-11, КЛ-12, КЛ-13, КЛ-14 и КЛ-15. В октябре были получены для них минометы.

18 сентября 1941 г. финны перерезали реку Свирь в районе Остречины и заняли Гакручей. Для поддержки сухопутных частей в этот район из Вознесенья была послана КЛ-12.19 сентября в 7 ч. 30 мин., подойдя к селу Остречины на дистанцию 1,5–2 км, канонерка обстреляла его. Был освобожден из плена строительный батальон (100 человек) с техникой. Через несколько часов канонерка вновь обстреляла село и заставила отступить группу финнов. Это было боевое крещение флотилии.

В этот же день КЛ-12 поднялась вверх по Свири к селу Вязостров, где прикрывала эвакуацию населения, препятствуя переправе противника на левый берег. КЛ-12 и КЛ-14 успешно вели огонь по врагу в районе деревни Гакручей. Деревня была взята советскими бойцами, высаженными с буксира «Лосось».

21 сентября КЛ-13 обстреляла окраину деревни Гакручей. Прямым попаданием был уничтожен склад боеприпасов и снаряжения. Противник отступил.

22-24 сентября КЛ-13, КЛ-14 и буксир «Лосось», на котором находились 72 бойца отдельного дорожно-строительного батальона и 27 бойцов народного ополчения, вышли на боевую позицию в районе Вязостров и Гакручей. Перед ними была поставлена задача занять деревню и не допустить переправы противника на левый берег Свири. Контратака наших войск была отбита.

С 26 по 28 сентября канонерка КЛ-13 обстреливала деревню Прошино, выпустив более 180 снарядов. Со 2 по 5 октября дивизион канонерских лодок, заняв позиции в Свирской губе, в течение четырех дней обстреливал скопление живой силы противника. Было израсходовано 511 снарядов.

8 октября командир 272-й стрелковой дивизии генерал-майор М.С. Князев, возглавивший сухопутную оборону по реке Оште, поставил перед Онежской флотилией задачу огнем корабельной артиллерии воспрепятствовать продвижению противника на участке Вознесенье-Ошта. Канонерские лодки КЛ-11 и КЛ-13 нанесли удар по огневым точкам противника на мысе Куликов и Каменной гряде. 10 октября поддержанные огнем канонерок, советские войска отбили атаки финнов.

С 11 по 24 октября канонерки КЛ-11, КЛ-13 и КЛ-15, находясь в Онежском обводном канале и у южного берега озера, обстреливали огневые точки противника, поддерживая атаки сухопутных частей, препятствовали переправе противника через Свирь, продвижению подкреплений, подвозу боеприпасов и снабжения. Было израсходовано 1375 снарядов. Советские войска удержали оштинский рубеж.

В ходе отступления советских войск на Свири, в Петрозаводске и Повенце было брошено свыше 20 исправных пароходов и буксиров. В начале октября 1941 г. финны начали переоборудовать их в канонерские лодки и сторожевые корабли. Главной базой финской флотилии стал Петрозаводск.

В середине октября в Вытегру прибыл отряд бронекатеров в составе БКА-35, БКА-63, БКА-64 и БКА-65, переведенных 30 сентября 1941 г. из Ладожской военной флотилии. Но вскоре бронекатера по Вытегре и Мариинской системе были отправлены на зимовку в Молотов (Пермь). Канлодки тоже должны были идти в Молотов, но ледостав задержал их в городе Горьком. 28 ноября 1941 г. приказом наркома ВМФ Онежская флотилия была расформирована, а ее корабли переданы Волжской военной флотилии.

30 апреля 1942 г. по приказу наркома ВМФ из состава Волжской военной флотилии был сформирован Онежский отряд кораблей. Он состоял из штабного корабля «Московский комсомолец» (бывший сетевой заградитель «Исеть»), канонерских лодок КЛ-11, КЛ-13, КЛ-14, КЛ-15, КЛ-40 и КЛ-41, бронекатеров проекта 1124 (БКА-11, БКА-12, БКА-31 и БКА-32), бронекатеров проекта 1125 (БКА-35, БКА-63, БКА-64 и БКА-65), 7 сторожевых катеров и катеров тральщиков, 4 глиссеров, охраны водного района, 31-го отдельного батальона морской пехоты, службы наблюдения и связи, отдела тыла, складов и производственных предприятий. База отряда была в городе Вытегра. 25 мая Онежский отряд кораблей непосредственно был подчинен наркому ВМФ, а оперативно - командующему 7-й Отдельной армией.

7 июня корабли, за исключением бронекатеров, прибыли в город Вытегра, и отряд приступил к выполнению боевых задач. Дивизион бронекатеров, состоявший из двух отрядов по четыре катера, прибыл на Вытегру 16 июня и 21 июня начал боевую деятельность.

На Онежском озерном театре к этому времени сложилась следующая оперативная обстановка. В руках противника находился западный берег озера, от Вознесенья до Повенца, с бухтами и пристанями, удобными для стоянки кораблей. Северная и южная части этого берега были укреплены системой береговой обороны, состоящей из отдельных гарнизонов и батарей. В северной части озера, на полуострове Заонежье и части островов финны установили дальнобойные батареи и держали под огнем весь берег, от мыса Оров-Наволок до Оров-Губы.

Восточный берег озера охраняли части 7-й Отдельной и 32-й армий (разграничительная линия по реке Водла). На севере от реки Водла до губы Черной стоял в обороне 80-й стрелковый полк войск НКВД, входивший в состав 32-й армии. Южнее реки Водла до реки Вытсгра стоял 185-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД. Побережье от реки Вытегра до устья реки Ошта занимали части 369-й стрелковой дивизии. В деревне Девятина базировалась 1-й гвардейская авиаэскадрилья самолетов Пе-2.

Местами базирования для Онежского отряда кораблей служили река Вытегра, Обводной канал, реки Андома и Водла.

В соответствии с задачами, поставленными командованием 7-й Отдельной и 32-й армий, выявились два самостоятельных направления боевой деятельности отряда: южное и северное. В дальнейшем отряд кораблей обеспечивал оборону города Вытегра и конвоирование судов на участках Вытегра - Шала, Вытегра - Андома.

Северная (шальская) группа кораблей в составе трех бронекатеров, двух канлодок и сторожевого катера обеспечивала левый фланг 32-й армии (80-й стрелковый полк), охраняя восточное побережье Повенецкого и Заонежского заливов. В задачи группы входили разведка, дозор, охрана коммуникаций, высадка разведгрупп.

В ходе дальнейшей боевой деятельности наибольшее значение приобрела высадка разведгрупп. Для этой цели использовались катера КМ и бронекатера. За два месяца в тыл противника были высажены 126 человек. Одновременно снимались с берега ранее высаженные группы.

С июня по октябрь северной группой было совершено более 70 боевых выходов, в том числе 27 в дозор, проведено 5 артиллерийских обстрелов, высажены 15 разведгрупп.

Южная группа кораблей поддерживала фланг 368-й стрелковой дивизии совместно с 31-м отдельным батальоном морской пехоты, оборонявшим побережье от мыса Черные Пески до устья реки Вытегра (затем до Тудозера), вела разведывательные, поисковые и артиллерийские набеговые действия, несла дозорную службу.

Важное значение приобрели набеговые действия, в которых участвовали канонерские лодки и бронекатера самостоятельно и во взаимодействии с авиацией. Корабли и катера 30 раз вели огонь по береговым объектам противника.

16 сентября 1942 г. отряд кораблей в составе трех бронекатеров и двух канонерских лодок во взаимодействии со 2-й авиаэскадрильей У-2 вел огонь по северной окраине деревни Ропручей, где были расположены ремонтные мастерские, бензозаправочная станция и бараки гарнизона противника. Была вскрыта береговая оборона, вызвано много пожаров, нанесен урон противнику в живой силе и технике. Наши корабли и самолеты без повреждений вернулись на базу.

На южном направлении с июня по октябрь было совершено 160 боевых выходов, в том числе 30 - для артиллерийских обстрелов, 3 - для поиска, 107 - в дозор.

31 июля 1942 г. канонерская лодка КЛ-13 (бывший буксир «Ижорец-18») произвела высадку разведгруппы в районе острова Василисин, а затем пропала без вести. По данным популярной советской литературы, она погибла в шторм, по закрытым данным, причины гибели неизвестны.

В середине ноября 1942 г. Онежский отряд кораблей по Мариинской системе был отправлен зимовать в город Рыбинск. 31-й отдельный батальон морской пехоты был оставлен оборонять юго-восточное побережье Онежского озера.

В ноябре 1941 г. финское командование сформировало бригаду береговой обороны Онежского озера, позже ее переименовали в Онежскую бригаду береговой обороны. В состав бригады вошли части береговой обороны, строительные части и озерная флотилия. Штаб бригады и главная база флотилии находились в Петрозаводске.

Финны поставили себе цель полностью перекрыть огнем береговых батарей все западное побережье Онежского озера, от реки Свирь до Повенецкого залива. К началу 1943 г. им удалось решить эту задачу, установив около двух десятков береговых батарей с орудиями калибра от 37 до 152 мм.

Наиболее мощный узел береговой обороны начинался у поселка Вознесенье. В числе орудий береговой обороны были четыре 130-мм пушки на мысе Куликов, четыре 100-мм пушки на мысе Часовня. Севернее располагались две трехорудийные 120-мм батареи (Гиморецкая бухта и Ропоручей), у поселка Шонша четыре 152-мм пушки Кане и т. д. Самые северные батареи финнов (калибра 120 и 75 мм) находились в Повенецком заливе, у мыса Ажен-Наволок.

Уже 2 октября 1941 г. на Онежское озеро из Финляндии были переведены 10 морских катеров, которые и стали первыми судами Онежской флотилии.

В Петрозаводске, на реке Свирь и в Повенецком заливе финнам удалось захватить несколько десятков пароходов и барж, принадлежавших различным советским ведомствам.

На частично восстановленном Петрозаводском судостроительном заводе и в мастерских поселка Вознесенье были произведены ремонт и вооружение нескольких трофейных пароходов.

В состав финской флотилии в конце 1941 г. - начале 1942 г. вошли суда:

«Курхумяки» (бывший «Роза Люксембург) - колесный грузопассажирский пароход водоизмещением 174 тонны. Скорость 8 узлов. Построен в 1897 г. в Англии. Вооружение: 3-75-мм и 3-20-мм орудия;

- «Контупохьа» (бывший «Розалии») - колесный пароход, вооруженный двумя 75-мм и гремя 20-мм орудиями;

«Илмари» (бывший «Семга»); «Вяйне» (бывший «Пескарь»), «Эркки» (бывший «Буй»), «Урхо», «Лимо» - малые буксиры, вооруженные одним-двумя 45-мм и одним 20-мм орудием.

В июне 1942 г. на Онегу был доставлен захваченный 24 августа 1941 г. в Выборгском заливе бронекатер № 215 с одной 76-мм пушкой Л-10. Катер получил название VTV-1. В июне 1944 г. по железной дороге его отправили в Финляндию. В конце 1944 г. он был возвращен Советскому Союзу и после возвращения получил наименование БК-60.

Кроме того, из захваченных судов финны организовали транспортную флотилию.

В мае 1942 г. финские катера подходили к советскому берегу в районах села Шала, реки Муромка, села Андом и мыса Новый Нос, обстреливали советские части и безнаказанно уходили. В Заонежском заливе финны захватили острова Речной, Мег и Хед и построили там систему укреплений.

Но вернемся к действиям советских кораблей.

Приказом наркома ВМФ от 31 декабря 1942 г. Онежский отряд кораблей был переименован в Онежскую в военную флотилию. Корабли и суда флотилии тремя эшелонами с 14 мая по 14 июня прибыли в Вытегру.

К началу кампании 1943 г. из Волжской флотилии была возвращена канонерская лодка КЛ-13, а штабной корабль «Московский комсомолец» отремонтирован, перевооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. Кроме того, в состав флотилии были введены сторожевые катера (№ 3, 4, 5, 6), торпедные катера типа Г-5 (№ 81, 82, 83, 84, 91, 92, 93), катера-тральщики РТЩ-130, РТЩ-131 и РТЩ-132, группа сторожевых кораблей СКР-14 и СКР-15 и отряд сторожевых катеров № 47, 49, 104 и 111.

С 16 мая корабли флотилии начали конвоирование транспортов и буксиров с баржами, доставлявших грузы частям Красной армии. Основными маршрутами были озерная коммуникация (Вытегра - река Андома - губа Шала) и коммуникация, проходящая по Онежскому обводному каналу (Вытегра - поселок Кедра).

Канонерская лодка Онежской военной флотилии КЛ-41

В ночь на 31 мая канонерские лодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 12, 22, 41 и 42 обстреляли селенья Подщелье и Ропручей. В результате обстрела установить расположение неприятельских огневых точек не удалось, так как противник ответного огня не открывал.

1 июня канонерские лодки КЛ-11, КЛ-12 и КЛ-41 произвели поиск на коммуникациях финнов в Петрозаводском заливе, но были обнаружены финскими самолетами. В результате суда противника укрылись в бухте, и поиск их ничего не дал. В 13 ч. 45 мин. у острова Василисин канлодки внезапно были атакованы вышедшими со стороны солнца тремя финскими самолетами. Налет был произведен одновременно тремя самолетами по трем кораблям. КЛ-12 получила попадание двух 100-кг бомб в корму и затонула. Канлодки КЛ-11 и КЛ-41 повреждений не получили. Далее без комментариев цитирую архивный документ: «После гибели КЛ-12 командир дивизиона капитан 2-го ранга Г.И. Гинзбург, опасаясь повторной атаки, решил корабли рассредоточить. Он приказал командиру КЛ-41 спасать личный состав погибшей КЛ-12, а сам вместе с капитаном 2-го ранга ГС. Гапковским на КЛ-11 пошел в базу. КЛ-41 направилась к месту гибели КЛ-12 для спасения личного состава, но вражеский самолет вторично атаковал канлодку. Корабль начал маневрировать и отстреливаться. Отогнанный артиллерийским огнем от канлодки, неприятельский самолет с бреющего полета обстрелял из пулемета плавающий личный состав КЛ-12. Были убиты 8 человек. Только в 14 ч. 36 мин КЛ-41 подошла к месту гибели КЛ-12 и спасла 22 человека (погибли 27 человек), в том числе и командира корабля».

В тот же день в районе устья Вытегры три финских самолета повредили катер-тральщик РТЩ-130. А в ночь на 9 июня у мыса Муромский был атакован конвой, шедший из Озерного устья в Шалу. Повреждена баржа с мукой. Несколько налетов финской авиации на советские суда произошло и в последующие дни. Всего в июне 1943 г. наши корабли 30 раз подвергались атакам финских самолетов.

В ночь на 3 июля канонерская лодка КЛ-40 и бронекатера № 22 и № 41 обстреливали поселок Ропручей. «Противник ответного огня не открывал, поэтому выяснить расположение его огневых точек и системы береговой обороны не удалось». А может, там, кроме местных жителей, никого и не было?

8 июля для поиска судов противника в район бухты Гиморецкая были направлены бронекатера № 12 и № 21. Для их поддержки в Онежском устье находились КЛ-40 и три торпедных катера.

В 16 ч. 20 мин. бронекатера обнаружили буксир с баржой и мотобот противника, шедшие от мыса Чей-Наволок в Гиморецкую бухту. Сблизившись с судами, в 16 ч. 45 мин. бронекатера открыли артиллерийский огонь из двух 76-мм пушек. Суда, увеличив ход, повернули к берегу под прикрытие своих береговых батарей. В 16 ч. 15 мин. с мыса Чей-Наволок и из района села Каскиручей открыли огонь по кораблям из 100-мм орудий. Финны не имели эффективных приборов управления стрельбой даже на балтийских 305-мм и 254-мм береговых батареях, а в Карелии и подавно, поэтому вероятность попадания в маленький катер была ничтожно мала. А от осколков и шрапнели катера были защищены броней. Но командиры катеров попросту струсили и повернули на обратный курс. Так позорно закончилось первое соприкосновение с финскими судами на Онежском озере.

23 июля в состав Онежской флотилии был включен принятый от промышленности большой охотник проекта 122 «Марсовой».

19-22 августа отрядом кораблей Онежской флотилии совместно с 1228-м стрелковым полком 368-й стрелковой дивизии 7-й армии была проведена операция по уничтожению опорного пункта противника, прилегающего к фронту в устье реки Ошта.

В этом районе противник имел трехорудийную 120-мм батарею (мыс Куликов), 10 батарей калибра 76-152 мм, батарею ПВО, расположенную на мысе Коровенец, и минометно-пулеметные точки. На флотилию возлагалась задача артиллерийской поддержки наступления 368-й стрелковой дивизии в районе Вожероксы.

Корабли были сведены в две группы. Первая группа кораблей в составе канонерских лодок КЛ-11 и КЛ-41, бронекатеров № 21 и № 42, сторожевых катеров № 41 и № 42 с реактивными установками М-13-М (16- 132-мм снарядов) должна была действовать с закрытых позиций в Онежском обводном канале. Вторая группа кораблей в составе торпедных катеров № 81, 82, 83, 91, 92 и 93 с реактивными установками М-8-М (24-82-мм снарядами) должна была стрелять с озера.

В 4 ч. 01 мин. торпедные катера, находясь в движении, дали залп. Задача была успешно выполнена. Одновременно был дан залп катюш по опорному пункту противника с двух сторожевых катеров, стоявших в канале. Затем последовал второй залп. После этого неприятельский огонь значительно ослаб.

По окончании артиллерийской подготовки части 368-й стрелковой дивизии перешли в наступление. Поддерживая наступающую пехоту, бронекатера № 21 и № 42 прямой наводкой подавляли и уничтожали огневые точки и живую Силу противника. Канонерские лодки вели огонь с закрытых позиций.

От огня противника три бронекатера получили значительные повреждения. Из личного состава флотилии погибли командир бронекатера № 21 лейтенант И.И. Чеботарев и старшина-комендор, ранены два матроса.

В результате совместных действий противник был выбит с занимаемых позиций, части 7-й Отдельной армии продвинулись вперед и захватили участок южного побережья Онежского озера.

13 сентября в 1 ч. 05 мин. бронекатера № 21 и № 42 под началом командира дивизиона канонерских лодок капитана 3 ранга И.П. Никулина высадили группу разведчиков на мыс Чей-Наволок. На обратном пути в 3 ч. 5 мин. с головного катера было замечено три силуэта кораблей. Не ответив на опознавательный сигнал бронекатеров, корабли открыли артиллерийский огонь. И опять командиры бронекатеров не пожелали вступить в бой, а, поставив дымовую завесу, рванули назад.

В 7 часов утра 14 сентября отряд в составе бронекатера № 12 и торпедных катеров № 83 и № 93 у острова Лесной обнаружили стоящий у берега финский буксирный пароход. В 7 ч. 26 мин. с расстояния 4400 м катера обстреляли буксир из реактивных установок. Снаряды легли в расположении цели. В то же время финская береговая батарея открыла огонь по катерам с мыса Рид-Наволок. За ней открыла огонь вторая батарея противника. Перезарядив установки, катера в 8 ч. 08 мин. дали второй залп по батареям противника. Согласно донесению командира отряда, из шести стрелявших орудий пять было выведено из строя, а на пароходе возник пожар. Попадание реактивными снарядами в пароход на такой дистанции маловероятно, а как командир мог узнать, что именно пять орудий было выведено из строя, можно только гадать. А вот почему бронекатер № 12 не стрелял из своих двух 76-мм пушек Л-10 - не ясно. А он мог бы реально потопить пароход.

В ночь на 24 сентября бронекатера № 21, 22 и 41, а также катер-тральщик РТЩ-31 высадили десант разведчиков в составе 50 человек на остров Иванцов. При высадке на остров из-за неумелого обращения с фугасами на одной из шлюпок произошел взрыв. При этом погибли 7 человек. Разведчики были обнаружены противником, который открыл огонь. Десант пришлось снова брать на борт. Бронекатера выпустили по финнам 26 снарядов и пошли обратно.

В ночь на 27 сентября сторожевые катера № 41, 42, 43 и 44 выпустили (в два залпа) 128 реактивных 132-мм снарядов М-13 по четырехорудийной 122-мм батарее у поселка Жабинец. В ночь на 5 октября те же катера по той же батарее выпустили 176 снарядов, но в батарею не попали.

10 октября торпедные катера № 81, 83 и 93 дали два залпа 82-мм снарядами М-8 по пристани у села Щелейки, а большой «охотник» «Марсовой» вел огонь из 76-мм орудия с предельной дистанции. Батареи финнов с мысов Самбо, Часовня и из селений Подщелье и Щелейки открыли ответный огонь. Снаряды ложились вблизи катеров. Катер № 83 был поврежден, но остался на плаву.

В ночь на 26 октября «Марсовой» и КЛ-41 высадили группу разведчиков на мыс Брусничный. На этом боевые операции Онежской военной флотилии в 1943 г. закончились.

Следует отметить, что, несмотря на большое превосходство в силах, командование Онежской флотилии держалось пассивно. За кампанию корабли флотилии не потопили ни одного плавсредства финнов. Непонятно: почему суда флотилии не ставили мины на коммуникациях противника, в частности, в районе Петрозаводска?

В последних числах октября 1943 г. корабли флотилии ушли на зимовку в Череповец и Рыбинск.

Первый эшелон флотилии вернулся в Вытегру 8 мая 1944 г. С 23 июня 1944 г. корабли флотилии поддерживали артиллерийским огнем наступление 368-й стрелковой дивизии в районе поселка Вознесенье. В ходе наступления войск 7-й армии корабли Онежской флотилии осуществляли успешную высадку тактических десантов: 23 июня - на остров Большой Климецкий, 26 июня - у Шелтозера.

«Около 7 часов утра наша авиация отбомбила и обстреляла прибрежную полосу губы Уйской, а канонерские лодки, минные катера и бронекатера открыли по берегу шквальный огонь, подавляя противодесантную оборону врага. Вслед за этим началась высадка десанта морской пехоты, сначала со сторожевых и бронекатеров, а затем с остальных кораблей. Канонерская лодка "Московский комсомолец", которой осадка не позволяла подойти вплотную к берегу, перегружала десант на катера. К 8 часам 40 минутам высадка десанта была, в основном, закончена.

Преодолевая сопротивление противника, советские десантники освободили село Деревянное и железнодорожную станцию; затем часть их направилась по дороге к Петрозаводску» .

Все было бы хорошо, но ни на побережье Уйской губы, ни в селе Деревянном, ни в самом Петрозаводске противника уже не было . Во избежание ненужных потерь финское командование заблаговременно отвело свои войска. Узнав об этом, командующий Онежской флотилией, капитан 1-го ранга Антонов приказал высадить десант непосредственно в петрозаводском порту. 28 июня во второй половине дня корабли флотилии вошли в Петрозаводск и высадили там подразделения 368-й стрелковой дивизии. На этом боевые действия на Онежском озере были окончены.




Канонерская лодка Онежской военной флотилии «Московский комсомолец»

Боевые корабли мира

Внутренние озерные флотилии.
Ладожское озеро

Согласно Дерптскому мирному договору 1920 года, на Ладоге разрешалось иметь военные корабли водоизмещением не более 100 тонн, вооруженные орудиями не выше 47-мм. Ладожская флотилия (морская рота) в 1919-39 гг. подчинялась III полку береговой артиллерии. В предвоенные годы здешнее побережье было укреплено сильными батареями, но флотилия имела довольно скромный состав и несла чисто наблюдательные функции. После того, как в 1938 году Советский Союз "по техническим причинам" закрыл Неву - единственную коммуникацию с Финским заливом, ни один корабль уже не смог ей воспользоваться. Хотя подводная лодка "Саукко", созданная специально для Ладоги, и могла быть доставлена туда по железной дороге, разобранная на две части, по различным причинам она осталась в Финском заливе. Единственным пополнением стал построенным в Сортавале ледокол "Аалокас". К началу войны в 1939 году флотилия под командованием капитан-лейтенанта Капонена имела следующий состав:

Флотилия канонерских лодок капитан-лейтенанта Асикайнена:

“Aallokas” (400 т, 34.1 x 7.5 x 3.3 м, 520 л.с. = 11 уз. - макс., дальн. 1000 миль (8 уз), 2 х 75-мм ор. 2 х 40-мм зен.) Бывший ледокол, построенный в 1936 году в Сортавале. Весной 1940 захвачен советскими войсками и в августе вошел в строй как учебное судно. В августе 1941 вооружен и переоборудован в канонерскую лодку “Шексна”. С 1943 - транспорт в 1961 году исключен из списков флота и отдан на слом.

“Aunus” (100 т, 25.3 х 5.3 х 2.1 м, 280 л.с. = 10.5 уз, уголь 15 т, 750 миль (7 уз), 2 х 47-мм, 1 пул., 30 мин, экипаж 48 чел.). Бывший русский озерно-речной буксир, построенный в Або на верфи “Крейтон” в 1900 году, захвачен финнами на Ладожском озере в 1919 году. Весной 1940 года захвачен советскими войсками и в августе вошел с строй как учебное судно. В августе 1941 года вооружен и переоборудован в тральщик № 100 (с 1944 года Т-100) в 1947 году разоружен, в 1964 исключен из списков флота. В настоящее время корабль-памятник при мемориале “Дорога жизни” на Новой Ладоге.

"Тармо" (89 брт), буксир 1911 года постройки, вооруженный 1 х 75-мм орудием;

"Вулкан" (75 брт), буксир 1901 года постройки, вооруженный 1 х 75-мм орудием.

Минная флотилия ст. лейтенанта Карстена:

“Yrjo” (“Юрье”) (90 т), постройки 1895 года, захвачен в 1918 году, вооружен 2 х 47-мм орудиями, 50 мин;

"Кивиниеми" (95 т, 1912 г, 1 х 47-мм, 30 мин);

"Войма" (буксир 66 брт, 1895 г, 1 х 47-мм) 19 декабря 1939 года затонул при навигационной аварии.

Группа тральщиков обер-боцмана Ватанена:

С-1 (27 т, 1914 г, 1 х 47-мм) Захвачен в 1918 году;

"Клеркер" (28 т, 1912 г, 1 х 47-мм) В 1932 г переведен из Финского залива.

Кроме того, имелись также невооруженные малые транспорты, буксиры и моторные катера. Понятно, что советские военные корабли превосходили эти финские силы.

После начала войны 1939 года "Юрье", "Кивиниеми", "Аунус" и моторные катера КМ-36, КМ-37, JМ-31, JМ-32 выставили в финских водах у северного берега 264 мины. Морских боев не происходило. Канонерские лодки обстреливали сухопутные цели на северо-восточном берегу. С наступлением нового года Ладога замерзла. По Московскому миру 1940 года весь район был уступлен русским, и корабли так и остались там.

Когда летом 1941 года финская армия снова достигла Ладоги, ни один из кораблей не был найден. Начало новой флотилии положили постепенно доставляемые малые буксиры и моторные катера. Перешедший финнам 22 сентября латвийский пароход "Илга" (211 брт) получил имя "Аунус". В 1942 году главное бремя борьбы несли 12 итальянская эскадрилья MAS капитана 3 ранга Бианчини, немецкая группа "C" - 31 флотилия тральщиков старшего лейтенанта Рейманна и боевой штаб паромов "Ост" полковника Зибеля - катера MAS, КМ и артиллерийские паромы.

Однако, осенью 1942 года эти силы были эвакуированы, и в 1943-44 гг борьбу продолжали одни финны.

Финская флотилия (3 морской батальон капитана 3 ранга Коппонена имела в своем составе следующие единицы:

два бывш. герм. парома типа "Зибель" - Т-2, Т-17 (по 143 т, 2 х 102, 2 х 20-мм орудий);

четыре бывш. герм. артиллерийских баржи М-31 - М-34 (по 180 т, 2 х 88, 1 х 37, 1 х 20-мм орудий);

четыре бывш. герм. моторных катера VMV-101, 103-105 (по 78 т, 1 х 57, 1 х 20-мм ор.)

три бывш. торп. катера "Винха", "Сеюксю" и "Нуоли" (по 12 тонн, перевооруженные по 1 х 20-мм и 3 мины).

Кроме того, имелись транспорты и прочие вспомогательные суда.

После перемирия 3 октября 1944 года все единицы были постепенно переведены в Финляндию. В августе 1945 г бывшие немецкие 6 паромов и 4 моторных катера были полностью вооруженные переданы CCCP.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении