teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Историческая справка о думе. Реформа городского самоуправления Проведение городской реформы в какое время было

История реформы

В 1862 году началась работа по подготовке реформы. Были созданы в губернских и уездных городах 509 комиссий, предназначенных для выработки предложений. Но предложенное многими нововведение о выдаче избирательных прав всем сословиям не устраивало правительство, во многом это тормозило реформу.

На основании сводки выработанных комиссиями материалов министерством внутренних дел под руководством Петра Александровича Валуева было составлено «Городовое положение» в 1864 году. Положение было направлено в Государственный совет , где пролежало еще два года. Когда уже не было иного выбора, Александру II пришлось принять принцип «всесословности», и 16 июня 1870 года изменённый закон был принят. Он стал началом второй реформы местного самоуправления.

Положения реформы

Городское общественное управление

Статьёй 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение - число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).

Основными функциями думы являлись «назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства», «назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размера оного», «установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов» и прочие. Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Заседания думы могли быть назначены «по усмотрению городского головы», по требованию губернатора или по желанию не менее одной пятой числа гласных.

Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями были:

  • «Непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления»
  • Сбор нужных сведений для думы
  • Составление городских смет
  • Взимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельности

Выборы в думу

В 509 городах России были введены думы - бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания. Требования к избирателю были следующими:

  • Он должен был быть Российским подданным
  • Быть старше 25 лет
  • Владение имуществом
  • Отсутствие недоимок по сбору налогов

Избиратель не должен быть судим, снят с должности или находиться под следствием. По статье 24 «Городового положения» составлялся список избирателей, отсортированный по уплачиваемым за год налогам. К первой избирательной группе (собранию, разряду) относились уплачивавшие одну треть общего сбора налогов, ко второй - также уплачивающие треть, а к третьей - все остальные избиратели. Составленный список по разрядам отправлялся на утверждение городской думой. Городской глава избирался губернатором (в крупных городах - министром внутренних дел) из числа гласных.

Итоги реформы

Реформа 1870 года послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов, она закрепила систему органов городского общественного управления. Одним из результатов реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской политической культуры.

Но после реформы городского самоуправления у провинциальных городов возникла новая проблема - по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других гос.структур. Из-за этого они испытывали некоторые трудности в решении городских проблем.

Ссылки

  • Городовое положение 1870 года (части , , , , , , , , , , , , , , , , ) и указ о его утверждении (части , и )

Литература

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Городская реформа в России (1870)" в других словарях:

    Реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук … Политология. Словарь.

    1870 реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Большой Энциклопедический словарь

    1870, реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Энциклопедический словарь

    1870 г. одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские… … Юридический словарь

    Городовое положение 16 июня 1870, одна из буржуазных реформ в России. Имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка Г. р. началась в 1862, но только в 1870 проект был … Большая советская энциклопедия

    городская реформа - 1870 г. одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские… … Большой юридический словарь

    Городовое положение 16 июня 1870, одна из бурж. реформ в России. С падением крепостного права и развитием капитализма города превращались в крупные пром., торг. и адм. центры. Росло гор. население и численность городов. Г. р. имела целью поднять… … Советская историческая энциклопедия

    В России, заменила сословные органы самоуправления бессословной Городской думой и городской управой. Гласные Городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Энциклопедический словарь

    городская реформа 1870 г. Большой юридический словарь

    Одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские управы.… … Юридический словарь

(реформа городского самоуправления 1870 г.) - комплекс мер, призванный дать городскому населению право на самостоятельное управление территориями города и своим хозяйством. Реформа была одной из основных в списке и давала городам независимость от воли центра, который не всегда мог построить грамотное управление.

Подготовка к реформе началась еще в 1862 г., однако официально изменения вступили в силу лишь в 1870 г., когда был выпущен документ - «Городовое положение».

Предпосылки проведения городской реформы

После отмены крепостного права и проведения крестьянской реформы в России образовался совершенно новый тип общества и новая экономическая система, которая не могла развиваться в старых условиях. Необходимо было создать совершенно новый управленческий аппарат, отвечающий современным требованиям. Для того чтобы экономика на местах развивалась быстрее, необходимо было отдать городам больше прав.

Раньше городское управление полностью подчинялось воле центра (Петербурга). Директивы и указы могли очень долго идти до регионов, к тому же они не всегда соответствовали реальной ситуации в том или ином провинциальном городе, поэтому были бесполезны. Для того чтобы изменить ситуацию, Александр принял решение создать местные органы самоуправления в городах.

История проведения реформы городского самоуправления

Подготовка реформы началась с разработки соответствующего законопроекта. Чтобы создать документ, были созданы специальные комиссии в губернских и уездных городах, которые должны были разработать ряд предложений для нового закона, ориентируясь на реальную ситуацию. Особую популярность имело предложение о выдаче избирательных прав всем слоям населения, в том числе представителям низших сословий. Это должно было помочь в проведении мер, затрагивающих интересы всех жителей города, а не только отдельных слоев. К сожалению, подобная инициатива очень не понравилась правящему классу, поэтому разработка реформы застопорилась на несколько лет.

В 1864 г. власти все же выпустили первый вариант проекта городской реформы, который содержал некоторые из выработанных ранее предложений. Проектом заведовал П.А. Валуев. Проект был отправлен на рассмотрение в Государственный совет, однако распространения не получил. Лишь спустя два года Александр вынужден был одобрить законопроект и все же дать крестьянам и другим низшим сословиям избирательные права. Так реформа городского управления наконец увидела свет.

Содержание реформы городского самоуправления

Основная цель нового законопроекта заключалась в том, чтобы создать на местах органы местного городского самоуправления, которые занимались бы различными хозяйственными делами - благоустройством зданий, созданием инфраструктуры (постройка школ, больниц), постройкой путей сообщения, устройством праздников, вопросами безопасности, финансирования и многим другим.

Основными учреждениями местного самоуправления стали избирательные собрания, городские управы и думы. Избирательное собрание выбирало членов городского собрания, которые при голосовании имели право решающего голоса. Остальные члены думы избирались на обычных открытых выборах, которые проходили раз в четыре года. Быть избранным мог представитель любого сословия, являющийся гражданином России. Некоторые ограничения были лишь в вопросах вероисповедания (в частности, председатель думы не мог быть иудеем, а общее число нехристиан не должно было превышать одну треть).

Выбранная дума занималась выбором различных должностных лиц, решала вопросы общественного устройства и городского управления. Дума также заведовала финансовыми делами, назначая те или иные налоги, однако сама их сбором не занималась. Губернатор города мог в любой момент отменить решение думы или скорректировать его, так что полной свободы этот орган все же не имел.

Дума также избирала членов в городскую управу, более мелкий орган самоуправления. Члены городской управы собирали налоги, составляли городские сметы и занимались прочими более мелкими хозяйственными делами по указу думы.

Членом совета или думы мог стать любой горожанин старше 25 лет, не имевший судимости и задолженностей по налогам.

Итоги и значение реформы городского самоуправления Александра 2-го

Городская реформа во многом повторяла . Она послужила значительным толчком для развития нового типа общества и экономики, система управления изменилась и стала более гибкой и эффективной (так как решения теперь принимались исходя из реальной, а не предполагаемой ситуации). Город теперь сам управлял собственным хозяйством и мог более оперативно и правильно реагировать на нужды населения, а центральное управление, в свою очередь, освободило себя от решения мелких задач и могло полностью сфокусироваться на делах государственной важности.

К сожалению, реформа имела определенные минусы, с которыми столкнулись мелкие города. Согласно новому закону город должен был сам содержать ряд государственных учреждений (например, полицию), а денег на это у небольших поселений просто не хватало.

Однако, несмотря на недостатки, в целом реформа помогла России сделать шаг в сторону более эффективного управления и развития внутренней экономики.

Органы городского самоуправления начали формироваться в Ярославле в конце XVIII века.

Толчок развитию органов городского самоуправления дала« Грамота на права и выгоды городам Российской империи"от 21 апреля 1785. Первичным органом городского самоуправления являлось Городское собрание , состоящее из всех« городовых обывателей». Но право избирать и быть избранными имели лишь те, кто достиг 25 лет и имел годовой доход не менее 50 руб. Городское собрание выбирало распорядительный орган городского самоуправления — Общую Городскую Думу , которая состояла из городского головы, избиравшегося сроком на три года, и гласных шести групп городского населения, обозначенных в «Грамоте». Собираясь раз в три года, кроме исключительных случаев, Общая Городская Дума избирала исполнительный орган — Шестигласную Думу , в которой каждая группа населения была представлена одним гласным.

Общая Городская Дума в Ярославле начала действовать 11 ноября 1785, а 12 ноября состоялись выборы в Шестигласную Думу, которая заседала раз в неделю. В ведении Думы находились вопросы благоустройства города, развитие торговли и ремесел, защита сословных прав, строительство школ, гимназий, училищ, наблюдение« доброй веры» и др. Хозяйственная деятельность городского самоуправления ограничивалась недостатком средств. Шестигласная Дума отчитывалась в доходах и расходах перед губернатором и Казенной палатой.

В первой половине XIX в. городские собрания и общие городские думы прекратили свое существование во многих городах, а шестигласные думы стали называться просто городскими думами. Ярославская Шестигласная Дума стала называться Ярославской городской думой в марте 1813. В первой половине XIX в. пост городского головы занимали Ф. С. Сорокин , С. П. Матвеевский , И. П. Оловянишников , В. С. Соболев — люди, немало сделавшие для города. В этот период были проведены работы по укреплению берегов Волги и Которосли, отстроен уничтоженный пожаром гостиный двор, возникли новые учебные заведения. Неоднократно городская дума по распоряжению администрации занималась подготовкой к борьбе с эпидемией холеры.

16 июня 1870 было утверждено новое« Городовое положение», в соответствии с которым создавались бессословные органы городского управления: городская дума и городская управа. Городская Дума являлась распорядительным органом и состояла из гласных , избиравшихся раз в 4 года налогоплательщиками, достигшими 25 лет. Позднее, в 1892, новое« Городское положение» значительно сузило число избирателей, заменив налоговый ценз имущественным. Городская Дума избирала из своего состава исполнительный орган — Городскую управу в составе членов управы и городского головы. Последний утверждался в должности министром внутренних дел, возглавлял и Городскую Думу, и Городскую управу. Управа имела постоянную канцелярию, возглавлявшуюся городским секретарем и разделявшуюся на отделы(столы), соответствующие функциям городского самоуправления. Городская управа ежегодно отчитывалась перед Думой в своей деятельности.

В ведении городского самоуправления оставалось благоустройство города, народное образование, здравоохранение, благотворительные заведения, забота о развитии торговли и промышленности. Для пополнения городских финансов Городская Дума получила право устанавливать в пользу города ряд сборов(с трактирных заведений и постоялых дворов, с извозного промысла, с владельцев собак и др.). Деятельность органов городского самоуправления находилась под наблюдением властей.

Первое заседание Ярославской Городской Думы, избранной на основе« Городового положения» 1870, состоялось 16 марта 1871. В ее состав входило 66 гласных. Городская управа была избрана в составе 4-х членов и 5-ти кандидатов. Пост городского головы занял потомственный почетный гражданин Р. И. Кокуев . Впоследствии этот пост занимали П. А. Шубин, И. А. Вахрамеев , И. Н. Соболев , П. П. Щапов , Д. И. Чистяков , причем некоторые из них избирались не на одно трехлетие. По «Городовому положению» 1870 Городская Дума могла учреждать временные и постоянные специальные комиссии в каких-то чрезвычайных случаях или для управления отдельными отраслями городского хозяйства. Практически постоянно существовали санитарная, школьная, финансовая комиссии.

В 1917 при Городской Думе действовали 16 комиссий: ревизионная, арендная, продовольственная, топливная, юридическая, трамвайная, по благоустройству города, по выборам в Учредительное собрание и др. 27 апреля 1917 в состав гласных Городской Думы вошли представители Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В феврале 1918 Городская управа была упразднена новой властью.

Знаменитая городская реформа Александра II была проведена в 1870 году. Она стала частью коренных преобразований в российском обществе, наступивших после поражения в Крымской войне. До этого момента города страдали от чрезмерной административной опеки чиновников. Реформа дала им свободу в управлении хозяйством, экономикой, безопасностью и т. д.

Предпосылки

Подготовка проекта реформы городского управления началась в 1862 году. Согласно циркуляру министра внутренних дел Петра Валуева началось учреждение локальных комиссий, в которых обсуждался вопрос необходимости преобразований.

Эти временные органы работали три года. Городская реформа продолжилась, когда в 1864 году комиссиями был подготовлен общий проект, который должен был распространиться на все города империи. На следующем этапе планировалось рассмотрение этого документа Государственным советом. Однако 4 апреля 1866 года произошло покушение Каракозова на жизнь Александра II. Неудавшийся теракт внес смуту в умы чиновников. Проект забуксовал.

Принятие проекта

После длительной паузы Государственный совет, наконец, вернулся к рассмотрению черновика реформы. Очередная комиссия пришла к выводу, что вводить всесословное слишком опасно. Долгие споры закончились принятием системы, скопированной у Пруссии. В этом германском королевстве действовали три курии, которые составлялись из налогоплательщиков, разделенных на классы согласно их отчислениям в бюджет.

Такую же систему приняли и в России. Городская реформа 1870 года в итоге сводилась к следующему. Местная дума избиралась жителями, разделенными на курии. В первой из них пребывало всего несколько десятков самых богатых граждан, плативших больше всего налогов. Таким образом, дюжина зажиточных жителей получила представительство равное представительству среднего класса и огромной массы людей с малым доходом (они могли исчисляться сотнями и тысячами). В этом смысле городская реформа оставалась достаточно консервативной. Она вводила в саморегулирования, однако дума все равно составлялась исходя из социального неравенства жителей.

Органы городского управления

Согласно принятому положению городская реформа Александра 2 вводила городские общественные управления (думу, избирательное собрание и городскую управу). Они ведали хозяйственной жизнью, организовывали благоустройство, следили за пожарной безопасностью, обеспечивали население продовольствием, устраивали кредитные учреждения, биржи и пристани.

Городская реформа 1870 года учредила избирательные собрания, основная функция которых заключалась в избрании гласных в думу. Срок их полномочий составлял 4 года. Согласно новым нормам членом думы мог стать каждый гражданин, у которого были избирательные права. В этом правиле были и исключения. Например, количество нехристиан в думе не должно было превышать трети гласных (т. е. депутатов). Также евреи не могли занимать кресло городского головы. Таким образом, в основном избирательные ограничения носили конфессиональный характер.

Полномочия думы

Кардинальная городская реформа, суть которой заключалась в даровании городам самоуправления, сводилась к перераспределению полномочий властных институтов. До того все распоряжения делались из централизованного органа и одного чиновничьего аппарата. Такое управление отличалось крайней неэффективностью и застойностью.

Городская реформа привела к тому, что дума получила полномочия назначать разных должностных лиц. Также она теперь регулировала установление, уменьшение и увеличение налогов. В то же время расходы на содержание этого находились в ведении губернатора. Заседания назначались по желанию хотя бы пятой части гласных. Кроме того, думу мог созвать городской голова или губернатор. Эти органы самоуправления появились в 509 городах.

Другие особенности реформы

Помимо всего прочего, дума определяла состав городской управы. Этот орган, в свою очередь, заведовал составлением смет, сбором сведений для гласных, взиманием и расходом сборов с населения. Управа отчитывалась перед думой, но в то же время имела право признать решения представительного органа незаконными. В случае конфликта между этими двумя институтами власти в ситуацию вмешивался губернатор.

Избиратели думы не могли быть судимыми или находиться под следствием. Вводился (25 лет). Понижение в правах ждало снятых со службы государственных чиновников. Также своего голоса лишались граждане, имевшие недоимки по сбору налогов. Предварительные списки избирателей согласно разделению на курии составлялись думой. Городской голова назначался из числа гласных. Этот выбор делал губернатор.

Значение

Важнейшая городская реформа привела к началу небывалого промышленного и торгового развития городов. Связано это было с тем, что в провинции вовсю заработали механизмы рыночной экономики. Теперь город мог сам решать, на что и как тратить свои деньги. Такое самоуправление было в разы эффективнее прежней костной административной модели.

Наконец, городская реформа Александра Николаевича позволила жителям страны узнать, что такое гражданская активность. До этого у мещан не было рычагов для управления родным домом. Благодаря наступившим преобразованиям ситуация коренным образом изменилась. Рост гражданского самосознания стал основой зарождения новой отечественной политической культуры.

Предпосылки и цель городской реформы

Определение 1

Реформа городского самоуправления 1870 года – либеральная императорская реформа с целью получения населением города права на управление хозяйством города.

Необходимость реформирования городского управления вызвана проведением крестьянской реформы и отменой крепостничества. В результате чего, новый общественный уклад требовал гибкого и грамотного управления страной. Централизованное управление все больше тормозило развитие отдаленных регионов, поэтому ряд полномочий в управлении городом было решено передать на места.

В 1862 году страна готовилась к проведению реформы - создано 500 комиссий в уездах и губерниях для выработки предложений и улучшения городских условий.

В 1864 году выпущено «Городское положение» по результатам комиссионных выводов и рекомендаций. Руководителем данного проекта, Александр II назначил П.А. Валуева, который направил изданное положение в государственный совет, с утверждением которого, правило равных сословных выборных прав так же было принято.

    Городское управление. Статьи данной главы вводили основные положения и принципы управления городами и страной в целом:

    • Внешнее благоустройство;
    • Продовольственное обеспечение;
    • Безопасность;
    • Строительство и введение дополнительных учреждений (бирж, банков, пристаней и пр.).

    Основной функцией избрания стал выбор один раз в четыре года гласных на места в городскую думу. В думу могли попасть любые избранные народом и наделенные избирательными правами граждане.

    Основное правило: избрание – 2/3 христиан в управлении, а городской глава в обязательном порядке должен был принять христианство.

    К задачам Городской Думы отнесли:

    • Назначение избранных к управлению;
    • Определение размера содержания Городской Думы и управляющих ей;
    • Определение размера городских сборов и налоговых платежей.

    Задачами Городской Управы назначались: составление смет и сбор данных для управления, отчет перед Думой в своих действиях и расходах. Управа могла посчитать решение думы незаконным, и в дела управления вступал губернатор.

    Проведение выборов в Городскую Думу.

    Определение 2

    Городская Дума – бессословный орган управления городом.

    Городские Думы введены в 506 городах России, что так же было зафиксировано в «Городском положении». Состав в Думу формировался один раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов , имевшими определённый имущественный ценз. Избирателями выступали подданные Российской империи старше 25 лет, обладающие собственным имуществом без задолженности по налогам и сборам.

    Избиратель не мог быть судим или проходить в следственных мероприятиях на момент выборов. Список избирателей сортировался по величине налоговых поступлений от горожан и утверждался Городской Думой перед проведением выборных мероприятий. Первую и вторую избирательную группу составляли плательщики 1/3 налоговых сборов, в третий избирательный разряд включали остальных плательщиков

    Городской глава избирался губернатором или министром внутренних дел из числа гласных тайным голосованием.

Итоги городской реформы

  • Начало бурного роста в торговле и промышленности;
  • Закрепление системы органов общественного управления;
  • Приобщение всех классов и сословий к гражданской ответственности и культурному развитию;
  • Подъем политического просвещения и культуры;
  • Трудности в управлении, связанные с большим финансированием - основная часть дохода от налогов направлялась на затраты правительственного аппарата, безопасность и прочие инфраструктуры города.

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении