teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Рассказ матренин двор краткое содержание по главам. Матренин двор, в сокращении. Тест по рассказу Матренин двор

Полный вариант 1 час (≈17 страниц А4), краткое содержание 3 минуты.

Герои

Игнатич (рассказчик)

Матрёна Васильевна Григорьева (главная героиня и праведница)

Ефим Миронович Григорьев (супруг Матрёны)

Фаддей Миронович Григорьев (старший брат Ефима, бывший возлюбленный Матрёны)

«Вторая Матрёна» (жена Фаддея)

Кира (дочь «второй» Матрёны и Фаддея, приёмная дочь Матрёны Григорьевой)

Муж Киры (машинист)

Сыновья Фаддея

Маша (близкая подруга Матрёны)

3 сестры Матрёны

На железной дороге, соединяющей Муром и Казань, за сто восемьдесят четыре километра от Москвы вышел пассажир. Он являлся рассказчиком. Его судьба схожа с судьбой Солженицына. Он был на войне, сидел после войны в лагере около десяти лет. По этой причине при устройстве на работу все его документы тщательно проверяли. Он мечтал преподавать в российской глубинке, далеко от города. Но он не смог жить в деревне Высокое Поле, потому что не продавали продукты и хлеб. Поэтому он перевелся в поселок Торфопродукт.

Он поселился в деревне Тальново. Он жил в избе, хозяйкой которой была Матрена.

Матрена со временем, так как считала это не интересным для своего постояльца, порой вечерами рассказывала о своей судьбе. Ее рассказы заворожили и ошеломили рассказчика. Он заметил в ее судьбе смысл, который не могли заметить люди в деревне и родные Матрены. Ее муж пропал в самом начале войны без вести. Муж любил ее, никогда пальцем не тронул, как другие мужья в деревне. Однако Матрена не любила его, ей предстояло стать женой Фаддея, приходившегося старшим братом ее мужу. Но тот участвовал в первой мировой войне, где и пропал. Матрена сначала ждала его, однако в итоге была вынуждена стать женой Ефима. Но тут вдруг вернулся ее суженый, который был все это время был в плену у венгров. Фаддей сказал, что не убил Матрену и ее супруга лишь по одной причине – потому что Ефим его брат. Старший брат очень сильно любил свою нареченную. Поэтому и девушку себе в жен нашел с таким же именем. У «второй» Матрены и Фаддея родилось шесть детей. А у Матрены и Ефима все шесть рожденных детей умирали, не достигнув трехмесячного возраста. В деревне решили стали говорить, что жена Ефима порченая. И Матрена сама стала верить этому. Она стала воспитывать дочь «второй» Матрены. Девочку звали Кира. Матрена занималась ее воспитанием десять лет. Потом Кира вышла замуж и стала жить в поселке Черусти.

Матрена на протяжении всей своей жизни жила не для себя. Она все время работала на кого-нибудь: то на колхоз, то на соседей. Выполняла она при этом мужскую работу и не просила за это плату. В Матрене имелась очень большая внутренняя сила. Она могла, например, остановить лошадь на бегу. А мужчины не могли этого сделать.

Через некоторое время рассказчик стал понимать, что как раз такие люди, как Матрена, которые отдавали себя для других без остатка, становятся основой жизни деревни и Русской земли в целом. Однако его данное открытие не радовало. Если государство держалось лишь на таких старухах, что с ним произойдет в будущем?

Матрена погибла, когда помогала Фаддею и его сыновьям перетаскивать через железнодорожные пути при помощи саней некоторую часть своей избы, которую завещала Кире. Фаддей не захотел ждать смерти приемной матери собственной дочери и принял решение взять наследство дочери при жизни Матрены. Этим он, сам того не ведая, спровоцировал смерть Матрены. Родственники на похоронах Матрены плакали. Однако это было больше по обязанности, чем от себя. Они в этот момент думали лишь о разделе имущества покойной женщины.

Фаддей не появился на поминках.

  1. Игнатьич – постоялец, который ведет рассказ. Он приезжает в глубинку работать учителем;
  2. Матрена – одинокая женщина 60 лет, у которой рассказчик жил квартирантом; Именно она выступает главным героем его истории;
  3. Ефим – муж Матрены;
  4. Фаддей – старший брат Ефима, некогда любивший ее;
  5. Кира – приемная дочь Матрены, ее племянница;
  6. Маша – подруга Матрены.

Постоялец

Рассказ Игнатьича начинается летом 1956 года, когда он, только что вернулся из Казахстана в Россию. Несмотря на прошлое и трудности с трудоустройством, он хотел работать учителем. И такую работу он смог найти в рязанской глубинке, в 184 километрах от Москвы.

Несмотря на то, что постоялец – учитель в этих краях был редкостью, которая помимо дополнительного дохода сулила бесплатную машину торфа на зиму от школы, квартиру найти было сложно. Почти все дома были небольшими и, к тому же, переполненными. Единственным подходящим оказался дом одинокой Матрены на самой окраине.

Было видно, что дом просторный, был построен для большой семьи, однако сейчас здесь жила одинокая старушка. И гостям она была не сказать, чтобы очень рада. Последнее время ей нездоровилось, и она проводила много времени на печи.

Гость же расположился на раскладушке возле окна, где поставил также стол и книги. Помимо них в доме давно жили колченогая кошка, а также стаи мышей и тараканов. Зайдя сюда, Игнатьич понял, что здесь он и остановится.

Ежедневные хлопоты и наступившее спокойствие

Матрена вставала в 4 утра, выходила во двор, доила козу, и готовила однообразную еду: суп, картошку да кашу ячменную. Но это нисколько не смущало Игнатьича.

Эта осень выдалась для хозяйки тяжелой и даже «обидной». В ту пору вышел новый «пенсионный закон», по которому полагалось «заработать» на пенсию, поскольку 25 лет работы в колхозе были за трудодни, а не за зарплату. Получить инвалидность по болезни тоже не получалось. Получить пенсию по потере кормильца, представлялось не менее хлопотным. Мужа – то в живых не было больше 15 лет – где же собрать все справки о его стаже?

Все это сопровождалось бесконечными справками и бумагами, которые следовало носить туда и обратно за десятки километров по сельсоветам и собесам. Эта волокита выматывала и без того больную женщину, а работу в огороде и сбор торфа никто не отменял. За торф же полагалось судить, поскольку для жителей он не предусмотрен и весь принадлежал тресту. По словам же Матрены, чтобы не замерзнуть, на зиму нужно было не меньше 3-х машин. Деревенские бабы, в том числе и хозяйка дома, бегали в лес по 5-6 раз на дню. Их часто обыскивали на дорогах, но зима каждый год приближалась неотвратимо.

Игнатьич часто наблюдал за Матреной. День ее был наполнен множеством дел, и часто не только своих. Ей нужно было сбегать за торфом, запасти на зиму козе – сено, а себе – брусники и картошки. За выделенные ей колхозом жалкие 15 соток, приходилось ходить на работы. Соседи, зная добродушность старушки, звали ее подсобить на свои огороды. Отказывать хозяйка дома не привыкла. Раз в 1,5 месяца возникала у нее новая забота – накормить козьих пастухов. Все бабы деревни делали это по очереди, да так, чтоб не хуже, чем другие. Поэтому Матрена бежала в магазин за продуктами, которые сама отродясь не ела: консервы, сахар да масло.

Временами же она не могла встать от недуга, и тогда все домашние заботы брала на себя ее давняя подруга – Маша. Но долго лежать ей было некогда, поэтому вскоре она уже занималась делами. И все же бумажные хлопоты не прошли даром: Матрене была назначена пенсия в 80 рублей, да школа выделяла 100 рублей за учителя. По этому поводу у нее объявились даже 3 сестры, которые ранее боялись, что придется им помогать родственнице. Старушка была рада наступившему спокойствию и даже спрятала 200 рублей на похороны.

Судьба Матрены

Скоро хозяйка с постояльцем совсем привыкли друг к другу. Оказалось, что Игнатьич долгое время провел в тюрьме, о чем старушка и так догадалась. Судьба же Матрены тоже не отличалась большим счастьем. Замуж она вышла давно, еще до революции, и с тех пор жила в этом доме. Рожала она 6 раз, но все дети умерли, не дожив и до 3-х месяцев. Муж ушел на фронт и не вернулся. Но была у нее, все же, одна воспитанница – Кира.

Изредка к ней наведывался высокий старик – Фаддей. Как рассказала старушка позже – это ее деверь, за которого она должна была выйти замуж. Но не успела – началась война, и его забрали. Уже минули все революции, а от него не было вестей. И она вышла замуж за его брата Ефима, а уж через несколько месяцев из плена вернулся и Фаддей. Не убил он ее только из-за брата.

Фаддей вскоре женился, выбрав девушку с ее же именем. Она родила ему 6 детей и часто бывала бита мужем. Наступила война, у Фаддея было плохое зрение и его не взяли, а Ефим ушел и не вернулся. Тогда от одиночества Матрена «выпросила» у жены деверя младшую дочку – Киру, которую вырастила как свою и выдала замуж.

Наследство и гибель Матрены

Хозяйка дома, страдая от болезней, завещала часть дома в наследство своей приемной дочке, которая вскоре приехала к ней. Оказалось, что ее семье выделяют участок в одной из деревень, где можно построить дом, для этого и пригодится обещанный сруб. Отец ее схватился за эту идею и, недолго думая, в один из февральских деньков привел к дому 5 сыновей с топорами. 2 недели пытались они разломать дом Матрены – в это время она совсем сдала, кошка пропала, а сестры, посягавшие на ее хату, ругали.

Везти решено было на 2-х санях, тащил которые трактор. Управиться нужно было за одну ночь, и старушка пошла с мужчинами на подмогу. А уже через несколько часов в оставшуюся часть дома пришли железнодорожные работники.

Подоспевшая подруга Маша поведала страшную весть. Оказалось, вторые сани застряли на железнодорожных путях, сын Фаддея, тракторист и Матрена пытались наладить трос, а в это время на пути задом подали паровоз без огней. Он то и снес всех троих. А паровоза никто не слышал, так как его заглушил работающий трактор.

Больше всех пострадали Кира и ее муж, который чуть не повесился, понимая, что из-за этой горницы погибли тетка и брат жены, а позже предстал перед судом. Как только стало известно о несчастье, начался раздел имущества. Сестры захватили дом и все имущество в нем, Фаддей хлопотал за себя – собрал весь развороченный сруб на переезде, а также обзавелся Матрениным сараем и козой. Дом заколотили, а Игнатьич переехал к заловке Матрены, которая не упускала случая ее унизить старушку.

И только тогда мужчина понимает, что вот на таких праведниках, которые ничего не просят для себя, бескорыстных и робких, держится еще село русское. И не только село, но и вся земля наша.

Тест по рассказу Матренин двор

Название: Матренин двор

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 8мин 49сек

Аннотация:

1956 год. Автор возвращается после лагерей. Он находит работу учителя во Владимирской области в местечке с названием Торфопродукт. Он поселился квартирантом к Матрене Васильевне Григорьевой. Матрена – одинокая женщина лет 60, измотанная болезнью. Живет она очень бедно. Пенсию ей государство не назначило, так как работала она в колхозе за трудодни. И помочь ей некому, так как муж ее пропал в войну, а дети все умерли. Была только бывшая воспитанница Кира, которую Матрена растила десять лет, пока та не выросла и не завела свою семью. Кира была дочерью Фаддея, брата Матрениного пропавшего мужа.
Очень быстро квартирант понял, что Матрена очень доброжелательный человек, который никому не отказывает. Любому, кто приходит к ней с просьбой о помощи, она считает нужным помочь.
Вот, наконец, стало ей полегче жить – школа платила за квартиранта, да пенсию все-таки небольшую выхлопотала.
Однажды Фаддей пришел и стал настаивать, чтобы она разобрала часть своего дома – горницу — и отдала его Кире. Кире нужно было поставить какое-то жилище на участке земли, чтобы ей этот участок отдали. Матрене жаль разбирать часть дома, где она прожила 40 лет. Однако, она все равно предназначала его после своей смерти Кире. Поэтому, повздыхав, она разрешает разобрать горницу.
К трактору прицепили двое саней и повезли. На железнодорожном переезде одни сани начали разваливаться. Матрена полезла помогать мужикам и их всех раздавили паровозом.
После смерти не нашлось людей, чтобы сказать о Матрене по-доброму, как она того заслуживала. Она помогала всем бесплатно, хотя имела слабое здоровье. Не гналась за богатством и была щедра. Мало кто понял, что она и была тем праведником, без которого не стоит село.

Матренин двор - рассказ автобиографичный.

Александр Исаевич Солженицын после окончания срока в ГУЛАГе, приезжает в одну из российских деревень и устраивается на работу учителем.

Жить он останавливается у одной из жительниц деревеньки – Матрены (кстати, Матрена – прототип реальной Матрены Васильевны Захаровой).

Автор селится у шестидесятилетней женщины Матрены. Она часто болеет. Кроме колченогой кошки, грязно-белой козы, мышей и тараканов у нее никого в доме не было. Игнатьич (рассказчик) очень подружился со своей хозяйкой. Жили они скудно, но ладно.

Питались практически одной «картовью», как называла Матрена картошку. Женщина испытывала большую нужду, но не страдала от этого. Доброта ее не оскудела от бедности и жестокости жизни. Она так же бескорыстно помогает людям. Все пользуются ее трудом, но никто не думает о благодарности.

Однажды Матрена рассказывает Игнатьичу всю свою нелегкую жизнь. В молодости она хотела выйти замуж за любимого Фаддея, но его забрали на войну. Ждала его она три года, а он все не возвращался. И вышла замуж за его брата Ефима.

А вскоре вернулся и Фаддей. Обозлился он на Матрену, но не тронул брата. Женился на девушке из соседней деревни, тоже Матрене. Детей у Фаддея было шестеро, и у Ефима с Матреной шестеро, только не жили они дольше трех месяцев, умирали все. Ефим ушел на войну и уже не вернулся обратно.

Матрена выпросила у фаддеевой Матрены дочку Киру. Воспитала ее как родную. А недавно, только до приезда Игнатьича, выдала Киру замуж за тракториста из соседней деревни. Игнатьич внимательно выслушал Матренину историю. Он отнесся с пониманием ко всем ее перепитиям жизни. Сколько вынесла эта женщина, не пожелаешь никому.

Вскоре пришла новая беда: Кире и ее мужу дали участок земли. А для того чтобы получить землю, нужно возвести на ней какую-то постройку. Фаддей решил взять у Матрены горницу от ее избы. Все знали, что горницу эту Матрена после своей смерти завещала Кире.

Матрена несколько дней ходила в раздумьях. Больше ее тревожило не то, что придется отдать горницу, а то, что отдать ее нужно раньше срока. Матрена еще не умерла, а горница-то завещана. Пришел Фаддей с сыновьями и зятьями разбирать эту горницу.

Трещат доски под крышей, стучит топор по бревнам, а Матрена не спит по ночам. Погрузили бревна на трактор. Да не захотели два раза везти, прицепили два воза к одному трактору. И Матрена увязалась вместе с ними, где что подсобить. Игнатьич ждал Матрену вечером на ужин, но не вернулась она.

Подумал, что пошла дальше провожать. Ждал к ночи, не вернулась. А потом пришла соседка и сказала, что Матрена погибла. На переезде сорвало трос между возами. Сын Фаддея с его племянником пошли налажать, а Матрена - между ними. Два вагона задним ходом двигались без фонарей и снесли воз вместе с теми, кто был рядом.

Матрену привезли хоронить в деревню. То, что он нее осталось: часть тела, правая рука и лицо – ровное, белое, как живое…. Фаддей так и не пришел на похороны. Он со всею жадностью думал, как отвести остальные бревна горницы и прихвать еще чего-нибудь. Сестры Матрены тоже пытались делить наследство.

Искренне плакала на похоронах только приемная дочка Кира да ее мать Матрена. А Игнатьич только после похорон понял всю суть Матрены. Как раньше он этого не замечал? Матрена – потерявшая шестерых детей, всю жизнь прожившая для людей, не скопившая ни денег ни богатства. Вот она – праведник, без которого «не стоит село, ни город, ни земля наша».

Образ Матрены

Реалистичность событий поражает читателей. Женщина, испытавшая в своей жизни столько горя и потерь, не знавшая семейного счастья, не потеряла человеческое милосердие. Она жалела свою больную кошку. Бросилась спасать свои фикусы, когда случился пожар. Простая, бескорыстная, добрая душа.

Она помогала всем. Уже не работая в колхозе, она по просьбе грозной жены председателя брала свои вилы и шла разгребать навоз. А.Солженицын не придумал этот образ. Он описал реальную русскую женщину, жившую в каждой деревне. Описал со всею горечью ее жизни, и сам проникся к ней сочувствием.

Своеобразие рассказа

  • Рассказ представляет художественную ценность в русской литературе:
  • Основная тема произведения – человеческая душа, которая живет несмотря на сложность бытия;
  • жанровые особенности: повествование дается через автора с его оценкой происходящего и через его героиню с ее отношением к жизни;
  • образ героини символичен: он подобен облику святой;
  • языковые особенности (вкрапление диалектизмов, разговорной речи, вариантов произношения слов).

Летом 1956 год повествователь возвращался в Россию из Казахстана. Видимо там он пребывал в лагере, так как по его словам задержался он лет так на 10. На родине его никто не ждал. Он ехал с целью стать учителем математики.

Когда приехал, пошел в отдел кадров и сказал, что хочет работать в школе, которая находится подальше от железной дороги. Работающих в отделе кадров удивило это, так как в то время все наоборот хотели работать в центре. Но место ему все-таки нашли. Это было Высокое Поле. Одно название городишки очень радовало автора.

Приехав в эту деревню, ему очень понравилось это место. Там было красиво хорошо и уютно. Но, к сожалению, там не пекли хлеб и не торговали ничем съедобным. И только один выход был ездить в центральный далекий гор за продуктами. Автор решает пойти снова в отдел кадров. Там долго сомневались в переводе. Но все-таки дали место. Поставили печать с надписью «Торфпродукт». Это было название станции. Куда было легко приехать, но тяжело уехать. Хмурый поселок, состоящий из бараков и домиков. И совсем без леса. Переночевав на станционной лавочке, автор решил идти дальше. Увидел он базар. Было рано и поэтому там никого не было, кроме одной женщины, которая продавала молоко. Рассказчик подошел к ней и купил молока. Стал сразу пить. В разговоре с ней он узнал, что кроме серого поселка Торфпродукт за бугром есть деревушка под названием Тальново. А за ней целая куча таких деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово - все поглуше, от железной дороги подальше, к озерам. У автора появилась надежда о том, что его мечта сбудется, что он найдет то зачем приехал из Азии. Он попросил продавщицу после базара отвести его в Тальново и подыскать ему жилье. Не смотря на то, что рассказчик казался выгодным квартирантом, найти жилье было трудно. Но женщина та привела его в такое место, где вокруг было очень красиво. И сказала, что есть одна женщина Матрена. У нее не так красиво, так как она болеет, и запустила дом. Но попробовать можно.

Дом Матрены находился на окраине. Был он большой но уже старый. Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одна одинокая женщина лет шестидесяти. Новая знакомая автора открыла калитку, и они зашли во двор. А затем и в сам дом. Матрена лежала на печи, ее лицо было желтым и больным. Видно недуг совсем ее измотал. Она не очень обрадовалась квартиранту. Так как болеет, и не сможет ему не принести, не подать ничего. Но сказала, пусть живет. Хоть и посоветовала автору походить по некоторым женщинам, которые тоже могли его приютить. В итоге рассказчик походил по тем домам. Но все равно знал, что жить он будет у Матрены Васильевны. И когда вернулся к ней. Она его, казалось, даже с радостью встретила. Они обсудили цену и то, что ему школа, в которой он будет работать, должна предоставить торф.

Матрена Ивановна не получала не рубля от государства и от родных. Пенсию не платили. В колхозе работала за палочки в трудовой книге. Родные ей помогали мало. В общем, поселился автор у Матрены Васильевны. Помимо него в доме жила кошка с больной лапой, мыши и тараканы. И электричество в доме было. Автор свыкся со всем в этом доме. Даже с шуршанием мышей и тараканов за стеной. Матрена Ивановна вставала в 4-5 утра. Растапливала печь. Кормила свое единственное животное в хозяйстве – козу, таскала три ведра воды, себе, козе и автору. Рассказчик просыпался всегда позже ее, говорил «доброе утро Матрена Васильевна». И всегда слышал доброжелательный ответ. А затем она его звала к завтраку. Не всегда это было вкусно. Часто пригорало или было недосолено. А в большинстве случаев от этой еды оставался на зубах налет или изжога. Но в этом не было вины хозяйки, все из-за нехватки хороших продуктов. Но всегда автор съедал все. Терпеливо откладывал либо волос, либо тараканью ножку. И никогда не смел, упрекать Матрену Васильевну. Да и она сама все понимала.

В ту осень много было у хозяйки бед. Вышел новый пенсионный закон. Она пыталась добиться, чтоб ей выплачивали пенсию. Но из-за того, что она работала в колхозе, а не на заводе, получить она ее не могла. Только если за утерю мужа, как кормильца. Но его не было в живых еще с войны, поэтому документов необходимых собрать она уже не могла. Для Матрены Васильевны самое лучшее средство от плохого настроения – была работа. Она всегда только этим и спасалась. Она называет автора Игнатич. Торфа на местных жителей выделялось мало, и им приходилось воровать. Но рассказчику, как учителю выделялась машина этого добра. У этой женщины всегда было много разных забот, то торф пойти принести, то пеньков, то еще чего то. Но больше всего усилий и времени отбирала коза. Так как ей каждый день необходимо нарвать травы, ее еще найти нужно было, именно поэтому в хозяйстве у нее была только она. А местный председатель и вовсе забрал часть земель жителей. И его жена заставляла помогать колхозу, и Матрену в том числе. Причем говорила еще, чтоб те брали свои вилы, лопаты и прочие приспособления. И никому не было интересно, что эта женщина жила без мужа и была больна. Но, не смотря ни на что, она всегда всем помогала. Была она безотказной в хозяйственных работах.

В ту зиму наладилась немного жизнь Матрены Васильевны. Стала она получать деньги. Пенсию – около 80 рублей. И 100 с копейками от квартиранта, т.е. автора и от школы. Благодаря этим средствам она заказала себе скатать новые валенки, купила телогрейку, перешила пальто и в подкладку вшила 200 рублей на похороны. И немного повеселела ее жизнь. Чаще она стала ходить к своей подруге Маше. А к себе гостей звала редко, только по праздникам. Однажды на крещение она пошла в церковь с котелком. Освятила воду, но котелка потом не обнаружила в церкви. И осталась на тот год она без священной воды. И это не смотря на то, что Матрена была скорее язычница. Верила приметам. Хоть и говорила всегда, перед любым делом «ну с богом».

Они друг к другу привыкли. Матрена была совсем не любопытная, как все женщины. И даже, когда автор рассказал, что сидел в тюрьме - она просто покачала головой. Автор же тоже почти ничего не знал о хозяйке дома. Только потом он выяснил, что Матрена вышла замуж до революции и сразу стала хозяйкой в доме, в котором они теперь живут, так как не было у нее не свекрови ни кого. Детей у нее было шестеро, но они один за другим умирали. Потом была, какая то воспитанница Кира. Муж не вернулся с войны, то ли был в плену, то ли умер. Но тела не было найдено, а может и вовсе женился, где-то за границей и забыл уже русский язык.

Однажды после возвращение со школы автор увидел в доме гостя. Это оказался сын ученика рассказчика, которого звали Григорьев Антошка. Этот мальчик был лентяй, он прекрасно понимал, что его в любом случае переведут в следующий класс, и от этого не учился, больше смеялся над учителями. А автор же ему от этого ставил только двойки и ничего выше них. Отец мальчика пришел узнать о плохой успеваемости сына и сказал, что проверяет теперь его дневник и даже его бьёт. Этого человека, который больше был похож не на отца, а на деда Антошки звали Фадей Миронович. Автор вспоминает, что однажды Матрена сама просила рассказчика ставить хорошие оценки Антошке Григорьеву. Но тогда автор не придал этому значения. И сейчас она стояла в проеме дверей и снова была просительницей. После ухода гостя автор узнал у Матрены, что оказывается этот Антошка сын брата ее без вести пропавшего мужа. И после этого их разговор прекратился.

Через пару часов, когда автор сидел за работой, зашла в дом Матрена и резко заявила, что она чуть не вышла когда-то замуж за этого Фадея Мироновича. Что он был старшим братом ее мужа, которого звали Ефим. Ей тогда было 19, а Фадею 23. Забрали его на войну германскую. Три года не было никакого известия от него. В итоге Матрене предложил выйти замуж младший брат Ефим, та согласилась. И через некоторое время вернулся Фадей с плена. Сказал, что если б это был не его брат, то порубал бы их обоих. Столько девушек было, на ком он мог жениться, но сказал, что женится только на той, которую будут звать Матрена. И нашел такую, по сей день живут. Только бьет он ее сильно. Автор вспоминает женщину, которая постоянно приходит жаловаться к Матрене Васильевне на своего мужа. Ефим же никогда не бил Матрену, один раз только ложкой по лбу ударил, так та обиделась и убежала в лес, больше и не трогал. Однако детей у Фадея с той Матерной было тоже шестеро, и все живые. А вот у Матрены Васильевны с Ефимом было шестеро, но не один из них до трех месяцев не доживал. И от этого все в деревне считали, что у Матрены порча. В сорок первом Фадея не взяли на войну из-за слепоты, а вот Ефима наоборот взяли. И не вернулся с нее он. И тогда Матрена попросила у той фадеевской Матрены кусочек Фадея – младшую дочь Киру. И жила девочка с ней лет 10, потом вышла замуж за молодого машиниста. И только от нее и исходит помощь хозяйки. То сахарку, то сальца передаст она ей. И Матрена тогда завещала горницу Кире, но на нее претендовали еще три сестры.

И тут приехала как раз эта Кира. Да Фадей, чтоб получить этот участок стал задумываться, что нужно молодым что-то построить. И загорелся он этим сильнее, чем Кира с мужем. С тех пор стал он все чаще приходить к Матрене, да уговаривать ее отдать горницу при жизни. Ей не было жалко ее отдавать, но все же она завещала ее Кире, а не Фаедею. И однажды в феврале. Фадей со своими сыновьями пришел и стал раскулачивать дом. Глаза его блестели. После небольшого перерыва из-за мороза горницу снова стали разбирать и перевозить. Всю погрузили они на тракторные сани. И после этого устроили они в доме Матрены гулянку. Потом все разошлись, и Матрена пошла провожать их. Однако после этого она долго не возвращалась. Автор думал, что она у своей подруги Машки, однако ее не было до часу.

Рассказчик проснулся от шумов на улицы. К нему зашли люди в шинелях и стали громко спрашивать, где хозяйка и пили ли тут те люди, которые повезли горницу на тракторе. Автор не понимал в чем дело. Одна осознавал, что Матрену за изготовление самогона могли арестовать. Игнатич убедил этих людей, что в этом доме не было никакой гулянки. В итоге они вышли с дома, ничего не объяснив. И только возле калитки сказали, что-то невнятное о том, что их разворотило, что не соберешь. И что-то о двадцать первом скором. Затем автор стал убираться в кухни. И услышал, что кто-то зашел, думал, что вернулась Матрена Васильевна. Но нет, зашла ее подруга Маша. Она была вся заплаканная. И она рассказала, что сани застряли на переезде. И в этой всей суматохе они не услышали звук приближавшегося поезда. В итоге троих он раздавил, в том числе и Матрену.

Автор лег спать, перед этим замкнувши дверь. Он лежал, и ему казалось, что Матрена в доме, и мечется по нему, прощаясь с каждым сантиметром. Потом он вспомнил рассказ ее о Фадее, как тот угрожал, что порубает ее и его брата, но не сделал этого в итоге. И все-таки слова его осуществились.

На рассвете женщины привезли на санях все, что осталось от Матрены. Не рук, не ног, все было вперемешку. Только лицо и правая рука осталась. Из дома вынесли все цветы, завесили зеркало и возле окна поставили гроб. К которому подходили деревенские попрощаться с ней. Все плакали, хотя их плач был словно по сценарию прописанный. Особенно сильно рыдали и причитали ее сестры. Которые уже все позабирали и сундук, и даже выпороли 200 рублей на похороны. И все плача обвиняли, что ее горница погубила, что она их не послушала. И так же театрально плакала и та Матрена, которую потом взял в жены Фадей. Плакала и Кира, из-за своей тети и из-за того, что мужа должны были судить. Так как он был вдвойне виновен и в том, что вез горницу и в том, что он был машинистом и знал правила неохраняемых переездов. Но самое главное, что Фадей не так уж страдал от того, что не стало его сына и женщины, которую он когда любил. Он больше переживал за то, что сестры Матрены могут забрать остальную часть дома.

Пока гробы стояли в домах, Фадей бегал и добивался, чтоб ему дали разрешение забрать остальную часть горницы. И ему дали это разрешение. В воскресение похоронили Матрену. Затем поминки. Но Фадей не пришел на них. Потом делили имущество. И договорившись, получилось так, что сестра одна забрала козу, сапожник с женой - избу, а Фадею засчитали ту горницу, которую он давно себе присвоил.

Позже автор поселился с одной из сестер мужа. Которая часто рассказывала гадости о Матрене. Что и муж ее не любил, и что любовницу он заводил. И что Матрена не следила за собой и хозяйство не заводила.

И только потом рассказчик сделал вывод, что Матрена Васильевна была тем самым праведником, без которого, по пословице, не стоит село.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении