teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

В Антарктиду с РГО! Начался набор учёных-добровольцев. Как живут на полярной станции: интервью с полярником Сергеем Никитиным Приму участие в экспедиции к антарктиде

Airbnb и организация «Охрана океанов» бесплатно оправляет пять добровольцев в Антарктику для изучения климата.

Выбранные пять человек поедут в Антарктику под руководством исследовательницы Кирсти Джонс-Вилльямс, чтобы собрать образцы льда и изучить влияние микропластика на окружающую среду.

План экспедиции

  • Первая и вторая недели. Обучение в Чили: вы познакомитесь с товарищами по команде и руководителем экспедиции Кирсти Джонс-Уильямс. За 2 недели физической и психологической подготовки к исследованиям в непростых условиях Антарктиды вы привыкнете к научному языку, испытаете снаряжение, увидитесь с местными партнерами и откроете для себя дикую природу Чили.
  • Третья неделя. Исследования в Антарктиде. Будьте готовы к 10 дням серьезной работы в лагере Union Glacier на Южном полюсе, где вы познакомитесь с суровой красотой Антарктиды. Вместе с командой вы будете изучать собранные образцы снега и выяснять, присутствуют ли микрочастицы пластмасс на самом холодном континенте. А после трудового дня вы сможете прокатиться на снегоходе или фэтбайке.
  • Четвертая неделя. Готовьте выводы: после полевых работ вместе с командой вы вернетесь в Чили, чтобы в течение нескольких дней обработать находки и описать, какое влияние оказывает человечество на самый отдаленный регион Земли. Ocean Conservancy поможет вам стать послами охраны океанов. Вы расскажете миру, как свести к минимуму коллективный пластиковый след и грамотно пользоваться ресурсами планеты.

Зарегистрироваться на Airbnb:

Премьерный показ многосерийного документального фильма «Антарктида. Хождение за три полюса » начинается 14 января на Первом канале.

У жителей Свердловской области есть как минимум два дополнительных повода посмотреть этот захватывающий сериал о самом загадочном и труднодоступном континенте планеты.

Во-первых, в антарктической экспедиции участвовал екатеринбуржец Алексей Макаров, известный инженер-конструктор, создатель уникальных вездеходов «Бурлак ». Во-вторых, техника для ледового похода — два автомобиля-амфибия «Емеля » и прицепы к ним — проходила предстартовую подготовку в Екатеринбурге.

Создатель легендарного внедорожника «Емеля », номинант книги рекордов Гиннесса москвич Василий Елагин так объяснил свой выбор:

— Мы решили полностью технику готовить здесь. Алексей предложил нам мастерскую, где есть команда людей, которые понимают, что делают. В гараже машины полностью разобрали, проверили каждую деталь, затем собрали заново, обкатали и только после этого дали «добро» на доставку в Петербург.

Елагин и Макаров знакомы уже давно, их объединяет общая страсть к автотехнике и экстремальным путешествиям. Так, Василий Елагин участвовал в тестировании арктического вездехода «Бурлак » в условиях Приполярного и Полярного Урала, дрейфующих льдов Карского моря.

Детище уральского автоконструктора зарекомендовало себя с самой лучшей стороны, но для антарктического похода все-таки был выбран вездеход «Емеля » как более легкий по весу — природа шестого континента очень хрупка и требует к себе максимально бережного отношения.

В автопробеге по Антарктиде Алексей Макаров и Василий Елагин участвовали в качестве механиков - водителей. Прошедшие техподготовку в Екатеринбурге вездеходы «Емеля » были погружены в Петербурге на линейное судно, идущее до Кейптауна, затем в транспортном самолёте их доставили до станции Новолазаревская.

Отсюда начинался первый в истории автономный автопробег через самый южный материк, протяжённость маршрута составила более 5,5 тысячи километров. Участники экспедиции побывали на Полюсе недоступности, Южном полюсе и Полюсе холода.

В ходе путешествия у полярников не было возможности пополнить запасы топлива и пищи. Именно надежность техники и мастерство экипажа обеспечило успех экспедиции Валдиса Пельша, которая началась 1 декабря 2018 года и закончилась 7 января 2019-го. Сам Валдис сравнил это путешествие с полетом в космос, а возможность попасть в Антарктиду в качестве участника первого автономного автопробега назвал событием всей жизни.

Съемочной группой получен уникальный материал, из которого сделан столь же уникальный многосерийный фильм. Его премьера приурочена к исторической дате — в 2020 году весь мир и особенно Россия отмечают 200 лет изучения Антарктиды.

Континент был открыт русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева 16 января 1820 года. На шлюпках «Восток » и «Мирный » первооткрыватели подошли в район современного шельфового ледника Беллинсгаузена.

Из путевых отчетов экспедиции
Антарктиду можно назвать настоящей пустыней, несмотря на то, что здесь находится 70% мировых запасов пресной воды. Воздух здесь примерно такой же, как в Сахаре. Последние осадки здесь, если и были, то в древние времена.

Из-за такой сухости участники экспедиции обязаны были постоянно пить воду. Её, конечно, никто не брал с собой. Ведь вокруг машин тонны чистейшего снега. Его набирали в специальные контейнеры, которые помещали рядом с работающим двигателем. Получалась по сути дистиллированная вода, поэтому к ней полагаются витамины и минералы, которые и употребляли участники экспедиции.
Из-за пересыхания слизистых у участников похода периодически начиналось кровотечение из носа.

Справка
Площадь Антарктиды — более 14,4 миллиона квадратных километров. Помимо полюса холода (на станции «Восток » температура опускалась почти до —90) в Антарктиде располагаются точки самой низкой относительной влажности воздуха, самого сильного и продолжительного ветра и самой интенсивной солнечной радиации.

Антарктида — нейтральная территория. На материке расположены полярные станции Аргентины, России, США и других стран, континент может использоваться только в мирных целях. Природоохранные организации по всему миру предпринимают немало действий, чтобы сделать Антарктиду природным заповедником.

Автор статьи: Служба информации УР , фото: pixabay.com

фото: пресс-служба МТС САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ПАО «МТС», крупнейший российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг, стал первым российским оператором, установившим базовую станцию сотовой связи в Антарктиде.
АПИ
21.01.2020 Санкт-Петербург, РФ – ПАО «МТС» (NYSE: MBT, MOEX: MTSS), крупнейший российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг, стал первым российским оператором, установившим базовую станцию сотовой связи в Антарктиде.
KU66.Ru
21.01.2020 2020 год ознаменован событием, случившимся 200 лет тому назад, когда впервые русские мореплаватели Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев подошли к неизведанному континенту, расположенному на юге Земли, Антарктиде.
Администрация Чкаловского района
09.01.2020

Нацисты в Антарктиде. Вокруг этой исторической темы столько легенд и домыслов, что в наше время очень сложно разделить правду и вымысел. Экспедиция в Антарктиду, Новая Швабия, база 211, конвой фюрера, бой с эскадрой адмирала Бёрда и много другое. Что же было на самом деле, а что придумано? Попробуем разобраться.

Экспедиция в Антарктиду.

Принято считать, что эпоха великих географических открытий давно прошла. С одной стороны, это так. Но и ХХ век оказался не обделен географическими открытиями. Касались они в основном Арктики и Антарктики. К началу ХХ века они были единственными «белыми пятнами» на планете. После Первой мировой войны человечество создало целый комплекс технических средств, позволявших исследовать необъятные ледяные просторы на крайнем севере и крайнем юге. Арктику активно исследовали и осваивали Советский Союз, Норвегия, Италия, Германия и другие европейские страны. Об этом известно достаточно широко. О полетах дирижаблей «Норге» и «Италия», походах советских ледоколов и ледокольных судов знают все. А об исследовании Антарктиды в 30-х годах ХХ века знают немногие. После прихода в Германии к власти Гитлера нацистам были нужны пропагандистские акции мирового уровня. Например, такие как Олимпийские игры в Берлине 1936 года, где впервые в истории велась телевизионная трансляция церемонии открытия в прямом эфире. К событиям такого же масштаба относилась и немецкая экспедиция в Антарктиду.

Строго говоря, она была далеко не первой. Первая экспедиция состоялась в 1901-1903 годах, вторая в 1911-1912 годах. В 1937 году в южные моря впервые вышла германская китобойная флотилия, и после её успешного возвращения весной 1938 года началась подготовка третьей германской антарктической экспедиции. Формально это была гражданская экспедиция (в фашисткой Германии!) в сотрудничестве с немецкой авиакомпанией «Люфтганза». Главной задачей экспедиции было исследование определенного сектора Антарктиды с последующим закреплением его как территории Германии. Так как экспедиция планировалась многочисленной, было решено направить к берегам Антарктиды переоборудованное грузопассажирское судно.


Переоборудование касалось установки катапульты и крана для работы с тяжелым гидросамолетом. «Швабия» (MV “Schwabenland”) была грузопассажирским судном. С 1934 года она работала в Атлантике как пакетбот. После модернизации на борту «Швабии» базировались два тяжелых гидросамолета. Они могли стартовать с паровой катапульты на корме корабля, а после полета подниматься на борт с помощью крана. Переоборудование «Швабии» проводилась на одной из верфей Гамбурга. На борту «Швабии» находилось около 200 человек и 4 собаки. Руководил экспедицией полярный капитан Альфред Ричер , широко известный в 30-х годах ХХ века экспедициями на Северный полюс. Перед отправлением экспедиции произошел странный инцидент. В Гамбург приехал американский полярник Ричард Бёрд , который получил приглашение на участие в экспедиции. Но почему-то перед самым отплытием он отказался от участия в ней. Некоторые источники утверждают, что Бёрд принял такое решение, узнав, что на борту находятся офицеры СС. «Швабия» отправилась в Антарктиду из Гамбурга 17 декабря 1938 года.



Прибыв в Антарктиду 19 января 1939 года, экспедиция начала методическое подробное фотографирования континента. Был обследован огромный район южного континента от 13° з. д. до 22° в. д. (приблизительно 600 000 км²), через каждые 25-30 км сбрасывались вымпелы, каждый из которых был весом около 12 килограмм. Это было сделано для того, чтобы впоследствии их можно было найти с помощью магнитометров и доказать факт закрепления территории за Германией. Было сделано более 11000 фотоснимков, охватывающих примерно 360 000 км², что больше территории современной Германии. Экспедиция открыла свободный ото льда оазис Ширмахера. Место, где была произведена высадка на берег континента, назвали «Новой Швабией». В середине февраля 1939 года экспедиция покинула Антарктиду. Возвращение судна в Гамбург заняло два месяца. 12 апреля 1939 года «Швабия» вернулась в Гамбург, где капитан Ричер доложил Гитлеру о проведённых исследованиях. Полярник был так захвачен результатами «ледового похода», что сразу стал планировать вторую, полностью гражданскую, экспедицию с использованием большого количества самолётов. Однако началась Вторая мировая война, и эти планы пришлось отменить.


Эта часть нашего рассказа строго документальна. Нацистская Германия действительно организовала экспедицию в Антарктиду и сделала попытку «застолбить» часть её территории.

База 211

Всё то, о чем будет рассказано далее, вероятнее всего миф. Но, как всегда, есть нюансы, которые заставляют задуматься о том, что что-то из рассказанного, отдельные части, может оказаться правдой. Слухи и легенды говорят о том, что во время экспедиции на «Швабии» с помощью авиации были найдены два оазиса безо льдов.

На самом деле был открыт оазис Ширмахера. Это район в центральной части Берега Принцессы Астрид и Земли Королевы Мод, представляет собой свободный ото льда участок площадью приблизительно 35 квадратных километров. Он отделен от океана ледником Никлисена шириной 80 км. В оазисе есть холмы высотой 220 м., ложбины, многочисленные озера. Вдоль северной части оазиса расположены водоёмы, соединённые под шельфовым ледником с морем, о чём свидетельствуют отчётливо выраженные приливные колебания уровня воды. Этот оазис был назван в честь немецкого летчика, принимавшего участие в экспедиции - пилота Р. Ширмахера . Сейчас на территории оазиса Ширмахера располагается антарктическая станция Новолазаревская, а также вторая постоянная антарктическая станция Индии Майтри.

Слухи же утверждают, что в найденных двух оазисах были открыты входы в пещеры. В этих пещерах была вполне комфортная температура. В некоторых из них были озера с морской водой – они явно соединялись с океаном, некоторые были «сухие». В 1943 году к Антарктиде прибыли немецкие подводные лодки, которые, якобы по следам языков теплой воды, нашли подводные входы в эти пещеры, и в них была создана база 211 – «Новый Берлин». Связь с «Новым Берлином» на постоянной основе осуществляли подводные лодки из так называемого «конвоя фюрера».

Читается на одном дыхании, и воспринимается как фантастика, не правда ли? Но есть свидетельства о фразе Карла Дёница , командующего сначала подводным флотом Германии, а потом и всего Кригсмарине. В 1943 году немецкий адмирал заявил: «Немецкие подводники впишут себя в историю хотя бы тем, что в другой части земного шара создали для фюрера величайшую и неприступную крепость» .

Как относиться к этим словам? Какая - то субмарина действительно дошла до шестого континента? Если была у немцев на русском Севере база «Норд» (смотри статью «Свастика над Арктикой»), по ней есть трофейные документы. По базе 211, кроме названия, нет ничего.


Конвой фюрера

В этой теме так же причудливо соединились правда и вымысел. Существовало ли такое подразделение в Кригсмарине, как «конвой фюрера»? Да, с большой долей вероятности. Возможно, что официально эти лодки назывались как то по-другому. Занимался ли конвой фюрера транспортными перевозками в Антарктиду? Нет. Реально задачей этих подводных лодок была тайная транспортировка «особых» пассажиров и грузов в другие страны. Об одной из сторон деятельности конвоя фюрера увлекательно написано в приключенческой повести Леонида Платова «Секретный фарватер». С 1943 года немецкое руководство занялось разработкой и реализацией плана «Шлюз» - тайной перевозкой людей и грузов в другие страны. Лодки, входившие в конвой, делились на три группы.

Первая группа состояла из боевых подводных лодок океанского класса -модернизированные лодки семейств тип VII и IX. Модернизация заключалась в том, что уменьшалось количество торпедных аппаратов и торпед, а за счет освободившегося пространства лодки могли взять на борт несколько пассажиров и небольшие партии груза.

Командирам и экипажам этих субмарин были поставлены особые и специальные задачи, подробности которых до сих пор не известны. Эти лодки имели ограниченное количество торпед на борту только для самообороны. Все остальное торпедное оружие на них было снято.

Вторая группа состояла из специально спроектированных транспортных подводных лодок тип XIV. Одна такая лодка-танкер обеспечивала десяти боевым подводным лодкам увеличение срока патрулирования на месяц. Были и специализированные лодки - торпедовозы. На немецком флоте лодки типа XIV называли «дойными коровами». По некоторым данным, такие «дойные коровы» входили и в конвой фюрера.

Третья группа – полумифическая. Якобы есть документальный фильм, где они сняты. Есть свидетельства полковника американской разведки Уиндела Стивенса о том, что во время войны немцы построили 8 больших субмарин. По размерам они сопоставимы с самыми большими в мире дизель-электрическими подводными лодками – японскими подводными крейсерами типа I-400. Как пишут исследователи, разработка проекта началась в 1938 году, к 1939 году проект был готов. Эти лодки обозначались как тип UF. Базировались они в бетонных убежищах для подводных лодок на острове Гельголанд. Называлось эта подразделение – эскадра «А». Никакой информации о лодках тип UF ни один из справочников по Кригсмарине не дает. Реальное количество подводных лодок, задействованных в конвое фюрера порядка 30 единиц. Это немного, по сравнению с общим количеством субмарин в Германии.


Реально есть два подтверждения существования конвоя фюрера.

Во-первых, две лодки из конвоя при непонятных обстоятельствах после окончания войны интернировались в аргентинском порту Мар-дель-Плате. Это U-530 (тип IX) и U-977 (тип VII). Американцы долго допрашивали экипаж, но ничего путного не узнали и отпустили его в Германию. Лодки перевели в США, где их сначала показывали, как образец вражеской техники, а потом потопили в качестве мишеней. Интересно другое. Впоследствии, один из командиров решил издать свои мемуары. В печать просочилось письмо, которое целесообразно процитировать. Письмо датировано 1 июня 1983 года: «Дорогой Вилли, я размышлял о том, стоит ли издавать твою рукопись, касающуюся «U-530». Все три лодки («U-977», «U-530» и «U-465»), участвовавшие в той операции, теперь мирно спят на дне Атлантики. Может быть, лучше не будить их? Подумай об этом, старый товарищ! Подумай также о том, в каком свете предстанет моя книга после рассказанного тобой? Мы все дали клятву хранить тайну, мы не сделали ничего неправильного и лишь выполняли приказы, сражаясь за нашу любимую Германию. За ее выживание. Поэтому подумай еще раз, а может быть, еще лучше представить все, как выдумку? Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия? И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом! Конечно, ты не намереваешься сделать это просто из-за денег. Я повторяю еще раз: пусть правда спит с нашими подлодками на дне океана. Таково мое мнение… На этом я заканчиваю письмо, старый товарищ Вилли. Пусть Господь хранит нашу Германию. Искренне, Хайнц».


Подводная лодка U-534. Подводная лодка вышла из Киля 5 мая 1945 года. На ее борту были часть золотого запаса Третьего рейха, секретные германские архивы и несколько пассажиров. Лодка шла в надводном положении, когда ее атаковали английские самолеты близ острова Анхольт, где она и затонула на глубине 60 метров. Но 47 членам экипажа удалось спастись. Они-то впоследствии и рассказали о грузе U-534.

Во-вторых, 11 июня 1945 года сотрудниками контрразведки СМЕРШ 79 стрелкового корпуса в здании штаба ВМФ Германии, расположенного по адресу Берлин-Тиргартен, Тирпитцзуфер 38-42, в служебном помещении обнаружены "карты прохождения морских глубин" с грифом "только для капитанов подводных лодок А-класса зондер-конвоя фюрера" в количестве 38 штук под номерами с серией "44" № с 0188 по 0199 и с № 0446 по 0456".

Экспедиция адмирала Бёрда

Такая экспедиция действительно была в 1947 году. Операция «Highjump» («Высокий прыжок»). США послали в Антарктиду мощную эскадру военных кораблей. Это была очень странная научная экспедиция. Формально нужно было основать научную станцию и провести гидрографические исследования. Её основу составляла оперативное соединение 68 в составе 13 военных кораблей с 33 самолетами на борту и 4 700 членов экипажа. Если речь шла о создание американской научной станции, то военный флот был явно лишним. Или всё-таки американцы что-то знали о базе 211? В состав соединения 68 входил авианосец «Филиппин Си» USS «Philippine Sea» (CV-47), 3 плавбазы гидроавиации, 2 эсминца, 2 танкера, 2 судна снабжения, подводная лодка и 2 вооруженных ледокола.


Руководителем экспедиции был контр-адмирал в отставке Ричард Бёрд – тот самый, что отказался в последний момент от участия в нацисткой экспедиции в Антарктиду. Командование Оперативным соединением 68 осуществлял контр-адмирал Ричард Крузен .

Несколько человек из экспедиции – летчики и матросы погибли от несчастных случаев. Из-за резкого ухудшения погодных условий, экспедиция вернулась в США. Это факты. Но почти сразу после возвращения и до сих пор по медийному пространству циркулирует другая версия возвращения. Якобы 68 оперативное соединение приняло бой с дисколетами с немецкими крестами. Эскадра потеряла эсминец и несколько самолетов. Таковы версии, но они явно не соответствуют действительности.

Заключение

И сегодня территорию бывшей Новой Швабии продолжают исследовать немцы - там работает германская антарктическая станция Нормайер III. Формального отказа от земель Новой Швабии германским правительством так и не было дано. Однако сегодня эта территория называется Земля Королевы Мод, и права на нее заявлены Норвегией. Нацистская антарктическая военная база 211 «Новый Берлин» - не более чем миф Несколько лет назад ученые стали замечать рядом со станцией странные явления - неопознанные летающие объекты. Что это такое, пока никто объяснить не может. Но точно не привет с несуществующей нацистской базы.

Святослав Князев

60 лет назад в Вашингтоне был подписан Договор об Антарктике - первый международный нормативный акт по контролю над вооружениями времён холодной войны. Вскоре после завершения Второй мировой войны Географическое общество СССР приняло резолюцию, в которой указывалось, что Советский Союз имеет право участвовать в разработке политического статуса материка, так как он был открыт российскими моряками. Договор 1959 года определил стратегию освоения материка - полную демилитаризацию и свободу научных исследований. По словам экспертов, сегодня Россия является лидером в проводимых в Антарктиде работах, которые имеют огромное значение для всего мира.

  • Советские полярники в Антарктиде
  • РИА Новости
  • В. Парк

1 декабря 1959 года 12 государств подписали в Вашингтоне Договор об Антарктике, поставивший точку в политических баталиях вокруг статуса континента и определивший стратегию его освоения на десятилетия вперёд.

Открытие Антарктиды

Предположения о наличии в районе Южного полюса неизвестного материка учёные высказывали ещё в древности. Однако проверить их долгое время не могли. Голландские, французские и британские мореплаватели, включая знаменитого исследователя Тихого океана Джеймса Кука, предпринимали попытки проникнуть на юг и обнаружить мифическую сушу, но их предприятия не увенчались успехом из-за сурового климата южных морей.

Всё изменилось после того, как к исследованиям присоединилась Россия. В 1819 году руководитель первой российской кругосветной экспедиции Иван Крузенштерн предложил морскому министерству план путешествия в южные полярные воды. Власти данное начинание поддержали. Однако заслуженные капитаны, имевшие опыт самостоятельных научных экспедиций, были в это время либо задействованы в других исследовательских мероприятиях, либо не могли отправиться в плавание по состоянию здоровья.

  • Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой ими Антарктиды в январе 1820 года
  • Wikimedia commons / М. М. Семенов

Руководство новым научным проектом было возложено на молодого способного офицера, участвовавшего в первом кругосветном путешествии под руководством Крузенштерна, — . Ему было поручено командовать шлюпом «Восток». Также в экспедицию вошёл шлюп «Мирный» под командованием Михаила Лазарева.

15 июля 1819 года экспедиция Беллинсгаузена покинула Кронштадт. Уточнив по пути месторасположение земель, обнаруженных другими мореплавателями, и открыв ряд новых островов, российские моряки 28 января 1820 года в точке 69° 21" 28" южной широты и 2° 14" 50" западной долготы достигли побережья Антарктиды.

Русские мореплаватели не были до конца уверены, открыли они архипелаг или материк. В феврале они несколько раз приближались к обнаруженной ими земле, а затем отошли на отдых в Полинезию. Проведя почти год в различных уголках Тихого океана, российские Колумбы снова взяли курс на юг. В январе они открыли остров Петра I и Землю Александра I. Стало ясно, что обнаруженная ими территория суши весьма обширна. В августе 1821 года экспедиция вернулась в Россию.

Гонка за Антарктику

Вскоре после россиян к берегам Антарктиды подошла британская экспедиция Эдуарда Брэнсфилда и американский китобойный корабль под руководством Натаниэла Палмера. В середине XIX века английские, французские, американские и норвежские мореплаватели занимались исследованием и нанесением на карту побережья нового материка.

В начале XX столетия был предпринят ряд экспедиций вглубь континента. В 1911 году между британцами и норвежцами началась гонка за право первыми поднять свой флаг на Южном полюсе. Это удалось полярнику из Норвегии Руалю Амундсену.

  • Территориальные претензии, заявленные на территорию Антарктиды
  • Wikimedia commons / Lokal_Profil

В первой половине ХХ века Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили объявляли отдельные территории в Антарктиде своими владениями. Серьёзные планы относительно освоения южного континента вынашивало руководство гитлеровской Германии.

Россия (а затем и Советский Союз) на время выпали из антарктической гонки по причинам военно-политического и экономического характера. Однако в 1930-е годы на фоне общего подъёма советской науки и успехов в Арктике в Москве прозвучали предложения по возвращению в южные полярные широты. По техническим причинам сделать это до начала Второй мировой войны не удалось, однако в 1938 году Наркомат иностранных дел СССР выступил с официальной нотой протеста против попыток Норвегии объявить часть Антарктиды своей территорией. Тогда же советское руководство провозгласило идею о принадлежности южного континента всему человечеству, которая была воплощена в жизнь более чем два десятилетия спустя.

В 1949 году Географическое общество СССР приняло резолюцию, в которой шла речь о том, что Россия является первооткрывателем Антарктиды и поэтому имеет право участвовать в разработке её политического статуса. Начались международные переговоры относительно будущего южного материка.

В 1950-е годы СССР с использованием мощностей китобойной флотилии, полученной от Германии по репарациям, приступил к практическому освоению южных полярных вод.

В начале 1956 года состоялась первая высадка советских полярников в Антарктиде и была основана станция «Мирный». 27 мая того же года после 370-километрового перехода была заложена первая в истории полярная станция, находящаяся в отдалении от берега, — «Пионерская». 14 декабря 1958 года советские полярники первыми в мире достигли Южного полюса недоступности — наиболее удалённой от берегов океана точки в Антарктиде.

«Отстав в первой половине ХХ века от других стран в вопросе исследования Антарктиды, СССР в 1950-е годы наверстал упущенное и вырвался в лидеры», — рассказал в интервью RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

Договор об Антарктике

15 октября 1959 года в Вашингтоне началась конференция по Антарктиде, в которой принимали участие 12 государств, имевших научные представительства на южном континенте: Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз и Япония.

1 декабря 1959 года участники конференции подписали договор, имевший бессрочный характер и состоявший из преамбулы и 14 статей. Ключевой его нормой стала полная демилитаризация Антарктиды: запрет на размещение военных баз и любых видов вооружений, а также на захоронение на территории материка радиоактивных материалов.

Таким образом, договор стал первым международным нормативным актом по ограничению вооружений в годы холодной войны.

Договор также предусматривал свободу научных исследований в Антарктике и подчёркивал важность сотрудничества между учёными из разных стран. Кроме того, в документе были зафиксированы конкретные процедуры, связанные с организацией международного взаимодействия, — в частности, порядок информирования одним государством других подписантов договора о своей деятельности в Антарктике.

  • Антарктический полюс относительной недоступности. Участники экспедиции, возглавляемой Евгением Толстиковым. 1958 год
  • РИА Новости
  • Ю. Багрянский

В дальнейшем документ подписали ряд новых стран. На сегодняшний день его участниками являются более 50 государств. Представители 29 из них имеют право голоса на проводимых в рамках договора саммитах.

Значение антарктических исследований

«Антарктические исследования исключительно важны для человечества. В частности, в связи с тем, что научная работа в Антарктиде даёт нам понимание процессов, связанных с климатическими изменениями», — заявил в беседе с RT начальник Российской антарктической экспедиции Александр Клепиков.

По словам учёного, острая международная дискуссия по климатическим проблемам сегодня достаточно политизирована, а антарктические исследования позволяют сделать её более взвешенной и конструктивной.

«Сейчас по вопросу климата звучит немало нервных алармистских заявлений. Проводимая же в Антарктиде работа сигнализирует об изменениях климата за миллионы лет, позволяя делать объективные выводы по данному вопросу», — заметил он.

При этом Александр Клепиков подчёркивает, что получаемые из Антарктиды данные важны не только в контексте палеоклиматических исследований.

«Для объективности текущих наблюдений важно, чтобы не было больших пространственных разрывов между местами наблюдений. Если в Европе метеостанций много, то в Антарктиде их количество ограничено. Получаемые с них данные уникальны», — отметил начальник Российской антарктической экспедиции.

Александр Клепиков объяснил, что информация, которую учёные собирают на южном континенте, чрезвычайно актуальна, так как позволяет разрабатывать сценарии будущего, в том числе ближайшего. В частности, она позволяет определить, как будет подниматься уровень океана в связи с таянием антарктических льдов.

Впрочем, по словам Клепикова, антарктические исследования не ограничиваются одним только климатом.

«В Антарктиде существует много неисследованных экосистем, там удобно находить метеориты, отрабатывать методологию поиска следов форм жизни, которая будет применяться на Марсе и на лунах. Направлений научных антарктических исследований много, и российские учёные сегодня принимают участие практически во всех. Мы уверенно остаёмся в лидерах мировой антарктической науки», — подчеркнул учёный.

  • Российские полярники в Антарктиде
  • РИА Новости
  • Алексей Никольский

В Антарктиде действуют российские круглогодичные базы «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Беллинсгаузен» и «Прогресс», а также несколько сезонных баз. В состав ежегодных антарктических экспедиций входят 120 участников сезонных работ и 110 участников круглогодичных работ на постоянных станциях.

«Антарктида — это континент российского лидерства. Он открыт русскими моряками и с середины XX века активно исследуется отечественными учёными. Процессы, происходящие на этом континенте, играют важную роль на мировом уровне, и со временем эта роль будет только возрастать. Поэтому российская научно-исследовательская работа в Антарктическом регионе чрезвычайно актуальна», — подытожил Константин Стрельбицкий.

Русское географическое общество объявляет о старте конкурса на участие в кругосветной океанографической экспедиции на судах Гидрографической службы Военно-морского флота Российской Федерации. За полгода путешественники на современном научном судне пройдут по маршруту экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, в ходе которой в 1820 году был открыт самый южный континент Земли – Антарктида. Добровольцы займутся изучением магнитного поля Земли, в том числе в районе Южного магнитного полюса.

В экспедицию приглашаются студенты, аспиранты, молодые учёные в возрасте от 18 до 45 лет (включительно) с географическим, геологическим, физическим образованием. Необходимо иметь собственную программу исследований, соответствующую тематике экспедиции. С подробными условиями конкурса можно ознакомиться в Положении . Заявки принимаются до 22 сентября .

"В декабре 2019 – июне 2020 года пройдёт экспедиция, посвящённая 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, а также 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна. В экспедиции примет участие научная группа РГО. Океанографическое исследовательское судно Гидрографической службы Военно-морского флота России "Адмирал Владимирский" выйдет из Кронштадта 3 декабря и направится в Антарктиду, во многом повторяя маршрут судов Беллинсгаузена и Лазарева" , – рассказал директор Департамента экспедиционной деятельности Исполнительной дирекции РГО Сергей Чечулин.

Судно на несколько дней зайдёт в порты Лиссабона (Португалия) и Рио-де-Жанейро (Бразилия), где будут организованы памятные мероприятия, встречи с общественностью, в том числе с представителями русскоязычных общин. Затем "Адмирал Владимирский" отправится на российскую антарктическую станцию "Беллинсгаузен", где 27–29 января 2020 года пройдут праздничные мероприятия с установкой памятной доски, а также приём на борту судна полярников с находящихся рядом научных станций.

После этого участники экспедиции в течение более чем двух месяцев будут проводить научные исследования в районе Антарктиды: запланированы обширные гидрографические работы в море Беллинсгаузена, а также уточнение местоположения Южного магнитного полюса в море Дюрвиля. В этот период планируется получить уникальные батиметрические данные, провести океанографические и гидрометеорологические исследования в омывающих Антарктиду морях.

В перерыве между исследованиями "Адмирал Владимирский" пополнит запасы в чилийском порту Пунта-Аренас, расположенном на побережье Магелланова пролива. По окончании работ в антарктических морях исследовательское судно пересечёт Индийский океан и совершит заход в порт Виктория на Сейшельских островах, где оно уже швартовалось во время антарктического плавания в декабре 2015 года. Здесь моряки отдадут воинские почести на могиле старшего судового врача русского крейсера 2 ранга "Разбойник" Александра Крупенина, похороненного в Виктории в 1895 году. Кстати, именно участники экспедиции РГО на "Адмирале Владимирском" во время своего визита на остров в 2015 году восстановили существовавшую до революции традицию посещения российскими моряками этого воинского захоронения.

Затем экспедиционное судно пополнит запасы в Порт-Судане (Судан) и, пройдя через Суэцкий канал, посетит порт Лимасола (Кипр). Планируется, что путешественники примут участие в совместных с РГО памятных мероприятиях в районе базы русской эскадры на острове Парос (Греция), посвящённых отмечаемому в 2020 году 250-летию Чесменского сражения. Следующей точкой маршрута станет порт Мессины на острове Сицилия (Италия), где экипаж также примет участие в торжественных мероприятиях по случаю 100-летней годовщины со дня спасения жителей Мессины от разрушительного землетрясения российской эскадрой Балтийского флота. По завершении визита "Адмирал Владимирский" выйдет из Средиземного моря в Атлантический океан и, следуя вдоль побережья Европейского континента, вернётся в Балтийское море и в родной Кронштадт.

Во время экспедиции на борту "Адмирала Владимирского" будет демонстрироваться выставка РГО "Самая красивая страна". 240 потрясающих фотографии нашей Родины станут доступны для публики во время стоянок судна в иностранных портах.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении