teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Гонорары писателей. Прозаические отношения писателей. А как у нас? Сколько зарабатывают писатели в России

Можно ли заработать на писательстве? Легко! И целые миллионы! Это доказывает ежегодный рейтинг самых богатых на планете авторов книг, составляемый изданием Forbes. Сколько зарабатывают писатели? И почему в перечне Forbes нет российских имен? Об этом в материале студии "КНИГА".

Сочиняй и богатей: сколько зарабатывают писатели книг

Ежегодно американский журнал Forbes подсчитывает, сколько зарабатывают писатели книг, и составляет хит-парад богатейших литераторов мира. В 2017 г. его лидером оказалась мама Гарри Поттера Джоан Роулинг. С июня-2016 по июнь-2017 она положила в свой кошелечек $95 млн.

Немного отстает от британской романистки американец Джеймс Паттерсон. Сочинитель взрослых детективов и повестей для подростков за год стал богаче на $87 млн. На третьей строчке с гигантским отрывом Джефф Кинни – создатель популярной детской серии «Дневник слабака». Его счет за 12 месяцев пополнился «всего» на $21 млн.

Остальные места в десятке распределились следующим образом (суммы указаны в миллионах долларов):

  • Дэн Браун (ответственный за конспирологические романы о профессоре Лэнгдоне получил $20);
  • Стивен Кинг (король ужасов разбогател на $15);
  • Джон Гришэм (автор многочисленных детективных историй продал их на $14);
  • Нора Робертс (прибыль романистки, пишущей в детективном жанре, увеличилась на $14);
  • Пола Хокинс (создательница бестселлера «Девушка в поезде» заработала $13);
  • Э.Л. Джеймс (сочинительница трилогии «Пятьдесят оттенков серого» разжилась $11,5);
  • Даниэла Стил (королева женской прозы смогла добавить на свой счет $11).

А как у нас? Сколько зарабатывают писатели в России

Нетрудно заметить, что в списке Forbes нет ни одного автора-россиянина. И такая тенденция сохраняется десятилетиями. Неужели у нас никак невозможно разбогатеть, занимаясь писательским трудом? По мнению экспертов, теоретически возможно! Однако основная проблема заключается в тиражах – слишком маленьких, если сравнивать с западными. Даже стоимость книжной продукции играет меньшую роль в том, сколько зарабатывают писатели.

Дарья Донцова, Дина Рубина, Борис Акунин – у этих и некоторых других отечественных литераторов очень хорошие продажи. Так, общий тираж наследия Донцовой – примерно 200 млн. экземпляров. Но романы Роулинг продаются тиражами в 400 млн. – больше лишь у Библии. При этом тираж, с которым выпускается книжка в РФ сегодня – в среднем 4,5 тыс. копий.

Еще один аспект разницы в доходах российских и зарубежных прозаиков связан с языковым барьером. Многие авторы-иностранцы богатеют быстрее отчасти потому, что пишут по-английски. Ведь на этом языке говорит гораздо большее число людей, нежели на русском. Между тем далеко не всех наших романистов переводят. Повезло в этом смысле Дине Рубиной, Людмиле Улицкой и Дмитрию Глуховскому. Однако в сравнении с международными тиражами той же Роулинг это мизер.

Другой немаловажный момент – размеры гонораров. Если вы только пришли в литературу, гонорар обычно составляет всего 25 тыс. руб. А творцу с именем вполне готовы заплатить и целый миллион. Так что, то, сколько зарабатывают писатели книг, во многом зависит от трудового стажа на литературном поприще.

И, наконец, цена книжной продукции. Как заработать современному писателю, если за последнее время стоимость печатной и электронной литературы в России почти не поменялась?! В Европе и Соединенных Штатах книги стоят значительно дороже, что отражается и на прибыли авторов, считающейся от итоговых продаж. Но если сейчас цена на литературу в РФ увеличится, количество читателей и тиражи существенно сократятся.

Как заработать современному писателю? Не полагаться только на свой дар!

С учетом вышеперечисленного, как заработать писателю в России? Почти всем приходится подыскивать дополнительный заработок. Даже состоявшиеся романисты вынуждены писать сценарии к сериалам и телефильмам, заниматься журналистской или предпринимательской деятельностью, преподавать. Хорошо, если удастся продать права на книжку за границу. Но все равно то, сколько зарабатывают писатели в России, очень мало в сравнении с западными странами.

Большинство отечественных прозаиков, включая номинантов и лауреатов престижных премий, зарабатывает писательством около 80–100 тыс. руб. в год. Прожить на доходы от творчества могут только коммерческие авторы, специализирующиеся на фантастике, детективах и любовных романах. Например, гонорар Дарьи Донцовой за одно произведение зачастую достигает $140 тыс. Александра Маринина получает в среднем $100–150 тыс., Борис Акунин – $25–30 тыс., а Татьяна Устинова – $25 тыс.

Впрочем, и на Западе не каждый литератор, даже самый знаменитый и любимый – миллионер. Написать хорошее произведение – это еще не все. К примеру, «Гарри Поттер» – не просто отличная история о взрослении, волшебстве и борьбе Добра со Злом, но и удачный маркетинговый проект, приносящий огромную прибыль. В его раскрутку вложены немалые средства, а у российских издательств на подобные пиар-акции денег попросту нет.

Да и сама Роулинг богатеет не только на сочинительстве. Львиная доля ее доходов – продажа прав на киноадаптацию Поттерианы. А в 2016 г. личные средства писательницы выросли в связи с экранизацией книжки «Фантастические твари» и спектаклем «Гарри Поттер и Проклятое дитя». Кроме того определенную сумму романистке перечисляет парк аттракционов «Волшебный Мир Гарри Поттера».

Итак, чтобы заработать на своем творчестве и войти в Топ-10 от Forbes, творцу из любого государства придется как следует постараться. К успеху приведут не только талант, трудоспособность и упорство, но и грамотный маркетинг и изрядная удача.

По материалу «Российской газеты»

P.S. За два года мы написали несколько десятков статей, о том, как сделать первые шаги в писательстве. Читайте их в нашем блоге . И уже сейчас вы можете подобрать чтеца или диктора для будущей аудиоверсии вашей книги.

Примеры работ

Проза | «Новелла». Фрагмент

Проза | В.И. Немцев «Перовский»

Бизнес-книга | «Будь одержим или будь как все»

Сказка | «Незваный гость» (русская сказка)

Сказка | «Кувырк» (скифская сказка)

Христианская литература | «Духовное утешение»

Это бесплатно и ни к чему не обязывает

Авторский опрос

Отметьте утверждения, с которыми вы согласны

    February 19, 2018 February 20, 2018 February 21, 2018 February 22, 2018 February 23, 2018 February 24, 2018 February 25, 2018 February 26, 2018 February 27, 2018 February 28, 2018 March 1, 2018 March 2, 2018 March 3, 2018 March 4, 2018 March 5, 2018 March 6, 2018 March 7, 2018 March 8, 2018 March 9, 2018 March 10, 2018 March 11, 2018 March 12, 2018 March 13, 2018 March 14, 2018 March 15, 2018 March 16, 2018 March 17, 2018 March 18, 2018 March 19, 2018 March 20, 2018 March 21, 2018 March 22, 2018 March 23, 2018 March 24, 2018 March 25, 2018 March 26, 2018 March 27, 2018 March 28, 2018 March 29, 2018 March 30, 2018 March 31, 2018 April 1, 2018 April 2, 2018 April 3, 2018 April 4, 2018 April 5, 2018 April 6, 2018 April 7, 2018 April 8, 2018 April 9, 2018 April 10, 2018 April 11, 2018 April 12, 2018 April 13, 2018 April 14, 2018 April 15, 2018 April 16, 2018 April 17, 2018 April 18, 2018 April 19, 2018 April 20, 2018 April 21, 2018 April 22, 2018 April 23, 2018 April 24, 2018 April 25, 2018 April 26, 2018 April 27, 2018 April 28, 2018 April 29, 2018 April 30, 2018 May 1, 2018 May 2, 2018 May 3, 2018 May 4, 2018 May 5, 2018 May 6, 2018 May 7, 2018 May 8, 2018 May 9, 2018 May 10, 2018 May 11, 2018 May 12, 2018 May 13, 2018 May 14, 2018 May 15, 2018 May 16, 2018 May 17, 2018 May 18, 2018 May 19, 2018 May 20, 2018 May 21, 2018 May 22, 2018 May 23, 2018 May 24, 2018 May 25, 2018 May 26, 2018 May 27, 2018 May 28, 2018 May 29, 2018 May 30, 2018 May 31, 2018 June 1, 2018 June 2, 2018 June 3, 2018 June 4, 2018 June 5, 2018 June 6, 2018 June 7, 2018 June 8, 2018 June 9, 2018 June 10, 2018 June 11, 2018 June 12, 2018 June 13, 2018 June 14, 2018 June 15, 2018 June 16, 2018 June 17, 2018 June 18, 2018 June 19, 2018 June 20, 2018 June 21, 2018 June 22, 2018 June 23, 2018 June 24, 2018 June 25, 2018 June 26, 2018 June 27, 2018 June 28, 2018 June 29, 2018 June 30, 2018 July 1, 2018 July 2, 2018 July 3, 2018 July 4, 2018 July 5, 2018 July 6, 2018 July 7, 2018 July 8, 2018 July 9, 2018 July 10, 2018 July 11, 2018 July 12, 2018 July 13, 2018 July 14, 2018 July 15, 2018 July 16, 2018 July 17, 2018 July 18, 2018 July 19, 2018 July 20, 2018 July 21, 2018 July 22, 2018 July 23, 2018 July 24, 2018 July 25, 2018 July 26, 2018 July 27, 2018 July 28, 2018 July 29, 2018 July 30, 2018 July 31, 2018 August 1, 2018 August 2, 2018 August 3, 2018 August 4, 2018 August 5, 2018 August 6, 2018 August 7, 2018 August 8, 2018 August 9, 2018 August 10, 2018 August 11, 2018 August 12, 2018 August 13, 2018 August 14, 2018 August 15, 2018 August 16, 2018 August 17, 2018 August 18, 2018 August 19, 2018 August 20, 2018 August 21, 2018 August 22, 2018 August 23, 2018 August 24, 2018 August 25, 2018 August 26, 2018 August 27, 2018 August 28, 2018 August 29, 2018 August 30, 2018 August 31, 2018 September 1, 2018 September 2, 2018 September 3, 2018 September 4, 2018 September 5, 2018 September 6, 2018 September 7, 2018 September 8, 2018 September 9, 2018 September 10, 2018 September 11, 2018 September 12, 2018 September 13, 2018 September 14, 2018 September 15, 2018 September 16, 2018 September 17, 2018 September 18, 2018 September 19, 2018 September 20, 2018 September 21, 2018 September 22, 2018 September 23, 2018 September 24, 2018 September 25, 2018 September 26, 2018 September 27, 2018 September 28, 2018 September 29, 2018 September 30, 2018 October 1, 2018 October 2, 2018 October 3, 2018 October 4, 2018 October 5, 2018 October 6, 2018 October 7, 2018 October 8, 2018 October 9, 2018 October 10, 2018 October 11, 2018 October 12, 2018 October 13, 2018 October 14, 2018 October 15, 2018 October 16, 2018 October 17, 2018 October 18, 2018 October 19, 2018 October 20, 2018 October 21, 2018 October 22, 2018 October 23, 2018 October 24, 2018 October 25, 2018 October 26, 2018 October 27, 2018 October 28, 2018 October 29, 2018 October 30, 2018 October 31, 2018 November 1, 2018 November 2, 2018 November 3, 2018 November 4, 2018 November 5, 2018 November 6, 2018 November 7, 2018 November 8, 2018 November 9, 2018 November 10, 2018 November 11, 2018 November 12, 2018 November 13, 2018 November 14, 2018 November 15, 2018 November 16, 2018 November 17, 2018 November 18, 2018 November 19, 2018 November 20, 2018 November 21, 2018 November 22, 2018 November 23, 2018 November 24, 2018 November 25, 2018 November 26, 2018 November 27, 2018 November 28, 2018 November 29, 2018 November 30, 2018 December 1, 2018 December 2, 2018 December 3, 2018 December 4, 2018 December 5, 2018 December 6, 2018 December 7, 2018 December 8, 2018 December 9, 2018 December 10, 2018 December 11, 2018 December 12, 2018 December 13, 2018 December 14, 2018 December 15, 2018 December 16, 2018 December 17, 2018 December 18, 2018 December 19, 2018 December 20, 2018 December 21, 2018 December 22, 2018 December 23, 2018 December 24, 2018 December 25, 2018 December 26, 2018 December 27, 2018 December 28, 2018 December 29, 2018 December 30, 2018 December 31, 2018 January 1, 2019 January 2, 2019 January 3, 2019 January 4, 2019 January 5, 2019 January 6, 2019 January 7, 2019 January 8, 2019 January 9, 2019 January 10, 2019 January 11, 2019 January 12, 2019 January 13, 2019 January 14, 2019 January 15, 2019 January 16, 2019 January 17, 2019 January 18, 2019 January 19, 2019 January 20, 2019 January 21, 2019 January 22, 2019 January 23, 2019 January 24, 2019 January 25, 2019 January 26, 2019 January 27, 2019 January 28, 2019 January 29, 2019 January 30, 2019 January 31, 2019 February 1, 2019 February 2, 2019 February 3, 2019 February 4, 2019 February 5, 2019 February 6, 2019 February 7, 2019 February 8, 2019 February 9, 2019 February 10, 2019 February 11, 2019 February 12, 2019 February 13, 2019 February 14, 2019 February 15, 2019 February 16, 2019 February 17, 2019 February 18, 2019 February 19, 2019 February 20, 2019 February 21, 2019 February 22, 2019 February 23, 2019 February 24, 2019 February 25, 2019 February 26, 2019 February 27, 2019 February 28, 2019 March 1, 2019 March 2, 2019 March 3, 2019 March 4, 2019 March 5, 2019 March 6, 2019 March 7, 2019 March 8, 2019 March 9, 2019 March 10, 2019 March 11, 2019 March 12, 2019 March 13, 2019 March 14, 2019 March 15, 2019 March 16, 2019 March 17, 2019 March 18, 2019 March 19, 2019 March 20, 2019 March 21, 2019 March 22, 2019 March 23, 2019 March 24, 2019 March 25, 2019 March 26, 2019 March 27, 2019 March 28, 2019 March 29, 2019 March 30, 2019 March 31, 2019 April 1, 2019 April 2, 2019 April 3, 2019 April 4, 2019 April 5, 2019 April 6, 2019 April 7, 2019 April 8, 2019 April 9, 2019 April 10, 2019 April 11, 2019 April 12, 2019 April 13, 2019 April 14, 2019 April 15, 2019 April 16, 2019 April 17, 2019 April 18, 2019 April 19, 2019 April 20, 2019 April 21, 2019 April 22, 2019 April 23, 2019 April 24, 2019 April 25, 2019 April 26, 2019 April 27, 2019 April 28, 2019 April 29, 2019 April 30, 2019 May 1, 2019 May 2, 2019 May 3, 2019 May 4, 2019 May 5, 2019 May 6, 2019 May 7, 2019 May 8, 2019 May 9, 2019 May 10, 2019 May 11, 2019 May 12, 2019 May 13, 2019 May 14, 2019 May 15, 2019 May 16, 2019 May 17, 2019 May 18, 2019 May 19, 2019 May 20, 2019 May 21, 2019 May 22, 2019 May 23, 2019 May 24, 2019 May 25, 2019 May 26, 2019 May 27, 2019 May 28, 2019 May 29, 2019 May 30, 2019 May 31, 2019 June 1, 2019 June 2, 2019 June 3, 2019 June 4, 2019 June 5, 2019 June 6, 2019 June 7, 2019 June 8, 2019 June 9, 2019 June 10, 2019 June 11, 2019 June 12, 2019 June 13, 2019 June 14, 2019 June 15, 2019 June 16, 2019 June 17, 2019 June 18, 2019 June 19, 2019 June 20, 2019 June 21, 2019 June 22, 2019 June 23, 2019 June 24, 2019 June 25, 2019 June 26, 2019 June 27, 2019 June 28, 2019 June 29, 2019 June 30, 2019 July 1, 2019 July 2, 2019 July 3, 2019 July 4, 2019 July 5, 2019 July 6, 2019 July 7, 2019 July 8, 2019 July 9, 2019 July 10, 2019 July 11, 2019 July 12, 2019 July 13, 2019 July 14, 2019 July 15, 2019 July 16, 2019 July 17, 2019 July 18, 2019 July 19, 2019 July 20, 2019 July 21, 2019 July 22, 2019 July 23, 2019 July 24, 2019 July 25, 2019 July 26, 2019 July 27, 2019 July 28, 2019 July 29, 2019 July 30, 2019 July 31, 2019 August 1, 2019 August 2, 2019 August 3, 2019 August 4, 2019 August 5, 2019 August 6, 2019 August 7, 2019 August 8, 2019 August 9, 2019 August 10, 2019 August 11, 2019 August 12, 2019 August 13, 2019 August 14, 2019 August 15, 2019 August 16, 2019 August 17, 2019 August 18, 2019 August 19, 2019 August 20, 2019 August 21, 2019 August 22, 2019 August 23, 2019 August 24, 2019 August 25, 2019 August 26, 2019 August 27, 2019 August 28, 2019 August 29, 2019 August 30, 2019 August 31, 2019 September 1, 2019 September 2, 2019 September 3, 2019 September 4, 2019 September 5, 2019 September 6, 2019 September 7, 2019 September 8, 2019 September 9, 2019 September 10, 2019 September 11, 2019 September 12, 2019 September 13, 2019 September 14, 2019 September 15, 2019 September 16, 2019 September 17, 2019 September 18, 2019 September 19, 2019 September 20, 2019 September 21, 2019 September 22, 2019 September 23, 2019 September 24, 2019 September 25, 2019 September 26, 2019 February 19, 2018 February 20, 2018 February 21, 2018 February 22, 2018 February 23, 2018 February 24, 2018 February 25, 2018 February 26, 2018 February 27, 2018 February 28, 2018 March 1, 2018 March 2, 2018 March 3, 2018 March 4, 2018 March 5, 2018 March 6, 2018 March 7, 2018 March 8, 2018 March 9, 2018 March 10, 2018 March 11, 2018 March 12, 2018 March 13, 2018 March 14, 2018 March 15, 2018 March 16, 2018 March 17, 2018 March 18, 2018 March 19, 2018 March 20, 2018 March 21, 2018 March 22, 2018 March 23, 2018 March 24, 2018 March 25, 2018 March 26, 2018 March 27, 2018 March 28, 2018 March 29, 2018 March 30, 2018 March 31, 2018 April 1, 2018 April 2, 2018 April 3, 2018 April 4, 2018 April 5, 2018 April 6, 2018 April 7, 2018 April 8, 2018 April 9, 2018 April 10, 2018 April 11, 2018 April 12, 2018 April 13, 2018 April 14, 2018 April 15, 2018 April 16, 2018 April 17, 2018 April 18, 2018 April 19, 2018 April 20, 2018 April 21, 2018 April 22, 2018 April 23, 2018 April 24, 2018 April 25, 2018 April 26, 2018 April 27, 2018 April 28, 2018 April 29, 2018 April 30, 2018 May 1, 2018 May 2, 2018 May 3, 2018 May 4, 2018 May 5, 2018 May 6, 2018 May 7, 2018 May 8, 2018 May 9, 2018 May 10, 2018 May 11, 2018 May 12, 2018 May 13, 2018 May 14, 2018 May 15, 2018 May 16, 2018 May 17, 2018 May 18, 2018 May 19, 2018 May 20, 2018 May 21, 2018 May 22, 2018 May 23, 2018 May 24, 2018 May 25, 2018 May 26, 2018 May 27, 2018 May 28, 2018 May 29, 2018 May 30, 2018 May 31, 2018 June 1, 2018 June 2, 2018 June 3, 2018 June 4, 2018 June 5, 2018 June 6, 2018 June 7, 2018 June 8, 2018 June 9, 2018 June 10, 2018 June 11, 2018 June 12, 2018 June 13, 2018 June 14, 2018 June 15, 2018 June 16, 2018 June 17, 2018 June 18, 2018 June 19, 2018 June 20, 2018 June 21, 2018 June 22, 2018 June 23, 2018 June 24, 2018 June 25, 2018 June 26, 2018 June 27, 2018 June 28, 2018 June 29, 2018 June 30, 2018 July 1, 2018 July 2, 2018 July 3, 2018 July 4, 2018 July 5, 2018 July 6, 2018 July 7, 2018 July 8, 2018 July 9, 2018 July 10, 2018 July 11, 2018 July 12, 2018 July 13, 2018 July 14, 2018 July 15, 2018 July 16, 2018 July 17, 2018 July 18, 2018 July 19, 2018 July 20, 2018 July 21, 2018 July 22, 2018 July 23, 2018 July 24, 2018 July 25, 2018 July 26, 2018 July 27, 2018 July 28, 2018 July 29, 2018 July 30, 2018 July 31, 2018 August 1, 2018 August 2, 2018 August 3, 2018 August 4, 2018 August 5, 2018 August 6, 2018 August 7, 2018 August 8, 2018 August 9, 2018 August 10, 2018 August 11, 2018 August 12, 2018 August 13, 2018 August 14, 2018 August 15, 2018 August 16, 2018 August 17, 2018 August 18, 2018 August 19, 2018 August 20, 2018 August 21, 2018 August 22, 2018 August 23, 2018 August 24, 2018 August 25, 2018 August 26, 2018 August 27, 2018 August 28, 2018 August 29, 2018 August 30, 2018 August 31, 2018 September 1, 2018 September 2, 2018 September 3, 2018 September 4, 2018 September 5, 2018 September 6, 2018 September 7, 2018 September 8, 2018 September 9, 2018 September 10, 2018 September 11, 2018 September 12, 2018 September 13, 2018 September 14, 2018 September 15, 2018 September 16, 2018 September 17, 2018 September 18, 2018 September 19, 2018 September 20, 2018 September 21, 2018 September 22, 2018 September 23, 2018 September 24, 2018 September 25, 2018 September 26, 2018 September 27, 2018 September 28, 2018 September 29, 2018 September 30, 2018 October 1, 2018 October 2, 2018 October 3, 2018 October 4, 2018 October 5, 2018 October 6, 2018 October 7, 2018 October 8, 2018 October 9, 2018 October 10, 2018 October 11, 2018 October 12, 2018 October 13, 2018 October 14, 2018 October 15, 2018 October 16, 2018 October 17, 2018 October 18, 2018 October 19, 2018 October 20, 2018 October 21, 2018 October 22, 2018 October 23, 2018 October 24, 2018 October 25, 2018 October 26, 2018 October 27, 2018 October 28, 2018 October 29, 2018 October 30, 2018 October 31, 2018 November 1, 2018 November 2, 2018 November 3, 2018 November 4, 2018 November 5, 2018 November 6, 2018 November 7, 2018 November 8, 2018 November 9, 2018 November 10, 2018 November 11, 2018 November 12, 2018 November 13, 2018 November 14, 2018 November 15, 2018 November 16, 2018 November 17, 2018 November 18, 2018 November 19, 2018 November 20, 2018 November 21, 2018 November 22, 2018 November 23, 2018 November 24, 2018 November 25, 2018 November 26, 2018 November 27, 2018 November 28, 2018 November 29, 2018 November 30, 2018 December 1, 2018 December 2, 2018 December 3, 2018 December 4, 2018 December 5, 2018 December 6, 2018 December 7, 2018 December 8, 2018 December 9, 2018 December 10, 2018 December 11, 2018 December 12, 2018 December 13, 2018 December 14, 2018 December 15, 2018 December 16, 2018 December 17, 2018 December 18, 2018 December 19, 2018 December 20, 2018 December 21, 2018 December 22, 2018 December 23, 2018 December 24, 2018 December 25, 2018 December 26, 2018 December 27, 2018 December 28, 2018 December 29, 2018 December 30, 2018 December 31, 2018 January 1, 2019 January 2, 2019 January 3, 2019 January 4, 2019 January 5, 2019 January 6, 2019 January 7, 2019 January 8, 2019 January 9, 2019 January 10, 2019 January 11, 2019 January 12, 2019 January 13, 2019 January 14, 2019 January 15, 2019 January 16, 2019 January 17, 2019 January 18, 2019 January 19, 2019 January 20, 2019 January 21, 2019 January 22, 2019 January 23, 2019 January 24, 2019 January 25, 2019 January 26, 2019 January 27, 2019 January 28, 2019 January 29, 2019 January 30, 2019 January 31, 2019 February 1, 2019 February 2, 2019 February 3, 2019 February 4, 2019 February 5, 2019 February 6, 2019 February 7, 2019 February 8, 2019 February 9, 2019 February 10, 2019 February 11, 2019 February 12, 2019 February 13, 2019 February 14, 2019 February 15, 2019 February 16, 2019 February 17, 2019 February 18, 2019 February 19, 2019 February 20, 2019 February 21, 2019 February 22, 2019 February 23, 2019 February 24, 2019 February 25, 2019 February 26, 2019 February 27, 2019 February 28, 2019 March 1, 2019 March 2, 2019 March 3, 2019 March 4, 2019 March 5, 2019 March 6, 2019 March 7, 2019 March 8, 2019 March 9, 2019 March 10, 2019 March 11, 2019 March 12, 2019 March 13, 2019 March 14, 2019 March 15, 2019 March 16, 2019 March 17, 2019 March 18, 2019 March 19, 2019 March 20, 2019 March 21, 2019 March 22, 2019 March 23, 2019 March 24, 2019 March 25, 2019 March 26, 2019 March 27, 2019 March 28, 2019 March 29, 2019 March 30, 2019 March 31, 2019 April 1, 2019 April 2, 2019 April 3, 2019 April 4, 2019 April 5, 2019 April 6, 2019 April 7, 2019 April 8, 2019 April 9, 2019 April 10, 2019 April 11, 2019 April 12, 2019 April 13, 2019 April 14, 2019 April 15, 2019 April 16, 2019 April 17, 2019 April 18, 2019 April 19, 2019 April 20, 2019 April 21, 2019 April 22, 2019 April 23, 2019 April 24, 2019 April 25, 2019 April 26, 2019 April 27, 2019 April 28, 2019 April 29, 2019 April 30, 2019 May 1, 2019 May 2, 2019 May 3, 2019 May 4, 2019 May 5, 2019 May 6, 2019 May 7, 2019 May 8, 2019 May 9, 2019 May 10, 2019 May 11, 2019 May 12, 2019 May 13, 2019 May 14, 2019 May 15, 2019 May 16, 2019 May 17, 2019 May 18, 2019 May 19, 2019 May 20, 2019 May 21, 2019 May 22, 2019 May 23, 2019 May 24, 2019 May 25, 2019 May 26, 2019 May 27, 2019 May 28, 2019 May 29, 2019 May 30, 2019 May 31, 2019 June 1, 2019 June 2, 2019 June 3, 2019 June 4, 2019 June 5, 2019 June 6, 2019 June 7, 2019 June 8, 2019 June 9, 2019 June 10, 2019 June 11, 2019 June 12, 2019 June 13, 2019 June 14, 2019 June 15, 2019 June 16, 2019 June 17, 2019 June 18, 2019 June 19, 2019 June 20, 2019 June 21, 2019 June 22, 2019 June 23, 2019 June 24, 2019 June 25, 2019 June 26, 2019 June 27, 2019 June 28, 2019 June 29, 2019 June 30, 2019 July 1, 2019 July 2, 2019 July 3, 2019 July 4, 2019 July 5, 2019 July 6, 2019 July 7, 2019 July 8, 2019 July 9, 2019 July 10, 2019 July 11, 2019 July 12, 2019 July 13, 2019 July 14, 2019 July 15, 2019 July 16, 2019 July 17, 2019 July 18, 2019 July 19, 2019 July 20, 2019 July 21, 2019 July 22, 2019 July 23, 2019 July 24, 2019 July 25, 2019 July 26, 2019 July 27, 2019 July 28, 2019 July 29, 2019 July 30, 2019 July 31, 2019 August 1, 2019 August 2, 2019 August 3, 2019 August 4, 2019 August 5, 2019 August 6, 2019 August 7, 2019 August 8, 2019 August 9, 2019 August 10, 2019 August 11, 2019 August 12, 2019 August 13, 2019 August 14, 2019 August 15, 2019 August 16, 2019 August 17, 2019 August 18, 2019 August 19, 2019 August 20, 2019 August 21, 2019 August 22, 2019 August 23, 2019 August 24, 2019 August 25, 2019 August 26, 2019 August 27, 2019 August 28, 2019 August 29, 2019 August 30, 2019 August 31, 2019 September 1, 2019 September 2, 2019 September 3, 2019 September 4, 2019 September 5, 2019 September 6, 2019 September 7, 2019 September 8, 2019 September 9, 2019 September 10, 2019 September 11, 2019 September 12, 2019 September 13, 2019 September 14, 2019 September 15, 2019 September 16, 2019 September 17, 2019 September 18, 2019 September 19, 2019 September 20, 2019 September 21, 2019 September 22, 2019 September 23, 2019 September 24, 2019 September 25, 2019 September 26, 2019

" № 8/2015

Авторское вознаграждение представляет собой некий гонорар (денежную сумму), выплачиваемый автору литературного, музыкального, научного произведения, изобретения, а также его наследникам за публикацию и использование его произведений. В каких случаях возникает право на авторское вознаграждение?

Авторское вознаграждение представляет собой некий гонорар (денежную сумму), выплачиваемый автору литературного, музыкального, научного произведения, изобретения, а также его наследникам за публикацию и использование его произведений. В каких случаях возникает право на авторское вознаграждение? В каком порядке названное вознаграждение выплачивается? Облагается ли авторское вознаграждение НДФЛ и страховыми взносами? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Возникновение права на авторское вознаграждение

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору принадлежат исключительные права на созданные им произведения науки, литературы и искусства. Автор вправе использовать произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Использование произведения иными лицами может быть осуществлено только с согласия автора и с выплатой автору вознаграждения, если иное не установлено законодательством.

  • воспроизведение произведения – изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением;
  • распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  • публичный показ произведения – любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  • импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • публичное исполнение произведения – представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
  • сообщение в эфир – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от его фактического восприятия публикой;
  • сообщение по кабелю – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
  • ретрансляция – прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;
  • перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т. п.);
  • практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
  • Использование произведений без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного их использования, в частности, в таких:
  • воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);
  • использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ);
  • использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями (ст. 1275 ГК РФ);
  • использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ);
  • публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ);
  • воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК РФ);
  • запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК РФ);
  • в иных случаях, предусмотренных гл. 70 «Авторское право» ГК РФ.

Установление размера авторского вознаграждения

Размер авторского вознаграждения, а также порядок его выплаты устанавливаются в договорах, заключаемых между автором произведения (иным правообладателем) и лицом, которому передаются права на использование произведения, созданного автором (далее – авторские договоры). В качестве названных договоров могут выступать:

Статья ГК РФ

Договор об отчуждении исключительного права на произведение

Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения

В рамках такого договора автор (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Выплата лицензиару авторского вознаграждения может быть предусмотрена в таком договоре в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме

Одной из сторон такого договора выступает издатель. Отличительной особенностью названного договора является обязанность издателя начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. В противном случае автор вправе расторгнуть договор, потребовав при этом выплату ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном размере

Напомним, что служебным произведением признается произведение, созданное в пределах трудовых обязанностей, установленных для работника.

Особенностью произведения, созданного по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, является то, что исключительные права на него переходят к работодателю.

Согласно п. 6 ст. 1246 ГК РФ Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения. Указанные ставки могут устанавливаться Правительством РФ и в случае, если использование произведений осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

На сегодняшний день установлены следующие минимальные ставки авторского вознаграждения:

1) Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 (далее – Постановление № 218);

  • ставки авторского вознаграждения в процентах от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение одного произведения или программы (приложение 1);
  • ставки авторского вознаграждения (в %) за воспроизведение произведений в звуковой (механической) записи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат (приложение 2);
  • ставки авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства в процентах от отпускной цены каждого экземпляра изделия;

2) Постановлением Правительства РФ от 29.05.1998 № 524 минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года, за использование этих произведений путем передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путем их публичного показа. Ставки установлены в процентах от дохода, полученного за каждый вид использования кинематографического произведения.

Уплата авторских вознаграждений через РАО

Управление правами на коллективной основе – это система, позволяющая авторам получать причитающееся за использование их произведений вознаграждение, а пользователям, не заключая договоры с каждым автором индивидуально, не быть правонарушителями и выплачивать вознаграждение правообладателям за использование произведений. Такой способ управления авторскими (смежными) правами является наиболее удобным и для правообладателей, и для пользователей авторских прав.

В настоящее время на территории Российской Федерации интересы российских и иностранных авторов и иных правообладателей представляют Российское авторское общество (РАО). Репертуар РАО составляет 100% иностранных произведений, используемых (способом публичного исполнения) в России, и практически 100% отечественных, за исключением произведений, изъятых из управления РАО. Перечень таких произведений размещен и регулярно обновляется на сайте РАО (www.rao.ru).

Иными словами, РАО представляет интересы авторов произведений и выступает (в том числе осуществляет сбор авторских вознаграждений) от их имени.

С целью правомерного использования авторских прав их пользователи заключают с РАО договоры о предоставлении прав на использование произведений способами, предусмотренными действующим законодательством об авторском праве. Такие пользователи, как дома культуры, концертные залы, организаторы концертно-зрелищных мероприятий, заключают с РАО лицензионные договоры и уплачивают по ним авторское вознаграждение.

Ставки авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями, ежегодно утверждаются постановлением Авторского совета РАО. При установлении таких ставок учитываются минимальные ставки, установленные Постановлением № 218. Ознакомиться с размерами и критериями установления ставок авторского вознаграждения можно на сайте РАО в разделе «Пользователи».

НДФЛ с сумм авторских вознаграждений

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им и в денежной, и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками не только от источников в Российской Федерации, но и от источников за пределами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Доходы, полученные от использования авторских или смежных прав, могут относиться как к доходам, полученным от источников в Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ), так и к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (пп. 3 п. 3 ст. 208 НК РФ).

С учетом вышесказанного суммы авторского вознаграждения, полученные налогоплательщиками (авторами или иными правообладателями) за использование созданных ими произведений, являются объектами обложения НДФЛ. К суммам авторского вознаграждения, полученным физическими лицами – налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка в размере 13%. Для сумм авторского вознаграждения, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, установлена налоговая ставка в размере 30% (Письмо Минфина РФ от 19.02.2015 № 03-01-11/7819).

При определении облагаемой базы налогоплательщики – налоговые резиденты РФ, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (п. 3 ст. 221 НК РФ).

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

Нормативы затрат

(в % к сумме начисленного дохода)

Выплачиваемое за создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

Выплачиваемое за создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

Выплачиваемое за создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике

Выплачиваемое за создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

Выплачиваемое за создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

Выплачиваемое за создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию

Выплачиваемое за исполнение произведений литературы и искусства

Выплачиваемое за создание научных трудов и разработок

Выплачиваемое за открытие, изобретение, полезные модели и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования)

Расходы авторов произведений, созданных работниками в рамках выполнения трудовых обязанностей, осуществляются за счет работодателя, поскольку в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. В таких случаях авторы произведений расходов, произведенных за свой счет, не несут и, соответственно, оснований для предоставления профессиональных налоговых вычетов не имеется.

Стоит отметить, что физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ (пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ).

Страховые взносы с сумм авторского вознаграждения

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам:

  • авторского заказа,
  • об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • издательским лицензионным;
  • лицензионным о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (в том числе договорам, заключаемым с организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений).

Учитывая Разъяснения о применении отдельных норм Федерального закона № 212-ФЗ в части, касающейся обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по авторским договорам, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.02.2010 № 112н (далее – Разъяснения № 112н), уплата страховых взносов с указанных вознаграждений осуществляется плательщиками страховых взносов (работодателями) на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование соответствующих категорий застрахованных лиц.

Кроме того, п. 3 Разъяснений № 112н установлено, что страховыми взносами облагаются только те вознаграждения, которые выплачиваются по договорам, заключенным с автором произведений. Выплаты в пользу правообладателей, не являющихся авторами (например, наследников автора), не являются объектом обложения страховыми взносами.

Особенности включения в базу для обложения страховыми взносами авторских вознаграждений определены п. 7 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ. Согласно данному пункту доход в виде полученного авторского вознаграждения, учитываемый при определении базы для начисления страховых взносов, подлежит уменьшению на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением такого дохода. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету по нормативам, установленным в п. 7 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ. Стоит отметить, что такие нормативы аналогичны вышеприведенным нормативам профессиональных вычетов, учитываемых при исчислении НДФЛ.

Авторские вознаграждения за использование служебных произведений, созданных в рамках исполнения трудовых обязанностей (то есть в рамках трудовых отношений), подлежат обложению страховыми взносами, уплачиваемыми и в ПФР, и в ФФОМС и в ФСС. При этом расходы, связанные с созданием произведения, в данном случае не уменьшают базу для начисления страховых взносов.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы на выплату авторского вознаграждения по авторским договорам подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В случае если выплата авторского вознаграждения осуществляется на основании трудового договора, в силу выполнения сотрудником соответствующих функций, вмененных данным договором в его обязанности, расходы на выплату указанных вознаграждений подлежат отражению по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Порядок отражения операций по начислению и выплате авторского вознаграждения в бухгалтерском учете рассмотрим на примере.

Для создания театральной постановки театр (автономное учреждение) использовал оригинальную музыку. Музыка используется на основании лицензионного договора о предоставлении права использования произведения, заключенного с композитором (автором музыки). По условиям такого договора автору выплачивается авторское вознаграждение в фиксированном размере – 50 000 руб. (цифры условные).

Автор ( РФ) подал в театр заявление о предоставлении в отношении него профессионального вычета, но не представил документы, подтверждающие расходы на создание произведения. В целях расчета НДФЛ и страховых взносов (взносов в ФФОМС, в ПФР (на страховую часть)) применяется норматив 40% от суммы начисленного вознаграждения. Операции осуществляются в рамках деятельности, приносящей доход. Расходы на выплату авторского вознаграждения включены в себестоимость оказываемых платных услуг.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся на основании Инструкции № 183н следующим образом:

Сумма, руб.

Начислен НДФЛ, подлежащий удержанию с суммы вознаграждения

(50 000 руб. - (50 000 руб. x 40%) x 13%)

(50 000 руб. - (50 000 руб. x 40%) x 5,1%)

в ПФР (на страховую часть)

(50 000 руб. - (50 000 руб. x 40%) x 22%)

(50 000 - 3 900) руб.

Перечислен НДФЛ в бюджет

Перечислены страховые взносы:

Пользователи авторских произведений (в том числе автономные учреждения) производят выплату авторского вознаграждения согласно условиям авторских и трудовых договоров. Суммы авторского вознаграждения являются объектом обложения НДФЛ и страховыми взносами.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Интересный материал о том, сколько зарабатывают современные российские писатели. На эту тему рассуждают Захар Прилепин, Герман Садулаев и другие литераторы.

Борис Акунин. Фото: Телеканал 24_DOC

Почему питерские литераторы зарабатывают меньше кассиров
Стихи и романы они пишут в свободное от основной работы время

Владимир Маяковский разъезжал по Москве на первой в СССР иномарке. Сергей Есенин был владельцем кафе и двух кинотеатров. Современные писатели и поэты о таком и мечтать не могут. Многие авторы за одну книгу (а ее можно писать несколько лет) получают около 30 тысяч рублей. «МК» в Питере» выяснил, почему сегодня так дешево ценится литературный талант.

Дарья Донцова. Фото: www.hozvo.ru

Поэтам хватает только на туалетную бумагу

— Я вообще никогда не пытался прожить на литературу, — говорит писатель Герман Садулаев (его романы входили в шорт-листы крупнейших литературных премий «Русский Букер», «Национальный бестселлер» и «Большая книга»). — Слава богу, у меня есть небольшой юридический бизнес. Да и почти все современные писатели вынуждены где-то работать. Потому что литература не кормит.

И правда, писатель Валерий Айрапетян — врач. Андрей Аствацатуров (его романы входили в шорт-листы премии им. Довлатова, «Новая словесность», «Национальный бестселлер») преподает в питерском госуниверситете. Андрей Геласимов (победитель премий «Студенческий Букер» и «Национальный бестселлер») — сценарист. Свои романы они пишут в «свободное от работы время» — ночью, в выходные, в отпуске. А иначе не выжить.

— Предположим, книга вышла тиражом 3 тысячи экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Многие писатели получают примерно по 10 рублей с каждого проданного экземпляра. То есть это 30 тысяч. Правда, если роман хорошо распродавался, то издательство выпустит новый тираж, предположим, уже в 5 тысяч экземпляров. И когда продадут и его, то литератор получит еще 50 тысяч рублей. Но такое редко случается.

Для сравнения, кассирша в супермаркете в год зарабатывает примерно 300 тысяч рублей. А писатель, не очень известный широкому кругу читателей, но талантливый и обвешанный книжными премиями, в лучшем случае — 80 тысяч.

Еще хуже обстоят дела у современных поэтов. Их заработки возмутили бы и гастарбайтера-дворника.

Герман Садулаев. Фото: volternews.ru

— Денег хватает на зубную щетку, туалетную бумагу, кофе и сигареты, — говорит питерский поэт Иван Пинженин. — Поэтому я работаю репетитором немецкого языка и веду праздники. Любые. Свадьбы, дни рождения, детские утренники. Стихи пишу по ночам.

В отличие от писателей, чьи книги еще худо-бедно печатают, на поэтов в издательствах смотрят как на городских сумасшедших. В большинстве случаев печатать их сборники там согласны только в том случае, если поэт сам за это заплатит.

— У меня есть сборник стихов. Но деньги на то, чтобы его напечатать, мне почему-то выделил московский фонд «Экономика и развитие». Понятия не имею, почему они обратили на меня внимание, — говорит Иван Пинженин. — В итоге я выпустил 700 экземпляров, а вырученные с продажи деньги потратил на новый тираж своего сборника. Он, кстати, почти разошелся. Вообще я из-за всего этого стараюсь не расстраиваться. Всегда вспоминаю Александра Блока: первый тираж его поэмы «Двенадцать» был всего 1700 экземпляров, и он тоже долго не мог разойтись...

Чтобы хоть кто-то услышал его стихи, Иван Пинженин гастролирует по клубам. Чаще всего провинциальным. Там он читает свою поэзию, а затем за символические 100 рублей продает собственные книги, которые везет с собой из Питера в большом чемодане. От клуба же получает «зарплату» — как правило, 60 процентов выручки от входных билетов. Только вот на поэтические вечера много людей не ходит. Если соберется 50 человек — уже хорошо. Но Ивану еще повезло, он все-таки более-менее известен, пусть и в Интернете. А вот о существовании большинства питерских поэтов вообще никто не подозревает, кроме их самих. Само собой, выступать в клуб их никто не пустит.

По словам самих литераторов, прожить на доходы от книг в России могут только коммерческие авторы, которые «специализируются» на фантастике, любовных романах и детективах. В их числе, например, Дарья Донцова или Борис Акунин. В спину им дышат Виктор Пелевин или Владимир Сорокин. Но повторить их опыт пока никто не может. Даже Захар Прилепин, хотя его последний роман «Обитель» стал самой читаемой книгой в стране по итогам прошедшего лета.

— У меня четверо детей, и прокормить их только за счет литературы я не могу, — говорит Захар Прилепин. — Поэтому половина всех моих доходов связана все-таки не с литературой, а скорее, с медиасферой. В принципе, со всех сторон ко мне текут небольшие «денежные» ручейки. Можно публиковать свои статьи в журналах, писать сценарии. Если твои книги переводят на иностранные языки, то ты и за это можешь что-то получить. У меня это все есть, но для этого мне пришлось очень долго зарабатывать себе имя, работать на него. К тому же есть еще и литературные премии, победители которых получают очень существенные вознаграждения: один-три миллиона рублей. То есть каждый год порядка 20 писателей выигрывают эти деньги. Существует, конечно, мнение, что в литературных премиях есть своя мафия, которая якобы распределяет призовые деньги только между своими, пилит их ручной пилой. Все это сказки для бедных. На кону стоят не такие уж большие деньги, чтобы пускаться ради них на такие «приключения». Все честно, и никакие знакомства в Министерстве культуры тебе не помогут выиграть, предположим, «Русский Букер».

Эдуард Лимонов и Захар Прилепин

Есть и еще одна статья доходов. Того писателя, чьи книги раскупают в магазинах влет, может «перекупить» другое издательство. Примерно как футболиста. В этом случае издательство приобретает на определенный срок (как правило, 3-5 лет) права на все уже напечатанные книги и парочку еще не написанных. Поэтому сумма, которую переводят литератору на счет, становится очень внушительной. Допустим, только одна книга может стоит 300-500 тысяч рублей... Но такая удача улыбается лишь единицам.

— Для многих остальных литераторов писательские доходы стремятся к минимуму, к нулю, — признается Захар Прилепин. — А тут еще эта идиотская либеральная идея, что писатель вообще не должен получать деньги за свою профессию. Мол, в проклятом СССР государство платило литераторам 2 тысячи рублей за поэтическую книжку, и это было ужасно, это тоталитаризм! Лучше как сейчас — когда писатели ничего вообще не получают и тихо где-то в безвестности подыхают. Писатели во времена СССР получали бесконечное количество удовольствий и благ от советской власти. Исаак Бабель, например, общался с чекистами, считался у них своим человеком, был на дне рождения у Ежова. А имажинисты — Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич — имели кафе, два кинотеатра. Их кафе было освобождено от налогов. И, кстати, это было единственное заведение в Москве, которое могло работать до 2 часов ночи. Все остальные закрывались в 10 часов вечера. Эти поэты садились на поезд и ехали по своим собственным маршрутам на гастроли по стране. А Маяковский разъезжал на первой в СССР иномарке... Конечно, жизнь того же Есенина, безусловно, нельзя было назвать прекрасной. Но он зарабатывал! Он признавался, что получает рубль за строку. Так же как, кстати, и Анна Ахматова. Для сравнения, зарплата секретарши в то время была около 15 рублей, а квалифицированного работника — 25. Но лучше всего жилось литераторам в позднем СССР. Три хорошие журнальные публикации — и ты можешь купить автомобиль.

Литературный оборвыш

Государственная поддержка литературы, которая была в СССР, до сих пор существует во многих европейских странах.

— Например, в Эстонии государство за свой счет издает книги малоизвестных писателей или поэтов. Пусть даже крошечным тиражом в 100 экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Но зато их литераторы нормально работают, развивают эстонский язык, культуру. Похожая ситуация в Норвегии. Когда там поняли, что их собственная литература медленно умирает, они выделили огромное количество грантов для литераторов, которые пишут свои произведения на норвежском языке и переводят чужие. В итоге на весь мир прогремел, например, автор детективов Несбе. Для сравнения, у нас есть великий и всеми признанный писатель Юрий Мамлеев, который очень много сделал для современной русской литературы. Но его книги издаются крошечными тиражами, потому что эта литература очень сложна. И он буквально бедствует! Недавно ему нужна была какая-то помощь на лечение. И мы всем миром собирали ему деньги. Но такого быть не должно! И мы, наконец, обязаны понять, что культуру необходимо поддерживать, она сама себя никогда окупить не сможет. В конце концов это важно для самосознания нации, для ее гордости. Иначе скоро у нас не останется ничего своего...

Юрий Мамлеев. Фото: mag.afisha.ru

Кроме грантов и стипендий для заслуженных писателей (их имена должно определить экспертное сообщество), писатели предлагают хоть как-то поддержать книжные магазины.

— Например, им нужно снижать арендную плату, — считает писатель Андрей Аствацатуров. — Сейчас же получается, что люди, открывшие винный и книжный магазины, платят государству одинаковую сумму. Это неправильно.

Не исключено, что, если государство хоть как-то обратит внимание на литературу, у нас наконец появятся большие писатели. Пока же новых имен нет...

— Я знаю много людей, которые написали одну-две книги и ушли из литературы, — рассказывает писатель, директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов. — Они говорили: все, я больше не буду морочиться, потому что труда много, а в материальном плане получаешь, как говорится, шиш да лука мешок. И эти люди уже не вырастают в больших писателей, хотя могли бы. Они скукоживаются и уходят из этой профессии. А многие из тех, кому идти уже некуда, люмпенизируются. Смотришь иногда на известного писателя, а он одет как оборвыш последний, и нет вокруг него облака благополучия. В свое время похожая ситуация была в системе образования. Когда случился кризис, первыми оборвышами стали профессора, доценты, преподаватели вузов. И многие молодые на них смотрели так: ну, чему ты можешь меня научить в своих стоптанных ботинках, ты ж неудачник, а я не хочу повторить твою судьбу! К слову, нашу систему образования мы в итоге потеряли. Главное, чтобы этого же не случилось и с литературой.

Текст: Екатерина Дементьева

05/10/2010

Этой осенью Стивена Спилберга чуть-чуть не засудили... за плагиат. Своей свободой живой классик Голливуда рисковал из-за картины «Паранойя», исполнительным продюсером которой являлся. Действительно, сюжет этого молодежного триллера, мягко говоря, «с бородой». Режиссер фильма и соратник Спилберга Ди Джей Карузо рассказал историю о задиристом старшекласснике, попавшем под домашний полицейский арест. Ограниченный в передвижениях, он уселся наблюдать за домом напротив. Спустя какое-то время парень вычислил, что его вежливый и молчаливый сосед - изощренный маньяк.


В итают в воздухе
Казалось бы, чего судебный огород городить: бюджет картины всего 20 миллионов долларов. Однако «Паранойя» удостоилась нескольких номинаций на разные кинематографические премии вроде Peoples Choice Awards (выбор народа) и даже претендовала на коробку золотого попкорна от MTV за лучший поцелуй актеров. А о признании народном говорит бокс-офис фильма — простые зрители купили билетов на 117 миллионов долларов. И вот от этого американского пирога захотели откусить свой кусок главы адвокатского фонда Sheldon Abend Revocable Trust. Они утверждали, что Спилберг и Ко фактически сделали ремейк фильма Альфреда Хичкока «Окно во двор». Хичкок же на законных основаниях еще в 1954 году снял одноименный фильм по рассказу Корнелла Вулрича. А права на него как раз и принадлежат фонду Sheldon Abend Revocable Trust. Стало быть, Спилберг цинично воспользовался литературным наследием Вулрича. Впрочем, суд отверг претензии истцов и закрыл дело. Да, и у Хичкока, и у Карузо человек, ограниченный в передвижениях, от скуки глазеет в окно и раскрывает преступление. Однако кроме этого ничего больше не сходится: герои разные, преступники разные, убийства иные, время и место действия не сходятся... так что фильмы разные. Case, как говорится в таких случаях, dismissed.

Эти слушания так и остались бы досадным недоразумением, не будь Спилберг уже не первым режиссером, схваченным Фемидой за руку по делу о плагиате. Ведь если отвязные актеры, как правило, отвечают в суде за мордобой, пьянство за рулем и наркотики, то режиссеров обычно обвиняют в присвоении чужой интеллектуальной собственности. Так, некий мексиканский кинодеятель заявил, что Мел Гибсон скопировал в своем «Апокалипсисе» некоторые сцены из его фильма «Возвращение в Ацтлан». Другой мастер, живописующий конец света, Роланд Эммерих аж дважды представал перед судом: сначала в плагиате его обвинил профессор из Гарварда — он заявил, что Эммерих нагло заимствовал идеи для «Послезавтра» из его романа «Девятый полярный день». А потом Эммериха уличил в воровстве идей некий китайский драматург. Китаец даже подсчитал количество сцен из двух его пьес, которые Эммерих дословно воспроизвел на экране, — 308. Американский сценарист Дэннис Хантер в судебном порядке потребовал миллион долларов от Квентина Тарантино: мол, enfant terrible Голливуда украл у него идею дилогии «Убить Билла». Досталось и создателю «Аватара» Джеймсу Кэмерону.

Конечно, главным аргументом «защиты» является заученная мантра: мол, идеи витают в воздухе. И все уже придумано до нас, так что в плагиате можно обвинить практически любого режиссера, если он не заплатил денег за права.

Ч то почем
И что остается «бедным» мастерам культуры? По-своему интерпретировать известные сюжеты. Не случайно права на ремейк, сюжет, экранизацию книги, комикса или компьютерной игры стоят куда дороже, чем так называемый оригинальный сценарий (screenplay). Средняя ставка члена американской Гильдии сценаристов — всего 50 тысяч долларов. Именно за такие деньги можно купить качественный сценарий среднебюджетной картины типа «Паранойя». В то время как суммы, которые продюсеры тратят на покупку действительно свежей story, почти всегда исчисляются миллионами. Например, Джоан Ролинг продала в кинематографическое рабство поттериану за два миллиона долларов. И выторговала у Warner Brothers процент от проката последующих картин и всего мерчендайзинга, производимого по мотивам фильма. Сегодня ее состояние оценивается почти в миллиард фунтов стерлингов.

После продажи прав на роман «Ниже нуля» банковский счет культового американского писателя Брета Истона Эллиса пополнился миллионом долларов. За право превратить компьютерную игру Halo в фильм 20th Century Fox должна была заплатить 10 миллионов долларов. Оригинальный сюжет «Терминатора» — если кто-то захочет снять продолжение или ремейк — обойдется в 29,5 миллиона долларов. Компания Marvell, издающая комиксы, и вовсе не рассматривает предложения ниже десяти миллионов. Так, производственный бюджет второй части «Человека-паука» увеличился на 20 миллионов долларов только из-за того, что в эту сумму обошлось приобретение прав на графические романы про человека-паука. Но, выплачивая такие умопомрачительные деньги, создатели рассчитывают на сверхприбыль. Речь-то идет о произведениях, уже зарекомендовавших себя в коммерческом плане. А вот на высокое искусство никто тратиться не желает.

Писатель Джон О`Брайен в начале 1990-х разрешил режиссеру Майку Фиггису снять фильм по своей книге «Покидая Лас-Вегас» всего за две тысячи долларов. Вдова Грэма Грина в 2002 году получила за право на ремейк картины «Тихий американец» по роману своего знаменитого мужа всего порядка тысячи фунтов стерлингов. Впрочем, сам писатель, когда заходили разговоры об экранизации романов, предпочитал курить в сторонке. В прямом смысле слова: так, в 1949 году он не торгуясь расстался со своим классическим романом «Третий» всего за несколько сотен фунтов и... коробку сигар.

Э то по-нашему
Столь же беспечно к своей интеллектуальной собственности относились только советские мастера культуры. Классик российского кинематографа Эльдар Рязанов признался «Итогам»: «Мы с Эмилем Брагинским в 1994 году продали права на экранизацию двух своих картин «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Служебный роман». Времена были странные, мы с Эмилем были совершенно не подкованы в юридических вопросах и получили за это копейки. «Легкий пар» в новом виде мы уже видели, а «Роман» я даже не собираюсь смотреть». Премьера картины «Служебный роман. Наше время» намечена на 17 февраля 2011 года. Производством занималась кинокомпания «Леополис». Однако в компании не горят желанием обсуждать юридическую изнанку проекта. На сайте висит информация, что в 1990-х правообладателем на пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы» (она легла в основу фильма) стал Александр Атанесян. Некоторое время назад их выкупил у режиссера и продюсера глава «Леополиса» Сергей Ливнев. Он же стал одним из продюсеров новой версии советского хита.

Вообще свежие идеи в нашем новом кинематографе очень редко конвертируются в хрусткие купюры. Количество прибыльных фильмов можно посчитать на пальцах, один из них, к слову, — «Ирония судьбы: Продолжение». Недаром продюсер Сергей Сельянов почти в каждом интервью говорит, что кинематограф в нашей стране дело убыточное. Так почему бы не попробовать обратиться к хорошо зарекомендовавшим себя старым хитам? Владимир Меньшов даже не подозревал, что режиссер Андрей Кудиненко делает ремейк его фильма 1976 года «Розыгрыш». «Мне сообщили об этом, когда картина была закончена, — заявил Меньшов «Итогам», — и пригласили на премьеру. Формально я даже не знаю, должны ли были авторы новой версии обращаться ко мне. Сюжет этого нового фильма очень косвенно соприкасается с моей картиной». Автором сценария оригинального фильма был Семен Лунгин, и новый фильм снимался на студии его сына, режиссера Павла Лунгина. «Права на сценарий «Розыгрыша» никому никогда не передавались и не продавались, — рассказал «Итогам» Павел Лунгин, — они принадлежат мне как наследнику. Мы переделывали не фильм, а сюжет, придуманный моим отцом. Сценарий был изменен практически до неузнаваемости».

Нынешние сценаристы, режиссеры и писатели гораздо более прагматичны. Так, по слухам, знаменитый Борис Акунин просит кинематографистов не беспокоить его, если они не могут предложить больше 500 тысяч евро. «Умные» книги и сценарии по-прежнему стоят недорого. Обладатель премии «Национальный бестселлер» Андрей Геласимов признался «Итогам», что продал права на экранизацию одного из своих романов, отмеченных многочисленными премиями, за 25 тысяч долларов. Оригинальный сценарий, по словам одного известного продюсера, и тот стоит дороже — порядка 30 тысяч евро. «В среднем сегодня, — говорит Геласимов, — некоммерческому автору предлагают 10—15 тысяч долларов за книгу. И это ничтожно мало. Глобальный кризис очень отразился на кинопроизводстве, и ставки сильно упали. В разы. Недавно я встречался с сотрудником одной крупной кинокомпании и спросил, сколько бы они заплатили за права на экранизацию, скажем, книги Людмилы Улицкой. Она сказала: «Нисколько. Мы такой фильм не продадим». Вот вам и цена названа. Ноль. Это при всем значении Улицкой для современной культуры. Делайте выводы».

Вывод напрашивается такой: российский рынок прав на кинематографические версии и ремейки развит почти как голливудский в смысле гонораров. Да только качество фильмов в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Мы даже научились покупать и продавать права. Правда, пока серьезные деньги, уплаченные за сюжеты и истории, все чаще оказываются выброшенными на ветер. Не видно что-то пока Спилбергов в родном отечестве.

Здравствуйте, Даниил.

Я хочу снять короткометражный фильм по рассказу, написанному в 1959 году американским писателем (автор жив по сей день). С указанием автора и названия литературного источника, разумеется.

Поскольку, в соответствии с ч.1 ст. 229, отсутствие прямого запрет правообладателя на использование его произведения не считается согласием с его стороны, то без документального подтверждения Вашего права на экранизацию данного литературного произведения и переработку его в литературный сценарий, у Вас нет законных оснований снимать (ни короткометражный, ни полнометражный, ни, даже, ролик) по рассказу, написанному тем или иным автором.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Проект является некоммерческим, целью является демонстрация на youtube (без извлечения прибыли) и участие в фестивалях.

В соответствии со ст. 1270 Г, цель извлечение прибыли не играет определяющего значении при использовании авторского произведения.

Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

<....> перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации , аранжировки, инсценировки и тому подобного).

Демонстрация такого произведения на yotube и на фестивалях будет результатом использования авторского произведения путем его переработки, т.е. такая деятельность не законна.

Является ли данный процесс незаконным?

Да, без соответствующего письменного разрешения правообладателя исключительного авторского права на указанное произведение, указанный Вами процесс является незаконным.

Какие последствия возможны?

гражданско-правовая ответственность - ст.ст. 12, 1252, 1301 ГК РФ

административная ответственность - ст.ст. 7.12 (речь идет только о целях извлечение дохода либо об изобретении), 14.33 КоАП РФ (речь идёт о недобросовестной конкуренции с незаконным использованием авторского права).

уголовная ответственность- ст.146 УК РФ (речь идёт о плагиате - присвоении авторства).

В Вашем случае, нужно опасаться гражданско-правовой ответственности.

ст. 12 Способы защиты гражданских прав; ст. 1252 ГК РФ Защита исключительных прав.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1)о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2)о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3)о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4)об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5)о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.

ст. 1301 ГК РФ. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей , определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Может ли российское издательство (которое выпустило данную книгу в России на русском языке) выдать мне соответствующее разрешение?

Да, если российское издательство наделено соответствующим правом: экранизировать указанное произведение, в том числе, с привлечением третьих лиц, что представляется весьма сомнительным. Ответ, скорее нет, нежели да. В любом случае, за соответствующим разъяснением, нужно обратиться в российское издательство.

Для ознакомления прилагаю форму типового авторского договора о передачи права на экранизацию литературного произведения.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении