teen-art.ru – Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Краткие содержания произведений русских и зарубежных

Нравственный смысл сказки о спящей. Филологическое толкование сказок. Злая мачеха – плевелы в нашей душе

(16)

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая.). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие.
Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?
Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие.
Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи.
Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление?
Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление.
Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной?
Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра,
никого не обижала и готова была каждому помочь.
Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны.
Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

«Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь».

Сказка начинается с того, что царь уезжает в дорогу, а царица садится у окна, с нетерпением ожидая его возвращения. Тут мы уже видим женскую преданность, женщина не бежит «по делам», сплетничать с подругами, смотреть телевизор, или мечать о ком то другом, он покорно и преданно ожидает возвращения мужа. С возвращением царя, царица рожает дочь и умирает.

«Долго царь был неутешен
Но как быть? И он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой».

В чём царь был грешен? Во-первых, то, что его жена скончалась в раннем возрасте, говорит, что вероятно, она была грешна, но и царь тоже, ведь Бог забрал у него жену. Во-вторых, он быстро вновь женился, значит не осознал зачем Бог забрал у него жену, сразу же постарался затмить одиночество другой. Новая жена оказалась: «высока, стройна, бела, и умом и всем взяла, но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Пусть и красавица, и умная, но горделивая, не кроткая, ревнивая — нам показаны её пороки, которым не стоит подражать. Человек может быть красивым внешне, и даже умным, как говорит сказка, но не быть добропорядочным внутри. Царица со всеми была черства, лишь со своим заветным говорящим (правду) зеркальцем царица была добра и весела. Пушкин нам через сказку показывает, какими самовлюблёнными могут быть женщины, пристрастными к внешней красоте, и быть добренькими, только когда им это выгодно. Тут проявлено пристрастие «показать себя», тщеславие, привязанность к внешней форме.

Но узнав у зеркальца, что дочь царя, молодая царица, выросла и стала «всё же милее и белее», из-за ревности и зависти царица отправляет свою служанку увести молодую царицу в лес и оставить там на съедение волкам, что служанка и делает, правда против своей воли, и даже лжёт царице, что привязала царевну на съедение волкам.

Царевна блуждая по лесу находит и заходит в избушку, в которой живут семеро богатырей. Тем временем, царь узнаёт о потери дочери, и в дорогу на поиски отправляет её суженного, королевича Елисея. Стала царевна жить у семи богатырей в роли сестрицы.

«А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечут ей они.
Так идут за днями дни».

Здесь вырисовывается образ праведной девушки, она не смущается оставаться одной, выполняет домашние дела, не прекословит (как много споров и ругани в современных семьях из-за женского непокорства), но и они ей не перечут, уважают. Все в неё влюбились, конечно же, но она осталась верной королевичу Елисею. Вновь мы видим, с какой святостью относились люди к обещаниям в прошлом. Вот девушка живёт в лесу, неизвестно где её суженный, увидит ли она его когда либо, а тут красавцы богатыри, аль нет, всё равно ведёт себя нравственно, ждёт. Между тем, сами богатыри тоже благородны, во-первых смиряются перед своей судьбой, что не суждено ни одному из них женится на царевне; во-вторых они не соперничают между собой. Сегодня принято считать, что мужчины самцы и обязательно должны соперничать. Тема ожидания девицами своих мужей и суженных также часто проявлена в русских народных сказках. Мужи уходили на войну, в плавание, и жёны должны были их дожидаться, не бояться оставаться одними. Коротали вечера за прялкой — полезным, медитативным занятием. Так женщины сохраняли свою женскую энергию.

Но спустя время, честное зеркальце опять царице доложило, что царевна всё мила, и совсем не умерла. Царица отправляет служанку снести царевне отравленное яблоко. Собака не хотела подпускать служанку к царевне — тут показано, насколько животные чувствительны к тонкому миру, и что нужно обращать внимание на их сообщения.

Найдя царевну мёртвой, богатыри горевали, но ждали три дня, прежде чем похоронить её в хрустальном гробу. Существует много случаев, когда людей хоронили, а они по той или иной причине оживали. Поэтому, вероятно, существовал такой обряд, не хоронить сразу, и подождать хотя бы три дня.

«И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима -
Не досталась никому,
Только гробу одному».

Царевна стала жертвой злобе, мы видим, что злоба, ненависть, зависть, ревность — всё это плохие качества, несущие разрушение, уничтожение, и их нужно в себе устранять. Также упоминается, что после смерти дух уходит на Небеса. Сегодня не все люди верят в посмертное существование души, а раньше у людей вообще не было такого вопроса, поэтому они не боялись умирать в бою, они были движемы чувством долга, благородства, обязанности, итд.

Тем временем, в поисках своей невесты, королевич Елисей встречает людей, которые над ним смеются, от него отворачиваются, но он не теряет надежды. Так и по жизни, зачастую человек может слышать критику, но это не должно смущать его сердце, если он руководствуется праведными мотивами. Потом царевич обращается за помощью к солнцу, месяцу, ветру — все они живые.

«Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного»».

Показано, что не только ветер живой, но и что он ничего не боится, кроме одного Бога. Так и человек не должен иметь никаких страхов, кроме страха Судного Дня, страха не угодить Творцу Создателю.

Вот ещё что интересно, царевна спит в гробу во тьме, до той поры, пока королевич её не находит, разбивает гроб и выводит к свету. Можно провести аллегорию с тем, что человек находится во тьме в мире земном, он как будто спит духовным сном, до поры, пока не пробудится и начнёт дорогу домой.

«В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно».

Сказка заканчивается свадебным пиром и смертью от тоски злой мачехи. Тоска свела её в могилу. Добро опять победило.

Снежная Королева

Все знают эту сказку, нет смысла её пересказывать. Это не русская сказка, но очень красивая, поэтому давайте о ней тоже поговорим. В сказке несколько второстепенных смыслов и один самый главный — холодность души, которая проявляется как безразличие, чёрствость и жестокость. Наверное эта сказка особенно актуальна в нашем современном мире, где не смотря на улучшение материальных благ, люди всё больше становятся врагами друг другу, бесчувственными, им сложнее сопереживать друг другу. Наше современное царство во многом напоминает царство снежной королевы, у которой много красивых ледяных статуй, и сама она очень красива, но она холодна. У нас тоже много красивых домом и машин, нарядных людей, всё блестит и светиться, а в душе холод. Только с холодным сердцем можно беспощадно убивать других живых существ. Герда проделала долгий путь, чтобы найти Кая и смогла «разморозить» его от проклятия Снежной Королевы, только своим горячим сердцем. На пути она встретила разбойников, и девочка разбойница ей помогла. Тут нам показывают, что даже у разбойников есть добрая сторона. Наверно, только так можно спасти и наш мир — горячим, добрым, сердцем.

Сказка о Золотом Петушке

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».

В чём же урок этой сказки? Во-первых царь много завоёвывал в молодости, в старости, когда ему уже хотелось отдохнуть, его начали беспокоить враги. Это пример кармического возмездия: за добро — добро; за злодеяния — возмездие. Царю пришлось испытать то, что он делал по отношению к другим.

Мудрец дал ему петушка для охраны государства, и король обещался выполнить любую просьбу мудреца. Петушок славно выполнял свой долг, потом появляется шамаханская царица опленившая царя (пристрастие к похоти), мудрец просит царя отдать ему девицу и выполнить своё обещание. Царь протестует (не выполняет обещание), гневается, убивает мудреца, а петушок убивает в итоге царя. История кармического воздаяния и наглядный пример человеческих пороков: гнев, убийство, похоть, обман.

Сказка о попе и о работнике его Балде

Мораль этой сказки кроется во Вселенском законе: не потеряешь — не приобретёшь. Тут затрагивается тема выгоды, а выгода всегда идёт рука об руку с жадностью, а жадность, как мы знаем из сказки о рыбаке и рыбке, не имеет границ. Чтобы что-то получить, нужно заплатить. Даже если человек не хочет платить деньгами, сама Вселенная вынудить его отдать долги, это может быть даже через потерю собственной жизни. Эта сказка учит тому, что человек должен довольствоваться тем, что ему преподнесла судьба, не гнаться за выгодой и понимать, что за всё нужно платить, как в материальном, так и духовном смысле, так как дух и материя — едины.

нравственное воспитание школа сказка

Русские народные сказки очень разнообразны. Каждая русская народная сказка выделяется особым содержанием, стилем и представленными в ней образами. Сказки бывают о животных, бытовые и волшебные. Это и объясняет наполненность сказок различными нравственными ценностями, тем чему учит сказка, что пытается донести.

В современном понимании слово «сказка» начало свое существование только в XVII веке, до этого была «байка» или «басень», что означает «баять» - рассказывать. Отсюда складывается и духовно-нравственный смысл сказки - донести до младших школьников значимость нравственных установок.

В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников - щуки, Сивки-Бурки, волшебных предметов…) и часто случайно уходило.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят к мысли о существовании в народной сказке противоречия - победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, ведь только при этом условии чудеса возможны. Представления о дураке в сказке развиваются по следующей схеме: «Жили-были три брата: два умные, а третий глупый. Хотя он был и глупый, а ему все удавалось лучше, чем умным». Емеля сознает отсутствие «ума» (знания этикета, необходимого царскому зятю), просит волшебного помощника дать ему ум и красоту: «По щучьему веленью, а по моему прошенью, кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умен!» Мудрость героя-«дурака» проявляется в том, что он ждет своего часа, своего места.

Иван - древнееврейское имя (Yohanan - Бог милует), и пришло в русский именослов с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн наряду с Мария является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они проникли ко всем без исключения народам, принявшим крещение.

Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином. А значит, сказки про Ивана лишь включают в себя некие более древние истории, которыми наделили дозволенного христианской церковью персонажа. Особенностью Ивана является то, что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других - как Иван-царевич. В сказках позднего христианского времени Иван никогда не совершает поступков по злому умыслу. Все его чудачества - лишь от недоумия. Такими людьми в христианстве считались юродивые - умалишённые или увечные люди, вызывающие жалость. Их недееспособность сближала с детьми, которые подобно бездвижным калекам и умалишённым («дураки»), безгрешны и не могут сознательно творить зло.

Почему герой был наречён Иваном, вроде бы ясно, но как с ним связан образ царевича? Царевич - сын царя. Царь - помазанник божий (христианская догма). Сын царя всегда должен быть положительным и сильным; не случайно в русском языке сильные и положительные поступки называются благородными, и совершающий их человек считается «благородным» (благородное происхождение - из помазанников божиих). Поэтому Иван-царевич - народный положительный герой.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках - соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность - единство дела, мысли, чувства - противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…».

В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.

До христианства на Руси было язычество. С приходом христианства появляется новый этикет общения с Божеством, привычка призывать Божье благословение, по-иному обращаться за помощью. Так сказочный герой, отправляясь в путь, спрашивает благословения у родителей. Так же, как и в жизни православных христиан, мы не найдем в сказке жестких правил на то, когда следует спрашивать благословение. Практически все старшие могут благословлять младших именем Божиим в случае особого вдохновения (особенно имеющие на это право: родители, крестные, духовники). Волшебный помощник - добрая сила по отношению к герою, значит, и он должен благословить. Даже Баба-Яга, выступая советчицей, может сказать: «Поезжай с Богом!..»

Согласно православному этикету, когда входишь в дом с иконами, следует перекреститься на иконы, а потом только здороваться. Не является невежливостью даже перед царем сперва помолиться, а не царю кланяться. Сказка говорит с обычным пафосом, что герой всем хорош: «Иван вошёл в царские покои, помолился на святые иконы, поклонился царю и вымолвил...». Герой отправляется в путь и, если встречает кого работающим, обязательно помолится, пожелает помощи Божьей. Один герой сказки советует другому герою: «Молись Богу да ложись спать. Утро вечера мудренее». Нетрудно понять, что речь идет о некоем вечернем молитвенном правиле героя - обыкновенном на все дни его жизни. Герой сказки как бы говорит, «успокойся, делай как всегда», а идеальный герой в православной сказке должен молиться.

Самосознание народа как «православного», «крещеного» входит в речевую норму, становится синонимом к «русский», «человеческий»: «Здесь живет ведьма, летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства». Герой упрекает змея: «Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!». «Вздумали они задать пир на весь крещеный мир» - то есть пир для всех живущих.

Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки - колокола и колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все переживания жизни человека, и вполне естественно переносится на подземное царство: в подземных садах (медный, серебряный и золотой) звонят колокола, когда срывают яблоко. Отдают царскую дочь на съедение змею и город погружается в траур, звонят колокола, герой слышит этот звон и спрашивает, что же случилось. Когда герой спасает царевну, то радостный колокольный звон возвещает о всеобщем ликовании. Спящий город царь-девицы просыпается от колокольного звона: богатырский конь шнуры зацепил копытом «и зазвонили во всех церквях колокола». Кроме того, колокола эти - в церквях.

Сказка охотно использует христианские «чудесные средства». К ним следует отнести, прежде всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее образ живой/ мертвой воды: «сбрызнул раз тело святой водой - тело срослось, взбрызнул в другой - царевна ожила и сделалась краше прежней».

Важным элементом является проявление героем жалости, сочувствия, сострадания к встреченным по пути персонажам.

Символично использование в сказках чисел: три, семь. Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. Три - это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Символика числа «7» характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3 - божественного совершенства и 4 - мирового порядка. В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Семь бед - один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д.

Филологическое толкование сказки «Морозко»:

Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное - это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло наказано.

В известной сказке «Морозко» говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха. Свою родную дочку баловала и лелеяла, а старикову дочку работой тяжёлой изводила и при этом сильно обижала. Мне кажется, что мачеха - один из самых отвратительных персонажей русских народных сказок. Даже бабу-ягу иногда можно смягчить, и она сменит гнев на милость. А злая женщина пылает ненавистью к несчастному ребенку, который не может защититься и пожаловаться отцу, часто такому же смиренному и жертвенному, как и его дитя. И вот по настоянию мачехи младшую дочь отвезли в лес, чтобы она там замерзла в сильный мороз. Обратимся к тексту сказки. «Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес, по мою душу грешную.

Мороз хотел её тукнуть и заморозить, но полюбились ему её умные речи, жаль стало!»

Чем же тронула Мороза добрая девочка? Смирением и «незлобливостью». Морозко даёт сиротке теплую шубу и богатые дары.

Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за замёрзшей девочкой, чтобы похоронить по-христиански. Отец привозит из леса дочку - живую и невредимую, да ещё с богатыми подарками. Но это чудо вызывает у мачехи только злость и зависть. Теперь мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена грубости и злобы. Дерзко она отвечает Морозке и из-за этого погибает.

Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям. Недаром в народе имеют силу слова: «Не в силе Бог, а в правде».

Мачехина дочка была избалована и ничего не делала, и от этого она стала грубиянкой и ленивицей. Возможно, чтобы она не согрешила ещё больше и не принесла много зла, и случилось это наказание. Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным. Такова мораль этой сказки.

Филологическое толкование сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»:

Рассматривая сюжет русской народной сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», вспомним замечательные слова великого А.С. Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». В ней мы наблюдаем христианские добродетели: ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание, соучастие, содействие.

Это богатырская сказка героического содержания на тему мирного труда и защиты родной земли. Братья отправляются на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Сказка учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского роду, он младший сын в простой крестьянской семье. Эта сказка прославляет крестьянский труд. Старик и старуха были крестьянами. В сказке так и говорится: «Жили они - не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали». Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с «чудом-юдом поганым, которое собиралось на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить». Когда братья приехали в сожжённую деревню, они поняли, что ненапрасно покинули родную землю: нужно было спасти людей от беды. Ивану бои давались тяжело, потому что его предали старшие братья. Иван-крестьянский сын проявляет решимость, храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Образ Ивана - это воплощение лучших черт русского крестьянина-землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду на земле. Сказка учит: как бы тебе ни было плохо, умей слышать ближнего. Способность участия в беде другого, когда и самому - то тяжело, признается в народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий - и Господь наградит тебя по делам твоим, покайся в грехах своих, стань на путь исправления - и Господь простит грехи твои.

Филологическое толкование сказки «Гуси-лебеди»

Сказка «Гуси-лебеди» рисует путь от страданий к радости. Не послушалась девочка отца с матерью, бросила братца одного - и наказал ее Господь: «Налетели гуси - лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях». Обуяла душу девочки гордыня: «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… У моего батюшки и садовые яблочки не едятся… У моего батюшки и сливочки не едятся…» - Господь послал ей испытания. Осталась она одна - одинешенька. Долго она бегала по полям по лесам, по мхам, по болотам ходила, платье изорвала и только к вечеру нашла своего братца в дремучем лесу у злой Бабы-Яги.

Страдания и лишения, желание искупить грехи, любовь к братцу помогли девочке смирить свою гордыню. И дал Господь надежду на спасение. Услышала девочка мольбу голодной мышки, накормила ее кашкой - мышка помогла ей в трудную минуту: попряла за нее кудель. Протянула девочка руку помощи яблоньке, у которой гнулись ветки под тяжестью плодов, съела лесное яблочко - заслонила яблоня ее ветвями, прикрыла листами. Помогла девочка печке, съела ржаного пирожка - спрятала ее печь в самом устьице. Послушала девочка речку, поела ее простого киселька - речка укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Так и спаслась девочка от злой Бабы-Яги и братца спасла. Ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание помогли девочке в трудную минуту. А за терпение и учтивость наградил ее Господь спасением: «Гуси-лебеди полетали - полетали, покричали - покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли».

Все это филологическое обоснование обличает те нравственные ценности, идеалы, ориентиры, которые должны появиться в жизни ребенка. Обоснование открывает возможность изменения и замещения взглядов на жизнь, их корректирования в соответствии с общепризнанными нормами.

Выводы по первой главе

В современном обществе наряду с основными общеучебными целями и задачами, становятся задачи духовно-нравственного воспитания. Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс становления личности. Задача современного учителя не только дать школьнику новые знания, но и обучить его самостоятельному формированию духовно-нравственных представлений, путем избирательности при выборе источника духовно-нравственных ценностей. Зачастую детям очень тяжело воспринимать и разграничивать те или иные ценности, наставления, они не способны проектировать межличностные отношения, взгляды на жизнь.

Духовно-нравственное воспитание имеет главенствующую роль в воспитании младшего школьника, так как на сегодняшний день появляется реальная угроза изменения духовно-нравственных ценностей. Это находит отражение как в воспитании, так и в обычной жизни ребёнка. Дети становятся более ожесточенными, теряются такие нравственные качества, как сострадание, смирение, доброта, честность, трудолюбие. Поэтому сейчас младший школьник как никогда раньше нуждается в источнике правильных моральных норм и духовно-нравственных ценностей.

«Русские народные сказки утверждают человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты» (Аникин, 1977, с. 5). Из русских народных сказок младший школьник узнает, что счастье не мыслиться без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждается насилие, разбой, коварство, черное деяние. Русская народная сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам.

Идея русских народных сказок тесно связана с основной целью образования, что говорит о том, что материал русских народных сказок способствует раскрытию духовно-нравственного потенциала. «Мысль о привязанности человека к родному краю передается сказочником с заметным волнением. Родина - тот милый предел, к которому всеми помыслами и чувствами стремиться герой сказок. Какие бы удачи и счастье не сулила бы жизнь в далеких краях, люди в сказках, как и в жизни, не мыслят своего существования без родины» (Аникин, 1984, с. 25). «Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу. Верная и глубокая по существу,эта мысль способна жить столетиями почти без изменений, так, как она вынесена из массового опыта» (Аникин, 1984, с.12).

Человек не рождается личностью, а становиться ею в процессе развития, поэтому этот сложный путь следует проходить, ориентируясь на опыт народа. Согласно концепции духовно-нравственного воспитания, которая является методологической основой реализации ФГОС: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории».

Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и недостатки духовно-нравственного воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому на ступени начального общего образования стоит нелегкая задача - воспитать высокодуховного, нравственного гражданина РФ, от жизненной позиции и духовно-нравственных ценностей которого будет зависеть будущее нашей страны.

Написанная в Болдинскую осень 1833 года «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» - это одно из восьми произведений, созданных А. С. Пушкиным для детей. Всего несколько месяцев назад, в июле, родился первенец поэта - сын Александр. За полтора месяца в отцовском имении Пушкин пишет несколько больших произведений и две сказки, которые обязательно прочитает своим детям.

Сюжет и смысл сказки

Царь неведомого царства уехал по государственным делам, у него родилась в это время дочь. Жена царица вся извелась от тоски, ожидая возвращения любимого мужа, а когда он вернулся, умерла от сильных переживаний. Прошёл год траура, и во дворце появилась новая хозяйка – красивая, но жестокая и гордая царица. Её наибольшим сокровищем было волшебное зеркальце, которое умело говорить, и делать комплименты.

В сказке о спящей царевне и семи богатырях злая мачеха отравила царевну яблоком

Дочь царя тем временем росла тихо и незаметно, без материнской любви и ласки. Вскоре она превратилась в настоящую красавицу, и к ней посватался жених – королевич Елисей. Царица однажды, разговаривая с зеркальцем, услышала о него, что молодая царевна прекраснее всех на свете. Пылая ненавистью и злобой, мачеха решила погубить падчерицу. Она велела служанке отвести царевну в тёмный лес, и оставить связанной. Служанка сжалилась над девушкой, и отпустила её на волю.

Долго блуждала бедная царевна, и вышла к высокому терему. Это был дом семи богатырей. У них она нашла убежище, помогая по хозяйству, как младшая сестра. Злая мачеха узнала о том, что царевна жива от зеркальца, и послала служанку погубить её с помощью отравленного яблока. Семь богатырей опечалились, увидев свою названую сестру мёртвой. Но она была так прекрасна и свежа, точно спала, поэтому братья не стали её хоронить, а положили в хрустальный гроб, который повесили на цепях в пещере.

Отыскал царевну её жених, в отчаянии он разбил гроб, после чего девушка проснулась. Злая царица умерла от зависти, узнав о воскрешении падчерицы.

Чему учит сказка о спящей царевне

Сказка, созданная на основе народных преданий, учит доброте и смирению. Интересно, что царевна не стала просить братьев богатырей вернуть её домой к отцу, чтобы попросить у него помощи и защиты.

Наверное, она не хотела мешать счастью своего отца с новой женой или жалела царицу, которую ждало бы суровое наказание, узнай царь всю правду. Она предпочла труд прислуги в доме у братьев богатырей, чем власть и богатство, которое принадлежали ей по праву.

Её смирение было вознаграждено преданной любовью царевича Елисея. Он искал свою невесту по свету, обращался к силам природы – солнцу, ветру, месяцу, чтобы узнать, где его любимая. А когда нашёл, смог вернуть её к жизни. Зло было наказано, а добро и правда восторжествовали.

  1. 1. Духовно-нравственный смысл сказок А. С. Пушкина Автор: Крючкова Анастасия Геннадьевна МОУ лицей №57, 9 «Б» Руководитель: Русецкая Надежда Михайловна, преподаватель русского языка и литературы, МОУ лицей №57.
  2. Введение
    • Цель исследов..." target="_blank"> 2. Содержание
      • Введение
      • Цель исследования
      • «Сказка о мёртвой царевне…»
      • «Сказка о попе…»
      • «Сказка о золотом петушке»
      Конец
      • «Сказка о рыбаке и рыбке»
      • «Сказка о царе Салтане…»
      • Заключение
      • Использованная литература
    • Вопрос о связи сказок А. С. Пушкина с трад..." target="_blank"> 3. Введение
      • Вопрос о связи сказок А. С. Пушкина с традициями фольклорной сказки и и духовным опытом народа был поставлен сразу после выхода сказок в свет. Как писал И. А. Ильин, Пушкин «творил из глубины национального духовного опыта, а не заимствовал и не подражал». Актуальность проблемы связи сказок Пушкина с русской фольклорной сказкой как выразительнице духовно-нравственного опыта народа является бесспорной. А. С. Пушкин глубоко чувствовал свой народ, его душу, его историю, он был живым сосредоточием русского духа, его проблем. Созерцая русскую простонародную жизнь, поэт ничего не идеализировал и не преувеличивал. Это он приравнял Россию к деревне. Современный исследователь творчества А. С. Пушкина В. С. Непомнящий считает, что сказки Пушкина – тайна, так как «они ошеломляют сочетанием бесшабашного, азартного простодушия, классической строгости и глубокой, почти скорбной серьёзности».
      Содержание
    • Выявление связи сказок А. С. Пушк..." target="_blank"> 4. Цель исследования
      • Выявление связи сказок А. С. Пушкина с духовно-нравственным опытом русского народа, с традициями русской сказки и «Домостроя»
      Содержание
    • 5. В детстве он слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова, от крестьян подмосковного Захарова. Но настоящий талант у своей няни он открыл во время ссылки в селе Михайловском. Именно там мир устной поэзии наполнил Пушкина очень богатыми впечатлениями, и самым ярким среди них была сказка. Содержание
    • 6. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
    • Царевна воплощает в себе идеал женской красоты, кре..." target="_blank"> 7.
      • Царевна воплощает в себе идеал женской красоты, крестьянской жены. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала». Царевна очень скромна и благовоспитана. Всё это соответствует крестьянскому этикету, понятиям о приличиях. Хорошая невеста должна была уметь прясть, вышивать, испечь хлеб и стряпать. Крестьяне резко осуждали лень, неумелое отношение к труду.
    • Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренив..." target="_blank"> 8.
      • Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренившееся представление, что труд благославлён Богом. В Домострое можно найти такой наказ: «В домашнем хозяйстве и всюду, всякому человеку… любое дело начать и рукодельничать… перекрестясь и молвить: «Господи, благослови, Отче!» - с тем и начать всяке дело, тогда ему ангелы незримо помогают, а бесы исчезнут, и дело такое Богу в честь, а душе на пользу.
    • Полной противоположностью скромной и трудолюбивой ц..." target="_blank"> 9.
      • Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является мачеха-царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна, «горда, ломлива». Царица свою очень хорошую внешность противопоставляет не только красоте своей соперницы. Своей красотой она хочет исчерпать прекрасное содержание всего мира, свести это содержание к своей персоне, утвердить себя в качестве непререкаемой нормы прекрасного «всего на свете».
    • В Домострое сказано: «Надобно каждому человеку избе..." target="_blank"> 10.
      • В Домострое сказано: «Надобно каждому человеку избегать тщеславия, гордости и неправдою нажитого имущества». Царевна подлинно прекрасна потому, что она не подчиняет себе природу, а послушно подчиняется ей, через её поступки, движения, облик, красоту «говорит» как бы сама природа. Во всём поведении царевны – крестьянская благовоспитанность, скромная деревенская грация, милая обрядовая церемонность.
    • Лесной терем богатырей представляет собой зажиточны..." target="_blank"> 11.
      • Лесной терем богатырей представляет собой зажиточный крестьянский дом: просторное подворье с весёлым сытым псом, высокое крыльцо, дверь с железным кольцом, светлая горница, иконы, дубовый стол. Кругом лавки, крытые ковром, наверху полати для сна, русская печь с лежанкой изразцовой. Кроме горницы, изба имеет светлицу – верхнюю неотапливаемую комнату, где в тёплое время года жили девушки-невесты, готовили себе приданое.
      Содержание
    • 12. Сказка о попе и работнике его Балде
    • В сказке были объединены два типа героев русской са..." target="_blank"> 13.
      • В сказке были объединены два типа героев русской сатирической сказки: дурак и шут. Балда – простодушен, чистосердечен, он полностью подчиняется прихотям своего хозяина, служа «славно, усердно, исправно». Всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово, нарушить его он считает нечестным: «Моё слово – золото», «Не давши слово крепись, а давши – держись». Это соответствует наказу Домостроя: «Всякое дело править без волокиты и особенно оплате не обижать работника».
    • Лоб оказался для попа «ахиллесовой пятой», которую..." target="_blank"> 14.
      • Лоб оказался для попа «ахиллесовой пятой», которую сам опрометчиво дёшево оценил. Рифма «поп – лоб» предвещает читателю, как поп будет наказан:
      Бедный поп Подставил лоб: С первого щелчка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелчка Лишился поп языка, А с третьего щелчка Вышибло ум у старика, А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» Содержание
    • 15. Сказка о золотом петушке
    • Зачин в данной сказке, благодаря введению только од..." target="_blank"> 16.
      • Зачин в данной сказке, благодаря введению только одного слова «негде», наполняется особым смыслом и интонацией:
      • Негде, в тридевятом царстве,
      • В тридесятом государстве,
      • Жил-был славный царь Дадон.
      • Слово «дадон» употреблялось в народе в нарицательном смысле в значении «неуклюжий, нескладный, несуразный человек». Дадон – имя царя-тирана, которого Пушкин сравнивает с Наполеоном
    • 17. Дадон поставлен на закате жизни. Он испытывает только трусость и злобу: Он хочет покоя, но не в состоянии добиться его своими силами. Он щедр на пышные обещания, не задумываясь об их исполнении. Увидев мёртвых сыновей Дадон по ритуалу воет, но страстьк шамаханской царице сильнее всего.
    • 18. К царю должна прийти расплата за содеянное зло: «А кто многие непотребные дела совершит: блуд и распутство, и клятвопреступление, гнев и ярость и злопамятство… Во всех тех запретных делах не помилует Бог, люди же проклянут, а блаженные вопиют к Богу: и своей душе погибель, и дому разорение». Содержание
    • 19. Сказка о рыбаке и рыбке
    • В данной сказке «свой дом» становится не только пок..." target="_blank"> 20.
      • В данной сказке «свой дом» становится не только показателем социального статуса, но и проявлением страсти к богатству. Землянка – общая со стариком собственность, и только здесь присутствует домашняя обстановка. Сказка Пушкина задаёт проблему: нравственно ли благополучие старухи. И что лучше: быть «чёрной крестьянкой» или «столбовой дворянкой»?
    • Развитие действия в данной сказке связано с чудесно..." target="_blank"> 21.
      • Развитие действия в данной сказке связано с чудесной рыбкой. Для обозначения волшебства используется эпитет «золотой». К ней с просьбой обращается старик, которому она не может отказать, а одаривается старуха. Символический образ поставлен в сложную нравственную ситуацию – отсюда это изображение нарастающего гнева через картины меняющегося моря.
      • Пушкин также рисует психологический контраст доброго и кроткого, бескорыстного старика и злой, жадной, сварливой старухи. На протяжении сказки у старика, как и у рыбки, неуклонно нарастает возмущение, переходящее в гнев. Но старик вынужден подчиниться условиям общественного неравенства и вести себя со своей женой как холоп («Не садился не в свои сани!»).
      Содержание
    • 23. Сказка о царе Салтане
    • Царь Салтан добродушен, доверчив. Главное в характе..." target="_blank"> 24.
      • Царь Салтан добродушен, доверчив. Главное в характере этого героя – доброта и преданность. Обращаясь к гостям –корабельщикам с одним и тем же вопросом, он надеется услышать весть о жене. А найдя её на острове, он испытывает большой душевное потрясение.
      • Царь глядит – и узнаёт…
      • В нём взыграло ретивое.
      • «Что я вижу? Что такое?
      • Как?» - и дух в нём занялся,
      • Царь слезами залился…
    • Показательные отношения в семье. Гвидон, собираясь..." target="_blank"> 25.
      • Показательные отношения в семье. Гвидон, собираясь жениться, просит у матери благословления его брак. В основе взаимоотношений между поколениями в крестьянской среде лежало уважение к старикам в общине. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано ещё примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших» - писали из Тульской губернии в 19 в.
    • Сказки Пушкина – это и своего рода азбук..." target="_blank"> 26. Заключение
      • Сказки Пушкина – это и своего рода азбука национального характера, где уже содержатся коренные вопросы нравственной жизни; и – музыкальное произведение, поистине симфония русской души: по-медвежьи неуклюжий, на насыщенный четким ритмом скомороший речитатив «Сказки о попе…», скерцозное, порой почти плясовое рондо «Салтана», заунывный и протяжный напев «Сказки о рыбаке и рыбке», акварельное адажио «Сказки о мёртвой царевне…», сверкающий сарказмом грозный финал «Сказки о золотом петушке». Это целый мир. Здесь своя земля, на которой живут цари и мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, повелители и холуи, да ещё целый животный мир – зайцы, волки, собаки серые утки.
      • Здесь и морская стихия тоже своя и тоже заселённая – то чертями, а то богатырями, и она изменчива от сказки к сказке, как от погоды к погоде: то безликое и пассивное поле деятельности человека, то синий простор, несущий на себе весёлые кораблики, то мугучая и высокая сила.
      • Здесь свои небеса, в которых живут Солнце и Месяц. Солнце вежливое и ласковое, Месяц – доброжелательный и учтивый, но, пожалуй, педантичный и холодоватый.
      • Здесь, наконец, своя вселенная: «В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт…». Наивное, грандиозное мироздание, похожее на Книгу Бытия («была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водой»). А в центре сферического мира, как на иконе, - мать и дитя.
    • Достоевский писал о Пушкине: «Значение его в русск..." target="_blank"> 28.
      • Достоевский писал о Пушкине: «Значение его в русском развитии глубоко знаменательно. Для всех русских он живое уяснение, во всей художественной полноте, что такое дух русский, куда стремятся все его силы и какой именно идеал русского человека». Сказки Пушкина помогают понять его творчество как одно из выдающихся проявлений духовной энергии России.
      Содержание
    • Азадовский М. К. Пушкин..." target="_blank"> 29. Использованная литература
      • Азадовский М. К. Пушкин и фольклор; Источники сказок Пушкина. – Л., 1986;
      • Гукасова А. Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. – М., 1995.
      • Коровина В. Я. Изучение сказок Пушкина в школе. – М., 1994;
      • Леонова Т. Г. Фольклорно-литературный синтез в поэтических сказках А. С. ПушкинаРусская литературная сказка XIX века в её отношении к народной сказке. – Томск, 1999.
      • Лупанова И. П. Сказочник Александр Пушкин//Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины 19 века. – Петрозаводск, 1988.
      Содержание

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении